Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3
Античная философия
Софисты
В 508 г. До н. э. приходит властитель, передавший правление народу. Создан Совет пятисот. Получилось общество людей, которые равны. Родители – граждане должны дать образование своим детям, прослеживается стремление к успеху. Философия- удел избранных людей, потом появляются учителя, получающие деньги за свою работы, их критикует Сократ.
Софиты(мудрец, искусник) - учителя мудрости, знатоки риторики , новый тип философа, появляются в ситуации расцвета демократии. Должны научить : мыслить, говорить и делать.
Горгий выделяет виды речей(речь как предмет обучения):
• «речи метеорологов» (т.е. тех, кто занимается исследованием небесных явлений, рациональной наукой ионийского происхождения)
• речи судебные (естественным образом развившимися после появления записанных законов) –
• философские речи («состязания в философских речах») – искусство диспутов, введенное Зеноном, противопоставляет
Парменид вводит учение о бытии и сущем. Развивается показательное красноречие, не имеет смысла вне школы, Продик пишет назидательные речи, Гиппий по геометрии, астрономии, музыке, ритмике, живописи, ваянию, грамматике и истории, появляются руководства по риторике. Вводится понятие «образованная публика». «Двойные речи» (рассуждения за и против на заданные темы) показывает ориентацию на образ.публику.
Приемы софистов (по Аристотелю) :
• Эквивокация (равнозначность) слов
• Удлинение речи – переговорить противника
• Чрезмерная быстрота речи – противник не успевает за речью
• Воздействие на эмоции (гнев и раздражение противника, софист может дразнить).
Задача софистов – научить побеждать в споре.
Человек – основной предмет исследования, это ценность. Главное, не ЧТО исследуем, а КТО исследует. Как относятся к окружающему нас миру наши мысли о нем? В состоянии ли наше мышление познать действительный мир?
Представления:
• Антифонт: стихии находятся в движении, смешиваются и образуют «в силу необходимости» планеты, растения, животных.
• Протагор: «текучая материя», гносеология, сенсуализм, 2 вида движения – активное и пассивное. Из их общения и соприкосновения возникают «двойники», предметы ощущения и сами ощущения, соотнесенные друг с другом. Приходит к релятивизму.
• Горгий : ничто не существует, если есть нечто существующее, то оно не познаваемо, если даже оно познаваемо, то оно не выразимо и не изъяснимо, скептицизм. Рассуждения : ничто не существует, трилемма: нечто не может быть 1) не-сущим- его нет, 2) сущим- может не существовать, 2 аргумента, 3) зараз сущим и не-сущим- нет ни того, ни другого. Затем начали называть в 19 в. Знаменитой триадой Гегеля. Бытие не явно. Показывает логические тендеции. «Что есть в сознании, то ни есть настоящий мир» - показывает скептицизм.
Социально-политические взгляды
• Протагор: во всех человеческих делах первенство принадлежит мудрости и знанию, относительность добра и зла
• Горгий: невозможно дать общее определение добродетели, есть отдельные виды
Отношение к религии
Софисты и религия были просто несовместимы, не может служить обоснованием морали.
Развитие общества
Протагор высказывался за развитие материальной культуры, также характерно рождение социальных навыков, гражданин обладает социальными навыками.
« Каждая власть устанавливает законы, полезные для нее самой» Фразимах про социально-политические взгляды софистов, за демократию, за равенство всех, рабов тоже, исключая женщин. Идея общественного договора.
Вклад : поворот к человек, релятивизм ,создание организованного знания,образование для всех,софистика.