Справочник от Автор24
Языкознание и филология

Конспект лекции
«СПП с изъяснительно-объектным придаточным»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по языкознанию и филологии / СПП с изъяснительно-объектным придаточным

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «СПП с изъяснительно-объектным придаточным», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «СПП с изъяснительно-объектным придаточным». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «СПП с изъяснительно-объектным придаточным», текстовый формат

СПП с ИЗЪЯСНИТЕЛЬНО-ОБЪЕКТНЫМ придаточным От опорного слова к придаточной части можно задать вопрос косвенного падежа. Я знаю, что завтра будет снегопад. Мысль о том, что он не одинок в своем несчастье, утешала его. Плохо, что на занятии работает мало студентов. I. ОГЗ – объектное (изъяснительное) II. ГФ – [ОС из. сл. +/– К], (ср. связи: с./с.сл.) III. Специфика ОС (опорных слов) 1) ОС – это разные части речи: гл., сущ., кр. прил. и кр. страд. причастия, КС. Нередко это однокоренные слова: верить, верно, вера; удивляться, удивлен, удивительно, удивление; слышать, слышно, слух; известить, известно, извещение, известие; или синонимич. ряды: случай, факт, история, обстоятельство; предположение, гипотеза, версия, теория; требование, ультиматум, условие, задача; доказательство, аргумент, довод. 2) ОС реализует лексич. валентность (лексич. валентность есть у любого глагола) 3) Семантика ОС: а) речи (сказал, что; спросил, где) – в т.ч. побуждения (приказал, чтобы), и вообще глаголы передачи и утаивания информации (скрыть; сделать вид) б) мысли (подумал о том, что; мысль о том, что) в) восприятия (видел, как; слышал, что) г) чувства (чувствую, что) д) внутр. состояния – прежде всего эмоционального (неприятно, что; страшно, когда) е) оценки (плохо, что; хорошо, чтобы) ж) модальные значения желания, необходимости, невозможности (хочу, чтобы; нельзя, чтобы) з) фазовое значение (начали с того, что; кончилось тем, что) и) бытийное значение (бывает/случилось так, что; оказалось, что;); к) значение связи и отношения (состоять/заключаться в том, что; сводиться к тому, что/чтобы). 4) Специфика объекта. Объект в ИОП называют внутренним, или делиберативным. Он противопоставляется внешнему объекту – материальному предмету, который подвергается воздействию (красить стену). Такие глаголы физич. действия тоже имеют лексическую валентность объекта, но не могут распространяться изъяснит. придаточными, т.к. это объект другой природы (это не просто лексическая валентность и не просто объект) С семантической точки зрения изъясняемые слова имеют валентность содержания, т.е. эти слова имеют валентность на пропозицию, которая соответствует ситуации. Они выражают пропозициональное отношение и имеют пропозициональный (пропозитивный) объект. Объектные слова начаться, кончиться, случиться, заключаться в чем и т.п. не имеют валентности содержания. Они имеют + К, без которого присоединение придаточной части невозможно: Ваша задача состоит в том, чтобы прийти первыми: вал. сод. – у задачи Некоторые лингвисты считают такую связь не изъяснительно-объектной, а местоименно-союзной. В зависимости от семантики опорного слова ПЧ может выражать: – повествование: Сказал, что придет; – волеизъявление: Просил, чтобы я пришел – косвенный вопрос: Спросил, кто пришел – косв. восклицание: Восхищался тем, как она поет – объект оценки: Хорошо, что мы понимаем друг друга – при словах со значением эмоц. реакции ПЧ совмещает значения содержания состояния и его причины: Доволен тем/рад тому, что его пригласили IV. Ср-ва связи и подтипы (выражающие ЧГЗ) ИОП союзный подтип относит. подтип отн. мест. и союз-частица ли ПЧ выражает сообщение ПЧ выражает тему сообщения, / \ косв. вопрос или косв. восклицание реальный объект ирреальный об. что, кто, чей, какой, зачем, / \ почему, как, когда, где и т.д. достоверный предположит. чтобы (недост-й) как бы (не) / \ будто статич. динамич. будто бы что как как будто Я слышу, что за дверью разговаривают. – повествование о реальном достоверном событии и статическом объекте. Я слышу, как за дверью разговаривают. – повествование о реальном достоверном событии и динамическом объекте. Я слышал, будто вы уезжаете. – повествование о реальном событии, в достоверности которого говорящий сомневается (объект предположительный). Хочу, чтобы завтра наступило лето. – повествование об ирреальном объекте. Я знаю, кто завтра будет принимать участие в конференции. – значение темы сообщения. Скажите, кто заведует этой кафедрой? – косвенный вопрос. Это удивительно, как он умён. (!) – косвенное восклицание. Кроме того, в ИОП употр. сем. союзы когда и если – при ОС со значением: 1) оценки: Хорошо, когда (если) все дома 2) эмоционального отношения: Не любит, когда его обманывают; Беспокоится, если долго не звоню В таких предложениях возникают дополнительные грамматические значения причины, времени или условия. Тот объем информации, который выражается в союзном подтипе, принимается за норму. В косвенном вопросе (КВ) объем информации меньше нормы (из-за вопр.-относ. местоимения); в косв. восклицании объем информации больше нормы (т.к. кроме сообщения о ситуации есть еще ее оценка). В придаточном со значением косвенного вопроса вопросительность может усиливаться или ослабляться: 1) усиливается: а) если ОС имеет значение вопроса; б) если ср-во связи – с.-ч. ли; в) если ПЧ – в препозиции к ОС 2) ослабляется, если в ГЧ есть УС (коррелят): оно замещает позицию объекта и усиливает объектное значение. V. Специфика К (указательного слова, коррелята): Позиция К: в общей модели – после ОС. Но есть случаи инверсии: О том, что мы знакомы, никто не должен знать варианты схемы: (с.что), [ знать +КС] ; [+К о том, (с. что), гл. ] Указательное слово одно: ук. мест.-сущ. ТО: ср. род, ед. число (не изменяются); изм-ся по падежам; синт. функция – дополнение или подлежащее: Знает о том, что лекции не будет – П.п. Рад тому, что лекции не будет – Д.п. (ср. тому-кому – м.р. тот, кто – МС) Доволен тем, что лекции не будет – Т.п. В знак того, что ты не сердишься, сделай... – Р.п. И тебе нравится то, что тебя хвалят? – Им. В общей модели указательное слово факультативно, но при некоторых условиях может быть +К или –К. +К: 1) в нек. устойчивых сочетаниях и при словах, исходно не имеющих валентности содержания: это говорит о том, что; отличается тем, что; началось с то- го, что; приводит к тому, что; дело в том, что –К: 1) при некоторых безлично-возвратных глаголах: казалось, послышалось, чудилось, что; 2) при некоторых словах с эмоционально-оценочным, модальным и побудительным значением: любит, когда; возможно/желательно, чтобы; приказал, чтобы; 3) при союзах: когда, если, будто. В коллективной монографии «Русский язык конца XX столетия» (М., 2000) проблема выбора коррелята «при введении придаточных предложений» комментируется так: «Словосочетание о том, + союз становится универсальным способом введения придаточного предложения – при любом слове независимо от его реального управления, с любым союзом, независимо от того, допускается нормой присутствие в данном высказывании эксплетивного местоимения то или нет. Такой единообразный способ введения придаточного соответствует интересам говорящего, «ленивой» речевой стратегии, когда можно не принимать во внимание столько разных факторов». Примеры, иллюстрирующие этот тезис, с точки зрения соответствия их грамматической норме, из языка СМИ: * Где здесь можно проверить о том, что готово бинарное оружие? *У нас не рекламируют о том, как нужно вести себя на улице. *На чём же основаны спекуляции о том, что демократы против единой армии? *Познакомьте, пожалуйста, радиослушателей о том, что произошло. *Это показывает о том, что здесь чисто эстетический взгляд. *О чём исповедуются люди? VI. Позиция придаточного В целом структура типа гибкая: постпозиция, препозиция. Позиция ПЧ зависит от средства связи. В союзном подтипе: фиксир. постпозиция – при союзах: чтобы, как, как бы, будто, будто бы; своб. поз. – при с. что: Что волки жадны, всякий знает, но если ОС – сущ., фиксир. постпоз-я. В относительном подтипе возможна препозиция, если нет К (УС) или оно переносится в препозицию вместе с придаточным (пример см. выше). В Диканьке никто не слышал, как черт украл месяц (Н. Г.). Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП, двучленное; придат. часть относится к слову (не) слышал и изъясняет его, ОС реализует лексическую валентность; СПП присловной структуры; - К; ср-во связи – союз КАК, подчинит., простой, синтаксический; придат. часть в нефикс. постпозиции к ОС, структура типа гибкая; ОГЗ – объектно-изъяснительное, ЧГЗ - повествование о реальном достоверном событии и динамическом объекте. [ОС глаг. - К], (с. как).

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Русский язык

Многочленное сложноподчинённое предложение. Признаки однородного соподчинения

Многочленное сложноподчинённое предложение Многочленным СПП называется такое сложное предложение, которое включает в себя три предикативных части и бо...

Русский язык

Понятие о сложном предложении. Структурные элементы организации СП. Коммуникативный и структурный подходы в изучении сложного предложения

Тема 1. Понятие о сложном предложении. Структурные элементы организации СП СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это объединение предикативных единиц (ПП) на основе с...

Русский язык

Сложное предложение как синтаксическая единица

Лекция №1. Сложное предложение как синтаксическая единица 1. Понятие сложного предложения. 2. Признаки сложного предложения. 3. Роль традиционного уче...

Языкознание и филология

Синтаксис

СИНТАКСИС (1 часть) 1. Понятие синтаксиса. Основные синтаксические единицы. 2. Словосочетание. Типы синтаксических отношений в словосочетании. Типы си...

Языкознание и филология

СПП нерасчлененной структуры

СПП НЕРАСЧЛЕНЕННОЙ СТРУКТУРЫ СПП – СП, части которого связаны подчинит. связью и соединяются подчинительными союзами или союзными словами (они формаль...

Русский язык

Бессоюзные сложные предложения

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Это такие СП, части которых соединяются без помощи союзов или с. слов. Осн. ср-во связи – интонация. 3 осн. типа интона...

Русский язык

Основные явления современного русского языка

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСОСИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ – филиал СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИ...

Автор лекции

Евсеева И. В., Лузгина Т. А., Славкина И.А., Степанова Ф.В.

Авторы

Языкознание и филология

Целостность текста: текстовая реальность или утопия?

Филология и человек. 2009. №3 СТАТЬИ ЦЕЛОСТНОСТЬ ТЕКСТА: ТЕКСТОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ УТОПИЯ? Н.В. Панченко Ключевые слова: целостность, композиция, изото...

Автор лекции

Панченко Н. В.

Авторы

Языкознание и филология

Лексикология

Учебные материалы Токко Н.И. 1.Лексикология Содержание: Тексты лекций по темам: 1.Заимствования как один из продуктивных путей обогащения словарного с...

Автор лекции

Токко Н. И.

Авторы

Языкознание и филология

Перевод как коммуникация: кто? для кого? зачем?

Лекция 4. Перевод как коммуникация: кто? для кого? зачем? Представление об идеальном переводе. Поворот к коммуникативному взгляду на перевод в XX веке...

Автор лекции

Борисенко А. Л.

Авторы

Смотреть все