Технология модульного обучения, основанная на предметно-деятельностном подходе
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 5.
Технология модульного обучения, основанная на предметно-деятельностном подходе
В условиях предметной системы образования соединение модульной методологи с отдельной учебной дисциплиной характеризует предметно-деятельностный подход.
Технологию модульного обучения, основанную на таком подходе целесообразно использовать в системе высшего и средне-специального профессионального образования, повышения квалификации педагогов. В технологии модульного обучения, основанного на предметно-деятельностной основе, модуль представляет собой:
• фундаментальное понятие учебной дисциплины, определенное явление, закон, крупную тему, группу взаимосвязанных понятий;
• логически завершенную единицу учебного материала, построенную на основе принципов модульного обучения, предназначенная для изучения одного или нескольких фундаментальных понятий учебной дисциплины.
Наиболее эффективно модуль составлять на основе строгого системного анализа понятийного аппарата дисциплины, что дает возможность выделить группы фундаментальных понятий, логично и компактно группировать материал. Это позволяет избежать повторений внутри курса и в смежных дисциплинах.
Модуль является самостоятельной структурной единицей, что позволяет в некоторых случаях отдельным студентам слушать не весь курс, а только ряд модулей. Это позволяет оптимально планировать индивидуальную и самостоятельную работу одаренных студентов.
При модульном обучении возможно дифференцированное обучение, на основе дифференциации учебной программы на полную, сокращенную и углубленную, т.е. возможна индивидуализация обучения.
Целью перехода на модульное обучение является:
• обеспечение непрерывности обучения;
• индивидуализация обучения;
• создание необходимых условий для самостоятельного освоения учебного материала;
• интенсификация обучения;
• достижение эффективного освоения дисциплины.
Таким образом, при модульном обучении создаются все необходимые условия для получения студентами знаний в соответствии со своими способностями.
Эффективность перехода на модульную систему обучения зависит от следующих факторов:
• уровня материально-технической базы учебного заведения;
• уровня квалификации профессорско-преподавательского состава;
• уровня подготовленности студентов;
• оценки предлагаемых результатов;
• разработки дидактического материала;
• анализа результатов и оптимизации модулей.
Переход на модульное обучение предполагает осуществить следующее:
• на основе тщательного анализа рабочего учебного плана определяются группы, наиболее тесно взаимосвязанных дисциплин, т.е. весь учебный план рассматривается, как совокупность отдельных макромодулей. Наиболее целесообразно формирование макромодулей трех разновидностей:
• а) включающие гуманитарные науки;
• б) включающие экономические науки;
• в) включающие общеобразовательные, общетехнические, общепрофессиональные и специальные дисциплины.
Каждый макромодуль имеет свою цель в формировании специалиста.
Цель изучения определенного макромодуля вытекает из целей изучения отдельных дисциплин, входящих в нее. Совокупность целей изучения отдельных макромодулей составляет генеральную цель подготовки специалиста, отражения в государственных образовательных стандартах. Цель изучения каждого макромодуля должна быть четко сформулирована и донесена до студента в начале изучения его первой дисциплины. Перед изучением каждой следующей дисциплины макромодуля до студентов доводится цель изучения каждого из этих дисциплин:
• устанавливается оптимальная последовательность изучения дисциплин в рамках каждого макромодуля и оптимальные сроки их изучения Т.е. необходимо обеспечить непрерывность обучения, сокращения сроков изучения дисциплин и макромодуля в целом. Дисциплины с небольшим объемом учебных часов (1-2 в некоторых случаях 3 часа аудиторных занятий в неделю) целесообразнее включить в перечень блочных предметов, которые можно проводить в первой или во второй половине семестра.
Составление макромодулей основано на учете тесных взаимосвязей по вертикали, однако, при установлении оптимальности сроков их изучения необходимо учитывать наличие горизонтальных связей макромодулей.
• обеспечивается взаимосвязь учебных программ курсов, входящих в макромодуль, с целью устранения повторений учебного материала.
Рабочая учебная программа курса пересматривается с учетом группирования отдельных тем в модули. По каждому модулю необходимо сформулировать цель с указанием его теоретической и практической значимости.
В модуль могут входить 2-3 лекции и связанные с этим практические занятия и лабораторные работы. По каждому модулю готовятся следующие материалы.
• тесты для контроля знаний студентов;
• задания на индивидуальную работу;
• задания на самостоятельную работу;
• учебно-методические раздаточные материалы;
• список учебно-научной литературы;
• рабочая учебная программа.
Каждый модуль должен заканчивается тестированием: для текущего модуля – это контроль пройденного материала, а для последующего модуля – это входной контроль.
Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстрированных материалов, которые студент получает перед началом его изучения. Модуль снабжается рекомендуемой литературой, каждый студент переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала, одаренные студенты могут проходить тестирование независимо от других. Функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Модульное обучение предполагает чтение проблемных и установочных лекций, дающих обобщенную информацию по узловым вопросам курса. Лекции должны быть направлены на развитее творческих способностей студентов. Практические и лабораторные работы модуля прорабатывают в комплексе с лекциями, дополняя их содержание изучением нового материала и приобретением определенных практических навыков.
При подготовке материалов лекции целесообразно использовать приемами структурирования и систематизации, т.е. представления материала в виде блок-схем, блок рисунков. При этом эффективность усвоения материала увеличивается, т.к.:
• осознается конечная цель модуля;
• наглядно представляются связи элементов учебного материала и его переходы;
• выделяются узловые моменты;
• охватывается взором весь объем учебного материала (модуля).
Структурирование содержания учебного материала при построении модуля, прежде всего, преследует цель «сжатия» информации.
Необходимо стремиться к представлению знаний в комплектном, удобном для использования виде.
Наибольшая прочность освоения достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.
Это положение является принципиальным при построении методики модульного обучения. На блок–рисунках по каждому модулю целесообразно расположение символьных обозначений (в виде постановки вопроса), изображение вопросов в виде рисунков, представление формул, таблиц, графиков и методические указания.
В принципе блок рисунки, блок-схемы и другие иллюстративные материалы могут выполнять функции раздаточного материала для студентов. Желательно вместе с этим по каждому курсу, в том числе модулю, составить толковой словарь терминов этой дисциплины. Повышение эффективности модульного обучения достигается при использовании следующих методов обучения: мозговой штурм, проблемный диалог, эвристическая беседа, учебные деловые игры и др.
Таким образом, переход на модульное обучение предусматривает следующую последовательность;
◦ Дифференциация дисциплин учебного плана на макромодули.
◦ Установление оптимальной последовательности изучения дисциплин при сжатии периода обучения.
◦ Обеспечение взаимосвязи учебных программ, дисциплин макромодуля.
◦ Формирование модулей дисциплины.
◦ Разработка учебно-наглядного материала модуля.
◦ Проектирование технологии обучения на основе принципов модульного обучения.
◦ Составление расписаний занятий с учетом оптимального количества одновременно изучаемых дисциплин.
Составной частью модульной системы обучения можно считать организацию учебного процесса.
Одним из отличительных особенностей модульной системы обучения является интенсификация учебного процесса, которую можно рассматривать в 2-х аспектах.
• сжатия учебной информации в процессе преподавания на основе принципов модульного обучения;
• оптимизация учебного графика и на его основе расписания занятий путём сжатия периода обучения.
Эффективной формой организацией учебного процесса является недельно-модульное планирование занятий и рейтинговой оценки студентов. Это означает, что освоение одного модуля (2-3 лекции и связанные с ним практические и лабораторные работы) должно планироваться на 1 неделю и заканчивается в конце недели тестированием или другим видом контроля и оценки знаний студентов.
Из содержания модульной системы обучения вытекают следующие ее преимущества:
• обеспечивается неразрывность обучения между дисциплинами, внутри дисциплины между модулями;
• обеспечивается методическое обоснованное согласование всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;
• гибкость структуры модульного построения курса;
• систематический и эффективный контроль усвоения знаний студентов (после каждого модуля);
• быстрая дифференциация студентов по способностям (индивидуальное усвоение предмета преподаватель может рекомендовать отдельным студентам сразу после первых модулей);
• интенсификация обучения, в результате «сжатия» информации эффективного использования аудиторных часов и оптимизации структуры учебного времени; лекционных практических (лабораторных) индивидуальных самостоятельных часов работы.
В результате этого студент успевает получать и необходимые знания, и навыки, и умения. Таким образом, подготовка высококвалифицированных специалистов при использовании модульной системы обучения обеспечивается за счет:
• непрерывности обучения (при этом дисциплины усваиваются эффективнее);
• интенсификации обучения (за счет чего усваивается больший объем информации через компьютерные сети во время индивидуальной и самостоятельной работы);
• индивидуализации обучения (обеспечивается возможность получения знаний в соответствии со способностями студента);
Сущность технологии предметно-деятельностного модульного обучения состоит в последовательном усвоении модулей составленных по определенной учебной дисциплине с учетом деятельности специалиста. Она обеспечивает оптимизацию учебного процесса, гибкость и индивидуализацию обучения.
Модуль любого порядка включает контроль за выполнением задания, за усвоением знаний учащихся. Модуль будет неполным, если отсутствует инструкция по контролю. В модульной технологии используются следующие формы контроля: самоконтроль; взаимный контроль учащихся; контроль преподавателя.
Самоконтроль осуществляется студентом. Он сравнивает полученные результаты с эталоном и сам оценивает уровень своего исполнения.
Взаимный контроль возможен, когда студент задание уже проверил и исправил ошибки. Теперь он может проверить задание партнёра и выставить оценку.
Контроль преподавателя осуществляется постоянно. Обязателен входной и выходной контроль в модуле второго порядка. Кроме этого, осуществляется текущий контроль. Формы контроля могут быть самыми разными: тестирование, индивидуальное собеседование, контрольная или творческая работа и т.д.
Для успешного применения модульных программ необходимо соблюдать некоторые правила. Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний.
Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (это могут быть взаимопроверка, сверка с образцом и т.д.). После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.
В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости (листе оценок), на основании которой выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить высокий балл– одна из главных мотиваций при модульной технологии. Студент чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.