Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 11. Социальные установки и стереотипы поведения личности
в группе
Социальные стереотипы, их функции, устойчивость. Ролевое
поведение. Психологические установки «Я». Понятие о социальной
установке и ее структура. Функции и динамика социальных установок.
Способы изменения и взаимосвязь социальных установок. Установки и
реальное поведение. Нормы, ценности и ценностные ориентации.
Диспозиционная теория В.А. Ядова. Социальные, групповые, личностные
нормы. Классификация норм, их устойчивость, изменение. Понятие о
процессе детерминации поведения личности. Формы проявления «Я»: «Я» образ, реальное – «Я», имидж. Макро- и микросреда личности. Социальная
группа.
Социальные стереотипы –
это
когнитивные и поведенческие
образования, которые включают в себя стереотипное, негибкое мышление и
стереотипные, негибкие практические действия. Они представляют собой
незначительное
упрощение
реальности
и
неоправданное
обобщение.
Примером этому является мнение многих, что «бедные – это порядочные
люди», а «богатые – воры и грабители». Поэтому, можно сказать, что
социальные стереотипы – это упрощенные схемы социальных объектов, это
своего рода упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира»
в голове человека. Эти «картинки», во-первых, экономят его усилия при
восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых, защищают его
ценности, позиции и права.
С
помощью
стереотипов
происходит
воздействие
массовой
информации на сознание людей, вовлекая их в социальную деятельность.
Функции социальных стереотипов.
1.
Стереотипное мышление и поведение по отношению к другим
людям проявляется тогда, когда они остро ощущают свою социальную
принадлежность, ощущают единство со своей социальной группой (они как
бы похожи между собой) и одновременно отличие от других социальных
групп.
2.
Способность
обильную и
стереотипов
упрощать
и
систематизировать
сложную информацию, которую человек получает
из
окружающей среды. То есть стереотипы, в процессе социального восприятия
избавляю человека от необходимости реагировать на сложный социальный
мир.
3.
Стереотипы помогают отражать социальную реальность, то есть
возможность оценить, сравнить, идентифицировать себя с другими членами
социальной группы.
4.
Способность
объяснять
существующие
отношения
между
группами и оправдание действий, совершаемых между группами.
Динамика стереотипов. Стереотип начинает действовать еще до того,
как включается разум. Это накладывает свой отпечаток на фактические
данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как
эти
данные
достигают
рассудка.
В
результате
стереотип
сильно
сопротивляется критике.
В
определенной
степени
внешние
стимулы,
сказанные
или
напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что
непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в
сознании одновременно.
Когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен
двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в
силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять
свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его
исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а
затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или
способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую
картину мира и изменяет ее.
Одним из важных свойств социального стереотипа считается его
устойчивость. Этому свидетельствуют наличие школьных и студенческих
групп, сложившиеся в них внутригрупповые отношения, которые по
истечении времени не сломали образ своей группы, а трансформировались.
Но при этом и реальные межгрупповые отношения оказывают влияние
на стереотипы. Именно от характера отношений - сотрудничества или
соперничества, доминирования или подчинения - зависят содержание и
степень благоприятности стереотипов.
Социальные стереотипы
всегда отражают реальные особенности
группы. При этом признаками истинности стереотипа является, во-первых,
единодушие мнений двух и более групп относительно черт, которые
характеризуют
третью
группу. Во-вторых, - совпадение в восприятии
группы самой себя и ее восприятием другой группой. Получается, что в
стереотипе есть так называемо «зерно истины». Например,
американцы
конкурентны, патриотичны, независимы и эмоциональны, если эти качества
считают «типично американскими» и они сами, и русские респонденты.
Однако «критерий автостереотипа» достаточно слабо проверяет точность
стереотипов, так как нет никакой уверенности в том, что люди свою группу
воспринимают более точно, чем чужую.
Принято считать, что социальные стереотипы возникают, когда:
- у человека дефицит времени для познания другого человека;
- он сильно занят другим человеком;
- он эмоционально возбужден или устал.
Стереотипы часто выполняют негативную роль. Они используются
человеком
в
процессе
межличностного
восприятия
при
недостатке
информации о конкретном партнере по общению. Это создает определенные
сложности при налаживании взаимопониманий между людьми.
Но
стереотипы
не
всегда
являются
отрицательными.
Этому
способствуют социальные установки, которые входят в состав стереотипов.
Они
помогают
действительность.
правильно
отражать
и
воспринимать
реальную
Социальная установка (social attitude — англ., в переводе на русский
означает - "пригодность" или "соответствие") - устойчивое отношение
человека к людям, социальным группам, организациям, процессам и
событиям, происходящим в обществе.
Объектами социальной установки считаются: сам человек или
окружающие его люди, группы людей, социальные процессы и события, а
также предметы материальной или духовной культуры.
Социальная установка выступает как важный элемент социальнопсихологической характеристики личности, как способ объяснения ее
поведения в обществе [1,C.279-282].
Структура социальной установки состоит из трех компонентов:
когнитивный, аффективный (эмоциональный) и поведенческий.
Когнитивный компонент социальной установки включает в себя знания
человека об объекте, к которому относится его социальная установка.
Аффективный компонент содержит эмоции, переживаемые человеком
в связи с данным объектом.
Поведенческий компонент включает в себя реальные (действительно
совершаемые человеком) или потенциальные (те, которые он готов
совершить) действия в отношении соответствующего объекта [5,C.76-80].
В структуре одной и той же социальной установки, названные выше ее
компоненты, могут быть как согласованными, так и рассогласованными.
Согласованными называют такие социальные установки, в которых их
составляющие не противоречат друг другу. Например, установка, которая
содержит позитивные знания, благоприятное эмоциональное отношение и
положительные действия в отношении объекта установки. По отношению к
человеку
она
вызывает
последовательные
(непротиворечивые),
положительные или отрицательные действия по отношению к нему.
Несогласованной, или рассогласованной, будет считаться социальная
установка, в которой, например, отрицательная информация об объекте
сочетается с положительным к нему отношением и нейтральными
действиями в отношении его. По отношению к человеку она порождает
противоречивое отношение, амбивалентные чувства и непоследовательные
(противоречивые) действия [2,C.14-35].
Основные функции, которые выполняют социальные установки в
обществе.
1. Познавательная. Она проявляется в том, что установки (если они
верные) позволяют человеку оперативно получать знания о социальных
объектах до того, как эти объекты будут познаны. Реализуется она через се
когнитивную составляющую.
2. Выразительная. Проявляется в том, что социальные установки
представляют человека как личность в его отношениях к людям и к обществу
в целом. Реализуется эта функция в основном через эмоциональный
компонент социальной установки.
3. Приспособительная (инструментальная). Она состоит в том, что
социальные установки, если они соответствуют реальной социальной группе
и существующим в нем отношениям, позволяют индивиду адаптироваться в
соответствующем обществе или в данной социальной группе. Данная
функция реализуется в основном через поведенческий компонент.
4.
Эгозащитная.
Когда
социальная
установка
способствует
разрешению внутренних конфликтов личности, защищает человека от
получения неприятной информации о самом себе и о значимых для него
социальных моментах.
5. Функция выражения ценностей. Социальные установки дают
человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое
поведение соответствующим образом. Эта функция помогает человеку
самоопределиться, понять, что он из себя представляет.
6. Функция организации знаний. Она основана на стремлении человека
к смысловому упорядочиванию окружающего мира. Помогает человеку
осмыслить действительность, «объясняет» происходящие события или
действия других людей. Позволяет избежать чувства неопределенности и
неясности, задает определенное направление интерпретации событий.
Вместе с этим, установки несут в себе функции облегчения,
алгоритмизации,
познания,
а
также
инструментальную
функцию
(приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной
среды) [5,C.81-83].
На социальные установки людей оказывают влияние три группы
факторов, которые связанны:
1) с источником информации, направленной на изменение социальных
установок. При положительном отношении людей к источнику информации
их социальные установки изменяются больше, чем при нейтральном
отношении. При отрицательном отношении - социальные установки людей
могут
измениться
противоположным
ожидаемому
образом
(эффект
бумеранга);
2) с содержанием информации. Информация, которая поступает к
людям первой по порядку, способна больше повлиять на социальные
установки, чем информация, воспринимаемая второй или следующей по
порядку. Информация, которая поступает к людям второй или следующей по
порядку, больше воздействует на социальные установки.
3) с аудиторией, которой эта информация адресована. Люди, заранее
положительно настроенные по отношению к источнику информации, примут
его
точку
зрения
даже
тогда,
когда
она
недостаточно
логична,
непоследовательна или слабо аргументирована. Люди, заранее настроенные
по отношению к источнику информации отрицательно, не примут его точку
зрения даже в том случае, если она убедительна, последовательна и логична.
Люди, имеющие высокий уровень интеллекта, образования и культуры,
больше реагируют на разумные доводы, чем на эмоции. Люди с низким
уровнем интеллекта, образования и культуры, напротив, с большей
готовностью реагируют на эмоции, чем на разумные доводы.
Социальные установки влияют на поведение человека. Но тесная связь
поведения и установки может быть нарушена разными факторами.
1.
Установка на целостный объект может не совпадать с установкой
на какую-то часть, составляющую этот объект. Например, негативная
установка на телевизионную рекламу в целом вовсе не означает, что не
существует позитивной установки на какой-то конкретный, полюбившийся
рекламный ролик и т.п.
2.
Необходимо учитывать, что поведение детерминировано не
только установками, но и ситуацией, в которой оно разворачивается.
3.
Поведение может определяться несколькими противоположными
друг другу установками.
4.
Расхождение установки и поведения может произойти от того,
что человек неправильно или неточно выразил свою позицию по отношению
к социальному объекту.
Установки могут определять поведение человека в том случае, если
он в своих действиях руководствуется своей выгодой. Это проявляется в
случае удовлетворения более значимых для человека потребностей
[3,C.369-380].
Предсказать влияние социальной установки на поведение практически
невозможно, если человек пытается решить сразу несколько задач из-за
нехватки времени.
Если
действие,
у
то
человека
скорее
появляется намерение совершить
оно
превратится
в
реальное
какое-либо
поведение,
соответствующее его социальным установкам.
Выделяют несколько феноменов, в результате проявления которых
поведение может определять социальные установки.
1. Влияние социальных ролей. Они требуют от человека определенного
поведения, могут приводить к значительным изменениям его личности.
Изменяя свой социальный статус, зачастую человек вынужден изменять
свои установки для «поддержки» нового ролевого поведения.
2. Эффект самоубеждения. Поведения на человека в процессе
проигрывания или исполнения роли начинает действовать самоубеждение.
Когда человек сам осознает свои мысли и чувства, они становятся более
значимыми, более актуальными для него и лучше запоминаются. Люди
подгоняют свои суждения под мнения других, а сделав так, сами начинают
верить в то, что сказали.
3. Феномен минимальной уступки («нога в дверях»). Данный феномен
характерен, когда люди, сначала согласившиеся на необременительную
просьбу, позднее уступают более серьезным требованиям. Когда человек
публично принимает на себя какие-либо обязательства, он начинает сильнее
верить в то, что делает. Согласившись на что-либо, человек оправдывает
свои поступки, что впоследствии приводит к изменению его социальных
установок.
4. Эффект самовосприятия и самоатрибуции. Проявляется тогда,
когда у человека отсутствует четко определенная социальная установка
относительно какой-либо проблемы, например, потому, что он редко
сталкивается с подобными явлениями. Поэтому наблюдение за своим
поведением
дает
ему
возможность
определить
его
причину,
т.е.
сформировать соответствующую установку.
Социальные
установки
личности
предполагают
ее
предрасположенность к определенному поведению в тех или иных
условиях. Автором
диспозиционной теории личности в отечественной
социологии является В.А.Ядов. Он выделяет четыре уровня диспозиции
[1,C.286-291].
1.
Элементарные
фиксированные
установки,
они
выражают
готовность к действию по удовлетворению элементарных потребностей.
2.
Ситуационные установки, формируемые на основе потребности
в общении в обычных повседневных ситуациях.
3.
Базовые
социальные
установки.
Они определяют
направленность интересов и деятельности личности.
общую
4.
Ценностные
формирование
целей
ориентации
жизни
и
основных
личности, определяющие
средств
их
реализации
(достижения), образуют высший диспозиционный уровень.
Данная теория указывает на то, что личность предрасположена
удовлетворять свои потребности определенным образом: от "низших",
связанных с витальными потребностями личности, до "высших"
–
ценностных ориентаций личности. Согласно этому, личность осуществляет
выбор поведения в зависимости от ситуации и реализуется в рамках той или
диспозиционной установки [5,С.103-107].
Самосознание
личности
формируется
в
процессе
общения
с
окружающими. Осознавая себя личностью, человек может отделять себя от
системы ценности своей группы и производить деление на «Мы» или «Они».
Но отделение «Я» является и как противопоставление себя группе и как
выделение индивидуальности с появлением самосознания.
Содержание «Я» во многом определяется социальными отношениями,
в которые мы включены. Социальное развитие личности приводит к
формированию Я-концепции человека. С одной стороны, социокультурная
реальность (социальные ценности, модели поведения, групповые нормы и
пр.)
влияет
на
наше
самосознание,
задавая
основания
для
самоидентификации. С другой стороны, особенности Я-представлений
(актуализация персонального или социального их полюса, характер
самоотношения и пр.) накладывают отпечаток на социальные суждения и
установки, а также мотивируют то или иное социальное поведение.
Я-концепция – согласованное и зафиксированное в словесных
определениях система представления человека о самом себе, на основе
которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к
себе.
Формирование Я-концепции зависит от основных трех факторов: от
социокультурной ситуации, от характера межличностных отношений в
микросоциальном окружении, от соотношения «внешних» и «внутренних»
детерминант в процессе становления и развития «Я». В связи с этим
выделяют три составляющие:
1)образ «Я» – представления индивида о самом себе. Как правило,
когнитивные структуры «Я» (или Я-репрезентации) отражают основные
характеристики нашего привычного самовосприятия. По сути, это
самоописание через тот или иной набор отдельных черт, любые ролевые,
атрибутивные или же статусные характеристики;
2)самооценка – аффективная оценка этого представления, которая
обладает различной степенью интенсивности в зависимости от уровня
принятия тех или иных характеристик самого себя;
3)поведенческая реакция – те действия, которые вызываются образом
«Я» и самооценкой. В целом самопрезентация, как поведенческая
составляющая Я-концепции служит целям проверки и подтверждения ее
когнитивной и аффективной структур. Однако целей самопрезентации
может быть гораздо больше, впрочем, как и стратегий социального
поведения, им соответствующих.
Каждая их этих составляющих может быть представлена как:
- реальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с
актуальными способностями, ролями, статусами («Я-на-самом-деле»);
- социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с
мнением человека о том, как его видят другие («Я-глазами-Других»);
- идеальное «Я», отражающее установки, которые связаны с
представлениями человека о желаемом «Я» («Я-каким бы-я-хотел-быть»).
Проявление из этих модальностей будет зависеть от социальной
среды или социальной группы, в которой она взаимодействует и имеет
определенные сформировавшиеся отношения.
Литература:
1.
Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов /
Г. М. Андреева. – 5-е изд, испр. и доп. – М. :Аспект Пресс, 2008. – 265 с.
2. Асмолов, А. Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы
неклассической психологии: Смысл; М:, 2002.- 63с
3. Ефимова, Н. С. Социальная психология : учебник для бакалавров / Н. С.
Ефимова, А. В. Литвинова. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 442 с. —
Серия : Бакалавр. Углубленный курс.
4.
Социальная психология [Текст]: учебное пособие / сост. И. В. Жуйкова.
Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. – 156 с
5.
Столяренко, Л. Д. Социальная психология : учеб. пособие для
прикладного бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд.,
перераб. и доп. —М. : Издательство Юрайт, 2014. — 219 с. — Серия :
Бакалавр. Прикладной курс.