Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема: Творчество, как средство формирования позитивных идеалов
План лекции
1. Понятие идеала в философской науке.
2. Роль и средства формирования позитивных идеалов в педагогике.
3. Творчество как средство формирования позитивных идеалов.
Основные понятия
Идеал, образец, эталон, технология воспитательного процесса, творчество, вдохновение, озарение, инсайд, самовыражение.
Цель лекции: рассмотреть творчество как средство формирования позитивных идеалов.
Текст лекции
Понятие идеала противоречиво и многогранно. Оно играет ключевую роль в понимании культуры человека и общества в целом.
С развитием философской мысли идеал определяли по-разному: «категорический императив» (Кант), «духовный климат эпохи» (Тэн), «дух эпохи» (Дворжак), «правда жизни» (Соловьев), «стандарт ценности» (Манро), «прасимвол культуры» (Шпенглер), «культурген» (Гексли).
Слово «идеал» происходит от греческого «идея», «образец», «норма». Первым в качестве философской категории его начал рассматривать И. Кант. В общефилософское употребление термин «идеал» ввел в конце ХІХ в. Ф. Шиллер для обозначения шедевра искусства.
Что же есть идеал? На современном этапе можно выделить два основных определения идеала:
Идеал – это образ сознания, определяющий способ мышления и деятельности человека. Так определяет это понятие философский энциклопедический словарь.
Идеал - совершенство, эталон, образец. Такое определение дает философская энциклопедия под редакцией А. Грицанова.
В контексте нашей лекции более актуальным является второй определение. Идеал мы будем рассматривать как некую категорию, выражающую высшую степень наилучшего, высшую степень совершенства.
Какие идеалы знакомы человеку? Наиболее часто слово «идеал» мы используем применимо к эстетическим категориям: гармонии, пропорции, изяществу, полноте и целостности произведения, воплощению художественного замысла.
Теоретик классицизма Жерар де Лересс вот так описывает идеальные вещи: «что прекрасно? Прямые деревья, изящные фонтаны, великолепные дворцы», а немецкий искусствовед Рихард Мутер отмечал, что, например, в Средневековье господствовало единое, общее понимание идеальных произведений живописи, в которых должны содержаться «длинные, тонкие фигуры, без определенного рисунка в телосложении, все линии закругленные; при этом соответственная осанка – изящная, плавно согнутая: жеманная поступь ног, едва касающихся земли».
Есть и идеалы высокого порядка. Об этом в свое время рассуждали Максим Горький, Иван Бунин, Максимилиан Волошин, Владимир Набоков и Михаил Булгаков. Одним из главных мотивов их творчества стали нравственные поиски, поиски нравственного идеала, поиск образца и ориентира. Ценность идеала в жизни человека подчеркивал Федор Михайлович Достоевский. «Без идеалов никогда не может получиться никакой хорошей действительности», - утверждал писатель.
Как вы думаете, как же формируются идеалы, те самые ориентиры, которые движут развитием человека, его желаниями на протяжении всей жизни? Первые представления об идеалах, о прекрасном, о добре и зле закладываются родителями и педагогами, начиная с дошкольных учреждений, заканчивая общеобразовательными, средними специальными и высшими.
Изучение инновационных процессов в современной педагогике свидетельствует, что самым действенным нововведением стала технологизация воспитания. Первым термин «технология воспитательного процесса» ввел известный педагог Антон Макаренко. Он считал, что «настоящий развитие педагогической науки связано с ее способностью проектировать личность», то есть предусматривать те ее качества и свойства, которые должны сформироваться в процессе воспитания.
В ряду различных педагогических средств формирования позитивных идеалов особенным потенциалом обладает творчество.
В творчестве воплощается потенциальная универсальность человека. Творчество – особый вид деятельности. Какова его цель? Создание продукта. Но характеристики этого продукта не заданы жестко и однозначно. Многим из нас известно, что для художника в широком понимании этого слова зачастую важен процесс творчества. На чем он основан? Что лежит в основе творческой деятельности? Вдохновение. Вдохновение основывается на конкретных впечатлениях, в результате чего созревают новые замыслы, необходимые для дальнейшего формирования и развития художественной личности.
В творческом процессе проявляется способность быть собой и другим, происходит отождествление себя с объектом познания, предметом творчества и объекта с собой. Русский философ Николай Александрович Бердяев обозначает творческий процесс как любовь человека и познаваемой природы. Между субъектом и объектом творчества происходит взаимопроникновение, что-то наподобие «короткого замыкания», это в художественной практике принято называть озарением, открытием, инсайдом.
Говоря о творчестве, известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский определял его как деятельность, способствующую созданию нового. Именно творчество Выготский называл тем видом деятельности человека, который делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Еще один советский психолог Александр Наумович Лук попытался раскрыть механизм творчества, разделив его на этапы. Назовем их.
Первый этап - накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулирования задачи.
Второй этап - поиски дополнительной информации.
Третий этап - поиск решения на уровне подсознания с внешним уходом от проблемы;
Четвертый этап - озарение или инсайт (внешне инсайт выглядит как логический разрыв, скачок в мышлении, получение результата, не вытекающего однозначно из посылок).
Пятый этап - верификация или проверка найденного творческого решения.
Пытаясь раскрыть причины, побуждающие человека к творчеству, французский психолог Теодюль Рибо отмечал, что «способность создавать обуславливается у человека двумя главными причинами. Первая из них, имеет характер двигательного стимула, сводится действию его потребностей, стремлений и желаний. Вторая – заключается в возможности самопроизвольного пробуждения образов, группирующихся в новые сочетания».
Разумеется, стремление или желание создать нечто могут послужить импульсом к творчеству, однако сами по себе они ничего не значат без одного важного условия – самопроизвольного воскрешения образов.
Современные ученые развили мысль, предложенную Рибо, и вывели концепцию, согласно которой ведущим мотивом творчества и фантазии является стремление к самовыражению. Сторонники концепции «самовыражения» почти во всех проявлениях творческой деятельности видят активное стремление субъекта утвердить свою личность, отстоять свое «я».
В качестве еще одного важного фактора, способствующего стремлению к творчеству, психолог и педагог Исаак Моисеевич Розет называет неудовлетворенность, которая, рождаясь из вечного стремления к юности, упорядоченности, к некоему эталону, служит важным мотивом фантазии.
Итак, творческому процессу способствует стремление к некоему эталону.
Таким образом, творчество - процесс динамичный, он зависит не только от природных задатков человека. Творчество развивается и обогащается по мере расширения сферы предметного мира, преобразуемого человеком, сферы его званий и умений.
Неоспоримой является роль творчества в изобразительном искусстве. Выдающиеся художники-педагоги задачу творческого воспитания учеников решали разными путями. Педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи Павел Петрович Чистяков полагал, «что если ученик освоил учебные изображения, то следует переходить к творческим». Исследования психологов и физиологов доказали, что восприятие, изучение и практическая работа неразрывны связаны между собой. Усвоение знаний, приобретение технических навыков и развитие творческих способностей разрывать, искусственно изолировать нельзя. Развитие должно проходить параллельно и одновременно с приобретением научных знаний и практических умений, взаимно дополняя друг друга. Здесь особое место занимают представления об идеалах, эталонах.
Известный польский кинорежиссер, лауреат многочисленных премий и автор известных кинолент Кшиштоф Занусси отметил, что только «жажда идеала», желание взять на себя ответственность поднимет человека и писателя. «Художник,- утверждал Занусси,- в душе должен открыть свою мечту. Это добро».
Самовыражение в художественном творчестве – потребность личности, причем потребность, относящаяся к категории эстетической. Само слово «потребность» – обозначает необходимость, желание творить. Потребность эта обусловлена мотивами «самореализации», неудовлетворенности и желанием действовать наперекор существующему. Процесс самовыражения в художественном творчестве не возможен без способности к творческому воображению, которое тесно связано накопленными знаниями, представлениями об идеальном.
В процессе развития искусства представления о конкретных идеалах менялись, лейтмотивом, однако, оставался поиск ориентира, неких духовных ценностей, вдохновляющих творца к созданию своего произведения. Мечта, идеал, идея добра и красоты - если этого не будет в творческом процессе, не будет и самого искусства в его высоком понимании.
Итак, давайте подведем итог. Как ученые определяют идеал и творчество?
Список рекомендуемой литературы:
1. Квятковский Д.О. Гуманистический идеал: ценностный аспект. – М.: Логос, 2014. – 132 с.
2. Гераимчук И. М. Философия творчества. - К.: ЭКМО, 2006. - 120 с.
Список использованной литературы:
1. Гераимчук И. М. Философия творчества. - К.: ЭКМО, 2006. - 120 с.
2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 434 с.
3. Квятковский Д.О. Гуманистический идеал: ценностный аспект. – М.: Логос, 2014. – 132 с.
4. Кузнецова М. А. Творчество как атрибут человеческого бытия. Волгоград – М.: ООО «Глобус», 2009. - 192 с.