Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
2.Средства и методы обучения технологии
План.
1. Оборудование кабинета и оснащение уроков технологии в начальной школе
2. Подготовка учителя к уроку технологии
3. Средства обучения технологии.
4. Методы обучения технологии.
1. Оборудование кабинета и оснащение уроков технологии в начальной школе
Оборудование кабинета.
В школе может быть специально оборудованный кабинет для уроков технологии. Как
правило, такой кабинет оборудован для средних и старших классов школы, в начальной школе
часто их нет, и уроки технологии проходят в том же кабинете, что и все остальные. В любом
случае, место для оборудования в кабинете должно быть оснащено особым образом и отвечать
требованиям безопасности. В месте, предназначенном для материалов уроков технологии,
находится специальное оборудование, инструменты для работы, могут быть организованы места
для выставки детских работ, уголок техники безопасности.
Материальная база уроков
Требования к материальному обеспечению:
- материальное обеспечение уроков технологии должно быть реально возможное, доступное;
- должно охватывать необходимый и достаточный круг материалов и инструментов.
Материалы, необходимые для работы в начальной школе:
- конструктор;
- бумага, картон;
- текстильный материал (ткань (канва), кусочки ткани, нити для вышивания;
- материал для лепки (пластилин);
- природный материал (листья, сухие цветы, шишки, почки, ветки, тополиный пух, орехи);
- бросовый материал (яичная скорлупа, перья, стружка, пластиковые бутылки, бумажный
бросовый материал – фантики, открытки, журналы, коробки, старые перчатки и др.);
- разный материал (бусы, бисер, пайетки, вата, крупа, краски, тушь, жесть, воск, глина, тесто).
Инструменты:
- гладилка, биговка;
- ножницы со скругленными концами;
- клей ПВА с кисточкой, клей-карандаш;
- стека;
-иглы с большим ушком;
- пяльцы;
- карандаши, линейки.
Дополнительные приспособления:
- игольницы;
-подставки для кисти;
- подкладные доски, клеенки;
- чехол для ножниц.
Список необходимых материалов и инструментов и требования к ним учитель должен
составить заблаговременно, на год или полгода, и сообщить на родительском собрании
родителям, чтобы у детей были нужные предметы в течение всего года и не возникала проблема с
их приобретением. Возможен вариант создания специальной папки для уроков трудового
обучения - но она должна быть довольно объемная, содержать несколько отделов, и ее
содержимое необходимо постоянно пополнять. Удобен также вариант, когда все необходимые
материалы закупаются родительским комитетом для всех детей, но это не может относиться ко
всем материалам. Но, например, клеенки на столы, ножницы – удобно закупить совместно. Если
все закупается каждым индивидуально, напомните родителям о необходимости маркирования
предметов.
Порядок организации рабочего места:
1. Подготовка материалов и инструментов. Содержание этапа зависит от порядка содержания
инструментов и материалов в классе. Если дети приносят принадлежности к каждому уроку, то и
готовится каждый сам. Если принадлежности хранятся в классе, то может быть два варианта
работы – каждый достает себе то, что нужно к уроку, или раздают дежурные. Первый вариант
менее приемлем, так как может возникнуть толчея, беспорядок. Во втором случае на начальном
этапе обучения детям будет необходима помощь старших.
2. Организация собственного места для работы. В каждом отдельном случае место организуется
по-разному. Это зависит от следующих факторов: темы, содержания урока; имеет ли место работа
с книгой; порядка этапов урока, форма организации (группы, пары). Рабочая поверхность
(клеенка, доска) не должна занимать весь стол, и быть жесткой.
3. Повторение правил безопасности, связанных с организацией рабочего места (ножницы
должны быть в чехле, иглы – в игольнице, кисточка на подставке, клей закрыт и стоять дальше от
края).
4. Повторение правил правильной организации труда (книгу удобнее держать на подставке, для
мелких обрезков иметь конверт или коробочку, материалы использовать экономно).
5 . Уборка после окончания работы.
Данные моменты очень важны для четкой организации урока технологии, важно
заблаговременно познакомить учащихся со всеми правилами, требованиями к подготовке урока,
учить проявлять аккуратность и самостоятельность.
2. Подготовка учителя к уроку технологии
Определив тему, цель и задачи работы, учитель основательно готовиться к уроку. Важно,
обращать внимание на следующие моменты:
- специфика возраста, самого класса. При выборе форм, методов работы, необходимо учитывать
возрастные особенности учащихся, в первом и в четвертом классах работа в рамках одного и того
же направления работы, например «Моделирование и конструирование», будет организована поразному. Если в первом классе учителю отводится ведущая роль в уроке, так как дети еще не
владеют технологиями, а только осваивают их, то в четвертом классе большую часть работы
учащиеся в состоянии выполнить самостоятельно. Нужно учитывать и специфику самого класса –
то есть контингент обучающихся в этом классе детей. Если данный класс имеет коррекционную
направленность, то урок нужно выстраивать в соответствии с указанным условием.
- уровень подготовки класса. Учитель, являясь классным руководителем данного класса с самого
начала, как правило, имеет четкое представление о том, какими приемами работы учащиеся уже
овладели, какие умения только должны приобрести, какие навыки у них отлично сформированы,
или, напротив, требуют работы над ними. Все это помогает педагогу более эффективно
подготовиться к уроку, определив направления своей работы.
- время изготовления изделия, его сложность. Часто в рамках программы или по другой
необходимости учитель предлагает для работы на уроках технологии довольно трудоемкие и
сложные изделия, требующие дополнительного времени или специальной обработки (сушки,
прессовки и др.) Поэтому, планируя урок, важно учитывать то, какое время понадобиться для
изготовления изделия.
- какими новыми знаниями, приемами работы овладеют учащиеся. Уроки технологии несут
разноплановую нагрузку – на данных уроках учащиеся не только выполняют изделие, но и
узнают в процессе совместной деятельности много новых сведений о технологиях, материалах,
инструментах, истории, видах и направлениях искусства. Основной деятельностью на уроках
технологи, все же, несомненно, является овладение трудовыми приемами работы.
- какие наблюдения, опыты, беседы можно провести в рамках темы – т.е. определить методы.
Обучение на уроках технологии, как на любых других, должно быть развивающим и иметь
проблемный, исследовательский характер. Для реализации этой задачи учитель должен
определить место продуктивных методов в уроке – это могут быть проблемные вопросы и
задания, эвристическая беседа, доступные опыты и др.
В процессе подготовки к каждому уроку технологии педагогом выполняются следующие
шаги:
1. Выполнение образца. Наличие правильно выполненного, эстетически оформленного образца
изделия должно присутствовать на уроке. Так же вниманию учащихся можно представить работы
других учеников, выполнивших эту работу ранее. В последнее время ведутся споры, касающиеся
вопроса представления детям образца, так как существует мнение, что образец ограничивает
творческую деятельность детей. Здесь мы хотели бы разграничить два понятия: «представить
образец изделия» и «выполнять по образцу». Первое подразумевает демонстрацию учащимся
возможного варианта выполняемого изделия, но не ограничивает их в воплощении творческих
идей – будь то конструктивные изменения или особенности оформления. Сама демонстрация
образца является важнейшим этапом работы, так как выполняет несколько функций, таких как
мотивационную функцию, функцию целеполагания. Выполнение же работы «по образцу» также
имеет свое место и назначение в работе педагога. По характеру активности познавательной
деятельности учащихся этот прием можно отнести к репродуктивным, а подобные приемы
работы часто необходимы в работе для усвоения нового навыка, формирования умения.
2. Подготовка материалов и инструментов педагогом и учащимися. В процессе подготовки к
уроку педагог определяет список необходимых материалов и инструментов. Важно заранее
предоставить данный перечень учащимся, особенно если работа требует нестандартного
материала.
3. Создание плана-конспекта урока. Конспект должен включать тему, вид работы, название
изделия, цель, задачи, содержание, описание оборудования, указание средств, методов работы.
4. Подготовка доски (схемы, инструкционные карты), подготовка оборудования – шаблоны,
трафареты и т.п.
5. Важно иметь запасные предметы, в частности материалы и инструменты, необходимые для
работы.
6. Наглядные карточки с техникой безопасности.
7. Рекомендовать литературу по теме урока, возможно использование данной литературы на
уроке.
3. Средства обучения дисциплине «Технология»
Средства обучения позволяют повысить, эффективность процесса обучения, сделать работу
учителя более результативной. В педагогике выделяют следующие группы наглядных средств
(схема 2):
Средства обучения технологии
Вербальные/знаково-графические
- учебник
-тетрадь на печатной основе
натуральные
-объекты природы
наглядные
- изображения
- образцы изделий
технические
- аудио/видео/
мультимедиа
техника
Схема 2. Средства обучения технологии.
1.Вербальные средства и знаково-графические. К данной группе относятся учебники и тетради на
печатной основе, которые является неотъемлемой частью курса по любому УМК. Как правило,
учебники по технологии содержат материалы, помогающие раскрыть содержание основных
теоретических вопросов курса: история происхождения, свойства материалов, инструментов,
техник изготовления изделий. Важнейшей частью учебника или тетради являются
инструкционные карты, позволяющие организовать самостоятельную работу над изделием, а
также шаблоны и трафареты для изготовления деталей.
Особое место занимаю именно знаково-графические средства, так как одна из важнейших
задач уроков технологии – формировать умение сними работать.
Схема (от греч . schema - наружный вид, форма) - чертежи, на которых условными
графическими обозначениями показаны составные части изделия или установки и соединения или
связи между ними. Например, схема – развертка объемной геометрической фигуры. Часто
подобные схемы содержатся в учебниках или тетрадях на печатной основе, также подобная схема
может располагаться на доске. Работа по схеме требует подготовки, детей нужно учить читать
линии чертежа, понимать чертеж. Умение работать со схемой – первый шаг к самостоятельной
работе учащихся. Схемы могут составлять инструкционные карты.
Инструкция (от лат . instructio – наставление, устройство) – указание о порядке
выполнения какой-либо работы и т.д.. Инструкционная карта – это серия рисунков, схем с
указанием порядка операций.
По оформлению можно выделить:
1) наглядная инструкционная карта – каждый чертеж сопровождается рисунком или
фотографией, демонстрирующей выполнение данной операции наглядно. На уроке каждый
шаг такой инструкционной карты может сопровождаться показом;
2) комбинированная инструкционная карта – серия схем, сопровождаемая словесным
комментарием к каждой операции. Словесное описание дает более полное представление о
выполняемом действии;
3) графическая инструкционная карта - карта без словесного комментария, содержащая только
чертежи, расположенные в порядке следования операций.
Рис.1 Линии чертежа, используемые при составлении схем и инструкционных карт
Основная толстая – линия контура и надрезов.
Основная тонкая – линия выносная и размерная.
Штрих с двумя пунктирами – линия сгиба.
Штрих с пунктиром – осевая, центровая (в окружности.)
Тонкая волнистая – линия разрыва.
Штриховка – место нанесения клея.
2. Натуральные средства обучения – это объекты природы, которые могут служить в качестве
образа изготовляемого изделия или в качестве материала. Например, при изготовлении панно
«Веточка вербы» настоящая ветка может служить образом будущего изделия, а в качестве
природного материала часто используются части растений.
3. Наглядные средства обучения. Самые широко применяемы на уроках технологии - это
наглядные средства. К ним можно отнести:
а) образцы изделий;
б) рисунки, фотографии изделий, производственных процессов, о которых рассказывается детям,
картины природы, изображения животных и растений, так как они часто являются прототипами
изделий;
4. Технические средства, к которым относятся аудио/видео/мультимедийная техника.
Современные классы сегодня являются технически оснащенными, что позволяет качественней
организовать учебный процесс. Аудиозаписи могут служить фоном творческого созидательного
процесса, например при изготовлении дымковской игрушки может звучать народная музыка.
Видеофильмы важно использовать при ознакомлении с производством различных материалов.
Мультимедийные презентации помогут педагогу выстроить структуру урока. Сегодня многие
УМК разрабатывают мультимедийное сопровождение для своих программ.
4. Методы преподавания технологии
Методы обучения – это взаимосвязанные способы и приемы деятельности, направленные на
решение задач обучения. В составе методов выделяют приемы – его части, действия, отдельный
шаг в реализации.
Проблема классификации методов имеет давнюю историю. К настоящему моменту можно
рассмотреть несколько различных классификаций методов по различным основаниям.
1. По характеру познавательной деятельности учащихся. (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый (эвристический);
- исследовательский.
2. По источникам знаний (традиционная классификация, поддерживающаяся многими
исследователями прошлого и современными учеными)
- практический;
- наглядный;
словесный.
Рассмотрим проблему методов обучения на уроках технологии в начальной школе с позиции
последней указанной классификации, а также с позиций классификации по уровню
познавательной активности учащихся.
-
1. Классификация методов по источнику знаний.
Характеристика словесных методов обучения.
Словесный метод - метод, в основе которого лежит слово. К этой группе можно отнести
рассказ, беседу, объяснение, инструктаж. Рассмотрим их более подробно.
Рассказ - монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного,
доходчивого преподнесения знаний. На уроках технологии рассказ может быть о видах труда, об
отраслях производства,
о промышленности, о декоративно-прикладном искусстве, о
происхождении материалов и инструментов. В отношении младших школьников важно помнить,
что объем их произвольного внимания невелик, следовательно, рассказ не должен превышать по
длительности пяти минут, должен быть эмоциональным, ярким, сопровождаться показом. При
подготовке к рассказу педагог должен определить место рассказа в уроке, отобрать и адаптировать
излагаемый материл, продумать музыкальное или зрительное иллюстрирование.
Беседа – полилог, организуемый педагогом в рамках определенной тематики, позволяющий
решить несколько функций – мотивационную функцию, актуализировать опыт учащихся,
побудить их к самостоятельному анализу и размышлению. Тематика бесед может быть та же, что
и темы рассказов, кроме того, беседа может быть направлена на анализ образца изделия,
выяснения последовательности изготовления изделия. При подготовке к беседе учителю важно
продумать систему последовательных вопросов, направленных на решение тех задач, которые
определил педагог.
Объяснение - последовательное изложение учебного материала, имеющее характер истолкования,
рассуждения. Объяснение может использоваться как запланировано, при рассмотрении сложной
для понимания технологии изготовления изделия, так и спонтанно, по ситуации, когда какой-либо
вопросили действие вызывает затруднение.
Инструктаж - разновидность объяснения. Инструктаж сопровождает выполнение практических
работ, наблюдений, опытов, исследований, различного рода самостоятельные работы. Инструктаж
может быть дан письменно (алгоритм или карта) и устно.
Наглядные методы обучения в начальной школе.
На уроках технологии наглядные методы незаменимы. Они выполняют следующие важные
функции:
- обогащение и расширение чувственного опыта детей при знакомстве с различными
материалами, их свойствами;
- развитие наблюдательности, создание условий для перехода к абстрактному мышлению.
Можно указать следующие приемы наглядного метода:
Демонстрация (демонстрация опытов по изучению свойств материалов, операций, действий по
выполнению изделий, процесс изготовления
различных образцов изделий, декоративноприкладного искусства). Особенно важен прием демонстрации на первых этапах работы с детьми
на уроках технологии, так как многие технологические операции им незнакомы и требуют
тщательного изучения. Учитель, демонстрируя пошагово этапы изготовления изделия,
способствует формированию новых умений. Не менее важен этот прием при демонстрации тех
опытов, которые, согласно технике безопасности, учащиеся не могут провести сами. Это могут
быть опыты, связанные с воздействием на исследуемый материал химических веществ или огня.
Иллюстрация. Применение различного рода иллюстраций неотъемлемая часть уроков технологии.
Это могут быть:
а) образцы изделий;
б) рисунки, фотографии изделий, производственных процессов, о которых рассказывается детям,
картины природы, изображения животных и растений, так как они часто являются прототипами
изделий;
в) схемы и инструкционные карты
Группа практических методов обучения по своей направленности полностью
соответствуют характеру уроков технологии, так как эти уроки большей частью посвящены
именно практической работе. Рассмотрим подробнее данные методы:
Упражнение. Работа на уроках технологии требует владения определенными технологическими
операциями при разметке, соединении деталей и др.
Эксперименты (опыты). На уроках технологии большая часть опытов связана с выявлением
свойств материалов: бумаги, ткани и др. Работа может проводиться индивидуально, каждым
учеником под руководством учителя или самостоятельно по инструкции, либо может быть
организована групповая работа.
Наблюдение – один из важнейших методов, применяемых на уроках технологии. В рамках уроков
трудового обучения наблюдение может осуществляться за объектами окружающего мира, живой и
неживой природы, с позиции того, какие идеи дарит нам природа для воплощения их в
рукотворных изделиях, за искусственным миром вещей. Важно правильно организовать
наблюдение: определить цель, объекты наблюдения.
2. Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся.
1. репродуктивные
а) объяснительно-иллюстративный
б) собственно репродуктивный
Основное отличие данных методов состоит в том, что учитель занимает активную позицию,
показывает и объясняет, а дети воспроизводят. В начальной школе на уроках трудового обучения,
особенно в первом-втором классах, без методов данной группы обойтись сложно, так как детей
необходимо обучить базовым знаниям и операциям. Репродуктивные методы рекомендуется
применять только при
освоении учащимися нового технологического приема и для
последующего его первичного закрепления (например, сгибание и складывание, разметка по
шаблону, наклеивание деталей, приемы работы ножницами, разметка с помощью чертежных
инструментов и др.).
2. Творческие методы:
а) проблемное изложение;
б) частично-поисковые методы;
в) исследовательские.
При проблемном изложении учитель, излагая материал, ставит проблему и показывает ход ее
решения. Например, способ крепления деталей в подвижной конструкции, когда дети не владеют
информацией и сами затрудняются разрешить проблему, учитель не только показывает способ
крепления, но и способ анализа образца, который позволит эту проблему решить. Частичнопоисковый метод подразумевает ситуацию, при которой учителем ставится проблемная задача и
решается совместно с детьми, путем постановки проблемных вопросов и поиска ответа на них.
Исследовательский метод – наивысшая степень творческой активности детей. Для использования
этого метода учитель должен научиться формулировать именно творческие задания,
направленные не на воспроизведение изделия по образцу, а на самостоятельное творческое
решение технической, конструкторской, дизайнерской задачи. Учитель предлагает цель и
оговаривает условия, а ученик решает творческое задание путем активного поиска.
Е.А. Лутцевой описаны два пути обучения технологии в начальной школе:
а) репродуктивный: передача знаний (отсутствие стимулов к самостоятельности, творчеству),
методами которого являются: объяснение, наглядный показ, пошаговый диктант, работа
по инструкции;
б) продуктивное обучение: обучение умению добывать знания, методами которого являются:
создание ситуаций для открытия учениками нового знания (проблемное введение нового знания):
наблюдения, выводы, опыты, исследования, пробные, поисковые упражнения, творческие работы,
проекты.
Путь организации творческой деятельности детей должен начинаться с первого класса, когда
ребенок постоянно ставится в ситуацию отсутствия готовых решений и выступает в роли
исследователя. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных
критерия самооценки своего учебного труда: понимаю, знаю, могу.