Содержание и структура индивидуального проекта
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Содержание и структура индивидуального проекта
Проекты академической, научной направленности
Основу таких проектов составляет классическая исследовательская технология:
• определение предмета исследования;
• выявление и определение проблемы исследовательской деятельности;
• выдвижение гипотезы;
• проверка гипотезы:
• интерпретация (объяснение) результатов, возможные выводы, выдвижение новых проблем;
• подведение итогов, оформление результатов, их презентация.
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Такие проекты приближены к научному исследованию. Они содержат аргументацию актуальности принятой для исследования темы, обозначения задач и методов исследования, указание источников информации.
Выделяют следующие, наиболее часто используемые, методы исследования:
1. Изучение и анализ теоретического и исследовательского материала по данной проблеме с целью выстраивания логического доказательства;
2. Использование методов эмпирического (т.е. опытного) получения данных:
3. наблюдение (включенное, внешнее);
4. экперимент;
5. опрос (интервью, анкетирование, специальные методики);
6. беседа;
7. Методы математической, статистической обработки информации.
Проекты практической, прикладной направленности
Совершенно необходимо особо остановиться на проектах практической, прикладной направленности. При работе над такими проектами исследователь также двигается в рамках исследовательской технологии, но содержание деятельности на каждом этапе несколько иное.
На этапе определения предмета исследования необходимо описать идею, которая будет реализована, и описать модель готового продукта, созданного на основе идеи.
Например, исследователь знает, что будет использован некоторый (пока неизвестный, неопределенный) компьютерный редактор для реализации идеи. Тогда необходимо:
• проработать материал «поэкранно» (весь материал разбивается на типовые экраны);
• определить содержательную структуру каждого экрана (текст, рисунки, графики, таблицы и т.п.);
• определить структуру взаимосвязи экранов (последовательная структура, разветвленная структура);
• определить принципы оформления материала с учетом многих факторов, например, возраста будущих пользователей и т.д.
На данном этапе бывает необходимо изучить уже имеющуюся информацию, получить консультации у специалистов, у учителей.
На этапе определения проблемы все усилия необходимо направить на поиск ответа на вопрос: С помощью каких аналитических, социологических, технических, программных и т.д. моделей, средств лучше всего реализовать данную идею?
Например: ученик создает обучающую компьютерную программу для истории. Проблема в данном случае может быть сформулирована так: С помощью каких программных средств, редакторов лучше всего реализовать данную идею?
Известно, что для эффективного использования любого средства обработки вещества (например, любого орудия труда) необходимо знать, как оно устроено и из чего оно сделано. Тогда можно точно знать, как и где это средство можно использовать, можно понять закономерности использования данного средства.
При использовании информационных технологий также необходимо сначала понять как, для каких целей и с помощью каких средств сделана данная технология; только тогда можно говорить об эффективном использовании предложенного пакета, которое основано на понимании принципов работы, закономерностей создания и, соответственно, правил использования.
На данном этапе необходимо собрать информацию об имеющихся опытах реализации, преимуществах и недостатках тех или иных средств.
Проанализировав преимущества, недостатки различных средств реализации идеи, сопоставив с имеющимися ресурсами (личностными, техническими), необходимо выдвинуть гипотезу - выбрать самое оптимальное средство реализации.
Например: наилучшим редактором для создания обучающей программы по истории будет POWER POINT.
На этапе проверки гипотезы необходимо:
• определить логический содержательный сценарий для обоснования авторского подхода к реализации идеи;
• непосредственно реализовать идею выбранными программными средствами;
• выделить трудности при реализации.
Затем наступает этап анализа получившегося продукта, сопоставления реальных результатов с планировавшимися, и при необходимости, анализа ситуаций, в которых возникли затруднения.
Завершается проект прикладной, практической направленности также написанием отчета и презентацией получившегося продукта.
Сайт Интуит курс Методика подготовки исследовательских работ студентов
Индивидуальный проект имеет ряд структурных элементов: титульный лист, содержание, введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список использованной литературы, приложения.
Разработка введения
В введение обосновывается актуальность выбранной темы работы, указываются объект и предмет исследования, четко определяется цель и формируются конкретные основные задачи, отражается степень изученности в литературе исследуемых вопросов. Перечисляются использованные основные материалы, приемы и методы исследования, в том числе экономико-математические методы, указывается теоретическая и практическая значимость исследования, дается краткая характеристика работы.
По объему введение в работе не превышает 2 страниц (5%)
Обоснование актуальности исследования
При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать.
Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.
Актуальность проблемы исследования - это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе.
Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.
Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
• восполнение каких-либо пробелов в науке;
• дальнейшеё развитие проблемы в современных условиях;
• своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
• обобщение накопленного опыта;
• суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
• постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.
Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.
Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.
Объект и предмет исследования
После актуальности проблемы исследования во введении исследовательской работы записывают объект и предмет исследования учащихся.
Обьект исследования - это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.
Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Объект – определённая часть научных знаний, подвергающаяся исследованию. Предмет – конкретный аспект проблемы, занимаясь рассмотрением которого авторами познаётся целостный объект, обозначаются и выделяются его характерные свойства. Предмет исследования зачастую очень близок с выбранной студентом темой проекта или полностью с ней совпадает. Как категории науки объект и предмет соотносятся как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.
Рассмотрим несколько примеров формулировки объекта и предмета исследования.
Тема исследования «Основные принципы функционирования электронной почты»
Объект: электронная почта.
Предмет: основные принципы функционирования электронной почты.
Тема: «Влияние межличностных отношений между учеником и педагогом на успеваемость учащегося в МБОУ СОШ».
Объект: учебно-образовательный процесс МБОУ СОШ.
Предмет: межличностные отношения между педагогом и учащимся в учебно-образовательном процессе МБОУ СОШ и их влияние на успеваемость.
Тема Управление рисками аутсорсинговых контрактов в банке
Объект Коммерческий банк
Предмет Инструменты снижения рисков внешней разработки программного обеспечения
Тема Анализ состояния рынка ИТ-услуг
Объект Рынок ИТ-услуг
Предмет Тенденции развития рынка ИТ-услуг
объектом исследования может являться информационная система предприятия, а предметом исследования - одна из её подсистем.
Примеры объекта и предмета исследования:
Объект исследования:
Предмет исследования:
магнит
свойства магнитов
гора Чатырдаг
легенды и мифы о горе Чатырдаг
тригонометрические уравнения и их системы
способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах
учащиеся и преподаватели школы
зависимость от СМС
английские предложения
способы и причины расположения слов в английских предложениях
социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре
процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
глаз
свойства и структура глаза как оптического инструмента
микроклимат учебных помещений
условия микроклимата в учебных помещениях
магнитное поле
магнитное поле в школьных учебных кабинетах
проектирование компьютерной сети
проект ЛВС предприятия ООО «Снежинка»
стерилизованные и профильтрованные яблочные соки в асептической упаковке.
содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.
Цель исследовательской работы
Грамотная формулировка цели в проекте или исследовательской работе очень важна.
Цель исследовательской работы - это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей работы.
Цель описывается учащимся во Введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями!
Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта):
1. Выберите одно из слов типа:
изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
2. Добавьте название объекта исследования
Например:
Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.
• Изучить различные способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах.
• Изучить силу трения и ее влияние на жизнь человека.
Выявить влияние СМС-мании на психику человека.
Определить зависимость от СМС среди учащихся и учителей школы.
Задачи исследовательской работы
После формулировки цели проекта укажем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследования.
Задачи исследовательской работы - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца.
Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»
Задачи записываются во Введении исследовательской работы сразу после цели.
Обычно задачи исследовательского проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.
Например:
Изучить процесс создания мультфильма
Изучить научно-методическую и справочную литературу по вопросу создания программ в среде программирования Borland Delphi.
Провести статистические исследования по выявлению количества учащихся и учителей используюших СМС
Проанализировать основные способы и механизмы решения уравнений
Исследовать распространение применения компьютерного сленга среди различных социальных групп с помощью интерактивных анкет и тестирующей программы, созданной в среде программирования Delphi.
Определить наиболее рациональный способ решения уравнения
Выявить процент учащихся в школе, имеющих различные заболевания глаз.
Гипотеза исследования - предположение о способах решения поставленных задач и возможных результатах.
Различают по глубине раскрытия проблемы:
1) Функциональную гипотезу: имеет структуру: «если (что-то ввести, изменить подход, создать условия, активизировать какие-то факторы), то … (будет достигнут такой-то результат)»;
2) Теоретическую гипотезу: содержит еще и предположение о том, за счет чего, с помощью каких механизмов будет получен положительный результат. Это выражается в дополнительном предположении «так, как …» или «потому, что …».
По логике построения:
1) Линейная гипотеза (одно предположение);
2) Вариативная (проверяется несколько предположений).
Гипотеза представляет собой знание не достоверное, а вероятное. Это такое высказывание, истинность или ложность которого не установлена. Процесс установления истинности или ложности гипотезы и есть процесс познания.
Методы исследования
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложные и многофункциональные объекты.
Методология – это стратегия научных исследований, обеспечивающих достижение цели, сформулированной в гипотезе предполагаемых научных результатов (генеральный путь познания)
Метод – это тактика, показывающая как лучше всего идти этим путем
Метод — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.
Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы. Иногда учащиеся используют формулировку методы исследовательской работы или проекта.
Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
Выделяется специальная группа методов теоретического исследования.
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
• теоретический анализ
• индукция и дедукция
• изучение и обобщение
• анализ и синтез
• формализация
• абстрагирование
• идеализация
• аксиоматика
Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.
Индуктивные и дедуктивные методы — это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.
Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.
Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.
Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование.
С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое; медиана — показатель середины; степень рассеивания — дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др. Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы.
Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.
Эмпирические методы
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.
- наблюдение
- опрос
- собеседование
- анкетирование
- интервью
- тестирование
- фотографирование
- счет
- измерение
- сравнение
- эксперимент
- лабораторный опыт
- моделирование
Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Можно выделить следующие этапы наблюдения:
- определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);
- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);
- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и не включённое — "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
Наблюдение — это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты.
Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование — заочным опросом.
Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.
Особую роль в исследованиях играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.
Собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций.
Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения.
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Примеры записи методов исследования:
Пример 1.
Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.
Пример 2.
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.
Пример 3.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.
Теоретическая значимость работы
Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать вовведении исследовательской работы в случае, если результаты Вашего исследования могут иметь дальнейшее полезное теоретическое применение.
Теоретическая значимость работы – это раскрытие теоретического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.
Теоретическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась?
Обычно описание теоретической значимости исследования можно начать так: "Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ... для...".
Желательно прежде всего, сделать акцент на той пользе, которую принесет ваша работа школе.
Возможно результаты исследовательской работы обобщат собранную информацию, расскажут людям что-то новое и интересное, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе и т.д.
Примеры описания теоретической значимости работы:
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что на основании изучения темы СМС-мания выявила влияние СМС-мании на психику и подняла этот вопрос в своей школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что многие подростки и не только, возможно обратят внимание на моё исследование, и сделают выводы, подтверждая их действиями.
Работники сотовых связей также должны задуматься, т.к. именно в их силах обеспечить счастливое будущее здоровым детям.
Практическая значимость работы
Описание практической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать вовведении исследовательской работы в случае, если результаты Вашего исследования могут иметь полезное практическое применение.
Практическая значимость работы – раскрытие практического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.
Практическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась?
Обычно описание практической значимости исследования можно начать так: "Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ... для ...".
Желательно прежде всего, сделать акцент на той пользе, которая принесет ваша работа школе.
Возможно полученные результаты принесут экономическую выгоду, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе, помогут в изучении темы в школе и т.д.
Примеры описания практической значимости исследовательской работы:
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать в школьном курсе «Обществознание».
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании изучения темы СМС-мания разработала анкету для опроса респондентов.
Практическая значимость работы: ее можно использовать в школьном курсе «Этика и психология семейном жизни».
Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня при изучении тем по биологии в 9-м классе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано школьниками для повышения образовательного уровня, учителем биологии и физики для объяснения тем и проведения занимательного урока охраны здоровья.
Исследовательская работа имеет практическую значимость, потому что материалы исследования могут быть использованы для подготовки к уроку, для подготовки к экзаменам.
Практическая значимость исследования заключается в составлении рекомендаций по употреблению определённых продуктов питания, содержащих пищевые добавки.
Краткие комментарии по формулированию элементов введения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Комментарии по формулированию элементов введения
Элемент введения
Комментарий к формулировке
Актуальность темы
Почему это следует изучать? Раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности.
Цель исследования
Какой результат будет получен? Должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации.
Объект исследования
Что будет исследоваться? Дать определение явлению или проблеме, на которое направлена исследовательская деятельность.
Предмет исследования
Как и через что будет идти поиск? Дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения явления или проблемы.
Гипотеза исследования
Что неочевидно в исследовании? Утверждение значимости проблемы, предположение, доказательство возможного варианта решения проблемы.
Задачи работы
Как идти к результату? Определяются исходя из целей работы и в развитие поставленных целей. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Рекомендуется сформулировать 3 – 4 задачи.
Методы исследования
Как изучали? Краткое перечисление методов через запятую без обоснования.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Что нового, ценного дало исследование? Формулировка теоретической и практической значимости не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость.
Структура работы (завершающая часть введения)
Что в итоге в работе/проекте представлено. Краткое изложение перечня и/или содержания глав работы/проекта.
Разработка основной части индивидуального проекта
Основная часть отражает теоретическое обоснование и состояние изучаемой проблемы. Вопросы теории излагают во взаимосвязи и для обоснования дальнейшего исследования проблемы в практической части работы. Практическая часть носит аналитический и прикладной характер. В них излагается фактическое состояние изучаемой проблемы.
Разработка заключения
В заключении обобщаются теоретические и практические выводы и предложения, которые были соответственно сделаны и внесены в результате проведенного исследования.
Выводы и предложения оформляются в виде тезисов - кратко сформулированных и пронумерованных положений без развернутой аргументации или кратко изложенных, но с достаточным их обоснованием.
Проведенное исследование должно подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования. В случае опровержения гипотезы даются рекомендации по возможному совершенствованию деятельности в свете исследуемой проблемы.
Составление списка источников и литературы
В список источников и литературы включаются источники, изученные Вами в процессе подготовки работы, в т.ч. те, на которые Вы ссылаетесь в тексте курсовой работы/проекта.
Внимание! Список используемой литературы оформляется в соответствии с правилами, предусмотренными государственными стандартами (Приложение 4).
Список используемой литературы должен содержать 10 – 15 источников, с которыми работал автор проекта.
Источники размещаются в алфавитном порядке. Для всей литературы применяется сквозная нумерация.
Список литературы исследовательской работы
Список литературы или Список использованной литературы в исследовательской работе располагается в алфавитном порядке и нумеруется.
Список литературы исследовательского проекта помещается на отдельном листе.
По правилам Список использованной литературы принято помещать после Заключения.
В список включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте и которые использовались для работы над исследовательской работой.
Источники в списке нумеруются в порядке их упоминания в тексте арабскими цифрами без точки.
Сведения об источниках должны включать: фамилию, инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц.
Фамилию автора указывают в именительном падеже. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже.
Для статей указываются инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номер страницы.
Удобным является расположение литературы по алфавиту.
Официальные документы ставятся в начале списка литературы в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.).
Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке.