Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Сущность педагогической технологии

  • 👀 2875 просмотров
  • 📌 2789 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Сущность педагогической технологии» docx
Лекция №1 Тема№1 «Сущность педагогической технологии» Вопросы: 1. Эволюционный анализ понятия «педагогическая технология». 1.1. Понятие «педагогическая технология». 1.2. Зарубежные подходы к определению педагогических технологий. 1.3. Российские подходы к определению педагогических технологий. 2. Признаки и критерии педагогических технологий. 2.1. Признаки педагогической технологии. 2.2. Критерии педагогической технологии. 3. Научные основы педагогической технологии. 3.1. Факторы психического развития и технология. 3.2. Научные философско-педагогические концепции. 4. Структура педагогической технологии. 4.1. Методика и технология. Задания: 1. Выпишите периоды эволюции понятия «педагогическая технология». 2. Заполните таблицу «Российские подходы к определению педагогических технологий». № п/п Имя российского учёного *(5-6 имён) Определение 1 2 … 6 3. Выпишите главные признаки педагогических технологий. 4. Выпишите критерии педагогической технологии. 5. Заполните таблицу «Научные философско-педагогические концепции». № п/п Название концепции Сущность концепции Имена учёных *(2-3 имени) 6. Напишите формулу педагогической технологии. 7. Разграничьте понятия «технология» и «методика», заполнив таблицу «Отличие технологии от методики». Технология Методика 1. 1. 2. 2. 3. 3. … … 1. Эволюционный анализ понятия «педагогическая технология» 1.1. Понятие «педагогическая технология» Слово «технология» пришло в педагогику из промышленного производства, где оно обозначает процесс изготовления продукции наиболее эффективным и экономичным обра зом. Понятие «педагогическая технология» прошло определенную эволюцию. Эволюция понятия «педагогическая технология»: 1 период (40-е - середина 50-х г. 20 в.) - термин «технология в образовании» означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе. 2 период (середина 50-х - 60-е г. 20 в.) - под «технологией образования» стали подразумевать программированное обучение. 3 период (70-е г. 20 в.) - появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, га­рантирующий достижение четко поставленных целей. 4 период (с начала 80-х г. 20 в.) - создание компьютерных и информаци­онных технологий обучения. Словосочетание «педагогическая технология» является неточным пере­водом с английского educational technology - «образовательная технология». Часто в педагогической практике понятия «педагогическая техноло­гия» и «образовательная технология» являются синонимами. Понятие «образовательная технология» представляется несколько более широким, чем «педагогическая технология» ибо образование включает, кро­ме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико­педагогические, экономические и другие смежные аспекты. С другой стороны, понятие «педагогическая технология» относится ко всем разделам педагогики. Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. Проблемы обучения, воспитания и развития личности интересовали ученых и философов с древнейших времен. Гиппократ и Аристотель пред­лагали использовать мимику и пластику для определения темперамента. Диалоги великого философа Сократа с учениками содержат множество примеров искусного прикосновения к личности, но ему удается не только повлиять на отношения своих собеседников, но и стимулировать работу мысли, включая их в дискуссию, научить производить самокоррекцию. Основоположник научной педагогики - чешский мыслитель-гуманист Я. Коменский, занимался проблемой прикосновения к личности ученика: «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педаго­гическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко резуль­тативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем». Основоположник педагогики в России К.Д. Ушинский разработал теорию педагогики, использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и др. наук. С.Т. Шацкий, используя влияние среды на воспитанника, расширил горизонты педагогической технологии, хотя и не пользовался этим терми­ном. Рассуждая о специфике школьных занятий, он отмечал необходимость совершенствования и повышения их воспитательного значения путем «наполнения ценностью» любой деятельности, организуемой на уроке. A. С. Макаренко в своих работах уже свободно использовал термин «педагогическая техника» и использовал понятие «педагогическая техно­логия». В деле воспитания, как он замечал, сохраняется период, при кото­ром успех зависит только от мастерства и энтузиазма педагога: «Воспита­тельное дело есть дело кустарное, а из кустарных производств - самое от­сталое» («Педагогические сочинения», т. 3). B. А. Сухомлинский делал ставку на «индивидуальное своеобразие каждой личности». Всякое воздействие на личность, должно развивать ее, поэтому педагогу надо избегать наказания детей, школа и унижение ре­бенка несовместимы. Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авто­рам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли. Оте­чественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражены в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талы­зиной, А.Г. Ривина, JI.H. Ланды, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и других. 1.2 Зарубежные подходы к определению педагогических технологий П.Д. Митчелл считает, что педагогическая технология – это область исследования и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми аспектами организации педагогических систем и процедурой распределения ресурсов для достижения воспроизводимых результатов. ЮНЕСКО: педагогические технологии – это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвое­ния знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодей­ствия между ними для достижения более эффективной формы образования. М. Кларк считает, что смысл педагогической технологии заключа­ется в применении в сфере образования изобретений, промышленных изде­лий и процессов, которые являются частью технологии нашего времени. Ф. Персиваль и Г. Эллингтон указывают на то, что термин «техно­логия в образовании» включает любые возможные средства представле­ния информации. Это оборудование, применяемое в образовании, такое как телевидение, различные средства проекции изображений и т.д. Т. Сакамото педагогические технологии - это обучение на основе системного способа мышления. 1.3 Российские подходы к определению педагогических технологий И. П. Волков. «Это описание процесса достижения планируемых ре­зультатов обучения».  А. Н. Монахов. «Это продуманная во всех деталях модель совместной педа­гогической деятельности по проектированию, организации и проведению учеб­ного процессас безусловным комфортных условий для учащихсяиучителя». Ф.А. Фрадкин. «Это системное, концептуальное, нормативное объективированное, инвариантное описание деятельности учителя и уче­ника, направленное на достижение образовательной цели». Л. Фридман, Пальчевский. «Это совокупность учебных ситуаций, при­званных реализовать педагогическую систему». Н. Таланчук. «Упорядоченная система действий, выполнение кото­рых приводит к достижению поставленных целей». В.П. Беспалько считает, что «... педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса». Л.Г. Семушина, И.Г. Ярошенко. «1. Способ реализации содержания обучения. 2. Система форм, методов, средств обучения, обеспечивающих эффективное достижение поставленных целей». B. А. Сластенин. «Упорядоченная совокупность действий, обеспечи­вающих достижение прогнозируемых результатов». М.В. Кларин рассматривает педагогическую технологию как «систем­ную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для до­стижения педагогических целей». C. В. Кульневич считает необходимым соотнести понятие педагогиче­ская технология с такими педагогическими категориями как теория воспитания, методика воспитательной работы и педагогическое мастерство. Говоря о воспи­тании, С.В. Кульневич характеризует его как ненадежный и неточный процесс. Изменить эти его характеристики в положительную сторону можно только в условиях его научной организации, элементом которой является технология. 2. Признаки и критерии педагогических технологий. 2.1.Признаки педагогической технологии Исходя из данных выше определений, можно выделить основные признаки технологии. • Во-первых, технология определяется как деятель­ность учителя и учащихся. • Во-вторых, эта деятельность обязательно опирается на педагогические законы и закономерности. • В-третьих, обу­чающая и учебная деятельность предварительно тщательно проектируют­ся. • В-четвертых, она дает гарантированно высокий результат. Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней кон­струируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей. Профессор Г.Е. Муравьева, на основе анализа литературы выделяет основные признаки технологии обучения: • целенаправленность, • целостность, • научная обоснованность, • направленность на результат, • планируемость, • высокая эффективность, • системность, • комфортность для педагога и учащихся, • законосообразность, • проектируемость, • надежность, • гарантированность результата. Таким образом, обобщив мнения учёных, можно выделить главные признаки педагогических технологий: • педагогическая идея, то есть определенная методологическая, фи­лософская позиция (технология процесса передачи знаний и технология развития личности); • фиксированная последовательность педагогических действий, опе­раций, коммуникаций выстраиваемая в соответствии с целевыми установ­ками, конкретным ожидаемым результатом; • процесс взаимодействия учителя и учащихся с учетом их индиви­дуальных характеристик и дидактических принципов обучения; • воспроизводство любым учителем элемента педагогической техно­логии, что гарантирует достижение планируемых результатов (государ­ственного стандарта) всеми учащимися. • диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. 2.2. Критерии педагогической технологии Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным мето­дологическим требованиям-критериям технологичности, которыми являются: • концептуальность; • системность; • управляемость; • эффективность; • воспроизводимость. Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на опре­деленную научную концепцию, включающую философское, психологиче­ское, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: • логикой процесса, • взаимосвязью его частей, целостностью. Управляемость предполагает возможность диагностического целепо- лагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диа­гностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффек­тивными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать до­стижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость – возможность применения (повторения, вос­произведения) педагогической технологии в других однотипных образо­вательных учреждениях, другими субъектами. 3. Научные основы педагогической технологии Любая общепедагогическая образовательная технология основывается на определенном (осознанном или неосознанном) философском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, вхо­дящие в состав методологического обеспечения педагогической технологии. Однако труднее обнаружить философскую основу в методах и средствах обучения. Одни и те же методы могут применяться в технологиях, совершен­но противоположных по идеологии. Поэтому одна и та же технология может быть гибкой, приспосабливающейся к той или другой философской основе. Выделим лишь несколько альтернативных философских основ: • материализм и идеализм, • диалектика и метафизика, • сциентизм и природосообразность, • гуманизм и антигуманизм, • антропософия и теософия, • прагматизм и экзистенциализм. 3.1 Факторы психического развития и технология В зависимости от основного, ведущего фактора развития, на кото­рый опирается технология, можно выделить: • биогенные технологии, предполагающие, что развитие психики определяется биологическим наследственным (генетическим) кодом; внешняя среда лишь реализует наследственными данные; • социогенные, представляющие личность как «tabula rasa», на которой записывается социальный опыт человека, результаты обучения; • психогенные, результат развития, в которых определяется, главным образом, самим человеком, его предшествующим опытом, психологиче­скими процессами самосовершенствования; • идеалистические, предполагающие нематериальное происхождение личности и ее качеств. 3.2. Научные философско-педагогические концепции 1. Теория формирования понятий (процесс обучения понимается как обобщение получаемых знаний образование определенных понятий). Ю.А. Самарин, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, C.JI. Рубинштейн, Н.А. Мечинская, Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова и др. 2. Деятельностная теория учения структуры целостной деятельно­сти. Потребности - мотивы - цели - условия - действия. А. Дистервег, Л.С. Выготский, C.JT. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. 3. Теория содержательного обобщения. Деятельность по воспроиз­водству содержания, пути, методы научного (теоретического) познания. В.Давыдова - Д.Б. Эльконина. 4. Теория поэтапного формирования умственных действий. Интериоризация, т.е. поэтапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план. Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина. 5. Бихевиористские теории научения. Формула: «стимул - реакция - подкрепление». Э. Торидайк, Доуотсон, Б. Скиннер и др. 6. Гештальтгеория усвоения. Учение о гештальте - целостной органи­зации объекта восприятия, при которой только и возможно усвоение знаний. М. Вертхеймер, Г. Мюллер, В. Келер, К. Коффка и др. 7. Суггестопедическая концепция обучения. Обучение на основе эмоционального внушения в бодрствующем состоянии, приводящее к сверхзапоминанию. В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, Б.Д. Парыгин, Г.К. Лозанов и др. 8. Теория нейролингвистического программирования. Обучение в виде движения информации сквозь нервную систему человека. 4. Структура педагогической технологии Критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части: • концептуальная основа; • содержательный компонент обучения; • процессуальная часть - технологический процесс. Концептуалъная часть педагогическойтехнологии-это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала. Процессуальная часть представлена системной совокупностью сле­дующих элементов: • организация учебного процесса; • методы и формы учебной деятельности учащихся; • методы и формы работы преподавателя; • деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; • диагностика учебного процесса. Педагогическая технология представляет собой процесс, при кото­ром происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Пе­дагогическую технологию можно представить следующей формулой: ПТ=цели+задачи+содержание+методы(приемы,средства)+формы обучения Организация и реализация педагогической технологии зависит от требований ведущих дидактических принципов. 4.1. Методика и технология Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необ­ходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. В результате педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день. Совершенствование методик надо продолжать, но процесс их накоп­ления и эмпирического (основанного на практике) отбора должен быть совмещен с выбором цели и отработкой системы контроля процесса обу­чения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения. Поступательное развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педа­гогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенство­вания учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии. По сравнению с обучением, построенным на основе методики, тех­нология обучения имеет серьезные преимущества. • Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент. • Технология, в которой цель определена, позволяет разработать объективные методы контроля ее диагностично, позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения. • Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экс­промтам в поиске приемлемого варианта. В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных раз­работок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержа­ние учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поуроч­ная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следова­тельно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся. Поэтому необходимо разгра­ничить «понятие», «методика» и «технология» и установить их взаимосвязь. Методика преподавания конкретного предмета - это психолого-педагогическая теория обучения учебному предмету. Она является общей для всех. Понятие «методика» шире понятия «технология». Если методика направлена на решение задач: 1) чему учить? 2) зачем учить? 3) как учить? то технология обучения, прежде всего, отвечает на третий вопрос с одним существенным дополнением: 4) как учить результативно? А. Кушнир пишет: «Технология отличается от методик своей воспро­изводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если»: если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа... Уже давно стало привычным, что методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же про­ектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Технология его гарантирует, не оставляя места для «может быть». Технология всегда проста в своем ключевом решении». Тема № 2 «Классификации педагогических технологий. Технологии традиционного обучения» Вопросы: 1. Классификация современных педагогических технологий 2. Технологии традиционного обучения. 2.1 Основные признаки традиционных технологий обучения. 2.2. Современное традиционное обучение. Классно-урочная технология. 3. Особенности содержания и методики традиционной технологии обучения. 3.1. Особенности содержания традиционной технологии обучения. 3.2. Особенности методики традиционной технологии обучения. 4. Основные противоречия и недостатки традиционного обучения. Задания: 8. Выпишите классификацию современных педагогических технологий по критерию «Позиция ребенка в образовательном про­цессе». 9. Дайте определение понятию «Традиционные технологии обучения». 10. Выпишите основные признаки традиционных технологий обучения. 11. Выпишите главный метод традиционного обучения и воспитания. 12. Заполните таблицу «Особенности методики традиционной технологии обучения». Позиция ученика Позиция учителя Методы усвоения знаний 6. Заполните таблицу « Достоинства и недостатки традиционного обучения». № п/п Достоинства традиционного обучения Недостатки традиционного обучения 1. Классификация современных педагогических технологий Общепринятой классификации педагогических технологий в рос­сийской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся системе обра­зования на первое место выходит личность обучаемого и его деятельность. Приведем некоторые классификации современных педагогических технологий. I. Как уже было сказано, принципиально важной стороной в педаго­гической технологии является позиция ребенка в образовательном про­цессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий: 1. авторитарные технологииь в которых педагог является «едино­личным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, приме­нением требований и принуждения; 2. высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект- объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед вос­питанием, и самыми главными факторами формирования личности счи­таются дидактические средства. 3. личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природ­ных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще антропоцентрическими. 4. гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всесторонне­го уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение; 5. технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. 6. технологии свободного воспитания делают акцент на предостав­ление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или мень­шей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилуч­шим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутрен­него побуждения, а не от внешнего воздействия; 7. эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом (подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. II. К современным педагогическим технологиям относятся: 1. Личностно-ориентированные технологии обучения. а. Технология педагогических мастерских. б. Технология обучения как учебного исследования. в. Технология коллективной мыследеятельности (КМД). г. Технология эвристического обучения. д. Метод проектов. е. Вероятностное образование (А. Лобок). ж. Развивающее обучение-РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов,Д.Б. Эльконин) з. «Школа диалога культур - «ШДК» (B.C. Библер). и. Гуманитарно-личностная технология «Школа жизни» (Ш.А. Амо- нашвили). к. Преподавание литературы как искусства и как человеко формиру­ющего предмета (Е.Н. Ильин). л. Дизайн-педагогика. 2. Предметно-ориентированные технологии обучения. а. Технология постановки цели. б. Технология полного усвоения (по материалам М.В. Кларина). в. Технология педагогического процесса по С.Д. Шевченко. г. Технология концентрированного обучения. д. Модульное обучение. 3. Информационные технологии. а. ИКТ б. Технологии дистанционного обучения. 4. Технологии оценивания достижений учащихся. а. Технология «Портфолио». б. Безотметочное обучение. в. Рейтинговые технологии. 5. Интерактивные технологии. а. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». 6. Технология проведения дискуссий. а. Технология «Дебаты». б. Тренинговые технологии. 2.Технологии традиционного обучения Традиция – это прогресс в минувшем; в будущем прогресс станет традицией. Э. Эррио Традиционные технологии обучения представляют собой технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу. В основе этих технологий информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков. 2.1.Основные признаки традиционных технологий обучения К основным признакам традиционных технологий обучения относят: 1. Просвещение обучающихся (трансляция готового учебного со­держания; изложение нового материала (монолог учителя); диалог между учащимися исключен; низкий уровень навыков общения у учащихся), 2. Доминирование обучения над учением (три основные функции учителя - информирующая, контролирующая и оценивающая). 3. Единообразие в содержании и формах ученической деятельности. 4. Регламентированное исполнительство (ученик - объект воздейст­вия учителя). 5. Ориентация на формирование личности с заданными свойствами. 6. Превознесение внешних показателей (процент успеваемости; обеспеченность учебного процесса сопутствующими дидактическими атрибутами; при этом не берутся во внимание внутренние показатели, свя­занные с изменениями, происходящими в сознании школьника, с развити­ем его интеллектуальных способностей). 7. Надзор вместо управления (инспектирование с целью проверки «качества» работы школы и отдельных учителей, соответствие их деятельности нормативным актам, отражающим в основном лишь необхо­димые внешние условия жизнедеятельности школы; процесс управления основывается на манипуляции человеком). К ведущим признакам традиционного обучения также относятся сле­дующие, присущие традиционной парадигме образования «родовые» черты: • традиционное обучение есть обучение директивное (не всё следует пускать на самотёк, предоставлять стихии, «конъюнктуре», делать пред­метом выбора учеников). Учитель «наставляет на путь истинный», ведёт, направляет детей к культурному образцу, эталону; • традиционная педагогика — педагогика положительных и отрица­тельных примеров (пантеон героев и «царство зла»; правильные и неправилъные алгоритмы действий; контраст «белого и чёрного»; передовики (на кого равняться) и отстающие и т.д.); • традиционная педагогика — педагогика апагогическая, подавляюгцая животные инстинкты, воодушевляющая, делающая человека лучше, позволя­ющая «подняться над самим собой», поддерживающая, апеллирующая к свет­лой стороне души воспитанника, уважающая ученика, верящая в его силы; • традиционное обучение - коллективистское («один за всех, и все за одного»), солидарное, общинное, ставящее интересы сообщества (народа, корпорации, семьи и т.д.) выше интересов отдельного индивидуума; • традиционная педагогика - педагогика труда. Учёба - не игра, но тяжёлый, ответственный, социально значимый труд (служение), преодоление своих слабостей, сотворение характера; • традиционная педагогика - педагогика цельная, оказывающая мно­гогранное, комплексное воздействие на ученика. Традиционному обучению претит голый логоцентризм, без мечты, полёта, романтики, упоения. Уче­ник познаёт мир, — мобилизовав, соединив воедино все свои силы: логическую способность, творческое воображение, художественное чувство, интуи­цию, поэтическое откровение, мистический и религиозный опыт. • традиционная педагогика - педагогика результата, педагогика знаний. На «выходе» должны быть полущены не только «компетенции», а вполне кон­кретные, легко проверяемые осязаемые знания, умения, и навыки (ЗУН). Без ба­гажа таких «классических» 3УНов человек не может считаться образованным и культурным, не является сознательным, полноценным членом общества; • традиционная педагогика - педагогика поощрения и конфликтного торможения - наказания, Поощрение и наказание нерасторжимо, диа­лектически связаны, одно без другого не существует; • традиционная педагогика - педагогика повторения, упражнения («руку набить»), тренировки до седьмого пота. «Тяжело в учении - легко в бою». «Повторение - мать учения»; • традиционная педагогика - педагогика слова, очного, педагогиче­ского общения учителя и ученика; • традиционная педагогика - педагогика практики, многовекового педагогического опыта, наблюдения, кропотливой селекции, отбора наиболее продуктивных, оптимальных решений; • традиционная педагогика - педагогика природосообразности, прак­тически выявившая имманентно присущие мышлению и личности детей то­го или иного возраста фундаментальные особенности, строящаяся на дос­кональном и всестороннем знании возможностей учеников; • традиционная педагогика - педагогика ясной, прозрачной, чёткой оценки с внятными и понятными для учеников и родителей критериями; • традиционная педагогика - педагогика плановая, запрограммированная. «Плановость» традиционной педагогики реализуется через: а) предметность содержания (не элективные курсы, а «классические предметы», логика предметов определяет логику преподавания); б) классно-урочную систему; в) раз и навсегда установленную структуру «классического» урока (актуализация знаний, объяснение, иллюстрация, закрепление (повторение), упражнение, вывод, контроль, оценка); г) наличие у педагога разнообразных планов (тематический, поурочный, воспитательных мероприятий и т.д.), задающих траекторию личностного и познавательного развития детей на ближайшую и весьма отдалённую перспективу». Главный метод традиционного обучения и воспитания - объяснительно-иллюстративный. Указанный метод не исчерпывается ранними, катехизисными, требующими «механического заучивания» приёмами, В его состав входят и «деятельностные», «проблемно-поисковые» способы учебно-воспитательной работы, актуализирующие творческий потенциал, самодеятельность учащихся. Традиционное обучение дискретно, циклично, состоит из относительно самостоятельных, самоценных этапов. Один этап отделяется от другого инициацией (экзаменом, испытанием). Ученик, выдержавший испытание поднимается на «следующую ступень», открывает качественно новый этап собственной жизни, обретает более высокий статус. 2.2. Современное традиционное обучение. Классно-урочная технология Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Признаки традиционной классно-урочной технологии: • учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохра- няет в основном постоянный состав на весь периодшкольного обучения; • класс работает по единому годовому плану и программе согласно рас­писанию. Дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в за­ранее определенные часы дня; • основной единицей занятий является урок; • урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; • работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает ре­зультаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает ре­шение о переводе учащихся в следующий класс. Роль учителя: • Учитель-хранитель и носитель цели (образца, эталона), и в этом смысле он - выше ученика. • Учитель - ведущий, сеятель, воин (никак не продавец услуг, «носитель» компетенций). • Учитель - отец ученикам, их старший брат, и за­ботливая «вторая мама» в одном лице. • Метафора, иносказательно изобра­жающая традиционную школу, - семья. Метафора, современной («инноваци­онной») школы - супермаркет («образование - сфера, услуг», «подушевое фи­нансирование», «деньги за учеником», «учитель - продавец услуг», «носитель компетенций»). При традиционном обучении учителя и ученика связывают не рыночные, количественные, формальные но качественные и глубокие, па­терналистские отношения, (любовь, ответственность, долг, привязанность). Основная цель обучения: формирование системы знаний, овладение основами наук, согласно стандарта обучения. Массовая школа с традици­онной технологией остается «школой знаний», основной акцент ставится на информированность личности, на его знания, умения, навыки. 3. Особенности содержания и методики традиционной технологии обучения 3.1. Особенности содержания традиционной технологии обучения Содержание образования в традиционной массовой школе сложи­лось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриа­лизации страны и по сей день является технократическим). Знания адресу­ются, в основном, к рассудочному началу личности. Обучение обладает приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные задачи иногда не взаимосвязаны. В воспитательной ра­боте доминирует педагогика мероприятия. Основу традиционного обучения составляют принципы, сформули­рованные Я.А. Коменским: • научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные); • природосообразность (обучение определяется развитием уче­ника, не форсируется); • последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему); • доступность (от известного к неизвестному, от легкого - к трудному); • прочность (повторение - мать учения); • сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд); • принцип наглядности; • принцип связи теории с практикой; • учет возрастных и индивидуальных особенностей. Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести: • систематический характер обучения; • упорядоченную, логически правильную подачу материала; • организационную четкость; • оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. В конце XX века педагогика подошла к необходимости перехода на личностно-ориентированное обучение, так как общество в целом предъявляет к выпускнику школы требования готовности на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания, в отличие от формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии. В настоящее время существует проблема необходимости повышения эффективности учебного процесса, и особенно той его стороны, которая связана с гуманизацией образования, развитием личностного потенциала ученика. Беда сегодняшней школы не в отсутствии должного количества но­вых учебников, учебных пособий и программ - в последние годы их по­явилось невиданное множество, и многие из них не выдерживают никакой критики с дидактической точки зрения. Проблема состоит в том, чтобы предоставить учителю методологию выбора и механизм реализации отобранного содержания в учебном процессе. На смену отдельным формам и методам обучения приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения в частности. 3.2. Особенности методики традиционной технологии обучения Традиционная технология представляет собой, прежде всего, авторитар­ную педагогику требований. Авторитаризм процесса обучения проявляется в: • регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур; • централизации контроля; • ориентации на среднего ученика. Позиция ученика: ученик - подчиненный объект обучающих воздей­ствий, ученик «должен», ученик - еще не полноценная личность. Позиция учителя: учитель - командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям». Методы усвоения знаний основываются на: • сообщении готовых знаний; • обучении по образцу; • индуктивной логике от частного к общему; • механической памяти; • вербальном изложении; • репродуктивном воспроизведении. 4. Основные противоречия и недостатки традиционного обучения А.А, Вербицкий выделил следующие противоречия традиционного обучения. 1. Противоречие между обращенностью содержания учебной деятельно­сти в прошлое, опредмеченное в знаковых системах «основ наук», и ориентацией субъекта учения на будущее содержание профессионально-практической дея­тельности и всей культуры. Будущее выступает для учащегося в виде абстракт­ной, не мотивирующей его перспективы применения знаний, поэтому учение не имеет для него личностного смысла. Повернутоеть в прошлое, лишает уча­щегося возможности столкновения с неизвестным, с проблемной ситуацией. 2. Противоречие между целостностью культуры и ее овладением субъектом через множество предметных областей - учебных дисциплин как представительниц наук. Эта традиция закреплена делением школьных педагогов на учителей - предметников. В результате вместо целостной картины мира обучающийся получает осколки «разбитого зеркала», кото­рые он сам собрать не в состоянии. 3. Противоречне между способом существования культуры как про­цесса и ее представленностью в обучении в виде статических знаковых систем. Обучение предстает как технология передачи готового, отчужден­ного от динамики развития культуры учебного материала. В результате не только индивид, но и культура оказывается вне процессов развития. 4. Противоречие между общественной формой существования, куль­туры и индивидуальной формой ее присвоения обучающимися. В тради­ционной педагогике оно не разрешается, поскольку ученик не объединяет свои усилия с другими для производства совместного продукта - знания.
«Сущность педагогической технологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot