Технологии делового взаимодействия
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Содержание лекционного курса по дисциплине "Технологии делового взаимодействия".
раздел 3. Личность и политика. Правовые нормы делового взаимодействия
Лекция 1. Отношение власти и подчинения в процессе делового взаимодействия
План
1.1 Отношение власти и подчинения в процессе делового взаимодействия.
1.2 Власть как общественное явление. Современные концепции власти. Типология власти.
1.3 Легальность и легитимность власти.
1.4 Человек и власть в современных условиях.
1.5 Природа и сущность лидерства. Влияние лидерства на развитие общества.
1.1 Отношение власти и подчинения в процессе делового
взаимодействия
Проблема власти и властных отношений изучается целым рядом обществоведческих наук, в том числе политологией, юриспруденцией, социологией и др. В фокусе их внимания находятся особенности функционирования власти вообще и политической власти в частности, условия ее стабильности, адекватного достижения общественно значимых целей, установление норм поведения в обществе и их обеспечения.
1.2 Власть как общественное явление. Современные концепции
власти. Типология власти
Категория «власть» осмысливалась еще в первобытной культуре родового общества, до возникновения государства. В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность и многоаспектность этого явления.
Современные научные школы акцентируют внимание на тех или иных аспектах власти. Например, представители структурного функционализма (Т. Парсонс, Э. Шилз) рассматривают власть как способ самоорганизации человеческого общества, обусловленный асимметричностью отношений между субъектами, разделением социальных ролей на управленческие и исполнительские.
С точки зрения эволюции власти проводится различие между (1) общинной, или недифференцированной, властью (при родовом строе), (2) индивидуализированной и персонифицированной властью (при племенном строе, теократических и феодальных режимах) и институализированной, т.е. автономной в правовом отношении (современное государство).
Политическая власть вторична по отношению к индивидуальной власти, формируется в результате делегирования части прав и концентрации воли множеств в одном субъекте. Однако политическая власть не тождественна любой общественной власти.
Политическая власть возникает на основе соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур (учреждений, организаций, институтов), взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредоточивают в себе власть, и организаций, через которые власть концентрируется и реализуется.
Политическая власть, как и любая другая, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику.
1.3 Легальность и легитимность власти
Легитимная власть характеризуется также обычно как правомерная и справедливая. Но кроме того, легитимность связана с верой подавляющего большинства населения в то, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.
Немецкий социолог М. Вебер выделил три способа достижения легитимности, отражающие особенности мотивов подчинения: традиционная, легальная, харизматическая легитимность, основанная на вере в исключительные качества руководителя. Выделяется также идеологическая легитимность. Её суть заключается в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание.
Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти, поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается утрата реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом. При этом делегитимация власти может быть связана с конфликтом эгоизма элиты и идейными ценностями всего общества, нестыковкой между провозглашенными демократическими принципами и реальной антидемократической политикой, коррумпированностью и неэффективностью госаппарата, расколом внутри правящей элиты, конфликтом между ветвями власти.
Урегулирование кризисов легитимности должно строиться с учетом конкретных причин снижения поддержки политического режима в целом или его конкретного института, а также типа и источника поддержки.
1.4 Человек и власть в современных условиях
В качестве критериев выделения политических субъектов называются либо их конкретные действия в данной сфере, либо степень их реального влияния на принятие политических решений и их реализацию и государственную политику в целом, либо степень их организационной оформленности. Если же руководствоваться наиболее широким и прагматичным подходом, то под субъектами (акторами) политики можно понимать всех тех, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством, независимо от степени влияния на принимаемые им решения и характер реализации государственной политики.
Каждый из действующих субъектов способен применять специфические способы и методы воздействия на центры принятия политических решений, а следовательно, обладает и собственными возможностями влияния на власть и относительно самостоятельной ролью в формировании и развитии самых разных политических процессов. Как известно, в политике действует множество всевозможных субъектов. Однако к основным можно отнести лишь субъекты трех типов: индивидуального (микроактора), группового (макроактора) и институционального (организационного актора).
Будучи исходными социальными атомами, из совокупности действий и отношений которых складывается само общество, индивиды способны выступать особой целью деятельности любой системы правления и власти. По сути дела, олицетворяя статус человека как относительно самостоятельного и свободного существа, чьи интересы и возможности так или иначе противостоят обществу и государству, индивид (личность) символизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности. В этом плане отношения государства и индивида выражают отношения власти и человека — этих двух противоположных начал социальной жизни и двух самостоятельных источников общественной власти. Организуя совместную жизнь людей, государство тем не менее всегда выступает как начало подавления и принуждения людей к поддержанию определенных политических порядков и форм поведения. Государство — это символ повиновения и принуждения человека к обязательному для него поведению и в этом смысле является агентом неизбежного ограничения его свободы и прав. Со своей стороны, индивид выступает как начало свободного и естественного волеизъявления. Имея определенные притязания к государству, связывая с ним возможности реализации своих интересов и перспективы, человек все же остается тем существом, которое обладает собственной программой жизнеутверждения и самовыражения. И если государство способно избрать любой путь своей эволюции, то человек всегда будет стремиться к защите собственного достоинства и свободы, счастья и жизни.
Государство и индивид взаимодействуют между собой как два взаимосвязанных и одновременно в известной степени взаимооппозиционных начала социальной жизни. Каждый из них не только обладает различными правами и возможностями, но и олицетворяет два различных источника и принципа организации власти в обществе. Конечно, человек и власть меняются, меняются и их интересы, а главное — возможности в преобразовании социума. И все же сложившаяся практика говорит о том, что принципиальные отношения между ними сохраняются. Государство остается внешней для индивидуальной жизни силой, обладающей по отношению к личности важнейшими принудительными прерогативами, правами и полномочиями. Однако и человек в ряде демократических стран становится высшей социальной ценностью политических отношений, направляя государственную политику.
1.5 Природа и сущность лидерства. Влияние лидерства на развитие общества
Лидерство может быть рассмотрено как процесс, связанный с выделением и деятельностью лидера — авторитетного члена коллектива (группы, организации), обладающего юридической или фактической властью в группе или организации. Специалисты полагают, что эффективное руководство должно включать в себя лидерство. Данные понятия, руководство и лидерство, различают следующим образом. Руководство понимается как фактор официальной структуры, обеспечивающий социальную организацию и управление деятельностью группы. Лидерство —как процесс социально-психологической самоорганизации и самоуправления в группе, как фактор упорядочивания системы неформальных отношений.
Вместе с тем, не каждый руководитель обладает лидерскими качествами, и не каждый лидер способен к руководству. Лидеров, способных к руководству, и в древности, и в современности, согласно исследованиям в области менеджмента, не более 15% всего населения.
Лидерство осуществляется двумя способами — системой функций и ориентацией на задачу. Система функций основана на следующих показателях: на статусе лидера (лидеров), порядке подчинения, стиле руководства, мотивации служащих. При ориентации на цель лидерство должно быть направлено на решение проблем, должно разрабатывать стратегии, распределять задачи и обозначать временные рамки.
В политологии, начиная с М. Вебера, политических лидеров делили на три типа: традиционных, легальных и харизматических — в зависимости от социальной природы авторитета.
Традиционные лидеры (вожди) опираются на вековые традиции, ни у кого не вызывающие сомнений.
Легальные лидеры должны получить свою власть законным путем. Таким образом, лидерство можно определить как способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия на достижение целей организации.
Политическое лидерство представляет собой особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы, решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности (Дж. Оппенгеймер, Н. Фролих и др.). Лидер в политике является символом той общности, интересы которой он представляет и для которой он является образцом политического поведения.
Лекция 2 Влияние государственных политических институтов
на становление и самореализацию личности
План
2.1 Государственные политические институты.
2.2 Государство и гражданское общество.
2.1 Государственные политические институты
Политическую жизнь общества можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, важнейшим ее атрибутом является взаимосвязь существующих политических институтов, составляющих политическую систему общества. С другой — она выражается в совокупности происходящих в обществе политических процессов, в которых задействованы разнообразные политические институты.
Понятие «политическая система общества» сравнительно ново, введено в научный оборот лишь в 50—60-е годы XX в. Политическая система общества есть совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе, а также сложившиеся отношения между ними по поводу власти.
Первым и главным институтом политической системы общества было и остается государство. Это наиболее влиятельный субъект осуществления власти. Поэтому государство по праву считается ядром политической системы любого общества.
Другим важным институтом политической системы общества являются политические партии — особого рода структуры, представляющие интересы различных социальных общностей (классов, стратов, общественных групп). Партии появились значительно позже, чем государство. Параллельно с развитием партий стали формироваться общественно-политические движения. Как правило, они отражают интересы более широких слоев населения, чем партии.
Партийная система в России по-прежнему находится в переходном состоянии. Формируется новая политическая шкала партий. На правом фланге остаются ослабшие либеральные партии, ЛДПР и укрепляющаяся “Единая Россия”. На левом фланге можно отметить консолидацию политических сил в лице социалистической (“Справедливая Россия”) и коммунистической (КПРФ) партий.
С XX в. все более активную роль в политической жизни общества начинают играть различные лоббистские группы, например, банковские, промышленные и др. Их интерес к воздействию на власть очевиден — сохранить силу своего влияния в обществе и обеспечить наиболее благоприятные условия для своего существования и развития.
Во многих современных обществах значительное влияние на государственную власть оказывают также церковь и религия. Особенно это заметно в мусульманском мире.
По времени появления одним из самых молодых элементов политической системы общества можно считать средства массовой информации. Они оказывают весьма существенное и всевозрастающее влияние на развитие и функционирование современного общества и его политической системы. Это традиционно касается прессы, позднее — радио и телевидения. В последнее время стремительно набирает влияние глобальная мировая информационная сеть Интернет.
Значимость каждого из этих институтов определяется степенью их влияния на общественно-политическую и иную жизнь общества.
В силу диалектического характера существования мира, общества политическая система, как и все ее элементы, или политические институты, тесно взаимосвязаны. Так, государство осуществляет все важнейшие функции управления обществом. Но многие из функций управления, хотя и иными средствами, осуществляют также другие политические институты. Например, культурно-образовательную функцию наряду с государством в немалой степени осуществляют и разнообразные общественные объединения, а также СМИ. Они, например, публикуют, показывают различные произведения искусства, пропагандируя их, активно формируя у населения потребность определенного отношения к культуре, образованию. Политические партии, придя к власти, проводят через государственные органы и своих представителей определенную экономическую и социальную политику и также осуществляют управление обществом.
2.2 Государство и гражданское общество
Государство — основной институт политической системы общества. Государство — явление историческое. Первоначально в первобытном обществе не было ни государства, ни тем более какой- либо политической системы. В этом не было никакой потребности. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек, а чаще — грубой силой. Однако дальнейшее развитие общества, его усложнение стали все больше требовать создания определенного механизма для адекватного и однозначного разрешения споров и ведения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны нарождающейся собственности). Осуществление этих функций без специально созданных для этого органов управления становилось уже невозможным.
Одновременно в обществе происходила дифференциация социальной структуры, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникали новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. Появилась частная собственность. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.
Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство».
Часто государство понимают в самом широком смысле слова как общность людей, объединенных общими интересами и властью и проживающих на определенной территории. В этом смысле понятие «государство» тождественно понятиям «общество», «страна» (Франция, Германия, Россия и т.д.). В контексте политической системы государство рассматривается в узком смысле слова как основной субъект осуществления власти в обществе.
Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Общество делегирует государству (в лице его органов) основные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены главные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и др.), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории, чего не может себе позволить ни один другой политический институт общества. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения. И само государство, и его функции (т.е. направления его деятельности) не оставались неизменными в истории и видоизменялись с развитием общества. Однако ряд функций остается практически неизменным и имеет место в любом государстве. Так, всегда оставалась неизменной государственная функция защиты общества от внешних посягательств.
В большинстве современных государств выделяют два вида государственных функций в соответствии с местом их осуществления — внутренние и внешние. Внутренние функции: экономическая, социальная, культурно-образовательная, правовая (защита законных прав и интересов граждан, предотвращение социальных конфликтов). В научной литературе встречаются самые различные классификации внутренних функций государства. Помимо перечисленных выше, включают также экологическую, защиты конституционного строя и др. Но, как правило, все они в той или иной мере поглощаются функциями, перечисленными выше.
Внешние функции: защита общества от внешних врагов, развитие цивилизованных отношений с другими государствами.
Свои функции государство осуществляет через систему государственных органов, через государственный аппарат. Для более эффективного выполнения функций в государстве сформировалась система разделения властей. Наиболее распространенным сегодня в мире является разделение властей на представительную (законодательную), исполнительную и судебную. Иногда, особенно в последнее время, выделяют еще и четвертую власть — СМИ. Однако юридически это не совсем корректно, о их властных функциях правильнее говорить лишь в условном, переносном смысле. СМИ не входят непосредственно в структуру государственных органов. Их влияние не выражается непосредственно через принятые ими решения, законы, постановления, реальные действия, как это имеет место среди трех названных выше ветвей власти. Мнение прессы или электронных СМИ не имеет обязательной юридической силы. Однако власть СМИ заключается в сильном психологическом и моральном воздействии на общество, на сознание людей и оказание существенного (не всегда прямого, но порой очень действенного) влияния на другие ветви власти и на общественное мнение.
С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства неуклонно возрастает. Увеличивается число проблем, требующих постоянного регулирования со стороны государственных структур, например, проблемы экологии, здравоохранения.
Исторически концепция гражданского общества — societas civilis — в современном его понимании возникла в западноевропейской философии и юриспруденции в эпоху буржуазных революций XVII—XVIII вв. и с тех пор несет в себе мощный заряд идей европоцентризма, индивидуализма, демократии и рационализма эпохи Просвещения. Ее сторонниками были выдающиеся европейские мыслители: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, ШЛ. Монтескье, А. Смит, Б. Спиноза, Ф. фон Гумбольдт, И. Кант, Г. Гегель и многие другие. Данная идея, изменяясь в деталях, до сих пор является одной из самых влиятельных в западном обществознании, а также в западной идеологии.
В России же идея гражданского общества имеет более сложную и неоднозначную судьбу. Она проникла в отечественную общественную мысль в XIX в., активно разрабатывалась в либеральной литературе в начале XX в. Однако в арсенале официального советского обществознания для нее не нашлось места, а в постсоветской России хотя и признается ценность и значимость развития институтов гражданского общества, однако в настоящий момент идет поиск наиболее адекватной российским
Трудности понимания гражданского общества объективно обусловлены многочисленными трактовками самого понятия «гражданское общество». Даже в первом приближении можно насчитать более 50 определений гражданского общества, которые предлагают различные авторы. Конечно, это вызывает затруднения, тем более что порой под гражданским обществом понимают совершенно разные вещи.
Однако наиболее распространенным является следующее определение: гражданское общество — рационально сконструированная и «расположенная вне государства» система отношений в различных сферах жизнедеятельности свободных, независимых индивидов, обладающих правами и свободами и способных эти права и свободы охранять и защитить. Для удовлетворения своих материальных и духовных интересов и потребностей люди должны иметь право и реальную возможность свободно и добровольно объединяться в гражданские организации: ассоциации, союзы, корпорации и т. д.
Гражданское общество и государство — явления, которые связаны между собой. Люди, их интересы, способы удовлетворения этих интересов, классы и социальные группы, в которые входит каждый человек, организации, через которые он удовлетворяет свои потребности, — все это отражается через систему политических государственных институтов.
Можно выделить три типа взаимодействия гражданского общества и государства:
1 Гражданское общество отсутствует, поскольку государство не допускает зарождения в обществе институтов, которые способствовали бы формированию гражданского общества. Например, такое взаимодействие характерно для большинства развивающихся государств Азии и Африки.
2 Гражданское общество и государство - две враждебные организации. Государство и гражданское общество при таком типе взаимодействия ведут борьбу на взаимоуничтожение: институты гражданского общества подрывают легитимность существующего государства, а государство, в свою очередь, препятствует развитию институтов гражданского общества и ведет с ними борьбу. Конечно, данный тип взаимоотношений неприемлем в какой-либо исторической перспективе, он разрушительно воздействует на весь уклад общественной жизни. Такой тип взаимодействия присущ тоталитарным государствам, например, фашистской Италии и нацистской Германии 30-х гг. XX в.
3 Гражданское общество и государство - две дружественные организации. Такое взаимоотношение наиболее оптимально. Оно означает, что сильное государство устанавливает для институтов гражданского общества «правила игры» и контролирует их выполнение, координирует свою деятельность с данными институтами, но не вмешивается непосредственно в их деятельность. Данный тип взаимоотношений гражданского общества и государства присущ развитым демократическим странам. Он является ориентиром при построении гражданского общества и в России.
Лекция 3 Политический институт как фактор социализации
и саморазвития личности
План
3.1 Политический институт как фактор социализации и саморазвития личности.
3.2 Политическая и правовая культура личности.
3.3 Природа социального и политического конфликтов, пути их разрешения.
3.1 Политический институт как фактор социализации
и саморазвития личности
Политические институты оказывают существенное влияние на социализацию и саморазвитие личности. Социализация - это процесс усвоения индивидом социального опыта - определенной системы социальных ролей и культуры, т. е. процесс становления человека как личности. Политическая социализация - это процесс становления и развития политического сознания и политического поведения человека. Основное назначение политической социализации - поддержание, сохранение и передача новым поколениям существующей общественно-политической системы через приобщение к ее нормам и ценностям.
На современные представления о политической социализации сильное влияние оказали идеи мыслителей Нового времени.
В целом «врастание» человека в политические отношения общества можно свести к двум моделям.
Первая модель - «подчинения» - была развита в концепции Т. Гоббса. Он считал, что первейшей характеристикой природы человека является вечное и бесконечное желание власти, что отдельный человек неразумен, эгоистичен, неспособен совладать со своими страстями, поэтому его подчинение власти - единственная альтернатива хаосу, «войне всех против всех».
Вторая модель - «интереса» - связана с именами А. Смита, Г. Спенсера. Суть модели в следующем: интерес является тем социально-политическим механизмом, который приводит в движение политику. При этом человек делает только то, в чем видит свой интерес. Поэтому только в результате согласования многообразия личных интересов возможно возникновение социального и политического порядка. Развитие общества происходит не путем подчинения, а путем осознания индивидами своих выгод от общих усилий.
Органы, агенты или субъекты политической социализации принято подразделять на первичные и вторичные. Первичные органы - это непосредственно контактные, неформальные группы и институты, которые первыми закладывают основы восприятия человеком политического мира. Это прежде всего семья, друзья и школа. Вторичные органы социализации - это неперсонифицированные группы и институты с формально организованной структурой, которые имеют дело с уже подготовленным индивидом. Практически это все структурные элементы политической системы общества и другие хотя бы частично политизированные учреждения.
Если политическая социализация - это процесс развития политического сознания и поведения человека, то понятно, что этот процесс вбирает в себя ряд этапов. На раннем этапе индивид получает и осваивает определенную сумму социально-политических знаний. Затем в результате общественно-политической практики эти знания проходят проверку на жизнеспособность и трансформируются в убеждения относительно необходимости и правильности социально-политических действий.
3.2 Политическая и правовая культура личности
Политическая культура - это совокупность позиций, ценностей и кодекса поведения, касающихся взаимных отношений между властью и гражданином. Она включает в себя:
- знание политики, интерес к политическим знаниям;
- оценку политических явлений;
- эмоциональную сторону политических позиций (любовь к родине, ненависть к врагам);
- образцы политического поведения.
Политико-правовая культура - исторически сложившиеся устойчивые политические представления, убеждения, ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения людей, стили деятельности политических субъектов.
Обеспечение исторической преемственности - важнейшая функция политической и правовой культуры. Все революции, бунты, восстания ломали устоявшуюся систему политических отношений в обществе. Это очень опасный процесс. Происходит раскол общества: одна часть населения придерживается традиционных взглядов на формы правления, формы взаимодействия между властью и народом, другая же часть отвергает старые идеалы, смело ломает старую политическую систему, пытается создать новые политические институты. Общество должно обеспечивать преемственность исторического процесса, чтобы избежать конфликта «отцов и детей».
3.3 Природа социального и политического конфликтов, пути их
разрешения
Вся политическая история - это череда непрерывных конфликтов. Отсюда резонно заключить, что политические конфликты неизбежны. Они суть способ развития политической сферы жизни общества, выражение соревновательности, конкурентности политических субъектов. Политическая жизнь, разумеется, не сводится только к конкуренции, но без нее темпы политического развития и способность общества решать свои проблемы резко уменьшаются. Без политических конфликтов общество не получит точных сигналов о неудовлетворенности каких-либо социальных групп своим положением, не сможет четко сформулировать существующие разногласия, вовремя определить проблему и рассмотреть разные варианты ее решения. Политические конфликты полезны: они дают возможность множеству людей «выпустить пар», разрядить напряжение в социально-приемлемой форме. Политика - это сфера разрешенной, как бы узаконенной конфликтности. Мир в ней - это не отсутствие конфликтов, а следствие умелого их разрешения. Удержать конфликт в цивилизованных рамках, не дать восторжествовать его разрушительным, деструктивным тенденциям и последствиям удается далеко не всегда. А поскольку нарастание разнородности и дифференцированности общества ведет к умножению и усложнению его конфликтов, то поиск их причин и средств регулирования становится весьма актуальной задачей.
Неизбежность межгрупповых конфликтов обусловлена самим способом общественного развития, существовавшим до сего времени типом исторического прогресса.
Основой образования социальной группы является общность условий существования людей. Но сама по себе общность положения индивидов не может заставить их действовать совместно, как единое целое. Ведь это всего лишь «одинаковость» их социальных позиций, а не единство. Последнее рождается тогда, когда группа ясно или не очень, но осознает общность своих потребностей и интересов. Именно интерес социальной группы и становится движущей силой ее действий, а столкновение интересов - видимой пружиной межгруппового конфликта. Социально-групповые интересы сталкиваются на проблемных «полях»: 1) социальные ресурсы (экономические - финансы, техника, технологии, продовольствие; силовые, информационные и пр.); 2) социальный статус (равноправный - неравноправный, высший - низший, центральный - периферийный, основной - маргинальный); 3) социокультурные ценности (религиозные, нравственные, консервативные, либеральные, этнические и т.д.). Эти три «яблока раздора» и составляют объект межгрупповых конфликтов.
Распределение ресурсов, соотношение статусов, приверженность тем или иным ценностям - весьма подвижные элементы социальной организации жизни. Их сиюминутное состояние определяется соотношением сил заинтересованных социальных групп. И если какая-либо группа осознает свою ущемленность по одному из этих параметров, это значит, что она «готова к конфликту».
В динамике развертывания межгруппового конфликта может быть выделено несколько стадий. Л. Крисберг выделяет, например, такие:
- объективные отношения, составляющие основу конфликта (конфликтная ситуация);
- осознание целей как несовместимых (возникновение конфликта);
- выбор путей достижения целей каждой из сторон;
- стадия прямого конфликтного взаимодействия (эскалация и деэскалация конфликта);
- завершение конфликта.
При всем многообразии современных межгрупповых конфликтов большинство из них имеют тенденцию как бы стягиваться в одну точку - к центру политической, государственной власти. Если конфликт между любыми социальными группами достаточно серьезен, то рано или поздно он «вырастает до размеров» политического. Структура и социальная организация нынешнего общества настолько сложны и прихотливы, что государство просто не может не регулировать экономические, социальные (медицина, образование, весь «соцкультбыт») и даже духовные процессы. Складывающиеся в этих сферах группы интересов не без оснований усматривают в политических институтах самое действенное и надежное средство решения своих проблем.
Суть внутриполитических конфликтов в значительной мере определяется характером политических систем. Своеобразие же политическим системам придают политические режимы.
Лекция 4. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в деловых
взаимодействиях
План
4.1 Права и свободы человека: понятие и классификация.
4.2 Защита прав человека. Механизм гарантий прав человека.
4.3 Гарантии прав и свобод человека и гражданина в деловых взаимодействиях. Обязанности и ответственность гражданина.
4.1 Права и свободы человека: понятие и классификация
Основы правового положения личности складываются в области отношений «общество – государство – личность». При этом данные отношения и связи носят основополагающий характер и выражают взаимную связь общества, государства и личности.
Правовой статус человека и гражданина представляет собой комплексный государственно-правовой институт, составной частью которого являются основные права, свободы и обязанности. Правовое положение индивида определяет его место в правовом общении и отражает фактическое его состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Оно обусловливается особенностями социального статуса, существующего в данный период развития государства и общества.
Центральное место в содержании основ правового положения личности принадлежит конституционным правам и свободам человека и гражданина. В Конституции Российской Федерации 1993 г. впервые в законодательстве России была выражена идея естественных, неотчуждаемых прав человека. Это закреплено в статье 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Тем самым Конституция провозглашает важнейший принцип основ конституционного строя Российской Федерации.
Философской основой и нормативными источниками института прав и свобод российского законодательства служат учение об индивидуальных правах и свободах, а также принципы и нормы международного права, закрепляющие права личности. Основные права человека и гражданина, определенные Конституцией, фиксируют фундаментальные гарантии свободы и принципиальные ценностные ориентиры. Они призваны формировать правовую политику.
Права человека и гражданина в конституционном строе приобретают особое значение для индивида и тем более для государства. Конституционное признание естественных прав дает основание полагать, что государство есть каждый, где все – индивиды, и оно обязуется оправдать свое предназначение. Таким образом, основные права закрепляются и в качестве позитивных норм. Следовательно, нормы конституционного права, касающиеся основных прав, должны быть фундаментом всей юридической системы.
Основные, или конституционные, права и свободы имеют принципиальное значение для правового статуса любого индивида. Во- первых, в этих правах получает утверждение принцип уважения человеческого достоинства. Во-вторых, в них реализуются притязания индивида на достойное существование и развитие. В-третьих, конституционные права выступают как основа правового статуса личности. Они являются исходной базой для приобретения других прав, предусмотренных законами и подзаконными актами. Основные права находят свою конкретизацию в нормах текущего законодательства. В- четвертых, конституционные права имеют одинаковый, постоянный и равный правовой характер для всех лиц. Этим Конституция закрепляет принцип социальной справедливости, предоставляя каждому индивиду исходно равный минимум свободы (или возможностей), которая необходима ему как творческой личности.
Основные права и свободы человека и гражданина сформулированы в Конституции Российской Федерации в соответствии с международными документами – Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и др. Конституционные права образуют конституционно- правовой статус личности. Эти правоотношения составляют основу деятельности органов государственной власти.
Основополагающие принципы, определяющие характер взаимоотношений личности и государства, провозглашаются в главе 1 Конституции – «Основы конституционного строя» и главе 2 – «Права и свободы человека и гражданина».
4.2 Защита прав человека. Механизм гарантий прав человека
Механизм защиты прав человека - это определенная система средств и факторов, обеспечивающих необходимые условия уважения всех прав и основных свобод человека, вытекающих из достоинства, присущего личности, и являющихся существенными для ее свободного и полного развития.
Структура названного механизма включает: социальные нормы; правомерную деятельность субъектов прав человека и гражданина; гласность; общественное мнение; гарантии: общие, специальные (юридические), организационные; процедуры; ответственность; контроль; правовую культуру.
Главная цель функционирования данного механизма - это защита субъективных прав человека и гражданина.
В задачи механизма обеспечения прав человека входят охрана, защита и восстановление нарушенных прав, формирование общей и правовой культуры населения.
Функции механизма социального и правового обеспечения прав человека подразделяются на охранительную, компенсационную, информационную, воспитательную. Движущей силой механизма обеспечения прав человека являются интересы и общественно полезные потребности индивидов.
В качестве элементов подсистемы механизма обеспечения прав человека можно назвать: механизм охраны, механизм защиты, механизм восстановления нарушенных субъективных прав, а также механизм воспитания.
Исследователи, выделяют в структуре механизма социально-юридического обеспечения прав человека две взаимосвязанные стороны: статическую и динамическую.
Статическая сторона механизма включает в себя нормы права; систему специальных правовых средств и институтов (институты гарантий, охраны, защиты и др.); субъектов права (государство, его органы и организации, граждане); различные формы правовой ответственности.
Динамическую сторону механизма образуют различные формы организационно-правовой деятельности субъектов правоохраны (правотворческая, правоприменительная, контрольно-надзорная, правоохранительная).
4.3 Гарантии прав и свобод человека и гражданина в деловых
взаимодействиях. Обязанности и ответственность гражданина
Гарантии прав и свобод человека и гражданина в деловых взаимодействиях - это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих личности равные возможности для осуществления своих прав, свобод и интересов.
Лекция 5. Правовое регулирование в сфере делового взаимодействия
План
5.1 Правовое регулирование в сфере делового взаимодействия.
5.2 Система законодательства в сфере делового взаимодействия.
5.3 Конституционное право как базовая, системообразующая отрасль российской системы права.
5.1 Правовое регулирование в сфере делового взаимодействия
Право и его признаки. Право - сложный социальный феномен и как явление такого рода может быть рассмотрено с разных сторон.
Теория права различает право в объективном значении и право в субъективном значении.
Право в объективном смысле представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Так, право собственности в объективном значении - это совокупность юридических норм, регулирующих отношение собственности. Право называется объективным, так как юридические нормы закреплены в законах, то есть объективизированы.
Право в субъективном смысле понимается как правомочие, которое имеет субъект - гражданин либо юридическое лицо - в соответствии с нормами права. Так, право собственности в субъективном значении включает в себя три правомочия: владение, пользование и распоряжение. Право называется субъективным, так как правомочия принадлежат субъекту.
Право - это нормативная система государственно-организованного общества, которую характеризует наличие общеобязательных формально-определенных правил поведения, устанавливающих меру свободы всех субъектов права.
Основными признаками права принято считать общеобязательность, нормативность, формальную определенность.
Общеобязательность права характеризуется тем, что право адресовано всем членам общества, имеет связь с государством и поддерживается с помощью государственного принуждения.
Нормативность права - заключается в том, что право закрепляет права и обязанности. Его нормы выступают в качестве критерия оценки поведения как правомерного либо неправомерного.
Формальная определенность проявляется в том, что право имеет определенные формы внешнего выражения - законы и другие нормативные акты.
Ряд авторов в качестве признаков права выделяют государственную обеспеченность, системность и социальную ценность.
Норма права - это общеобязательное, социально-определенное, представительно-обязывающее системное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения как правомерного либо неправомерного.
Источниками права в юридическом смысле являются такие формы права как правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор и нормативный акт.
Нормативно-правовой акт - это изданный в установленном порядке акт правотворческого органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства.
Законы - это нормативно-правовые акты, принимаемые высшим представительным органом государства или непосредственно народом (на референдуме), обладающие высшей юридической силой и направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений.
5.2 Система законодательства в сфере делового взаимодействия
Под системой законодательства понимается совокупность законов и подзаконных актов, то есть внешняя форма выражения права.
Система права в отличие от системы законодательства характеризует внутреннее строение права, содержание которого образуют отрасли, подотрасли права, институты, нормы и связи между ними.
В настоящее время система отраслей законодательства включает в себя отрасли законодательства, совпадающие с одноименными отраслями права (гражданское, семейное, трудовое, уголовное законодательство); отрасли законодательства, сложившиеся на базе подотраслей одних отраслей права и норм других отраслей (например, законодательство о здравоохранении, которое выделилось из административного права; комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права (например, хозяйственное законодательство).
Несовпадение системы права и системы законодательства имеет важные практические последствия: при подготовке крупных законодательных актов и сборников нормативные акты располагаются применительно к действующей системе законодательства. Система права оказывает существенное влияние на систему юридических наук и учебных дисциплин. Каждой отрасли права соответствует своя отраслевая наука и одноименная учебная дисциплина.
Система действующих нормативно-правовых актов является сложной по характеру и значительной по объему, подвержена быстрым изменениям. Одни нормативные акты дополняются новыми предписаниями, другие - изменяются, третьи - частично либо полностью признаются утратившими силу. В связи с этим возникают противоречия между нормативно-правовыми актами разных уровней и несогласованность между нормами одного уровня.
Сложность, объемность, противоречивость и несогласованность действующего законодательства порождает необходимость устранения тех недостатков, которые создают трудности, связанные с использованием законов и подзаконных актов, в конечном итоге снижающие эффективность правоприменительной практики. Средством приведения нормативных актов в согласованную систему является особая деятельность, именуемая систематизацией.
5.3 Конституционное право как базовая, системообразующая отрасль российской системы права
В правовой системе Российской Федерации при процессе регулирования деловых коммуникаций важная роль принадлежит конституционному (государственному) праву. Эта отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих ключевые для любого государства отношения, связанные с установлением политических и социально-экономических основ общественного строя, определением места и роли личности в государстве, укреплением формы устройства государства, механизма осуществления власти и системой местного самоуправления. Ведущая роль конституционного права в правовой системе определяется тем, что среди всех законов, входящих в эту отрасль (они носят название конституционных), главным источником является Конституция Российской Федерации.
Под конституцией в любой стране сегодня понимается Основной Закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.
В любом государстве конституция является не только важнейшим правовым актом, но и политическим документом, выполняет разнообразные функции в обществе. В период господства в нашей стране марксистско-ленинской идеологии социальное назначение конституции сводилось главным образом к обеспечению политических интересов экономически господствующего класса. Основные социальные силы общества, безусловно, стремятся отразить свои политические интересы в конституции. Однако в условиях демократического правового государства, живущего при многопартийной системе, содержание конституции в большей мере выступает как результат компромисса социальных, общественных сил, а сама она - как юридический инструмент своеобразного общественного договора, правила которого являются законом жизни для подавляющего большинства граждан.
Конституция - юридическая база текущего законодательства Российской Федерации. Это юридическое свойство Конституции проявляется в том, что ее принципы и нормы определяют содержание и направленность как отдельных законов, так и всех отраслей российского законодательства. Текущие законы конкретизируют, детализируют предписания Конституции, обеспечивая тем самым их реализацию. Все это позволяет Конституции быть ядром правовой системы Российской Федерации, цементировать и обеспечивать единство и непротиворечивость российского законодательства.
Лекция 6. Взаимодействие физических и юридических лиц в рамках различных отраслей права
План
6.1 Взаимодействие физических и юридических лиц в рамках различных отраслей права.
6.2 Гражданские, предпринимательские, административные и уголовные правоотношения.
6.1 Взаимодействие физических и юридических лиц в рамках различных отраслей права
Участие граждан в отношениях, регулируемых нормами гражданского права, предполагает наличие у них таких качеств, как правоспособность и дееспособность.
Понятие юридического лица в ГК РФ определяется на основе традиционных признаков: Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48).
Основная функция цивилизованного правового государства — защита прав и свобод человека и гражданина, поэтому все отрасли российского права реализуют ее. Наиболее ярко это проявляется в гражданском праве, которое выступает одной из ведущих отраслей права, имеющей длительную историю развития. Как частная отрасль, гражданское право характеризуется рядом специфических особенностей, позволяющих говорить о ее самостоятельности и значимости.
6.2 Гражданские, предпринимательские, административные
и уголовные правоотношения
В предмет гражданского права входят следующие виды отношений:
1) имущественные; 2) личные неимущественные, подразделяющиеся на несколько видов - неотчуждаемые права, свободы человека и другие нематериальные блага, интеллектуальные права и иные личные неимущественные права; 3) предпринимательские; 4) организационные.
Традиционно доминирующее место в предмете гражданского права занимают имущественные отношения, характеризующиеся рядом отличительных признаков: 1) особый субъектный состав (участники находятся в отношениях юридического равенства и обладают имуществом, обособленным от иных субъектов); 2) особый объект (имущественные отношения возникают по поводу имущества, т. е. различных материальных благ, обладающих стоимостью, вследствие чего они имеют свою цену и могут быть исчислены в денежном выражении); 3) особое содержание (эти отношения имеют эквивалентно-возмездный характер, т.е. они обеспечивают получение платы или иного встречного имущественного предоставления. Иногда данный признак может отсутствовать (например, в безвозмездном договоре дарения), но такое исключение специально предусматривается в законе и не играет определяющий роли).
В зависимости от содержания имущественные отношения могут быть вещными, т.е. опосредующими отношения статики — принадлежности имущества конкретному субъекту (например, право собственности, иные вещные права), и обязательственными, опосредующими отношения динамики — перехода материальных благ от одного лица другому (например, договоры).
В свою очередь, личные неимущественные отношения представляют собой отношения, возникающие по поводу нематериальных благ и результатов интеллектуальной деятельности. Основным признаком, объединяющим эти отношения, является их личный характер, т. е. тесная связь с личностью носителя или создателя, в то же время для них характерны и различия.
Многие гражданско-правовые отношения касаются передачи прав на вещи. Собственность является экономическим институтом, основанным на процессе присвоения материальных благ человеком. Как правовая категория собственность - это наиболее полное из всех возможных господство человека над вещью. Конструкция всех имущественных отношений, так или иначе, затрагивает институт собственности. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Право гражданина на занятие предпринимательской деятельностью гарантировано Конституцией РФ, согласно ст. 34 которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Наличие у индивидуального предпринимательства определенных экономических преимуществ (налоговых, учетных, трудовых и др.) обеспечивает реальный коммерческий смысл осуществления малого бизнеса в этой форме. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица, наряду с малыми предприятиями, имеет статус субъекта малого предпринимательства, на который распространяются меры государственной поддержки и установленные законодательством особенности налогообложения.
Основной задачей административного права является создание условий реализации тех прав граждан, которые закреплены в Конституции Российской Федерации и иных законах. Именно в рамках административного права детально разрабатываются правила, согласно которым воплощаются в жизнь, становятся реальными и обретают достаточную степень гарантированности права граждан. Административное право в совокупности с иными отраслями обеспечивает их защиту.
Административное право регулирует те отношения, которые возникают в процессе деятельности органов исполнительной власти, т. е. определяет правила, по которым создаются, действуют и прекращают деятельность органы исполнительной власти, в том числе регулирует вопросы взаимоотношений органов исполнительной власти с гражданами и различными организациями, а также иными органами.
В административном праве, так же, как и в иных отраслях, выделяются виды правоотношений - материальные и процессуальные, регулятивные и охранительные, и иные. Кроме того, в административном праве правоотношения подразделяют на вертикальные - те, которые построены на властных волеизъявлениях одной стороны, занимающей вышестоящее положение по отношению к другой, - и горизонтальные, когда стороны формально находятся в равном положении по отношению друг к другу и договариваются между собой без властного обязывания.
Уголовное право - это отрасль публичного права, основной задачей которой является охрана личности, общества и государства от наиболее опасных посягательств, ставящих под угрозу основы существования человека.
Уголовное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих круг деяний, которые являются преступлениями, и устанавливающих наказание и другие меры уголовно-правового воздействия за их совершение.
Российское уголовное право относят к охранительным отраслям права, поскольку оно главным образом охраняет общественные отношения, урегулированные другими отраслями права (административным трудовым, гражданским и др.). Например, отношения собственности регулируются нормами гражданского права, которое предусматривает в том числе и ответственность за виновное невыполнение принятых обязательств, за внедоговорное причинение вреда. Только уголовное право охраняет отношения собственности от наиболее опасных по форме и социальным последствиям посягательств (различные хищения, умышленное повреждение или уничтожение имущества).
Предметом уголовного права являются те общественные отношения, которые под его воздействием упорядочиваются, приводятся в соответствие с законом. В первую очередь это так называемые охранительные правовые отношения, возникающие в каждом случае совершения преступления между преступником и государством в лице компетентных органов, которые завершаются наказанием виновныx лиц. Однако не менее важной задачей уголовного права является обеспечение правопорядка, т. е. законопослушного поведения субъектов в различных юридически значимых ситуациях. В этом смысле уголовное право обращено ко всем субъектам с требованием соблюдать установленные запреты под угрозой применения наказания. Поэтому предмет уголовного права образуют и те общественные отношения так называемого общерегулятивного характера, в рамках которых осуществляется их правомерное поведение. Уголовное право одним своим существованием обеспечивает законопослушность подавляющего большинства граждан. Наконец, третью группу правоотношений, составляющих предмет уголовно-правового регулирования, образуют общественные отношения, в рамках которых лица реализуют некоторые специфические права, предоставленные им уголовным законом (например, право на необходимую оборону, задержание преступника, право на причинение вреда в состоянии крайней необходимости и т. д.).
Лекция 7. Профессиональные взаимодействия, регулируемые трудовым законодательством
План
7.1 Профессиональные взаимодействия, регулируемые трудовым законодательством.
7.2 Понятие виды и содержание трудового договора.
7.3 Особенности правового регулирования трудовых отношений в ТЭК.
7.1 Профессиональные взаимодействия, регулируемые трудовым законодательством
Конституция РФ провозглашает основные трудовые права граждан. В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы; каждый имеет право на отдых — работнику гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Для обеспечения государственных гарантий трудовых прав и свобод, создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников и работодателей в российской системе права существует такая отрасль, как трудовое право.
Трудовые отношения как предмет трудового права характеризуются определенными чертами. Называют следующие признаки трудовых отношений; во-первых, эти отношения протекают в условиях внутреннего трудового распорядка с подчинением работника регламентированным условиям совместной деятельности; во-вторых, работник включается в трудовой коллектив конкретной организации; в-третьих, включение работника в трудовой коллектив опосредовано особым юридическим фактом (трудовым договором); в-четвертых, содержание трудовых отношений сводится к выполнению работником определенного рода работы в соответствии с его специальностью, квалификацией, должностью.
Весь комплекс названных общественных отношений традиционно классифицируется по такому критерию, как хронологическая связь с собственно трудовыми отношениями. По этому критерию выделяются отношения, предшествующие трудовым; отношения, сопутствующие трудовым; отношения, следующие за трудовыми.
7.2 Понятие виды и содержание трудового договора
Трудовые отношения между работником и работодателем оформляются трудовым договором.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 56) трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В этом определении законодатель называет основные права и обязанности сторон трудового договора - работника и работодателя.
Содержание трудового договора. В трудовом договоре должны быть указаны характеристики сторон: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица); сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица; сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями.
Кроме характеристики сторон (представителя), трудовой договор должен содержать еще ряд условий, которые делятся на две группы; обязательные и дополнительные (факультативные).
В ч. 2 ст. 57 ТК РФ определяется перечень обязательных условий, которые должны быть включены в трудовой договор. Перечень этот довольно широк. В трудовой договор обязательно включаются следующие условия:
- место работы;
- трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации либо конкретный вид поручаемой работнику работы);
- рабочее время и время отдыха;
- заработная плата (все ее элементы, включая доплаты, надбавки, премии и иные поощрительные выплаты, установленные в организации);
- компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
- условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути и др.);
- виды социального страхования работника (пенсионное, медицинское, страхование на случай временной нетрудоспособности, материнства (отцовства), страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Таким образом, в трудовом договоре дается развернутая характеристика трудового правоотношения. Данное регулирование основано на том, что трудовой договор является юридической гарантией для сторон трудового правоотношения, главным образом для работника как наиболее слабой стороны. Столь подробная характеристика условий труда работника, с одной стороны, выполняет информационную функцию, а с другой - защищает работника от одностороннего изменения работодателем условий труда.
Если какое-либо из обязательных условий не было включено в трудовой договор, это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и условиями. Это будет являться нарушением трудового законодательства со стороны работодателя, для работника же каких-либо негативных правовых последствий не влечет.
Дополнительные условия включаются в трудовой договор по усмотрению сторон. Примерный перечень таких условий приведен в ч. 3 ст. 57 ТК РФ. Это могут быть условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной); об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя; о видах и об условиях дополнительного страхования работника; об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи и др.
Однако свобода сторон при выработке дополнительных условий ограничена. Запрещается включать в трудовой договор условия, ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, даже если работник согласен на подобное ухудшение.
Одним из дополнительных условий трудового договора может быть условие о сроке - в тех случаях, когда заключается срочный трудовой договор.
По общему правилу в трудовых отношениях заключается договор на неопределенный срок. Срочный трудовой договор заключается лишь в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ. Перечень оснований для заключения срочного трудового договора является закрытым для усмотрения работодателя. Кроме того, при заключении срочного трудового договора в договоре должно быть указано и основание его заключения в соответствии с формулировками ст. 59 ТК РФ. Если срочный трудовой договор будет заключен вразрез с этим правилом, т. е. без соответствующего законного основания или без его указания в договоре, договор будет считаться заключенным на неопределенный срок.
Максимальный срок трудового договора составляет 5 лет. Минимальный срок трудовым законодательством не установлен.
Основания для заключения трудового договора делятся на две группы: 1) являющиеся отражением объективно срочного характера работы (ч. 1 ст. 59 ТК РФ); 2) являющиеся определенной уступкой работодателю (по существу, выступая средством дополнительного расторжения трудового договора по инициативе работодателя: прекращается срок, и работодатель может сменить работника без всяких на то причин) (ч. 2 ст. 59 ТК РФ).
Исходя из ст. 59 ТК РФ объективными основаниями заключения срочного трудового договора (когда сама работа носит срочный характер) являются: замена временно отсутствующего работника; сезонные работы; работы, связанные с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг; работа в организациях, созданных на заведомо определенный период времени, и т. п.
Кроме того, срочный трудовой договор может быть заключен (основания второй группы) с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы; с лицами, работающими в организациях — субъектах малого предпринимательства; с лицами, работающими по совместительству; с поступающими на работу пенсионерами по возрасту и т. д.
Виды трудового договора. Трудовое законодательство построено на основе принципа единства и дифференциации. Дифференциация правового регулирования связана с многообразием трудовых отношений В науке трудового права предлагаются различные критерии классификации трудовых договоров:
1 по сроку: на неопределенный срок, срочные, временные (до двух месяцев);
2 с учетом особенностей работника: с несовершеннолетними, с женщинами и лицами с семейными обязанностями, с инвалидами, с руководителем, заместителями руководителя и главным бухгалтером;
3 по особенностям работодателя: с работодателями - физическими лицами;
4 в связи с особыми условиями труда: сезонные, по работе вахтовым методом, на дому (с надомными работниками), с вредными и опасными условиями труда, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
5 в зависимости от вида трудовой деятельности: с педагогическими, медицинскими, творческими работниками, работниками транспорта, работниками религиозных организаций.
7.3 Особенности правового регулирования трудовых отношений
в ТЭК
Законодательно дифференциация в правовом регулировании трудовых отношений отражена в разделе 12 ТК РФ «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников».
Правовое регулирование трудовых отношений в ТЭК осуществляется в соответствии с нормами трудового законодательства, учётом специфики отрасли и природно – географическими особенностями производственной деятельности.
Лекция 8. Природоресурсные правоотношения
План
8.1 Регулирование природо-ресурсных отношений в сфере ТЭК.
8.2 Топливно-энергетический комплекс РФ, его роль и место в экономической системе. Природоресурсные правоотношения.
8.3 Полномочия органов государственной власти России в ТЭК.
8.1 Регулирование природо-ресурсных отношений в сфере ТЭК
Природоресурсные правоотношения - это общественные отношения в области рационального использования природных ресурсов, а также охраны окружающей среды, урегулированные нормами права.
Субъектами данных правоотношений являются граждане, общественные и иные некоммерческие организации, юридические лица, государство и органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Право природопользования - это урегулированное правовыми нормами использование свойств окружающей среды, природных ресурсов для удовлетворения различных потребностей, в первую очередь экономических.
Традиционная классификация права природопользования - на общее и специальное в зависимости от оснований возникновения:
- право общего природопользования возникает у граждан (физических лиц) в силу естественных прав на благоприятную окружающую среду, то есть не требует специального разрешения уполномоченных органов (лицензии): например, пользование землями общего пользования в городах и других населенных пунктах в качестве путей сообщения; использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, свободное пребывание граждан в лесах с целью сбора ягод, орехов, грибов и других недревесных ресурсов; любительский лов рыбы и т. д.;
- право специального природопользования, т. е. возникающее при наличии специального разрешения компетентного государственного органа. Как правило, субъектами данного вида природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность.
Управление в области природопользования и охраны окружающей среды осуществляется исполнительными органами государственной власти, при этом основные управленческие функции возлагаются на специально уполномоченные органы исполнительной власти.
8.2 Топливно-энергетический комплекс РФ, его роль и место
в экономической системе. Природоресурсные правоотношения
Одной из важнейших функций государственного управления в том числе в ТЭК является нормирование в области охраны окружающей среды.
Нормирование - это деятельность государства в лице специальных уполномоченных им органов по разработке и утверждению нормативов в области охраны окружающей среды.
Целями нормирования являются сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения.
Все нормативы в соответствии с законом подразделяются на нормативы качества и нормативы допустимого воздействия.
Нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда (ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). К ним относятся:
- нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
- нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
- нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
- иные нормативы качества окружающей среды. Таким образом, перечень видов нормативов в данной группе не является исчерпывающим, что позволяет при появлении новых видов нормативов осуществлять их правовое регулирование без внесений изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды. Данная группа нормативов, как правило, устанавливается применительно к источникам воздействия на окружающую природную среду. К ним относятся:
- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в целях охраны окружающей среды. Перечень нормативов в этой группе также не исчерпывающий - он может корректироваться как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов РФ.
Данные группы нормативов взаимосвязаны. Как правило, соблюдение нормативов качества зависит от соблюдения нормативов допустимого воздействия.
8.3 Полномочия органов государственной власти России в ТЭК
Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов. В последнее время большое значение приобретают технические регламенты, ориентированные на международные стандарты в том числе и деятельности в ТЭК.
Технический регламент — документ, который принят международным договором Одним из важнейших комплексных институтов природоресурсного права является экономическое регулирование природопользования.
Под экономическим регулированием в области природопользования. понимается такое воздействие на участников общественных экологических отношений, которое связано с созданием материальной заинтересованности природопользователя в рациональном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды.