Учение о бытии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Бытие – философская категория, которая выражает проблему существования в ее общем виде.
Онтология - это учение о бытии, она отвечает на вопрос: Что есть бытие? Или: Что есть "истинно сущее"? Этот вопрос подразумевает, что у всех вещей, которые существуют в мире, при всем их многообразии есть нечто общее - то, что позволяет им существовать, быть.
В истории философии создано немало разных теорий реальности. Они отличаются друг от друга, прежде всего тем, что берется за первооснову. Здесь существует два крайних варианта – если за основу всего принимается материя, то такое учение является материалистическим, если дух, то – идеалистическим. Философские учения, которые полагают, что существует только одно начало, называются монистическими, два начала – дуализм, множество начал – плюрализм. Различают материалистический и идеалистический монизм. Материалисты утверждают, что существует только одно начало - материя. Идеалисты считают, что существует одно начало - дух. Философские учения, которые утверждают, что существует два начала - материя и дух - называют дуалистическими.
С мифологической точки зрения мир устроен так, что все события, которые в нем происходят, - это результат вмешательства многочисленных богов, капризных личностей, похожих на людей. Каждый из них управляет какой-то частью мира, а законов природы нет. С возникновением философии происходит поворот «от мифа к логосу». Объяснение действительности, связанное со ссылкой на антропоморфных богов, сменяется поисками естественных рациональных принципов, способных истолковать миропорядок и место в нем человека.
Рассматривая окружающую природу, отдельные предметы и явления, древнегреческие мыслители видели их изменчивость, непостоянство, но они полагали, что за этой изменчивостью скрывается некая единая, постоянная основа или первоначало, которое их объединяет и которое является первой причиной всех многообразных явлений.
Проблема субстанции
Субстанция – это первоначало, первопричина всего существующего. Категория субстанции выражает идею единства бытия, обозначает источник единства и многообразия бытия, основу мироздания.
Проблема соотношения материальных и духовных (идеальных) явлений получила название основного вопроса философии (ОВФ). (Одна из формулировок ОВФ: Что лежит в основе мира: материальное или духовное начало?)
В зависимости от того, как понималось это соотношение, в философии сложились два противоположных направления – идеализм и материализм.
Идеализм - философское направление, считающее духовное начало (дух, сознание, идеи) первичной основой бытия.
Объективный идеализм считает, что субстанцией мира является не зависящее от человека духовное начало. Представители: Платон, Гегель.
Субъективный идеализм считает, что мир есть проекция комплекса человеческих ощущений. Представители: Беркли, Юм.
Материализм – философское направление, основанное на признании первичности материальных явлений (материи) по отношению к духовным (сознанию). Представители: Демокрит, Эпикур, К. Маркс.
Монизм – философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу. Например, идеалистический или материалистический монизм.
Дуализм признает материю и сознание независимыми друг от друга субстанциями, выступает за равноправие двух начал – материального и духовного (Декарт).
Плюрализм - философская концепция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия (Лейбниц).
Особенностью древнегреческой философии в начальный период ее развития является стремление понять сущность природы, космоса. Основная проблема, которую решают ранние мыслители - проблема первоначала, из которого все произошло. У Фалеса – это вода, у Анаксимена – воздух, у Анаксимандра – апейрон, у Гераклита – огонь.
Пифагор считал началом всего сущего число. Пифагорейцы объясняли сущность всех вещей с помощью чисел и их соотношений. Согласно их учению, принципы математики являются одновременно и принципами мира, а числовые отношения – пропорции – отражением гармонии мира.
Первоначалом мира Гераклит считал огонь, который в то же время есть душа и логос (разум). Путем сгущения из огня возникают все вещи, путем разряжения в него возвращаются. Гераклит высказал идею о непрерывном изменении, становлении («все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»). Такое понимание мира называется диалектическим.
В учении элеатов – Ксенофана, Парменида и Зенона – бытие – то, что познается разумом, а не с помощью органов чувств. Чувственному восприятию дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное. Вечное, неизменное доступно лишь мышлению. Согласно Пармениду, «одно и то же есть мысль и то, о чем она мыслит».
Основные положения учения элеатов:
Бытие есть, а небытия нет;
2) Бытие едино, неделимо (как мысль о нем, и поэтому неизменно, неподвижно, остается тождественным самому себе );
3) Бытие познаваемо, а небытие непознаваемо (небытия нет для разума, значит оно не существует. Мышление – это способность постигать единство. Чувственному восприятию открывается лишь множественность).
Ученик Парменида Зенон выдвинул ряд апорий (парадоксальных положений), с помощью которых хотел доказать, что движение иллюзорно. По его мнению, множественность и движение нельзя мыслить без противоречия, значит они не есть бытие. Наиболее известные апории – «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела».
Древнегреческий философ Демокрит считал, что основой бытия является атом (атомос (греч.) - неделимое). Атом – наименьшая неделимая физическая частица. Все существующее представляет собой движение атомов, которые различаются по форме, величине, месту и расположению, находятся в пустом пространстве в вечном движении. Мир атомов познается только разумом.
Классический период древнегреческой философии начинается с Сократа (470-399 до н.э.). Сократ был величайшим софистом, так как он решительно отвергал господство внешнего авторитета, традиции. Но он был и противником софистов, потому что для него истина была важнее личного мнения. Личность тогда будет достойной, когда будет жить по идее, общей и обязательной для всех и каждого. Воля личности должна быть направлена к цели высшего блага.
Сократ не создал своей онтологической теории. Однако он является одним из самых влиятельных мыслителей в истории западной философии, потому что он дал философии метод. С помощью своих вопросов, Сократ помогает собеседнику продвигаться к правильному определению, которое схватывает общее и существенное в явлении.
Ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.) убежден, что любая вещь является тем, что она есть, благодаря свой идее, которая является ее причиной, ее сущностью. Не надо путать эти идеи с идеями в наших головах - платоновские идеи существуют объективно, т.е. независимо от нашего сознания и воли.
Идеи вечны, не подвержены движению или изменению. Идеи бестелесны, существуют в особом трансцендентном мире – вне физического мира, вне пространства и времени. Они являются прообразами для вещей. Одна и та же идея воплощается во многих отдельных вещах.
Платон постулирует два мира: 1) невидимый мир идей, который постигается только разумом (Бытие), 2) феноменальный, видимый мир, мир чувственно воспринимаемых вещей (Становление). Мир идей является подлинным бытием, мир видимых вещей подчинен миру идей.
Идеи образуют иерархию, частные идеи подчинены более общим, вплоть до идеи Блага на вершине иерархии. От Блага идеи, а вместе с ними и весь мир, получают свое бытие и свою ценность. Оно придает всему сущему порядок, меру и единство.
Свою модель бытия Платон изображает графически: линия, поделенная пополам, символизирует разделение бытия на видимый и невидимый мир. Полученные отрезки в свою очередь, делятся, символизируя степени бытия и подлинности. Тех, кто отрицает существование высшей реальности, недоступной зрению, слуху и осязанию, Платон сравнивает с пленниками в пещере.
Аристотель (384-322 до н.э.) был учеником Платона. В своем труде «Метафизика» он критикует теорию идей своего учителя. Главная проблема, по мнению Аристотеля, это проблема разделения идеи и вещи. Платон поместил причины вещей (идеи) в умопостигаемом мире и таким образом отделил их от вещей, причинами которых они якобы являются.
Аристотель, развивая учение Платона, преодолевает разрыв между миром идей и миром вещей. Сущность вещи находится в самой вещи. Познание должно быть обращено на чувственно воспринимаемые вещи. Аристотель представляет мир природы, данный нам в чувственном опыте, как подлинно реальный. Мир природы может быть объяснен без обращения к потустороннему миру.
Сущность вещи - это устойчивое в ней, носитель всех ее свойств. Вещь может находиться в разных состояниях, в разных отношениях с другими вещами, но сущность ее от этого не меняется. Сущность - это индивидуум, носитель свойств данной отдельной вещи. Раскрывая сущность вещи, мы даем ей определение через род и вид. Роды и виды - это сущности во вторичном смысле.
С понятием сущности у Аристотеля связаны определенные трудности. Единичное не может быть предметом науки, поскольку предметом науки является общее. В таком случае сущность – это скорее род или вид. Общее является предметом науки, однако оно не имеет самостоятельного существования (ведь Аристотель отверг учение Платона, согласно которому общее (идея) реально существует).
Аристотелю не удалось согласовать между собой эти две трактовки сущности. В средние века из этой двойственности аристотелевского учения возникло два направления в онтологии: номинализм и реализм.
Вместо дуализма идеи и вещи Аристотель вводит дуализм материи и формы. В материи заложена лишь возможность. Чтобы из возможности возникло что-то действительное, материю должна ограничить форма. Каждая вещь стремится принять определенную форму, которая является его назначением или целью. Процесс становления вещи из материи и формы Аристотель называет энтелехией. Аристотель считал, что существует четыре причины становления:
1) материальная причина (causa materialis). Всякая вещь состоит из материи.
2) формальная причина (causa formalis) Вещь получает свою определенность благодаря своей форме.
3) действующая причина (causa efficiens) Это то, что приводит вещь в движение.
4) целевая причина (causa finalis) Ни одно изменение вещи не происходит без цели.
Телеологией ( от греческого слова telos - конец, цель) называется представление, что все в мире движется к конечной цели, к совершенству.
Каждый объект стремится к достижению конечной цели. Любые изменения объекта можно понять, только зная его цель. Конечной целью всех изменений всех объектов является Бог. Бог как совершенная сущность не содержит материи и потому не подвержен изменениям, вместе с тем он является причиной движения всего остального во вселенной.
Термин «метафизика» возник случайно: в 1 в. до н.э. Андроник Родосский в своем издании сочинений Аристотеля книги, посвященные первым принципам, расположил после «Физики» и он дал им простое наименование: "то, что следует за физикой". Сам Аристотель, который жил двумя веками раньше, не использовал слово "метафизика". Он называл дисциплину, которой был посвящен трактат, первой философией, или мудростью. Термин «метафизика» иногда используют как синоним «онтологии».