Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Стиль общения и взаимодействия с ребенком. Социальный контроль

  • 👀 547 просмотров
  • 📌 482 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Стиль общения и взаимодействия с ребенком. Социальный контроль» ppt
Стиль общения и взаимодействия с ребенком. Социальны й контроль Мотивы воспитания и родительства     Мотивы, реализующие ценностное отношение к ребенку – самоценность ребенка Социальные мотивы - социальное самоутверждение, долг Инструментальные мотивы – ребенок как средство реализации др. потребностей Реализация в воспитании определенной педагогической системы Система требований и запретов Способ контроля Социальный контроль Родительс кий мониторинг Система санкций Система требований и запретов Позволяет конкретизировать социальные ожидания в отношении уровня достижений ребенка и его деятельности. Функции:  формулирование целей развития и воспитания  предоставление необходимых образцов и правил поведения и деятельности,  создание условий для формирования способности ребенка произвольно регулировать свое поведение в соответствии с заданными нормами,  структурирование среды и обеспечение безопасного, т.е. прогнозируемого пространства жизнедеятельности. Способ контроля исполнения требований и запретов     Тотальный контроль - утрата ребенком чувства безопасности и интимности собственного внутреннего мира, потеря чувства свободы, переживание зависимости от родителя, чувство беспомощности. Систематический контроль предполагает наличие зон ответственности ребенка. Его важно соизмерять с возможностями ребенка и гибко изменять с возрастом. В идеале – переход внешнего контроля в самоконтроль. Ситуативный контроль является случайным (несистематическим как по сферам так и по содержанию. Это приводит к стратегии выполнения требований только при наличии внешнего контроля и большой вероятности проверки. Попустительство приводит к импульсивности, низкому уровню развития просоциальных форм поведения, трудностям саморегуляции, низкой самоэффективность. Система санкций Функция: регуляция поведения ребенка. Психологическое значение: предоставление ребенку обратной связи о соответствии его поведения социальным ожиданиям и нормам. Наказания – лучше лишать хорошего, чем делать плохое Похвала должна быть объективна и реалистична. Она должна описывать результаты действий ребенка и их значение для окружающих людей Родительский мониторинг Функции Определяет степень информированности родителей о важнейших сторонах жизни детей. Условие профилактики девиантного поведения Необходимо  соблюдать баланс между контролем/помощью и перекладыванием ответственности на ребенка  соразмерять собственные ожидания с возможностями ребенка  учитывать зоны ближайшего развития Типы семейного воспитания  Авторит ет ны й стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением автономии ребенка. Демократический стиль общения, гибкая система требований и правил с учетом растущей компетенции детей. Основной метод воздействия – логическая аргументация и обоснование. Послушание не выступает как ценность воспитания. Высокий уровень ожиданий и требований на фоне поощрения самостоятельности. Формируется высокая самооценка, самопринятие, целенаправленность, воля, самоконтроль, саморегуляция, принятие социальных правил. Высокая степень ответственности, компетентности, дружелюбия, хорошая адаптивность, уверенность в себе. Фактор риска – слишком высокая мотивация достижений  Авт орит арны й стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия и высоким уровнем контроля. Команднодирективный стиль общения, ригидная система требований, норм и правил. Низкий уровень вербальной коммуникации, широкое использование наказаний. Приводит к формированию зависимости, неспособности к лидерству, безынициативности, полевому поведению, низкой степени социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности и моральной компетентности с ориентацией на внешний авторитет и власть, агрессивность и низкий уровень произвольной регуляции. Типы семейного воспитания  Либеральны й стиль отличается теплым эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности. Требования и правила практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. Родители ставят себя на одну ступень с детьми, реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.  Индиф ф ерент ны й стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей, недостатком протекции. Провоцирует широкий спектр нарушений от делинквентного поведения, импульсивности и агрессии до зависимости, неуверенности в себе, тревожности и страхов. Нарушения стиля семейного воспитания . Гипопротекция       Явное эмоциональное от верж ение. Недостаток интереса, заботы, ответственности и контроля, приписывание ребенку негативных черт. Чистая гипопрот екция – неудовлетворение потребностей ребенка и отсутствие контроля. Скры т ая гипопрот екция – формальная забота о ребенке, нет совместной деятельности, активных содержательных форм общения, нет подлинной заинтересованности. Требования предъявляются, их исполнение не контролируется. М. б. скрытое эмоциональное отвержение. Перф екционизм – рационально обосновывается гипопротекция (недостоин) В основе лежит искажение образа ребенка и эмоциональное отвержение. Потворст вующая гипопрот екция – низкий уровень принятия на фоне потворствования. Дети избалованные, но лишенные теплых эмоциональных отношений с родителями. Родители откупаются подарками. Избегание физического контакта. Ребенок может стать объектом агрессии и воспитание перейдет в жестокое обращение. Компенсат орная гиперопека В основе лежит гипоопека (нет подлинной заинтересованности, есть элементы эмоционального отвержения). Компенсация происходит за счет повышенной опеки. Ребенок постоянно в центре внимания, высок уровень тревожности родителя в связи со здоровьем ребенка или страх, что с ребенком что-то произойдет. Нарушения стиля семейного воспитания. Гиперпротекция      Пот ворст вующая гиперпрот екция. Воспитание по типу кумира семьи: безусловное эмоциональное принятие ребенка, симбиотическая связь. Интересы ребенка приоритетны, удовлетворение потребностей чрезмерно, требования, запреты, контроль и санкции отсутствуют. Поощрения не связаны с реальными достижениями, а значит, теряют развивающее значение. Доминирующая гиперпрот екция. Может иметь в своей основе как эмоциональное принятие, так и отвержение или амбивалентное отношение. Требования чрезмерны, контроль тотальный. Компенсаторная гиперопека по сути может быть приравнена к гипоопеке. Но родитель оберегает ребенка от воздействий со стороны социального окружения, стремится компенсировать недостаток любви излишком подарков и материальных ценностей. Немат еринская гиперпрот екция (например, со стороны бабушки) Смешанная гиперопека: переход от гипер – к гипо- опеке, принимающей скрытые формы. Нарушения стиля семейного воспитания. Противоречивое воспитание Может быть обусловлено реализацией разными членами семьи разных стилей, сменой образцов воспитания в связи с неуверенностью родителей, изменением возраста ребенка, семейными кризисами и т.п.  Воспитание по типу повышенной моральной ответственности Дети очень обязательны, гиперсоциальны, но склонны к невротизации и соматизации, высокой тревожности.  Жестокое обращение Воспитание в культуре болезни  Программа коррекции поведения ребенка Создатели метода: д-р Шейла Айберг. Использовала оперантные модели обучения в сочетании с традиционной детской терапией; д-р Констанс Ханф предложила двухступенчатую модель психотерапии: 1– налаживание отношений, 2 – дисциплинарная.    Это краткосрочная терапия, рассчитанная в среднем на 12 сессий. Она основана на сочетании бихевиорального подхода в работе с родителями и традиционной игровой терапии в работе с детьми. Направлена на изменение поведения ребенка преимущественно на основе модификации отношений и паттернов взаимодействия между ним и его родителями. Используется для детей в возрасте от 2 до 7 лет. Основные принципы   • • • • • Одновременная работа с родителем и ребенком. Возможности терапевта, взаимодействующего с ребенком 1 на 1 несравнимы с возможностями родителей. Это прямой непосредственный метод тренировки взаимодействия родителей и детей – ошибки исправляются, пока не закрепились; есть возможность подбора индивидуальных заданий, способов действия в тех или иных ситуациях; возможности поддержки родителей в усвоении нового поведения; обучение в таких условиях происходит быстрее, т.к. терапевт использует положительное подкрепление: постоянно хвалит за самые незначительные успехи; терапевт видит реальное взаимодействие родителей с ребенком, а не искажающие реальность отчеты. Принятие решения о терапии Терапия проводится в случаях:  внешних поведенческих проблем: непослушание, негативизм, вербальная агрессия, деструктивное поведение, аутодеструктивное поведение;  симптомы, пограничные с поведенческими расстройствами: жестокое обращение с животными, воровство, лживость, склонность к поджогам;  рассеянность, нарушения внимания, гиперактивность (не снижается);  внутренние психологические проблемы: низкая самооценка, подавленное настроение, плаксивость, хныканье, перфекционизм, генерализованная тревожность, избирательная тревожность;  проблемы в развитии: ЗПР, легкие и средние формы умственных расстройств;  проблемы в отношениях между родителями и ребенком в контексте развода, усыновления;  последствия педагогической запущенности, насилия. Типичный курс терапии      1. Вводная сессия. Задачи: - выяснение проблемы, диагностика, наблюдение за взаимодействием, обратная связь по поводу результатов обследования. После этой сессии терапевт принимает решение о показаниях к этому методу. 2. Игровая поведенческая терапия. Обучение только родителей в виде дискуссии, ролевых игр, ответов на вопросы, тренингов, моделирования и т.п. 3 – 6 сессии - Непосредственный тренинг навыков специальной игры с ребенком. Решение о завершении этого этапа происходит на основе установленных критериев. 7-12 – Дисциплинарная стадия. На первой сессии опять обучение родителей, затем непосредственный тренинг с ребенком. Этот этап завершается, когда родители считают, что заявленные проблемы сняты. Иногда проводятся контрольные сессии для оценки результатов. Они могут назначаться через 3, 6 месяцев, год.         Игрушки, подходящие для ПИТ Творческие игрушки, конструкторы, кукольный домик с маленькими человечками, игрушечный гараж с машинками, школьный автобус с пассажирами, игрушечная ферма с животными, доска и цветные мелки, карандаши и бумага. Игрушки, не подходящие для ПИТ: провоцирующие жесткие, активные игры: мячи, боксерские перчатки, груша. Провоцирующие агрессивные игры: игрушечное оружие: пистолеты, мечи, трансформеры, супергерои, индейцы, солдатики. Игрушки, требующие контроля и ограничений: ножницы, краски, песок, вода. Снижающие речевую коммуникацию: книги, диктофоны, магнитофоны, проекторы. Провоцирующие ролевую игру, т.е. предполагающие, что родитель или ребенок будут притворяться, что они кто-то другой.
«Стиль общения и взаимодействия с ребенком. Социальный контроль» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot