Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Учение о бытии

  • 👀 648 просмотров
  • 📌 599 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Учение о бытии» docx
Тема 1. Учение о бытии Термин «онтология», происходящий от сочетания древнегреческих слов «онтос» (сущее) и «логос» (знание), обозначает «знание о сущем». Другими словами, онтология понимается как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия. Сложность онтологии состоит в том, что само понятие «бытие» в философии эволюционировало и меняло свое содержание. В своих истоках философия, стремясь объяснить мир естественными причинами, во многом обращалась к исследованию непосредственной физической сущности мира. Это выражалось, прежде всего, в поиске субстанционального начала, под чем, чаще всего, мыслились стихии. Так, Фалес «началом всех вещей» считал воду, Анаксимен – воздух. Анаксимандр обезличивает стихию, говорит о некотором апейроне. «Апейрон» обозначает беспредельную, неопределенную, бескачественную материю и находится в вечном движении. Апейрон вечен; он лежит в основе происхождения всего существующего, в том числе и самой жизни. Но, несмотря на свою безличность, «апейрон» также физичен. Однако при обращении к стихиям как основам этого мира, философия чувствует постоянный разрыв: между физической сущностью основы мира и физической сущностью конкретных вещей, а так же между непосредственной физической сущностью и тем отражением ее, которое человек имеет в познании и т.д. Ситуация усугубляется по мере развития рационального осмысления мира. В частности, у Гераклита в качестве субстанции выступает огонь. Как следствие главной характеристикой всего мира становится изменчивость. Но тогда человеческое познание, а следом и человеческое существование ставится под очень большое сомнение: если мир абсолютно изменчив, то в таком мире ориентация человека не возможна, на что и указывает Кратил в своем индетерминизме. По его мнению, когда я буду произносить название вещи, она может претерпеть изменения и стать чем-либо иным. Равно изменюсь и я. Поэтому мир и я оказываемся несоизмеримыми. Но на деле мир демонстрирует преемственность своих изменений, оставаясь самим собой, а человек в нем успешно ориентируется. Поэтому философия делает вывод: очевидно изменчивость кажущаяся. Впервые четко формулируется задача философии: за кажущимся обнаруживать мир таким, каков он есть. В школе элеатов появляется термин «бытие», который призван обозначать такое реальное бытие. И в ранней философии начинает закладываться иная традиция постижения мира – через учение о соотношении бытия и мышления. Сам Гераклит видит такую точку пересечения в слове. Но первоначально наиболее полным учением о бытии было учение Парменида. Бытие – это мышление, а тогда не бытия нет, ибо если я допускаю, что не бытие есть потому, что бытие и не бытие тождественны, то это нелепо, потому что одно и тоже одновременно и существуют и не существует. Если же я допускаю не бытие, что оно просто существует, то тогда своим мышлением я обращаю его в бытие, т.к. бытие и есть мышление. Никакого прямого антипода, т.е абсолютного не существования попросту нет. Такими своими рассуждениями Парменид впервые разводит реальную сущность и мысль об этой сущности, а это позволяет Аристотелю заключить, что бытие это лишь абстракция, тогда когда реально существует бытие чего-либо конкретного. Мир представляет собой реальное существование отдельных, материальных и духовных, предметов и явлений, бытие же – это абстракция, которая лежит в основе решения общих вопросов о мире. Бытие – это фундаментальный принцип объяснения. Оно – непреходяще, как непреходяща сама природа, а существование вещей и предметов в мире – преходяще. Бытие просто есть, существует. Всеобщность же бытия проявляется через единичное существование конкретных предметов. И уже с этого момента бытие не просто указывает на реальность существования, но и обязательно на взаимосвязь всего со всем в этом мире. Бытие полностью утрачивает свою физическую сущность, это не бог, не материя, не вещь, но при этом оно также объективно, как объективен мир. И после этого в истории философии бытие начинает символично набирать содержание. В теоцентризме подлинное бытие за богом через соответствующие божественные характеристики. В антропоцентризме бытие анализируется на примерах существования, включенности человека в мир. В социоцентризме – через анализ социального бытия. Помимо этого в отдельных философских школах конкретизируется бытие той или иной части мира. Например, в классической философии в системе Гегеля детально структурировано бытие идеального Гегель начинает с понятия «чистого бытия», пустой мысли. Эта бессодержательная мысль приравнивается к «ничто». Бытие переходит в ничто. Подвижное единство бытия и ничто Гегель называет «становлением». Итогом становления оказывается «наличное бытие», которое, в отличие от чистого бытия, уже имеет некую качественную определенность. Начинается развитие абсолютной идеи, которая в собственном развитии познает саму себя. Природа – это инобытие абсолютной идеи, которая отрицает себя в природное существование. Далее происходит отрицание природы в Дух. Философия духа Гегеля состоит из трех частей: философии субъективного, объективного и абсолютного духа. В философии Платона бытие предстает перед нами в виде двух различных, но определенным образом взаимосвязанных миров. Первый мир – это мир единичных предметов, воспринимаемых и познающихся человеком с помощью чувств. Однако все богатство бытия не сводится к нему. Есть еще второй мир - мир подлинного бытия, представляющий собой совокупность идей, или сущностей, воплощением которых является все многообразие мира. Процесс познания, по Платону, — это процесс интеллектуального восхождения к истинно сущим видам бытия, совпадающим с идеями различных уровней. При анализе содержательных сторон бытия проясняется значимость этой категории в структуре философского знания. Бытие указывает на то, что мир есть сейчас и всегда, здесь и везде, и в мире равноправно реально материальное и идеальное. В своей констатации реальности существования, бытие, прежде всего, указывает на противоречивую сложность существования как такового. Существование включает в себя процессы возникновения и уничтожения. Это заставляет допустить существование не-бытия. Современная философия утверждает, что антипода бытия нет, но само бытие проявляет себя через не-бытие. Последнее есть формы инобытия. Например, в качестве таких форм инобытия выступают: предпосылки и их реализация в развитии, взятые во временных характеристиках; противоречивость формы в отношении содержания; .качественная ограниченность иного. Бытие и инобытие тесно взаимосвязаны, а их взаимосвязь отражает специфику целостности мира и особенности его развития. Бытие как характеристика мира подчеркивает уникальность всего сущего. Для этого можно выделить типы бытия: 1. бытие вещей; где выделяют бытие вещей созданных природой (объективность существования), далее бытие природы (вечность и бесконечность), и бытие вещей созданных человеком (наличие исторического времени и обязательное присутствие идеального фактора). 2. бытие человека, где выделяют бытие человека как природного тела (подчиненность общим законам жизни) и собственно человеческое бытие (способность постоянного выхода за пределы собственного Я). 3. бытие идеального, где выделяют бытие индивидуально идеального, которое ассоциируется с человеческим сознанием (идеальность, необходимость материализации, общественный характер происхождения) и уровень бытия объективно идеального, которое ассоциируется либо с общественным сознанием (все характеристики первого подуровня пропускаются через объективность), либо с информацией (процессуальность). 4. бытие социального, где выделяют бытие личности (соотношение свободы и ответственности) и бытие социума (деятельность человека как субстанциональная основа социального бытия). Структурность бытия проявляется в существовании различных форм материальных систем, которые имеют свои специфические связи. Неорганическая природа представляет собой движение разнообразных элементарных частиц и полей, атомов и молекул, макроскопических тел, планетарные изменения. Можно, двигаясь по ступеням от более простого к более сложному, выделить следующие последовательные структу ные уровни в ней: вакуумный – субмикроэлементарный – микроэлементарный – ядерный – атомный – молекулярный – макроуровень – мегауровень (планеты, галактики, метагалактики и т. д.). Живая природа — это различного рода биологические процессы и явления. Она включена в неживую природу, но начинается как бы с иного ее уровня. Если в неживой природе нижней ступенью является субмикроэлементарный уровень, то здесь – молекулярный. Если элементарные частицы имеют размеры 10 в степени -14 см, то молекулы – 10 степени -7. Соответственно последовательные уровни выглядят следующим образом: молекулярный – клеточный – микроорганизменный – тканевый – организменно-популяционный – биоценозный – биосферный. В социуме мы также можем выделить уровни: индивид – семья – коллектив – класс – нация – государство – этнос – человечество в целом. В структуре основных сфер общественной жизни выделяют материальное производство, науку, социальную, духовную и политическую сферы, имеющие соответственно свои структуры. Существует особый структурный уровень идей, идеалов и ценностей, которые имеют свои материальные носители (вещи, книги, электронные носители информации, живые люди и научные коллективы, общество в целом). Т.к. бытие одновременно указывает на взаимосвязь, именно бытие характеризует целостность мира. В философских системах это часто определяется через модели единства мира: 1. мифопоэтическая или образная модель единства мира. Здесь мир един благодаря тождеству всего со всем, благодаря универсальности количественных характеристик, благодаря единству естественного и сверхъестественного. Эта модель скорее поэтическая, чем философская. 2.субстратная (вещественная) модель единства мира. Мир един благодаря однородности своего вещественного состава. Данные современной науки показывают, что объекты неживой природы во всей Вселенной состоят из одинаковых химических элементов. Раскрытие внутренней структуры атома, открытие новых элементарных частиц позволяют ставить вопрос о создании единой теории элементарных частиц, описывающей субстратное единство элементов. В биологии генетические исследования показывают, что в основе всех живых организмов лежит генетический код, состоящий из четырех аминокислот. Устанавливается тождественность физико-химического состава живой и неживой материи и т. д. Наконец, установлено, что все вещества и элементы мира взаимосвязаны между собой посредством электромагнитных, гравитационных и иных полей. Однако бесконечность мира опровергает претензии этой модели на универсальность: вещество так же неисчерпаемо, как и мир. 3.номологическая модель единства мира. Мир един благодаря действию неких универсальных всеобщих законов. Частные законы отдельных сфер бытия механически распространяются на понимание мира в целом. В результате Вселенная представляется абсолютно однородным образованием, что приводит к выводам о возможности полного и окончательного ее познания. Однако это противоречит имеющимся на сегодняшний день научным фактам. 4.генетическая модель единства мира. Эта модель соединяет в себе и субстрат и закон, мир един благодаря общности источника происхождения и общей направленности развития. Модель так же ограничена, так как мир качественно бесконечен. 5.субстанциональная модель единства мира. Мир един вследствие развертывания реального существования субстанции. С точки зрения философии эта модель ближе всего к реальности мира. Тема 2. Понятие субстанции в философии Все формы объективированного мировоззрения стремятся объяснить происхождение мира, который окружает человека. Философский подход принципиально отличается от мифологического и религиозного. Миф по аналогии с появлением на свет человека рассматривает рождение мира некоторым сверхъестественным началом. Религия отдает предпочтение творению мира богом. Философия с самого начала стремится объяснить происхождение мира естественным путем. Так складывается учение о субстанции (основе). Подобно тому, как прочность здания обеспечивается фундаментом, в философии субстанция обеспечивает появление мира и гарантирует его существования. Субстанция представляет собой неизменное и устойчивое единство, которое служит причиной появления всего в мире. Она автономна, вечна и бесконечна. В истории философии складываются следующие общие подходы к субстанции: субстратное (субстрат – вещество) понимание субстанции. Субстанция предстает самостоятельно наряду с миром, при этом в своей сути пассивна и вся ее значимость в возможности обеспечения однородности возникающего мира. В Милетской школе у Фалеса – это вода, у Анаксимена – воздух. Сюда же относится безличный апейрон Анаксимандра. Наиболее последовательно идея субстанции как материального субстрата в античной философии представлена в учениях Демокрита и Эпикура. В качестве субстанции выступают неизменные атомы, которые находятся в постоянном движении, именно их движение обеспечивает существование всех вещей и явлений в мире. Даже душа состоит из атомов. понимание субстанции в качестве активного начала. Субстанция – это некая организующая активная сила, благодаря чему и образовано все сущее. Это не пассивный объект воздействия и не субстрат, из которого состоят все вещи, а сознательное и волевое начало, субъект действия. Ярким примером служит монадология Лейбница. Субстанцией у него выступает монада (единица). Монада проста, неделима, следовательно, монада идеальна. Главным свойством монады выступает деятельность. Сама деятельность – это представление и стремление. Монады лежат в основе всего сущего. Монада с чувствами есть душа, с разумом – Дух. Монады предопределяют иерархию мира, которая включает в себя градацию – минералы, растения, животные, человек, Бог. рассмотрение субстанции в своеобразном синтезе первого и второго подходов. Субстанция рассматривается как порождающая неизменная основа всего конкретного множества своих модусов (состояний) и условие взаимодействия последних. Субстанция здесь замкнута сама на себя, одновременно она есть причина самой себя. Она же причина всех вещей и явлений. Такова субстанция в пантеизме Спинозы. Предельно широко все в мире делится на материальное и идеальное, поэтому субстанция, как правило, бывает либо материальной, либо идеальной. На этом основании в философии складываются концепции соответственно идеалистического или материалистического типа. Материализм – это учение, согласно которому субстанция материальна, а все идеальное является следствием ее развертывания. Концепции материалистического типа разнообразны и обусловлены сведением всего многообразия мира к материи, которая, в свою очередь, выступает либо: как конкретно-чувственное вещество (вода у Фалеса, земля у Ксенофана); как вещественные образования, не данные в чувственном опыте, однородные, дискретные, далее неделимые (атомы Демокрита, в школах французского материализма) как бесконечно делимое, непрерывное начало (в дуализме Декарта такого материальное начало характеризуется протяженностью, которая и обеспечивает непрерывность и прерывность) Общим недостатком материалистического подхода в метафизических школах является игнорирование самостоятельности и активности идеального начала. Невозможно логично, рационально объяснить и его появление. В идеализме выделяют объективный и субъективный идеализм. В объективно-идеалистических подходах можно выделить следующее понимание субстанции: абсолютная идея (Гегель); мировой разум (Анаксагор); идеи как сосредоточие общего (Платон); мировая воля (Шопенгауэр). Такое начало весьма похоже на Бога. Помимо этого в философии существуют и теистические версии объективного идеализма, где началом и концом мира признается божественный абсолют (Ф.Аквинский, Шеллинг). В объективном идеализме все в мире рассматривается как развертывание объективного идеального начала и, как правило, описывает все части мира. В субъективном идеализме понятие субстанции как активного начала бытия интерпретируется с индивидуалистических позиций и приобретает форму солипсизма. Наиболее откровенно и последовательно идеи субъективного идеализма отстаивал Дж. Беркли. Поскольку в этом мире мы можем достоверно говорить только о том, что переживается нашими чувствами и сознанием, и нет гарантии, что есть нечто еще, находящееся за пределами сознания, то быть – это значит быть воспринимаемым. Предмет есть до тех пор, пока мы его воспринимаем. Достоверно существуют лишь разнообразные идеи нашего внутреннего мира. Поэтому таких понятий как дух или материя не может быть, так как они не могут быть непосредственно восприняты нами. Здесь человеческое индивидуальное «я» фактически превращается в единственную порождающую субстанцию мироздания. Философские школы различаются и по количеству субстанций, которые выдвигаются в качестве оснований мира. В онтологии различают монизм, дуализм и плюрализм. Те философы, которые кладут в основу мира одну субстанцию, одно начало, называются монистами. Монистическое понимание единства мира в истории философии реализовалось в двух основных направлениях, о которых говорилось выше: в идеалистическом и материалистическом монизме. Наиболее последовательным вариантом идеалистического монизма является абсолютный идеализм Гегеля. Материалистический монизм в своей классической форме представлен трудами французских материалистов XVIII века. Главным недостатком всех монистических теорий является превращение выбранного начала в абсолют, существующий наряду с миром. С самого начала получается, что субстанция, которая выступает гарантом реальности существования, сама испытывает трудности в бытийной плоскости: мир характеризуется бытием, а то, что на него непохоже – это что? Помимо этого, трудно, иногда фактически невозможно объяснить переход от единого начала к реальному качественному разнообразию. Как правило, в таких системах потерян человек. Это приводит к возникновению плюралистических учений. Плюрализм в онтологии исходит из множества независимых начал, обладающих активностью и самодетерминацией, т. е. выступающих причинами самих себя. Он может быть и идеалистическим (Лейбниц), и материалистическим (Демокрит). Последовательный плюрализм удачно объясняет активность и внутреннюю свободу человека, но, в свою очередь, сталкивается с трудностями – с невозможностью объяснить происхождение множества деятельных индивидуальных субстанций, а также факт их очевидного телесного и духовного единства. Кроме того, чтобы избежать хаоса и обеспечить равноправие всем субстанциям, в плюралистических школах неизбежно присутствует Бог, на которого и возложены эти функции. Попыткой преодоления материализма и идеализма в философии является дуализм, считающий материальную и духовную субстанции – дух и материю – равноправными началами. Классический пример дуализма – учение Р. Декарта. Сотворенный мир образован, по Декарту, двумя такими несводимыми друг к другу субстанциями: духовной и материальной. Духовная субстанция неделима, вечна, ее атрибутом (главным неотделяемым свойством) выступает мышление, от которого производны все иные модусами: чувства, воображение и др. Идеи такой нематериальной субстанции врожденные, они присущи мышлению и не могут быть приобретены в опыте. К ним относится, прежде всего, идея Бога, идея числа, ряд общих понятий типа протяженности и др. Главным принципом бытия становится: Выдвинув свой знаменитый исходный принцип «Мыслю, следовательно, существую». Вторая субстанция – это материя, у которой атрибутом выступает протяженность. Материальная субстанция, напротив, бесконечно делима, и от нее производны модусы протяжения: геометрические и физические свойства мира. Протяженность проявляется как пространство и движение, а разнообразие явлений мира связано с количеством движения, которое само по себе неизменно. Иначе говоря, движение представляет собой перемещение одной части материи или тела в другое место, т. е. движение сводится к механическому пространственному перемещению. В таком физическом мире господствуют принципы и законы механики. Это принцип сохранения, означающий, что количество энергии в мире постоянно. И принцип инерции, означающий, что поскольку материя пассивна, то любое тело нуждается в толчке со стороны других тел. Два этих принципа с неизбежностью подводят Декарта к идее первотолчка. И первотолчок, и необходимость равноправия двух автономных субстанций, каждая из которых абсолютна, заставляет Декарта вводить Бога в качестве истинного первоначала мира. Таким образом, главной проблемой дуализма в объяснении мира становится вопрос о взаимодействии и взаимопроникновении противоположных субстанций, особенно применительно к человеку как к целостному существу. Другой попыткой объединения материализма и идеализма выступает пантеизм, где природа обожествляется, а Бог натурализуется. В пантеизме природа трактуется как организм, чаще всего, она еще и одушевлена. Классическим примером пантеистического объяснения мира можно считать философию Б. Спинозы, у которого субстанция является причиной самой себя, а Бог отождествляется с субстанцией. Если Бог Декарта рассматривался как внеприродное существо, привносящее в природу активность, то для Спинозы это скорее мыслящий, интеллектуальный Бог, имманентная первопричина вещей. Субстанция у Спинозы обладает двумя атрибутами: мышлением и протяженностью, что позволяет с единых позиций объяснять и природу, и разумное бытие человека. Метафизика и философия природы у него неразрывны, почти тождественны. Конечные вещи и явления – это модусы субстанции, ее проявления, свойства. Мир оказывается единым, субстанцию и модусы субстанции связывают бесконечные модусы: движение и покой; бесконечный интеллект. Мир – это необходимое следствие Бога. Трудностями пантеизма выступают: введение Бога, который подчеркивает не только абсолютность субстанции, но и ее запредельность миру; фактическое отождествление физических и психических процессов, что лишает их уникальности. Становлению современного понимания субстанции в философии во многом способствовали процессы накопления знаний в науке. При становлении естествознания атрибутами материи с необходимостью становятся наиболее устойчивые физические характеристики мира. Материя начинает мыслиться как нечто телесное, которому присущи законы притяжения, сохранения; обладающее массой покоя, инерцией. Материя вечна, бесконечна, состоит из неделимых атомов. При этом она автономна, причина самой себя. Однако, на рубеже XIX-XX веков физика ставит под сомнение универсальность таких свойств мира: рентген убедительно показывает, что вещество проницаемо, радиоактивность видимо «нарушает» закон сохранения энергии, атом разделился – открытие электрона и т.д. Но, если нет свойств, то нет и материи, которой они принадлежали. В философии это означало полное разрушение метафизического понимания субстанции. В современных философских школах субстанция мыслится не наряду с миром, а как основа, существующая через мир и обеспечивающая его единство. Например, материя реальна в общности свойства материальности. Тема 3. Философское понимание движения как универсальной характеристики мира. Развитие. Диалектика. Движение. Специфика философского понимания движения состоит в том, что под движением в системе философского знания понимается любое изменение. Движение выступает следствием универсальной характеристики – взаимодействия, поэтому оно в своей сути универсально. Отсюда в философии иное по сравнению с наукой понимание покоя. Покой выступает не отрицанием движения, а одной из его форм. Движение противоречиво, что было зафиксировано еще на заре философии. Так, Гераклит трактовал движение как возникновение и уничтожение вещей, как бесконечное становление всего сущего. А элеаты, напротив, в движении основным выделяли момент неподвижности, устойчивости. В доказательство этого Зенон разработал целую систему доказательств того, что движения в действительности нет. Например, в апории «Стрела» Зенон убедительно показывает, что всю траекторию полета стрелы следует разбить на точки пространства, в которых зафиксированная координатами стрела находится в покое. Движение суммой покоя быть не может, следовательно, движения нет. Такая противоречивость движения в сознании отражает его противоречивость в реальность. Движение – это взаимодействие изменчивости и покоя, прерывности и непрерывности. Движение разнообразно, первую квалификацию форм движения ввел Аристотель, выделяя возникновение, уничтожение и собственно движение, понимаемое как осуществление сущего, переход его из возможности в действительность. Современная философия квалифицирует движение по носителю. Поэтому выделяют механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное движение. Среди разнообразных форм движения выделяют развитие. Развитие – это упорядоченное и закономерное, необратимое и направленное изменение объекта, связанное с возникновением новых качественных тенденций существования системы. В каждом признаке этого определения заключена специфика процесса развития. Развитие не следует отождествлять с прогрессом. Прогресс связан с проблемой направленности развития и является оценкой развития. Поэтому прогресс нельзя отнести к универсальным свойствам процессов развития. В философии выделяют следующие концепции развития: эволюционистская модель, где обосновывается положение о всеобщей постепенной эволюции природы от простого к сложному; эмерджентизм, согласно которому в развитии главное – это его скачкообразный характер и принцип несводимости высшего к низшему; диалектическая концепция развития, в основе которой лежат два фундаментальных принципа, неразрывно связанных между собой: принцип развития, утверждающий, что мир представляет собой развивающуюся реальность, и принцип детерминизма, говорящий о том, что мир представляет собой упорядоченное целое, основанное на устойчивости и взаимосвязанности основных свойств бытия. Движение и развитие осуществляются по определенным общим законам, которые носят объективный характер. В философии законы развития раскрываются в диалектике. Законы диалектики формулирует в своей системе Гегель, поэтому изначально диалектика носит идеалистический характер. Впоследствии Маркс и Энгельс «переворачивают ее с головы на ноги» и утверждают, что законы развития первично объективны в материальном мире, но универсальны и для сферы идеального. Так складывается материалистическая диалектика. Существуют три всеобщих закона диалектики: закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные и закон единства и борьбы противоположностей. Законы диалектики не существуют в отрыве друг от друга. Единство этих законов проявляется в том, что любой предмет или явление есть некоторое качество, представляющее собой единство противоположных тенденций и сторон. В результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества возникает противоречие, требующее своего разрешения, преодоления. Развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением в образовавшемся новом качестве некоторых прежних свойств. Собственно диалектика состоит в поиске источника и движущих сил развития (закон взаимодействия противоположностей); в объяснении механизмов развития (закон перехода количественных изменений в качественные); в выявлении направленности развития (закон отрицания отрицания). Закон единства и борьбы противоположностей В мире универсально взаимодействие. Каждое явление, каждая вещь отграничена от другой. В ее уникальности проявляются ее свойства. Свойств множество и в силу универсальности движения они находится в процессе взаимодействия и постоянной изменчивости. Те свойства, чьи изменения противоположны по направленности, называются противоположностями. Специфика существования противоположностей состоит в том, что они находятся в борьбе (взаимоисключают друг друга) и одновременно пребывают в единстве (не могут быть друг без друга). Единство и борьба противоположностей образует противоречие. Отсюда следует, что противоречивость выступает всеобщим свойством мира и, что само противоречие находится в постоянном изменении. Существуют классификации противоречий: внутренние – внешние, антагонистические (непримиримые, неразрешимые внутри данной системы) – неантагонистические. На определенной стадии развития изменения в противоречии приводят к тому, что противоположности вступают в стадию конфликта. В этот момент они становятся тождественными (перестают быть противоположностями, обретают статус простого свойства). Именно тождество противоположностей выступает подлинным источником всякого развития. Закон перехода количественных изменений в качественные Данный закон проясняет механизмы развития, утверждая, что в процессе развития количественные изменения при определенных условиях приводят к качественным изменениям. Качество есть системная совокупность свойств, выражающая собой сущность вещи или явления. Качество – это внутренняя определенность предмета, без этих свойств предмет перестает быть данным предметом, тогда как свойство представляет собой одну из сторон качества. Свойств много, качество всегда одно. Количество – это объективная степень различия по объективным свойствам, а также характеристика со стороны пространственно-временных свойств. Количество также объективно, как и качество. Количество не выражает сущности предмета, оно лишь характеризует его свойства. Если качество предмета принадлежит только одному предмету, то количественные параметры различных предметов и явлений могут совпадать. Например, у разных предметов могут быть одинаковые размеры, окраска, набор элементов и т. д. Мы можем сравнить, например, такое живое существо, как слон, с неодушевленным предметом — постройкой, сараем, констатировав, что у них одинаковые длина, высота и ширина. Но такое сравнение будет сделано лишь по их внешним количественным характеристикам, которые безразличны в данном случае к качеству объектов, т. е. к тому, что один из них есть живое существо, а другой нет. Взаимодействие количества и качества разворачивается через меру - определенный количественный интервал, в рамках которого может существовать без изменения данное качество. На определенной стадии развития возникает конфликт нового количества и старого качества, происходит нарушение меры. Этот процесс называется скачок, который и представляет собой механизм развития. Качественное изменение есть, в сущности, возникновение нового объекта, предмета, явления. Сам Гегель говорит об «узловой линии мер», т.е. один скачок сменяется другим и так далее. Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о том, что в любом предмете или явлении происходит накопление количественных изменений, которые на определенном этапе его существования (при выходе за границы присущей предмету меры) ведут к изменению его качества, т. е. к возникновению нового предмета. Этот новый предмет обладает собственной мерой, переход через которую приводит к рождению нового предмета, делая тем самым процесс развития бесконечным. В данном процессе могут доминировать как обратимые процессы, когда гибель или разрушение одного предмета сменяется рождением ему подобного, так и необратимые, когда гибель прежней формы ведет к рождению принципиально нового качества, не бывшего ранее. Первый тип свойствен в основном неживой природе, второй — обществу и культурному развитию человечества. Закон отрицания отрицания Само слово «отрицание» в философии означает смену старого новым. Поэтому отрицание обладает следующими свойствами. Оно объективно; это самоотрицание; указывает на то, что новое в развитии всегда доминирует. Закон отрицания отрицания утверждает, что в процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через «снятие», отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой — отрицанием самого этого отрицания, так как на новой ступени и в новом качестве воспроизводит в изменившемся предмете некоторые свойства и качества ступени, подвергшейся отрицанию ранее. Иными словами, в любом развитии (регрессивном или прогрессивном) на любом уровне бытия всегда диалектически сочетаются моменты разрушения старой системы и моменты преемственности, т. е. сохранения свойств старой системы в рамках вновь возникшей при обогащении их новым качеством. Закон отрицания отрицания фиксирует очень важную сторону развития — обязательное наличие в нем элементов поступательности и одновременно цикличности, обратимости и необратимости. Именно данный закон убедительно доказывает, что схем развития, вечных круговоротов, как абсолютно замкнутых циклов в развитии нет, прогресс и регресс – оценки, которые существуют исключительно друг через друга. Значим этот закон в осознании социальных явлений. Он говорит о несостоятельности любого крайнего радикализма, нигилизма, любого грубого разрыва с традицией, всякого огульного отрицания предыдущих ступеней развития. История нашей страны полна подобными примерами, и правы те, кто в таком радикалистско-нигилистическом отношении к собственной истории видит один из источников многих трудностей, с которыми периодически сталкивается наша страна. Всякий нигилизм тенденциозен, ему несвойственно видеть в объекте отрицания никаких положительных сторон. Но последующее поколение неизбежно захочет восстановить попранную историческую справедливость, и сделает это тем масштабнее, чем одностороннее было предыдущее отрицание. Вторым принципом диалектики выступает детерминизм: признание целостности упорядоченности и закономерности мира. Детерминизму принято противопоставлять индетерминизм, как бесструктурный, бессистемный хаос (чаще связан с волей человека). Существуют разные виды детерминизма. Долгое время в философии и науке господствовал лаплассовский детерминизм как абсолютизация причинно-следственной связи, необходимости вне случайности и где свобода понималась как познанная необходимость, что вело к фатализму. Современный принцип детерминизма строится на признании не только причинно следственной связи (генетическое порождение), но и обязательно функциональные связи (корреляция). Поэтому принцип детерминизма разворачивается через законы (устойчивая повторяющаяся связь явлений) и так называемые категории, т.е. предельно общие характеристики мира. В современном детерминизме они носят парный характер, т.е. то, что случайно есть необходимо и наоборот, что возможно есть действительно и наоборот и т.д. Тема 4. Пространство и время Пространство и время всегда интересовали человека. Человек ориентируется в мире, только сосуществуя с пространством: определяет границы, измеряет, заполняет объемы и т.д. Время сопровождает каждый миг жизни. Поэтому в культуре в разные эпохи складываются множественные образы пространственно-временных характеристик мира. В мифологии пространство одухотворено и разнородно. Это не хаос и не пустота. Наоборот, оно всегда заполнено вещами, что обеспечивает безопасность пребывание в мире через его упорядочивание. В нем всегда есть «особые» места, центр, вокруг которого и разворачивается жизненное пространство. Такой центр сакрален, а периферии пространства таят в себе опасности. Это вместилище и людей, и богов. Образ времени первоначально в культуре связан с осознанием смерти, конечности человека. Время человека страшит. Время – это некий поток, уносящий в небытие все сущее. У него есть начало: либо золотой век, либо изначальный хаос. Одновременно при линейности время оно циклично. Вместе пространство и время в древних мифах образуют Космос. В философии представления о пространстве и времени встречаются в большинстве учений. Если обобщить все представления, то можно их классифицировать в рамках метафизического и диалектического подходов. В метафизическом рассмотрении: пространство и время представляют собой определенные пустоты, которые могут наполняться тем или иным содержанием (Демокрит, Эпикур, Ньютон); пространство и время – это свойство раскрытия некоторой субстанции (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза); пространство и время – это просто средство упорядочения мира, т.е. порядок сосуществования сущего (Лейбниц); пространство и время – это конструкция человеческого сознания (Кант); пространство и время – сугубо субъективное переживание (Беркли). В диалектическом рассмотрении: пространство – это некая протяженность; время – это единство длительностей, некая их устойчивость. Помимо этого рассмотрение пространства и времени можно свести к двум фундаментальным подходам: один из них рассматривает пространство и время как независимые друг от друга сущности (субстанциальная концепция), другой — как нечто производное от взаимодействия движущихся тел (реляционная концепция). Примером первого подхода является концепция пространства Ньютона. У него время и пространство рассматриваются как особого рода сущности, как некоторые субстанции, существующие сами по себе, независимо от материальных объектов, но оказывающие на них существенное влияние. Они представляют собой как бы вместилище тех материальных вещей, процессов и событий, которые происходят в мире. При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство трактуется как абсолютная протяженность. В реляционной концепции пространство и время рассматриваются как особого рода отношения между объектами и процессами. Именно на таком понимании построена теория относительности Эйнштейна. Пространство и время предстают как относительные свойства бытия, зависящие от систем отсчета. Эти характеристики имеют физический смысл только для определения порядка событий, связанных материальными взаимодействиями. Кроме того, пространство и время теперь рассматриваются как имманентно взаимосвязанные друг с другом (пространственно-временной континуум). Другими словами, сами пространство и время производны от конкретных физических событий и взаимодействий. Они не являются независимыми онтологическими сущностями. Реально только физическое событие, которое можно описать в пространственно-временных характеристиках. В анализе субстанциальной и реляционной концепции можно выделить обобщенные характеристики пространства и времени. Характеристики пространства: протяженность, мерность, прерывность и непрерывность, однородность. Характеристики времени: одномерность, необратимая направленность. В характеристиках прошлого, настоящего и будущего складываются две концепции – статическая и динамическая. Статическая утверждает, что прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. Динамическая рассматривает время как стремление от прошлого через настоящее в будущее. Эти концепции связаны с многообразием пространства и времени в мире. Многообразие пространственно-временных уровней бытия Современная философия рассматривает пространственно-временные закономерности, исходя преимущественно из реляционной концепции. Поэтому философия говорит о физическом, биологическом, социальном и т. д. пространстве и времени, так как человек живет не только в мире физическом, но и в мире социальном, биологическом, духовном. Философия учитывает еще один момент: различные этносы в своих культурах по-разному описывают пространство и время. Культура, которая выражается через язык, детерминирует образы и представления о мире, в том числе и научные, окрашивает науку в национальные цвета. Например, в русском языке пространство ассоциируется с широтой, некоторой пространностью. А в немецком – с чистотой или пустотой. Иногда специфичное понимание пространства или времени определяет неповторимость общей картины культуры. Так, в Древнем Китае время трактовалось не как устремленность в будущее, а, напротив, как совокупность неоднородных статичных отрезков. Поэтому историческое время получает здесь свои личные имена, связанные с жизнью конкретных людей, прежде всего императоров. Соответственно такое понимание времени требовало и иного представления о пространстве. Пространство замыкается на себя. Соответственно, время становится цикличным. Отсюда будущее в Древнем Китае не впереди, оно уже нечто бывшее и до сих пор непревзойденное по своему совершенству. Важным для понимания пространства и времени является и факт их субъективного переживания человеком. Время может «замедляться», если человек что-либо ожидает, или бездельничает. Или «ускоряться», если дел много. Обратим внимание, что память так же способна изменять ход времени и расширять или сужать пространство. Вспоминая события, когда время «тянулось», человек отмечает, что время прошло незаметно. А, когда память обращается к стремительным дням с нехваткой времени, человек «растягивает» прошлое, чтобы вспомнить все. Мир – это многоуровневое образование. Соответственно, разные пространственно-временные отношения объективны, а их специфические отличия друг от друга определяются исключительно уникальностью уровня мира. Т.е., например, историческое или социальное время не сводится к закономерностям физического времени. Во-первых, история неоднородна, есть периоды, когда время как бы застывает, а есть периоды таких исторических преобразований, когда в жизнь одного поколения как бы вмещаются целые века. Во-вторых, насыщенность событиями и изменениями в истории постоянно нарастает, т. е. историческому времени свойственно убыстряться. Физический контекст представлений о времени и пространстве измеряется физическими часами. Поэтому физическое понятие времени, пространства значительно огрубляет процессы, происходящие в природе, что заставляет сомневаться в возможности его универсального и механического уже в естественных науках. Не случайно ученые вынуждены вводить специфицированные относительно разных областей понятия времени, которые отражают существенные характеристики именно данной области материальной действительности. Например, в научном знании устойчиво разрабатывается понятие биологического времени и пространства. Биологическое пространство специфично асимметрией (например, асимметрия правого и левого полушарий головного мозга человека). Кроме того, если в геометрическом пространстве кратчайшим соединением между двумя точками выступает прямая, то у живого кратчайший путь передачи взаимодействия (информации) может представлять собой кривую. Биологическое время еще наглядней демонстрирует невозможность передачи специфики живого физическими параметрами времени. Если в физике необратимость проявляется как наибольшая вероятность перехода системы в иное состояние, то в биологических системах необратимость выступает как универсальное и абсолютное свойство. Биологическое настоящее может быть разной продолжительности. Прошлое, настоящее и будущее у живого сосуществуют в едином организме, поэтому физическое настоящее делит биологическое настоящее на «память» и «целенаправленное поведение». На течение биологического времени оказывают влияние биологические ритмы, заданные генетикой. Физиологические циклы определяют «внутренние» биологические часы. Относительно биологических систем в настоящее время активно разрабатывается понятие органического времени, связанное с исследованием проблемы роста живых организмов, в том числе и людей. В рамках данной концепции биологическое время принято считать функцией физического времени, с помощью которой можно построить математическую модель кривой роста любого живого объекта, основанную на выделении специфических циклов. Сравнение ступеней возраста организмов позволяет сделать, например, вывод о соответствии качественного состояния организма параметрам физического времени. Другая концепция времени, которую можно обозначить как типологическая версия времени, основана на качественно ином (в отличие от физического) понимании самого характера протекания времени, например в геологии и биологии. Здесь нет физической равномерности протекания. Напротив, приходится оперировать понятиями эпохи, эры, геологического периода, стадий индивидуального развития и т. д. Так, каждый геологический период характеризуется своей флорой и фауной, каждое время года — определенными стадиями в развитии растений. Каждой стадии развития животных присущи свои наборы морфологических и физиологических признаков. Тем самым время предстает не как вместилище мира, а как сама его ткань; оно не фон, на котором происходит изменение объекта, а само это изменение. Тогда, например, психологическое время проявляет себя в изменчивости наблюдателя времени, который в определенной степени наблюдатель сам конструирует исследуемые временные процессы. Наблюдатель оказывается внутри многоуровневости времени. Например, компьютерная реальность конструируется человеком, чем она реалистичнее, тем больше степень подчинения нашего внутреннего времени, физического времени времени компьютера. Иногда нам даже не хочется покидать виртуальный мир. Совсем иное протекание геологического времени. Геологический процесс реализуется одновременно внутри физического времени, безотносительно к специфике данных объектов и внутри «реального геологического времени», которое, напротив, зависит от специфики данной развивающейся системы. Поэтому относительно геологических процессов вводится понятие «характерное время», которое отражает специфичность скорости протекания процессов в той или иной геологической системе. Таким образом, разные уровни пространства и времени определяются скоростью и ритмом особенностями строения исследуемой системы, для которой физические или астрономические параметры хотя и выступают в качестве базовых, тем не менее могут быть значительно скорректированы. Поэтому физическое описание пространственно-временных характеристик представляет собой очень абстрактную (идеализированную) модель, свойства которой не отражают реального разнообразия состояний окружающего мира и его различных слоев. Тема 5. Сознание как анализ идеального в философской картине мира Проблема сознания всегда значима в философии по следующим причинам: сознание выступает особым способом взаимодействия человека с окружающим миром; не существует человеческого бытия без сознания, независимо от тех или иных его форм; сознание выступает свойством высокоорганизованной материи; сознание человека носит общественный характер; в сознании особую роль играют процессы самосознания. Все это говорит о том, что сознание – это самая непосредственная реальность для человека в целом. При этом это та реальность, которая более всего подвижна. Она специфична тем, что для человека является наиболее легко изменяемой. Более того, при помощи сознания человек меняет себя и изменяет окружающую реальность. Все вместе свидетельствует о противоречивости процессов сознания: сознание одновременно имманентно (внутренне присуще человеку) и трансцендентно (по ту сторону от человека, оно всегда про что-то); сознание одновременно временное и вневременное; сознание является осознанным и не осознанным явлением; сознание – это субъективное и объективно социальное явление; сознание – это противоречивое единство материального и идеального. Эта противоречивость отражается и в традиционном противостоянии материализма и идеализма. В идеалистических системах сознание наделяется активностью, самостоятельностью и фактически не связано с материальными процессами. В материализме сознание зачастую трактуется вульгарно, через фактическое отождествление материального и идеального, что уничтожает специфику сознания. В частности, сознание лишено активности, без которой оно немыслимо. Прежде чем анализировать сознание, необходимо четко зафиксировать его идеальную природу. Сознание не сводится к работе мозга. Это функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром. Идеальность сознание не означает его полную автономность в мире. Напротив, сознание есть результат закономерного развития мира. В современной философии наиболее распространена концепция, рассматривающая сознание как один из видов информационного взаимодействия. В основе таких объяснений лежит теория отражения. Она утверждает, что во взаимодействиях явления или вещи оставляют друг в друге «следы», по которым возможно воспроизвести особенности воздействующего. В этих отражениях особое место занимают процессы информационного взаимодействия. Именно информационное взаимодействие следует рассматривать в качестве генетической предпосылки сознания. Информация не является ни веществом, ни энергией, ни вообще какой-либо особой субстанцией. Она целиком воплощена в каких-то материальных вещественных или энергетических явлениях, которые выступают как ее носители. Информация не может существовать без этих носителей, хотя она и отличается от их материального субстрата. Буду взаимодействием информационное взаимодействие отлично от других форм отражения тем, что «след» не просто фиксируется на входе в систему, а обязательно учитывается в ее последующем развертывании. В неживой природе, след, отпечаток воздействия одного объекта на другой, не становится для последнего каким-либо ориентиром его собственной активности. Например, воздействие солнечных лучей на камень вызывает нагревание камня, но никак не стимулирует, не пробуждает какой-либо активности камня. А вот растение тянется к солнцу, реагируя на тепло и солнечный свет. При этом информационном взаимодействии внешнее воздействие влияет на изменение состояния системы не прямо, а косвенно. Оно приводит в активное состояние внутреннюю программу движения. Различают следующие уровни информационного взаимодействия. Раздражимость. Под раздражимостью понимается способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенных раздражителей. (Например, растение закрывает или открывает свои лепестки под воздействием света и тени, изменений температуры.) Реакция организма при раздражимости происходит целиком за счет энергии самого организма. Энергия внешнего раздражителя лишь вызывает внутренний процесс. Чувствительность. Это способность ощущения. Это отражение присуще животным. Животные реагируют не только на факторы, имеющие жизненную необходимость, но и и на биологически нейтральные для организма факторы, но которые несут важную информацию. Если наличие света свидетельствует о пище, животное двигается по направлению к нему, хотя сам свет не является необходимым в этой ситуации. Этот уровень информационного взаимодействия способен вызвать некую модель будущей ситуации. Психика. Психика возможна только у развитых живых существ, обладающих достаточно сложной нервной системой. Психическое отражение отлично тем, что здесь появляется ориентировочная деятельность (возможность быть выше ситуации) и психологический образ (характеризуется идеальностью, субъективностью и впоследствии отрывом от действительной ситуации). Образ не есть результат пассивного созерцания, фиксации, регистрации действительности. Он формируется в процессе активной поисковой, ориентировочной деятельности во внешнем мире, и показателем, критерием его наличия у живого существа является способность этого живого существа совершать определенные действия по отношению к внешнему миру, решая тем самым свои жизненные задачи, добиваясь своих жизненных целей. Психический образ выступает тем самым как модель, отображение внешней объективной реальности, представляя собой определенную программу возможного поведения во внешней реальности. Сознание представляет собой высшую форму психического отражения. Спецификой сознания является его общественный характер. Это означает, что психическое отражение может развиться до уровня сознания только при условиях социализации человека. Само сознание невозможно без усвоения накопленного социального опыта человечества. Идеальность сознания требует его материализации. Чаще всего сознание материализуется через язык, который представляет собой материальную знаковую систему. Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления, специфически человеческой формы освоения мира неразрывно связано, прежде всего, с возникновением и развитием разговорного языка как материального носителя, воплощения норм сознания. Только будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность. Материальное явление, материальный предмет выполняют знаковую функцию, или функцию знака, становятся знаком в том случае, если выражают некоторое содержание сознания, становятся носителем определенной социокультурной информации. В этой ситуации данное явление или предмет приобретают смысл или значение. Отдельные знаки входят в некоторые знаковые (или семиотические) системы, подчиняющиеся определенным правилам построения и развития. Таковы знаковые системы естественного (разговорного или письменного) языка, искусственных языков науки, знаковые системы в искусстве, мифологии, религии. Знак является функциональным образованием, он становится знаком, поскольку его вещественная реальность приобретает знаковую функцию. Ясно, что знаковую функцию тот или иной материальный предмет может выполнять только в контексте определенной культуры. Через знаки сознание работает с символами. Символы отличаются образностью. Знаки и символы, выражая его содержание, отражают его идеальность. Как и идеальность психического образа, идеальность смысла и значения знаков, знаково-символических систем связана, прежде всего, с тем, что эти смысл и значение выражают определенную программу действия людей, воспринимающих этот смысл и значение в данной системе культуры. Идеальность сознания проявляет себя как общность сознаваемого, т.е. как определенный идеал и как стремящееся информативное начало, которое проявляется в активности сознания Самосознание. Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, образуют разные формы той специфической характеристики человека, которая называется самосознанием. Самосознание фиксирует человека через время и пространство. В своей сущности самосознание формируется у человека через отличие от других вещей; через отличие от других я; через собственную рефлексию. Структура самосознания Самочувствие как элементарное осознание своего тела и его включенность в мир окружающих вещей и людей. Ориентация в мире с необходимостью предполагает соотнесенность некоторой «схемы мира» со «схемой тела». Самосоциализация как осознание себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому коллективу, к той или иной культуре и социальной группе. Самоидентификация как возникновение сознания Я как совершенно особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Самосознание лежит в основе целостности общества. Осознавая себя, человек вынужден видеть себя как бы со стороны. Но со стороны может видеть только другой. Даже тело человек не может полностью увидеть так, как видит его посторонний. Другими словами, человек осознает себя как отражение в зеркале. Но для этого человек должен осознавать, что в зеркале именно он. Животные не видят себя в зеркале. Получается, что человек для того, чтобы увидеть себя в этом зеркале уже должен обладать самосознанием. Последнее начинает формироваться в метафорическом зеркале – обществе других людей. Так, человек, конструируя себя, конструирует общество. А самосознание возникает в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Важно отметить, что рефлексия – это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а одновременно и изменение самого человека, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает с целью прояснения сути себя для данного человека. Человек рефлексивно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения к другим людям. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания. Таким образом, сознание следует рассматривать как сущностную характеристику человека. Сознание не существует вне жизни, оно работает в жизни. Оно закрепляет собой отношение к действительности, но и созидает эту действительность.
«Учение о бытии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot