Современные научные направления и системы в мировой психологии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Лекция 7. Современные научные направления и системы в мировой психологии
Методические рекомендации
Задачи изучения темы лекции:
Изучить направления эволюции психологического знания.
Познакомиться с основными концепциями современной психологии.
Литература для углубленного изучения
1.
Смит Н. Современные системы психологии./Пер. с англ. под общ. ред. А.А.
Алексеева — СПб., 2003. — 384 с.
Часть 1. Основные направления эволюции психологического знания
Рождение психологии обусловливает большое внимание к критериям, определяющим
лицо науки, и к научным теориям. В этом плане различными учеными предлагаются
следующие критерии:
экономичность теории, т.е. ее способность подчинить многие наблюдаемые
отношения одному единственному принципу;
возможность теории использовать многочисленные переменные и принципы
в различных комбинациях для предсказания явлений;
теория должна быть настолько простой, насколько это возможно;
она должна быть экономной в объяснении феноменов, не должна
противоречить другим соотносящимся с ней теориям, которые имеют большую
вероятность истинности, чем эта теория;
теория должна давать такие интерпретации, чтобы можно было установить
"мост" между ними и реальной жизнью;
служить не только цели исследования, но и общему прогрессу науки.
Одной из тенденций развития современной зарубежной психологии является
определенная поляризация американской и европейской школ. Так, в 1972 году группа
ведущих западноевропейских ученых выпустила книгу «Контекст социальной
психологии: критическая оценка», которая по остроте критики превзошла всю
предыдущую критику американской психологии. Основные доводы критиков
американского образа социальной психологии сводились к следующему:
американская психология не наука в строгом понимании слова: ей пытаются
придать наукообразный вид путем привлечения математических процедур и метода
лабораторного эксперимента, однако каждая из школ имеет свои стандарты
исследования;
отражением влияния позитивизма является то, что вся деятельность
психологов сводится к экспериментальному подтверждению тривиальных истин и
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
афоризмов здравого смысла, отсутствие теоретической работы по обобщению
данных;
сильное влияние американской идеологии, которое проявляется в принятых
моделях человека, общества и взаимодействия между ними (человек предстает как
мотивированное сугубо экономическими выгодами существо);
поверхностное понимание социального как множества, или суммы
отдельных единиц без учета опосредованности человеческого взаимодействия
символическими системами, языком, общением; рассмотрение общения не как
субъект-субъектного процесса, а как субъект-объектного.
Все более самостоятельную позицию в социально-психологическом пространстве
занимает отечественная социальная психология.
В некотором роде можно вести речь о том, что современная социальная психология все
больше разделяется на три макрошколы – американскую, европейскую и российскую.
Современная психология является чрезвычайно дифференцированной наукой.
Различные авторы насчитывают от 50 до 100 относительно самостоятельных ее отраслей.
Отрасли психологии выделяются по множеству оснований, например по цели
деятельности (получение или применение нового знания): фундаментальные и прикладные науки; по предмету исследования: психология развития, творчества, личности и
т. д. На основе связей психологии с другими науками можно выделить психофизиологию,
нейропсихологию, математическую психологию. Развитие сложных отношений
психологии с различными сферами практики наблюдается в организационной,
инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т. д.
Психология — молодая наука, которая находится в постоянном развитии. Процессы
дифференциации и интеграции психологического знания приводят к возникновению
новых отраслей, направлений, проблемных областей.
Организация научно-исследовательской
особенности, обусловленные историей.
деятельности
в
каждой
стране
имеет
К концу XX в. во всех странах мира психологические разработки ведутся, как правило, в
специализированных исследовательских институтах, лабораториях, которые могут
входить в различные организационные структуры и иметь разное финансирование и
статус, оставаясь, однако, психологическими как по направлению работ, так и по
квалификации сотрудников.
Крупнейшей организацией, объединяющей психологов мира, является Международный
союз психологической науки (TheInternationalUnionofPsychologicalScience — IUPsyS). В
его состав входят национальные союзы и ассоциации, представляющие психологов
отдельных стран по принципу «одна ассоциация — одна страна».
IUPsyS был основан в 1951 г. На сегодняшний день он объединяет 54 национальные
психологические ассоциации. В свою очередь IUPsyS входит в качестве члена в состав
Международного совета социальных наук (ISSC) и Международного совета научных
союзов (ICSU). Кроме того, за IUPsyS закреплен консультативный статус при UNESCO.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Крупнейшим психологическим национальным союзом сегодня является Американская
психологическая ассоциация (АРА). Россия также представлена в составе IUPsyS
национальной организацией - Российским психологическим обществом при Президиуме
Российской академии наук, которое стало правоприемником Общества психологов СССР.
Помимо национальных союзов в Международный союз психологической науки входят
на правах ассоциированных членов и другие международные объединения психологов,
образованные по принципу научной специализации или практической направленности. К
их числу относятся: Международная ассоциация прикладной психологии (IAAP);
Межамериканское общество психологии (объединяет ученых Латинской Америки);
Ассоциация научной психологии франкоязычных стран (APSLA); Международный союз
психологов (ICP); Международная ассоциация кросскультурной психологии (IACCP);
Европейская ассоциация экспериментальных социальных психологов (EAESP);
Международное общество компаративной психологии (ISCP); Международное общество
изучения развития поведения (ISSBD); Европейская ассоциация психологии личности
(ЕАРР).
Международный союз психологической науки регулярно проводит всемирные конгрессы психологов, а также конференции, семинары и совещания по отдельным направлениям и проблемам психологической науки и практики. Последний, XXVI
Международный психологический конгресс состоялся в Монреале (Канада) в 1996 г.
IUPsyS оказывает поддержку отдельным научным проектам, проводит научные тренингсеминары и т. д. С 1966 г. выпускается орган IUPsyS «Международный журнал
психологии».
Психология к концу XX в. стала одной из наиболее популярных профессий. Психологическое образование можно получить практически в любом крупном зарубежном
университете.
Часть 2.1. Особенности развития современных психологических школ
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена следующими обстоятельствами:
научное знание чаще всего существует в форме системы воззрений,
исследований, научной деятельности группы сподвижников, то есть в форме
научных школ; школы составляют своеобразный каркас науки, поэтому
естественный путь познания науки – анализ научных школ; Именно с точки зрения
исторического развития психологических школ можно лучше понять прогресс
психологии.
судьбы научных школ – важнейшие элементы истории психологической
науки; способ фиксации достижений, эвристик и заблуждений; знание школ
позволяет избегать изобретения «психологического велосипеда»;
выделение научных школ – способ выделения множественности образов,
спецификации, богатства научного знания;
у любой науки существует насущная потребность к самопознанию, а чтобы
себя познать, необходимо выделение из строя себе подобных, спецификация;
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
похоже, что научная школа – основной механизм и канал развития
психологии (ведь психология сама по себе не развивалась со времен Аристотеля,
развивались школы), только изучая школы можно выявить логику развития науки
(зарождения идей, научных сообществ, их триумф и трагедии, расцвет и распад).
Сегодня психология в полосе «кризиса предмета», столкновения
теоретической и прикладной отраслей и, чтобы не уйти в деструктивное поле
кризиса важно вывести уроки из истории мировых психологических школ.
Для психолога-практика познание психологических школ это:
знакомство с историей своей науки и профессии;
возможность выбора методологической платформы;
познание методических схем и приемов конкретных исследований;
«заражение» духом научных исследований.
Понятие научных школ возникло в глубокой древности: Аристотель, Платон, стоики,
схоласты и др. В него вкладывалось и вкладывается различное понятие.
Термин «психологические школы в рамках психологии подразумевает группу
психологов, связанных идейно, а иногда и территориально с лидерами научного
направления (Шульцы, с.32). Как правило, представители одной школы разделяют
теоретическую или систематическую платформу и работают над близкими проблемами.
Появление различных школ, их последующий упадок и замена другими – одна из самых
знаменательных черт в истории психологии.
Ту стадию в развитии науки, когда она еще разделена на отдельные школы, по
предложению Куна, принято считать «допарадигмальной». (Парадигма – модель или
образец, общепринятый в рамках научной дисциплины способ размышления, который в
течение некоторого времени для исследователей данной области определяет и основные
вопросы и основные ответы).
Наука достигает зрелости, то есть высшей стадии развития, когда она перестает делиться
на отдельные школы, когда большинство ученых едины в вопросах принятия основных
теорий и методов, отсутствуют соперничающие фракции. На этой стадии развитие науки
определяется некой моделью, общей парадигмой.
Психология в целом, и ее важнейшая отрасль – социальная психология, не достигли еще
этой стадии. На протяжении всей истории социальной психологии исследователи
находятся в поиске – ищут, анализируют, отвергают разные научные гипотезы,
положения, концепции, теории. Ни одна из систем или точек зрения не смогла до сих пор
объединить все существующие платформы.
Сегодня психология еще более неоднородна, чем 100 лет назад. Рубинштейн, Леонтьев,
Петровский указывают на то, что психология это не «ствол, а скорее – куст». Кох –
«психология … представляет собой не единую дисциплину, но собрание нескольких
различных ветвей».
Социальная психология состоит из групп, каждая из которых «цепляется» (Шульц) за
собственную теоретическую и методологическую платформу, и подходит к изучению
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
человеческой природы с использованием собственных методов, терминологии и прочими
атрибутами научной школы.
Ранние психологические школы были движением протеста против господствовавшей
системы взглядов. Представители новых течений громко заявляли об очевидной слабости
старой системы и предлагали исправить ситуацию с помощью новых определений,
концепций и стратегии исследований и громогласно отмежевывались от старых взглядов..
По мере того, как новое течение крепло, обретало сторонников и влияние, уже
вдохновлялась новая оппозиция, и процесс противостояния начинался заново. Что было
некогда просто изысканиями, становилось агрессивной революцией, венчалось успехом,
устанавливало традиции – и затем отступало под энергичным напором следующего
молодого движения (рефлексология – реактология; американская психология –
европейский бунт). Прогресс питает противоборство.
Господство некоторых психологических школ было кратковременным, но все они
сыграли важную роль в развитии социально-психологической науки. Это влияние
ощущается и в наши дни.
Часть 2.2. Особенности развития современных психологических школ
Научная школа – это специфическая форма организации кооперативной научной
деятельности, осуществляемой на основе единства процесса познания и передачи
накопленного знания.
Функции научных школ можно сравнить со строительными лесами (Хайдбредер). Нельзя
возвести высокое здание без строительных лесов, и все же по окончании строительства их
разрушают – за ненадобностью. Точно также структура сегодняшней психологии была
построена в рамках структуры и на основе принципов предшествующих психологических
школ.
Научная школа выполняет несколько взаимосвязанных функций:
методологическую
исследовательскую
рефлексивную
образовательную
сохранения и передачи знания.
Типы школ (разные классификации):
1) по функциям:
исследовательский коллектив (лидер – программа – группа);
научно-образовательная школа – (дающая общее образовательное
направление);
школа – направление в науке – группа соратников ученых.
2) по масштабам научной деятельности
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
школа – направление (в разных науках) - (бихевиоризм, психоанализ,
когнитивизм,
гуманистическая
психология,
психологическая
теория
деятельности и др.)
школа – теория (теория отношений Мясищева, теория поля К. Левина и др.)
школа – научная проблема (военная конфликтология во главе с А.Я.
Анцуповым)
школа – метод (СПТ, гештальт-терапия).
Единицы анализа научных школ:
личности
теории, программы
социальный уровень – распространение, результаты
формы функционирования.
Таким образом, научные школы представляют собой своеобразный каркас научнопсихологического знания, способ его дифференциации, механизм развития психологии. В
научно-психологическом пространстве сегодня действует множество научных школ,
различающихся по своим функциям и масштабам научной деятельности. Знакомство с
психологическими школами позволяет не только приобщиться к знаниям, накопленным в
них, но и использовать их методологический и методический потенциал в
исследовательской работе и психопрактике.
Основания для выделения научных школ:
1. Это «самоощущение» той или иной группы психологов, определение своего место в
системе гуманитарных наук, оказывает заметное влияние на направленность их интересов,
выбор методов исследований, категориального аппарата, то есть на формирование
научных школ.
2. Образ объекта исследования - человека.
Таким образом, к основным теоретическим ориентациям (или течениям),
представляющим современное лицо зарубежной социальной психологии относятся:
необихевиоризм, когнитивная психология, психоаналитическое направление и
интеракционизм (см. табл.).
Отличительными чертами современного периода развития психологии являются:
а) Двойственный характер статуса психологии. Данное положение, отражающее
особенности предмета психологии как науки, закреплен в США, например, еще и
организационно, поскольку секции социальной психологии существуют как внутри
Американской психологической, так и внутри Американской социологической
ассоциаций.
б) "Смешение" школ и направлений как по используемой ими терминологии,
отражающей теоретическое понимание природы человека, так и по преобладающей
проблематике исследований. Например, типичный термин бихевиоризма "научение"
представлен и в других теориях, например, в когнитивизме. Термины психоанализа
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
"агрессия" и "подражание" получили новую жизнь в работах Миллера и Долларда представителей бихевиоризма.
в) Отказ от крупных (общих) теорий и переход к средним. Нечеткость решения
основного вопроса, а именно проблемы понимания природы человека, характера его
взаимоотношения с социальным окружением, влечет неясность в понимании места и
значения получаемых экспериментальных данных. В итоге "конвертируемость" этих
данных, получаемых представителями "средних" теорий, обеспечивается лишь в пределах
узкого круга рассматриваемых проблем.
Часть 3. Характеристика основных направлений современной психологии
Название
направления
Основные взгляды и
рассматриваемых проблем
Объяснение социального
Когнитивная
психология
круг Теории и представители
направления
1.
Теория
структурного
баланса (Ф.Хайдер)
поведения
через
систему
познавательных
процессов
и 2.
Теория
установление
баланса коммуникативных
актов
когнитивных
структур. (Т.Ньюком)
Человеческое
поведение
3.
Теория
когнитивного
определяется
характером
диссонанса (А.Фестингер)
протекания
познавательных
4.
Теория
процессов.
конгруэнтности
(Ч.Осгуд,
П.Танненбаум)
Основная проблема – научение. 1.
Теория
агрессии
и
Через научение приобретается
подражания
(Н.Миллер,
Д.Доллард, А.Бандура)
весь репертуар наблюдаемого
Необихевиоризм
поведения. Человек – совокупность 2.
Теория
диадического
вербальных
и
двигательных взаимодействия
(Д.Тибо,
реакций на внешние воздействия Г.Келли)
(стимулами), в качестве которых
3.Теория социального обмена
могут выступать другие люди.
(Д.Хоманс)
Психоанализ
Все
формы
культуры
и 1.Динамическая
теория
социальной жизни сводятся к группового функционирования
проявлениям первичных влечений. (В.Байон)
Человек - это "поле битвы" между
2.Теория группового развития
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
животной природой и обществом, (В.Беннис, Г.Шепард)
представленным, прежде всего
3.Трехмерная
теория
семьей. Бессознательные влечения
интерперсонального поведения
с
детства
закладывают
(В.Шутц)
определенное
социальное
поведение
и
предпочтения
человека,
которые
зачастую
находятся в противоречии с
общественными нормами, что
приводит
к
формированию
защитных механизмов личности.
Интеракционистская
ориентация
Экологическая
психология
Поведение людей по отношению 1.
Символический
друг
к
другу
определятся интеракционизм
(Д.Мид,
значениями, которые они придают Г.Блумер,
Н.Дензин,
предметам окружающего мира. Т.Шибутани,
Этими
значениями
люди А.Роуз, А.Стросс, М.Кун)
«обмениваются»
в
ходе
2.
Ролевые
теории
коммуникации.
Формирование
(Т.Сарбин,Э.Гоффман,
личности происходит в ходе
Р.Линтон,
Р.Ромметвейт,
взаимодействия
(интеракции),
Н.Гросс)
являющегося основной социальной
Теории
референтной
детерминантой
человеческого 3.
группы (Г.Хайман, Т.Ньюком,
поведения.
М.Шериф, Г.Келли, Р.Мертон)
Направление,
1. Теория возможностей (Дж.
изучающее
психологические Гибсон)
аспекты
взаимоотношения
2. Теории Дж. Голда,
человека и окружающей среды
(пространственно-географической, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин и
социальной,
культурной), др.
органично
включенной
в
жизнедеятельность человека и
служащей
важным
фактором
регуляции
его
поведения
и
социального взаимодействия.
Четыре основных направления
исследований:
экологического
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
сознания в целом, а также трех его
подструктур — экологических
представлений,
субъективного
отношения к природе, стратегий и
технологий взаимодействия с ней.
Вопросы для самопроверки:
1. Охарактеризуйте основные направления эволюции психологического знания.
2. Опишите особенности развития современных психологических школ.
3. Дайте характеристику современных научных систем и направлений в психологии.