Современные проблемы и перспективы социально-коммуникативного развития детей раннего и дошкольного возраста
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
С. В. Гайченко. Социально-коммуникативное развитие детей
Лекция 1
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОКОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
I.
Теоретические основы социально-коммуникативного развития детей
Социально-коммуникативное развитие ребенка в условиях ФГОС дошкольного образования.
Актуальность проблемы воспитания культуры поведения, общения и деятельности в условиях
современной жизни. Задачи и содержание воспитания культуры общения, поведения и
деятельности у детей раннего и дошкольного возраста. Особенность воспитания культуры
общения и деятельности у детей раннего и дошкольного возраста.
Практическое занятие (групповые работы) Составить глоссарий ключевых понятий курса.
Составить перспективный план работы с детьми по формированию положительных и
дружеских отношений. Составить рабочую программу развития одного из нравственно-волевых
качеств.
Социально-коммуникативное
развитие
ребенка
в
условиях
ФГОС
дошкольного образования.
Социально-коммуникативное
развитие
ребенка
в
условиях
ФГОС
дошкольного образования, включает развитие общения и взаимодействия ребенка
со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Оно тесно связано
с нравственным развитием дошкольников, предполагает усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Нравственное развитие – процесс, предполагающий усвоение нравственных
норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.
1
С. В. Гайченко. Социально-коммуникативное развитие детей
Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства,
наследования нравственности в обществе; целенаправленное и систематическое
воздействие на сознание,
чувства
и
поведение
воспитанников
с целью
формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям
общественной морали.
Актуальность проблемы воспитания культуры поведения, общения и
деятельности в условиях современной жизни.
Проблема общения и коммуникации достаточно много исследовалась и
исследуется наукой, в том числе психологией и педагогикой. Однако, вопрос об
умениях, необходимых для успешной коммуникации с точки зрения, как теории
педагогики, так и практики образования, по-видимому, требует дальнейших
исследований и разработок.
Как правило, вопрос о коммуникативных умениях обсуждается либо в
психологической литературе [3, с.5], либо в исследованиях и методических
разработках, имеющих отношение к школьной образовательной области "филология"
[21, с.69].
В психолого-педагогической литературе используются, главным образом,
термины "коммуникативные умения", "коммуникативные навыки", "коммуникативная
компетентность",
которые,
как
правило,
специально
разводятся
только
в
определённых контекстах, а в основном употребляются как синонимичные.
Под коммуникативными умениями, с одной стороны, понимаются умения,
связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии
человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других
людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать
реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее
правильный способ обращения [31, с.26].
С другой стороны, коммуникативные навыки нередко характеризуются через
2
С. В. Гайченко. Социально-коммуникативное развитие детей
уровень владения знаниями и умениями из области некоторых
филологических дисциплин, таких как, например, лингвистика, риторика (знание и
умение уместно использовать в речи различные риторические приёмы, соблюдение
норм орфоэпии и т.д.). Эти умения относятся, как правило, к умениям исполнения
речи [31, с.32].
Некоторые авторы к коммуникативным умениям относят также такие, которые
необходимы человеку для адекватного выражения своей мысли или понимания чужой.
Например, умение придерживаться темы высказывания, раскрыть основную мысль
высказывания, определить тему и основную мысль чужого высказывания, подобрать
аргументы для доказательства своей мысли [21, с.49].
Традиционно
коммуникативная
компетентность
включает
эмоционально-
мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Эмоционально-мотивационный компонент образуют потребности в позитивных
контактах, мотивы развития компетентности, смысловые установки "быть успешным"
партнером взаимодействия, а также ценности общения и цели. К когнитивному
компоненту
относятся
социальное
восприятие,
воображение
и
мышление;
когнитивный стиль, а также рефлексивные, оценочные и аналитические способности.
В когнитивный компонент входят знания из области взаимоотношений людей и
специальные психологические знания, полученные в процессе обучения, а также
смыслы, образ другого как партнера взаимодействия, социально-перцептивные
способности, личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциал
личности.
На поведенческом уровне это индивидуальная система оптимальных моделей
межличностного взаимодействия, а также субъективного контроля коммуникативного
поведения.
Сопоставление
работ,
посвященных
структуре
коммуникативной
компетентности показывает, что в структуру включаются достаточно разноплановые
3
С. В. Гайченко. Социально-коммуникативное развитие детей
элементы. Вместе с тем, среди этого многообразия четко выделяются
следующие компоненты: коммуникативные знания, коммуникативные умения,
коммуникативные способности.
Коммуникативные знания - это знания о том, что такое общение, каковы его
виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют
коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их
возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются
эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области
относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений
и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие - не
эффективны.
Коммуникативная компетентность включает в себя и коммуникативные умения.
Термином "умения" обозначается владение сложной системой психических и
практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности
имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Среди коммуникативных умений
выделяются: умение организовывать текст сообщения в адекватную форму, речевые
умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать
обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др. Выделяются
группа
интерактивных
демократической
умений:
основе,
умение
инициировать
строить
общение
благоприятную
на
гуманной,
эмоционально-
психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение
организовывать сотрудничество, умение руководствоваться принципами и правилами
профессиональной этики и этикета, умения активного слушания, - и группа
социально-перцептивных умений: умение адекватно воспринимать и оценивать
поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его
состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как
личности, умения производить благоприятное впечатление.
4
С. В. Гайченко. Социально-коммуникативное развитие детей
Коммуникативные
природная
одаренность
человека
способности
в
общении
трактуются
и
как
двояко:
как
коммуникативную
производительность. Обобщая, можно констатировать, что под коммуникативными
способностями понимаются индивидуально-психологические свойства личности,
отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее
быстрое и успешное осуществление.
Дошкольный возраст — время активного приобщения детей к культурным
ценностям и нормам, т.к нравственное воспитание имеет огромное значение в
системе целостного развития ребенка-дошкольника. В этот период происходит
формирование базиса личностной культуры: культуры общения, поведения и
деятельности, формирование образа себя и окружающего мира, определение своего
места в нем. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим и
умственным воспитанием ребенка, определяя его личностно-гармоническое
развитие.
Культура поведения — это широкое, многогранное понятие, раскрывающее
сущность норм и правил поведения человека в системе наиболее значимых,
жизненно важных отношений: отношений к людям, предметам материальной и
духовной культуры, деятельности и к самому себе.
Задача состоит в том, чтобы в дошкольном детстве заложить основы культуры
поведения, сформировать устойчивые нравственные привычки культурного
отношения ребенка к себе и окружающим людям. Содержание понятия «культура
поведения дошкольника» достаточно объемно, в него входят бытовая культура,
культура общения, поведенческая культура, культура деятельности.
Бытовая культура включает гигиеническую культуру ребенка (выполнение
культурно-гигиенических процедур), соблюдение правил здорового образа жизни,
культуру обращения с предметами быта, игрушками, личными и общественными
вещами.
5
С. В. Гайченко. Социально-коммуникативное развитие детей
Культурно-гигиенические навыки — важная составляющая
часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица,
рук, тела, прически, одежды, обуви продиктовано не только требованиями гигиены,
но и нормами человеческих отношений. С дошкольного возраста дети должны
усвоить определенные правила культуры еды: принимать пищу сидя за столом, есть
с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу, правильно пользоваться
столовыми приборами. Дети начинают понимать, что в соблюдении этих правил
проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться
грязной руки, смотреть на неопрятный внешний вид или видеть некультурное
поведение за столом. К концу дошкольного возраста у детей должны быть
сформированы устойчивые привычки культуры бытового поведения.
В чем особенности воспитания культуры общения у детей дошкольного
возраста?
Культура общения раскрывает моральную и эстетическую характеристику
коммуникативной деятельности человека. Она проявляется в умении организовать
коммуникативную
деятельность,
в
которой
содержание
информации,
поведенческие и речевые средства способствуют установлению нравственных
взаимоотношений и взаимопонимания между коммуникантами. Культура общения
строится на основе культурных ценностей, традиций и норм общения,
сложившихся и принятых в обществе. Знание норм культуры общения, принятых в
том или ином обществе, государстве, регионе позволяет человеку быстрее найти
понимание и поддержку в новой для него социальной среде.
Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей
обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них
негативных форм поведения. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в
контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять
вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнера.
6
С. В. Гайченко. Социально-коммуникативное развитие детей
Культура общения детей дошкольного возраста определяет нормы
и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду,
общественных местах (со взрослыми, сверстниками, малышами, знакомыми и
незнакомыми). Она предполагает освоение дошкольником культурных норм
монологической и диалогической речи, соблюдение требований речевого этикета,
грамотности речи.
Культура общения рассматривается как важнейшая составная часть общей
поведенческой культуры и необходимое условие нравственного развития личности.
Выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками
основано на уважении, доброжелательности, соблюдении требований вежливого,
тактичного поведения в общественных местах, в быту.
Центром культуры
общения
выступает этикет, который
организует и
регламентирует общение по определенным законам и правилам.
Этикет — установленный в обществе порядок поведения, включающий
совокупность правил и норм, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений
между людьми, что проявляется в манерах поведения, формах обращения и
приветствия, поведении в общественных местах, внешнем облике человека. Этикет
организует и регламентирует общение по определенным законам и правилам.
В научной литературе термин «речевой этикет» является полисемичным и
рассматривается как:
— совокупность правил поведения, касающихся отношений с людьми: формы
обращения, поведение в общественных местах, манеры, одежда (В. В. Виноградов,
Л. П. Крысин и др.);
— вербальное (словесное) выражение уважительного отношения к людям,
которое проявляется в нашей речи, манере общаться, умении вести беседу,
высказывать критическое замечание, участвовать в споре (Д. Д. Шахматов, А. М.
Шахнарович и др.);
7
С. В. Гайченко. Социально-коммуникативное развитие детей
— особая система знаков или порядок речевого поведения,
установленный в данном обществе (О. Я. Гойхман, И. С. Кон).
В современной поведенческой культуре соблюдаются следующие принципы
этикета:
— разумность и необходимость постоянного соблюдения правил этикета;
— неукоснительное следование в поведении нравственным нормам уважения,
доброжелательности, порядочности, личного достоинства;
— соблюдение красоты и непринужденности манер поведения;
— уважение к национальным обычаям и традициям.
С раннего возраста ребенка обучают правилам культуры общения
с
окружающими людьми, включая культуру поведения в общественных местах (на
улице, в транспорте, различных общественных учреждениях и т. п.).
Это предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со
взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с
использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения.
В период дошкольного детства дети знакомятся с основами речевого этикета.
Дошкольники постепенно осваивают принятые формы приветствия, прощания,
извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования,
одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы, совета. Овладение
культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх,
установлению доброжелательных взаимоотношений, предотвращает конфликты,
создает благоприятный климат общения.
Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок
осваивает грамматический строй речи и учится правильно строить фразы, его
приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», учат говорить в
нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов, четко и понятно для
собеседника.
8
С. В. Гайченко. Социально-коммуникативное развитие детей
В старшем дошкольном возрасте детей подводят к пониманию, что
вежливость, деликатность, тактичность, общительность, доброжелательность,
приветливость — необходимые качества культуры общения и взаимоотношений.
По мере развития навыков культуры общения старший дошкольник приобретает:
—
способность
посредством
языка
удовлетворять
целый
ряд
своих
потребностей: социальных, эмоциональных и материальных;
— способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически
правильного оформления предложений;
умение завязывать и поддерживать разговор, ожидая реакции собеседника и
реагируя на его слова;
— умение слушать, понимать, вступать в диалог, добиваться взаимопонимания;
— умение адекватно ситуации использовать невербальные средства общения:
жесты, мимику, пантомимику, в которых проявляется динамическая сторона
общения.
Содержание культуры общения предусматривает наряду с освоением культуры
речи развитие у дошкольников умения понимать внешнее выражение различных
эмоциональных состояний людей и избирать соответствующие способы поведения
и общения в ответ с учетом переживаемых ими чувств и эмоций.
Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей,
различных по национальному и социальному положению.
Различные национальные и социальные группы вырабатывают свои правила
поведения, вносят свой колорит в общепринятые поведенческие принципы.
Сегодня человек находится в поликультурном пространстве. По выражению М. С.
Кагана, наступает эпоха «многомерного диалога» — универсального диалога как
способа существования культуры и человека в культуре. В дошкольном детстве
необходимо воспитывать уважительное отношение к представителям иных
культур, готовность к контактам с людьми разных национальностей, умение
9
С. В. Гайченко. Социально-коммуникативное развитие детей
применять в коммуникации правила культуры общения, основываясь
на общечеловеческих ценностях и толерантном отношении друг к другу.
Воспитание культуры общения — необходимое условие формирования в
дошкольном возрасте основ культуры деятельности.
В чем особенности воспитания культуры деятельности у детей
дошкольного возраста?
Культура деятельности предполагает соблюдение детьми элементарных правил
организации и осуществления индивидуальной и совместной деятельности,
пользования инструментами и материалами, соблюдения норм сотрудничества,
ответственности,
организованности.
Культура
деятельности
проявляется
в
поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений,
в ручном труде и пр. Дошкольник учится поддерживать порядок, доводить начатое
дело до конца, оценивать результат, беречь игрушки, вещи, книги и т. д.
Важный показатель культуры деятельности — умение и желание трудиться, тяга
к интересным, содержательным занятиям, появление волевого усилия для
достижения результата. При целенаправленном воспитании у ребенка образуются
привычка быть занятым, умение самостоятельно организовать свои дела по
интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию
на разумную деятельность.
Основы культуры деятельности складываются к концу дошкольного детства и
свидетельствуют о готовности ребенка к выполнению новых обязанностей в школе.
10
С. В. Гайченко. Социально-коммуникативное развитие детей
Методологические
социально-коммуникативного
основы
развития
социально-нравственного
и
воспитания
и
дошкольников
представлены в виде схемы (по Н.В. Микляевой)
Философское учение о морали, её функциях,
Общая методология
происхождении
Понимание процесса социального и нравственного
развития как процесса вхождения в культуру
Психологические теории развития личности
Частная методология
Концепции социализации личности
Представления о роли социальной среды в развитии
ребенка, ведущей роли воспитания в социальнонравственном развитии
Концепция приобщения дошкольника к социальной
Специальная методология
действительности, социального развития и
воспитания ребенка
Нормативно-этический подход к организации
процесса социально-нравственного воспитания
дошкольника
Рис.1. Основы развития и воспитания детей дошкольного возраста
Воспитание культуры поведения и общения детей дошкольного возраста в
истории отечественной педагогики
К вопросу воспитания культуры поведения у детей педагогика обращалась с
древних времен. В памятниках культуры и письменной древнерусской педагогики
(«Поучение
Владимира
Мономаха»,
«Домострой»,
«Гражданство
обычаев
детских») отражены нормы и правила поведения, отношений между людьми,
полезные советы, касающиеся воспитания детей.
11
С. В. Гайченко. Социально-коммуникативное развитие детей
Одним из преобразований Петра I было создание свода правил
нравственного и поведенческого характера «Юности честное зерцало». Со времен
Петра I в России начал складываться дворянский этикет, своеобразно сочетавший
древнерусские обычаи с европейскими правилами поведения. В XVIII–XIX века
господствовал дворянский этикет, подразумевавший своим носителем личность,
поведение, манеры и стиль жизни которой основывались на культурных традициях,
этических
и эстетических нормах. В педагогике воспитания этикета того времени получила
распространение теория «Быть и казаться». Дворянских детей приучали за внешне
безупречными манерами поведения скрывать свои истинные чувства, переживания
и строго следовать этикету. В среде разночинной интеллигенции проявлялось
критическое отношение к манерности и строгому регламенту дворянского этикета.
Демократическое направление в подходе к воспитанию культуры поведения у
детей отразилось в произведениях В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, К. Д.
Ушинского, Е. Н. Водовозовой и др. Вопросы воспитания культуры поведения
связывались
с
формированием
гуманного
отношения
к
людям,
личного
достоинства, ответственности за свои действия и поступки.
В
основе
культуры
поведения
ребенка
лежат
нравственные
привычки,
представления о добре, зле, справедливости, потребность вести себя достойно.
Средствами воспитания поведения детей, по К. Д. Ушинскому, являются
нравственное просвещение, личный пример взрослых, убеждение, педагогический
такт, меры предупреждения отрицательных поступков, поощрения и наказания. В
семье закладываются первоосновы нравственности, культура отношения к людям,
развиваются чувства справедливости, уважения к народным традициям, чувство
собственного достоинства. Большое значение придавалось воспитанию речевой
культуры ребенка. К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой были глубоко убеждены в том,
12
С. В. Гайченко. Социально-коммуникативное развитие детей
что истинно воспитанный человек формируется в среде, в которой
чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым,
настоящим и будущим. В языке, в речевом поведении, устойчивых формулах
общения отложились богатый народный опыт, неповторимость обычаев, образа
жизни, условий быта каждого народа. Без этого не может быть культурного
человека.
В первые годы советской власти вопросы культуры поведения дошкольников
связывались преимущественно с воспитанием у детей гигиенической бытовой
культуры, формированием культурно-гигиенических навыков.
В 30–40-е годы содержание воспитания культуры поведения расширяется. В
«Руководстве для воспитателей детского сада» (1938) ставятся задачи воспитания
вежливости,
культуры
речи,
культурно-гигиенических
навыков,
бережного
отношения к вещам. Определяется руководящая роль воспитателя в формировании
у детей культуры поведения. Признается значение раннего воспитания культуры
поведения детей. Как подчеркивал А. С. Макаренко, «культурное воспитание
ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до
грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как
говорить». В работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной и других закладываются
основы теоретического подхода к культуре речевого общения. Обучение родному
языку рассматривается в связи с развитием личности и коммуникативной практики
дошкольника. Условием освоения речевого поведения детей является речевой
образец взрослых, подражая которому ребенок учится культурному речевому
взаимодействию с окружающими. При этом дошкольник не просто копирует речь
взрослых —развитие речи прежде всего подразумевает эффективность общения и
взаимодействия с окружающими. Это, по выражению Е. И. Тихеевой, открывает
путь «к широкой нравственной культуре и облагораживанию характера».
13
С. В. Гайченко. Социально-коммуникативное развитие детей
В работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной и других
закладываются основы теоретического подхода к культуре речевого общения.
Обучение родному языку рассматривается в связи с развитием личности и
коммуникативной практики дошкольника. Условием освоения речевого поведения
детей является речевой образец взрослых, подражая которому ребенок учится
культурному речевому взаимодействию с окружающими. При этом дошкольник не
просто копирует речь взрослых —развитие речи прежде всего подразумевает
эффективность общения и взаимодействия с окружающими. Это, по выражению Е.
И.
Тихеевой,
открывает
путь
«к
широкой
нравственной
культуре
и
облагораживанию характера».
В дошкольной педагогике 50–80-х годов вопросы воспитания культуры поведения
и
общения
дошкольников
изучались
в
русле
проблемы
формирования
нравственных взаимоотношений детей: коллективных (В. Г. Нечаева, В. А.
Горбачева, Ф. С. Левин-Щирина, Р. М. Римбург, Т. А. Маркова, Р. С. Буре и др.),
дружеских (А. В. Булатова, Т. А. Маркова, Е. И. Щербакова), доброжелательных
(Л. А. Пеньевская, В. П. Пушмина, Т. И. Бабаева, М. И. Шарова, А. Д. Кошелева и
др.).
Культура
общения
рассматривалась
как
необходимый
нормативно-
регуляторный компонент нравственных взаимоотношений дошкольников. Была
выявлена роль правил и норм в установлении положительных взаимоотношений
детей. Исследования В. С. Мухиной, С. Г. Якобсон, П. М. Моревой и других
доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только
отдельные правила, но и нормы культуры поведения и взаимоотношений.
Успешность общения и поведения зависит от культурных установок и
нравственных ориентаций ребенка (Л. В. Артемова, С. А. Козлова, Т. А. Репина, А.
А. Рояк). Изучалось влияние эмоционального развития на освоение культурного
опыта (Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева, Л. П. Стрелкова).Ряд работ (Л. И.
Дурандина, Е. Ю. Демурова, Л. В. Лидак, С. В. Петерина и др.) был
14
С. В. Гайченко. Социально-коммуникативное развитие детей
непосредственно посвящен исследованию проблемы воспитания
культуры поведения и общения детей в разных видах деятельности (игровой,
учебной, трудовой). Культура общения дошкольников была рассмотрена как
система умений, обеспечивающих организацию эффективной коммуникативной
деятельности детей, в которой содержание информации, поведенческие и речевые
средства служат установлению нравственных взаимоотношений между детьми.
Основа культуры общения — гуманное отношение человека к человеку. Поэтому
воспитание
культуры
общения
у
детей
требует
формирования
доверия,
доброжелательности к людям, уважительного отношения. Высокий уровень
проявления
старшими
содержательностью
дошкольниками
общения,
широкой
культуры
общения
характеризуется
направленностью
коммуникации,
выполнением правил и соблюдением норм поведения.
Особую роль в проблеме воспитания у дошкольников культуры поведения в
советский период сыграла С. В. Петерина. Она не только теоретически обосновала
сущность процесса воспитания культуры поведения и отношений в дошкольном
детстве, но и раскрыла методический инструментарий (содержание, методы и
формы) развития культурного опыта ребенка в динамике возрастного развития
детей дошкольного возраста начиная с третьего года жизни. Методическое пособие
С. В. Петериной «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
и сегодня используется в дошкольных учреждениях.
Начало XXI века ознаменовалось новым интересом к проблеме воспитания
культуры поведения и общения дошкольников. Культурологический подход в
дошкольной педагогике, признание самоценности дошкольного детства как
периода активного вхождения в культуру и культуротворчества открыли новые
грани в проблеме воспитания культуры поведения и общения. В современных
исследованиях (С. А. Козлова, Е. О. Смирнова, М. В. Корепанова, Р. М. Чумичева и
др.) подчеркивается значимость гармонии внутреннего мира ребенка с социумом
15
С. В. Гайченко. Социально-коммуникативное развитие детей
как ведущего условия формирования у дошкольника позитивного
образа «Я» и становления культуры отношений с окружающими людьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. — М.,
1992.
2. Атемаскина Ю. Формирование положительного образа родного дома //
Дошкольное воспитание – 2006. – № 10. – С. 75.
3. Ашикова С. Наши мальчики // Дошкольное воспитание – 2003. – № 1. – С. 22.
4. Ашикова С. Учимся у тех, кого любим // Дошкольное воспитание – 2002. – № 8.
– С. 17.
5. Бабаева Т. О социально-эмоциональном развитии дошкольников // Дошкольное
воспитание – 2006. – № 6. – С. 13.
6. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. — М., 1988.
7. Боровцева Л. Детский сад и семья: как воспитать в детях уверенность в себе //
Дошкольное воспитание – 2003. – № 12. – С. 15.
8. Буркацкий А. Поощрение и наказание // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 5. –
С. 63.
9. Ваулина Т. Родителям и детям о правах ребенка // Ребенок в детском саду. –
2007. – № 3. – С. 34.
10.
Гаврилова Е. Дети в музеях Кремля // Дошкольное воспитание – 2006. – №
6. – С. 730
11.
Галина Л. Вежливость воспитывается вежливостью // Ребенок в детском
саду. – 2001. – № 2. – С. 49.
12.
Грибовская А. Развиваем чувство юмора // Ребенок в детском саду. – 2007.
– № 6. – С. 72.
16
С. В. Гайченко. Социально-коммуникативное развитие детей
13.
Добрякова З. и др. Мы – команда // Дошкольное воспитание –
2006. – № 11. – С. 55.
14.
Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания
социальной действительности. — Самара, 1997.
15.
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? — М., 1994.
16.
Житнякова Н., Охладнова Е., Никишина Е. «Хочу знать свои права!» //
Ребенок в детском саду. – 2007. – № 3. – С. 36.
17.
Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. — М.,
1990.
18.
Зеньковский В.В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.
19.
Зурабова К. Как воспитать защитника? // Дошкольное воспитание – 2003. –
№ 2. – С. 39.
20.
Зурабова К. Тайны эмпатии // Дошкольное воспитание – 2006. – № 7. – С.
91.
21.
Иванова Н. и др. Дошкольники в детской субкультуре // Дошкольное
воспитание – 2006. – № 9.
22.
Игуменцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание – 2006. – №
5. – С. 11.
23.
Ильчиков М.З., Смирнов Б. А. Социология воспитания. — М., 1996.
24.
Йозова О. Мы друг другу все нужны // Дошкольное воспитание – 2006. –
№ 7. – С. 22.
25.
Киреева В. Бережно хранить историю // Дошкольное воспитание – 2003. –
№ 5. – С. 60.
26.
Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе
ознакомления с окружающим миром. — М., 1988.
17
С. В. Гайченко. Социально-коммуникативное развитие детей
27.
Козлова С.А. теория и методика ознакомления дошкольников с
социальной действительностью: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.
– М.: Академия, 1998. – 160 с.
28.
Комратова Н. и др. О гражданском воспитании дошкольников //
Дошкольное воспитание – 2006. – № 5. – С. 3.
29.
Кравцова Е.Е. Развитие воображения//Дошкольное воспитание. - 1989.-№
12.
30.
Краснова И. По-разному или одинаково дружат мальчики и девочки? //
Дошкольное воспитание – 2003. – № 12. – С. 44.
31.
Кривцова С. Как научиться слушать друг друга без предупреждений и
пристрастий // Дошкольное воспитание – 2002. – № 1. – С. 52.
32.
Кульбицкая Т.В. исторический музей – детям // Дошкольное воспитание –
2004. – № 2. – С. 60.
33.
Курочкина И.Н., Черник Т.В. Этикет в нашей жизни: исторический и
методический аспекты. — М., 1994.
34.
Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей: Пер. с англ. — М., 1992.
35.
Матюхина Е.А., Филиппова О.А. Воспитание чуткости и доброты к
«особому» сверстнику // Дошкольное воспитание – 2004. – № 1. – С. 35.
36.
Пазукина И.А. Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного
возраста // Дошкольное воспитание – 2004. – № 3. – С. 36.
37.
Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр.
М.Забылиным. — М., 1882.
38.
Сисякина И., Войнова Н., Усатова О. Развиваем навыки общения и
эмоциональный мир дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2001. – № 4. – С.
29; № 5. – С. 47.
39.
Смирнова Е. Истоки отзывчивости // Дошкольное воспитание – 2002. – №
1. – С. 65.
18
С. В. Гайченко. Социально-коммуникативное развитие детей
40.
Субботский
Е.В.
Психология
отношений
партнерства
у
дошкольников. — М., 1976.
41.
Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. — М., 1991.
42.
Суслова Э.К., Ботнарь В.Д. Игры-драматизации — основа знакомства с
культурой других народов//Дошкольное воспитание. - 1991.-№ 11-12.
43.
Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни //
Дошкольное воспитание – 2002. – № 8. – С. 28.
44.
Якобсон С., Чернавина С., Копачева Ж., Пахомова Е. Формирование
взаимоотношений между детьми 3-4 лет // Дошкольное воспитание – 2002. – № 1. –
С. 5.
19