Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Стиль общения и
взаимодействия с ребенком.
Социальны й контроль
Мотивы воспитания и
родительства
Мотивы, реализующие ценностное
отношение к ребенку – самоценность
ребенка
Социальные мотивы - социальное
самоутверждение, долг
Инструментальные мотивы – ребенок как
средство реализации др. потребностей
Реализация в воспитании
определенной педагогической
системы
Система
требований и
запретов
Способ
контроля
Социальный
контроль
Родительс
кий
мониторинг
Система
санкций
Система требований
и запретов
Позволяет конкретизировать социальные ожидания в отношении
уровня достижений ребенка и его деятельности.
Функции:
формулирование целей развития и
воспитания
предоставление необходимых образцов и
правил поведения и деятельности,
создание условий для формирования
способности ребенка произвольно
регулировать свое поведение в
соответствии с заданными нормами,
структурирование среды и обеспечение
безопасного, т.е. прогнозируемого
пространства жизнедеятельности.
Способ контроля исполнения
требований и запретов
Тотальный контроль - утрата ребенком чувства безопасности и
интимности собственного внутреннего мира, потеря чувства
свободы, переживание зависимости от родителя, чувство
беспомощности.
Систематический контроль предполагает наличие зон
ответственности ребенка. Его важно соизмерять с возможностями
ребенка и гибко изменять с возрастом. В идеале – переход
внешнего контроля в самоконтроль.
Ситуативный контроль является случайным (несистематическим
как по сферам так и по содержанию. Это приводит к стратегии
выполнения требований только при наличии внешнего контроля и
большой вероятности проверки.
Попустительство приводит к импульсивности, низкому уровню
развития просоциальных форм поведения, трудностям
саморегуляции, низкой самоэффективность.
Система санкций
Функция: регуляция
поведения
ребенка.
Психологическое значение:
предоставление
ребенку обратной
связи о
соответствии его
поведения
социальным
ожиданиям и
нормам.
Наказания – лучше
лишать хорошего,
чем делать плохое
Похвала должна быть
объективна и
реалистична. Она
должна описывать
результаты
действий ребенка и
их значение для
окружающих людей
Родительский мониторинг
Функции
Определяет степень информированности родителей о
важнейших сторонах жизни детей.
Условие профилактики девиантного поведения
Необходимо
соблюдать баланс между контролем/помощью и
перекладыванием ответственности на ребенка
соразмерять собственные ожидания с возможностями
ребенка
учитывать зоны ближайшего развития
Типы семейного воспитания
Авторит ет ны й стиль характеризуется
теплым эмоциональным принятием
ребенка и высоким уровнем контроля с
признанием и поощрением автономии
ребенка. Демократический стиль
общения, гибкая система требований и
правил с учетом растущей компетенции
детей. Основной метод воздействия –
логическая аргументация и обоснование.
Послушание не выступает как ценность
воспитания. Высокий уровень ожиданий
и требований на фоне поощрения
самостоятельности.
Формируется высокая самооценка,
самопринятие, целенаправленность,
воля, самоконтроль, саморегуляция,
принятие социальных правил. Высокая
степень ответственности,
компетентности, дружелюбия, хорошая
адаптивность, уверенность в себе.
Фактор риска – слишком высокая
мотивация достижений
Авт орит арны й стиль отличается
отвержением или низким уровнем
эмоционального принятия и высоким
уровнем контроля. Команднодирективный стиль общения, ригидная
система требований, норм и правил.
Низкий уровень вербальной
коммуникации, широкое
использование наказаний. Приводит к
формированию зависимости,
неспособности к лидерству,
безынициативности, полевому
поведению, низкой степени
социальной и коммуникативной
компетентности, низкий уровень
социальной ответственности и
моральной компетентности с
ориентацией на внешний авторитет и
власть, агрессивность и низкий
уровень произвольной регуляции.
Типы семейного воспитания
Либеральны й стиль
отличается теплым
эмоциональным принятием и
низким уровнем контроля в
форме вседозволенности.
Требования и правила
практически отсутствуют,
уровень руководства
недостаточен. Родители ставят
себя на одну ступень с детьми,
реальная помощь и поддержка со
стороны родителей отсутствует.
Формируется инфантильность,
высокая тревожность, отсутствие
независимости, страх реальной
деятельности и достижений.
Наблюдается либо избегание
ответственности, либо
импульсивность.
Индиф ф ерент ны й стиль
определяется низкой
вовлеченностью родителей в
процесс воспитания,
эмоциональной холодностью и
дистантностью в отношении
ребенка, низким уровнем
контроля в форме игнорирования
интересов и потребностей,
недостатком протекции.
Провоцирует широкий спектр
нарушений от делинквентного
поведения, импульсивности и
агрессии до зависимости,
неуверенности в себе,
тревожности и страхов.
Нарушения стиля семейного
воспитания . Гипопротекция
Явное эмоциональное от верж ение. Недостаток интереса, заботы,
ответственности и контроля, приписывание ребенку негативных черт.
Чистая гипопрот екция – неудовлетворение потребностей ребенка и отсутствие
контроля.
Скры т ая гипопрот екция – формальная забота о ребенке, нет совместной
деятельности, активных содержательных форм общения, нет подлинной
заинтересованности. Требования предъявляются, их исполнение не контролируется. М.
б. скрытое эмоциональное отвержение.
Перф екционизм – рационально обосновывается гипопротекция (недостоин) В основе
лежит искажение образа ребенка и эмоциональное отвержение.
Потворст вующая гипопрот екция – низкий уровень принятия на фоне
потворствования. Дети избалованные, но лишенные теплых эмоциональных отношений с
родителями. Родители откупаются подарками. Избегание физического контакта.
Ребенок может стать объектом агрессии и воспитание перейдет в жестокое обращение.
Компенсат орная гиперопека В основе лежит гипоопека (нет подлинной
заинтересованности, есть элементы эмоционального отвержения). Компенсация
происходит за счет повышенной опеки. Ребенок постоянно в центре внимания, высок
уровень тревожности родителя в связи со здоровьем ребенка или страх, что с ребенком
что-то произойдет.
Нарушения стиля семейного
воспитания. Гиперпротекция
Пот ворст вующая гиперпрот екция. Воспитание по типу кумира
семьи: безусловное эмоциональное принятие ребенка, симбиотическая
связь. Интересы ребенка приоритетны, удовлетворение потребностей
чрезмерно, требования, запреты, контроль и санкции отсутствуют.
Поощрения не связаны с реальными достижениями, а значит, теряют
развивающее значение.
Доминирующая гиперпрот екция. Может иметь в своей основе
как эмоциональное принятие, так и отвержение или амбивалентное
отношение. Требования чрезмерны, контроль тотальный.
Компенсаторная гиперопека по сути может быть приравнена к
гипоопеке. Но родитель оберегает ребенка от воздействий со стороны
социального окружения, стремится компенсировать недостаток любви
излишком подарков и материальных ценностей.
Немат еринская гиперпрот екция (например, со стороны
бабушки)
Смешанная гиперопека: переход от гипер – к гипо- опеке,
принимающей скрытые формы.
Нарушения стиля семейного
воспитания.
Противоречивое воспитание
Может быть обусловлено реализацией разными
членами семьи разных стилей, сменой образцов
воспитания в связи с неуверенностью родителей,
изменением возраста ребенка, семейными кризисами
и т.п.
Воспитание по типу повышенной моральной
ответственности
Дети очень обязательны, гиперсоциальны, но склонны
к невротизации и соматизации, высокой
тревожности.
Жестокое обращение Воспитание в культуре
болезни
Программа коррекции поведения
ребенка
Создатели метода:
д-р Шейла Айберг.
Использовала оперантные модели
обучения в сочетании с
традиционной детской терапией;
д-р Констанс Ханф предложила
двухступенчатую модель психотерапии:
1– налаживание отношений,
2 – дисциплинарная.
Это краткосрочная терапия, рассчитанная в среднем на 12 сессий.
Она основана на сочетании бихевиорального подхода в работе с
родителями и традиционной игровой терапии в работе с детьми.
Направлена на изменение поведения ребенка преимущественно на
основе модификации отношений и паттернов взаимодействия между
ним и его родителями.
Используется для детей в возрасте от 2 до 7 лет.
Основные принципы
•
•
•
•
•
Одновременная работа с родителем и ребенком.
Возможности терапевта, взаимодействующего с ребенком 1 на
1 несравнимы с возможностями родителей.
Это прямой непосредственный метод тренировки
взаимодействия родителей и детей –
ошибки исправляются, пока не закрепились;
есть возможность подбора индивидуальных заданий, способов
действия в тех или иных ситуациях;
возможности поддержки родителей в усвоении нового
поведения;
обучение в таких условиях происходит быстрее, т.к. терапевт
использует положительное подкрепление: постоянно хвалит за
самые незначительные успехи;
терапевт видит реальное взаимодействие родителей с
ребенком, а не искажающие реальность отчеты.
Принятие решения о терапии
Терапия проводится в случаях:
внешних поведенческих проблем: непослушание,
негативизм, вербальная агрессия, деструктивное
поведение, аутодеструктивное поведение;
симптомы, пограничные с поведенческими расстройствами:
жестокое обращение с животными, воровство, лживость,
склонность к поджогам;
рассеянность, нарушения внимания, гиперактивность (не
снижается);
внутренние психологические проблемы: низкая самооценка,
подавленное настроение, плаксивость, хныканье,
перфекционизм, генерализованная тревожность,
избирательная тревожность;
проблемы в развитии: ЗПР, легкие и средние формы
умственных расстройств;
проблемы в отношениях между родителями и ребенком в
контексте развода, усыновления;
последствия педагогической запущенности, насилия.
Типичный курс терапии
1. Вводная сессия. Задачи: - выяснение проблемы,
диагностика, наблюдение за взаимодействием,
обратная связь по поводу результатов обследования.
После этой сессии терапевт принимает решение о
показаниях к этому методу.
2. Игровая поведенческая терапия. Обучение
только родителей в виде дискуссии, ролевых игр,
ответов на вопросы, тренингов, моделирования и т.п.
3 – 6 сессии - Непосредственный тренинг
навыков специальной игры с ребенком. Решение о
завершении этого этапа происходит на основе
установленных критериев.
7-12 – Дисциплинарная стадия. На первой
сессии опять обучение родителей, затем
непосредственный тренинг с ребенком. Этот этап
завершается, когда родители считают, что
заявленные проблемы сняты.
Иногда проводятся контрольные сессии для оценки
результатов. Они могут назначаться через 3, 6
месяцев, год.
Игрушки, подходящие для ПИТ
Творческие игрушки, конструкторы,
кукольный домик с маленькими
человечками, игрушечный гараж с
машинками, школьный автобус с
пассажирами, игрушечная ферма с
животными, доска и цветные мелки,
карандаши и бумага.
Игрушки, не подходящие для
ПИТ:
провоцирующие жесткие, активные
игры: мячи, боксерские перчатки,
груша.
Провоцирующие агрессивные игры:
игрушечное оружие: пистолеты, мечи,
трансформеры, супергерои, индейцы,
солдатики.
Игрушки, требующие контроля и
ограничений: ножницы, краски, песок,
вода.
Снижающие речевую коммуникацию:
книги, диктофоны, магнитофоны,
проекторы.
Провоцирующие ролевую игру, т.е.
предполагающие, что родитель или
ребенок будут притворяться, что они
кто-то другой.