Социальная психология отношений и общения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 4.1. Социальная психология отношений и общения
План:
1. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением.
2. Понятие «общение». Функции общения.
3. Вербальные и невербальные средства общения.
4. Виды общения.
5. Стратегии общения.
6. Психология затрудненного общения.
7. Социальное убеждение и суждение.
Понятийный аппарат: социальные отношения; производственные отношения; экономические отношения; правовые отношения; нравственные отношения; религиозные отношения; политические отношения; эстетические отношения; ролевые взаимоотношения; коммуникативные взаимоотношения; когнитивные взаимоотношения; эмоциональные взаимоотношения; моральные взаимоотношения; межличностные отношения; статусные отношения; побудительная информация; активация; констатирующая информация; социальная перцепция; идентификация; эмпатия; рефлексия; каузальная атрибуция; «эффект ореола»; эффект «первичности»; эффект «новизны»; стереотип; «контакт масок»; примитивное общение; формально-ролевое общение; деловое общение; духовно-межличностное общение; манипулятивное общение; светское общение; открытое общение; закрытое общение; затрудненное общение.
Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением
Социальные отношения – это отношения между социальными группами или их членами.
Вид социальных отношений:
Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.).
Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях – продавца и покупателя. Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путём. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений. Нравственные отношения закрепляются в ритуалах, традициях, обычаях. В этих формах закрепляется моральная норма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, которая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей.
Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, о таинствах его души, идеальных свойствах психики, духовных и нравственных основах существования. В этих отношениях преобладают иррациональные начала психического отражения действительности, основанные на чувствах, интуиции и вере.
Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти.
Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира.
Ролевые взаимоотношения отражают функционально-организаторскую зависимость людей в совместной деятельности. Они закрепляются в официальной административно-управленческой структуре. Однако эти роли могут и не совпадать с официальными должностями и проявляться в неофициальном лидерстве.
Коммуникативные взаимоотношения характеризуют активность членов сообщества в их контактах, взаимосвязях и общении. Развитию коммуникативных взаимоотношений благоприятствуют следующие качества: открытость, эмоциональность и т.п. Коммуникативный потенциал личности снижается из-за робости, застенчивости, скрытности, неумения слушать других и т.п.
Когнитивные взаимоотношения представляют собой результат отражения адекватности взаимного познания людей. Они характеризуют партнёров в диапазоне «понимание - непонимание» через проявление сочувствия, сопереживании, эмпатии и других социально-психологических феноменов, определяющих проникновение участников взаимодействия в психологическую сущность друг друга.
Эмоциональные взаимоотношения отражают взаимную привлекательность людей и проявляются в рамках «любовь – ненависть».
Волевые взаимоотношения отражают возможность самопроявления партнёров в совместной жизнедеятельности. Они характеризуют меру психологической активности или характер поведения людей в сообществах. Волевые взаимоотношения изменяются в диапазоне «независимость-подчинение» и проявляются как властность, самостоятельность, решительность, настойчивость, уступчивость, терпимость и т.д.
Моральные взаимоотношения характеризуют поведение людей по критериям «добро – зло» и проявляются в заботливости, отзывчивости или равнодушия, корысти, агрессии, эгоизме и т.п. Эти взаимоотношения отражают психологические установки, касающиеся этической стороны поведения людей в сообществах.
Межличностные отношения могут рассматриваться не только как диадные, но и как отношения между людьми, входящими в общую для них группу – семью, школьный класс, спортивную команду, бригаду рабочих и т.п. В этих случаях они проявляются в характере и способах взаимных влияний, которые оказывают люди друг на друга во время совместной деятельности и общения.
Положение человека в группе, определяющие его права, обязанности и привилегии, называется статусными отношениями. Возникают они в связи с межличностными взаимоотношениями. В разных группах один и тот же человек может иметь разный статус.
Детальное описание других видов социальных отношений описаны в книге Д. Майерса «Социальная психология».
Понятие «общение». Функции общения.
Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия личностей, группы, характеризующейся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
Основное функции (аспекты) общения:
• ·передача информации – коммуникативный аспект общения;
• ·взаимодействие, организация совместной деятельности - интерактивный аспект общения;
• ·познание людьми друг друга - перцептивный аспект.
Вербальные и невербальные средства общения.
В структуру вербального общения входят:
1) значение и смысл слов, фраз.
Важную роль играет точность употребления слов, смысл интонации
(Пример)
2) речевые звуковые явления: темп речи, Высота голоса, ритм, интонация и т.д.
Наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
3) выразительные качества голоса: характерные специфические звуки; смех, шепот, вздохи и др. ; паузы и др.
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
1) кинестетика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоции; мимика, жесты -
движение тела; пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку походку.
2) такесика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, дотрагивание и пр.
3) проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.
4) «контакт глаз» - специфическая знаковая система, используемая в визуальном общении.
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).
Участие одновременно многих людей в деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в неё, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.
В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействия: теория социального действия (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс), структура взаимодействия описана Я. Щепаньским /Социальная психология. Г.М. Андреева.1999.С.103/, транзактный анализ Э. Берн.
Теория трансактного анализа.
Трансакцией называют единицу взаимодействия.
Анализ позиций в общении описан в концепции трансактного анализа (Э. Берн). Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции – Ребёнка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднокранто меняться в течение дня. С позиции Ребёнка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняться, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Ребёнок проявляет чувства (обиды, страха, вины и т.д.), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задаёт вопросы: «Почему я?», «За что меня наказали?». Эта позиция характерна не только в детстве, но и для взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяких невзгод. Муж в такой ситуации занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно, и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь с родителями, он сам занимает позицию Ребёнка. В позиции Ребёнка выделяют: «послушного Ребёнка» и «бунтующего Ребёнка» («Не хочу! Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!» и т.п.).
При общении с коллегами на работе, в процессе учёбы обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении. Взрослый – работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике и т.п.
С позиции Родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра». Родитель – требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует и т. п. В позиции Родителя могут быть две разновидности: «карающий Родитель» – указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки; «опекающий Родитель»
советует в мягкой форме, защищает, опекает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.
Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых. Могут друг друга понять и два Ребёнка.
Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведёт его на равноправную позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его на позицию подчиняющегося или бунтующего Ребёнка.
Общение Взрослого и Ребёнка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить Ребёнка серьёзно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти на позицию Взрослого, либо беспомощность Ребёнка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего родителя.
Общение Родителя и Ребёнка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный Ребёнок»), так и конфликтный («бунтующий Ребёнок»).
Транзактный анализ предполагает регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учёт характера ситуаций и стиля взаимодействия.
Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подаёт» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесён на другую ситуацию, то, успех взаимодействия не может быть гарантирован.
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).
Термин «социальная перцепция» впервые был введён Дж. Брунером. Сущность этого понятия постоянно дополнялась, и сегодня под ним понимают процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.
Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретации на этой основе его поступков.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе.
Осознание себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.
Идентификация означает отождествление себя с другим. В реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приёмом, когда предположение о внутреннем состоянии партнёра строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.
Рефлексия – это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнёром по общению.
Итак, к механизмам взаимопонимания относятся идентификация, эмпатия и рефлексия.
Каузальная атрибуция – приписывание друг другу причин поведения.
Г. Келли выделил три типа атрибуции: личностную атрибуцию (когда причины приписываются лично совершающему поступок), объективнуюатрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам).
Учёными также были выделены различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга: эффект ореола, эффект новизны, эффект стереотипизации и первичности.
Сущность «эффекта ореола» заключается в том, что сформированный заранее образ человека, выполняет роль ореола и мешает видеть действительные черты и проявления этого человека.
Тесно связаны с этим эффектом и эффект «первичности» и «новизны». Оба они касаются значимости определённого порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нём. «Эффект первичности» был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. В этом случае первая информация запоминается лучше. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая информация оказывается более значимой.
В более общем плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Впервые термин «социальный стереотип» был введён У. Липпманом в 1922 году, и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.
Виды общения
По количеству участников:
• · Межличностное;
• · Групповое.
По способу общения:
• · Вербальное
• · Невербальное
По положению общающихся:
• · Контактное
• · Дистантное (при помощи СМИ)
По условиям общения:
• · Официальное (деловое)
• · Не официальное (по личной инициативе)
Виды общения (по Столяренко Л. Д.):
1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности и т.д.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили желаемое от собеседника, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5. Духовно-межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймёт вас и по выражению лица, движения, интонации.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды из беседы, используя разные приёмы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.
Стратегии общения
1)открытое – закрытое общение;
Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение -–нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, своё отношение, имеющуюся информацию.
Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:1)если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2)в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.
«Одностороннее выспрашивание» – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции.
«Истерическое предъявление проблемы» – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».
2)монологическое – диалогическое;
3)ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).
Психология затрудненного общения.
Субъект затрудненного общения не всегда осознает, что он является трудным партнером.
Затрудненное общение характеризуется двумя моментами:
1) анализ успешности, эффективности общения на основании доступного результата;
2) анализ с т.зр. психологической комфортности субъекта общения, его эмоционального состояния
На основании этого затрудненное общение чаще всего рассматривается как неэффективное, разлаженное, деструктивное общение, сопровождающееся эмоциональным напряжением, и не приводит к желаемому результату.
"Эффективность" и "затрудненность" не является противоположными характерами общения, поскольку они отражают разные качественные стороны процесса общения. В силу этого можно говорить о:
1) затрудненном, но эффективном общении (партнеры переживают эмоциональное напряжение, но добиваются положительных результатов);
2) затрудненном и неэффективном общении (характеризуется эмоциональным напряжением и несоответствием достигнутых результатов заданным целям);
3) незатрудненном и эффективном общении (отсутствует эмоциональное напряжение и результаты общения совпадают с заданными целями);
4) незатрудненном и неэффективном общении (отсутствие эмоционального напряжения и несовпадения результата с заданными целями).
Причем для каждого из партнеров совместный процесс общения может быть различным с точки зрения его результата, вложенных усилий и эмоционального состояния.
"Трудный" партнер общения, с точки зрения человека, постоянно искажает качества партнера, ему присуще сопротивление осознанию причин своих затруднений и нежелание что-либо менять в собственном поведении.
С точки зрения интерактивной стороны общения "трудный" партнер не умеет аргументировать свои замечания и предложения, не обладают способностью поддерживать зрительный контакт, стремиться больше говорить, чем слушать, перебивать разговор, стремиться навязывать свою точку зрения.
Итак: стремление к осознанию себя в качестве причин и результатов общения является одним из основополагающих принципов выхода из ситуации затрудненного общения.
Эффективное общение.
Быть эффективным слушателем, или иметь привлекательный имидж, говорить то, что интересует собеседника, - это значит владеть приёмами понимающего слушателя, такими как:
1) внимательное молчание, минимум ответов;
2) обращение к говорящему за уточнением;
3) повторение мысли собеседника своими словами;
4) подытоживание основных мыслей собеседника;
5) стремление отразить своими словами чувства собеседника.
Социальные убеждения и суждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов (К. Ховланд):
1.Агенты влияния (источник сообщения).
2.Само сообщение.
3.Условия, в которых передаётся сообщение (контекст).
4.Реципиент, т.е. тот индивид, которому и предназначено сообщение.
Эффективность процесса воздействия зависит как от характеристик каждого из названных элементов, так и от их сочетания, т.е. от тех конкретных ситуаций, в которых агент влияния пытается убеждать реципиента.
Агент влияния.
Для нас зачастую важнее не что говорится, а кто говорит. Поэтому доверие, вызываемое источником информации, может стать для человека основным побудительным мотивом для формирования новой установки или изменения старой.
Авторитет агента влияния способствует не столько убеждению, сколько внушению. Д. Майерс утверждает, что люди во многих случаях, хотя и не всегда, больше доверяют тем, кто в чём-то похож на них самих. Это может быть сходство в языке, внешности, убеждениях, социальном положении и т.д. Принадлежность к одной этнической или национальной группе источника сообщения и аудитории чаще всего имеет решающее значение в процессе убеждения – внушения.
Кроме того, доверчивость аудитории усиливает демонстрируемое агентом влияния бескорыстие, то, что он выступает даже против собственных интересов. В этом случае он воспринимается как «борец за правду», «за убеждения», и вызывает у аудитории уважение.
2.Характеристика убеждающего сообщения.
Роджерс предложил учитывать следующие четыре условия, которые должны соблюдаться в сообщении:
1.Указание на вероятность опасных последствий, если не будут выполнены рекомендации.
2.Соблюдение меры при описании этих негативных последствий.
3.В сообщении должна содержаться информация о том, как избежать грядущей опасности.
4.У реципиента (аудитории) должна появиться уверенность, что предлагаемые рекомендации выполнимы, так что каждый человек может ими воспользоваться.
Предупреждение об опасности будет эффективным, если оно выполнено не в самых мрачных похоронных тонах, если человек убеждён, что ему грозит реальная опасность, если есть дельная конкретная рекомендация, как её избежать, если он уверен, знает, что в состоянии, т.е. способен выполнить рекомендации.
Степень убедительности сообщения зависит также от:
а) количества и качества аргументов;
б) способа аргументирования (доказательства);
в) порядка изложения аргументов;
г) формы их сообщения.
Традиционная точка зрения социальных психологов на эту проблему состояла в том, что увеличение числа аргументов в сообщении повышает его убедительность. Обоснование этого мнения строилось на том предположении, что большое количество аргументов представляет людям больше информации для обдумывания.
И наконец, действенность сообщения зависит от того, какие средства используются для его передачи. Нужно помнить, что выбор средств предопределяется теми целями, которые ставит перед собой агент влияния. Если он хочет что-то внушить или просто познакомить аудиторию с какой-то точкой зрения, тогда лучше использовать визуальные (видеозаписи, телетрансляции) или аудиальные средства.
Если же сообщение содержит сложную для понимания информацию и ставится цель убедить или переубедить людей, т.е. основательно сформировать или изменить установки, то лучше использовать письменную форму передачи сообщения.
3.Контекст.
Любое социальное взаимодействие представляет собой коммуникативный процесс. Поэтому здесь можно включать эмоционально-окрашенные рекламные ролики, которые могут вызвать у зрителей позитивные эмоции.
4.Реципиент.
Люди отличаются друг от друга, кроме всего прочего, ещё и степенью податливости влиянию, или мерой внушаемости. Есть так называемые «твердолобые» индивиды, которые на любую попытку убедить или переубедить их отвечают «нет».Существуют люди и прямо противоположного склада, которые во всём и со всем соглашаются, и которые, тем не менее, ещё меньше, чем первые, уязвимы для влияния. Таким образом, личностные особенности реципиентов во взаимодействии с другими факторами предопределяют, произойдёт или нет изменение их установок.
Люди с высоким уровнем интеллекта поддаются убеждению лишь тогда, когда сообщение хорошо, всесторонне аргументировано, в том числе с использованием сложных доказательств. И наоборот, мало интеллектуальные люди легко поддаются убеждению, даже если сообщение мало убедительно.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие виды социальных отношений Вы знаете?
2. В чем сущность понятия «общение»?
3. Перечислите функции общения.
4. В чем заключается теория трансактного анализа?
5. Что входит в структуру вербального общения?
6. Какие науки изучают невербальные средства общения? В чем их сущность?
7. Какие виды общения Вы чаще всего используете в деятельности?
8. В каких случаях оправдана закрытая стратегия общения?
9. Дайте характеристику «трудному» в общении человеку. Приведите конкретный пример из жизни.
10. Какие факторы вызывают трудности в общении?
Ответ на вопрос для самопроверки № 9 выполняется письменно в задании "Контрольный вопрос к Лекции 4.1.".