Толерантность как философская категория
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Задание по предмету
СОЦИОЛОГИЯ.
1. Читать лекцию и ответить на вопросы семинарского занятия, - см. в конце лекции.
2. Представить задание в письменном виде ЭССЕ объем 2 страницы А-4 . ЭССЕ –это краткое описание темы данной лекции.
3. Отчет отправить по электронной почте Harisma52@mail.ru
Тема лекции. «Толерантность как философская категория и формы её проявления на примере современной России».
Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились другие, - эта незатейливая житейская мудрость заключает в себе как форму, так и содержание общей проблемы толерантности или человеческого отношения людей друг к другу. Изучение толерантности как одного из существенных социокультурных явлений традиционно начинается с исследования этимологии термина эпохи великого Вольтера, что исторически вполне заслужено. Поскольку религия и, прежде всего церковь, как социокультурный общественный институт вносят существенный вклад в формирование личности современного человека, целесообразно рассматривать толерантность в контексте значения веротерпимости на примере христианства. В этом плане особое внимание следует уделить особенностям толерантности как веротерпимости, а также функциональному влиянию религии на человека. В функционировании религии и церкви, выступающей в роли социального института, значение имеют духовно-нравственные феномены — религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила. «Тому, кто живет и действует в обществе, в союзе с другими людьми, естественно, казалось бы, расположение и умение понимать и терпеть различие наклонностей, расположений и мнений. Но это расположение и умение доступно не многим людям, ясно понимающим, что невозможно свести людские мнения к одной безусловной истине и что всякая истина с разных сторон является во множестве оттенков. Отсюда крайнее стремление к беспорядочному и одностороннему развитию каждой личности: стремление каждого усвоить себе те или другие идеи, до коих он так или иначе додумался, коих он так или иначе наслышался: это зовется убеждением или доктриною того или другого рода; а усвоивший их себе стремится распространять или применять эти идеи, отрицая все несогласное с ними безусловно. В этом смысле распространяется и усиливается в наше время дух нетерпимости к чужим убеждениям и мнениям. В обыкновенном житейском общении этому духу обособления нет большого разгула, потому что на каждом шагу стесняют его приличия и условия житейского быта. Но за то в сфере религиозных верований гуляет он свободно, и уже много произвел и производит смуты и анархии: тут, можно сказать, царствует в умах духе нетерпимости. Право личного мнения, под именем свободы совести, выражается в болезненном напряжении нервного чувства, - в упорном, бездоказательном и враждебном отрицании всего того, что с этим мнением не согласно» [10.C.20-24 Известный американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Малиновский связывал существование религиозной веры с потребностью людей в обретении смысла жизни, с их тревогой о своей судьбе. Он считал, что религия возникает из способности людей любить и заботиться о ближних, из осознания неизбежности смерти. Однако религия не только дает утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и в другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, социальное неравенство. [50.C.38. ] По мнению психоаналитика З. Фрейда главная функция религии связана с тем чувством психологической защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Суммируя приведенные точки зрения, становится ясно, что одной из важных функций, но далеко не единственной, является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и тем самым обуславливают решение проблемы толерантности как «веротерпимости». Наряду с регулятивной функцией религия и церковь выполняют еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них: мировоззренческая, — религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира; компенсаторная — религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида; интегрирующая — заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.
В условиях Российской реальности, «толерантность», и «веротерпимость», можно рассматривать как универсальные формы нравственных отношений. Кроме того, толерантность зачастую интерпретируется как «моральная добродетель», главным свойством которой является уважение права «другого» быть самим собой и быть отличным от всех. [9.] В этой связи Русская Православная Церковь, оформившись и вписавшись в систему современного общества, постоянно вступает во взаимодействие с государством и его различными структурами, представляя собой хорошо отлаженный аппарат, приспособленный для формирования мировоззрения и взглядов на многие социальные явления, в том числе и толерантность. В этих условиях толерантность становится неизбежным ответом на совместное существование различных культур, этносов и конфессий, позволяющим снизить риски конфликтов между ними и предотвратить непредсказуемые по своей разрушительности последствия такого рода столкновений как для отдельных социально-экономических и политических институтов, так и для государственности в целом. «Толерантность - в сравнении с такими ценностями как свобода, справедливость, равенство (одновременно выступающими и объектами прав человека) - менее многозначна. А это, в свою очередь, сообщает ей требуемую операциональность, позволяя на основе более или менее единообразного ее понимания как принципиального допущения различий налаживать ненасильственное этнокультурное взаимодействие», отмечает А.С.Карцов.
Для России в настоящий момент особенно важна трезвая оценка зарубежного опыта проведения политики толерантности, включая соответствующие правовые механизмы. Однако здесь, вероятно, стоит исходить из двух соображений методологического порядка. Во-первых, в каждом обществе и культуре присутствует потенциал достижения большей степени толерантности относительно той, которой они располагают на данный момент. Во-вторых, механический перенос той или иной "культуры толерантности" далеко не всегда помогает реципиенту улучшить ситуацию у себя. В – третьих, универсальных методов формирования толерантности быть не может в силу конкретно исторических и этнологических особенностей развития общества. В качестве примера проведения политики толерантности, можно привести опыт правительства Санкт-Петербурга.
В современных условиях для Санкт-Петербурга повышенное значение, в сравнении с предшествующим периодом, приобретают проблемы адаптации трудовых этнических мигрантов (особенно в первом поколении). Органичное включение этой категории жителей города в петербургскую социокультурную среду стало основной задачей проекта Программы "Толерантность 2.0", рассчитанной на 2011-2015 гг. Концепция этой Программы в большей степени нацелена на адаптацию мигрантов, приезжающих в Санкт-Петербург на долгосрочный период (в частности, с целями постоянного проживания, длительного трудоустройства, получения высшего образования и т.п.).
Центральное место в ней отведено вторичной социализации трудовых этнических мигрантов к новому месту проживания, его культуре и традициям. Ориентируя на разрешение наиболее острых проблем, возникающих в связи с устойчивым ростом миграции, проект предусматривает осуществление комплексных интеграционно-адаптационных мероприятий, направленных на включение российских и зарубежных трудовых мигрантов в новую для них культурную среду и систему социальных отношений. При этом первоочередное внимание Программа уделяет культурной, языковой и бытовой интеграции молодежи, принадлежащей к данной группе жителей города. В число целевых групп Программы включены все основные профессиональные сообщества, на которые ложится задача воспитания толерантного сознания и поведения (сотрудники правоохранительных органов; государственные служащие, оказывающие услуги мигрантам; работники детских воспитательных и образовательных учреждений; активисты профильных неправительственных организаций; работодатели, использующие труд этнических мигрантов и тем самым вовлеченные в процесс их адаптации).
Предусматриваемая проектом «Толерантность» политика интеграции мигрантов в городское сообщество включает в себя четыре направления:
1. Инструментальная интеграция — знание русского языка, социальной инфраструктуры, имеющихся предложений для мигрантов в сфере занятости.
1. Экономическая интеграция - доступ к петербургскому рынку труда, системе повышения квалификации или переквалификации и образованию в целом.
2. Социальная интеграция - налаживание контактов между представителями различных социальных групп мигрантов и основной части городского населения.
3. Культурная интеграция — приобщение и восприятие мигрантами базовых элементов культуры петербургского общества (идей, ценностей, норм поведения, его институтов и истории).[80.]
Следуя такому интегративному принципу решения проблемы толерантности, можно предложить не менее актуальные направления интегративности в условиях современных отношений между Россией и другими странами:
5. Геополитическая интеграция – решение территориальных вопросов (Россия Япония) связанных с Курильскими островами. В этом случае достижение соглашения возможно либо на основе взаимного обмена территориями, либо сдачи в аренду части островов на определенный срок.
6.Семейно-брачная (фемилистическая) интеграция – решение проблемы толерантности путем заключения брачных союзов (Дальний Восток РФ и Китай). В настоящее время это происходит по обоюдному согласию сторон на основе торговых соглашений.
7. Языковая интеграция – изучение языков других государств методом погружения. В этом случае происходит перманентный процесс освоения ценностей народов других государств, а каждый человек становится «богат настолько, сколько языков он знает».
8.Правовая интеграция - приобщение мигрантов к правовым нормам международного и Российского законодательства. На наш, взгляд такого рода направление не только актуально, но и перспективно.
Признавая необходимость дифференцированного подхода в интеграционной политике к различным группам мигрантов, Программа нацелена на обеспечение миграционного прироста лиц с высшим образованием, на повышение уровня образования и трудовой квалификации мигрантов-иностранцев. Иными словами, толерантность выступает актуальным подходом к реализации прав человека, которые меняются вместе с изменением общества.
Таким образом, толерантность с правовой точки зрения можно определить как совокупность социально — правовых норм определяющая уровень «человечности» любого общества. Поскольку человек как родовое существо может быть толерантным только в определенных социальных рамках, а по сути человек «есть политическое животное» (Аристотель), которому свойственны иррациональные действия на основе инстинкта, то, на наш взгляд, толерантность не может иметь завершенного или окончательного определения. С большой долей условности сегодня, толерантность можно определить как «человеколюбие» и тогда человек, будет стремиться жить как «должно» (В.Соловьев). Применительно к современным условиям Российской действительности любой подход в исследовании проблемы толерантности можно рассматривать, как возможность расширить научное представление о человеке, о его менталитете и значимости в современном мире. Россия всегда была многонациональным, многоконфессиональным и полиэтническим государством, поэтому и само понятие «менталитет» является многоплановым. Стоит отметить, что тысячелетнее совместное проживание и бытие многих народов России сформировали у них как общие, так и особенные специфические черты их духовной жизни, общие социокультурные и этнонациональные ментальные структуры. Проблема менталитета в наше время является сложной, многоплановой. Будучи недостаточно разработанной, прежде всего в методологическом и теоретическом аспектах, она требует комплексного исследования и совместных скоординированных усилий специалистов различных гуманитарных наук.
Вопросы семинарского занятия. .
1. Толерантность как философская категория.
2. Толерантность и религия (функции религия).
3. Толерантность в условиях Российской действительности.
4. «Программа толерантности Петербурга и её функциональное предназначение»
Примечание:
Уважаемый студент! - Приведите пример СВОЙ.
Ваше мнение относительно проблемы толерантности в РОССИИ. – ПРИМЕР. Ваше отношение к мигрантам, к людям другого цвета кожи, национальности и т.д.
С уважением д.ф.н. профессор Кравченко Владимир Иосифович.