Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Содержание коррекционно-образовательных программ

  • 👀 308 просмотров
  • 📌 279 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Содержание коррекционно-образовательных программ» docx
Лекция 2. Содержание коррекционно-образовательных программ План лекции 1. Анализ программ обучения изобразительной деятельности (ИЗО). 2. ИЗО как средство коррекции отклонений в развитии. 3. ИЗО как средство педагогического изучения детей. 4. ИЗО как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. Список основных терминов: образовательная программа, изобразительное искусство, художественный труд, аналитико-синтетическая деятельность, графическая подготовленность. Анализ программ обучения изобразительной деятельности К настоящему времени разработано значительное число образовательных программ обучения изобразительному искусству в школе. Среди них получили распространение программы Б.Н. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, В.С. Кузина. Их основные зарактеристики отражает представленная ниже таблица. Таблица 1. Анализ программ обучения изобразительной деятельности   Изобразительное искусство и художественный труд автор Б.М. Неменский. «Изобразительное искусство», автор В.С. Кузин и др. «Изобразительное искусство», автор Т.Я. Шпикалова и др. Цели Формирование художественной культуры учеников как неотъемлемой части духовной культуры, созданной многими поколениями. Развитие у учащихся изобразительных способностей, творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления, эстетических чувств и восприятия прекрасного. Развитие личности на базе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства. Содержание и средства Является целостной системой введения в художественную культуру, включающую изучение основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство) и синтетических (кино, театр и т.д.). Использование на уроках игровой драматургии по изучаемой теме, взаимосвязь с музыкой, литературой, трудом и историей. Введение коллективных заданий с целью накопления опыта творческого общения в программе. В содержание курса включены: рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Основная роль отводится рисованию с натуры. Содержание построено на основе непреходящих ценностных понятий: человек, народ, дом, семья, история, искусство, культура. Является комплексным подходом в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Структурированные в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призваны обеспечить освоение учениками основ художественного изображения, народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности. Особенности Искусство не просто изучается, а проживается учащимися на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым учеником как собственный чувственный опыт. Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя. Осуществление программы обучения доступно специалистам различного уровня профессиональной подготовки. Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Для реализации данной программы, учителю желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления. Данные программы значительно отличаются соотношением практического обучения художественной деятельности и знакомства учащихся с различными теоретическими основами изобразительного искусства (направлений, видов, стилей и т.д.). ИЗО как средство коррекции отклонений в развитии Являясь тесно связанной с важнейшими функциями (речь, мышление, зрение, двигательная координация) изобразительная деятельность не просто способствует формированию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Отмечается важная роль художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей. Рисование и ручной труд несет важную коррекционную ценность, для развития ребёнка в целом и его познавательной деятельности в частности. В процессе организованных занятий, дети начинают лучше осуществлять сравнение, легче устанавливать схожесть и различие предметов, связь между целым предметом и его частями. ИЗО деятельность требует от детей проявления многосторонних качеств и умений. Чтобы нарисовать любой предмет, его нужно внимательно рассмотреть: определить его строение, форму, цвет, основные детали, положение в пространстве. Необходимость передать в рисунке соответствие изображаемому объекту, заставляет детей отмечать в нем такие особенности и свойства, которые, обычно, пассивном наблюдении не становятся объектом внимания детей. Рисование способствует формированию у детей аналитико-синтетической функции мышления. Овладение умением рисовать требует реализации сенсорного воспитания, а также само способствует такому воспитанию. Это достигается при помощи тщательного изучения детьми цвета, величины и структуры предметов. В этом процессе участвуют зрительные, двигательные и осязательные анализаторы. В процессе обучения нечеткое, аморфное, слабо-дифференцированное восприятие детей постепенно становятся четкими, конкретными и полными. У детей формируются разнообразные представления, которые являются основой для освоения знаний, получаемых в процессе обучения в школе. Формирование у учащихся восприятия, воображения и других психических функций невозможно без активного участия мышления. В процессе изобразительной деятельности учащимся необходимо осуществлять различные интеллектуальные операции: осмысливать структуру воспринимаемого объекта, определять последовательность реализации изображения, сравнивать объект и рисунок, соотносить части изображения между собой и т.д. Операции анализа и синтеза, сравнения, планирования, обеспечивают правильное выполнение заданий. Однако во время рисования умственные операции совершаются не автоматически и самопроизвольно. Для активного развития мышления учащихся и исправления его особенностей нужны специальные условия. Для овладения изобразительной деятельностью, необходимы специальные графические умения: владения рукой, умение подчинять движения контролю глаз и руки, правильно использовать карандаш, кисть, краски и т.д. Благодаря занятиям изобразительной деятельностью, происходят значительные изменения и в поведении учащихся. Дети становятся более собранными, сдержанными, аккуратными и внимательными. Деятельность учеников приобретает осознанность, мотивированность и целенаправленный характер. У учащихся воспитывается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Таким образом, изобразительная деятельность как организующее средство, положительно влияет и на эмоционально-волевую сферу учащихся. Однако имеющиеся у детей нарушения затрудняют развитию этих процессов. У многих учащихся младших классов школы V вида отмечаются незначительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти рук. Однако в процессе занятий изобразительной деятельностью указанные недостатки сглаживаются. Этому способствуют специальные упражнения, предусматривающие выработку координированной и согласованной деятельности анализаторов. Данные упражнения развивают глазомер учащихся, обучают руку ознательным и точным движениям, придают ей твердость и гибкость. Зрительные, осязательные, кинестетические ощущения и восприятие позволяют осуществить контроль за направлением и качеством движений. На базе этого, создаются благоприятные условия для развития навыков рисования и письма. Благодаря занятиям изобразительной деятельности, у учеников школы V вида развиваются мышление, воображение, восприятие, зрительная память, наблюдательность, целенаправленность. У них уточняются многие представления, которые являются основой для усвоения знаний, получаемых в процессе школьного обучения. ИЗО как средство педагогического изучения детей Основным методом диагностики детей в процессе их обучения и воспитания является наблюдение. Систематически используя этот метод, можно получить важные сведения о разных сторонах развития и деятельности ребенка. Благоприятные условия для уточнения этих данных представляют уроки изобразительной деятельности. Наблюдения за учащимися в процессе рисования позволяют выявить у них характеристики, которые на других уроках могут оказаться незамеченными. В процессе изобразительной деятельности дети изучают и воспринимают особенности реальных предметов, осознают их форму, строение, цвет и многие другие свойства. В процессе занятий рисования учитель получает возможность приобрести материал, раскрывающий особенности мышления, змоционально-волевой сферы и личности учащихся. Деятельность учеников, направленная на определение и запоминание того, что в дальнейшем должно быть отражено на рисунке, способствует росту их речевой активности. Диагностика детей в процессе изобразительной деятельности и анализ результатов этой деятельности, дают возможность значительно дополнить данные, полученные педагогом в процессе других занятий. Наиболее заметно индивидуальные особенности учащихся проявляются при выполнении конкретных графических заданий. Изучению подвергаются основные черты деятельности учащихся (активность, устойчивость, продуктивность, сознательность, направленность, мотивация). Отмечается, целенаправленно ли действует школьник в процессе выполнения заданий, на что конкретно направлено его внимание, по назначению ли используются учебные принадлежности, отмечаются ли случаи их неадекватного использования. Наблюдения за учащимися в процессе изобразительной деятельности позволяют сделать следующие выводы: могут ли дети правильно организовывать собственную деятельность, поступают ли в соответствии с установками педагога или «соскальзывают» на более простой вид работы. Часто встречаются случаи, когда ребенок отказывается от выполнения задания. Также, необходимо выявить отношение учащегося к изобразительной деятельности: проявляет ли ребенок интерес к рисованию, в чем это выражается, насколько продолжителен этот интерес и на что он направлен. Важно отметить, замечает ли ученик неточности в своих графических действиях, устраняет ли допущенные ошибки и каким способом (привносит в рисунок изменения, прорисовывая линии, использует резинку, начинает рисунок заново). На занятиях изобразительной детальностью возможно определить состояние моторики учащегося, его ведущую руку, степень координированности реализовываемых действий и их качество. Во время изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для обнаружения способностей детей различать величину, форму, цвет и пространственные соотношения объектов. С помощью графических заданий возможно установить, насколько самостоятельно ученик различает геометрические фигуры различных форм, находит ли фигуры одинаковой формы, но различной величины и окраски, соотносит ли объект изображения с различными геометрическими формами (тарелка – круг, салфетка – квадрат, рамка – прямоугольник и т.п.). На занятиях выясняется, может ли учащийся, пользуясь одной устной инструкцией (без показа и без образца), изобразить предметы разной величины, может ли он сравнить по величине два-три предмета и передавать величинные соотношения в рисунке. Также проверяется способность учащихся различать и называть основные цвета, осуществлять подбор предметов по цвету. Необходимо установить, знает ли ученик промежуточные цвета. Важно также отметить, соответствует ли расцветка изображенных предметов их реальному цвету и соблюдает ли ученик цветовую последовательность в рисунках декоративного характера. Педагогическая диагностика учеников включает многостороннюю проверку их графической подготовленности, т.е. проверку того, как учащийся владеет карандашом при проведений вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, как воспроизводит замкнутые линии. Выявляется, умеет ли ребенок регулировать производимые во время рисования движения, может ли он ослабить или усилить нажим на карандаш, изменить амплитуду движений, ускорить или замедлить их темп. Определяется также способность учащегося выполнять карандашом ритмические движения, менять их направление, прекращать движение там, где это нужно. Наблюдения за учащимися во время изобразительной деятельности позволяют выявить их речевую активность, умение передавать в речи свой прежний опыт и сопровождать рисование речью (оречевление выполняемых действий). Важным моментом является выявление того, как учащийся использует помощь педагога в учебном процессе. Выделяют следующие формы помощи: привлечение внимания ребенка к объекту или способу изображения («Раскрась лучше»; «Смотри, как делаю я»); наводящие вопросы, относящиеся к форме, строению или расположению объекта; рекомендации, как лучше продолжить рисунок; прямой показ отдельного приема изображения; демонстрирование действия и просьба самостоятельно повторить это действие; длительное обучение тому, как надо выполнять задание. Оказывая помощь, важно определить, в какой мере ребенок ее принимает и использует (исправляет ошибки или автоматически продолжает воспроизведение изображения). Учет особенностей учащегося (ответное действие на предложение нарисовать что-либо, отношение к возникающим трудностям, эмоциональная реакция на неудачу и т.п.) позволяет оказать меры педагогического воздействия прямого или опосредствованного характера на эмоциональную сферу ребенка с целью ее развития и коррекции. ИЗО как средство диагностики интеллектуального развития ребенка Изучение детей в целях выявления интеллектуальных является важнейшей проблемой дефектологии. В связи с этим многие дефектологи и психологи осуществляют поиск научно обоснованных методов диагностики. К ним относится и изобразительная деятельность, в частности рисование. При помощи рисунка можно определить особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Рисунок без труда поддается всестороннему анализу и это обстоятельство давно привлекало многих специалистов, пытавшихся установить корреляцию между рисунком и состоянием интеллекта. Некоторые современные зарубежные специалисты используют в целях диагностики умственной отсталости метод тестов. Среди этих тестов немало графических. Наибольшее распространение получил тест «Нарисуй человека», предложенный Ф. Гудинаф. Его суть заключается в том, что ребенку предлагается графическое задание (нарисовать фигуру человека), а затем проводится количественный подсчет элементов рисунка. На основе данного анализа изображения и математической обработки полученных данных, выявляется коэффициент интеллектуальной одаренности, который и служит решающим критерием при оценке умственных способностей ребенка. Простота, доступность и удобство статистической обработки данных, полученных данным методом, не позволяют, однако, говорить о его объективности и научной достоверности. Использование графических тестов раскрывает особенностей личности обследуемого, а лишь отражает уровень его изобразительных навыков или констатирует недоразвитие некоторых психических функций. Анализ детских рисунков с целью выявления умственной отсталости осуществлялся советскими учеными уже в 20-е годы. Так, А.М. Шуберт указывала на приблизительный характер результатов тестовых испытаний и предостерегала исследователей от увлечения этим методом, так как он может привести к грубым ошибкам и нанести вред испытуемому. Позднее, рисование как метод диагностики и показатель уровня развития интеллектуальных способностей детей, использовали А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, Е.Н. Правдина-Винарская и др. На необходимость использования детских рисунков для психолого-педагогического изучения личности ребенка указывают Л.В. Занков, Н.П. Сакулина, В.Я. Василевская, О.В. Правдина, А.А. Венгер, Т.Н. Головина, С.Д. Забрамная. По мнению исследователей, рисунки выполненные умственно отсталыми детьми, носят специфический характер. Резкое различие наблюдается в рисунках аномальных детей, относящихся к разным клиническим группам. Советский ученый в области изобразительного творчества детей Н.П. Сакулина пишет: «Чем глубже задержка умственного развития, тем позже и с большим трудом осваивают дети предметное рисование. Среди детей глубоко умственно отсталых в возрасте 8 – 10 лет встречаются и такие, которые не в состоянии нарисовать ничего отчетливого». Рисование является лучшим способом налаживания отношений с малоконтактными, молчаливыми или замкнутыми детьми. В связи с этим, работники медико-педагогических комиссий и диагностических групп нередко начинают проводить обследование, предложив ребенку выполнить какой-либо рисунок: по выбору («Нарисуй, что хочешь, что умеешь, что любишь»); по замыслу («Что подарим маме»); на заданную тему («Нарисуем картинку к сказке «Колобок»); по тексту-описанию («Два дома рядом – большой и маленький. У большого дома – два окна и дверь, у маленького – одно окно и дверь» и др.); по непосредственному наблюдению («Игрушка-грузовик» и др.). Каждое из этих заданий направлено на развитие различных сторон деятельности ребенка. С их помощью можно установить запас имеющихся знаний о предметах и явлениях, степень подготовленности руки к выполнению графических действий, умение передавать в рисунке изображение знакомых предметов и узнавать их. Предлагаемые задания помогают выявить уровень зрительной и зрительно-моторной памяти, способности воспринимать и анализировать строение, величину, форму, цвет предмета. Однако об уровне сенсорного и интеллектуального развития ребенка нельзя судить по одному рисунку. В некоторых ситуациях, например в работах по выбору, когда ребенок воспроизводит картинку-штамп (единственное, что может нарисовать), изображение может оказаться более или менее удовлетворительным, однако в других случаях в рисунке нельзя узнать ничего определенного. Значительные различия отмечаются в рисунках нормотипичных и умственно отсталых детей, выполненных по непосредственному наблюдению. Несмотря на то, что у детей имеется реальная возможность всесторонне рассмотреть предмет, умственно отсталые ученики воспроизводят в рисунке, как правило, только основные части, опуская многие детали и характерные особенности. Во многих рисунках отмечается незавершенность, фрагментарность изображения. В рисунках поступающих в 1 класс нормотипичных детей также много неточностей, особенно в передаче пропорций, однако в целом рисунок характеризуется законченностью, относительной полнотой, детализацией. Предлагая графическое задание, необходимо проследить, как ребенок его принимает, адекватно ли действует, обучается ли. Если он отказывается рисовать, можно предположить, что имеется некоторое снижение уровня развития или нарушение змоционально-волевой сферы. В большинстве случаев, дети со сниженным интеллектом готовы приступить к работе независимо от степени ее трудности. Поэтому гораздо важнее установить, действует ли ребенок в соответствии с заданием. Об отставании в интеллектуальном развитии или наличии каких-либо других нарушений могут свидетельствовать бедность замысла, неумение выразить графически даже самый простой сюжет, изображение объектов, не относящихся к предложенной теме или противоречащих ей, неадекватная передача окраски деталей объекта, грубое нарушение в рисунке пространственных признаков и отношений, различные нелепости, наконец, отсутствие предметных изображений. Отсутствие обучаемости, неумение воспроизвести простейший изобразительный элемент по подражанию, неадекватность действий после показа могут быть обусловлены снижением интеллекта. Установить на основе рисунка точный уровень познавательных возможностей детей удается не всегда, так как диапазон «графической умелости» разнообразен и у разных людей проявляется по-разному. Вместе с тем наблюдения за испытуемым во время рисования, беседа с ним по поводу изображенного и сам рисунок являются ценным материалом, который необходимо рационально использовать при выявлении особенностей ребенка. Следует особенно подчеркнуть, что в ряде случаев рисунки не могут служить истинным показателем снижения интеллекта. Иногда в силу некоторых причин рисунок не отражает реальные умственные способности ребенка. Поэтому графическое изображение предметов и явлений окружающего мира не может выступать в качестве единственного критерия оценки интеллектуального развития. Изучение рисунков с целью установления диагноза должно проводиться в комплексе с анализом всех остальных данных психолого-педагогического обследования. При этом результаты наблюдения за процессом рисования существенно дополняет сведения, полученные о ребенке специалистами с помощью других методов, что позволяет составить полную и объективную характеристику, сделать правильные выводы и дать соответствующие рекомендации.
«Содержание коррекционно-образовательных программ» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot