Современные проблемы и перспективы социально-коммуникативного развития детей раннего и дошкольного возраста
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Гайченко Светлана
Владимировна
svetlanat62@mail.ru
Писатель Т. Уайлдер ввел выражение «созвездие
значимых»: каждый человек должен иметь 2x9
духовно близких ему людей (мужчин и женщин),
среди которых старше его по возрасту, его
ровесники и младше его по возрасту. Редко, а может
и никогда, эти 18 вакантных мест бывают заняты
одновременно: остаются незаполненные места – у
некоторых многие годы, у некоторых всю жизнь
есть лишь старший и младший друг, а бывает – ни
одного. Чем больше вакантных мест в этом
созвездии, тем сильнее испытывает человек чувство
одиночества, тем больше страдает от непонимания.
(Цит. по: Швалб Ю. М., Данчева О. В.
Одиночество:
социально-психологические
проблемы. – Киев, 1991.)
Теоретические основы социально-коммуникативного
развития детей
1. Социально-коммуникативное развитие ребенка в
условиях ФГОС дошкольного образования.
2. Актуальность проблемы воспитания культуры
поведения, общения и деятельности в условиях
современной жизни.
3. Задачи и содержание воспитания культуры общения,
поведения и деятельности у детей раннего и
дошкольного возраста.
4. Особенность воспитания культуры общения и
деятельности у детей раннего и дошкольного
возраста.
Практическое занятие (групповые работы)
1. Составить глоссарий ключевых понятий курса.
2. Составить перспективный план работы с
детьми по формированию положительных и
дружеских отношений (группа по-выбору).
3. Составить рабочую программу развития
одного из нравственно-волевых качеств.
Социально-коммуникативное развитие ребенка
в условиях ФГОС дошкольного образования
Социально-коммуникативное развитие ребенка в
условиях ФГОС дошкольного образования,
включает развитие общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие
социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование
готовности
к
совместной
деятельности со сверстниками, уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых
Нравственное развитие и воспитание
Нравственное
развитие
–
процесс,
предполагающий усвоение нравственных норм,
формирование
нравственного
сознания
и
нравственного поведения.
Нравственное воспитание – одна из форм
воспроизводства, наследования нравственности в
обществе; целенаправленное и систематическое
воздействие на сознание, чувства и поведение
воспитанников с целью формирования у них
нравственных
качеств,
соответствующих
требованиям общественной морали.
Актуальность проблемы воспитания культуры поведения,
общения и деятельности в условиях современной жизни
В период дошкольного детства
происходит формирование базиса
личностной культуры: культуры
общения, поведения и деятельности,
формирование
образа
себя
и
окружающего мира, определение
своего места в нем. Нравственное
воспитание
тесно
связано
с
физическим,
эстетическим
и
умственным воспитанием ребенка,
определяя
его
личностногармоническое развитие
Культура поведения
Культура поведения — это
широкое, многогранное понятие,
раскрывающее сущность норм и
правил поведения человека в
системе наиболее значимых,
жизненно важных отношений:
отношений к людям, предметам
материальной
и
духовной
культуры, деятельности и к
самому себе
Культурно-гигиенические
навыки
Культурно-гигиенические навыки — важная
составляющая
часть
культуры
поведения.
Необходимость опрятности, содержания в чистоте
лица, рук, тела, прически, одежды, обуви
продиктовано не только требованиями гигиены, но и
нормами человеческих отношений
В чем особенности воспитания культуры общения у детей
дошкольного возраста?
Культура общения строится на
основе культурных ценностей,
традиций и норм общения,
сложившихся и принятых в
обществе.
Знание
норм
культуры общения, принятых
в том или ином обществе,
государстве,
регионе
позволяет человеку быстрее
найти понимание и поддержку
в новой для него социальной
среде.
Раннее формирование культуры общения
Необходимость раннего формирования положительного
опыта общения детей
обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному
возникновению
у них негативных форм поведения. Дети стремятся, но часто
не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы
общения
со
сверстниками,
проявлять
вежливое,
доброжелательное отношение к ним, слушать партнера.
Культура общения детей дошкольного возраста
Культура общения детей дошкольного возраста
определяет нормы и правила отношений ребенка с
людьми разного возраста в семье, детском саду,
общественных
местах
(со
взрослыми,
сверстниками,
малышами,
знакомыми
и
незнакомыми). Она предполагает освоение
дошкольником культурных норм монологической и
диалогической речи, соблюдение требований
речевого этикета, грамотности речи.
Этикет
Центром культуры общения выступает этикет,
который организует и регламентирует общение по
определенным законам и правилам.
Этикет — установленный в обществе порядок
поведения, включающий совокупность правил и
норм,
регулирующих
внешнее
выражение
взаимоотношений между людьми, что проявляется
в манерах поведения, формах обращения и
приветствия, поведении в общественных местах,
внешнем облике человека. Этикет организует и
регламентирует общение по определенным
законам и правилам.
Речевой этикет
— совокупность правил поведения, касающихся
отношений с людьми: формы обращения,
поведение в общественных местах, манеры,
одежда (В. В. Виноградов, Л. П. Крысин и др.);
—
вербальное
(словесное)
выражение
уважительного отношения к людям, которое
проявляется в нашей речи, манере общаться,
умении вести беседу, высказывать критическое
замечание, участвовать в споре (Д. Д. Шахматов,
А. М. Шахнарович и др.);
— особая система знаков или порядок речевого
поведения, установленный в данном обществе (О.
Я. Гойхман, И. С. Кон).
Принципы этикета
— разумность и необходимость постоянного соблюдения
правил этикета;
— неукоснительное следование в поведении нравственным
нормам уважения, доброжелательности, порядочности,
личного достоинства;
— соблюдение красоты и непринужденности манер
поведения;
— уважение к национальным обычаям и традициям.
Ранний возраст
С раннего возраста ребенка обучают правилам культуры
общения с окружающими людьми, включая культуру
поведения в общественных местах (на улице, в транспорте,
различных общественных учреждениях и т. п.).
Это предусматривает выполнение ребенком норм и правил
общения со взрослыми и сверстниками, основанных на
уважении и доброжелательности, с использованием
соответствующего словарного запаса и форм обращения.
Дошкольный период
В период дошкольного детства дети знакомятся с основами
речевого этикета. Дошкольники постепенно осваивают принятые
формы приветствия, прощания, извинения, благодарности,
поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования,
одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы,
совета. Овладение культурой речи способствует активному
общению детей в совместных играх, установлению
доброжелательных
взаимоотношений,
предотвращает
конфликты, создает благоприятный климат общения.
По мере развития навыков культуры общения старший
дошкольник приобретает:
— способность посредством языка удовлетворять целый
ряд своих потребностей: социальных, эмоциональных и
материальных;
— способность более точно выражать свои мысли с
помощью грамматически правильного оформления
предложений;
умение завязывать и поддерживать разговор, ожидая
реакции собеседника и реагируя на его слова;
— умение слушать, понимать, вступать в диалог,
добиваться взаимопонимания;
— умение адекватно ситуации использовать невербальные
средства общения: жесты, мимику, пантомимику, в которых
проявляется динамическая сторона общения.
В чем особенности воспитания культуры деятельности у
детей дошкольного возраста?
Культура деятельности предполагает соблюдение детьми
элементарных правил организации и осуществления
индивидуальной и совместной деятельности, пользования
инструментами и материалами, соблюдения норм
сотрудничества,
ответственности,
организованности.
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на
занятиях, в играх, во время выполнения трудовых
поручений, в ручном труде и пр.
Показатель культуры деятельности
Важный показатель культуры деятельности — умение и
желание трудиться, тяга к интересным, содержательным
занятиям, появление волевого усилия для достижения
результата. При целенаправленном воспитании у ребенка
образуются
привычка
быть
занятым,
умение
самостоятельно организовать свои дела по интересу,
способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать
свою энергию на разумную деятельность.
Показатель культуры деятельности
Важный показатель культуры деятельности — умение и
желание трудиться, тяга к интересным, содержательным
занятиям, появление волевого усилия для достижения
результата. При целенаправленном воспитании у ребенка
образуются
привычка
быть
занятым,
умение
самостоятельно организовать свои дела по интересу,
способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать
свою энергию на разумную деятельность.
Методологические основы социально-нравственного и
социально-коммуникативного развития и воспитания
дошкольников
Философское учение о морали, её функциях, происхождении
Общая методология
Понимание процесса социального и нравственного развития
как процесса вхождения в культуру
Психологические теории развития личности
Частная методология
Концепции социализации личности
Представления о роли социальной среды в развитии ребенка,
ведущей роли воспитания в социально-нравственном развитии
Специальная методология
Концепция приобщения дошкольника к социальной
действительности, социального развития и воспитания ребенка
Нормативно-этический подход к организации процесса
социально-нравственного воспитания дошкольника
Воспитание культуры поведения и общения детей
дошкольного возраста в истории отечественной педагогики
• Демократическое направление в подходе к воспитанию
культуры поведения у детей отразилось в произведениях
В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, К. Д. Ушинского,
Е. Н. Водовозовой и др.
• Большое значение придавалось воспитанию речевой
культуры ребенка. К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой были
глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный
человек формируется в среде, в которой чтят традиции и
обычаи поколений, где есть преемственность между
прошлым, настоящим и будущим.
Воспитание культуры поведения и общения детей
дошкольного возраста в истории отечественной педагогики
• В 30–40-е годы содержание воспитания культуры
поведения
расширяется.
В
«Руководстве
для
воспитателей детского сада» (1938) ставятся задачи
воспитания вежливости, культуры речи, культурногигиенических навыков, бережного отношения к вещам.
• В работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной и других
закладываются основы теоретического подхода к
культуре речевого общения.
Воспитание культуры поведения и общения детей
дошкольного возраста в истории отечественной педагогики
• В дошкольной педагогике 50–80-х годов вопросы
воспитания
культуры
поведения
и
общения
дошкольников
изучались
в
русле
проблемы
формирования нравственных взаимоотношений детей:
коллективных (В. Г. Нечаева, В. А. Горбачева, Ф. С.
Левин-Щирина, Р. М. Римбург, Т. А. Маркова, Р. С. Буре
и др.), дружеских (А. В. Булатова, Т. А. Маркова, Е. И.
Щербакова), доброжелательных (Л. А. Пеньевская, В. П.
Пушмина, Т. И. Бабаева, М. И. Шарова, А. Д. Кошелева
и др.).
• В исследованиях В. С. Мухиной, С. Г. Якобсон, П. М.
Моревой отмечалось осознанность усвоения отдельных
правил, нормы культуры поведения и взаимоотношений
Основа культуры общения
• Основа культуры общения — гуманное отношение
человека к человеку. Поэтому воспитание культуры
общения у детей требует формирования доверия,
доброжелательности
к
людям,
уважительного
отношения. Высокий уровень проявления старшими
дошкольниками культуры общения характеризуется
содержательностью
общения,
широкой
направленностью коммуникации, выполнением правил и
соблюдением норм поведения.
С. В. Петерина
Особую роль в проблеме воспитания у
дошкольников культуры поведения в
советский период сыграла С. В. Петерина.
Она не только теоретически обосновала
сущность процесса воспитания культуры
поведения и отношений в дошкольном
детстве, но и раскрыла методический
инструментарий (содержание, методы и
формы) развития культурного опыта
ребенка в динамике возрастного развития
детей дошкольного возраста начиная с
третьего года жизни.
Начало XXI века
В современных исследованиях (С. А. Козлова, Е. О.
Смирнова, М. В. Корепанова, Р. М. Чумичева и др.)
подчеркивается значимость гармонии внутреннего мира
ребенка с социумом как ведущего условия формирования
у дошкольника позитивного образа «Я» и становления
культуры отношений с окружающими людьми.
Начало XXI века
В современных исследованиях (С. А. Козлова, Е. О.
Смирнова, М. В. Корепанова, Р. М. Чумичева и др.)
подчеркивается значимость гармонии внутреннего мира
ребенка с социумом как ведущего условия формирования у
дошкольника позитивного образа «Я» и становления
культуры отношений с окружающими людьми.
Этапы формирования
личности в процессе
нравственного
воспитания:
1 этап – формирование социальных эмоций и
нравственных чувств;
2 этап (может быть параллельным) – накопление знаний
и формирование нравственных представлений;
3 этап – переход знаний в убеждение и формирование на
этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;
4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение,
которое можно назвать нравственным.
Задачи социальнонравственного
воспитания:
- формирование нравственного сознания;
- формирование социальных эмоций, нравственных чувств и
отношений к разным сторонам социального окружения;
- формирование нравственных качеств и активности их
проявления в деятельности и поступках;
- воспитание полезных навыков и привычек поведения;
- формирование доброжелательных взаимоотношений, начал
коллективизма и коллективистической направленности личности
дошкольника.
Условия социально-нравственного воспитания в детском
саду, соответствующие данным задачам
Гуманизация отношений детей и
взрослых в образовательном
процессе ДОО
Наличие программ социальнонравственного воспитания и
парциальных программ
Реализация модели личностноориентированного воспитания
ребенка и соответствующей модели
предметно-развивающей среды
Систематическая диагностика
социально-нравственного развития
ребенка, его откликаемости на
социально-педагогические
воздействия
Содержательная жизнь в детском
саду и семье, предполагающая
интеграцию направлений
социального, гендерного и
нравственного, трудового,
патриотического и духовного
воспитания
Положительный пример
окружающих
Учет возрастных и индивидуальных
особенностей социального и
нравственного развития ребенка и
детской группы
Коллективный образ жизни и
сотрудничество в разнообразных
видах деятельности
Сотрудничество семьи и ДОО
Задача педагога
— речевая и поведенческая культура взрослых(педагогов,
родителей);
— продуманная, рациональная организация образа жизни детей
в детском саду;
—разнообразная
предметно-развивающая
среда,
удовлетворяющая актуальные потребности дошкольников в
общении и деятельности, интересы мальчиков и девочек;
— взаимодействие педагогов и родителей дошкольников;
— проектирование содержательной жизни детей
Успехов!!