Справочник от Автор24
Философия

Конспект лекции
«Уровни и формы абстрактного мышления»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по философии / Уровни и формы абстрактного мышления

Выбери формат для чтения

pdf

Конспект лекции по дисциплине «Уровни и формы абстрактного мышления», pdf

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Уровни и формы абстрактного мышления». pdf

txt

Конспект лекции по дисциплине «Уровни и формы абстрактного мышления», текстовый формат

ЛЕКЦИЯ 4 АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ФОРМЫ План 1 Понятие «мышление». 2 Уровни абстрактного мышления: рассудок и разум. 3 Понятие «формы мышления». 4 Элементарные формы рационального мышления. 5 Сложные формы рационального мышления. 1 Понятие «мышление». Научная деятельность основывается на способности человека к абстрактному мышлению. Мышление – это активный процесс обобщенного и опосредованного отражения закономерных связей действительности и их выражение в системе абстракций (понятий, законов, категорий и др.). Мышление не является природным свойством человека, а представляет собой функцию социального субъекта. 2 Уровни абстрактного мышления Традиционно выделяют два уровня мышления: 1) разум; 2) рассудок. Рассудок – уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах заданной схемы. Это способность четко и последовательно рассуждать, правильно формулировать мысли, систематизировать факты. Разум – высший уровень рационального познания, для которого характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их природы. Для разума характерно выявление причин и движущих сил изучаемых явлений, объединение отдельных фрагментов в целостное представление. Процесс развития мышления включает взаимопереход рассудка и разума. Переход рассудка в разум проявляется при выдвижении новых, неординарных идей, в процессе выхода за пределы сложившейся системы знаний. Переход разума в рассудок связан с процедурой перевода и формализации тех знаний, которые прошли апробацию и подтверждаются практикой. 3 Понятие «формы мышления». Формы мышления – это способы отражения действительности посредством абстракций. В научной деятельности выделяют элементарные и сложные формы мышления. К элементарным формам относятся понятия, суждения и умозаключения, на основании которых строятся более сложные формы – проблемы, гипотезы, теории и др. 4 Элементарные формы мышления Понятие – форма выражения мышления, отражающая общие, существенные признаки явлений одного рода. Это признак или свойство, зафиксированное в виде определения. Понятие выражает такие признаки явления (необходимые и достаточные), которые позволяют отличать данное явление от любого другого. Суждение – форма мышления, отражающая любые свойства и признаки явления. Суждения могут быть истинными или ложными. Понятия и суждения выступают элементами при построении умозаключений. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также в виде суждения). Научные умозаключения в зависимости от направления движения мысли бывают индуктивными (от частного к общему) и дедуктивными (от общего к частному). 5 Сложные формы рационального мышления Проблема – форма теоретического знания, содержанием которого является то, что необходимо познать. Это знание о незнании. Данная форма теоретического познания предполагает два вида процессов: формулирование проблемы и еѐ решение. Умение логично и четко определить проблему – необходимая предпосылка еѐ успешного решения. Научные проблемы могут возникать в следующих ситуациях:  наличия противоречий между теорией и практикой;  наличия противоречий внутри отдельной теории;  наличия противоречий между двумя или несколькими теориями;  в случае несоответствия предмета и метода исследования;  в случае исследования сложных, развивающихся объектов. Необходимо отметить, что помимо теоретических проблем существуют практические проблемы, и, кроме того, научные проблемы необходимо отличать от ненаучных. Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, значение которого необходимо доказать. Гипотетическое знание носит вероятностный характер, требует проверки и обоснования. В ходе доказательства одни гипотезы становятся истинными теориями, другие – уточняются, видоизменяются и конкретизируются, третьи – отбрасываются, превращаясь в заблуждения. Гипотеза как форма теоретического знания должна удовлетворять следующим условиям:  должна соответствовать установленным в науке законам;  должна быть согласована с фактами, на основании которых и для объяснения которых она выдвинута;  не должна содержать противоречий, запрещенных законами формальной логики;  должна быть приложима к более широкому классу исследуемых объектов, чем те, для объяснения которых она выдвинута;  должна допускать возможность еѐ подтверждения или опровержения;  формулировка гипотезы должна быть корректной, не допускать произвольных, субъективистских допущений. Гипотеза возникает одновременно с оригинальной идеей исследования и еѐ выражает. Выделяют различные виды и типы гипотез: дедуктивные, индуктивные, описательные, объяснительные, гипотезы теоретического характера и др. Теория – форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей между элементами определенной области действительности. В узком смысле «теория» – совокупность научных положений о какихлибо явлениях; система взглядов по какому-либо вопросу. Выделяют следующие основные элементы теории: 1) исходные основания (фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы и т.д.); 2) идеализированный объект (абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемого явления); 3) логика теории (совокупность правил и способов доказательств, применяемых при получении знаний); 4) философские установки и ценностные ориентиры; 5) совокупность законов и утверждений, выводимых в качестве следствий из данной теории.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Философия

Теория познания: основные проблемы и направления

Тема 5. Теория познания: основные проблемы и направления Основные вопросы: 1. Познание. Объект и субъект познания. Чувственное и логическое познание. ...

Психология

Воображение; мышление

Раздел 6. Воображение. Мышление 1. Понятие о мышлении Мышление — это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психич...

Философия

Гносеология; состав и структура знания

Гносеология (учение о познании) Состав и структура знания. Вопрос 1. Теория познания, как философская дисциплина. Познание - это активное, целенаправл...

Философия

Методы, законы и категории философии

определённого метода познания и методологии. Поэтому методология познания – это совокупность познавательных средств, методов приёмов, используемых в к...

Педагогика

Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогических исследований

Лекция 5. Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогических исследований Вопросы лекции: 5.1. Сущность и специфика теоретическ...

Педагогика

Методы научного познания

Лекция 3. Методы научного познания Вопросы лекции: 3.1. Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. 3.2. Классификация мет...

Микро-, макроэкономика

Предмет, метод и базовые понятия микроэкономики

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ Тема 1. Предмет, метод и базовые понятия микроэкономики Лекция № 1. 1. Экономика и экономическая теория. Экономика – это система про...

Педагогика

Методы обработки, анализа, интерпретации и оформления исследования

Методы обработки, анализа, интерпретации и оформления исследования План Введение…………………………………………………………………….3 1. Методы обработки исследования………………………...

Философия

Возникновение науки: условия и предпосылки

План лекций по истории и философии науки. Лекция 1. Возникновение науки: условия и предпосылки. Миф, логос, преднаука, античная наука. Особенности дре...

Естествознание

Методология и методы научного исследования

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ по дисциплине «Основы научных исследований» направление подготовки (специалитет) 20.05.01 «Пожарная безо...

Смотреть все