Социология культуры
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Социология культуры
1. Основные признаки и элементы культуры
Когда заходит разговор о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы - небольшая, хотя и очень важная частица культуры. Культура - это прежде всего характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образ действия. В социологическом понимании культура, и в первую очередь ее ядро - ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность - общество. Следовательно, культура - важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах, включая художественную культуру. В лекции я постараюсь хотя бы вкратце проанализировать культуру как социальный феномен, приоткрыть перед вами то многообразие проблем, которое обнаруживает социологический взгляд на это уникальное творение человеческого общества. В науке, да и в обыденной жизни, трудно найти термин, который мог бы сравниться с "культурой" по частоте употребления и многозначности толкования. Он сопровождает специалистов в области гуманитарных и социальных наук повсеместно: рассматриваем ли мы историю древних цивилизаций или современную молодежь, эстетические проблемы или политику и т.д. Дать этому термину однозначную трактовку чрезвычайно трудно именно по причине того, что культура проникает во все поры нашей жизни и в каждом случае приобретает особый оттенок.
Давайте попытаемся описать культуру через ее основные признаки:
1. Слово культура произошло от латинского cultura и первоначально имело смысл возделывания, облагораживания земли. Очевидно, что смысл слова "возделанное человеком", "облагораживание" стал одним из главных для культуры. Здесь, видимо, основной источник, который рождает тот широкий круг явлений, свойств, объединенных словом культура.
2. Когда мы говорит о культуре, мы имеем в виду те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Прежде всего, в круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе. Таковыми следует признать изготовление орудий труда и спортивные состязания; политическую организацию общественной жизни, ее элементы (государство, партии и т.д.) и обычай дарить подарки; язык, мораль, религиозные обряды и колесо; науку, искусство, транспорт и одежду, украшения, шутки. Как видим, круг этих внеприродных явлений нашей жизни очень широк, он включает как сложные, "серьезные" феномены, так и простые, казалось бы, незатейливые, но очень важные и нужные для человека.
3. В круг явлений, объединяемых словом "культура", входят такие свойства людей, которые не регулируются биологическими инстинктами. Конечно, в современной жизни чисто инстинктивные действия человека крайне редки и соответственно крайне узок круг проблем подобных явлений. Но нельзя отрицать, что есть элементы человеческой жизни, которые впрямую зависят лишь от биологической конституции человека, физического здоровья конкретного индивида. Они встречаются, чаще всего, в интимной сфере, связанные с вопросами личной гигиены, здоровья, взаимоотношений мужчины и женщины. Сюда также входят непроизвольные реакции на свет, боль и т.д. Ко многим подобным явлениям впрямую культурной оценки не применишь. Но значителен круг человеческих действий, к котором переплетаются инстинктивные и культурные начала. И идет ли речь о половом влечении или о потребности в пище - даже в этих случаях мы сталкиваемся чаще всего с переплетением инстинктивной основы и окультуренного содержания. Инстинкт проявляется в чувстве голода, аппетите, предрасположенности к употреблению определенной пищи: высококалорийной в условиях холода, больших физических нагрузок; к пище, насыщенной витаминами, - весной. Культура же проявляется в том, как будет убран стол, в красоте и удобстве посуды, в том, сядет ли человек за стол, или будет есть на ковре, усевшись, скрестив под собой ноги. И в сочетании приправ, как будет приготовлено мясо и др. Здесь скажутся и кулинарные традиции того или иного народа, и мастерство кулинара и т.д. Отметим и еще одну категорию явлений, где переплетается инстинкт и культурный контроль за поведением. Так, предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, к быстрой возбудимости, острым формам выражения своих идей, замечаний, (что, как правило, объясняется типом темперамента, другими врожденными свойствами) может быть существенно нейтрализовано, облагорожено выработанным умением контролировать себя и т.д. И этот контроль, в том числе контроль человека над своими природными инстинктами - важнейший элемент культуры. Причем в различных культурах конкретные формы контроля, что и в какой степени контролируется, в какой степени подавляется и по какому поводу инстинкт - приобретают достаточно ощутим Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, почитание) в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию. Понятие "культура" используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом.
Культура, будучи необычайно сложным, широким и многогранным явлением, служит объектом исследования для самых различных научных дисциплин — философии, культурологии, истории, этнографии, социальной антропологии и др. Социологию, прежде всего, интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика социологического подхода к изучению культурных явлений отражается в понятии "социальная культура", которое все больше утверждается в научной и учебной литературе.
Социальная культура — это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.
Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве основных выделяются следующие:
• гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);
• социально-информационная (аккумуляция, храпение и передача социального опыта);
• коммуникативная (функция социального общения);
• образовательно-воспитательная (социализация личности (5.4), ее приобщение к знаниям и культурному наследию);
• регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения);
• интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства общности, поддержание стабильности общества).
В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете. По образному выражению американского социолога Н. Смелзера, социальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное поведение.
В социологическом изучении культуры выделяют два основных аспекта: культурную статику и культурную динамику. Первая предполагает анализ структуры культуры, вторая — развития культурных процессов.
Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные, единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые — духовную.
Материальная культура — это все то, в чем материализуются знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т.д.). Духовная культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другое — все то, что возникает в сознании людей и определяет их стиль жизни.
Социально-значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное наследие выражает культурные универсалии. Это понятие ввел в научный оборот американский социолог и этнограф Дж. П. Мёрдок (1897—1985), который выделил более 70 универсалий — общих для всех культур элементов: язык, религию, мифологию, возрастную градацию, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадание, ухаживание, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т.д.
Культурные универсалии не исключают богатого разнообразия культур, которое может проявляться буквально во всем — в приветствиях, манере общения, традициях, обычаях, обрядах, в представлениях о прекрасном, в отношении к жизни и смерти. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологи выделяют две тенденции: этноцентризм и культурный релятивизм.
Этноцентризм — это тенденция оценивать другие культуры по критериям своей собственной культуры с позиции ее превосходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые различные формы (миссионерская деятельность с целью обратить "варваров" в свою веру, попытки навязать тот или иной "образ жизни" и т.д.). В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может играть разрушительную роль, порождая ксенофобию и воинствующий национализм. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах. Это дает основание некоторым социологам находить в нем и положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием и даже обычной групповой солидарностью.
Культурный релятивизм исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее собственном контексте. Как отмечает американский исследователь Р. Бенидикт, ни одна ценность, ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.
По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе — сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их самобытность и значение.
2. Аспекты культуры
Следует различать: а) саму культуру как таковую, как очень подвижный и трудноуловимый "эфир", растекающийся по всем сторонам нашей жизни, определяющий сознание или менталитет; б) процесс воплощения культуры реализуемый через социальную деятельность; в) конкретные формы (продукты) воплощения культуры; г) процесс приобщения к культуре и ее передачи от поколения к поколению.
Давайте вкратце рассмотрим каждый из этих аспектов.
1. Культура и сознание: менталитет
Что же является источником внеприродного, что в действительности делает возможным надинстинктивное в жизни людей? Сознание. Все, что связано с "возделанным" в человеческой жизни, так или иначе порождено и "отягощено" сознанием. Ведем ли мы речь о хозяйственной деятельности людей или политике, применении совершенных технологий или нравственных поисках людей, поведении в быту или восприятии художественных ценностей - везде мы имеем дело со знаниями, навыками людей, их ценностями, предпочтениями, традициями, приверженностями и т.д. Естественно, культура связана не только с рациональным, она охватывает всю духовную жизнь человека. Мы говорим о культуре чувств, эмоций - важнейшем элементе культуры. Или обратим внимание на культуру навыков, умений, бытовых навыков. Они в реальной жизнедеятельности реализуются, как правило, автоматически, непроизвольно. Но и в том и в другом случае роль рационального, осознанного приобретает доминирующее значение.
Культура как феномен соткана из сознания, его элементов. И все те преимущества, которыми наделяет сознание человека, та роль, которую оно играет для становления и развития социального, значимости ценностей в функционировании социальных связей, институтов и общностей - все это с полным основанием должно быть отнесено к культуре. Но культура - это не вообще сознание, не отдельные его элементы. Культура - это способ, метод ценностного освоения действительности. В поисках путей и вариантов удовлетворения своих потребностей (материальных, социальных, духовных и т.д.) человек, чаще всего встает перед необходимостью оценки явлений, средств их достижения с точки зрения пользы и вреда, добра и зла, допустимого или запретного и т.д. Другими словами, активная, практически осмысленная деятельность сразу же ставит человека в позицию, в которой он должен определить (или хотя бы предположить ценность для себя, для других тех объектов, которые ему необходимы). Без этого нет мотива, без этого нет сознательного социального действия. Способ, метод выявления ценностей и есть культура. Культура взгляд на мир сквозь призму добра и зла, полезного и вредного, умного и глупого, прекрасного и безобразного и т.д. Как способ освоения действительности, культура - это не отдельные оценки, нормы, не их набор, сумма, а лишь ценностные элементы, взятые как ценность. Последняя проявляется в нескольких отношениях. а) Когда мы говорим о культуре, мы прежде всего имеем в виду культуры, т.е. разнообразные варианты культур как варианты знаний, ценностей, предпочтений, норм поведения согласованные, сопряженные друг с другом. Внутреннее сопряжение культуры проявляется в виде устойчивой, логически прослеживаемой в основных элементах сознания определенности восприятия мира, оценки реальных явлений, ценностей, - ментальности. Логически прослеживаемая определенность может характеризовать духовный мир как конкретного общества (культура американского общества, культура российского общества), представителей той или иной социальной общности, (к примеру, территориальной: москвичи, одесситы, петербуржцы, туляки; этнической: русские, казахи и т.д.), так и отдельной личности. Культура как феномен сознания представляет собой целостность и в другом отношении. Культура - это не мертвый багаж невостребованных, нереализованных знаний, умений, четких убеждений. Она представляет собой своеобразный процесс, внутреннюю деятельность, в основе которой взаимодействие, взаимопереход и сопряженность знаний, навыков и убеждений, информационного, чувственного и волевого компонентов.
1. Культура и деятельность: образцы поведения.
Культура как способ ценностного освоения действительности воплощается в практической деятельности людей: в производственной и бытовой, художественной и политической, в научной и учебной и т.д. Известно, что в любой практической деятельности относительно независимо взаимодействует внутренняя и процессуально-внешняя деятельность. В ходе внутренней деятельности формируются мотивы, тот смысл, который придают люди своим поступкам, отбираются цели действий, разрабатываются схемы, проекты, технологии будущих деяний. Именно культура как менталитет напоминает внутреннюю деятельность вполне определенной системой ценностей, предлагает сопряженные с ней проекты, выборы, предпочтения и т.д. В этом проявляется еще одна характеристика культуры - это элемент, который организует, определяет содержание, направленность практической деятельности людей.
Во взаимосвязи культуры и деятельности сделаем акцент на следующих моментах:
- культура и детерминация деятельности
- деятельность как показатель культуры
- образцы деятельности как воплощение культуры.
Значимость культуры как социального феномена объясняется, прежде всего, тем, что это непосредственный, актуальный "виновник" содержания, стиля практической жизни людей. Естественно, сама культура не развивается изолированно как "сама в себе" и "для себя" сущность. Она вбирает в себе импульсы, проистекающие от природных условий жизни данной группы людей, социально-экономических обстоятельств, в которых они осуществляют свою деятельность. Но на пути импульсов внешней среды к конкретному человеку, его поступкам, культура отнюдь не неприметный полустанок, который можно легко проскочить. Это сложная духовная система, в которой переваривается, осмысливается, оценивается внешняя информация, которая непосредственно определяет, как реагировать человеку на эти импульсы, как ему действовать.
Здесь и таится разгадка вопроса: почему представители разных народов по-разному реагируют, действуют в аналогичных ситуациях, почему при совпадении коренных устоев японцы ведут один образ жизни, а французы - другой, у англичан одна система поощрения, стимулов к продвижению, а у американцев - другая. Иными словами, импульсы, идущие от внешнего мира, проходя "чистилище" культуры, по-своему расшифровываются.
И наоборот, все действия людей, в том числе в сфере производства, политики несут на себе мощный отпечаток культуры данного общества, народа, группы людей. Советских (в ту пору) людей всегда поражала четкость и размеренность трудового ритма рабочих из ГДР: без авралов и без перекуров, без "черных" суббот и без срывов графика выполнения плана. Если двух художников, японца и европейца, посадить рядом и попросить написать пейзаж, то одними и теми же красками, на одном и том же холсте мы увидим достаточно различное изображение одной и той же местности.
Культура стремится самореализоваться в практике. Нацеленностью на практику и определяется особая значимость культуры в социальной жизни. То, что стало ее достоянием, культура обязательно воплощает прямо или опосредованно на практике. И когда мы хотим познать культуру другого человека, мы должны судить о ней не столько по его высказываниям, словам, заявлениям о намерениях, целях, а по его действиям. Реальная практическая деятельность, в том числе художественная, научная - это и реальное воплощение культуры, и ее показатель.
2. Формы воплощения культуры.
Культура воплощается прежде всего в устойчивых, повторяющихся образцах деятельности. Естественно, за "спиной" повторяющихся образцов поведения стоят устойчивые мотивы, предпочтения, навыки и умения. И этот аспект проблемы имеет особое значение для социологического анализа культуры как явления. Спорадическое, случайное, более не повторяющееся к культуре относить не следует. Если из спорадического, нерегулярного тот или иной момент жизнедеятельности начинает превращаться в достаточно устойчивое, повторяющееся, то можно констатировать - происходят определенные изменения в культуре данного человека, группы людей, общества. Так или иначе, из круга явлений, описываемых понятием "культура", выпадают не только инстинктивные действия (или инстинктивная сторона действия) людей, но и те моменты, аспекты, которые носят случайный, неустойчивый характер, т.е. не ставшие образцом деятельности. Принято в образцах деятельности разводить образцы (эталоны) элементарных действий (купание ребенка, приветствия, строгание дерева) и модели деятельности: модели социальных связей (тип взаимоотношений в семье, на работе), институтов (тип деятельности армии, государства и т.д.), модели художественной деятельности и т.д. Образцы деятельности обнаруживают себя как в производственной сфере, так и в быту, науке и отдыхе. Они проявляются как в смысловом содержательном отношении, так и в технологии действий, стиле, манере действий. У всех народов храмы служат близким целям, но готический храм не похож на православный или мечеть. Как я говорил ранее, пейзаж, выполненный в европейской художественной манере, не похож на пейзаж, выполненный в манере, присущей изобразительному искусству народов Дальнего Востока.
Идет ли речь о способе строгания дерева рубанком (у многих народов это делают движением к себе, а не от себя), об организации выборов, проведении заседаний парламента или манере пения, порядке подачи блюд во времени званного обеда - образцы деятельности есть воплощение культуры, есть реально осуществляемая культура.
Культура воплощается, объективируется в различных продуктах деятельности. Естественно, раз речь идет об объективировании, то значит речь идет о материальном воплощении. Здесь, хочется, сделать одно пояснение. Долгие годы было признанным делить культуру на материальную (станки, здания, экономику) и духовную (науку, мораль, искусство). Но в последнее время социологов это деление не устраивает. И вот почему. Разве станок не воплощение и научной идеи, и художественного вкуса? Или автомобиль. Разве его внешний вид, дизайн не свидетельство определенных эстетических привязанностей, а качество исполнения его деталей - нравственной культуры тех, кто его произвел?
Более точно было бы, на наш взгляд, делить материальные продукты культуры на вещественно-предметные: станки, автомобили, здания и т.д., в которых воплощаются и технические знания, и художественные вкусы, и нравственные нормы; и символически-знаковые. Под последними имеются в виду те продукты культуры, которые передают свою информацию через слово, символы, знаки, изображения: научные статьи и устное народное творчество; научно-популярные книги и художественная литература; картины, фрески, ноты, схемы, чертежи и пособия типа "Как построить дом", "Ремонт квартиры", или же аналог - учебник по строительному мастерству и т.д.
3. Культура: преемственность и социализация
Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности, объективируется в вещественно-предметных и знаково-символических формах, во-первых, происходит определенная фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, общности, семьи, во-вторых, культура, ее смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому человеку, другому поколению.
1. Культура тем самым выявляет еще один штрих своего социологического осмысления: как средство, метод формирования прошлым, накопленным опытом, традициями наших сегодняшних представлений и более широко - нашей жизнедеятельности в настоящем. Культура это всегда континуум. Когда мы говорим о культуре того или иного народа, мы всегда хотим понять его настоящее, приоткрыть завесу над его будущим, как бы заглядывая в прошлое. И наоборот, когда мы называем человека малокультурным, мы подчеркиваем недостаточную степень усвоения им культуры, накопленной предыдущими поколениями.
Подчеркивая преемственность, мы отнюдь не абсолютизируем устойчивость и неизменность культуры. По крайней мере способность к саморазвитию, изменчивости - это важнейший признак социокультурного процесса. Если в культуре того или иного народа развиты традиции свободы творчества, проявления индивидуальности и т.д., то в этом случае сама культурная традиция как бы "подталкивает" людей к поиску, инновациям. Народ, в культуре которого мало развиты традиции, способствующие поиску, новаторству, обрекает себя на отставание, на серьезные трудности. Каждый шаг на дистанции развития социальной жизни ему будет даваться с большим трудом. Чрезмерный консерватизм культуры, недоверие к новому, неприятие социального риска блокируют инновации.
Вместе с тем, важно, чтобы в культуре традиции поддержки новаторства сочетались с разумным консерватизмом, с приверженностью к стабильности, устойчивости, предсказуемости. Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности, прежде всего ее воспитания и образования. Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиняется в целом законам генетической наследственности. Ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования. Поэтому, когда мы говорим об образовании и воспитании личности, мы имеем в виду, процесс формирования личности прежде всего как носителя, восприемника и продолжателя культуры.
Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. При рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся основой его жизнедеятельности. С помощью слов, книг, фильмов, которые его научат как жить, строить отношения с другими, как пользоваться теми материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами деятельности, принятыми в обществе) и самое главное, осуществляя собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт, он интериоризирует, т.е. делает своим собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.
Итак, культура - не наследуется генетически, это возделанное, сотворенное самим человеком в себе, в других людях, во внешней среде.
Культура - это способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, представляющий собой целостную систему логически сопряженных, устойчивых идей, оценок, ориентаций, норм, приемов, воплощающихся в образцах деятельности, объективируемых в вещественно-предметных и знаково-символических формах, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации. Культура выступает решающим способом регуляции социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.
3. Элементы культуры
• Язык. Первоосновой любой культуры является понятийно-логический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Все люди осваивают мир, осмысливают, фиксируют его элементы в чем-то по-своему, по-особому. У малых народов Севера, живущих охотой, сбором ягод, свое название имеет каждое особое состояние зрелости, например, клюквы. Давно известно, что у народов, где искони развито овцеводство - ягненок, овца, баран в зависимости от возраста имеют свои многочисленные названия; то же многообразие названий рыб, их упитанности, возраста - у народов, живущих рыбной ловлей.
У одних народов только человек "кто", все остальное - "что" (в том числе домашние животные). У других наряду с человеком "кто" относится и к животному миру. В языках одних народов жесткое построение фразы с подлежащим обязательно на первом месте, у других - подлежащее может стоять как в начале, в середине, так и в конце фразы. Казалось бы, какое все это имеет отношение к нашему предмету? Имеет. Ведь человек через понятийно-логический аппарат структурирует и воспринимает окружающий мир. Люди, которые не знают числа более 100, видимо, осмысливают множество, количество в чем-то по-своему. Задумаемся: если человек собаку, кошку, не говоря уже о диких животных оценивает как вещь, аналогично мебели, изгороди будут ли его отношения к животным отличаться от отношения тех, кто видит в них своих младших собратьев, живых партнеров по природе.
Конечно, способ понятийно-логического упорядочивания и восприятия мира зависит от многих обстоятельств, в том числе - от типа хозяйственной деятельности. То, что более значимо, по той или иной причине оказывается более точно и подробно структурировано, а это может сказаться не стилевом разнообразии культур, стать одной из составляющих трудноуловимого аромата каждой культуры. Отметим и роль языка как ретранслятора культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, обрядом, мимикой, танцем. Ушедшие поколения доносят до нас свои умения, навыки, строй мысли в вещественных формах и т.д. Но во всех случаях вряд ли что-нибудь может конкурировать с наиболее емким, доступным, точным ретранслятором культуры, каким является язык.
В оценке языка как ретранслятора культуры встречаются две крайние позиции. Одни вообще считают, что для передачи национального своеобразия роль языка незначительна. Поэтому практика вытеснения родного языка языком, имеющим международный статус, явление дескать вполне допустимое, не наносящее реального вреда развитию национальной культуры. Проведенные многочисленные эмпирические исследования и практика жизни предоставляют немало веских аргументов против подобных утверждений.
Вместе с тем, нельзя абсолютизировать роль языка в качестве чуть ли не единственного носителя культуры, как это пытаются сделать некоторые исследователи, и в особенности политики. Очень часто, тем более в ХХ веке, язык выступает лишь средством коммуникации. На русском языке в той или иной мере может быть передана и нерусская культура. На английском языке - неанглийская.
Кстати, социологи, исследовавшие типы карьеры в Англии и США, получили, используя тонкие методы, по этому поводу любопытные данные. Оказалось, в этих двух странах, пользующихся формально одним языком, в одни и те же термины, описывающие карьеру человека, его продвижение по службе, вкладывались разные смыслы.
• Знания, убеждения. Основными элементами культуры являются убеждения. Именно в убеждениях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности, что воплощают в образцах и моделях поведения. Убеждение - определенное духовное состояние, свойство, для которого характерно генетическая нерасчлененность интеллектуально-рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов. Это чувственное переживание знания как личностно-значимого, достоверного, наполненное током, энергией воли. Убеждения могут быть связаны как с природными объектами, так и с социальными. Любые убеждения, связаны ли они с объектами природы или с социальными объектами, в свою структуру включают определенные сведения, информацию (которая может быть научной или обыденной) о данном явлении, о существе норм, принципов поведения, т.е. знания. Убеждения, связанные с объектами природы, - информация о природных процессах в виде представлений о физической картине мира, естественнонаучные, технические знания, технологии, соответствующая информация о способах действий, приемах, как и что следует выращивать, производить и т.д. Убеждения, связанные с социальными объектами, - этические, экономические, политические знания, представления о традициях, обычаях, ритуалах, эталонах поведения, сведения о том, что считается в рамках данной культуры желательным или нежелательным, справедливым или несправедливым и т.д. Следует иметь в виду одно важное обстоятельство: между существующей и распространяемой в обществе информацией, знаниями о тех или иных явлениях и убеждениями людей, воплощаемых в поведении, связь устанавливается сложно и неоднозначно. Время от времени врачи напоминают о "двух белых врагах человека" - сахаре и соли, призывают прекратить их потребление. (Не будем говорить о никотине - это чересчур тривиально). Но число людей, для которых эта информация стала руководством к существенной перестройке питания - гораздо меньше тех, кто информирован об этом. Еще более сложно и драматично складывается связь между знаниями и убеждениями по поводу социальных объектов. Знание законов отнюдь не удерживает даже работников правоохранительных органов от их нарушений. Нигде и никогда не услышишь одобрительных слов в пользу коррупции, взятки. Но на деле... Причины рассогласованности знаний и убеждений различны. Не ставя перед собой задачу подробного анализа этих причин, хотелось бы предупредить как от абсолютизации, так и от принижения значимости знаний, пропаганды социальных знаний в функционировании и развитии культуры, подмены просвещения политической информацией. Если знания, идеи противоречат потребностям, имманентным тенденциям развития человека, но имеют при этом статус господствующих идей, навязываются обществу, люди рано или поздно начинают сопротивляться их реализации. Разум человека в этой ситуации чаще всего "хитрит", на словах оставаясь приверженным моральному кодексу строителя великого общества, а на деле, что вполне естественно, добиваясь удовлетворения личных потребностей, сплошь и рядом переступает через признаваемые на словах принципы и нормы. В результате возникает невиданное в истории массовое раздвоение духовного мира людей, культуры, разрыв между распространяемыми знаниями, словами с одной стороны, убеждениями, действиями - с другой. Но история знает и другие типы рассогласования знаний и убеждений. Знание может и опережать реальную действительность, практику. В нем могут быть зафиксированы идеи, способные усовершенствовать мир. В этом случае разрыв идей и убеждений вполне естественен. Преодоление его за счет активного распространения подобных знаний, идей является важным условием прогресса общества. Идеи Христа с большим трудом, медленно, но верно доходили до душ людей. Сегодня идеи христианства составляют стержень европейской цивилизации. Вовлечение в оборот современного мыслящего человека великих ценностей мировой культуры создает необходимую информационно-интеллектуальную основу духовного обновления общества. Согласимся, что копившийся долгие десятилетия протест против казарменного социализма во многом благодаря просветительскому ферменту приобрел четко выраженную гуманистически-демократическую направленность. Именно знание придает убеждениям смысл, одаривает идеей. Бедность, скудность культуры в немалой степени определяется узостью, примитивностью, фрагментарностью знаний, вовлеченных в оборот данной культуры. При этом речь идет не только о знаниях, ставших убеждениями. Следует иметь в виду, что существуют разные формы освоения знаний культурой. Ученый может и не соглашаться с той или иной теорией, научной идеей, но информированность о ней, подробное знание этой теории, несомненно, сказывается на аргументированности его собственных концепций. Подобное знание, на наш взгляд, представляет элемент культуры, хотя оно и не стало убеждением.
Данный подход не менее важен при анализе роли социальных знаний в развитии культуры. Сегодня, имея столь драматический опыт, никто уже не даст какой-либо одной системе знаний вексель единственно верного учения. Этого и не требуется. Самому духу просветительства близка атмосфера состязания идей, плюрализм. Вовлечение в культурное поле нашего общества информации о различных теориях, подходах к решению экономических, политических, нравственных вопросов обогащает наше видение собственных проблем. Культура общества, сознание людей приобретает многомерность, гибкость, преодолевается жесткость в оценках, примитивность решений и суждений. Не все эти знания станут нашими нравственными, политическими, научными убеждениями. Но круг информации, который освоен в той или иной форме личностью, обществом, волей-неволей, подчас в трудноуловимых формах будет влиять на систему социальных регуляторов поведения, вносить свою, с первого взгляда незаметную, но достаточно существенную лепту в культуру.
• Ценности. Убеждения как единство знаний, эмоций и воли выступают в разнообразных конкретных формах. Среди них следует назвать ценностные ориентации, установки, нормы, принципы поведения и непосредственные мотивы действий, поступков. Одни определяют стратегическую направленность деятельности индивида, другие нормативно регламентируют ее, третьи - непосредственно, ситуационно детерминируют поведение людей. Данные феномены духовного мира образуют иерархизированную систему, в вершине которой - ориентации на ценности. Как сознательное существо, человек значимые для себя поступки осуществляет осознанно, т.е. взвешивает, оценивает, примеряется. Естественно, ценности изучаются под различным углом зрения различными науками. Особая роль в их исследовании принадлежит философии, этике. Социологию ценности интересуют, прежде всего, как фактор, играющий определяющую роль в регуляции социальных взаимодействий. Ценности - определяющий элемент культуры, ее ядро. Следует напомнить, что культура - это способ, метод именно ценностного освоения действительности. Причем это касается как явлений природы, так и технических изобретений, политического устройства и элементарного этикета, художественных произведений и взаимоотношений в семье. Для того, чтобы оценить, определить, что значимо, а что нет, что полезно, а что - вредно, что является добром, а что злом, т.е. для выявления ценностей человек должен применить определенные критерии, мерки, по которым будет произведена оценка объекта. Вот эти-то критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре. Их мы и будем называть ценностями. Ценность как идеальное, воображаемое, как критерий не следует путать с самим объектом, предметом, который уже признан ценным, ценностью для человека. Именно в последнем смысле мы говорим о приобретении материальных ценностей и т.д. Культура рассмотренная в данном, сугубо ценностном аспекте, - это своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует, упорядочивает, адресует, воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает и передает ценности в обществе. Ценности выступают как:
а) желательное, предпочтительное для данного социального объекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.;
б) критерий оценки реальных явлений;
в) они определяют смысл целенаправленной деятельности;
г) регулируют социальные взаимодействия; д) внутренне побуждают к деятельности.
Другими словами, ценность и ориентируют человека в окружающем мире, и побуждает, мотивируют на конкретные действия. Ценности представляют собой сложный мир. В данной лекции нас преимущественно интересуют ценности, выступающие регуляторами взаимодействия людей в обществе, т.е. социальные ценности. Среди них следует различать ценности экономические и нравственные, политические и эстетические. Данные ценности в рамках той или иной культуры представляют собой не произвольную комбинацию, набор, сумму. Они существуют прежде всего как целостность, система. Менталитет - выражение этой целостности - проявляется как в общей логике, характерной для данной системы ценностей: ее подчиненности материальной чувственности или задачам духовного совершенствования, идее коллективности или индивидуальной свободы и ответственности, так и в специфике набора ценностей, их иерархии, очередности, последовательности. Каждая система ценностей имеет как бы одно основание. Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в предельно личностно значимой, адресованной к самому человеку форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье. Нравственные ценности, пронизывая всю систему ценностей, апеллируют к свободному выбору человека, подкреплены внутриличностными, наиболее глубокими формами контроля (совесть, стыд, покаяние и т.д.). В лекции мною уже подчеркивалось, что в рамках одного общества ведущие ценности большинства людей едины. Культура общества и есть механизм сохранения, воспроизводства и развития общих, признанных в данном обществе, одобряемых в данном обществе, желательных для большинства членов этого общества ценностей. Вместе с тем, целостность системы ценностей отнюдь не означает принципиальной невозможности возникновения в рамках одной культуры противоречий и даже конфликтов ценностей. Конфликты ценностей проявляются в различных формах. Так, художественные ценности при строительстве дома очень часто вступают в конфликт с экономической целесообразностью. Политические ценности обеспечения стабильности государства - с экономическими ценностями развития конкуренции как средства достижения высокой эффективности и прибыльности производства. Преодоление последнего конфликта осуществляется, прежде всего, на базе нравственных ценностей. Если в обществе приоритетны не свобода, самостоятельность индивида, а идеи равенства между людьми, социальной защиты, то соответствующие политические ценности будут брать верх над экономическими ценностями, ориентированными на эффективность, прибыльность. Немалыми различиями могут характеризоваться системы ценностей социальных слоев, классов, групп общества. Эти специфические черты выражают особенности социальных функций, выполняемых той или иной социальной группой, в них представлены желательные для ее представителей варианты общественного устройства и т.д. Но возможные конфликты ценностей, идеалов, а потом и социальные конфликты между социальными группами могут и должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей, признающих безусловную ценность мира для людей, человеческой жизни, а также общественных (общенациональных, общенародных) ценностей, признающих приоритетность сохранения единства нации, целостности государства и т.д. Применимо ли для данной культуры решение спорных вопросов в острой конфликтной форме, переходящей в открытое вооруженное противоборство? Насколько в культуре конфликтующих социальных сил, всего общества развито уважение к общечеловеческим ценностям? Наблюдается ли в обществе, среди всех ее слоев признание как одна из высших ценностей единства нации, сохранения государства, недопустимость гражданской войны? Потому что от этих социокультурных факторов зависит, в каких формах будет разворачиваться социальный конфликт, будут ли стороны искать компромисс и т.д. В рамках любой культуры, общества встречаются социокультурные различия и между поколениями, существуют контркультуры и т.д. Важно учитывать, что в принципе целостность культуры - состояние, далекое от однообразия, застоя. Она (целостность) обеспечивается через многообразие субкультур, в ее недрах формируются и развиваются новые элементы, а вместе с этим возникают и существенные различия, которые могут привести к противоречиям, конфликтам. Целостность культуры достигается не автоматически, а предполагает усилия, обеспечивающие синтез общечеловеческого, общенационального и специфического начала, поиск компромиссов ценностей в рамках единой культуры, преодоление конфликтов. Западники как сто лет назад, так и сегодня "воюют" со славянофилами, коммунисты - с либералами и т.д. В наличии конфликта ценностей ничего сверхестественного и необычного нет. Но сегодня в нашей стране, находящейся в стадии фактического обновления системы ценностей - самого сложного, драматического (и даже подчас трагического) социального прогресса - резко увеличивается конфликтность общества. В стабильных обществах конфликты ценностей, как правило, решаются в рамках имеющейся культуры. При этом "вечными" остаются споры эгоистов и альтруистов, возникают "вечные" проблемы с ценностями, которые несут новые поколения, и т.д. Общество живет, развивается культура, сохраняя свою целостность. В нашем же обществе резко сужена зона совпадения ведущих ценностей. Конфликты не могут быть решены в рамках старых представлений и идеалов все это резко усложняет проблемы, создает реальную угрозу существованию общества. В этих условиях умение разрешать конфликты ценностей, идеалов приобретает особое значение. Главное, что необходимо учесть, - базе каких основополагающих объединяющих ценностей будут регулироваться более частные политические, социально-экономические конфликты.
Различие в системах ценностей, идеалов не должно заслонять то общее, что объединяет носителей единой культуры (да и человеческой цивилизации в целом). Осознание своих социально-групповых, классовых интересов не должно вести к их абсолютизации, чему мы следовали долгие годы. Важно обеспечить в культуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, мир на земле - это великий урок, который преподала нам наша нелегкая история; это вывод, который делает наука, анализируя природу социальных взаимодействий, роль ценностей в их регуляции.
• Идеология. Мир ценностей существует в разных видах. Когда я рассматривал убеждения, то отмечал, что в качестве своей основы, убеждения имеют определенную информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом или обыденном уровне. Соответственно ценности могут быть описаны, интерпретированы, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины, или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств. В первом случае мы имеем дело с идеологией, во втором - с обычаями, традициями, ритуалами, обрядами, воздействующими и передающими свое содержание на социально-психологическом уровне. Рассматривая идеологию, ее внутреннее строение и многообразие, к ней следует применить классификацию, которая использовалась мною ранее по отношению к самим ценностям.
Идеология при таком подходе предстает как достаточно сложное и многоярусное образование. Она может выступать как в виде идеологии всего человечества, идеологии конкретного общества, так и идеологии класса, социальной группы, сословия. Но это отнюдь не означает, что каждый класс, социальная группа имеют как бы полностью изолированную, лишь ее "собственную" идеологию. Сведение всех видов идеологии к классовой идеологии в свое время привело к подчинению идеологии человечества, идеологии общества специфическим узкоклассовым аспектам. Последние приобрели в деятельности некоторых государств доминирующее значение. Делался акцент на том, что различает, обособляет социальные субъекты, группы, классы, а это волей-неволей усиливало конфронтационное начало и не только в сфере идеологической деятельности.
Идеология любого социального субъекта имеет как бы несколько пластов, ярусов. Первый - базисный, общечеловеческий, в котором находят свое идеологическое выражение общечеловеческие гуманистические ценности. Эта система идеологических взглядов, принципов рассчитана и должна быть в культуре каждого социального объекта. В истории встречались человеконенавистнические, расистские, крайне националистические идеологии (фашизм, апартеид, прежде всего). Они были осуждены всем человечеством в лице ООН. Международный трибунал в Нюрнберге, достаточно широкие санкции против ЮАР и т.д. - все это есть не что иное как форма контроля за выполнением общечеловеческих норм, правил. Сегодня государства - члены мирового сообщества берут на себя обязательства руководствоваться общечеловеческими ценностями, получившими свое идеологическое выражение, в частности, во Всеобщей Декларации прав человека и т.д. Общественные (общенародные, общенациональные) ценности, которые в наиболее последовательной форме фиксируются, в частности, в Конституции конкретного государства, представляют второй ярус идеологии того или иного социального субъекта. Эти ценности становятся основой единства, целостности конкретного общества, гарантией от его распада. Т. Парсонс, отмечая роль ценностей в жизни общества, выполнения определенных норм, подчеркивал, что "ценностные предпосылки американского общества сформулированы прежде всего в таких исторических документах, как Декларация независимости, преамбула в Конституции и Билль о правах" (Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. Под ред. Т.Парсонса. М.: 1972. С.369). Из этих идеологических источников во многом черпается уверенность американцев в равенстве возможностей, что ни один член общества не должен быть лишен возможности добиться того, чего он желает. При этом следует учесть, что каждое современное цивилизованное государство включает в свою Конституцию в том или ином виде общечеловеческие ценности в виде норм, обеспечивающих приоритет прав человека. Третий ярус идеологии, выражая специфические социально-групповые, классовые интересы, обосновывает желательные для данного класса, слоя формы социального устройства общества и т.д. Классовые, групповые идеологии выдвигаются политическими партиями, которые стремятся объединить вокруг себя тех, кто разделяет единые, групповые ценности, чтобы бороться за политическую власть ради осуществления представлений о желательном варианте развития общества. При этом в цивилизованном обществе развитие социально-групповых, частных идеологий не должно противоречить, входить в антагонизм с общенародными и общечеловеческими ценностями. Признание ценности и единства государства, конституционного порядка являются условием идеологической деятельности отдельных партий. В ходе голосования граждане фактически высказываются за те или иные ценности (либерализм, консерватизм и т.д.). В результате в ходе парламентских выборов ценности, которые претендуют на то, чтобы выражать новые тенденции в развитии общества, получают или не получают поддержку большинства общества. Как видим, происходит постоянное взаимодействие идеологий, что, с одной стороны, обеспечивает стабильность, целостность общества, с другой стороны, позволяет выбирать, предлагать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества.
4. Изменения в культуре
В некоторых социологических доктринах момент устойчивости, стабильности культуры абсолютизируется, При этом предназначение культуры усматривается в поддержании нормативного образца. Данный подход, осознают это разделяющие его авторы или нет, противопоставляет культуру развитию, в связи с чем, последняя выступает как своеобразное препятствие на пути модернизации общества.
Конечно, в рамках той или иной культуры человек, как правило, склонен осмысливать мир, социальные явления и события в фокусе усвоенной им культуры, системы ценностей. Но означает ли это, что люди во всех случаях, независимо от того, насколько удовлетворены они сложившимися условиями, воспринимают наличный мир, господствующие в нем порядки как безусловные, не подлежащие пересмотру и изменению?
Культура - это метод ценностного освоения действительности через систему оценок, норм, образцов поведения. И пока данный метод обеспечивает эффективную деятельность людей по удовлетворению их потребностей, культура, ее основные элементы, сохраняют свою устойчивость, стабильность. В ином случае возникает ситуация, способствующая тем или иным изменениям в культуре и обществе, побуждающая к выходу за рамки принятого, нормального в рамках данной культуры. Речь может идти как об изменении художественного стиля, так и нравственных ценностей, технологии обработки земли, норм поведения или способов и методов политической организации общества. Это может касаться как культуры отдельного человека, социальной группы, так и общества. В лекции я уделю основное внимание развитию культуры всего общества как главного творца культуры.
Реальным (осязаемым) признаком противоречия между потребностями людей и предлагаемыми данной культурой, обществом способами их реализации является чувство неудовлетворенности социального субъекта своим положением. Оно возникает, в частности, при ухудшении уровня жизни, социальной, правовой защищенности, падения нравов. В этом случае сравнивается сегодняшняя жизнь с тем, как жилось раньше, какой порядок был в былые времена. Неудовлетворенность возникает и при сравнении людьми своего уровня жизни, положения в обществе с положением представителей иных сословий, слоев общества, а также других обществ, стран. Особое значение имеет неудовлетворенность людей принципами, нормами, регулирующими связи между людьми, социальными слоями. Возникающий в этом случае кризис общества сопряжен с кризисом культуры, ее ядра - системы ценностей, нравственных норм, норм права, что ведет за собой ослабление и распад социальных институтов, сопровождается кризисом морали, кризисом доверия к власти.
Важно иметь в виду, что в тех условиях, где есть побуждение к социальным изменениям, но нет социокультурной идеи, проекта и более широко - социокультурной готовности субъектов к организации своей жизни на новых принципах, нормах (в частности, политического устройства общества), неудовлетворенность масс ограничивается протестом в разных его формах. В этом случае культура воспроизводится, т.е. воспроизводятся модели деятельности (политической, экономической), воспроизводятся регуляторы социальных связей, социальные институты.
Изменения в самой культуре, т.е. формирование новых для данного общества идей, способов деятельности, норм поведения и ценностей вызывается двумя взаимодействующими группами причин: внутренними, возникающими и реализующимися в процессе саморазвития данного общества, его культуры, и внешними.
Особое значение имеет продуцирование новой культуры (точнее, ее элементов) путем саморазвития. Этот вариант всегда имел, имеет и будет иметь огромное значение. Если задумаемся над тем, почему сегодня мир наделен таким многообразием культур, то признаем, что это, в том числе, результат и саморазвития культур в условиях, когда контакты между культурами были достаточно слабы и нерегулярны. Именно саморазвитие во многом породило такую самобытность. В результате при сохранении своего общечеловеческого начала, культуры сегодня богаты своей неповторимостью, что составляет предмет восхищения и радости человеческого сообщества.
Саморазвитие культуры осуществляется в нескольких формах. Остановлюсь на самых элементарных - спорадических, стихийных. Выход человека за рамки привычных, традиционных образцов деятельности, норм и т.д. происходил и происходит нередко неосознанно. Взять к примеру технологические изобретения. Длительный период времени, когда наука была отделена от производства, совершенствование техники было вплетено в ткань самого процесса материального производства. Случайное изменение угла чеканки неожиданно могло дать большую глубину и выразительность, вело к уменьшению усилий, временных затрат; добавка в глину нового компонента могла улучшить ее прочность; случайно подобранный состав клея, внесение в него нового компонента, могло сделать его более долговечным. Полученный эффект, к которому автор невольного изобретения может быть даже и не стремился, побуждает к закреплению соответствующего приема, метода, навыка; случайное превращается в регулярное, систематическое. Такими спонтанными открытиями, сделанными еще на заре цивилизации (да и сегодня каждый из нас совершает для себя такого рода "открытия", то ремонтируя квартиру, то работая на садовом участке и т.д.), человечество во многом создало основы культуры земледелия, отобрало распространенные ныне злаковые, фрукты, овощи. Более развитой формой культурного развития является метод проб и ошибок. Здесь уже нельзя говорить о полной стихийности. Идет поиск новых вариантов, но поиск, опирающийся все-таки на случайность. Вполне вероятно, что этот поиск сыграл и играет существенную роль в становлении элементарных форм нравственной жизни, экономической организации общества, выборе оптимальных форм землепользования, выработке норм и принципов политической организации общественной жизни.
Как видим, нельзя отрицать момента спонтанности, стихийности в развитии культуры. Но следует иметь в виду, что закрепляется спонтанно возникшее новое, становясь достоянием культуры, осознанно. Человек вполне осознанно сравнивает новое с уже имеющимся, привычным, оценивает его преимущества, взвешивает, насколько эти преимущества значимы, очищает в новом рациональное от бесполезного и лишь затем закрепляет, вводит в систему своей культуры. Если новое оказывается незамеченным, или оно не демонстрирует особых преимуществ (по крайней мере, значимых для данной культуры), оно быстро утрачивается, так и не став ее элементом.
Ведущее значение в развитии культуры приобретает сознательная деятельность по изменению культуры и общества. Это сложный вид деятельности, предполагающий разработку принципиально новых проектов, подходов, инноваций. Особую роль в развитии науки, технологий сыграли великие ученые, конструкторы (Галилей, Ньютон, Эйнштейн, Циолковский), в искусстве, литературе - гениальные творцы, "гиганты" (Фидий, Микельанджело, Рублев, Бетховен, Толстой и т.д.). В области морали, политики, экономики, в выдвижении новых ценностей, норм социальных взаимоотношений аналогичную роль сыграли пророки. Употребляя слово "пророк", социолог не пытается ни иронизировать, ни высказывать трепетное благоговение перед известными личностями, чьи идеи и деятельность стали ускорителями развития общества, его культуры. Пророчество представляет собой переход за границы наличного, привычного в самой сложной, но во многом решающей сфере культуры, где инновации даются с особым трудом - регулированием социальных связей и отношений. Обладая уникальным творческим даром, т.е. даром социальной фантазии, предвидения, предвосхищения возможных положительных эффектов, пророки выдвигают свои идеи или в религиозной форме, или в форме более или менее строгих логических теоретических построений. Они предлагают новые пути решения самых сложных вопросов социальной жизни как в виде моральных заповедей, проповедей, учений, так и в виде манифестов, программ, трактатов. Не все пророчества сбываются, не всегда наступает, как наши соотечественники на себе почувствовали в ХХ веке, обещанный эффект пророчество оборачивается лжепророчеством. Есть Пророки, имена которых вошли в сокровищницу мировой культуры: Будда, Моисей, Конфуций, Иисус, Магомет. Человечество вознесло фигуры этих людей на самый высокий пьедестал признательности и почитания потому, что они заложили основы ведущих тенденций развития мирового социокультурного процесса. Им удалось предложить ценности, которые соотносят человека с конечными условиями его существования. Немало других пророков, масштаб значимости которых уступает первым. Это могут быть люди, чья деятельность сыграла огромную роль в решении отдельных вопросов общественной жизни. К ним можно причислить, к примеру, Солона, Перикла, чья деятельность имела решающее значение в становлении демократии в истории человечества, отработки ее основных механизмов; отцов американской Конституции и т.д. Надо различать пророков "национального" масштаба и общечеловеческого. Главное, что эти люди, осознав реальные противоречия, с которыми столкнулось общество, впервые предложили для своего народа, а может быть, группы народов, человечества более совершенные методы регулирования социальных отношений, их организации. И не только предложили, но и пытались внедрить, распространить свои идеи и убедить людей в их правоте.
Рассматривая роль заимствования в процессе развития культуры, отметим, что этот механизм может реализоваться как:
а) внутри определенной культуры, обеспечивая распространение образцов культуры среди данного народа, так и
б) в ходе взаимодействия культур различных обществ, народов, т.е. кросскультурного взаимодействия.
При наличии отдельных особенностей есть много общего в реализации механизмов внутри и кросскультурного заимствования.
Роль заимствования в развитии той или иной культуры весома. Если речь идет о внутрикультурном развитии, то распространение новых образцов культуры, присущих одному слою общества, на другие социальные группы всегда было, есть и будет весьма важным фактором развития культуры социума. Когда же мы ведем речь о заимствовании в процессе кросскультурных связей, надо признать, что этот фактор всегда играл большую роль, но в последние 1-2 столетия приобретает все возрастающее значение в исторической эволюции многих культур. Трудно себе представить развитие той или иной страны сегодня, ее науки и техники, социальных идей, политических институтов, искусства и литературы, не говоря уже о моде, без фактора кросскультурного заимствования. Система культурных взаимодействий может строиться а) добровольно, б) вынужденно, в) навязываться принудительно.
В первом случае речь идет о заимствовании, побуждаемом внутренними интересами, желаниями субъекта. Так, сегодня многие страны, порвав с тоталитаризмом, ищут пути своего дальнейшего развития. Они заимствуют отдельные идеи, ценности, принципы политического устройства, модели деятельности, примеряются к ним, соотносят с собственным историческим опытом. Внутрикультурные добровольные изменения имеют еще более широкое распространение. Сельская культура немало заимствовала у городской, рабочая молодежь - у студенческой.
Добровольное заимствование имеет ряд характерных черт.
Первая: каждая культура в условиях добровольных культурных взаимодействий отбирает в другой культуре именно те элементы, образцы, которые способствуют решению ее собственных назревших проблем. Избирательно заимствуют лишь: а) в чем есть необходимость; б) наиболее приемлемые для данной культуры варианты ответов на вызовы собственной истории.
Вторая: чем богаче многообразие культур, тем больше вариантов ответов на самые разнообразные вызовы человеческой истории есть в арсенале человечества. Благодаря укреплению кросскультурных связей и взаимодействию, различные народы получают широкой доступ к этому арсеналу и черпают из него нужные и приемлемые для себя социокультурные нововведения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Опишите культуру через основные признаки.
2. Какие функции выполняет социальная культура?
3. Как взаимодействуют сознание и культура?
4. Как влияет культура на поведение и в каких формах социальной деятельности воплощается?
5. Как осуществляется преемственность культуры?
6. В чем особенность знаний и убеждений?
7. Какова роль языка как ретранслятора культуры?
8. Что выполняют ценности и идеологии в обществе?
9. Какие факторы влияют на изменения культуры?
10. В каких формах осуществляется саморазвитие культуры?