Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социализация ребенка в современном дошкольном образовании

  • 👀 512 просмотров
  • 📌 497 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социализация ребенка в современном дошкольном образовании» pdf
СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Приступая к изучения темы, следует прежде всего разобраться в понятиях «окружающий мир», «природный мир», «социальный мир», «социальная действительность». Усвоение этих стержневых понятий позволит лучше и точнее ориентироваться в сущности изучаемого предмета. Окружающий мир – это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы. Данное понятие может рассматриваться в широком смысле и узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету. В узком смысле – это то конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок. Природный мир – живая и не живая природа, которая является частью окружающего мира. Социальный мир – люди, общество людей. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в соответствии со своими потребностями. Социальная действительность – конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества. Социальный опыт не пропадает, от поколения к поколению он сохраняется, передается и делает каждое последующее поколение образованнее предыдущего. Существуют различные определения понятия «социализация». Согласно одной из концепций социализация – это процесс адаптации индивида к окружающему миру. По другой теории социализация – это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества» (И. С. Кон). Исходя из третьей позиции, социализация – это «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А. В. Мудрик). (Сравните приведенные выше точки зрения, найдите в них сходство и различия.) При определенных различиях в подходах к пониманию процесса социализации у всех этих точек зрения есть общее – человек взаимодействует с социальной действительностью, и результатом взаимодействия становится формирование человеческого существа. Процесс социализации личности начинается с детства и продолжается всю жизнь. Но социализация – процесс двусторонний. Главное различие в названных выше позициях заключается в понимании этой двусторонности, в понимании степени активности индивида в процессе собственной социализации. Какие же факторы влияют на социализацию личности? Все факторы социализации можно условно разделить на три большие группы: микро-, мезо-, макрофакторы. Микрофакторы Ребенок рождается в определенной семье, у определенных родителей. В семье он начинает приобретать первый социальный опыт. Механизм социализации, которым владеет 1 семья, объективно заложен в самой ее структуре, в ее воспитывающей функции. В семье ребенок подражает взрослым, усваивает нормы, правила поведения, взаимоотношения людей. В семье происходит половая идентификация: ребенок соотносит себя с одним из родителей и присваивает присущие полу формы и способы поведения. Семья играет кардинальную роль в социализации личности ребенка, удовлетворяя его потребности в эмоциональной защищенности, доверии, первичной информации. Расширение и обогащение социального опыта ребенка происходит в процессе его общения со сверстниками, с другими детьми, при посещении дошкольного учреждения. Все это и есть микросреда. Мезофакторы К мезофакторам относятся этнокультурные условия. Люди, живущие в одной этнокультуре, как правило, владеют одним и тем же языком. Таким образом, каждый этнос имеет свои специфические черты, которые и образуют его национальный характер, его менталитет. Ребенок присваивает именно тот этнический характер, с которым встретился в своей жизни впервые. Поэтому так отличаются друг от друга дети, растущие в различных этнических условиях. У каждого народа есть свои представления о воспитании, своя «имплицитная, несформулированная концепция» воспитания, на которую осознанно или неосознанно ориентируются представители этноса, тем самым приобщая ребенка к своей субкультуре. На характер приобретаемого ребенком социального опыта оказывают влияние климат, географическое расположение поселения, пища. Макрофакторы К этой группе факторов относят космос, планету, общество, государство. Данной группе факторов принадлежит объединяющее начало. Они определяют то, что показывает сходство между людьми, как с точки зрения биологического строения, так и с позиции общечеловеческих ценностей, ведущих линий развития культуры, науки и др. Социализация поколений осуществляется и под влиянием демографических, экономических, экологических, политических и других процессов, которые не только происходят в отдельно взятой точке Земли, но и характеризуют жизнь землян в определенный исторический отрезок времени. Таким образом, на превращение человека в существо социальное влияет множество условий, и педагогу необходимо знать и учитывать их при организации педагогического процесса. Средствами ознакомления детей с социальной действительностью являются: во-первых, сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но средство, воздействующее на ребенка. Социальная действительность помогает ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире; во-вторых, средством ознакомления детей с социальным миром служат предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует и видит в своем окружении; в-третьих, средством ознакомления детей с социальным миром является художественная литература, изобразительное искусство, музыка. 2 Методы ознакомления детей с социальной действительностью можно выделить в несколько групп: 1. Методы, повышающие познавательную активность (элементарный и каузальный анализ, метод моделирования и конструирования, метод вопросов, метод повторения, метод экспериментирования). 2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о социальном мире (игровой метод, метод сюрпризных моментов). 3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности (перспективное планирование, взаимосвязь деятельностей, опосредованное переключение детей на другую деятельность). 4. Методы коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире (повторение, упражнение, наблюдение, экспериментирование, опыты). Методы ознакомления детей с социальной действительностью используются воспитателем в разных формах педагогической работы, в разных видах деятельности. Для эффективности процесса социализации важно, чтобы ребенок научился осознавать свою принадлежность к человеческому роду, чтобы он не только узнавал о своих человеческих способностях, но учился управлять своим телом, своими чувствами, своими поступками. Прежде всего необходимо уточнить знания детей о названиях и положении разных органов чувств и частей тела у человека вообще, у самих детей, у животных. Эта работа проводиться с детьми начиная с раннего возраста. Важно обучить ребенка бережному отношению к своим органам чувств и частям тела. Заключительным этапом в этой работе является воспитание сочувственно-доброго отношения к людям-инвалидам. Следующей задачей познания себя является формирование представления о себе как мыслящем существе. У ребенка необходимо развивать способности думать самостоятельно, оригинально, заранее планировать свою деятельность, поступки, высказывания. Познание ребенком самого себя происходит при осознании им его социальной роли в семье и понимании своей связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду. Такое понимание способствует эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства, всего того, что делает человека личностью. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ОСВОЕНИЯ НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА Опираясь на преимущества и учитывая недостатки приобретения детьми информации во взаимном общении, педагог может влиять на данный процесс. Для этого необходимо внимательно наблюдать за детьми, прислушиваясь к содержанию их разговоров, выделять тех, кто пользуется среди сверстников наибольшим доверием, слывет «знатоком», хорошим рассказчиком. Воспитатель опирается на таких детей и через них может направлять содержание общения. Так, можно предложить ребенку рассказать товарищам по группе об услышанном от педагогов случае, прочитанной книге и др. В индивидуальной работе с таким ребенком воспитатель делает его своим помощником, предлагает в определенное время выступать в роли воспитателя. Обычно дети с удовольствием выполняют такого рода просьбы и действительно становятся источником информации для других воспитанников. 3 Продумайте методические приемы обогащения содержания общения детей между собой. Проверьте их на практике. Исследования (А. Г. Рузская, Д. А. Исмаилова и др.) показывают, что хотя дети и любят общаться со сверстниками, но содержание общения зачастую очень скудное. Мальчики чаще всего обсуждают последние боевики, которые видели по телевидению, или близкие к этой тематике факты из жизни, иногда обсуждают вопросы техники, путешествий и др. Девочек больше волную бытовые вопросы, взаимоотношения между людьми, наяды. Конечно, бывает и другое содержание, но данное наиболее типичное для дошкольников разного пола. Воспитатель может включаться в разговор детей, уточнять, исправлять их высказывания, но это нужно всегда делать очень корректно, тактично оставляя за ребенком право на собственное мнение и личные секреты. Особый такт следует проявлять, когда дети обсуждают какие-то сугубо личные вопросы. Важно и то, как ребенок слушает, как воспринимает «острую» информацию. Воспитатель приучает детей быть сдержанным, объясняет в деликатной форме, что не все, что делается, например, в семье и замечается ребенком, следует рассказывать всем. Итак, находясь среди сверстников и других детей, ребенок приобретает разнообразные знания о фактах, явлениях, событиях социальной жизни, о человеческих взаимоотношениях. У него формируются представления о том, что хорошо и что плохо. Но информацию, которой он располагает, может носить субъективный характер и далеко не всегда соответствовать объективному знанию. Детское общество является практикой социального поведения. Дети не только узнаю что-то друг о друге и друг от друга, не только испытывают различные чувства. Они постоянно взаимодействуют, совершаю поступки, накапливая опыт поведения в своей среде. И так же, как и в первых двух позициях, детское общество может быть благоприятным и неблагоприятным с точки зрения его воздействия на социализирующуюся личность ребенка. Положительное воздействие состоит в том, что в среде сверстников устанавливаются благоприятные взаимоотношения, зарождается первая дружба, начальное расположение друг к другу. Дети учатся дружить и осваивают способы поведения, соответствующие дружеским взаимоотношениям (взаимопомощь, поддержка, общение, забота и др.). Явление детской дружбы изучено в педагогических исследованиях (А. В. Булатова, Т. А. Маркова и др.), показаны этапы становления дружеских взаимоотношений и развития у детей понимания значение дружбы. Повседневная жизнь в дошкольном учреждении дает ребенку возможность реально и действенно овладеть практикой поведения. В детском обществе существуют нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношения между детьми. Дошкольники усваивают эти правила и нормы, принимают их, а иногда создают сами. И то очень важно, усвоив норму, становятся ее защитниками. В процессе индивидуальной и коллективной деятельности ребенок накапливает нравственные привычки поведения, которые входят в его социальный опыт. Детское общество является своего рода полигоном для проверки и закрепления усваиваемых норм. Однако нередки случаи, когда дети обучают друг друга нежелательным формам поведения, провоцируют нарушения норм, с гордостью демонстрируют непослушание и т. п. 4 В таком случае детское общество отрицательно влияет на ребенка, на усвоение им нравственных ном поведения. Педагогическая задача заключается в том, чтобы воспитывать у ребенка осознанное отношение к нормам поведении в обществе сверстников. Важно обращать внимание на характер складывающихся взаимоотношений между детьми разных национальностей, если таковые есть в группе, между мальчиками и девочками. Между сильными и слабыми. Полезно на элементарном уровне ознакомить детей с «Декларацией прав ребенка». А начинать эту работу целесообразно с создания «Декларация» жизни детей конкретной группы. «Декларация» становится ориентиром в разрешении недоразумений и конфликтов. Воспитатель вместе с детьми, а впоследствии и сами дети анализируют, какое право человека было нарушено и что потребуется, чтобы оно не нарушалось в дальнейшем. Данная ситуация дает возможность поговорить с детьми не только об их правах, но и об обязанностях. Правило можно дописывать по мере необходимости. Полезно стимулировать детей к выполнению норм и правил, отмечая в конце дня звездочкой, цветком или др. успехи и нарушения. При этом следует помнить, что воспитатель должен прежде всего соблюдать права ребенка. Таким образом, в социализации личности ребенка детское общество занимает самостоятельное место. Оно не может быть заменено обществом взрослых. 5
«Социализация ребенка в современном дошкольном образовании» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot