Сущность, место и значимость информационно-аналитической работы в сфере внешней политики
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
КАФЕДРА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ
СПЕЦКУРС «МЕТОДЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ТЕМА 1.
Сущность, место и значимость информационно-аналитической работы в сфере внешней политики
Введение.
День у людей начинается по-разному. В каждой стране свои обычаи, нормы общественного поведения, социальные и климатические условия. Неодинаковы место в обществе, образование, привычки. Но повсюду новый день у каждого нормального и здравомыслящего человека начинается с вопросов – что день грядущий нам готовит и как его прожить с пользой и без негативных последствий. В основе всего этого лежат знания различной информации: какая погода и как одеться сообразно прогнозу; будет ли дождь и брать зонт или нет; какая загруженность на дорогах и нет ли проблем с общественным транспортом, чтобы вовремя приехать на работу или учебу; предполагаются ли после работы или учебы встречи; что необходимо сделать после работы, какие продукты, лекарства приобрести и так далее. ㅇ
Таким образом, для того, чтобы все задуманное и запланированное каждым из нам было реализовано, нужны соответствующие знания и их умелое применение. В полной мере это применимо и для всех сфер жизнедеятельности государства.
Исходя из специфики вашей профессиональной подготовки и дальнейшей работы, вам надо освоить значение, место и роль информационно-аналитической работы (ИАР) в обеспечении внешней политики государства в рамках спецкурса «Методы аналитической работы».
В результате освоения дисциплины вы должны овладеть соответствующим понятийным аппаратом в сфере информационно-аналитической работы в структурах, деятельность которых связана с международными отношениями, знать соответствующую терминологию, теоретический и фактологический материал, овладеть навыками восприятия и анализа текстов первоисточников, статистических данных; навыками поиска необходимых данных; их творческого осмысления и критического анализа, уметь самостоятельно готовить выходные информационные и информационно-аналитические документы, разбираться как в общих, так и конкретных проблемах ИАР.
Не все сразу будет получаться. Информацию вначале надо добыть, затем квалифицированно обработать и умело довести до тех, от кого зависит принятие соответствующих решений.
В нашем деле нужны разнообразные знания, настойчивость и целеустремленность при выполнении поставленной задачи, умение пойти на разумный риск, быть немного авантюристом при добывании необходимых сведений, владеть основами психологии, чтобы расположить к себе собеседника, уметь найти к нему такие подходы, чтобы он рассказал тебе то, что необходимо государству для продвижения интересов на внешнеполитической арене и для защиты национальной безопасности.
Первый вопрос. Субъекты внешней политики государства и их основные функции
Под внешней политикой понимаются взаимоотношения с другими странами в интересах собственной страны и общий курс государства в международных делах. Внешняя политика государства относится к одной из самых сложных сфер его деятельности.
Рассмотрим на примере Российской Федерации, кто является субъектами внешней политики, как вопросы внешней политики связаны с вопросами обеспечения национальной безопасности, основные функциональные обязанности органов власти государства в этой сфере. Естественно в каждой стране есть свои особенности.
В Российской Федерации основными субъектами внешней политики государства являются: президент РФ, органы законодательной и исполнительной власти. Наиболее важная роль принадлежит исполнительной власти. Только она в отличие от других ветвей власти может полноценно представлять государство на международной арене.
Вопросы внешней политики тесно связаны с политикой безопасности. Они отражены в Конституции, законодательстве Российской Федерации, Концепции внешней политики РФ (утверждена главой государства 30 ноября 2016 года).
Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внешней политики государства, осуществляет руководство внешней политикой страны и как глава государства представляет РФ в международных отношениях.
Законодательное обеспечение внешнеполитического курса страны осуществляют Совет Федерации и Государственная Дума, в их функции входит также парламентская дипломатия.
Правительство РФ осуществляет меры по реализации внешней политики страны.
Совет Безопасности РФ как совещательный орган исполнительной власти осуществляет формирование основных направлений внешней политики.
МИД РФ разрабатывает общую стратегию внешней политики РФ и представляет соответствующие предложения Президенту РФ. Осуществляет реализацию внешнеполитического курса РФ в соответствии с Концепцией и соответствующими Указами Президента РФ, а также координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области международных отношений и международного сотрудничества в соответствии с Указом Президента РФ от 8 ноября 2-11 г. № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел РФ в проведении единой внешнеполитической линии РФ».
Функции в области международных отношений и международного сотрудничества осуществляет целый ряд федеральных органов исполнительной власти: практически все федеральные министерства, правоохранительные органы, спецслужбы, имеющие отношения с другими государствами по конкретным вопросам своей компетенции.
Важную роль в информационно-аналитическом обеспечении государственных структур в сфере внешней политики играет Российская академия наук и ее структурные подразделение. Рассмотрим это на примере Института востоковедения. Его функции в сфере информационно-аналитической работы отражены в уставе учреждения, утвержденного соответствующими государственными контрольными органами.
Согласно разделу 2, п.21.1. Устава ИВ РАН, речь идет о проведении поисковых и прикладных научных исследований по направлениям 7 и 8:
- международные отношения на Востоке: глобальный и региональный уровень;
- социально-политические системы на Востоке, войны и конфликты.
Для чего я обращаю ваше внимание на эти нюансы. В последующем при отработке практических вопросов курса мы будем исходить из этих положений, чтобы в конечном итоге вы получили представление об основах ИАР в сфере внешней политики.
Основными потребителями информационно-аналитических документов ИВ РАН являются: Президент РФ, Администрация Президента (управление внешней политики), Совет Безопасности, МИД, ряд других федеральных органов власти. По экономическим темам – Правительство РФ и ряд ведомств экономического блока кабинета министров.
Ученые Института также активно участвуют в академической дипломатии.
Второй вопрос. Значение информационно-аналитической работы государственных структур в сфере внешней политики.
Информации по внешнеполитическим вопросам в федеральных органах власти крайне востребована. Она необходима для правильной ориентации в проблемах и процессах, происходящих в мире, выработки оптимальной линии поведения и действий в конкретной ситуации.
Исходя из этого положения, следуют и функции ИАР:
- сигнальная (например, информирование о предстоящем резонансном международном событии – пример: планы премьер-министра Израиля Беньямина Натаньяху по аннексии части территории Западного берега реки Иордан и возможных обострениях в межгосударственных отношениях в регионе Ближнего Востока);
- информационная (например, доведение обобщенной информации о каком-то состоявшемся событии /к примеру, взрыв 4 августа 2020 г. в морском порту Бейрута/ для понимания соответствующими руководителями причин возникновения этого события, его участников, версий произошедшего, возможного дальнейшего развития обстановки и возможных действий основных политических сил Ливана и т.д.);
- прогностическая (что следует ожидать, какие меры необходимо принять – этот год связано с пандемией коронавируса и его влиянием на экономическую ситуацию).
Преимущества владения упреждающей информацией:
- ориентироваться в ситуации;
-планировать определенные действия;
-отслеживать результативность практических шагов (мероприятий);
- уклоняться от неожиданностей;
- управлять (манипулировать) отдельными людьми, группами людей, группировками и целыми обществами;
Информация подразделяется на:
- обзорную (дает общее представление об интересующей проблеме и участниках);
- текущую или оперативную – держит в курсе изменяющихся событий;
- конкретную (заполняет выявленные пробелы в данных или отвечает на определенные вопросы);
- косвенную (подтверждает или опровергает какие-то предположения).
Следует различать и не путать:
- факты (конкретные подтвержденные данные);
- мнения (личностные предположения);
- информацию (аналитически обработанные данные).
В последующем при отработке практических вопросов, подготовке вами информационных и информационно-аналитических документов мы будем рассматривать все это на конкретных примерах
Информационно-аналитическая работа включает ряд взаимосвязанных функций:
- сбор информации;
- анализ и систематизация;
- подготовка выходных документов;
- хранение и выдача (передача) их потребителю.
Другими словами ИАР это приведение разрозненных сведений в логически обоснованную систему зависимостей, позволяющих дать правильную оценку, как всей совокупности фактов, так и каждому из них в отдельности.
Мало добыть или получить информацию. Очень важно уметь ее обработать. Отобрать действительно нужные, значимые и полезные сведения и факты, выделить из них главные, суметь преподать ее потребителю в интересной, доступной и понятной форме.
Таким образом, информация – это основа нашей деятельности. Напомню знаменитую фразу Натана Ротшильда – основателя английской ветви клана Ротшильдов – «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
ИАР как разновидность научно-исследовательской деятельности, должна осуществляться на системной и плановой основе, сочетать индивидуальные и коллективные методы работы, оперативно учитывать меняющуюся международную обстановку.
Третий вопрос. Этапы информационной работы
Этап 1. Общее знакомство с проблемой. Ознакомление с проблемой в целом, а также ос смежными вопросами, изучение которых может оказаться полезным. Оставление общего плана работы с указанием срока выполнения, исполнителей и основных источников, которые могут быть использованы.
Этап 2. Определение используемых терминов и понятий.
Этап 3. Сбор фактов, мнений.
Этап 4. Изучение собранных фактов, мнений (оценка, классификация, анализ и уяснение фактов, мнений). Построение (при необходимости) диаграмм и графиков. Формулирование положений, на основе которых предполагается готовить информационный документ, выводов.
Этап 5. Написание документа. Стиль изложения должен быть понятным, внятным, не отягощенным иностранными словами и псевдонаучными выражениями и фразами. Документ не должен перегружаться второстепенными деталями. Его содержание должно излагаться сухим, лаконичным языком.
Большое значение следует уделить формулированию выводов. В них содержится основная цель работы. От того, как удастся их сформулировать, зависит и степень достижения поставленной цели. Выводы должны быть краткими, четкими, не допускающими неправильного или двойственного представления и толкования сути поднятого вопроса.
Некоторые рекомендации при написании ИАД
Прежде всего, необходимо четко сформулировать тему документа (т.е. заголовок). Он должен передавать основную идею документа и после прочтения давать потребителю представление, о чем может идти речь в документе.
Примеры заголовков.
О сборе турецкими дипмиссиями сведений о политических оппонентах Эрдогана
О посещении сотрудниками международной организации лагеря Аль-Хол.
Важно определить задачу, которую аналитики ставит перед собой, что конкретно он хочет осветить в работе.
Некоторые рекомендуют прежде чем начать формулировать текст - вначале составить план-проспект работы, т.е. наметить ее структуру, основные разделы.
Особое внимание следует уделить формулировке первого предложения, которое по существу должно стать своего рода забойной фразой, своего рода конструкцией всей работы. Заголовок и первое предложение должны вводить потребителя информации в тему, а не сводиться к констатации частного случая или факта.
Например, «Президент Алжира Бутефлика серьезно болен». Это, по сути, констатация факта.
И - «В ближайшее время в Алжире могут начаться серьезные политические потрясения в связи с тяжелой продолжительной болезнью президента Бутефлики». Оно носит уже как элементы аналитики, так и прогноза.
Затем уже дело техники – излагая доводы, изложить суть проблемы.
Обязательно надо избегать абстракций и расплывчатых понятий. Применять только слова, дающие четкое представление об освещаемой проблеме. Фразы желательны короткие. Структуру записки строить по схеме кто (что), где, когда.
Наша работа сравни работе сталевара. Он должен работать круглосуточно, чтобы не погасла печь, и мы также, чтобы знать, что происходит на подведомственном тебе направлении, какие силы участвуют в том или ином процессе, выявлять на основе анализа всей доступной информации нюансы, чтобы потом это свести в единый документ с выводами и рекомендациями для принятия решений.
Рекомендованная литература для самостоятельной подготовки и закрепления материала:
А.В. Торкунов. А.Н. Панов. Дипломатическая служба. М., Аспект-пресс, 2014.
В.В. Демидов. Информационно-аналитическая работа в международных отношениях. Москва. ИНФРА-М, 2013.
Ю. В. Дубинин. Информационно-аналитическая функция дипломатических представительств за рубежом. Журнал Дипломатическая служба. № 4 (21)/2011.
Н.С. Леонов. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях. М., 1996.
А.Н. Ковалев. Азбука дипломатии. М., 1988.
Задание на самостоятельную подготовку:
Проанализировать весь доступный массив информации и вычленить реальные и потенциальные невоенные угрозы международной безопасности на ближайшие 10 лет.
Задание исполнить в виде аналитической записки с указанием использованных источников.
Задание исполнить к 1 октября 2020 года и направить на электронную почту cnai@ivran.ru.