Социализация ребенка в творческой деятельности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В ТВОРЧЕСКИХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Детское творчество тесно связано с понятием прекрасное. Ведь творчество это такое
явление в жизни ребенка, результат которого содержит в себе элементы прекрасного. Исходя
из этого можно утверждать: занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Опыт который
накоплен предшествующими поколениями и передается как на генетическом уровне, так и
предметами материальной культуры. В данной связи в структуре этой условно можно выделить ряд элементов. Речь идет о цельности, пропорции, гармонии, ясности, об элементах, которые действуют на нас непосредственно. По своему содержанию они соответствуют выразительным средствам, которые составляют систему изобразительной грамоты. Следовательно, любой творческий продукт невозможно выстроить на хаотичном применении отдельных
закономерностей, средств. Для цельности образа необходима цветовая и композиционная гармоничность – основа творчества. Овладевают ею поэтапно, начиная с дошкольного возраста.
Практика показывает: детское творчество постоянно в движении. Оно меняется, так
как меняется опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества ребенка сопряжена с его предыдущими достижениями. Вычленив
самое ценное в них, мы на этой основе выделим новообразования, которые будут способствовать дальнейшему творческому росту. Представьте: ребенок научился наносить одновременно, но беспорядочно несколько цветок, размазывая их по листу. Это умение – смешивать цвета – даст возможность в дальнейшем научить его составлять различные оттенки одного цвета, цветовые композиции, гармонизировать их сочетания, а позднее способствовать
освоению приемов заливки, отмывки.
Если рассматривать детское изобразительное творчества объективно: в действительности оно существует и проявляется благодаря «сверхрассудочной и рассудочной деятельности». На факт этот, размышляя о творчестве, ссылался еще Платон. И действительно, уже
в раннем возрасте ребенок, не осознавая содержание образа, нанося цветовые пятна, получает интересные композиции, напоминающие те или иные предметы, объекты. Говорить о том,
что рисунок – это продукт сознательной деятельности, разумеется, нельзя. Речь идет о корреляции генетического общекультурного опыта, эмоционального состояния ребенка и его
изобразительного опыта. Однако уже в старшем дошкольном возрасте, определившись с замыслом будущей работы, он выберет нужные краски, определит технику и композицию. Однако объяснить, как возникла идея образа и почему она возникла именно в данное время, с
полной уверенностью не сможет. И вот почему. В процессе творчества наличествует компонент, который не подлежит объяснению рациональным способом, поэтому говорить о полной безосновательности данного явления неверно. Ведь формирование образа может быть
постепенным. На процесс мог оказать влияние и предшествующий опыт впечатлений,
чувств, и восприятие других образов, и окружающая обстановка. Иными словами, все, что
откладывалось в подсознании ребенка. И тем не менее момент актуализации этого опыта
установить очень сложно. В этом и действие «сверхрассудочной» сферы.
Говоря о детском творчестве как о процессе создания «нечто нового, ранее не существовавшего», важно указать, что «новое» для ребенка – все то, что он раньше не рисовал,
не лепил, не конструировал. В этом случае неважно, имеются ли подобные образы в мировом
искусстве или нет. Главное, что в опыте этого конкретного малыша их не было. И даже факт
1
схожести не позволяет говорить об идентичности, поскольку в природе и в искусстве нет абсолютно одинаковых образов или объектов.
Внутренняя гармония является показателем для личности ребенка. Свидетельство этого – его первые изображения, имеющие округлую форму, т.е. круги (большие, маленькие,
кривые, ровные). А круг, как известно, символизирует гармонию, универсальность. Таким
образом, можно прийти к выводу: гармония заложена в природе ребенка. Но ребенок еще
очень мал и духовно слаб. Вот почему, попадая окружающую среду, он оказывается под влиянием взрослых. Что примечательно не всегда взрослые осознают у своего малыша наличие
внутренней гармонии, значимость для творческого становления тем более последствия ее
разрушения. Отсюда и проистекает изменение внутренней художественно – эстетической
среды, ребенка в силу того, что он начинает в впитывать не только позитивный, но и не негативный опыт.
Яркое доказательство того, что маленький человечек чувствует дисгармонию в окружающем мире, – его каракули. Они имеют вид отрывистых, заостренных штрихов, хаотично
расположенных по всей поверхности листа. Штрихи могут свидетельствовать об активизации чувства ритма, заложенного в любом человеке с рождения. Однако если ребенок развивается гармонично, если нет нарушений в физическом и психологическом росте, то штриховка – также рано применяемая в детских рисунках – приобретает исследовательский, а не
агрессивный характер. Ребенок с помощью штрихов изучает свойства материала и инструментов, которые на последующих этапах он использует в процессе создания выразительных
образов, различных по структуре (натуралистичные, схематичные, абстрактные); при этом
каждый вид образов правдив и реалистичен. С помощью цвета, формы, композиции, прибегал к натуралистическому реализму, ребенок способен передать музыку, чувства, эмоции,
добродетель и пороки.
Говоря о значимости детского изобразительного творчества в становлении личности,
важно отметить: это не только один из начальных способов познания ребенком окружающего мира, его свойств, законов, отношений, но и наиболее доступное средство отражения собственного отношения к этому миру, своих впечатлений, эмоционального состояния и переживаний с помощью художественно-выразительного образа. Именно художественновыразительного, поскольку ребенок, рисуя что- либо (нанося каракули или создавал реалистичный образ), живет в изображаемом. Он комментирует свои действия, обыгрывает содержание рисунка, играет с получившейся поделкой, напевает, сочиняет в процессе творчества.
Создаваемый образ – отражение внутреннего мира ребенка. По внешним атрибутам
образа, по символам, в нем заключенным, можно определить состояние ребенка, его склонности, проблемы и вовремя скорректировать развитие, помочь справиться с конфликтами,
направить на разрешение противоречий, активизировать имеющийся потенциал и задатки. И
это возможно благодаря тому, что ребенок раскрывает в образе все то, о чем он не может или
не хочет открыто говорить. Поэтому образ, им созданный, справедливо можно назвать выразительным. Его суть: окружающим необходимо научиться читать» этот образ.
Взрослый должен уметь определять по внешним атрибутам работы глубокий внутренний смысл. Смысл, скрытый за цветовыми пятнами, композиционным расположением и
характером форм. Для этого важно и нужно четко представлять, чем является детское изобразительное творчество, как и когда его нужно развивать, с чего целесообразнее начать этот
процесс и к чему стремиться.
2
Детское изобразительное творчество имеет долгую и неоднозначную историю, на
протяжении которой приводились довольно противоречивые определения сущности, структуры, значения творчества для личности ребенка на основе и научных, и личных представлений, иногда носившие псевдонаучный характер. Каждое новое поколение открывает новые
факты, новые стороны, поскольку изучение ребенка, его способностей, скрытых потенциальных возможностей и само человеческое познание не стоит на месте. Поэтому установить
единую закономерность творческого развития ребенка, которая объясняла бы сущность
творчества во все времена, во всех странах, у всех народов, нельзя. Можно выделить лишь
самые общие черты детского творчества, которые отражены в мировом научно-историческом
опыте и не связаны с индивидуальной сферой личности.
Детское творчество очень тесно связано с понятием «прекрасное», поскольку творчество – это явление в жизни ребенка, содержащее в себе элемент прекрасного. Если бы творчество не было носителем красоты, а отражало безобразное, то оно несло бы разрушение, а
не созидание. Поэтому, занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя
и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным, накопленным предшествующими поколениями и передаваемым как на генетическом уровне, так и с помощью
предметов материальной культуры.
И в этом случае в структуре условно можно выделить ряд элементов (цельность, пропорцию, гармонию, ясность), которые действуют на нас непосредственно и соответствуют
выразительным средствам, составляющим систему изобразительной грамоты. Любой творческий продукт не может возникнуть при хаотичном использовании отдельных закономерностей, средств. Для цельности образа необходима цветовая и композиционная гармоничность, основа творчества, которой поэтапно овладевают начиная с дошкольного периода.
Детское творчество все время находится в движении, оно постоянно меняется, так как
меняются опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству. Каждая ступень в
развитии творчества сопряжена с тем, что в предыдущих достижениях ребенка мы вычленяем самое ценное, и на его основе появляется новое, способствующее дальнейшему творческому росту.
Ребенок научился наносить на бумагу одновременно, но беспорядочно несколько цветов, размазывая их по листу. Умение смешивать цвета можно использовать в дальнейшем
для того, чтобы научить детей получать различные оттенки одного цвета, составлять цветовые композиции, гармонизировать цветовые сочетания. Позднее это умение будет способствовать освоению детьми приемов заливки, отмывки.
В раннем возрасте ребенок, не осознавая содержания образа, наносит на бумагу цветовые пятна и получает интересные композиции, напоминающие те или иные предметы,
объекты. Но сказать, что рисунок – продукт сознательной деятельности, мы не можем. Это
корреляция генетического общекультурного опыта, эмоционального состояния ребенка и
изобразительного опыта. В старшем дошкольном возрасте, определившись с замыслом будущей работы, дошкольник выбирает, какие ему нужны краски, какая техника, как он будет
строить композицию. Все это разумная деятельность. Но объяснить, как возникла идея этого
образа, почему именно в данное время, сложно. В процессе творчества наличествует компонент, который не подлежит объяснению рациональным способом. Говорить о полной безосновательности данного явления было бы неверно. Ведь формирование образа могло быть постепенным, под влиянием предшествующего опыта впечатлений, чувств, восприятия других
3
образов, окружающей обстановки и т.п., откладывавшихся в подсознании ребенка. Однако
момент актуализации этого опыта установить очень сложно, поскольку здесь проявляется
действие «сверхрассудочной» сферы.
Если творчество – процесс создания «нечто нового, ранее не существовавшего», то
для ребенка «новое» – все то, чего он раньше не рисовал, не лепил, не конструировал и т.д. В
этом случае не важно, имеются ли подобные образы в мировом искусстве или нет. Главное,
что в опыте этого конкретного малыша их не было. И даже факт схожести не позволяет говорить об идентичности, поскольку в природе, искусстве нет абсолютно одинаковых образов
или объектов.
«Побудители творчества находятся в самой личности, в гармоничном сочетании трех
сфер жизнедеятельности человека: физической гармонии, духовной гармонии человека и образа, как некой интеграцией природных и абстрактных форм».
Внутренняя гармония – показатель для личности ребенка. Свидетельством этого служат первые изображения малыша, имеющие округлую форму, т.е. круги (большие, маленькие, кривые, ровные), а круг символизирует гармонию, универсальность. Таким образом, в
природе ребенка заложена гармония. Но будучи еще очень мал и духовно слаб, в окружающей среде он оказывается под влиянием взрослых, которые не всегда осознают наличие
внутренней гармонии у своего малыша, ее значимость для творческого становления и тем
более не замечают последствий ее разрушения. И тогда изменяется внутренняя художественно-эстетическая среда ребенка, так как он начинает впитывать не только позитивный,
но и негативный сенсуалистическо-гедонистический опыт.
Доказательством того, что маленький человечек чувствует дисгармонию в окружающем мире, служат его каракули, имеющие вид отрывистых, заостренных штрихов, хаотично
расположенных на всей поверхности листа. Конечно, такие штрихи могут свидетельствовать
об активизации чувства ритма, заложенного в любом человеке с рождения. Однако если ребенок развивается физически и психологически гармонично, то штриховка, рано присутствующая в детских рисунках, приобретает исследовательский характер, а не агрессивный. С
помощью штрихов он изучает свойства материалов и инструментов, которые на последующих этапах используются им в процессе создания выразительных образов различных по
структуре (натуралистичных, схематичных и абстрактных). Каждый вид его образов правдив
и реалистичен. С помощью цвета, формы, композиции дети способны передать музыку, чувства, эмоции, добродетели и пороки, прибегая к натуралистическому реализму.
Малыш в возрасте двух лет, слушая музыкальное произведение П. И. Чайковского
«Времена года. Осень», начинает смешивать на листе бумаги цвета, с помощью которых получаются цветовые пятна различных оттенков, удивительно сочетающиеся между собой по
форме, композиции и передающие характер именно осени, а не других времен года.
В этих сочетаниях читаются, с одной стороны, жесткий ритм, динамизм, присущий
осени (ветер, дождь, гроза), с другой – покой и умиротворенность заключительного периода
в природе, его переход в другой, новый цикл. Даже не искушенный в живописи взрослый
легко определит время года, изображенное ребенком. Тогда возникает вопрос: разве цветовые композиции, отражающие взаимосвязи и взаимодополнения сфер жизнедеятельности
ребенка, а именно окружающей действительности и внутреннего мира, не относятся к реализму? Ведь реализм в искусстве – это «правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими данному виду художественного творчества».
4
В этом определении мы не находим отождествления реализма с натурализмом. Таким
образом, детский рисунок по-своему реалистичен, поскольку дети (особенно в раннем и
младшем возрасте) в своем творчестве остаются искренними и непосредственными в отображении впечатлений, настроений, состояний. И если ребенок рисует маму с большими очками, при том, что у мамы хорошее зрение, это означает, что он доступными для себя средствами говорит нам, а иногда и «кричит»: «Я хочу, чтобы мама меня заметила и увидела, разглядела во мне своего ребенка и личность». Это и есть действительный реализм, который
мы, взрослые, подчас не замечаем, искривляя душу малыша, разрушая его внутреннюю гармонию.
Для реализации любого замысла ребенку необходим элементарный опыт отражения,
состоящий в умении использовать определенные правила и закономерности искусства, выступающие неким художественно-изобразительным инструментарием, который не может
характеризоваться как спонтанное образование.
Ранее мы указывали, что процесс творчества детей состоит из двух составляющих: разума и сверхразума, поэтому правомерно было бы указать на проявление в творческом акте
ребенка как опыта, так и некой интуиции, о которой говорил И. Кант (1724–1804).
Процесс бессознательной творческой деятельности наблюдается у детей чаще всего в
раннем и младшем дошкольном возрасте, когда они интуитивно, а не осознанно создают
свой образ, выбирают краски, выразительные средства для его изображения. Сознательность
творчества начинает проявляться только к старшему дошкольному возрасту, когда у детей
уже накоплен необходимый художественно- изобразительный и эмоциональный опыт и когда они начинают понимать зависимость между замыслом, своими возможностями, выразительными средствами и характером образа.
Мысль о том, что в основе изобразительной деятельности лежит художественный инстинкт, высказывалась Ф. Фребелем (1782–1852), который говорил, что «творчество является
способностью творить, заложенной в ребенке с рождения, подтверждающей проявление его
божественной сущности».
Присущая детям раннего возраста гармоничность цветовых сочетаний, чувство равновесия композиции, выделение главного в работе, свобода самовыражения, изобразительная
выразительность – все это показатели художественной интуиции. Объяснить проявление
этих особенностей можно только наличием некоего природного чутья, которое неосознанно
реализуется ребенком. О сознательном подходе к процессу творчества в раннем возрасте говорить не приходится. Малыш не способен проанализировать самостоятельно механизм создания рисунка, четко определить последовательность его выполнения. И даже сам результат
для него не является чем-то особенным, удивительным. Его уникальность, оригинальность замечаем мы, взрослые, но не сам малыш. Для него это данность. Он живет этим, он действует
так, как чувствует именно в это время, и повторить свой рисунок, пусть даже частично, через
определенный промежуток времени он уже не сможет. Неоднократное тиражирование образа – это показатель творческой деятельности детей на более поздних этапах, когда они начинают осваивать способы создания предметов и объектов окружающей действительности.
Настоящее творчество проявляется у детей тогда, когда они способны варьировать,
добавлять новые элементы, сознательно экспериментировать с целью создания чего-то нового для себя, открытия новых художественных связей и отношений. При этом творчество становится целью, критерием и вектором деятельности ребенка. Как указывал
5
Н. А. Бердяев (1874–1948), «творчество – это некоторое начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности». Образ, по его мнению, формируется путем отбора лучших эстетических ориентаций, продиктованных эстетическими
вкусами. Это позволяет оценивать его в сопоставлении с идеалом, в качестве которого выступают художественные свойства и отношения, имеющие общечеловеческий характер.
Таким образом, творческими считаются произведения, проверенные временем и построенные с учетом существующих традиций изобразительного искусства. Продолжая эту
мысль, можно сказать, что в оценке детского изобразительного творчества также действуют
факторы времени и системы. Чтобы повысить уровень творческого развития ребенка, важно
знать общие закономерности поэтапного овладения им художественными свойствами и отношениями, иметь четкие представления о том, как происходит у него на протяжении всего
дошкольного периода, включая ранний возраст, смена одних изобразительных предпочтений
другими, как меняется характер построения выразительного образа, как изобразительное
творчество влияет на другие структуры личности ребенка (на умственное, нравственное,
трудовое развитие).
Проявлениям самостоятельности, творчества, выдумки содействует метод моделирования и конструирования в образовательной деятельности детского сада.
Способность детей к моделированию успешно доказана в психологических
(Л. А. Венгер, Е. А. Агаева, Л. И. Цеханская и др.) и педагогических (В. Г. Нечаева,
Н. Ф. Виноградова и др.) исследованиях. Этот метод совершенно необходим при ознакомлении ребенка с социальным миром. Целесообразно научить детей составлять план-карту. Это
может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, участки дошкольного учреждения и др.
Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Этим же
целям служат и задания типа «Составим маршрут предстоящей экскурсии». Для моделирования и конструирования можно использовать мелкий строительный материал, поделки из
бумаги, игрушки или предметы-заменители.
Моделирование и конструирование развивает мышление, воображение и готовят ребенка к восприятию карты мира и глобуса. Воздействие на повышение познавательной активности оказывает сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.
Следует отметить, что задания на группировку и классификацию действуют с большим эффектом, если применяются не как самоцель, а подчинены какой-то понятной детям
практической задаче, например, отобрать предметы для тематической выставки, продумать
расположение в группе новых игрушек, игровых уголков, отобрать и найти место для трудового оборудования и т. п. Понимание и приятие детьми мотива действий способствует их
осознанию и повышает познавательную деятельность.
Большие потенциальные возможности развития ребенка, заключает в себе исследовательская деятельность, однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда
дети почувствуют радость и удовольствие от созданного ими, если у них процесс творчества
вызовет хорошее настроение.
Исследовательская деятельность для ребенка не только удовлетворение познавательной
потребности, но и получение нового знания, которого раньше не было в социальном опыте.
С самого раннего возраста можно научить ребенка думать системно, решать задачи
творческого характера, придумывать рассказы, сказки, сюжет для своего рисунка и многое
6
другое. Тот ребенок, который овладел основными мыслительными операциями по созданию
творческого продукта, умеет и хочет сам учиться, у него развитое воображение, мышление и
высокий уровень познавательной активности. Познавательное развитие детей дошкольного
возраста предполагает и формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков исследования, первичных навыков работы с информацией, развитие речи, как
средство передачи информации, а также активизация мышления.
А. И. Савенков считает, что один из основных путей познания, который наиболее
полно соответствует природе ребенка и современным задачам обучения следует рассматривать исследовательский метод. «Исследовательский метод – путь к познанию через собственный творческий, исследовательский поиск» (А. И. Савенков).
Обучение будет интересным для детей и для педагога, если оно с самого начала будет
строиться как исследовательская деятельность самих детей. Педагог должен помочь детям
достичь полноты своего самоосуществления. А это значит сохранить природную любознательность.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Для того чтобы эти возможности не утрачивались, необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Немаловажным в дошкольном возрасте является развитие творческих способностей
детей в изобразительной деятельности. Активно действуя с объектами окружающего мира,
исследуя их, дети познают их эстетические признаки, свойства, величину, поверхность объекта, а затем отображают свои жизненные впечатления в рисовании, лепке, аппликации и
конструировании. Развивая исследовательские способности дошкольников, следует, прежде
всего, научить видеть проблему. Умение видеть проблему, тесно связано с умением наблюдать. Путем простого наблюдения можно увидеть проблему для детского исследования
(«Почему листья падают с деревьев?», «Чем отличается песок от глины?», «Почему облака
бывают разной формы?» и т.д.).
Очень интересное задание, которое развивает способность по-разному смотреть на
одно и тоже явление или событие, разработали педагоги В. Н. Волков и В. С. Кузин. Называется оно: «Тема одна – сюжетов много». Детям предлагается придумать и нарисовать как
можно больше сюжетов на одну, и туже тему. Эта увлекательная работа включает ребенка в
творческий процесс.
Одной из важных форм исследовательской деятельности дошкольников является экспериментирование. Часто используется экспериментирование в области изобразительной деятельности. Это могут быть эксперименты с красками:
- Эксперимент с набрызгом красок. Используя такие приспособления, как зубная
щетка или же бутылочка с разбрызгивателем, дети набрызгивают любую из красок на белый
лист бумаги. После чего, на этот лист, накладывается какой-либо силуэт – животные, люди,
овощи, фрукты, геометрические фигуры и т.д. Затем можно делать набрызг другой краской.
После чего силуэты можно убрать. Получиться интересное изображение.
- Эксперимент смешивания красок.
- Эксперимент с акварелью. На влажный лист белой бумаги наносится акварель разных цветов, крупными мазками. Затем необходимо наложить на первый лист точно такого
же размера другой лист и прижать его рукой. Через минуту можно разделить листки и увидев две похожие, но не одинаковые композиции, начинает работать детская фантазия.
7
Детям можно предложить для исследования знакомый предмет, например – бумагу и
использовать ее в своей изобразительной деятельности. Исследуя ее, ребенок знакомиться со
свойствами этого предмета, и сам начинает придумывать разные варианты использования
бумаги в своих работах. Например: бумага мокнет, а из мокрой бумаги можно слепить медвежонка, высушить его, а затем разукрасить. Бумага мнется. Из мятой бумаги можно сделать
разных животных, людей, деревья, а затем наклеить на лист бумаги и получится картина.
Бумага рвется. И маленькие кусочки бумаги можно использовать в мозаичной аппликации.
Бумага бывает разной фактуры. И ребенок использует разные возможные варианты, в своих
творческих работах применяя свойства бумаги.
Когда ребенок – субъект познания: он принимает поставленную задачу как эмоционально значимую, а цель деятельности становится актуальной, он видит возможность применения полученных знаний в своих творческих работах. Являясь реальным участникам совместного поиска, он учится самостоятельно и творчески выполнять задания.
Чем разнообразнее деятельность детей, оригинальнее поисковая деятельность, тем у
детей, в конечном итоге, больше возможности получить новый, необычный результат. В
этом процессе ребенок получает новый материал, на основе которого он будет строить новые
идеи, замыслы, создавать новые рисунки и т.д.
8