Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Субъекты предпринимательского права

  • 👀 558 просмотров
  • 📌 506 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Субъекты предпринимательского права» docx
Тема 2. Субъекты предпринимательского права К субъектам хозяйственного (предпринимательского) права можно отнести: 1) Граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей 2) Юридических лиц 3) Предпринимательские объединения 4) Государство, муниципальные образования 2.2. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ. (ст. 48 ГК РФ) Классификация юридических лиц: 1) По целям: 1. Коммерческие организации 2. Некоммерческие организации Коммерческие организации – это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Поэтому можно сказать, что именно коммерческие организации являются основными субъектами коммерческого права. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Как правило, основной целью некоммерческих организаций, является реализация социальных функций и задач. Закон предусматривает возможность осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, но с определенными ограничениями. Полученную от предпринимательской деятельности прибыль, участники некоммерческой организации не вправе распределять между собой, прибыль должна быть направлена на достижение целей, ради которых создавалась организация. Исключением является некоммерческая организация – потребительский кооператив. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 17.07.97 предусматривает возможность распределения до 20% прибыли от предпринимательской деятельности между участниками кооператива. (ст.24) 2) По организационно-правовым формам: • Организационно-правовые формы коммерческих организаций: 1) хозяйственные товарищества 1.1. полное товарищество 1.2. товарищество на вере (коммандитное товарищество) 2) хозяйственные общества 2.1. общество с ограниченной ответственностью 2.2. акционерное общество 2.3.1 публичное 2.3.2. непубличное 3) производственные кооперативы 4) крестьянские (фермерские) хозяйства 5) хозяйственные партнерства 6) государственные и муниципальные унитарные предприятия 4.1. основанные на праве хозяйственного ведения (ГУП, МУП) 4.2. основанные на праве оперативного управления (казенные п/п) • Организационно – правовые формы некоммерческих организаций: 1) потребительские кооперативы, в том числе: жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы; 2) - общественные организации, в том числе: политические партии и профсоюзные организации, общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления; 3) - ассоциации (союзы), в том числе: некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты; 4) - товарищества собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья; 5) - казачьи общества; 6) - общины коренных малочисленных народов Российской Федерации; 7) - фонды, в том числе: общественные и благотворительные фонды; 8) - учреждения, к которым относятся: государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения; 9) - автономные некоммерческие организации; 10) - религиозные организации; 11) - публично-правовые компании. 3) По правам учредителей: 1. Корпоративные - юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации. 2. Унитарные - юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании. 4) По правам ЮЛ на имущество: 1. юридические лица, обладающие правом собственности на имущество: товарищества, общества, производственный и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, фонды, общественные организации и другие НКО. Такие организации могут владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. 2. юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения: ГУП, МУП. Такие организации могут владеть и пользоваться имуществом. Распоряжаться самостоятельно только движимым имуществом, а недвижимым с согласия собственника. 3. юридические лица, обладающие правом оперативного управления: казенные предприятия, учреждения. Могут владеть и пользоваться имуществом только в соответствии с целями деятельности и в рамках установленных законом и Уставом. Распоряжаться имуществом самостоятельно не могут. 5) По правам учредителей на имущество ЮЛ: 1) учредители обладают вещными правами на имущество ЮЛ (правом собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления) – Правом собственности обладают учредители унитарных предприятий и, учреждений, крестьянских (фермерских) хозяйств, правом хозяйственного ведения или оперативного управления обдает учредитель – унитарное предприятие при создании дочернего предприятия 2) учредители обладают обязательственными правами на имущество ЮЛ – товарищества, общества, хозяйственные партнерства, кооперативы и др. 3) учредители не обладают правами на имущество ЮЛ – фонды, общественные и религиозные организации 6) По правоспособности: 1. юридические лица, обладающие общей правоспособностью – способные возлагать на себя любые права и обязанности в рамках закона: большинство коммерческих организаций 2. юридические лица, обладающие специальной (ограниченной) правоспособностью – способные возлагать на себя только те права и обязанности, которые соответствуют целям ЮЛ и оговариваются его Уставом: некоммерческие организации, унитарные предприятия, банки, страховые организации и др. Этапы создания юридических лиц: 1. Принятие решения о создании юридического лица Решение о создании юридического лица оформляются в виде протокола, договора, акта органов государственной власти или органов местного самоуправления или другими документами в соответствии с законодательством. 2. Оформление учредительных документов Учредительный договор Полное и коммандитное товарищество Устав АО, унитарные п/п, ООО, производственные и потребительские кооперативы, фонды, учреждения, религиозные и общественные организации и др. Устав и учредительный договор Ассоциации и союзы 3. Формирование уставного капитала Изначально, обособление имущества учредителей происходит путем формирования уставного (складочного) капитала. Уставный капитал ЮЛ определяет минимальный размер имущества ЮЛ, обеспечивающего интересы его кредиторов. Вкладом в УК могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи и права, имеющие денежную оценку. В определенных случаях учредители обязаны привлекать независимого оценщика для оценки неденежных вкладов: 1) Для АО 2) Для ООО, если стоимость вклада более 20000р Для зачисления первоначальных взносов банк открывает учредителям временный (накопительный) счет по которому осуществляют всего три операции: • зачисление вкладов • перечисление средств на р/с ЮЛ после его государственной регистрации • возвращение средств учредителям в случае отказа в государственной регистрации ЮЛ Законом устанавливается минимальный размер уставного капитала для определенных форм юридических лиц: 1) 10000 руб – для ООО, непубличных АО 2) 100000 руб – для ПАО, 3) 1000 МРОТ – для МУП, 4) 5000 МРОТ – для ГУП 5) 300 млн. руб – для страховых компаний и банков Согласно ст. 11 ФЗ «О банках и банковской деятельности», Минимальный размер уставного капитала на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме: 1) 1 миллиард рублей - для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией; 2) 300 миллионов рублей - для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией; 3) 90 миллионов рублей - для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - центрального контрагента; 4) 300 миллионов рублей - для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - центрального контрагента. Согласно пункту 3 статьи 25 ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование, устанавливается в сумме 120 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала иного страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 300 миллионам рублей, и соответствующих коэффициентов. Позже, в процессе деятельности у предприятия появятся и другие источники пополнения имущества, в первую очередь, конечно, за счет прибыли. Всё имущество ЮЛ учитывается на его балансе. 4. Подача документов для регистрации в налоговые органы 1) Заявление по установленной форме, в котором учредителями подтверждается полнота и достоверность представленной информации, соблюдение порядка учреждения юридического лица, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации; 2) Решение учредителей о создании юридического лица 3) Учредительные документы 4) Документы об оплате государственной пошлины. Если учредители ООО подают документы в электронном виде через nalog.ru и gosuslugi.ru, то гос то освобождается от оплаты госпошлины, но требуется оплатить услуги по электронной подписи (дешевле гос пошлины в 4000р); 5) Если учредитель – иностранное юридическое лицо, то необходима выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство его юридического статуса Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом 5. Государственная регистрация Осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Моментом регистрации юридического лица признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Государственный реестр предприятий и организаций всех форм собственности. Не позднее 1 рабочего дня выдается свидетельство о регистрации. 6. Регистрация в органах государственной власти Регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы. Реорганизация юридических лиц Реорганизация является способом прекращения и/или создания юридических лиц с правопреемством, т.е. путем передачи прав и обязанностей от одних юл другим. Реорганизация может быть: • добровольной (по единогласному решению учредителей, в АО – 75% голос акций) • принудительной (по решению суда или уполномоченных органов власти) Существует пять способов реорганизации юридических лиц: 1) Слияние – представляет собой создание юл, путем передачи ему прав и обязанностей других двух или более Юл с ликвидацией последних. 2) Присоединение – это прекращение Юл с передачей всех его прав и обязанностей другому, ранее существовавшему Юл. 3) Преобразование – это изменение орг-правовой формы юл 4) Разделение – это создание двух или более Юл, путем передачи им прав и обязанностей другого Юл с ликвидацией последнего. 5) Выделение – создание Юл, путем передачи ему части прав и обязанностей другого Юл без ликвидации последнего. При слиянии, присоединении и преобразовании юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При разделении и выделении юридического лица правопреемство фиксируется в разделительном балансе. Важнейшей задачей при проведении реорганизации юридических лиц является максимальная защита интересов кредиторов. Правопреемство при реорганизации включает не только переход прав, но и обязанностей, в частности перевод долга (долгов) реорганизованного юридического лица на его правопреемника (правопреемников). По общему принципу, выраженному в ст. 391 ГК, перевод долга на другое лицо возможен лишь с согласия кредитора. Но в случае реорганизации должника кредитор не может воспрепятствовать переводу долга. Поэтому он получает право требовать досрочного исполнения обязательства или его прекращения иным удобным ему законным способом. Необходимым условием реорганизации юридических лиц является публикация сведений о ней в средствах массовой информации. Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. Неуведомление кредиторов о предстоящей реорганизации следует считать грубейшим нарушением закона. Если о реорганизации не были уведомлены все или большинство кредиторов, им должно быть предоставлено право судебного оспаривания самой реорганизации и признания ее несостоявшейся. В случае неуведомления лишь некоторых кредиторов, последним следует предоставить право потребовать досрочного исполнения (прекращения) обязательства от любого или всех правопреемников в порядке их солидарной ответственности. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация может быть: • добровольной (по единогласному решению учредителей, в АО – 75% голос акций) • принудительной (по решению суда) Этапы ликвидации юридического лица: 1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. В состав ликвидационной комиссии должны входить: • учредители • органы управления • главный бухгалтер 2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. 3. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. 4. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Очередность погашения требований кредиторов: При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также по требованиям о компенсации морального вреда; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и заработной плате, а также по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами; Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано. Исключением являются Юл, организационно-правовая форма которых предусматривает дополнительную ответственность учредителей (товарищества, ОДО, производственный кооператив, казенное п/п). 5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. 6. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. 7. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
«Субъекты предпринимательского права» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot