Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Требования к лекции

  • 👀 658 просмотров
  • 📌 586 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Требования к лекции» docx
5. Требования к лекции 5. Понятие, содержание и требования видов занятий 5.1. Лекция – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала с демонстрацией презентации, слайдов и фильмов. Лекция должна отвечать следующим требованиям: • иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно изучаемых вопросов; • иметь необходимую идейно-теоретическую направленность; • иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом; • быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, доказательств; • быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения; • обладать внутренней убежденностью, силой логической аргументации, вызывать интерес познания, давать направления самостоятельной работы; • быть на современном уровне науки и техники, наглядной, излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов, понятий; • быть доступной для восприятия конкретной аудиторией. Структура лекции включает элементы: - организационный момент; - вступление (вводная часть); - основная часть (раскрытие основных вопросов); - заключительная часть. Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят: • формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности; • формулировка цели лекции; • изложение плана лекции, включающего наименования основных во­просов, подлежащих рассмотрению на лекции; • характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для органи­зации самостоятельной работы студентов; • ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук. Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответ­ствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концеп­туальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы ар­гументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Содержание материала определя­ется видом лекции. Заключение - подведение общего итога лекции: обобщение мате­риала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ Анализ качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лектор­ских данных преподавателя, результативности лекции. 1. Критерии оценки содержания лекции: • соответствие темы учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины; • соответствие содержания лекции теме; • научность, соответствие современному уровню развития науки; • точность используемой научной терминологии; • информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание тео­ретического материала с конкретными практическими примерами; • реализация принципа органической связи теории с практикой, рас­крытие практического значения излагаемых теоретических положений; • реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей; • связь с профилем подготовки студентов, их будущей специально­стью; • соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике; разъясняются особо сложные вопросы; дает­ся задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику и т.п.). 2. Критерии оценки методики чтения лекции: • дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответ­ствующих ему форм и методов изложения материала; • структурированность содержания лекции: наличие плана, списка ре­комендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции; • акцентирование внимания аудитории на основных положениях и вы­водах лекции; • рациональное сочетание методических приемов традиционной педа­гогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.); • логичность, доказательность и аргументированность изложения; • ясность и доступность материала с учетом подготовленности студентов; • соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и веде­ния записей студентами; • использование методов активизации мышления студентов; • использование приемов закрепления информации (повторение, вклю­чение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции); • использование записей на доске, наглядных пособий; • использование раздаточного материала на лекции; • использование технических средств обучения. 3. Критерии оценки организации лекции: • соответствие лекции учебному расписанию; • четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудито­рию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.); • четкость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку); • посещаемость лекции студентами; • дисциплина на лекции; • рациональное распределение времени на лекции (между ее частями и вопросами плана); • наличие необходимых средств наглядности и технических средств. 4. Критерии оценки руководства работой студентов на лекции: • осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций; • оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирова­ние изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз и т.п.); • просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции); • использование приемов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.); • разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее); • согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием дру­гих видов аудиторной и самостоятельной работы студентов. 5. Критерии оценки лекторских данных преподавателя: • знание предмета; • убежденность; • эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная); • степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом); • культура речи; • речевые данные, дикция; • внешний вид; • манера поведения, умение держаться перед аудиторией; • контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует); • отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.); • отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое равнодушное и т.п.). 6. Критерии оценки результативности лекции: • степень реализации плана лекции (полная, частичная); • степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов; раскрытие темы лекции; • информационно-познавательная ценность лекции; • воспитательное воздействие лекции. Полный текст лекции предполагает дословное изложение всего материала (со всеми примерами и выкладками + рекомендуемая литература).
«Требования к лекции» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Телюкина М.В.
Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot