Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

«Тьюторство в начальной школе»

  • 👀 7093 просмотра
  • 📌 7036 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: «Тьюторство в начальной школе»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине ««Тьюторство в начальной школе»» docx
Лекция «Тьюторство в начальной школе» План: 1. Особенности технологии тьюторского сопровождения в начальной школе 2. Этапы тьюторского сопровождения в начальной школе 3. Результаты тьюторского сопровождения в начальной школе 1. Технологии тьюторского сопровождения в начальной школе - это особый вид педагогического сопровождения, в ходе которого педагог-тьютор создает условия и предлагает способы для выполнения и осознания учеником младших классов своего познавательного интереса, образо-вательного запроса и действия. Современному учителю начальных классов необходимо не только знать предмет и методику его преподавания, но хорошо владеть технологиями личностно развивающего взаимодействия с детьми младшего школьного возраста, учитывая закономерности их развития, в том числе создавать условия для формирования учащимся своего образовательного заказа. Основой такого заказа может и должен стать познавательный интерес ребенка. Познавательный интерес по мнению Г.И. Щукиной - это избирательная направленность, включающая в себя мотивационный, содержательно-деятельностный и эмоционально-оценочный компоненты и возникающая при включении младших школьников в личностно значимую для них деятельность. Критерии и показатели оценки познавательного интереса могут быть определены в соответствии с его структурой (см. таблицу1). При этом критерии рассматриваются ей как обобщение признаков, на основании которых проводится оценка познавательного интереса. В колонке «Показатели» приведены некоторые проявления этих признаков, свидетельствующие о высоком уровне развития компонентов интереса. Таблица 1. Компоненты познавательного интереса Критерии Показатели Мотивационно-стимулирующий 1. Мотивы изучения предмета 2. Личностная значимость изучения предмета (субъективная значимость) 1.Наличие широких познавательных мотивов; 2. Наличие самостоятельной точки зрения на приобретение знаний в данной предметной области, сочетаемой с внутренней мотивацией Содержательно-деятельностный 1. Обучение по предмету (наличие определённых знаний, умений и навыков) 2. Особенности предпочтения различных компонентов учебной деятельности (форма, содержание или процесс предстоящей деятельности) 3. Преобладающий характер поисковой деятельности (репродуктивный или продуктивный) 4. Познавательная активность (воспроизводящая, интерпретирующая и др.) 5. Познавательная самостоятельность 1. Наличие потребности получить и применить знания по предмету в различных условиях 2. Предпочтение учеником проблемного содержания и процесса поиска решения вопроса или проблемы 3. Преобладание творческо-продуктивной деятельности 4. Наличие высокого уровня кратковременной и долговременной памяти, устойчивого внимания, логического мышления, сочетаемые со стремлением ученика удовлетворить свой познавательный запрос с помощью различных источников. 5. Самостоятельное действие и преодоление трудностей без посторонней помощи Эмоционально- оценочный 1. Эмоции (как переживает учение младший школьник) 2. Рефлексия (взгляд на свою деятельность со стороны) 1. Наличие позитивных эмоций от поглощённости и «захваченности познавательной деятельностью» 2. Наличие у учащегося способности объяснять как свои успехи, так и неудачи внутренними причинами Особенность младшего школьного возраста – наличие большого числа стихийных познавательных интересов, из которых школьник продолжает делать выбор. Стихийные интересы не отличаются глубиной и устойчивостью. Индивидуальный процесс их выбора, развития и упрочения сложно напрямую задать внешними рамками и нормами. Для него необходимо сопровождение, подразумевающее такое взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого учащийся, реализуя свой познавательный интерес, осваивает новые способы действия, приобретает компетенции, важные для дальнейшей учебы и реализации жизненных планов. Адекватные средства такой работы не могут быть найдены, пока педагог работает только в традиционной образовательной парадигме «посредника», обеспечивающего передачу от взрослых к детям некоего социального опыта, норм поведения и деятельности. Можно предположить более продуктивным иной подход, при котором педагог является не только и не столько посредником в передаче опыта, сколько «доверенным лицом» школьника, и, через тьюторское сопровождение, обеспечивает становление его субъектности, ответственности за реализацию задуманного. Условия, которые определяют эффективность роли учителя в формировании у детей интереса к знаниям, к процессу умственного труда, многообразны. Это и эмоциональность, и творческая индивидуальность учителя, и изучение психолого-педагогической литературы, передового опыта, и знание психолого-физиологических особенностей младших школьников и индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе. А также: направленность обучения не только на результат, но и на процесс получения знаний (деятельность); осуществление диагностической работы с помощью различных тестовых заданий и методик для выявления уровня развития познавательного интереса и его показателей; коррекция деятельности ученика, ее контроль и оценка; создание на уроке комфортной и дружеской атмосферы для каждого ребенка; регуляция стиля общения и поведения учителя на уроке; самосовершенствование учителя, подведение итогов своей работы, определение дальнейших перспектив, наличие программы самообразования. Однако, как показали исследования, принятие учителем оснований тьюторского подхода и реализация его на практике обеспечит приобретение младшими школьниками следующих (не свойственных младшему школьному возрасту) качественных характеристик познавательного интереса: - устойчивости (длительность, осознанный выбор); - глубины (выход в проектную или исследовательскую позицию), – обеспечит адекватный уровень готовности ребенка начальной школы к обучению в средней школе и, шире, – более высокий уровень личностного развития. Тьюторское сопровождение в начальной школе выступает как технология, ориентированная на обеспечение условий выявления, реализации и осознания индивидуальных познавательных интересов. При этом миссия педагога-тьютора (учителя, который работает в позиции тьютора) состоит не только в оказании помощи младшему школьнику в совершении выбора, но и в предупреждении ограничения свободы этого выбора. Тьюторское сопровождение в своей основной части является совместной деятельностью по выстраиванию и реализации всей цепочки шагов по развитию интереса, где ученик получает опыт его фиксации, постановки целей, интеграции для ее достижения различных ресурсов образования (в том числе и внешкольных), а в итоге – осознает процесс управления своей познавательной и образовательной деятельностью, осваивает способы развития интереса. Тьюторское сопровождение в начальных классах осуществляется на основе следующих принципов: дифференциации и индивидуализации (означает направленность на организацию деятельности с учетом личностных особенностей и запросов, интересов учащихся, ориентацию ее на расширение контактов); непрерывности (предполагает обеспечение последовательного, цикличного, своевременного содействия младшим школьникам в развитии познавательного интереса); гибкости (включение в деятельность тьюторских способов работы с интересом в соответствии с индивидуальными потребностями, мотивами и интересами); открытости (реагирование на необходимость освоения новых социальных ролей, смену позиций, осуществление подготовки не только к конкретному, но и к запасным вариантам реализации). При этом сопровождение (содействие, соучастие, сотрудничество) эффективно и нужно тогда, когда осуществляется ненавязчиво и деликатно, своевременно и грамотно, адресно и дозировано, повседневно и экстренно. 2. Этапы тьюторского сопровождения в начальной школе Этапами тьюторского сопровождения в начальной школе являются: диагностико-мотивационный, проектировочный, реализационный, аналитический. Раскроем конкретику и специфику их наполнения в соответствии с возрастом тьюторантов. Учитель, использующий тьюторскую технику, обеспечивает: выявление и фиксацию познавательного интереса младшего школьника; выявление индивидуальных проблем, связанных с познавательным интересом (диагностико-мотивационный этап); содействие в определении необходимых «проб выбора» (проектировочный); обучение младших школьников способам работы с познавательным интересом; предоставление рекомендаций о способах получения необходимой информации (проектировочный и реализационный); организацию презентации учениками полученных результатов (реализационный); совместный анализ способов и ресурсов, использованных во время работы; организацию рефлексии учащимся своей деятельности (аналитический). Ориентиры деятельности тьютора: поощрение учеников к использованию внешкольных предметных знаний и умений; возможность проб исправления ошибок, признание их ценности; установление ситуации общения и контакта с учеником; опора на выбор младшего школьника; наличие коммуникации и позитивного отношения участников друг к другу в ситуации совместной деятельности; ориентация на открытость образовательного пространства ученика, возможность его изменения, достраивания, переструктурирования (уменьшения или увеличения). Педагог-тьютор выступает как консультант учащегося. Условия для рефлексии младшим школьником успехов и неудач в достижении желаемых результатов, норм, способов и средств их достижения: возможность пересмотра и изменения учащимся своего познавательного интереса, целей, временных и содержательных перспектив, осознание новых интересов (коррекция интереса); возможность представления интереса в широких социальных кругах (выбор класса, места, события, аудитории, и т.д.); возможность проведения анализа своей деятельности в удобной форме (в классе, индивидуально, письменно, устно); возможность соотнесения собственных результатов с результатами сверстников, культурными аналогами и т.п. Продуктивность комплексного решения задач развития познавательного интереса зависит от имеющихся предпосылок, конкретных обстоятельств взаимодействия младшего школьника с учителем и сверстниками, окружающими, знакомыми и незнакомыми людьми, их готовности к различного рода преобразованиям. В процессе развития познавательного интереса важно обеспечивать многообразие содержания деятельности, форм взаимодействия и побуждать каждого школьника к проявлению субъектной позиции. В целом сконструированная технология обеспечивает индивидуализацию и развитие познавательных интересов детей, становление новых способов и форм организации познавательной деятельности. Технология является многоступенчатой, все части ее взаимосвязаны между собой и представляют определенную систему познавательного развития младшего школьника, причем иерархическая подчиненность блоков не является строго вертикальной, все деятельностные уровни достаточно тесно переплетены между собой, на каждом в большей или в меньшей степени, прямо или опосредованно, но обнаруживаются содержательные элементы предшествующих или последующих технологических ступеней. Тем самым проявляется «цикличность» представленной технологии, а также «цикличность» отдельных этапов развития интереса. Однако, несмотря на наличие явных или более скрытых структурных взаимосвязей, технология в целом представляет собой совокупность последовательных операций (способов деятельности). Последовательность и постепенность способов подразумевает их достаточное усвоение, тем самым является залогом не только успешной реализации технологической цепочки, но и развития познавательных интересов младших школьников. Представленная технология – это не законченный процесс. После подведения итогов презентации и рефлексии процесс переходит на другой виток «спирали», тем самым достигается эффект «спирали практики». Диагностико-мотивационный этап Выявление и фиксация познавательного интереса. Естественно, что у детей уже сложились какие-то познавательные предпочтения, быть может, в некоторых семьях развитие познавательных интересов входило в практику семейного воспитания, дети имеют определенный объем знаний по интересующей теме и т.д. • рамках тьюторского сопровождения ставится цель: провести фиксацию познавательного интереса не единичным и случайным образом, а последовательно и обдуманно. Результат – осознание младшим школьником своих целей, интересов и планов. Для этого используются: – способы работы учителя: работа с портфолио ученика; беседа, консультирование; диагностика, тестирование; – способы работы ученика: представление имеющегося объема знаний по теме; рассказ об истории возникновения познавательного вопроса. Проектировочный этап, служащий для организации сбора и анализа информации по теме, включает в себя следующие способы работы учителя и ученика: – способы работы учителя: нахождение вопросов в представленном материале; сужение или расширение темы; анализ «портфолио»; консультации по «портфолио»; помощь в составлении «карты» интереса; – способы работы ученика: составление карты интереса; сбор «порт- фолио»; анализ «портфолио»; выявление познавательного вопроса; определение темы выступления. Содержание некоторых способов работы учителя и ученика. Составление «карты» познавательного интереса - это выявление образовательных ресурсов, «мест», в которых ребенок может найти информацию по интересующей теме. Цель этой работы – осознание культурных средств самообразования и овладение ими, в том числе и институциональными средствами (библиотеки, кружки и т.п.). Обязательными элементами карты познавательного интереса являются: общая характеристика образовательных мест, которые могут использовать младшие школьники для пополнения недостающей информации; местоположение образовательных мест с определенными и прописанными маршрутами; нумерация образовательных мест. Сбор и анализ «портфолио» подразумевает анализ познавательного интереса ученика, основанный на подборе культурного материала по интересующей теме. Эффективность и надежность этого педагогического способа зависят от опыта учителя. Технология «портфолио» служит следующим целям: - обосновать сделанный учеником выбор (история возникновения вопроса, ожидаемые проблемы и результаты); - снабдить учеников, родителей и всех тех, кто принимает решение в отношении образования, необходимой информацией о прогрессе младшего школьника в изучении выбранной темы; - помочь учителю отследить прогресс отдельных учеников в их индивидуальных поисках; - научить ребенка систематизировать собранный им материал; - способствовать участию детей в оценке своей работы; помочь им в осознании собственной успешности и компетентности в выбранной теме; - заложить основу для многосторонней оценки общей работы ребенка; - обосновать все изменения в работе над познавательным интересом, если такие возникнут. Реализационный этап. Суть этого этапа – представление младшим школьником своего интереса другим детям и взрослым и участие в обсуждении. На этом же этапе педагог вместе с учеником определяет перспективы работы с познавательным интересом. Подготовка и презентация познавательного интереса в качестве важнейшего звена включает подготовку (написание) младшими школьниками опорного плана-конспекта, а также выступление перед аудиторией, которую выбрал сам ребенок. Как вполне приемлемый вариант допускается, что дети готовят план выступления в устной форме, которые с их слов записывает педагог, по возможности не отступая от первоисточника. Очевидно, что навыки письменной речи у учеников вторых-третьих классов развиты недостаточно, поэтому имеющаяся у ребенка информация может быть отражена в самостоятельно составленном тексте менее полно. В данном случае помощь учителя-тьютора позволяет избежать возможной ошибки при оценке того, насколько продуктивно поработал ребенок в действительности. На этом этапе важно подчеркнуть важность тьюторской помощи в оформлении презентации, выборе формы представления, отражающей не только особенности познавательного интереса, но и индивидуальность младшего школьника. Аналитический этап – анализ выступления. Возможны несколько способов организации такого анализа. Первый: из числа выступающих назначается «эксперт», специалист в данной теме. Перед групповым анализом он еще раз внимательно просматривает видеозапись выступления, осмысливает полученные результаты, а затем делится своими впечатлениями с группой. После выступления рецензента начинается коллективное обсуждение: младшие школьники размышляют о том новом, что узнали во время выступлений, отмечают наиболее интересные моменты и эпизоды, находки выступающих. Второй вариант: эксперт выступает после группы. Наконец, разговор может вести сам учитель, постепенно включая в обсуждение всех членов группы. После анализа выступления наступает стадия определения планов на будущее, включающая в себя следующие направления: определение перспектив развития познавательного интереса; определение темы (содержательных перспектив); определение сроков (временны перспектив). Этот блок, с одной стороны, завершает технологическую цепочку, а с другой, – словно становится началом нового технологического развертывания, тем самым осуществляется «спираль практики» тьюторского сопровождения. Одной из основных форм тьюторской работы на каждом этапе является проведение индивидуальных и групповых консультаций. Консультации могут проводиться с целью получения недостающей информации либо иметь личностную направленность. В консультировании обычно выделяется несколько этапов: подготовительный, установочный, диагностический, рекомендательный и контрольный. Готовясь к консультации, учитель тьютор предварительно изучает интересы младшего школьника, разрабатывает подходы к проведению будущей консультации, а по ее итогам обязательно оценивается результат. Консультации с младшими школьниками проводятся, исходя из потребностей детей, и базируются на принципах добровольности и мотивированности самого учащегося. В зависимости от особенностей консультаций и отношений, которые сложились у консультанта с младшим школьником, они могут быть достаточно регулярными или носить эпизодический характер, то есть проводиться по необходимости. Однако очень важно, чтобы разовые консультации также носили завершенный характер, то есть приводили младшего школьника к решению волнующих его проблем и указывали на дальнейший ход самостоятельных действий. При определенных условиях, наличии общих проблем, высокой степени открытости и доверия к консультанту и членам группы консультации могут носить и групповой характер. Содержание консультаций будет зависеть от этапа работы с познавательным интересом. На диагностико-мотивационном этапе тьютор анализирует познавательный интерес, его связь с образовательной историей ребенка. На проектировочном этапе помогает разобраться: что необходимо предпринять для нахождения информации, каким способом нужно воспользоваться, чем хорош именно этот способ, какие еще шаги можно предпринять. На реализационном – провести коррекцию деятельности. Также возможна индивидуальная консультация по итогам проведения презентации познавательного интереса, на которой ребенок постарается отметить сильные и слабые стороны своего выступления; успехи и трудности, которые ему удалось преодолеть; способы деятельности, использованные во время подготовки и проведения представления познавательного интереса. В технологии тьюторского сопровождения познавательных интересов младших школьников решается основная задача деятельностного подхода – развитие субъектности ученика, осознающего, что и зачем он делает. Роль пассивного зрителя, привычная на уроке, оказывается невозможной. Предлагаемая учителем программа действий и специальное сопровождение приглашает к участию, с одной стороны, довольно настойчиво, так, что это приглашение трудно не принять, а с другой, – вполне предусматривает отказ от деятельности. Выбрать – остаться сторонним наблюдателем, позволив себе расслабиться и не отнестись всерьез к заданию, вести небрежные записи, которые будут опубликованы, добровольно отказаться от поиска, ограничивая свои возможности, или приложить максимум усилий, изобретательности и включиться в творческий процесс, прожить эти мгновения и получить удовольствие от полученного результата – это и есть проявление субъектности. 3. Результаты тьюторского сопровождения в начальной школе Результаты применения технологии по отношению к младшим школьникам – это развитие познавательных интересов, культуры выбора, коммуникативных и творческих компетенций. По отношению к учителю начальных классов – повышение его функциональной грамотности в результате овладения технологией тьюторского сопровождения. У педагога проявляется желание и умение приобретать, осмысливать и эффективно использовать знания об учащихся, а также последовательно и целенаправленно строить тьюторское взаимодействие, направленное на развитие познавательного интереса, на уроке и во внеурочное время. Работа тьютора не исчерпывается собственно применением технологии тьюторского сопровождения, а также включает в себя: – создание банка информационных ресурсов подготовки и реализации работы с познавательным интересом; – доведение информации по вопросам сопровождения познавательных интересов до учителей-предметников и родителей; – составление индивидуальных договоров с родителями учащихся; – реализацию индивидуальных договоров с родителями; – мониторинг результатов тьюторского сопровождения в начальных классах и некоторые другие обязанности. Педагогом-тьютором должен быть педагог-профессионал высокого класса, с такими личностными и деятельностными характеристиками как: – аналитико-рефлексивные способности – умение структурировать проблемы саморазвития младших школьников; помогать учащемуся в его самоанализе, в самостоятельном решении проблем и принятии им ответственности за результаты работы; анализировать индивидуальные особенности учащегося и возможности преодоления его не успешности; владение рефлексивными методиками и приемами психологической работы. – коммуникативные способности: ясно выражать свои мысли и уметь слушать других; общаться с младшими школьниками на позициях диалога, уважения, эмпатии, толерантности и терпимости; спокойно разрешать конфликты; уметь строить взаимодействие в малых группах; содействовать сотрудничеству; использовать технологии межличностного общения. – организаторские способности: участвовать в реализации запланированной деятельности; видеть перспективу индивидуальной и коллективной деятельности; видеть и поддерживать интересы отдельных учащихся и групп; находить наилучшие способы деятельности и доводить дело до результата. – прогностические способности: определять возможные точки роста развития познавательного интереса младшего школьника; предвидеть результаты образовательных ситуаций; уметь выстраивать динамику развития познавательного интереса учащегося и ученического действия; прогнозировать перспективы деятельности учащегося начальных классов. Специализация труда педагогов-тьюторов может проходить по следующим основаниям: – педагог-тьютор закрепляется за определенной группой учащихся; – педагог-тьютор несет ответственность за решение определенного перечня взаимосвязанных задач. В первом случае специализация труда педагога-тьютора будет широкой, а во втором – узкой. При закреплении тьюторов за группами учащихся, сначала выделяются группы, а затем задачи, которые в отношении них необходимо выполнить тьютору. Выделение групп учеников для тьюторского сопровождения обу-славливается принципом группировки учащихся при осуществлении основного учебно-воспитательного процесса, а также общими проблемами и интересами учеников. Главным основанием для образования групп тьюторской поддержки будут служить классы. В рамках класса учащимся может быть оказана помощь с применением технологий как коллективной, так и индивидуальной форм поддержки. При работе с учащимися, особенно в индивидуальном режиме консультаций (проектная или исследовательская работа, работа с познавательным интересом), работа педагога-тьютора должна проходить в соответствии с принципами преемственности и скоординированности. Желательно, чтобы учащиеся начальных классов на протяжении 1–4-х классов имели одного постоянного педагога-тьютора. Замена педагогов-тьюторов должна осуществляться по желанию и с согласия самих учеников. Наиболее целесообразно ввести для тьюторов следующие спе-циализации: – педагог-тьютор по оказанию индивидуальной психологической помощи; – педагог-тьютор по работе с сетевыми информационными ресурсами; – педагог-тьютор дистанционного обучения; – педагог-тьютор по проведению тренингов. Лекция, рассчитана на 4 часа. Предлагаю Вам изучить материал лекции и подготовить ответы на следующие вопросы: 1. Что является предметом сопровождения в начальной школе? 2. Какие опоры и ориентиры в этой деятельности тьютора вы можете выделить? 3. Каковы принципы тьюторского сопровождения в начальной школе? Благодаря каким педагогическим установкам и средствам достигается продуктивный учет тьютором возрастных особенностей тьюторантов? 4. Какова специфика каждого из этапов тьюторского сопровождения в начальной школе? 5. Отметьте предполагаемую результативность тьюторской деятельности в начальной школе, наиболее привлекательную для вас. 6. Сделайте вывод по лекции.
««Тьюторство в начальной школе»» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 68 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot