Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Современные проблемы и перспективы социально-коммуникативного развития детей раннего и дошкольного возраста

  • 👀 349 просмотров
  • 📌 294 загрузки
  • 🏢️ МГПУ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Современные проблемы и перспективы социально-коммуникативного развития детей раннего и дошкольного возраста» pdf
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Гайченко Светлана Владимировна svetlanat62@mail.ru Писатель Т. Уайлдер ввел выражение «созвездие значимых»: каждый человек должен иметь 2x9 духовно близких ему людей (мужчин и женщин), среди которых старше его по возрасту, его ровесники и младше его по возрасту. Редко, а может и никогда, эти 18 вакантных мест бывают заняты одновременно: остаются незаполненные места – у некоторых многие годы, у некоторых всю жизнь есть лишь старший и младший друг, а бывает – ни одного. Чем больше вакантных мест в этом созвездии, тем сильнее испытывает человек чувство одиночества, тем больше страдает от непонимания. (Цит. по: Швалб Ю. М., Данчева О. В. Одиночество: социально-психологические проблемы. – Киев, 1991.) Теоретические основы социально-коммуникативного развития детей 1. Социально-коммуникативное развитие ребенка в условиях ФГОС дошкольного образования. 2. Актуальность проблемы воспитания культуры поведения, общения и деятельности в условиях современной жизни. 3. Задачи и содержание воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей раннего и дошкольного возраста. 4. Особенность воспитания культуры общения и деятельности у детей раннего и дошкольного возраста. Практическое занятие (групповые работы) 1. Составить глоссарий ключевых понятий курса. 2. Составить перспективный план работы с детьми по формированию положительных и дружеских отношений (группа по-выбору). 3. Составить рабочую программу развития одного из нравственно-волевых качеств. Социально-коммуникативное развитие ребенка в условиях ФГОС дошкольного образования Социально-коммуникативное развитие ребенка в условиях ФГОС дошкольного образования, включает развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых Нравственное развитие и воспитание Нравственное развитие – процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения. Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе; целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Актуальность проблемы воспитания культуры поведения, общения и деятельности в условиях современной жизни В период дошкольного детства происходит формирование базиса личностной культуры: культуры общения, поведения и деятельности, формирование образа себя и окружающего мира, определение своего места в нем. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим и умственным воспитанием ребенка, определяя его личностногармоническое развитие Культура поведения Культура поведения — это широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность норм и правил поведения человека в системе наиболее значимых, жизненно важных отношений: отношений к людям, предметам материальной и духовной культуры, деятельности и к самому себе Культурно-гигиенические навыки Культурно-гигиенические навыки — важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений В чем особенности воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста? Культура общения строится на основе культурных ценностей, традиций и норм общения, сложившихся и принятых в обществе. Знание норм культуры общения, принятых в том или ином обществе, государстве, регионе позволяет человеку быстрее найти понимание и поддержку в новой для него социальной среде. Раннее формирование культуры общения Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнера. Культура общения детей дошкольного возраста Культура общения детей дошкольного возраста определяет нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах (со взрослыми, сверстниками, малышами, знакомыми и незнакомыми). Она предполагает освоение дошкольником культурных норм монологической и диалогической речи, соблюдение требований речевого этикета, грамотности речи. Этикет Центром культуры общения выступает этикет, который организует и регламентирует общение по определенным законам и правилам. Этикет — установленный в обществе порядок поведения, включающий совокупность правил и норм, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений между людьми, что проявляется в манерах поведения, формах обращения и приветствия, поведении в общественных местах, внешнем облике человека. Этикет организует и регламентирует общение по определенным законам и правилам. Речевой этикет — совокупность правил поведения, касающихся отношений с людьми: формы обращения, поведение в общественных местах, манеры, одежда (В. В. Виноградов, Л. П. Крысин и др.); — вербальное (словесное) выражение уважительного отношения к людям, которое проявляется в нашей речи, манере общаться, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре (Д. Д. Шахматов, А. М. Шахнарович и др.); — особая система знаков или порядок речевого поведения, установленный в данном обществе (О. Я. Гойхман, И. С. Кон). Принципы этикета — разумность и необходимость постоянного соблюдения правил этикета; — неукоснительное следование в поведении нравственным нормам уважения, доброжелательности, порядочности, личного достоинства; — соблюдение красоты и непринужденности манер поведения; — уважение к национальным обычаям и традициям. Ранний возраст С раннего возраста ребенка обучают правилам культуры общения с окружающими людьми, включая культуру поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, различных общественных учреждениях и т. п.). Это предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения. Дошкольный период В период дошкольного детства дети знакомятся с основами речевого этикета. Дошкольники постепенно осваивают принятые формы приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы, совета. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, установлению доброжелательных взаимоотношений, предотвращает конфликты, создает благоприятный климат общения. По мере развития навыков культуры общения старший дошкольник приобретает: — способность посредством языка удовлетворять целый ряд своих потребностей: социальных, эмоциональных и материальных; — способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного оформления предложений; умение завязывать и поддерживать разговор, ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова; — умение слушать, понимать, вступать в диалог, добиваться взаимопонимания; — умение адекватно ситуации использовать невербальные средства общения: жесты, мимику, пантомимику, в которых проявляется динамическая сторона общения. В чем особенности воспитания культуры деятельности у детей дошкольного возраста? Культура деятельности предполагает соблюдение детьми элементарных правил организации и осуществления индивидуальной и совместной деятельности, пользования инструментами и материалами, соблюдения норм сотрудничества, ответственности, организованности. Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений, в ручном труде и пр. Показатель культуры деятельности Важный показатель культуры деятельности — умение и желание трудиться, тяга к интересным, содержательным занятиям, появление волевого усилия для достижения результата. При целенаправленном воспитании у ребенка образуются привычка быть занятым, умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную деятельность. Показатель культуры деятельности Важный показатель культуры деятельности — умение и желание трудиться, тяга к интересным, содержательным занятиям, появление волевого усилия для достижения результата. При целенаправленном воспитании у ребенка образуются привычка быть занятым, умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную деятельность. Методологические основы социально-нравственного и социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников Философское учение о морали, её функциях, происхождении Общая методология Понимание процесса социального и нравственного развития как процесса вхождения в культуру Психологические теории развития личности Частная методология Концепции социализации личности Представления о роли социальной среды в развитии ребенка, ведущей роли воспитания в социально-нравственном развитии Специальная методология Концепция приобщения дошкольника к социальной действительности, социального развития и воспитания ребенка Нормативно-этический подход к организации процесса социально-нравственного воспитания дошкольника Воспитание культуры поведения и общения детей дошкольного возраста в истории отечественной педагогики • Демократическое направление в подходе к воспитанию культуры поведения у детей отразилось в произведениях В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, К. Д. Ушинского, Е. Н. Водовозовой и др. • Большое значение придавалось воспитанию речевой культуры ребенка. К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек формируется в среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Воспитание культуры поведения и общения детей дошкольного возраста в истории отечественной педагогики • В 30–40-е годы содержание воспитания культуры поведения расширяется. В «Руководстве для воспитателей детского сада» (1938) ставятся задачи воспитания вежливости, культуры речи, культурногигиенических навыков, бережного отношения к вещам. • В работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной и других закладываются основы теоретического подхода к культуре речевого общения. Воспитание культуры поведения и общения детей дошкольного возраста в истории отечественной педагогики • В дошкольной педагогике 50–80-х годов вопросы воспитания культуры поведения и общения дошкольников изучались в русле проблемы формирования нравственных взаимоотношений детей: коллективных (В. Г. Нечаева, В. А. Горбачева, Ф. С. Левин-Щирина, Р. М. Римбург, Т. А. Маркова, Р. С. Буре и др.), дружеских (А. В. Булатова, Т. А. Маркова, Е. И. Щербакова), доброжелательных (Л. А. Пеньевская, В. П. Пушмина, Т. И. Бабаева, М. И. Шарова, А. Д. Кошелева и др.). • В исследованиях В. С. Мухиной, С. Г. Якобсон, П. М. Моревой отмечалось осознанность усвоения отдельных правил, нормы культуры поведения и взаимоотношений Основа культуры общения • Основа культуры общения — гуманное отношение человека к человеку. Поэтому воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброжелательности к людям, уважительного отношения. Высокий уровень проявления старшими дошкольниками культуры общения характеризуется содержательностью общения, широкой направленностью коммуникации, выполнением правил и соблюдением норм поведения. С. В. Петерина Особую роль в проблеме воспитания у дошкольников культуры поведения в советский период сыграла С. В. Петерина. Она не только теоретически обосновала сущность процесса воспитания культуры поведения и отношений в дошкольном детстве, но и раскрыла методический инструментарий (содержание, методы и формы) развития культурного опыта ребенка в динамике возрастного развития детей дошкольного возраста начиная с третьего года жизни. Начало XXI века В современных исследованиях (С. А. Козлова, Е. О. Смирнова, М. В. Корепанова, Р. М. Чумичева и др.) подчеркивается значимость гармонии внутреннего мира ребенка с социумом как ведущего условия формирования у дошкольника позитивного образа «Я» и становления культуры отношений с окружающими людьми. Начало XXI века В современных исследованиях (С. А. Козлова, Е. О. Смирнова, М. В. Корепанова, Р. М. Чумичева и др.) подчеркивается значимость гармонии внутреннего мира ребенка с социумом как ведущего условия формирования у дошкольника позитивного образа «Я» и становления культуры отношений с окружающими людьми. Этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания: 1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств; 2 этап (может быть параллельным) – накопление знаний и формирование нравственных представлений; 3 этап – переход знаний в убеждение и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций; 4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным. Задачи социальнонравственного воспитания: - формирование нравственного сознания; - формирование социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения; - формирование нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках; - воспитание полезных навыков и привычек поведения; - формирование доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистической направленности личности дошкольника. Условия социально-нравственного воспитания в детском саду, соответствующие данным задачам Гуманизация отношений детей и взрослых в образовательном процессе ДОО Наличие программ социальнонравственного воспитания и парциальных программ Реализация модели личностноориентированного воспитания ребенка и соответствующей модели предметно-развивающей среды Систематическая диагностика социально-нравственного развития ребенка, его откликаемости на социально-педагогические воздействия Содержательная жизнь в детском саду и семье, предполагающая интеграцию направлений социального, гендерного и нравственного, трудового, патриотического и духовного воспитания Положительный пример окружающих Учет возрастных и индивидуальных особенностей социального и нравственного развития ребенка и детской группы Коллективный образ жизни и сотрудничество в разнообразных видах деятельности Сотрудничество семьи и ДОО Задача педагога — речевая и поведенческая культура взрослых(педагогов, родителей); — продуманная, рациональная организация образа жизни детей в детском саду; —разнообразная предметно-развивающая среда, удовлетворяющая актуальные потребности дошкольников в общении и деятельности, интересы мальчиков и девочек; — взаимодействие педагогов и родителей дошкольников; — проектирование содержательной жизни детей Успехов!!
«Современные проблемы и перспективы социально-коммуникативного развития детей раннего и дошкольного возраста» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot