Типология и области применения прикладных социологических исследований.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Типология и области применения прикладных социологических исследований
Социальные проблемы и социологическое исследование. Основные задачи социологического исследования: теоретико-методологическая, конкретно-исследовательская, информационно-прогностическая. Фундаментальные и прикладные исследования. Понятие прикладного социологического исследования. Место прикладных социологических исследований в социальной практике. Возможности прикладного социологического исследования. Виды прикладных социологических исследований по различным типологическим основаниям. Различия по глубине и сложности анализа: разведывательное, описательное, аналитическое. Классификация исследований в зависимости от источника (носителя) информации. Различия по разнесенности во времени: точечное, панельное, лонгитюдное. Классификация исследований по методам сбора эмпирической информации: Основные этапы прикладного социологического исследования. Различие количественных и качественных исследований. Понятие триангуляции
Основная литература:
Климантова, Г. И. Методология и методы социологического исследования : учебник / Г. И. Климантова, Е. М. Черняк, А. А. Щегорцов. — Москва : Дашков и К, 2017. — 256 с. — ISBN 978-5-394-02248-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/93460
(дата обращения: 25.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей
Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований : учебник для бакалавров / А. И. Кравченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 828 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3330-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/391921 (дата обращения: 25.03.2020).
Дополнительная литература:
Анурин В.Ф. Эмпирическая социология. – М., 2003
Введение
Целью преподавания данного курса является ознакомление с выработанными на сегодня методами правильного проведения прикладного социологического исследования и приобретение навыков самостоятельного осуществления исследовательской работы этого типа.
Для чего это надо? Или, иными словами, каков для вас смысл этого ознакомления?
Конечно, все смыслы учесть крайне трудно. Выделю два направления этих смыслов.
1. Социологическая культура управленца.
Эффективное управление объектом – это адекватное взаимодействие с ним, понимание его. А это понимание невозможно без конкретных знаний о нем. Вот почему результаты прикладных социологических исследований сегодня широко используются в управленческой практике.
И здесь любому пользователю социологической информации необходимы знания о том, как понимать эту информацию, и о том, как она добывается, чтобы исключить использование ненадежной или заведомо неправильной информации.
2. Необходимость владения навыками получения социологической информации.
Вы сами можете столкнуться с необходимостью проведения конкретного социологического исследования. Приобретенные здесь навыки помогут вам правильно сориентироваться в ситуации вставших перед вами задач (привлечение сил, консультации, организация работ и т.д.).
На лекциях мы будем знакомиться с теоретически и практически выработанными правилами проведения прикладных социологических исследований, а на семинарских занятиях приобретать практически навыки разработки плана прикладного социологического исследования. Реализация этих навыков будет осуществлена в рамках проведения курсового исследования и написания курсовой работы.
1.Понятие прикладной социологии. Объект и предмет прикладной социологии.
Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана – о мнении избирателей, досуге студентов, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости.
Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает при социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог – построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.
Вопрос об объекте и предмете прикладной социологии является весьма общим, но также и весьма сложным вопросом. Общество – слишком сложный организм для того, чтобы его жизнедеятельность было бы легко расчленить на четко определенные зоны изучения различных наук. Нелегко здесь выделить и место прикладной социологии. Но попробуем сделать это.
1. Есть общность людей – нерасчлененная тотальность социальной общности и социального процесса (муравейник, пчелиный улей).
Но эта нерасчлененная общность в действительности структурирована. Причем, эти структуры могут рассматриваться по самым различным основаниям:
а) по национальности, полу, возрасту, особенностям рождаемости, миграции и т.п. Структуры такого рода рассматривает, например, демография;
б) эту структуру можно рассматривать и сквозь призму материального производства и распределения материальных благ. Этим занимается экономическая наука;
в) можно рассматривать эту структуру с точки зрения власти одних групп над другими – это одна из сфер политологии.
Список подобных структур можно продолжать и продолжать, но самым главным здесь является то, что нерасчлененная тотальность социальной общности на самом деле представляет собою систему социальных групп, слоев, классов. Разумеется, эта система в силу деятельностной природы общества весьма динамична.
2.Функционирование элементов этой системы происходит не само по себе (не инстинктивно как в муравейнике или улье), оно управляемо. Управление осуществляется соответствующими институтами, т.е. оно также структурировано и нормативно закреплено. Так, например, дети учатся, взрослые работают, преступники отбывают наказание, люди различных религиозных конфессий ведут себя в соответствии с нормами своей религии и т.п.
3.Чтобы жить, люди действуют в соответствии со своим положением в том или ином срезе социальной структуры. Преследуя свои цели и интересы, они действуют в рамках норм соответствующих социальных институтов. Эта деятельность складывается в единый социальный процесс в рамках конкретных социально-исторических условий.
4.Взаимное изменение социального процесса и соответствующих социально-исторических условий в целом складывается как исторический процесс глобального, всеобщего и необратимого движения социума Исследование, понимание и объяснение этого процесса, его факторов и движущих сил является предметом теоретической социологии.
Но глобальный социально-исторический процесс складывается из конкретных социальных действий людей в конкретных условиях и в рамках норм конкретных социальных институтов. Теоретическая социология обращается к данным об этим конкретных процессах, но не занимается получением этих данных.
Сфера конкретного социального процесса, состоящего из конкретных социальных действий составляет предметную область прикладной социологии.
В этом свете прикладная социология – это наука, предметом изучения которой являются социальные действия людей в различных социальных сферах и в конкретных условиях. Действия типические, повторяющиеся и эмпирически фиксируемые.
Для того чтобы, с одной стороны, лучше понять это определение и, с другой, - увидеть проблемы, связанные с предметом прикладной социологии, проанализируем это определение.
Прежде всего, сюда входят три признака, суммарно определяющие специфику предмета прикладной социологии.
1.Внимание социолога направлено на социальные действия людей.
Под социальными действиями вслед за М. Вебером мы будем понимать осознанные человеком и соотнесенные с другими людьми действия (имеющие смысл).
2.В этих действиях социолога интересует то, что устойчиво повторяется и в этом смысле типическое.
3.Изучаемые действия должны быть эмпирически фиксируемы.
Эти социальные действия социолог изучает в конкретных социальных сферах жизнедеятельности людей, а не вообще в обществе. Отсюда возникает множество специализацией в прикладной социологии. Кроме того, эти действия фиксируются в конкретных условиях.
Рассмотрим эти пункты подробнее.
1.Внимание социолога направлено на социальные действия людей.
Социальное действие – это действие, определенное, с одной стороны, потребностями человека, и в этом отношении наделенное его субъективным смыслом. С другой стороны, это действие не одиночно, оно вплетено в социальный процесс, т.е. объективировано во взаимодействии с другими людьми.
Иными словами, социальное действие – это действие, детерминиро-ванное субъективным смыслом человека и объективным состоянием социу-ма.
В субъективный смысл социального действия входят мотивы деятель-ности, цели деятельности и в конечном итоге – жизненные ценности, кото-рые усвоил человек.
Объективное состояние социума – это та среда, в которой человек реализует свой субъективный смысл деятельности через взаимодействие с другими людьми для достижения результата, подразумеваемого при постановке цели. Эта среда может как способствовать реализации субъективного смысла социального действия человека, так и препятствовать этому. Вот почему важно при оценке достижений человека оценивать и роль среды, в которой человек добивается тех или иных достижений.
Таким образом, внимание социолога направлено на субъективный смысл деятельности человека в конкретной ситуации и среде, которая очень часто и является предметом исследования социолога. Социолог исследует конкретную среду в конкретной ситуации, обращаясь к субъективному смыслу деятельности отдельных индивидов.
Но в таком случае возникает проблема истолкования этого смысла. Без этого социальное действие просто не объяснимо. Смысл нельзя непосредственно наблюдать. И социолог, разрабатывая логику своего исследования, конструирует свое объяснение этого смысла. Он строит систему понятий, интерпретирует их, т.е. создает свою теоретическую версию того образа мира (социальных действий), который он желает изучить и объяснить. Этот момент, вне всяких сомнений, весьма уязвим, ибо исследование, как это весьма справедливо отмечается, приобретает характер самоподтверждения. Но, во-первых, следует заметить, что такой путь вообще характерен для научного познания, не желающего остановиться на простой констатации фактов. Это - метод построения и проверки гипотез.
Во-вторых, кроме обязательного соблюдения выработанных теорией и практикой правил социологического исследования, нужно принимать во внимание специфику метода социологического исследования.
Одной из существенных черт этой специфики является то, что социо-лог пытается построить ту или иную модель социальной действительности в ее обобщенных чертах, обращаясь к обыденному сознанию (поведению) на обыденном языке.
Социолог–исследователь строит не только гипотезу, но и всякий раз – инструмент ее проверки. И этот инструмент весьма субъективен в том смысле, что в него, как и в гипотезу вложено миропонимание самого социолога.
Получается что-то вроде замкнутого круга: исходя из своего миропонимания, основанного не только на имеющихся на сегодня научных знаниях, но и на личном опыте, исследователь выдвигает гипотезу и на той же самой базе строит инструмент для ее проверки. Это уязвимо, очень уязвимо.
И здесь остается пока единственно возможный правильный путь: результаты исследования должны сопровождаться описанием всей исследовательской процедуры: от изложения исследовательской концепции до характеристики самой процедуры исследования. В этом случае результаты исследования становятся открытыми как для дополнительного теоретического анализа, так и для практической проверки, ибо путь конструирования теоретического образа действительности описан.
2.В своем научном исследовании социолог ищет не индивидуальное, а общее и типическое. А существует ли это общее и типическое? И если существует, то чем это обусловлено?
Ведь каждый человек в его целостности бесконечно индивидуален. О том, что это общее существует, говорит уже тот факт, что мы умеем понимать друг друга, обнаруживать общие позиции, объединяться.
Происходит это потому, что каким бы ни был в своих нюансах уникальным отдельный человек, его социальные действия порождены и сформированы конкретной социальной средой, ее нормами. Не случайно мы «не понимаем» человека, находящегося за пределами определенных, признанных и усвоенных нами норм. Другое дело, что сказанное относится к нашему обыденному опыту, и основания, механизмы этого понимания изучены далеко не исчерпывающе. К таким основаниям относятся, например, ценности, в том и числе и нормы. Отношение к ценностям, нормативным рамкам социальной среды позволяет нам определять социальные типы с точки зрения решаемых нами задач. Последняя оговорка: «с точки зрения решаемых нами задач» очень важна, ибо она указывает на относительность и подвижность выявляемых нами типологий.
3.Возможность эмпирически фиксировать наблюдаемые явления. Это – проблема техники и методики, и речь об этом пойдет в других лекциях. Итак, подводя итог этому краткому анализу предмета прикладной социологии, мы можем заключить, что при соблюдении определенных теоретических и процедурных правил, результаты прикладного исследования могут быть обоснованы как модель, образ интересующей нас сферы социальной действительности.
Мы можем получить устойчивые типические характеристики социальных действий людей, составляющих в своей совокупности конкретно-исторический социальный процесс.
Сейчас мы можем дать определение ПСИ.
Опр. Прикладным социологическим исследованием называют такое социологическое исследование, результаты которого направлены на решение прикладных задач в конкретной сфере и в условиях конкретной социальной ситуации.
В этом определении отражены две главные характеристики ПСИ:
1)это исследование направлено на конкретную социальную сферу и в конкретной ситуации. Это означает, что объект исследования всегда определен;
2)оно направлено на решение конкретной задачи, следовательно и предмет исследования в каждом случае должен быть определен.
II. Место прикладных исследований в социальной практике.
Место прикладных исследований в социальной практике прежде всего определяется теми задачами, которые решаются в данном исследовании. Эти задачи можно объединить в две группы:
1) теоретико-методологические и
2) информационно-управленческие.
1) Теоретико-методологические задачи. В первую очередь – это разработка системы категорий и понятий, описывающих поведение социальных объекта. Какой бы прикладной ни была задача, грамотно поставленное исследование дает теоретическое описание объекта. Возможно, и не исчерпывающее, но отвечающее поставленным задачам.
Приведу пример. Борский центр социальной помощи семье и детям поставил перед нашей лабораторией задачу дать статистическое описание благополучия семей г.Бор. Естественно, что первый вопрос, который мы поставили перед собой, был вопрос о том, что такое семья благополучная и семья неблагополучная?
Изучение соответствующей литературы показало, что нет общего мнения по этому вопросу, и вообще наблюдается интуитивно-прагматический подход к пониманию неблагополучной семьи. Обычно в таких случаях дается определение через перечисление, далекое от возможностей использовать его на практике.
Работая в этом направлении, мы конкретизировали наше внимание на том, что заказчиком является Центр социальной, а не какой-либо иной помощи семье и детям. И тогда круг наших рассуждений, нашего теоретического поиска сузился: речь должна идти о социальных функциях семьи с детьми. Одной из важнейших социальных функций семьи является функция воспитания детей, их эмоционально-психологическая защита в процессе постепенно происходящего приспособления детей к внешнему миру. И с этой точки зрения социально неблагополучная семья была определена как семья с эмоционально-психологической депривацией детей. Такая депривация приводит к ослабленной социализации детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это определение явилось одним из методологических оснований изучения проблемы благополучия – неблагополучия детей именно с точки зрения задач Центра социальной помощи семье и детям.
Примеры такого рода можно продолжить, а суть сводится к тому, что теоретическое обеспечение прикладного социологического исследования обогащает категориальный аппарат, описывающий поведение социальных объектов. В этом заключается теоретико-методологическая роль прикладных социологических исследований, ибо таким путем обогащается теоретический фундамент социальной практики, в том числе и практики управления.
2)Информационно-управленческая функция.
Здесь решается задача получения информации для решения тех или иных управленческих проблем. Но и здесь не следует сбрасывать со счетов самоценность того или иного эмпирического знания.
В практическом, прикладном смысле полученные в таком исследовании результаты составляют элемент информационной базы для принятия решения. Независимо от того, какой сферы касалось исследование: политической, потребительского рынка или деятельности коллектива той или иной организации. (Московский район как пример сверхутилитарной задачи).
Что дает эта информация? Чтобы ответить на это вопрос, попробуем понять, от чего зависит эффективность управленческого решения?
Для того, чтобы управленческое решение было эффективным, необходимо чтобы оно:
1)было направлено на решение реальной, а не мнимой проблемной ситуации. Значит, субъект управления должен знать иерархию проблем. Иерархия же проблем объекта управления далеко не всегда очевидна, иногда бывает необходимо этот вопрос предварительно изучить. Этот момент тем более важен, что иногда за основную проблему принимается следствие, проявление другой, не всегда лежащей на поверхности, и потому скрытой проблемы.
Пример с исследованием алкогольного поведения. За этим оказалась первичной не биологическая тяга к алкоголю, и издержки образа жизни различных слоев населения. Поэтому запретительная кампания Горбачева и оказалась неэффективной.
2)Необходимо знать состояние общественного мнения группы, коллектива, общества в целом в отношении этой проблемы. Ибо эффективность управленческого решения во многом зависит от того, как оно понято, воспринято, насколько и социум подготовлен к тому, чтобы принять это решение и последующие за ним изменения как норму.
3.Эффективное решение немыслимо без обратной связи с объектом управления. А эта связь также должна основываться на достоверной информации.
III. Виды прикладных исследований
Как мы уже определились, под ПСИ мы будем понимать исследование, направленное на разрешение конкретной проблемы в конкретной сфере.
Всякое ли социальное явление изучают с помощью одного и того же социологического исследования или существуют различные виды исследований, в ходе которых реализуются только им присущие цели и задачи? Как правильно выбрать именно такое по своим характеристикам социологическое исследование, которое могло бы обеспечить в нужном объеме и в нужное время получение необходимой информации? Все ли явления и проблемы нуждаются в социологическом изучении или чему-то следует отдать предпочтение?
Эти и подобные им вопросы, имеющие общеметодологическое значение, так или иначе обязательно всплывают в сознании тех, кто решил приступить к проведению социологического исследования и, понятно, требуют недвусмысленного, четкого ответа.
Нацеленность на практику. Главный мотив обращения к социологическим исследованиям – потребность располагать как можно более обширной и актуальной информацией, отражающей те стороны и нюансы жизнедеятельности общества, которые подчас скрыты от «внешнего глаза», но которые требуется учитывать в практике социального управления в широком смысле слова. То есть речь идет как о политическом, административном, экономическом, финансовом, так и идеологическом (информационном) либо массово-потребительском управлении.
Вместе с тем проведение социологического исследования не самоцель. Как ни была бы значима его роль и широки возможности, оно выступает в качестве лишь одного из средств получения информации. Признание за социологическим исследованием статуса «одного из…» не позволяет абсолютизировать его роль и рассматривать, как это иногда бывает, в качестве панацеи от всех бед.
Так ли уж обязательно специально затрачивать энергию и время на его осуществление только для выяснения, например, возрастного, образовательного и профессионального состава рабочих предприятия? Понятно, что ответ на этот и подобные ему вопросы содержатся в статистических сведениях, имеющихся в отделах кадров. А вот ответы на вопросы о том, как влияют социально-демографические характеристики или этнические традиции населения на его потребительское поведение имеют большую практическую значимость. Решение вопроса о проведении социологического исследования, помимо всего прочего, должно быть еще и обосновано практической (в некоторых случаях научной) целесообразностью.
Но цели и задачи, встающие перед исследователем, бывают различными и в связи с этим различаются и сами исследования, технология их осуществления.
Классификация по поставленным целям и задачам бывает весьма важной в практике осуществления прикладных социологических исследований. (О разделении ПСИ на теоретические и прикладные).
В практике проведения прикладных исследований наиболее важна их классификация по поставленным целям и задачам. С этой точки зрения мы и рассмотрим виды ПСИ.
Прежде всего, различают исследования разведывательные, описательные и аналитические.
Разведывательное исследование – наиболее простой вид конкретно-социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии. В социологической литературе иногда встречается под названием пилотажного или зондажного исследования.
Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований, либо сбора весьма «прикидочных» сведений об объекте исследования для общей ориентации.
Как уже говорилось, логика социологического исследования в основных чертах следующая:
а) исследователь анализирует состояние проблемы;
б) строит гипотетическую модель изучаемого явления;
в) разрабатывает соответствующий инструментарий;
г) проводит исследование;
д) на основании полученных данных проверяет свои гипотезы.
Однако может сложиться такая ситуация, когда исследователь не имеет достаточного представления об изучаемом явлении, он не находит нужных сведений в различных доступных источниках. В таком случае ему бывает крайне сложно построить исследовательскую гипотезу. Могут быть и другие причины, затрудняющие или делающие невозможным построение исследовательской гипотезы. Например, их слишком много.
Отсутствие исследовательской гипотезы является главной чертой разведывательного исследования, или, как еще говорят, исследовательского плана. Это в равной степени относится и к ситуации, когда может быть выдвинуто слишком много равноправных гипотез, и исследователь не в состоянии без предварительного анализа сформулировать гипотезы о главных факторах, создающих проблемную ситуацию.
Выполняя названные вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных социологических данных. В этом случае можно говорить о такой разновидности разведывательного исследования, как экспресс-опрос.
Оперативные опросы (экспресс-опросы) нацелены на выявление отношения людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также на выявление степени эффективности только что проведенных мероприятий. Например, экспресс-опрос используют для определения степени удовлетворенности аудитории качеством прослушанной лекции, для выяснения мнения студентов о содержании и форме проведенного занятия. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов общественно-политических кампаний.
Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации (к примеру, анкетный опрос или интервью), позволяющий осуществить его в короткие сроки. Вместе с тем, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос специалистов (экспертов), компетентных в вопросах изучаемой проблемы либо хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования, проведено интенсивное групповое интервью, чаще называемое методом «фокус-групп».
Результатом разведывательного исследования, или реализации разведывательного плана является появление исследовательской гипотезы. И мы переходим к следующему виду ПСИ.
Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах.
Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его надежная методологическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.
Описательное исследование обычно применяется тогда, когда объект анализа – относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, в котором трудятся люди разных профессий и возрастных групп, имеющие различный стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона, страны. В таких ситуациях выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.
Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты.
В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую практическую ценность.
Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого социального явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае изучается наличие связи между удовлетворенностью работников содержанием выполняемого труда и его производительностью, то во втором случае – является ли удовлетворенность работников содержанием труда единственной, основной, или неосновной причиной, которая выступает в роли фактора, определяющего уровень его производительности.
Поскольку реальность производственной и общественной жизни такова, что выделить в «чистом виде» для изучения какой-либо один фактор, определяющий черты этой жизни, практически невозможно, постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее впоследствии и выделяют факторы основные и неосновные, временные и устойчивые, контролируемые и неконтролируемые, управляемые и неуправляемые.
Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. Для этого нередко при помощи разведывательного или описательного исследования собирают сведения, которые дают предварительное представление об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего углубленного анализа.
По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный анализ. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует от исследователей умения «взаимоувязывать» социологическую информацию, полученную при помощи разных методов, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходами к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.
Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования интересующего исследователя объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства.
О методических приемах и особенностях осуществления эксперимента речь пойдет в дальнейшем. Здесь же только подчеркну, что подготовка и проведение любого эксперимента – дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков.
Дополнительные критерии классификации видов социологического исследования. Наряду с основным критерием различения видов социологического исследования (глубина, степень сложности эмпирического анализа) могут использоваться и другие критерии, связанные с особенностями метода сбора информации, с формой и характером проведения исследования. Так, в зависимости от применяемого метода сбора эмпирических данных различают три вида социологического исследования:
• опрос,
• наблюдение,
• анализ документов.
В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают различные социально-профессиональные и демографические группы населения. Участников массовых опросов в прикладной социологии принято называть респондентами. В свою очередь, в специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела, участниками таких опросов являются эксперты, способные дать всесторонне взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – экспертные опросы.
В зависимости от разнесенности по времени (то есть, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике или в динамике), могут быть выделены еще два вида социологического исследования – точечное и повторное.
Точечное исследование (еще его называют разовым) дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такая информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» количественных характеристик объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.
Данные, отражающие изменения объекта, могут быть полученными лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. По сути дела, повторное исследование представляет собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики изучаемого объекта.
В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапа. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования – самая различная, так как разные социальные процессы обладают неодинаковой динамикой. Часто именно свойства самого объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, если изучается тенденция реализации жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то, очевидно, что ближайший срок повторного исследования – не ранее чем сентябрь-октябрь, когда оканчивается прием в вузы и непоступившие определяются на работу.
Особый вид повторного – панельное исследование. Если при помощи обычного повторного исследования может изучаться, к примеру, изменение установок шахтеров на проведение забастовки, независимо от того, как изменился их состав за период между первоначальной и повторной стадиями исследования, то панельное исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу.
Такова в общих чертах выстроенная по разным основаниям классификация видов социологического исследования.