Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социология как наука; социальный контроль

  • 👀 703 просмотра
  • 📌 626 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социология как наука; социальный контроль» docx
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СРС Тема 1. Социология как наука 1. На уровне обыденного мышления – здравого смысла – мы разделяем факты на: а) биологические (еда, сон, дыхание, секс); б) психологические (ненависть, любовь, наслаждение); в) социальные. Какие примеры социальных фактов Вы знаете? Приведите 4 – 5 примеров. 3. Безусловно, один и тот же факт, явление или событие можно подвергать анализу с разных точек зрения – психологической, исторической, экономической, социологической, политической. Дан следующий факт: семья, состоящая из шести человек (муж, жена, 13-летняя дочь, 8-летний сын и бабушка, дедушка), намеревается провести отпуск в загородном пансионате. Что могло бы заинтересовать в этом событии представителей разных наук, и какие проблемы они стали бы рассматривать? Политолог…. Экономист .... Психолог..... Социолог...... 4. По мнению Ж.Т. Тощенко, роль социолога «лучше сравнивать с социальным врачом, который проводит анализ и диагностику состояния общественных процессов и на этой основе делает выводы, а если необходимо и предложения, как поступать в сложившейся ситуации». Как Вы оцените данное высказывание? Насколько важно данное сравнение для понимания сущности социологии как науки? 5. Составьте авторский список социологов, политологов, которые работают в публичном поле России… Тема 2. Общество как система 1. Как мы знаем, люди составляют общество только в том случае, если то, что их объединяет, гораздо сильнее того, что их разъединяет. «Людей объединяет...». Необходимо закончить суждение. А также перечислить то, что создает общество. 2. Расположите дедуктивным путем, то есть в порядке уменьшения (от самого широкого до самого узкого) понятия: социальная группа, общество, государство, страна, гражданское общество, транснациональная компания, социальная сеть «Instagram». 3. Материальной основой общества как системы является промышленное производство. Глобальные трансформации производственного уклада называются промышленными революциями. Заполните таблицу: Характеристика промышленной революции Тип революции Первая промышленная революция Вторая промышленная революция Третья промышленная революция Четвертая промышленная революция «Industrie 4.0» 1)господствующий сектор экономики 2) основной источник богатства 3) основной тип социальной стратификации 4) основные профессии 5)основные понятия, описывающие сущность Какие социальные изменения приносят промышленные революции? Что нового появляется в структурах системы «Общество»? Тема 3. Глобализация и цифровизация общества 1. В социологии имеется несколько подходов к истолкованию современных процессов трансформаций в мире. Так, многие считают, что в мире идет сближение, конвергенция цивилизаций, и формируется единая новая глобальная цивилизация. С. Хантингтон, наоборот, считает, что в реальности имеет место конфликт цивилизаций. Какой подход, на Ваш взгляд, является более верным? Аргументируйте свой выбор и сравните со взглядами С. Хантингтона, Ф. Фукуямы, О. Тоффлера, Л. Флориди. 2. Прочитайте статью и ответьте на вопросы: Жанузаков З. Глобализация мировой экономики и судьба Казахстана в журнале «Саясат» (2001, № 12, С.23-29): «Мир третьего тысячелетия – это мир многополярный. США как супердержава будет влиять на ход мировых событий, но система международных отношений в обозримом будущем не станет в чистом виде «однополюсной», а будет развиваться под влиянием целого ряда разноплановых факторов и условий. У человечества есть возможность выбрать одно из этих направлений развития. 1) шестиполюсный мир. Система международных отношений XXI в. будет включать в себя, по крайней мере, шесть важнейших участников – США, Европу, Китай, Японию, Россию и, вероятно, Индию (Г.Киссинджер); 2) мир семи противоборствующих культурно-религиозных цивилизаций – китайской, японской, индийской, исламской, православной, западной, латиноамериканской и, возможно, африканской (С.Хантингтон); 3) мир концентрических окружностей – международные отношения в дальнейшем будут строиться вокруг «стержневых государств» во главе с США, представляющих собой «развитые демократические общества» (Институт национальных стратегических исследований США); 4) США и страны «западной цивилизации» против «остального мира» (американские и западноевропейские ученые). Такая альтернатива развития лежит в основе деления мирового сообщества ближайшего будущего по оси «мы» (западная цивилизация) – «они» («остальное» человечество)». Как Вы считаете, что изменилось? 1) Какую роль играет Китай, Индия, Россия, Европа и США в становлении нового общества – общества Индустрии 4.0? 2) Какую Вы видите перспективу для России в новых условиях интеграционного развития? Продумайте и напишите, какие достоинства и недостатки имеют процессы глобализации для России. 3. Продумайте и напишите, какие достоинства и недостатки имеют процессы глобализации лично для Вас, Вашей семьи. 4. Чем отличается глобализация от глобализма? Отличаете ли вы глобализацию от деглобализации? Приведите примеры. Как это противоречие отражается на социальной организации российского общества? ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И РОССИЯ – тема научной статьи по социологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) НОВЫЙ ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС: КАК ИЗМЕНИТСЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ? – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) 5. Какое место занимает Россия в мировом информационном пространстве? Выпишите в два столбика список стран, где процветает цифровая экономика, и где цифровая экономика находится в упадке. Определите место России в данной системе координат. Тема 4. Социализация личности Чем обусловлена необходимость социализации: - биологической природой человека; - необходимостью обеспечивать системность общества и общественный порядок; - необходимостью обеспечивать «годность» индивида к жизни внутри общества. Исключите ошибочное суждение. 2. Какие функции, на Ваш взгляд, выполняет социализация в обществе: - создание условий для эффективной совместной деятельности людей; - контроль над распределением материальных ресурсов в обществе; - введение индивида в мир культуры данного общества; - создание норм социальной стабильности и порядка; - гражданское воспитание школьников и студентов. 3. В 1920 г. в Индии были обнаружены две девочки, воспитанные волками. Единственным звуком, который испускали дети, был громкий вой. Они не смеялись, испытывали боязнь перед огнем и не любили солнечный свет. Вместе с тем девочки могли прекрасно видеть в темноте, двигаться на четырех ногах, а запах мяса они ощущали на расстоянии 70 метров. Прожив несколько лет в человеческом обществе, дети усвоили лишь элементарные человеческие навыки, старшая девочка выучила около 30 слов. Другие примеры: В Камбодже была обнаружена девушка, пропавшая 19 лет назад в возрасте 8 лет; в одной из африканских стран стая обезьян приютила десятилетнего мальчика; две сестры воспитывались стаей волков; девятилетний мальчик стал «предводителем» стаи дворовых собак – это все реальные истории. Несмотря на различные ситуации, у них есть один общий факт: все дети, воспитанные животными, страдают редчайшим в мире заболеванием, носящим название «синдром Маугли» (РИА Новости https://ria.ru/society/20070120/59423658.html). В подмосковном городе Подольск был обнаружен семилетний ребенок, который жил в квартире со своей матерью, тем не менее, страдавший «синдромом маугли». Фактически, воспитывала его собака: Витя Козловцев в совершенстве владел всеми собачьими повадками. Он прекрасно бегал на четвереньках, лаял, лакал из миски и уютно сворачивался калачиком на коврике...(РИА Новости https://ria.ru/society/20070120/59423658.html). 1) Подумайте, о чем свидетельствует судьба таких детей, оказавшихся в изоляции и сумевших выжить? 2) Возможна ли социализация «детей-маугли»? 3) Что значительно важное для понимания социализации несет в себе опыт изучения этих детей? 4. Объясните с позиции социализации, в чем причина того, что пожилые люди чувствуют больший дискомфорт в современном обществе, чем молодые? 1) Сравните ситуацию в России с другими государствами на постсоветском пространстве. 2) Изменится ли ситуация с ближайшие годы в связи с развивающейся четвертой промышленной революцией общества «Industrie 4.0»? – Аргументируйте свой ответ. Для этого прочитайте статью Каменского Е.Г. «Социальный субъект «Индустрии 4.0»: общие контуры социологического понимания и проблемы», 2016 (Научная электронная библиотека elibrary). 5. Профессор социологии университета Торонто Барри Уэлман считает, что: 1) в современном мире люди погружены не в традиционные плотно связанные, с четкими границами группы, а в слабо связанные, с размытыми границами, часто меняющиеся сети; 2) общности перешли от групп, основанных на близком месте жительства, к сетям, которые продолжают служить источником поддержки и социализации; 3) большинство связей в общности неинтенсивны и узкоспециализированы, вследствие этого, объем индивидуального социального капитала определяется размером сети. Объясните значение понятия «индивидуальный социальный капитал». Приведите примеры. Тема 5. Личность и ее социальные роли 1. Перечислите Ваши приобретенные и врожденные социальные роли (не менее 12). 2. Дайте характеристику содержания одной из собственных социальных ролей (по выбору). Какие права и обязанности закреплены за данной социальной ролью в социальных ожиданиях окружающих людей – семье, среди друзей, в учреждении образования, соседской среде, в виртуальном пространстве? 3. В чем отличие социальных ролей от межличностных? Приведите примеры. 4. Приведите примеры ролевых конфликтов из кино, жизни, литературе. 5. Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли: По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая – размыта. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми). По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д. Сравните сущность социальной роли, выделенной Толкоттом Парсонсом, с позициями других социологов – Р. Линтон и Дж. Мид, А. Радклифф-Браун, Р. Мертон и др. Тема 6. Изменение гендерных ролей в современных условиях 1. Опишите обязанности и права женщин и мужчин в странах с традиционной восточной культурой и в нынешнем западном обществе. 2. Проанализируйте различия в обязанностях и правах женщин и мужчин в современном обществе. 3. Существует ли, по-Вашему мнению, дискриминация женщин в современном обществе? Если да, то в чем она заключается? 4. Концепция интеллектуальных сетей профессора социологии Пенсильванского университета Рэндалла Коллинза уделяет особое внимание структурным факторам, непосредственно влияющим на интеллектуальную деятельность философов. На основании тщательного исследования личных связей философов, как «вертикальных» (обеспечивающих преемственность знаний), так и «горизонтальных» (предполагающих соперничество, конфликт мнений), Коллинз составил сетевые карты – схемы личных знакомств для всех рассмотренных им философских традиций (древнегреческой, китайской, индийской, японской и др.). Причем, он не случайно выбрал для анализа профессиональные сети ученых, основанные на личных связях. Его выбор основан на предположении о том, что личные контакты имеют исключительную значимость для формирования структуры интеллектуальных сетей во все времена. Коллинз утверждает, что в интеллектуальном пространстве именно через личные контакты всех уровней (вертикальные и горизонтальные) эффективнее всего осуществляются три взаимосвязанных процесса: 1) передача культурного опыта и интеллектуального капитала последующим поколениям, 2) передача эмоциональной энергии и ролевых моделей поведения, стимулирующих творческое вдохновение; 3) формирование чувства общности, группового единства представителей школы. Можно ли утверждать, что универсальность сетевой концепции Р. Коллинза проявляется в том, что она позволяет совершенно по-новому взглянуть на такие феномены как интеллектуальное творчество и репутация, не с традиционной позиции индивидуальных достижений и способностей человека, а с позиции его включенности в объективные структуры взаимодействия? Тема 7. Социальный контроль 1. Установите тип санкций: комплимент, медаль, штраф, судебный приговор, отказ пожать руку, приглашение на юбилей, увольнение, игнорирование, почетная грамота, повышение в должности, судебное оправдание, нобелевская премия, бойкот, офицерское звание, письмо в газету в защиту чего-либо, квартальная премия, регулярные оскорбления со стороны руководства, избрание в парламент, аттестат зрелости, звание чемпиона мира, поздравительная открытка, доброжелательный и враждебный сексизм. Типы санкций: формальная позитивная (Ф «+»), формальная негативная (Ф «-»), неформальная позитивная (Н «+»), неформальная негативная (Н «-»). 2. На представителей каких профессий возлагаются функции социального контроля? Отметьте 3 правильных варианта: строитель; руководитель политической партии, государственный чиновник; школьный учитель; продавец; программист; судья; бюрократ. Существуют ли еще профессии, имеющие связь с осуществлением социального контроля? 3. Будет ли ослабевать социальный контроль в обществе Индустрии 4.0? Как Вы уже знаете, XXI век становится веком искусственного интеллекта (ИИ), кто станет в отрасли лидером, тот «получит все деньги мира». Потенциально технология ИИ станет основой развития почти всего – от военных технологий до контроля над человечеством. Рассмотрите подобную перспективу. Каковы положительные и отрицательные стороны социального явления? 4. Познакомьтесь с Концепцией кибербезопасности. Какие новые виды социального контроля, формирующиеся в условиях общества Индустрии 4.0 Вы знаете? 5. Может ли один человек быть одновременно объектом социального контроля (его контролируют) и субъектом социального контроля (он контролирует)? Тема 8. Социальные отклонения и их типология 1. Укажите различия между: девиацией и извращением; девиантностью и делинквентностью. 2. Что такое «социальный брак»? Опасен ли такой брак для общества? Кто, что является «фабриками социального брака»? Можно ли по численности такого брака судить об уровне цивилизованности страны? 3. Приведите примеры, что в прошлом расценивалось как девиантность, а в настоящее время считается нормой, и наоборот. 4. Можно ли считать отказ матери от своего ребенка социальным отклонением? 5. Сверхинтеллектуальность как способ поведения является социально-одобряемым или неодобряемым социальным отклонением? 6. Классифицируйте социальные отклонения по двум типам – культурно осуждаемые и культурно одобряемые. 7. Напишите эссе на темы: Проблема девиантов в творчестве М. Фуко. Позитивные девианты в творчестве Ч. Ломброзо Относительность девиаций в творчестве П. Сорокина. Негативные девианты в современном обществе. Тема 9. Семья в современном обществе 1. Какое влияние оказывают изменения гендерных ролей в условиях современности на стабильность семьи? 2. Рассмотрите изменения функций семьи в современном обществе и сравните с традиционным. Продемонстрируйте эти изменения по каждой из функций. 3. Американский историк и писательница Стефани Кунц пишет в своей работе «Будущее брака», что в развитых странах брак утрачивает первостепенную роль в социальной и личной жизни. Повышается средний возраст пар, решивших пожениться, а значит, увеличивается и процент взрослых, не состоящих в браке или не заключивших его официально. Она также приводит интересную статистику по ситуации в Италии, Сингапуре и Японии. В этих странах с, казалось бы, сильными семейными традициями увеличивается процент женщин, вовсе не желающих выходить замуж и рожать детей. 4. Какие альтернативы браку и семье Вы знаете? Прочитайте произведение Энтони Гидденса «Социология. Глава 12. Родство, брак и семья» и запишите в тезаурус основные понятия. Основные понятия социальный институт семья родственные связи брак Важнейшие термины клан замкнутая привязанная к дому нуклеарная семья нуклеарная семья расширенная семья эмоциональный индивидуализм родительская семья экзогамия репродуктивная семья эндогамия матрилокальная семья периодическая моногамия патрилокальная семья наследование по отцовской линии моногамия наследование по материнской полигамия линии полигиния неолокальное проживание полиандрия сводная семья открытая родовая семья киббуцизм изолированная патриархальная семья сожительство Как Вы считаете, с чем связаны данные процессы? Можно ли полагать, что у человека резко повысился интерес к самому себе? В чем причины данного социального явления? 5. Каким будет человеческое потомство в будущем? Нарисуйте картину будущего семьи, используя следующие позиции и дополнив своими: - футурологи описывают армию клонов или детей, выращенных в инкубаторах; - женщины научились быть суррогатными матерями и рожают ребенка не только для себя, но и «для других»; - деторождение утратит стихийность, а дети окажутся желанными. 6. Несколько лет назад в Россию из США пришла мода на реборнов – кукол из винила или силикона, похожих на детей. Реборны очень реалистичны: у них есть вены, складки, половые органы, язык; некоторые модели умеют плакать, писать и пить. Как Вы считаете, с чем связано данное явление, каковы социальные причины распространения? Способны ли эти роботы изменить характер семейной жизни? Тема 10. Сущность теории стратификации 1. Дайте характеристику себе, вашим родственникам как представителям определенных слоев социальной структуры общества. Оцените, насколько глубока идентификация Вас с тем или другим классом, социальным слоем. В частности, вы можете относиться к страте учащейся молодежи, к страте любителей рок-музыки, к страте городских жителей, к страте людей со средним уровнем жизни и т.д. 2. Выделите пять наиболее важных критериев стратификации: а) родственные связи; б) национальность; в) религия; г) пол; д) образование; е) образ жизни; ж) профессия; з) семейное положение; и) доход; к) возраст; л) принадлежность к номенклатуре; м) сословие; н) темперамент; о) здоровье; п) уровень культуры; р) партийная принадлежность; с) ораторские способности; т) расовая принадлежность; у) власть; ф) идейные пристрастия; х) богатство. 3. Вершинская О.Н. выделяет 6 групп (слоев) населения в их отношении к информационным и телекоммуникационным технологиям: 1) Те, кто создает новую информационную среду, творит новые информационные ресурсы. 2) Те, кто использует новую информационную среду, интегрировался в нее. 3) Те, кто находится в процессе интеграции, делает первые шаги. 4) Те, кто не сделал первого шага, но и не отрицает необходимость этого. 5) Те, кто отчужден от новой информационной среды, не замечает ее. 6) Те, кто активно противостоит нововведениям, считая их общественно вредными. Оцените развитие информационной стратификации в Казахстане. Какие слои населения преобладают в нашем обществе? 4. «В социальных сетях многие обратили внимание на публикацию фонда Карнеги (UPL:http://carnegie.ru/commentary/71546), посвященную планам Китая по внедрению цифровых технологий. Китай планирует вести досье на каждого человека и каждому человеку присваивать определенный рейтинг в зависимости от того, насколько «хорошо» он себя ведет. Рейтинг динамичен: «плохие» поступки (например, ДТП) его понижают, «хорошие» вознаграждаются ростом. В зависимости от рейтинга человек будет получать доступ к кредитам по разным процентным ставкам, доступ к трудоустройству различных уровней и т.д. Если эти планы реализуются, а технически они вполне реалистичны, возникнет новая социальная стратификация. Проект Китая неожиданным образом реализует давнюю идею меритократии – стратификации общества, основанной на заслугах. Китайский проект радикально преобразует идею меритократии. Каждый человек в рамках этого проекта получает свой индивидуальный рейтинг, измеренный по объективным основаниям. Каждый человек имеет возможность подняться или опуститься в зависимости от своих поступков». 5. Как Вы считаете, что будет являться ключевой вопрос подобной стратификации, каковы критерии, алгоритмы исчисления рейтингов, на которых она будет выстраиваться? «Быстрые успехи цифровых технологий инициировали много дискуссий и прогнозов. В частности, обсуждается вопрос о влиянии этих технологий на социальную стратификацию общества. В частности, высказывается гипотеза о том, что новая стратификация будет выстраиваться в зависимости от близости людей к этим технологиям: большие доходы и социальный статус будут иметь те, кто сумеет быстрее ими пользоваться или работать на переднем крае их развития. Соответственно те, кто не сумеет включиться в этот процесс, будут перемещаться вниз по социальной лестнице».  Согласны ли Вы с подобным утверждением? Назовите социальные последствия. 6. Дайте описание типичного представителя (представителей) «среднего класса» развитых западных государств. Употребляйте главные критерии стратификации. Дайте описание типичного представителя нынешнего казахстанского «среднего класса», как гаранта политической и экономической стабильности общества, употребляя основные критерии стратификации. 5. Как измерить понятие «средний класс? Какова социометрия и квантификация среднего класса? Можно ли, на Ваш взгляд, включить в него ученых, интеллектуалов, госслужащих, высококвалифицированных рабочих? Или, как шуточно сегодня называют некоторые слои общества – сетевые хомячки, офисный планктон, лемминги, обыватели, креативный класс, субэлиты, когнитариат, прекариат, салариат и т.д.? Тема 11. Социальная мобильность: сущность, виды, роль в обществе 1. Оцените тип мобильности, дайте полное описание: - научный работник перешел из одного НИИ в другой на такую же должность; - человек первоначально работал газоэлектросварщиком, потом стал строителем-камещиком; - по образованию и педагогическому стажу – педагог начальных классов – стала работать продавецом-консультантом VS Менеджером по продажам в онлайн-магазине. 2. Напишите об истории своей семьи с точки зрения социальной мобильности. Постарайтесь учесть изменения профессии, места жительства, социального статуса. Используйте для написания работы одного из создателей башкортостанской социологии – Аитова Н.А.: Аитов Н.А. Отношение по расселению. – Свердловск: УрГУ, 1987. – 164 с. Аитов Н.А. Социальное развитие регионов. М.: Мысль, 1985. – 220 с. 3. Приведены суждения: - открытое общество равных возможностей = высокая мобильность; - закрытое общество высоких социальных барьеров = низкая мобильность; - общество Индустрии 4.0 =…продолжите высказывание…? мобильность. Согласны ли вы с этими высказываниями? Поясните свой ответ. Влияет ли, на Ваш взгляд, гендерное цифровое неравенство на динамику социальной мобильности женщин в современном обществе? 4. Питирим Сорокин разделял социальную мобильность: вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность связана с изменением социального статуса (его повышения – восходящая, или понижения – нисходящая). Горизонтальная мобильность означает изменение социальной позиции с сохранением социального статуса. Как Вы считаете, «работает» ли данная структура социальной мобильности в цифровом обществе, обществе Индустрии 4.0?  5. Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью. Маргинальность бывает: этническая (миграция в чужую этническую среду); биологическая (связана с нарушением здоровья), социальная (связана с незавершенностью социального перемещения из одного слоя в другой); политическая (связана с утратой общепринятых норм и ценностей политической культуры); религиозная (когда индивид находится вне традиционных конфессий), экономическая (потеря работы). Опишите все указанные типы маргинальности в аспекте общества Индустрии 4.0. 6. Как Вы знаете, миграция есть особая разновидность социальной мобильности. Какова типология миграции в эпоху Индустрии 4.0? В чем особенность трудовой миграции общества Индустрии 4.0? 7. Как Вы считаете, цифровое неравенство общества Индустрии 4.0 может ли вызвать миграционную волну, как внешнюю, так и внутреннюю – между регионами страны? Может ли она привести к всплеску конфликтов – цивилизационных, культурных, религиозных, социальных? Что будет дальше? Тема 12. Маргинальность как социальное явление. Социология труда, занятости и безработицы 1. Существуют понятия «относительная и абсолютная бедность». В чем их разница? Ученые доказали, что люди чувствуют себя ущербно с позиций именно относительной, а не абсолютной бедности. Как Вы думаете, почему? 2. Зарубежные ученые-социологи утверждают, что нынешнее «общество благосостояния» можно представить, как организацию имени Робин Гуда, так как оно отнимает деньги у богатых и раздает их бедным. В самом деле, ставка налогообложения ниже у бедных и выше у богатых. По мнению экспертов, современное общество беспокоится скорее о зажиточных, чем о бедных. Можно ли согласиться с такой формулировкой? 3. Какие психологические черты присущи личности маргинала? Р. Парк в труде «Человеческая миграция и маргинальный человек» (1920-е годы) полагал, что столкновение различных культур в больших городах приводит к явлению «маргинальность». Что дало возможность ему сделать подобный вывод? 4. Подумайте и скажите, какой кризис самосознания маргиналы будут испытывать из-за утраты социальной идентичности в обществе Индустрии 4.0? 5. Принцип сопряженного анализа благ и бедствий, которого придерживались социологи мира (У.Бек, Э.Гидденс, М.Кастельс, Дж.Урри и многие другие), позволяет предположить, что «технологический прорыв» общества Индустрии 4.0 для миллионов людей будет означать абсолютную незащищенность – роботизация, внедрение искусственного интеллекта, больших данных приведет к росту безработицы и социального неравенства, в т.ч., к росту цифрового неравенства. На Ваш взгляд, стоит ли беспокоиться по этому поводу, ведь 4ПР по Клаусу Швабу ведет к большим возможностям и прорыву человечества, ведь это неизбежно? 6. «Ценность работников нового времени будет именно в способности передать свой человеческий опыт», так полагают эксперты, оценивая роботизированное будущее общество Индустрии 4.0. Согласны ли Вы с этой точкой зрения? 7. Какие новые профессии будут востребованы через 20 лет? К какой структуре рынка труда – работников наемного труда и работников «ненаемного» труда – относятся профессии будущего: - Дизайнер Персональной Виртуальной Реальности, - Чистильщик Облака, - Домашний Кибернетик, -  Цифровой Археолог, -  Детектив по работе с данными, - Цифровой портной, - Городской кибераналитик, - Проектировщик путешествий в дополненной реальности, - Редактор генетического кода, - Менеджер по командной работе людей и машин. Попытайтесь проанализировать гендерную, образовательную и возрастную структуры занятого населения в будущем. Что Вы знаете о других профессиях будущего? Какие профессии уйдут в прошлое общества? 8. Прочитайте произведение Энтони Гидденса «Социология. Глава 15. Труд и экономическая жизнь» и запишите в тезаурус основные понятия. Основные понятия разделение труда отчуждение труд экономика Важнейшие термины профессиональная работа забастовка экономическая взаимозависимость предприниматель первичный сектор монополия вторичный сектор олигополия третичный сектор корпорации индустрия услуг семейный капитализм подход Тейлора (Тейлоризм) управленческий капитализм подход Форда (Фордизм) институционный капитализм системы с низким уровнем доверия домашний труд системы с высоким уровнем доверия первичный рынок труда автоматизация вторичный рынок труда групповое производство неформальная экономика 9. Изменения в системе занятости – масштабная социально-экономическая трансформация, которая связана со становлением общества Индустрии 4.0. Ряд футурологов ставит вопрос не просто о «будущем труда», но и о «будущем общества без труда» (Арендт Х. Vita Activa, или О деятельной жизни. СПб., 2000). Сегодня наиболее заметными фигурами в развернувшихся дискуссиях являются Ч. Хэнди, У. Бек, Дж. Рифкин, затрагивают Р. Дарендорф, З. Бауман и др. Показательны уже сами названия опубликованных работ «Будущее труда», «Конец труда», «Прощание с рабочим классом», «Безработный капитализм» и т.п. Как Вы считаете, будет ли существовать в ближайшем будущем средний класс? Какой будет стратификация общества Индустрии 4.0? 10. Что, по-Вашему мнению, можно отнести к последствиям научно-технического прогресса: - прямая ликвидация рабочих мест; - перегруппировка и перераспределение имеющейся работы в условиях глобализации социально-экономических процессов; - политика экспорта производства в страны с более дешевой рабочей силой, которой руководствуются крупные корпорации; - обострение проблемы безработицы в развитых экономиках; - если учитывать, что население земного шара продолжает расти высокими темпами, то безработица постепенно становится одной из глобальных проблем современности. 11. По оценкам аналитиков, внедрение искусственного интеллекта к 2030 году даст 14%-ный прирост мирового ВВП. Это больше, чем нынешний суммарный объем промышленного производства Китая и Индии. Как Вы считаете, каким образом эти процессы повлияют на: - на трудовые ориентации и ценностные установки работающих и безработных; - на смену моделей экономического поведения и социальную активность личности на рынке труда; - на степень готовности работников и безработных к переквалификации и смене профессии; - на процесс люмпенизации общества и уровень его маргинальности; - на стрессоустойчивость личности в изменяющихся социально-экономических условиях; - на распространенность девиаций, порождаемых потерей работы; - на формирование региональных и глобальных рынков труда, занятости и профессий?
«Социология как наука; социальный контроль» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot