Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Цель как системообразующий
компонент процесса обучения.
План
1. Сущность процесса обучения: понятие, основные сущностные характеристики
2. Функции обучения
3. Построение модели структуры процесса обучения
4. Цели обучения: понятие, виды, таксономия, целеполагание
Литература
1. Педагогика в профессиональной подготовке бакалавра: учебное пособие [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон.дан. — БГПУ имени М. Акмуллы (Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы), 2014. — 325 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56689 — Загл. с экрана.
2. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
3. Сытина, Н.С. Теория и технологии обучения: решение профессиональных задач [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие. — Электрон.дан. — БГПУ имени М. Акмуллы (Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы), 2017. — 223с.—Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=49544 — Загл. с экрана.
4.Теория и технологии обучения: Хрестоматия [текст] /сост. Н.С. Сытина.- 2-е изд., перераб.и доп.-Уфа: Изд-во БГПУ им.М.Акмуллы, 2010. – С.5-38.
5. Хуторской А.В. Дидактика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2018. – 720с.: ил.
1.Понятие о сущности процесса обучения
Сущность - философская категория, которая означает внутреннее устройство того или иного явления. Сущность носит устойчивый характер, состоит из существенных элементов, объединяет многообразные и противоречивые явления действительности. Изучить сущность - значит выявить связи и отношения, устойчивые элементы и тем самым проникнуть вглубь изучаемого явления.
Явление и сущность выступают в единстве. Явление как внешняя сторона, а сущность, как внутренняя сторона явлений. Сущность и закономерность - понятия идентичные.
Сущностные стороны процесса обучения
1. обучение рассматривается как двусторонний процесс преподавания и учения. Это вытекает из определения процесса обучения - Целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование
2. Процесс обучения носит противоречивый и развивающий характер.
Противоречие вытекает из противоречия зон актуального и ближайшего развития.
Между зонами возникает противоречие, разрешение которого ведет указывает на развитие ребенка.
3. Обучение носит социальный характер. Вытекает это а) из зависимости целей обучения от потребностей общества; б) в процессе обучения участвуют и взаимодействуют две социальные группы: учителя как носители опыта и ученики, которые этот опыт присваивают.
4. Обучение носит непрерывный характер. Непрерывность в обучении
заключается в непрерывности обучения в течение жизни, а не на всю жизнь.
5. Обучение носит воспитательный характер.
Содержательный аспект формирует знаньевую, эмоциольно-ценностную составляющие, которые и определяют поведение ученика.
6. Гуманистический характер обучения и др.
Первый существенный признак процесса обучения - познание учеником окружающего мира. С точки зрения формальной логики этот признак является родовым. Он требует анализа познавательной деятельности ученика с учетом того общего, что присуще процессу познания в целом независимо от видов и форм человеческой деятельности. Если процесс познания диалектически сложен и противоречив, таков будет и процесс обучения. Если существуют этапы процесса познания, диалектика перехода от одного этапа к другому, то человек в каждый период своего развития находится на одном из этапов познания и будет иметь возможность для перехода на более высокий его этап.
Основные аспекты понятия «обучение»
2. Функции обучения
• Образовательная - усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков.
• Развивающая - обучение и воспитание способствуют развитию личности.
◦ Воспитательная - придает процессу обучения целенаправленность и общественную значимость.
3. Соотношение трактовок понимания сути обучения
3. Модель структуры процесса обучения
4. Цели обучения: понятие, виды, таксономия
Различают следующие цели: общие и конкретные.
Общие цели - основной характеристикой является долгосрочность и длительность.
Выдвигаемая на долгое время общая цель, как правило, не подвержена резким изменениям. Общей цели свойственна широта охвата, она выражает наиболее общие взгляды общества на воспитание, обучение человека. Общая цель чаще всего и определяется как обобщенно выраженное намерение, как цель – интенция (стремление, намерение), но она не определяет конкретный результат. Она указывает лишь «путь, маршрут, по которому следует идти, но не пункт назначения».
Таким образом, для общей цели характерно: устремленность, направленность, неопределенность достижения, широта, структурность (наличие состава промежуточных целей).
Конкретные цели – представляют собой уточненные представления о желаемых изменениях учащихся.
Уточненность следует понимать, как указание на конечный результат и возможные предположения об условиях, средствах, способах его достижения. Таким образом, конкретные цели несут в себе большие технологичности. Конкретные цели не столь устойчивы, более кратковременны, изменяемы за определенный период. Т.к. конкретные цели обязательно указывают на конечный результат деятельности, они должны быть сформированы. Для конкретных целей характерно: конечность, определенность, технологичность.
Таксономия целей – закономерный порядок построения целей:
1. Цели социально детерминированные;
2. Всеобщие цели- цели школьной политики;
3. Цели конкретной школы (цели тактичные - конкретные; стратегические - общие на 11 лет);
4. Цели конкретного учебно-воспитательного процесса;
5. Цели конкретного предмета;
6. Цели раздела предмета;
7. Цели урока;
8. Цели задания;
9. Цели конкретного ученика.
Способы постановки целей:
1. Определение целей через изучаемое содержание.
Такой способ дает только указание на область, затрагиваемую уроком или серией уроков. Этот способ недостаточен, так как он не является инструментальным по отношению к учебному процессу и не дает возможности судить о достижении той или иной цели.
2. Определение через деятельность учителя.
Такой способ сосредоточен на собственной деятельности учителя и создает впечатление прояснения и упорядочения в работе. Однако он не дает возможности сверять деятельность учителя с последствиями, с реальными результатами обучения, т.к. эти результаты не предусмотрены данным способом постановки цели, не инструментальный, не технологичный характер такого способа постановки целей лишь замаскирован, но не преодолен.
3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального и т.п. развития ученика.
Постановка целей таким способом возможна лишь при постановке общих целей. Этот способ полностью отрицается. Он не дает возможности убедиться в достижении цели, в нем нельзя обнаружить ориентиры, по которым можно судить о достижении цели.
4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся.
Она дает определенность в планировании и проведении урока. Однако здесь выпадает важный момент – ожидаемый результат обучения. Этот результат есть не что иное, как определенный сдвиг в развитии ученика, который находит отражение в той или иной деятельности.
5. Постановка целей через результат обучения.
Способ постановки целей, который предполагает педагогическая технология, заключается в следующем: цели обучения формируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, которые учитель может надежно опознать.
Примеры общих целей обучения и глаголов для формулировки конкретных учебных результатов для когнитивной области таксономии Б.Блума, предложенные Н.Гренлундом
Основные категории учебных целей
Общие цели обучения
Глаголы для формулировки конкретных учебных результатов
Знание
Эта категория означает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания - от конкретных факторов до целостных теорий. Общая черта этой категории - припоминание соответствующих сведений
• Знает общие термины
• Знает конкретные факты
• Знает методы и процедуры
• Знает основные понятия
• Знает принципы
Определяет, описывает, идентифицирует, обозначает, перечисляет, подбирает, называет, обрисовывает, намечает, воспроизводит, выбирает, констатирует
Понимание
Показателями способности понимать значение изучаемого материала могут служить преобразования (трансляция) материала из одной формы в другую, перевод его с одного «языка» на другой (например, из словесной формы в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала
• Понимает факты и принципы
• Интерпретирует словесный материал
• Переводит словесный материал в математические формулы
• Оценивает будущее следствие, заключенное в (данных) фактах
• Объясняет использование методов и процедур
• Интерпретирует схемы и графики
Переделывает, защищает, различает, оценивает, объясняет, расширяет, обобщает, приводит примеры, делает выводы (заключает, пересказывает, суммирует)
Применение
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом
• Применяет понятия и принципы к новым ситуациям
• Применяет законы и теории к ситуациям практики
• Констатирует правильное использование метода и процедуры
Изменяет, подсчитывает, демонстрирует, обнаруживает.
Манипулирует, модифицирует, действует, приготавливает, относит, показывает, решает
Анализ
Эта категория обозначает умение разбирать материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура, сюда относятся вычленение частей целого выявления взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания, как содержания учебного материала, так и его внутреннего состояния
•Различает несформулированные предложения
•Осознает логические ошибки в доводах
• Различает факты и выводы
• Оценивает релевантность данных
• Анализирует организационную структуру работы (искусство, музыка, литература)
Подразделяет, изображает, схематически дифференцирует, иллюстрирует, делает выводы, обрисовывает, выбирает, отделяет, подразделяет, различает, выделяет, идентифицирует
Синтез
Эта категория обозначает учение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочивания имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур
• Пишет хорошо структурированное сочинение (тему)
•Порождает хорошо организованную, логичную речь
• Сочиняет короткий рассказ (стихотворение, музыкальное произведение)
• Предлагает план эксперимента
• Интегрирует знания из разных областей в план для решения проблемы
• Формулирует новую схему для классификации предметов (событий, идей)
(категоризирует), распределяет по категориям, комбинирует, составляет, сочиняет, создает, изобретает, конструирует, объясняет, порождает, модифицирует, организует, планирует, реорганизует, реконструирует, относит, перерабатывает, суммирует, рассказывает, пишет.
Оценка
Эта категория обозначает умение оценивать знания того или иного материала (утверждение, художественных произведений, исследовательских данных). Суждение ученика должны оцениваться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему их вне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения на ясно очерченных категориях
• Судит о логической последовательности письменного материала
• Дает оценку соответствия выводов данным
• Судит о ценности работы (искусство, музыка, литература), использует внутренние критерии
• Судит о ценности работы (искусство, музыка, литература), используя внешние показатели качества
Оценивает, сравнивает, заключает, сопоставляет, противопоставляет, критикует, описывает, различает, объясняет, подтверждает, интерпретирует, соотносит, суммирует, поддерживает
5. Закономерности, законы процесса обучения
Для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться. При рассмотрении этих закономерностей большое значение имеет, прежде всего, то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле. Отсюда следует, что обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Основные из них следующие:
• направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности;
• активно-деятельностный характер обучения;
• единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся;
• проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения;
• обеспечение радости успехов в овладении знаниями;
• раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения;
• повышение влияния коллектива на улучшение качества учебной работы;
• согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учебно-познавательной активности учащихся.
Сущность процесса обучения – ни что иное, как закономерности процесса обучения, поэтому в структуре процесса обучения все связи носят закономерный характер, в сущности отражаются скрытые, глубокие процессы, внутреннее содержание, связи и отношения того или иного явления. Система целостна, если определены эти связи и отношения:
- между потребностями общества и целями образования;
- между целями образования и содержаниями образования;
- между уровнем развития науки, экономики, техники и содержанием образования;
- между деятельностью и общением;
- между обучением и развитием;
- между преподаванием и учением;
- между деятельностью учителя и реальными возможностями детей;
- между деятельностью учителя и развитием ребенка;
- между коллективом и конкретной личностью;
- между внутренними и внешними условиями развития;
- между обучением и самообразованием и др.
С точки зрения качества все эти связи необходимые, закономерные, существенные, повторяющиеся. Они и составляют понятие закона.
Закон - это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.
Это понятие философское, так как философия разграничивает понятие закона и закономерность, рассматривая закономерность как более широкое понятие.
Закономерность - совокупность взаимосвязанных по содержанию законов обеспечивающих тенденцию или направленность в изменении системы. Закономерности реализуются через принципы обучений. Закономерность представляет собой объективную характеристику явления, а принципы – субъективную характеристику.
2. Принципы обучения
Принцип - основа, первопричина, положение, правило организации в целом деятельности ученика в учебном процессе, вытекающей из установленных дидактикой законов и закономерностей.
Принцип определяет общее направление движения к цели, действия и структуру деятельности.
Принципы бывают:
1) мировоззренческие: а) принцип научности; б) систематичности и системности; в) сознательности;
2) процессуальные: а) принцип наглядности (принцип единства абстрактного и конкретного); б) принцип связи обучения жизни; в) принцип активности;
3) социологические - принципы присвоения социального опыта;
4) психологические принципы - принцип положительного эмоционального фона в обучении.
5) гносеологические принципы - это принцип прочности и развития познавательных сил учащихся.
6) концептуальные принципы выступают как дополнительные, которые помогают построить процесс обучения согласно той концепции, которую выстраивает (обосновывает) автор.
6. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Цель как системообразующий
компонент процесса обучения.
План
1. Сущность процесса обучения: понятие, основные сущностные характеристики
2. Функции обучения
3. Построение модели структуры процесса обучения
4. Цели обучения: понятие, виды, таксономия, целеполагание
Литература
1. Педагогика в профессиональной подготовке бакалавра: учебное пособие [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон.дан. — БГПУ имени М. Акмуллы (Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы), 2014. — 325 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56689 — Загл. с экрана.
2. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
3. Сытина, Н.С. Теория и технологии обучения: решение профессиональных задач [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие. — Электрон.дан. — БГПУ имени М. Акмуллы (Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы), 2017. — 223с.—Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=49544 — Загл. с экрана.
4.Теория и технологии обучения: Хрестоматия [текст] /сост. Н.С. Сытина.- 2-е изд., перераб.и доп.-Уфа: Изд-во БГПУ им.М.Акмуллы, 2010. – С.5-38.
5. Хуторской А.В. Дидактика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2018. – 720с.: ил.
1.Понятие о сущности процесса обучения
Сущность - философская категория, которая означает внутреннее устройство того или иного явления. Сущность носит устойчивый характер, состоит из существенных элементов, объединяет многообразные и противоречивые явления действительности. Изучить сущность - значит выявить связи и отношения, устойчивые элементы и тем самым проникнуть вглубь изучаемого явления.
Явление и сущность выступают в единстве. Явление как внешняя сторона, а сущность, как внутренняя сторона явлений. Сущность и закономерность - понятия идентичные.
Сущностные стороны процесса обучения
1. обучение рассматривается как двусторонний процесс преподавания и учения. Это вытекает из определения процесса обучения - Целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование
2. Процесс обучения носит противоречивый и развивающий характер.
Противоречие вытекает из противоречия зон актуального и ближайшего развития.
Между зонами возникает противоречие, разрешение которого ведет указывает на развитие ребенка.
3. Обучение носит социальный характер. Вытекает это а) из зависимости целей обучения от потребностей общества; б) в процессе обучения участвуют и взаимодействуют две социальные группы: учителя как носители опыта и ученики, которые этот опыт присваивают.
4. Обучение носит непрерывный характер. Непрерывность в обучении
заключается в непрерывности обучения в течение жизни, а не на всю жизнь.
5. Обучение носит воспитательный характер.
Содержательный аспект формирует знаньевую, эмоциольно-ценностную составляющие, которые и определяют поведение ученика.
6. Гуманистический характер обучения и др.
Первый существенный признак процесса обучения - познание учеником окружающего мира. С точки зрения формальной логики этот признак является родовым. Он требует анализа познавательной деятельности ученика с учетом того общего, что присуще процессу познания в целом независимо от видов и форм человеческой деятельности. Если процесс познания диалектически сложен и противоречив, таков будет и процесс обучения. Если существуют этапы процесса познания, диалектика перехода от одного этапа к другому, то человек в каждый период своего развития находится на одном из этапов познания и будет иметь возможность для перехода на более высокий его этап.
Основные аспекты понятия «обучение»
2. Функции обучения
• Образовательная - усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков.
• Развивающая - обучение и воспитание способствуют развитию личности.
◦ Воспитательная - придает процессу обучения целенаправленность и общественную значимость.
3. Соотношение трактовок понимания сути обучения
3. Модель структуры процесса обучения
4. Цели обучения: понятие, виды, таксономия
Различают следующие цели: общие и конкретные.
Общие цели - основной характеристикой является долгосрочность и длительность.
Выдвигаемая на долгое время общая цель, как правило, не подвержена резким изменениям. Общей цели свойственна широта охвата, она выражает наиболее общие взгляды общества на воспитание, обучение человека. Общая цель чаще всего и определяется как обобщенно выраженное намерение, как цель – интенция (стремление, намерение), но она не определяет конкретный результат. Она указывает лишь «путь, маршрут, по которому следует идти, но не пункт назначения».
Таким образом, для общей цели характерно: устремленность, направленность, неопределенность достижения, широта, структурность (наличие состава промежуточных целей).
Конкретные цели – представляют собой уточненные представления о желаемых изменениях учащихся.
Уточненность следует понимать, как указание на конечный результат и возможные предположения об условиях, средствах, способах его достижения. Таким образом, конкретные цели несут в себе большие технологичности. Конкретные цели не столь устойчивы, более кратковременны, изменяемы за определенный период. Т.к. конкретные цели обязательно указывают на конечный результат деятельности, они должны быть сформированы. Для конкретных целей характерно: конечность, определенность, технологичность.
Таксономия целей – закономерный порядок построения целей:
1. Цели социально детерминированные;
2. Всеобщие цели- цели школьной политики;
3. Цели конкретной школы (цели тактичные - конкретные; стратегические - общие на 11 лет);
4. Цели конкретного учебно-воспитательного процесса;
5. Цели конкретного предмета;
6. Цели раздела предмета;
7. Цели урока;
8. Цели задания;
9. Цели конкретного ученика.
Способы постановки целей:
1. Определение целей через изучаемое содержание.
Такой способ дает только указание на область, затрагиваемую уроком или серией уроков. Этот способ недостаточен, так как он не является инструментальным по отношению к учебному процессу и не дает возможности судить о достижении той или иной цели.
2. Определение через деятельность учителя.
Такой способ сосредоточен на собственной деятельности учителя и создает впечатление прояснения и упорядочения в работе. Однако он не дает возможности сверять деятельность учителя с последствиями, с реальными результатами обучения, т.к. эти результаты не предусмотрены данным способом постановки цели, не инструментальный, не технологичный характер такого способа постановки целей лишь замаскирован, но не преодолен.
3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального и т.п. развития ученика.
Постановка целей таким способом возможна лишь при постановке общих целей. Этот способ полностью отрицается. Он не дает возможности убедиться в достижении цели, в нем нельзя обнаружить ориентиры, по которым можно судить о достижении цели.
4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся.
Она дает определенность в планировании и проведении урока. Однако здесь выпадает важный момент – ожидаемый результат обучения. Этот результат есть не что иное, как определенный сдвиг в развитии ученика, который находит отражение в той или иной деятельности.
5. Постановка целей через результат обучения.
Способ постановки целей, который предполагает педагогическая технология, заключается в следующем: цели обучения формируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, которые учитель может надежно опознать.
Примеры общих целей обучения и глаголов для формулировки конкретных учебных результатов для когнитивной области таксономии Б.Блума, предложенные Н.Гренлундом
Основные категории учебных целей
Общие цели обучения
Глаголы для формулировки конкретных учебных результатов
Знание
Эта категория означает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания - от конкретных факторов до целостных теорий. Общая черта этой категории - припоминание соответствующих сведений
• Знает общие термины
• Знает конкретные факты
• Знает методы и процедуры
• Знает основные понятия
• Знает принципы
Определяет, описывает, идентифицирует, обозначает, перечисляет, подбирает, называет, обрисовывает, намечает, воспроизводит, выбирает, констатирует
Понимание
Показателями способности понимать значение изучаемого материала могут служить преобразования (трансляция) материала из одной формы в другую, перевод его с одного «языка» на другой (например, из словесной формы в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала
• Понимает факты и принципы
• Интерпретирует словесный материал
• Переводит словесный материал в математические формулы
• Оценивает будущее следствие, заключенное в (данных) фактах
• Объясняет использование методов и процедур
• Интерпретирует схемы и графики
Переделывает, защищает, различает, оценивает, объясняет, расширяет, обобщает, приводит примеры, делает выводы (заключает, пересказывает, суммирует)
Применение
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом
• Применяет понятия и принципы к новым ситуациям
• Применяет законы и теории к ситуациям практики
• Констатирует правильное использование метода и процедуры
Изменяет, подсчитывает, демонстрирует, обнаруживает.
Манипулирует, модифицирует, действует, приготавливает, относит, показывает, решает
Анализ
Эта категория обозначает умение разбирать материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура, сюда относятся вычленение частей целого выявления взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания, как содержания учебного материала, так и его внутреннего состояния
•Различает несформулированные предложения
•Осознает логические ошибки в доводах
• Различает факты и выводы
• Оценивает релевантность данных
• Анализирует организационную структуру работы (искусство, музыка, литература)
Подразделяет, изображает, схематически дифференцирует, иллюстрирует, делает выводы, обрисовывает, выбирает, отделяет, подразделяет, различает, выделяет, идентифицирует
Синтез
Эта категория обозначает учение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочивания имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур
• Пишет хорошо структурированное сочинение (тему)
•Порождает хорошо организованную, логичную речь
• Сочиняет короткий рассказ (стихотворение, музыкальное произведение)
• Предлагает план эксперимента
• Интегрирует знания из разных областей в план для решения проблемы
• Формулирует новую схему для классификации предметов (событий, идей)
(категоризирует), распределяет по категориям, комбинирует, составляет, сочиняет, создает, изобретает, конструирует, объясняет, порождает, модифицирует, организует, планирует, реорганизует, реконструирует, относит, перерабатывает, суммирует, рассказывает, пишет.
Оценка
Эта категория обозначает умение оценивать знания того или иного материала (утверждение, художественных произведений, исследовательских данных). Суждение ученика должны оцениваться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему их вне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения на ясно очерченных категориях
• Судит о логической последовательности письменного материала
• Дает оценку соответствия выводов данным
• Судит о ценности работы (искусство, музыка, литература), использует внутренние критерии
• Судит о ценности работы (искусство, музыка, литература), используя внешние показатели качества
Оценивает, сравнивает, заключает, сопоставляет, противопоставляет, критикует, описывает, различает, объясняет, подтверждает, интерпретирует, соотносит, суммирует, поддерживает
5. Закономерности, законы процесса обучения
Для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться. При рассмотрении этих закономерностей большое значение имеет, прежде всего, то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле. Отсюда следует, что обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Основные из них следующие:
• направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности;
• активно-деятельностный характер обучения;
• единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся;
• проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения;
• обеспечение радости успехов в овладении знаниями;
• раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения;
• повышение влияния коллектива на улучшение качества учебной работы;
• согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учебно-познавательной активности учащихся.
Сущность процесса обучения – ни что иное, как закономерности процесса обучения, поэтому в структуре процесса обучения все связи носят закономерный характер, в сущности отражаются скрытые, глубокие процессы, внутреннее содержание, связи и отношения того или иного явления. Система целостна, если определены эти связи и отношения:
- между потребностями общества и целями образования;
- между целями образования и содержаниями образования;
- между уровнем развития науки, экономики, техники и содержанием образования;
- между деятельностью и общением;
- между обучением и развитием;
- между преподаванием и учением;
- между деятельностью учителя и реальными возможностями детей;
- между деятельностью учителя и развитием ребенка;
- между коллективом и конкретной личностью;
- между внутренними и внешними условиями развития;
- между обучением и самообразованием и др.
С точки зрения качества все эти связи необходимые, закономерные, существенные, повторяющиеся. Они и составляют понятие закона.
Закон - это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.
Это понятие философское, так как философия разграничивает понятие закона и закономерность, рассматривая закономерность как более широкое понятие.
Закономерность - совокупность взаимосвязанных по содержанию законов обеспечивающих тенденцию или направленность в изменении системы. Закономерности реализуются через принципы обучений. Закономерность представляет собой объективную характеристику явления, а принципы – субъективную характеристику.
2. Принципы обучения
Принцип - основа, первопричина, положение, правило организации в целом деятельности ученика в учебном процессе, вытекающей из установленных дидактикой законов и закономерностей.
Принцип определяет общее направление движения к цели, действия и структуру деятельности.
Принципы бывают:
1) мировоззренческие: а) принцип научности; б) систематичности и системности; в) сознательности;
2) процессуальные: а) принцип наглядности (принцип единства абстрактного и конкретного); б) принцип связи обучения жизни; в) принцип активности;
3) социологические - принципы присвоения социального опыта;
4) психологические принципы - принцип положительного эмоционального фона в обучении.
5) гносеологические принципы - это принцип прочности и развития познавательных сил учащихся.
6) концептуальные принципы выступают как дополнительные, которые помогают построить процесс обучения согласно той концепции, которую выстраивает (обосновывает) автор.
6. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Цель как системообразующий
компонент процесса обучения.
План
1. Сущность процесса обучения: понятие, основные сущностные характеристики
2. Функции обучения
3. Построение модели структуры процесса обучения
4. Цели обучения: понятие, виды, таксономия, целеполагание
Литература
1. Педагогика в профессиональной подготовке бакалавра: учебное пособие [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон.дан. — БГПУ имени М. Акмуллы (Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы), 2014. — 325 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56689 — Загл. с экрана.
2. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
3. Сытина, Н.С. Теория и технологии обучения: решение профессиональных задач [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие. — Электрон.дан. — БГПУ имени М. Акмуллы (Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы), 2017. — 223с.—Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=49544 — Загл. с экрана.
4.Теория и технологии обучения: Хрестоматия [текст] /сост. Н.С. Сытина.- 2-е изд., перераб.и доп.-Уфа: Изд-во БГПУ им.М.Акмуллы, 2010. – С.5-38.
5. Хуторской А.В. Дидактика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2018. – 720с.: ил.
1.Понятие о сущности процесса обучения
Сущность - философская категория, которая означает внутреннее устройство того или иного явления. Сущность носит устойчивый характер, состоит из существенных элементов, объединяет многообразные и противоречивые явления действительности. Изучить сущность - значит выявить связи и отношения, устойчивые элементы и тем самым проникнуть вглубь изучаемого явления.
Явление и сущность выступают в единстве. Явление как внешняя сторона, а сущность, как внутренняя сторона явлений. Сущность и закономерность - понятия идентичные.
Сущностные стороны процесса обучения
1. обучение рассматривается как двусторонний процесс преподавания и учения. Это вытекает из определения процесса обучения - Целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование
2. Процесс обучения носит противоречивый и развивающий характер.
Противоречие вытекает из противоречия зон актуального и ближайшего развития.
Между зонами возникает противоречие, разрешение которого ведет указывает на развитие ребенка.
3. Обучение носит социальный характер. Вытекает это а) из зависимости целей обучения от потребностей общества; б) в процессе обучения участвуют и взаимодействуют две социальные группы: учителя как носители опыта и ученики, которые этот опыт присваивают.
4. Обучение носит непрерывный характер. Непрерывность в обучении
заключается в непрерывности обучения в течение жизни, а не на всю жизнь.
5. Обучение носит воспитательный характер.
Содержательный аспект формирует знаньевую, эмоциольно-ценностную составляющие, которые и определяют поведение ученика.
6. Гуманистический характер обучения и др.
Первый существенный признак процесса обучения - познание учеником окружающего мира. С точки зрения формальной логики этот признак является родовым. Он требует анализа познавательной деятельности ученика с учетом того общего, что присуще процессу познания в целом независимо от видов и форм человеческой деятельности. Если процесс познания диалектически сложен и противоречив, таков будет и процесс обучения. Если существуют этапы процесса познания, диалектика перехода от одного этапа к другому, то человек в каждый период своего развития находится на одном из этапов познания и будет иметь возможность для перехода на более высокий его этап.
Основные аспекты понятия «обучение»
2. Функции обучения
• Образовательная - усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков.
• Развивающая - обучение и воспитание способствуют развитию личности.
◦ Воспитательная - придает процессу обучения целенаправленность и общественную значимость.
3. Соотношение трактовок понимания сути обучения
3. Модель структуры процесса обучения
4. Цели обучения: понятие, виды, таксономия
Различают следующие цели: общие и конкретные.
Общие цели - основной характеристикой является долгосрочность и длительность.
Выдвигаемая на долгое время общая цель, как правило, не подвержена резким изменениям. Общей цели свойственна широта охвата, она выражает наиболее общие взгляды общества на воспитание, обучение человека. Общая цель чаще всего и определяется как обобщенно выраженное намерение, как цель – интенция (стремление, намерение), но она не определяет конкретный результат. Она указывает лишь «путь, маршрут, по которому следует идти, но не пункт назначения».
Таким образом, для общей цели характерно: устремленность, направленность, неопределенность достижения, широта, структурность (наличие состава промежуточных целей).
Конкретные цели – представляют собой уточненные представления о желаемых изменениях учащихся.
Уточненность следует понимать, как указание на конечный результат и возможные предположения об условиях, средствах, способах его достижения. Таким образом, конкретные цели несут в себе большие технологичности. Конкретные цели не столь устойчивы, более кратковременны, изменяемы за определенный период. Т.к. конкретные цели обязательно указывают на конечный результат деятельности, они должны быть сформированы. Для конкретных целей характерно: конечность, определенность, технологичность.
Таксономия целей – закономерный порядок построения целей:
1. Цели социально детерминированные;
2. Всеобщие цели- цели школьной политики;
3. Цели конкретной школы (цели тактичные - конкретные; стратегические - общие на 11 лет);
4. Цели конкретного учебно-воспитательного процесса;
5. Цели конкретного предмета;
6. Цели раздела предмета;
7. Цели урока;
8. Цели задания;
9. Цели конкретного ученика.
Способы постановки целей:
1. Определение целей через изучаемое содержание.
Такой способ дает только указание на область, затрагиваемую уроком или серией уроков. Этот способ недостаточен, так как он не является инструментальным по отношению к учебному процессу и не дает возможности судить о достижении той или иной цели.
2. Определение через деятельность учителя.
Такой способ сосредоточен на собственной деятельности учителя и создает впечатление прояснения и упорядочения в работе. Однако он не дает возможности сверять деятельность учителя с последствиями, с реальными результатами обучения, т.к. эти результаты не предусмотрены данным способом постановки цели, не инструментальный, не технологичный характер такого способа постановки целей лишь замаскирован, но не преодолен.
3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального и т.п. развития ученика.
Постановка целей таким способом возможна лишь при постановке общих целей. Этот способ полностью отрицается. Он не дает возможности убедиться в достижении цели, в нем нельзя обнаружить ориентиры, по которым можно судить о достижении цели.
4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся.
Она дает определенность в планировании и проведении урока. Однако здесь выпадает важный момент – ожидаемый результат обучения. Этот результат есть не что иное, как определенный сдвиг в развитии ученика, который находит отражение в той или иной деятельности.
5. Постановка целей через результат обучения.
Способ постановки целей, который предполагает педагогическая технология, заключается в следующем: цели обучения формируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, которые учитель может надежно опознать.
Примеры общих целей обучения и глаголов для формулировки конкретных учебных результатов для когнитивной области таксономии Б.Блума, предложенные Н.Гренлундом
Основные категории учебных целей
Общие цели обучения
Глаголы для формулировки конкретных учебных результатов
Знание
Эта категория означает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания - от конкретных факторов до целостных теорий. Общая черта этой категории - припоминание соответствующих сведений
• Знает общие термины
• Знает конкретные факты
• Знает методы и процедуры
• Знает основные понятия
• Знает принципы
Определяет, описывает, идентифицирует, обозначает, перечисляет, подбирает, называет, обрисовывает, намечает, воспроизводит, выбирает, констатирует
Понимание
Показателями способности понимать значение изучаемого материала могут служить преобразования (трансляция) материала из одной формы в другую, перевод его с одного «языка» на другой (например, из словесной формы в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала
• Понимает факты и принципы
• Интерпретирует словесный материал
• Переводит словесный материал в математические формулы
• Оценивает будущее следствие, заключенное в (данных) фактах
• Объясняет использование методов и процедур
• Интерпретирует схемы и графики
Переделывает, защищает, различает, оценивает, объясняет, расширяет, обобщает, приводит примеры, делает выводы (заключает, пересказывает, суммирует)
Применение
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом
• Применяет понятия и принципы к новым ситуациям
• Применяет законы и теории к ситуациям практики
• Констатирует правильное использование метода и процедуры
Изменяет, подсчитывает, демонстрирует, обнаруживает.
Манипулирует, модифицирует, действует, приготавливает, относит, показывает, решает
Анализ
Эта категория обозначает умение разбирать материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура, сюда относятся вычленение частей целого выявления взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания, как содержания учебного материала, так и его внутреннего состояния
•Различает несформулированные предложения
•Осознает логические ошибки в доводах
• Различает факты и выводы
• Оценивает релевантность данных
• Анализирует организационную структуру работы (искусство, музыка, литература)
Подразделяет, изображает, схематически дифференцирует, иллюстрирует, делает выводы, обрисовывает, выбирает, отделяет, подразделяет, различает, выделяет, идентифицирует
Синтез
Эта категория обозначает учение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочивания имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур
• Пишет хорошо структурированное сочинение (тему)
•Порождает хорошо организованную, логичную речь
• Сочиняет короткий рассказ (стихотворение, музыкальное произведение)
• Предлагает план эксперимента
• Интегрирует знания из разных областей в план для решения проблемы
• Формулирует новую схему для классификации предметов (событий, идей)
(категоризирует), распределяет по категориям, комбинирует, составляет, сочиняет, создает, изобретает, конструирует, объясняет, порождает, модифицирует, организует, планирует, реорганизует, реконструирует, относит, перерабатывает, суммирует, рассказывает, пишет.
Оценка
Эта категория обозначает умение оценивать знания того или иного материала (утверждение, художественных произведений, исследовательских данных). Суждение ученика должны оцениваться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему их вне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения на ясно очерченных категориях
• Судит о логической последовательности письменного материала
• Дает оценку соответствия выводов данным
• Судит о ценности работы (искусство, музыка, литература), использует внутренние критерии
• Судит о ценности работы (искусство, музыка, литература), используя внешние показатели качества
Оценивает, сравнивает, заключает, сопоставляет, противопоставляет, критикует, описывает, различает, объясняет, подтверждает, интерпретирует, соотносит, суммирует, поддерживает
5. Закономерности, законы процесса обучения
Для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться. При рассмотрении этих закономерностей большое значение имеет, прежде всего, то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле. Отсюда следует, что обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Основные из них следующие:
• направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности;
• активно-деятельностный характер обучения;
• единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся;
• проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения;
• обеспечение радости успехов в овладении знаниями;
• раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения;
• повышение влияния коллектива на улучшение качества учебной работы;
• согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учебно-познавательной активности учащихся.
Сущность процесса обучения – ни что иное, как закономерности процесса обучения, поэтому в структуре процесса обучения все связи носят закономерный характер, в сущности отражаются скрытые, глубокие процессы, внутреннее содержание, связи и отношения того или иного явления. Система целостна, если определены эти связи и отношения:
- между потребностями общества и целями образования;
- между целями образования и содержаниями образования;
- между уровнем развития науки, экономики, техники и содержанием образования;
- между деятельностью и общением;
- между обучением и развитием;
- между преподаванием и учением;
- между деятельностью учителя и реальными возможностями детей;
- между деятельностью учителя и развитием ребенка;
- между коллективом и конкретной личностью;
- между внутренними и внешними условиями развития;
- между обучением и самообразованием и др.
С точки зрения качества все эти связи необходимые, закономерные, существенные, повторяющиеся. Они и составляют понятие закона.
Закон - это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.
Это понятие философское, так как философия разграничивает понятие закона и закономерность, рассматривая закономерность как более широкое понятие.
Закономерность - совокупность взаимосвязанных по содержанию законов обеспечивающих тенденцию или направленность в изменении системы. Закономерности реализуются через принципы обучений. Закономерность представляет собой объективную характеристику явления, а принципы – субъективную характеристику.
2. Принципы обучения
Принцип - основа, первопричина, положение, правило организации в целом деятельности ученика в учебном процессе, вытекающей из установленных дидактикой законов и закономерностей.
Принцип определяет общее направление движения к цели, действия и структуру деятельности.
Принципы бывают:
1) мировоззренческие: а) принцип научности; б) систематичности и системности; в) сознательности;
2) процессуальные: а) принцип наглядности (принцип единства абстрактного и конкретного); б) принцип связи обучения жизни; в) принцип активности;
3) социологические - принципы присвоения социального опыта;
4) психологические принципы - принцип положительного эмоционального фона в обучении.
5) гносеологические принципы - это принцип прочности и развития познавательных сил учащихся.
6) концептуальные принципы выступают как дополнительные, которые помогают построить процесс обучения согласно той концепции, которую выстраивает (обосновывает) автор.
6. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА