Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Социология и психология как интегральная учебная дисциплина
Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интригующей казалась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, которая с момента своего возникновения пыталась и пытается стать наукой, до сих пор балансируя где-то между искусством, наукой и верой.
Постепенно сложились представления о различных разрядах явлений, которые стали именоваться психическими (психическими функциями, свойствами, процессами, состояниями и т.д.). Их особый характер видели в принадлежности к внутреннему миру человека, отличающемуся от того, что человека окружает, и относили к области душевной жизни, противопоставляемой реальным событиям и фактам. Эти явления группировались под названиями: «восприятие», «память», «мышление», «воля», «чувства» и др. Так, в совокупности образовалось то, что именуется психикой или внутренним миром человека. Психика человека включает в себе внутреннюю картину мира, неотъемлема от тела человека и представляет собой совокупный результат функционирования организма, прежде всего центральной нервной системы и обеспечивает возможность существования и развития человека в мире.
Не менее важным для человечества всегда было понимание взаимодействия всех живых существ с окружающим миром, которое осуществляется посредством особого рода психических процессов и состояний. Эти особые процессы неотделимы от физических процессов, но не сводятся к ним. В течение многих столетий эти удивительные и загадочные явление обозначались общим термином «душа» и считались порождением высшей сущности – Бога. В воззрениях древних Душа истолковывалась анималистически, т.е. как особая бесплотная сущность, вселяющаяся в тело человека. Позднее Аристотель предложил трактовку Души как способа организации живого тела и его поведения, что послужило мощным стимулом развития научных взглядов в области психических явлений на Западе.
С другой стороны, наше время отмечено подъемом не только психологического, но и социологического знания. Так как человек – существо биосоциальное и не может существовать вне человеческого общества, его необходимо изучать неотъемлемо от социальной структуры, в которой он живет. Социологи и психологи увлеченно ищут пути и способы создания воспитательно-образовательных систем, обеспечивающих условия развития не только одного человека, реализации его потенциала в обществе, осуществления сегодняшних и завтрашних жизненных целей, но и способы изучения общества как целостной системы и взаимного влияния личности и общества в целом.
Обычно считают, что социология – это в самом общем виде наука об обществе. Однако, указание на то, что общество является объектом внимания социологии не совсем верно. В конце концов общество как таковое является объектом изучения нескольких десятков наук, которые относятся к общественным либо к социально-гуманитарным дисциплинам. История, философия, политология и многих других.
Что же интересует социологию? Прежде всего, это общество современное, или актуальное. Более того, социологию интересует информация об обществе.
Теперь выясним вопрос об объекте социологии, тем более, что объект социологии отражается в определении науки.
Некоторые авторы считают, что социология – это отрасль науки о человеческом поведении, ставящая своей целью раскрытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействий и взаимосвязей между индивидами и группами.
Лично мне наиболее оптимальным кажется следующее определение социологии как науки:
Социология – это наука о становлении, динамике и взаимодействиях социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем; это наука об осмысленных социальных действиях людей, их массовым поведением и социальных процессах; это наука о взаимодействий между личностью, социальной общностью и обществом; наконец, это наука о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее изменений и функционирования.
Это определение показывает многогранность объекта социологии.
От объекта мы переходим к обсуждению предмета социологии.
Самое любопытное, что предмет и объект социологии до недавнего времени не разграничивали, а зачастую даже отождествляли, что, естественно, не совсем верно, как мы видели с вами выше и увидим в дальнейшем.
Структура социологии представляет собой структуру накопленных этой наукой знаний, ее отраслей, направлений и т.п.
Итак, структура предмета социологии. Существует две парадигмы и два подхода к определению предмета социологии. Сначала рассмотрим парадигмы.
Одна из них, макросоциология, связана с общественными мировыми системами, их взаимодействием, с различными типами культуры, социальными институтами, с глобальными процессами, происходящими в мире. Ее интересует общество как целостная система, а личность остается в тени.
Сферу интересов микросоциологии составляет социальное поведение, мотивация действий, социализация и индивидуализация личности.
Развитие мировой социологии шло по пути «разворачивания», разделения этих парадигм, а в последнее время ищутся пути их интеграции, объединения.
Следуя схеме структуры предмета, один подход направлен от центра к периферии, другой от периферии к центру.
1 - социальные общности
2 – социальное действие
3 – социальные процессы
4 – социальное взаимодействие
5 – социальные институты и организизации
6 – социальная структура
7 – общество как социальная система
Суть первого подхода заключается в том, что предметное поле социологии представляет собой постепенный переход от периферии к ядру (от макросферы к микросфере), от общего к частному.
Второй подход состоит в характеристике этой науки как дисциплины, изучающей общественные системы в их функционировании и развитии. Речь идет о системном видении общества и его самых различных сфер и структур, как в устойчивом стабильном, так и в динамичном, меняющемся положении.
Психология – отрасль науки, изучающая психику и сознание человека, личность и ее особенности, а также поведение и деятельность человека. Понятие психология переводится как наука о душе. Душа – это внутренний мир человека, включающий чувства, эмоции, волю, интеллект, сознание и другие высшие психические функции человека. Психика заключает в себе внутреннюю картину мира, неотделима от тела человека и представляет собой совокупный результат функционирования его организма, она обеспечивает возможность существования и развития человека в мире. Предмет психологии изучает конкретные факты психической жизни, закономерности и механизмы психики. Такие как: Психика, Психические процессы, Психические свойства, Психические состояния, Мышление, Ощущение, Восприятие, Внимание, Память, Речь, Воля, Характер, Темперамент, Способности, Интересы, Потребности, Мотивы, Пассивность, Активность, Утомляемость, Рассеянность, Воображение, Эмоции и Чувства.
Предметом изучения психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром. Психология – это наука, изучающая наиболее общие закономерности душевной жизни человека. Она показывает, что вся наша психическая деятельность носит отражательный характер и помогает нам приспособиться к действительности. Этот процесс можно сравнить с отражением в зеркале. Зеркало отражает то, что воспринимает. Человек тоже воспринимает мир, поглощая информацию извне при помощи органов чувств: зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, кожных. Затем, полученная информация обрабатывается при помощи психических процессов: мышления, воображения, восприятия и т.д. В соответствии с результатами обработки информации люди совершают те или иные поступки. Окружающий нас мир един, но мысли и поступки людей разные, так как каждый человек неповторим. Он имеет свои индивидуальные особенности психических процессов, свой личный неповторимый опыт. Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.
Структура современной психологии представляет собой весьма разветвлённую систему научных дисциплин. В качестве оснований классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие). Если принять первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.
Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда. Психология труда имеет несколько разделов: инженерная психология, изучающая главным образом деятельность оператора в автоматизированных системах управления, решающая проблему распределения и согласования функций между человеком и машиной, и др., авиационная психология, исследующая психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов; космическая психология, исследующая психологические особенности деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориентации, при возникновении особых состояний, связанных с нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма, и т.п.
Педагогическая психология имеет своим предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Разделами, или узкими областями педагогической психологии являются: психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик, формирования умственных действий и т.д.); психология воспитания (психологические основы методики воспитания, психология ученического коллектива, психологические основы исправительно-трудовой педагогики).
Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.
Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на:
1) судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу и т.п.);
2) криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирования или деформации личности преступника, мотивами преступления и т.д.;
3) пенитенциарную или исправительно-трудовую психологию, изучающую психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т.п.
Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношении начальников и подчиненных.
Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки.
Психология торговли выясняет особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов.
Психология научного творчества изучает особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия и т.д.
Если основанием классификации считать психологические аспекты развития, то можно выделить те отрасли психологии, в которых реализуется принцип развития:
Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности, исследующая ровные, спокойные периоды развития человека и выделяющиеся кризисные этапы жизни, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.
Сравнительная психология – отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливаются характер и причины существующих сходств и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическим группам (видам, родам, семействам), важнейшие формы и механизмы поведения. Врожденные механизмы поведения животных составляют объект специального изучения в сравнительно новой отрасли биологии и психологии - этологии.
Если классифицировать отрасли психологии, опираясь на психологические аспекты отношений личности и общества, то вычленяется еще один ряд отраслей, объединяемых понятием социальная психология.
Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят следующие три круга проблем.
Социально-психологические явления в больших группах (в макросреде). Сюда относятся:
1) проблемы массовых коммуникаций: радио, телевидение, пресса и т.д.;
2) механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей, закономерности распространения моды, слухов, общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений, общественных настроений, проблемы психологии классов, наций, психология религии.
Социально-психологические явления в так называемых малых группах (в микросреде). Сюда относятся:
1) проблемы психологической совместимости в замкнутых группах, типов группы (ассоциация, корпорация, коллективы);
2) степени и причин сплоченности группы, ценностных ориентации группы и мн.др. Если иметь в виду, например, семью как малую группу, то к числу важных проблем может быть отнесена динамика отношений между родителями и детьми, проблема сохранения авторитета старших и т.д.
Так как наш курс носит название Социология и психология, то прежде всего нам интересен вопрос: Социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности). Насколько личность соответствует социальным ожиданиям, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависимость самооценки личности от оценки ею группы, и т.д.
Социология и психология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, практически-преобразовательную, идеологическую.
Теоретико-познавательная функция проявляется в наиболее полном и конкретном познании социальной реальности. Выполняя эту функцию, социология и психология накапливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К теоретико-познавательной функции относится также раскрытие природы социального и психологического бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности, образа жизни. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, групп или объединений, обеспечить эффективное социальное управление невозможно.
Критическая функция социологии и психологии заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология и психология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой — то, что требует радикальных преобразований, с точки зрения психических проявлений человека. Исследуя процессы социальной дезорганизации, данная наука ставит своеобразный социально-психологический диагноз и дает рекомендации для восстановления социального и психологического здоровья общества.
Описательная функция социологии и психологии заключается в систематизации, описании полученного исследователями материала в виде различных аналитических записок, научных отчетов, статей, книг. Они должны отражать реальные характеристики изучаемого социально-психологического объекта. Естественно, данная работа предполагает высокий уровень профессиональной этики ученого, потому что на основе полученных материалов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы послужат точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений исследователей.
Прогностическая функция социологии и психологии – составление научных прогнозов развития социально-психологичеких процессов во всех сферах жизни общества. Такие прогнозы носят долговременный или текущий характер. Особенно большое значение они имеют в переходный период развития общества. И здесь наука способна:
1) определить, каков диапазон возможностей, открывающихся перед участниками событий;
2) представить альтернативные сценарии вероятных процессов, связанных с каждым из выбранных решений;
3) рассчитать возможные потери по каждому из альтернативных вариантов.
Практически-преобразовательная функция социологии и психологии состоит в том, чтобы на основе эмпирических и теоретических исследований разрабатывать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности механизмов социального управления, с учетом психических реакций изучаемых групп людей. Эти рекомендации могут быть использованы как для социального планирования жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов, так и для совершенствования экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов. Роль этой функции постоянно возрастает, ибо усложнение современного общества требует более целенаправленного воздействия на социальные процессы с учетом психических реакций, проявляемых человеком.
Идеологическая функция социологии и психологии связана с тем, что социально-психологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, политических партий и движений.
Методы социологии и психологии.
Цель социологии и психологии состоит в получении достоверной истинной информации, позволяющей составить объективную картину, как современного мира, так и того конкретного общества, в котором живут люди, потребляющие эту информацию.
Благодаря этому социология и психология приобретает возможность и способность прояснить социально-психологическую ситуацию, делать ее более понятной и адекватной происходящим процессам, но только на основе точной информации.
Особый характер психологического и социологического исследования не мог не привести к мысли о необходимости его особых методов.
Метод – это основной способ сбора, обработки и анализа данных. Совокупность специальных приемов, повышающих эффективность использования метода, называется техникой. Упорядоченная и взаимосвязанная совокупность приемов, реализующая тот или иной метод, называется методикой. Процедурой называют последовательность операций, общую систему действий и способов организации исследования.
Социологическое (психологическое) исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получить объективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего практического использования.
Из определения следует, что социологическое (психологическое) исследование состоит из трех уровней: методологический, методический и процедурный.
Под методологическим уровнем следует понимать основанную на определенной позиции автора теоретическую точку зрения исследователя, являющуюся основой объяснения социально-психологических проблем, предмета и результатов исследования.
Методический уровень выражается в теории измерения социально-психологических явлений и процессов и основанных на ней методах сбора и обработки первичной информации.
Вопросы для самоконтроля
(ответы на данные вопросы прикрепляем в контролирующем блоке в папке «для ответов на вопросы к лекции №1)
1. Приведите примеры явлений, которые изучает социология и психология, их отличие от явлений, исследуемых другими науками.
2. Основные понятия, с помощью которых описываются социологические и психологические явления.
3. Объект, предмет психологии и социологии.
4. Назовите основные проблемы общей социологии и общей психологии.
5. Рассмотрите структурно-логическую схему методы социальной психологии. Опишите целеполагание и функциональность каждого метода социально-психологического исследования.
При оценивании выполненного задания учитывается самостоятельная рефлексия, нестандартность предъявленного ответа, полнота и креативность. Ответы скаченные из инета не оцениваются, ставлю -0 и система снижает ВАШ общий балл в минус.