Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Своеобразие художественного мира М.Булгакова.
Философия и эстетика романа «Мастер и Маргарита»
Михаил Булгаков – писатель с ярко выраженным лицом в искусстве. Его произведения интересны читателям разных возрастов и вкусов. Булгаков и сатирик, и проникновенный лирик, и писатель-философ, и фантаст.
Это был человек твердых убеждений и неколебимой порядочности, воплощение совести и неподкупной чести, носитель культуры и интеллигентности – в высшем смысле этого слова. Даже в советские годы всем своим видом и поведением он демонстрировал собой образ недобитого классового врага – аристократа.
Родился Булгаков в Киеве в семье профессора духовной академии. Теплая атмосфера большой семьи навсегда останется неким образцом для Булгакова, поэтому тема Дома, семьи является в его творчестве ведущей.
Получив медицинское образование, Булгаков работает сельским врачом, а в Гражданскую войну – врачом в деникинской армии.
В годы революции Булгаков не скрывал своего «глубокого скептицизма в отношении революционного процесса», оставаясь навсегда сторонником мирного эволюционного развития.
В начале 20-х годов пришло осознание, что он не врач, а литератор «по составу крови». В Москве в годы НЭПа Булгаков сотрудничает в газете «Гудок» (раздел сатиры). Здесь произошло его знакомство с Ю.Олешей, В.Катаевым, И.Ильфом, И.Бабелем.
Первыми крупными произведениями Булгакова стали роман «Белая гвардия», повесть «Роковые яйца». Но вскоре в критике появился термин – «булгаковщина», а самого писателя причислили к «внутренним эмигрантам». Из советской газеты тех лет: «Булгаков остается новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс и его коммунистические идеалы».
Булгаков – сатирик, а уже этого было достаточно, чтобы войти в немилость к властям. Впоследствии в письме к правительству он назовет себя «мистическим писателем», а своим учителем – великого сатирика М.Салтыкова-Щедрина.
В 1925 году после обыска на квартире власти конфисковали рукопись повести «Собачье сердце» и личный дневник писателя. Спустя время благодаря ходатайству М.Горького дневник автору вернули, а «Собачье сердце» вышло в свет лишь в годы перестройки. Булгаков провидчески показал, как «интеллигенция своими руками породила Шарикова, пролетария, который сначала ее уплотнит, потом выселит, потом донесет и – в лагеря. Это написано как из космоса, и все это абсолютно пророчески» (мнение современного киносценариста и режиссера А.Адабашьяна).
Особая страница в творческой биографии писателя – театр. «Он обожал театр – и ненавидел. Так можно относиться к любимой женщине, которая от вас ушла» (Е.С.Булгакова). Практически все пьесы писателя («Бег», «Кабала святош», «Зойкина квартира», «Иван Васильевич») не дошли до премьеры или были сняты с репертуара. Относительно счастливая и в то же время драматичная судьба у пьесы «Дни Турбиных», написанной на материале романа «Белая гвардия». Пьеса была разрешена только во МХАТе, ее неоднократно снимали с репертуара и вновь восстанавливали.
Для героев пьесы Турбиных основополагающее понятие – честь, которая понимается ими как служение отечеству. Но в годы Гражданской войны прежнее отчество перестало существовать, и привычные ориентиры исчезли. Белые офицеры поставлены перед нравственным выбором: героическая гибель, активное сопротивление красным в армии Деникина или принятие новой власти.
1929 год – год «великого перелома» не только в истории страны, но и в судьбе Булгакова. Совершилось его «писательское уничтожение», с этого времени не напечатана ни одна его строчка. И тогда писатель обратился с письмом к правительству СССР, а затем и с письмом Сталину с просьбой либо дать ему возможность работать, либо разрешить поездку за границу. Это было политической дерзостью гонимого писателя. «Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе».
Через некоторое время раздался неожиданный телефонный звонок Сталина на квартиру Булгакова. Разговор получился сумбурным, обрывистым. В итоге Булгаков получил работу ассистента режиссера в театре. И – все, о публикациях не было и речи.
30-е годы – полное молчание вокруг имени Булгакова, забвение для читателей. «Я – арестант. Меня искусственно ослепили». Именно в таких условиях гражданской смерти писатель создавал свой роман «Мастер и Маргарита».
Иногда наступали приступы хандры, отчаяния, но спасал характер. «Я не встречала по силе характера никого равного Булгакову. Его нельзя было согнуть. У него была какая-то стальная пружина внутри», – вспоминала Елена Сергеевна Булгакова – третья жена писателя, его верный друг все эти годы. Не секрет, что Маргарита навеяна ее обликом, характером. Елена Сергеевна сохранила наследие писателя. Умер он на ее руках, завещая читателям роман «Мастер и Маргарита».
На могиле писателя на Новодевичьем кладбище лежит камень с могилы Гоголя, так любимого Булгаковым. «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью», – произнес когда-то Булгаков пророческие слова.
«Мастер и Маргарита»
Последний роман Булгакова заслуженно считается вершиной его творчества. Сложный, бездонный роман сочетает в себе конкретно-бытовой и философский планы, реальность и фантастику.
Писатель работал над романом с 1928 года до конца жизни, заканчивая свой главный труд смертельно больным. Двенадцать лет труда, восемь редакций, шесть толстых тетрадей… К современному читателю роман пришел лишь в середине 60-х годов, на закате оттепели.
Первоначальные названия романа – «Князь тьмы», «Черный маг», «Копыто инженера» и др. Образа Мастера вначале не было даже в замыслах.
Роман имеет очень сложную композицию. Можно выделить три плана повествования: 1) философская линия – библейские сцены в древнем Ершалаиме; 2) реальный план – сатирические сцены современной московской жизни, судьба Мастера и Маргариты; 3) фантастическая линия, связанная с вечным потусторонним миром. Связующее звено, объединяющее все сюжетные линии – это образ Воланда, вневременного персонажа.
Это «роман в романе» – повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Писатель связал воедино начало и конец человеческой эры. Мастер пишет роман на библейский сюжет, пытаясь в далеком прошлом найти ответы на волнующие вопросы современности.
Книга Булгакова отличается жанровой уникальностью. В ней «соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления» (Б.Соколов). Книгу определяют как философский роман, роман-миф, мениппея, роман-мистерия.
В частности, Б.Гаспаров называет «Мастера и Маргариту» романом-мифом, где прошлое и настоящее выступают как единое художественное пространство. В художественной структуре любого мифа воплощаются систематически повторяющиеся в жизни человечества события и явления. Древний мир существует одновременно с современным. Начинается новый виток истории, но явления повторяются, проблемы вечны. Герои романа Булгакова даны в социальном, историческом и космическом аспекте на фоне Вечности и Вселенной. Время и пространство в романе и конкретны, и условны. События имеют вневременной характер и длятся вечно.
«Мастер и Маргарита» – это размышления писателя о смысле жизни, о человеке, о его свободе и несвободе, смертности и бессмертии, о борьбе Добра и Зла в истории и в нравственном мире человека.
К основным темам следует отнести также такие, как судьба художника, писатель и власть, преступление и наказание, тема любви.
Обратимся к анализу основных сюжетных линий романа.
Идейный центр романа – библейская линия, нравственный поединок Иешуа и Понтия Пилата. Булгаков по-своему интерпретирует знаменитую евангельскую легенду о казни Иисуса Христа. И акценты он расставляет иные, чем в Библии, где главный герой, конечно, Иисус. У Булгакова же на вопрос Воланда: «О чем роман?» – Мастер отвечает: «О Понтии Пилате».
Почему именно Пилат интересует Мастера в первую очередь?
Понтий Пилат – могущественный римский прокуратор, обладающий безграничной властью. Он вершит судьбы людей. Пилат умен, его не назовешь примитивным злодеем.
Иешуа Га-Ноцри – бродячий философ, раб, чья жизнь зависит от воли Пилата. Но в то же время он, арестованный, зверски избитый, приговоренный к смерти, несмотря ни на что остается внутренне свободным человеком.
Иешуа проповедует: «Всякая власть является насилием над людьми… Настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости». Конечно, это утопия. Но есть в Иешуа огромная сила убеждения и веры! И за свои идеалы он готов принять страдания и даже смерть.
Пилат хочет его спасти, не видя в нем преступника и желая иметь при себе этого умного и наделенного особым даром человека. Булгаков рисует психологический портрет Пилата, в душе которого борются человек и прокуратор. Герой стоит перед выбором: спасти Иешуа и лишиться власти (а возможно, и жизни) – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести.
Но в итоге он не может переступить через власть кесаря. Страх за свое положение одерживает внутреннюю победу. Потом, правда, Пилат пытается очистить свою совесть (надежда на помилование в праздник Пасхи, убийство предавшего Иешуа Иуды), но эти попытки не искупают его вину.
Очень важен эпизод, когда Пилат допрашивает начальника тайной службы о прошедшей казни (гл. 25). Из разговора он понимает, что Иешуа остался несломленным и, более того, косвенным путем обвинил Пилата в трусости. Иешуа свободен – в своей вере и проповедях, во внутренней силе духа, даже в смерти. И этим он опроверг власть над собой Пилата, одержав над ним нравственную победу. Иешуа сильнее как личность: он не озлобился, продолжал верить в добро, мужественно принял смерть.
Пилат и Иешуа – два антагониста. Внешне свободный Пилат оказался внутренне зависимым, несвободным. Он раб кесаря, раб своего положения. Пилат подлежит суду высших сил «не за то, что отправил на казнь какого-то бродягу, а за то, что сделал это вопреки себе, вопреки своей воле и своим желаниям, из одной только трусости» (Б.Сарнов). Трусость объявляется в романе «самым страшным человеческим пороком».
Своей смертью Иешуа обрек Пилата на неумолкаемую боль совести. В принципе, он изменил человеческую сущность Пилата, который навсегда потерял душевный покой. («И ночью, и при луне мне нет покоя»). В художественном мире Булгакова нравственная категория покоя является ведущей. Потеря покоя – самое страшное наказание для многих героев.
Так почему же Понтий Пилат – главное лицо в булгаковской интерпретации библейского сюжета? Именно с образом Пилата связан комплекс нравственно-философских проблем, поднятых в романе: человек и власть, проблема выбора, ответственности за содеянное, преступления и нравственного наказания.
Душевные страдания, больная совесть Пилата не легче физических мучений Иешуа. Булгакову важно проследить, что будет с человеком, когда он пойдет против совести. Иешуа идеален – Понтий противоречив и гораздо сложнее, и это вызывает наибольший интерес писателя.
«Мастер и Маргарита» – великий роман о добре и зле. Как бы ни была велика власть зла, оно, зло, знает, что добро существует, и эта мысль не дает ему покоя. Поколеблена уверенность зла в своем всесилии.
Итак, в библейских главах поставлены вопросы, которые найдут свое продолжение в московских главах. Что есть истина? Существуют ли вечные нравственные ценности? В каких взаимоотношениях находятся человек и власть? Всюду, во все времена власть тирана основана на страхе. И всегда найдутся личности, противостоящие тирану.
Как же автор соединяет различные временные пласты?
Многие события, описанные в ершалаимских главах, в пародийном, сниженном виде повторяются приблизительно через 2000 лет в Москве (принцип «зеркального отражения»). Например, люди из толпы в древнем Ершалаиме во время оглашения приговора очень похожи на тех, кто жаждет «хлеба и зрелищ» в московском Варьете.
Роль «скрепов» между разными временными пластами выполняют образы природы. Над древним Ершалаимом и над Москвой сгущается тьма (символ апокалипсиса) и проходит гроза. Символичны сквозные образы луны, палящего солнца.
Древность и современность соединяют и герои-двойники: Иешуа – Мастер, Иуда – Алоизий Могарыч, Левий Матвей – Иван Бездомный, Наташа – Гелла.
Судьба Мастера перекликается с судьбой Иешуа. Впервые мы встречаем Мастера на больничной койке, с тусклыми глазами. Пережив донос критика Латунского, предательство соседа, свой арест и потерю любимой женщины, Мастер утратил интерес ко всему. «Страх метался в его глазах». В таких случаях остается сумасшедший дом как спасение от безумного мира. «Да, его хорошо отделали!» – признает Воланд. В судьбе Мастера мы узнаем атмосферу 30-х годов. Очевидно, что литературная судьба Мастера повторяет судьбу самого Булгакова.
Многое сближает Мастера с его героем Иешуа. Их роднит самозабвенный поиск истины, трагический конфликт с обществом. Роман Мастера – плод его творческого полета, внутренней свободы и независимости от обстоятельств.
Исследователь М.Чудакова высказала любопытную мысль: Мастер, может, являет собой второе пришествие Христа, не замеченное москвичами.
Нетрудно увидеть и отличие Мастера от Иешуа. Он сломлен, его предали. Герой утратил веру в других и в себя: «У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет». Мастер достиг последней стадии душевной болезни – страха. «Страх владел каждой клеточкой моего тела». И даже к роману он равнодушен. Он действительно болен, но не сумасшествием, а болезнью усталости и потерею веры в искусство.
Но если такова печальная участь Мастера, то его творение выше создателя. Роман Мастера начал самостоятельную жизнь. Булгаков утверждает идею бессмертия великого искусства. «Рукописи не горят».
Маргарита – единственный персонаж без двойника, что подчеркивает ее избранность, неповторимость ее чувства, доходящего до полного самопожертвования. Ради любви она «готова душу дьяволу отдать». Оправдан ли ее поступок? На этот вопрос можно ответить по-разному, но бесспорно то, что силой своей любви она спасает Мастера.
Маргарита обретает невиданную силу, на время теряет стыд. «В этой вызывающей чувственности звучит мщение» (И.Золотусский). И сама любовь Маргариты заряжена поначалу чувством мщения. Героиня громит квартиру критика Латунского, и лишь плач ребенка останавливает ее.
С образом Маргариты связан и мотив милосердия. Эпизод с Фридой – ее духовное величие. Она сумела не повторить ошибку Понтия Пилата, оказалась мудрее его. «Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь». И вновь в романе звучит мотив покоя.
Дьявольская линия в романе продолжает традиции Гете, Данте, Гоголя, Гофмана, Достоевского. Зачем Булгакову нужен Сатана? Все происходящее в советской стране писатель воспринимал как абсурд, ненормальность. А это – родная стихия дьявола. Порой и дьявол уступает чертовщине реальной жизни.
Как правило, дьявол в произведении выполняет две функции: искушение и наказание человека. Булгаковский Сатана видит свою задачу в нравственной ревизии общества. Он вершит нравственный суд, обнажает людские пороки (иногда обнажает в прямом смысле, как это случилось на сеансе черной магии).
Князь тьмы дьявольски умен, мудр, величественен. У него нет иллюзий относительно своего мирового господства – места под солнцем хватит всем. В нем нет враждебности к добру. Иешуа и Воланд не антиподы, это два взаимосвязанных полюса единого мироустройства.
Воланд не сеет зло, а разоблачает его, восстанавливая равновесие между Добром и Злом. А для главных героев Сатана и его свита – «это не демоны зла, но скорее ангелы-хранители» (В.Лакшин).
Воланд смотрит на мир диалектически, философски (его разговор с Левием Матвеем – гл. 29). Закон философии утверждает единство и борьбу противоположностей. Вечная борьба добра со злом и составляет смысл человеческой истории, отдельной человеческой жизни. Поэтому строки из «Фауста», ставшие эпиграфом к роману, приобретают в романе буквальный смысл: «Часть вечной силы я, всегда желавшей зла, творившей лишь благое».
Изменилось ли внутренне человечество за 2000 лет своего развития? Вот вопрос, интересующий Воланда. Он делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в то же время признает, что и милосердие живет в человеческих сердцах.
Образ Воланда можно рассматривать и как дух искушения в каждом человеке. Еще Достоевский говорил, что арена борьбы добра и зла – сердце человека.
Бал Сатаны – кульминационный центр в идейно-художественной структуре романа. По поверьям, на Страстную неделю разыгрывается нечистая сила. Но на балу должно произойти очищение одного грешника, а для всех других это день получения надежды.
Роман раздвинул рамки земного существования человека и поставил его перед лицом Вечности. Это как тот Высший суд, перед которым предстанет каждый. «Каждому будет дано по его вере».
Бал Сатаны и пляска в «Доме Грибоедова» даны как зеркальные сцены, сцены-двойники. Танцевальный вечер в «Грибоедове» Булгаков называет «адом», используя стилистику гоголевской сатиры.
Автор сатирически рисует нравственный портрет литературной элиты (зависть, бездарность, ненависть к талантам, карьеризм, хамелеонство, умение приспособиться к условиям жизни). Членство в МАССОЛИТе давало возможность путевок, дач, квартир, шикарного дешевого ресторана. Мастеру сюда доступа нет.
Остановимся на финале книги. «Мастер не заслужил света, он заслужил покой», – говорит Левий Матвей. Возникает вопрос, почему «не заслужил света».
Одни исследователи утверждают, что это наказание за малодушие.
По мнению М.Чудаковой, Мастер с Маргаритой заложники тьмы, дьявола, хотя и не стали его добычей. На том свете они попадают явно не во владения дьявола.
«Это покой творческий, столь необходимый художнику и не обретенный героем в его земной жизни» (Б.Соколов).
«Это сам Мастер карает себя за то, что из его души ушла любовь. Тот, кто покидает дом или кого покидает любовь, не заслужил света… Даже Воланд теряется перед этой трагедией усталости, трагедией желания уйти из мира, покинуть жизнь» (И.Золотуский).
В.Лакшин рассматривает покой как прибежище для усталой, измученной души.
Отметим, что тема покоя традиционна в русской литературе. У Пушкина читаем: «На свете счастья нет, но есть покой и воля», «Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит». У Лермонтова: «Я б хотел свободы и покоя…»
По мнению А.Зеркалова, физическая смерть есть зло меньшее, чем творческая гибель. Воланд предал Мастера смерти, но даровал ему творческое бессмертие. А власти оставили Мастера в живых, но убили в нем художника. Что лучше?..
В финале все сюжетные линии пересекаются в одной пространственно-временной точке – в Вечности, где встречаются Мастер и его герои. Понтий Пилат получает прощение, а Мастер – «вечный приют».
Говорят, что первая ступень истины – справедливость (возмездие), высшая – милосердие. Роман завершается словами прощения и милосердия: «Свободен! Свободен!» Кто освобождает Пилата – Иешуа? Мастер? Сам Булгаков? «Слишком близко стоят три фигуры: Булгаков, Иешуа и Мастер» (И.Золотусский).
Добро или зло правит миром? «У Булгакова добро и зло распяты на крыльях одного креста, и в этом сопряжении и противоборстве пушкинского и гоголевского направлений – дерзость и новизна «Мастера и Маргариты» (В.Маранцман).
Судьба романа, созданного Мастером, – это во многом и судьба романа самого Булгакова, который свой долг писателя видел в том, чтобы возвратить человеку веру в высокие идеалы, в добро и справедливость. Роман о всепобеждающей силе любви и творчества пробился к читателю, подтверждая сокровенную мысль писателя: «Рукописи не горят!»