Социализация ребенка в современном дошкольном образовании
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Приступая к изучения темы, следует прежде всего разобраться в понятиях
«окружающий мир», «природный мир», «социальный мир», «социальная действительность».
Усвоение этих стержневых понятий позволит лучше и точнее ориентироваться в сущности
изучаемого предмета.
Окружающий мир – это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы.
Данное понятие может рассматриваться в широком смысле и узком. В широком смысле
окружающим миром можно считать всю планету. В узком смысле – это то конкретное
окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок.
Природный мир – живая и не живая природа, которая является частью окружающего
мира.
Социальный мир – люди, общество людей. Этот мир люди создают сами,
структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в
соответствии со своими потребностями.
Социальная действительность – конкретные события, факты, взаимоотношения,
которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого
общества.
Социальный опыт не пропадает, от поколения к поколению он сохраняется,
передается и делает каждое последующее поколение образованнее предыдущего.
Существуют различные определения понятия «социализация».
Согласно одной из концепций социализация – это процесс адаптации индивида к
окружающему миру.
По другой теории социализация – это «совокупность социальных процессов,
благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм
и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества»
(И. С. Кон).
Исходя из третьей позиции, социализация – это «процесс развития человека во
взаимодействии с окружающим миром» (А. В. Мудрик).
(Сравните приведенные выше точки зрения, найдите в них сходство и различия.)
При определенных различиях в подходах к пониманию процесса социализации у всех
этих точек зрения есть общее – человек взаимодействует с социальной действительностью, и
результатом взаимодействия становится формирование человеческого существа. Процесс
социализации личности начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Но социализация – процесс двусторонний. Главное различие в названных выше
позициях заключается в понимании этой двусторонности, в понимании степени активности
индивида в процессе собственной социализации.
Какие же факторы влияют на социализацию личности? Все факторы социализации
можно условно разделить на три большие группы: микро-, мезо-, макрофакторы.
Микрофакторы
Ребенок рождается в определенной семье, у определенных родителей. В семье он
начинает приобретать первый социальный опыт. Механизм социализации, которым владеет
1
семья, объективно заложен в самой ее структуре, в ее воспитывающей функции. В семье
ребенок подражает взрослым, усваивает нормы, правила поведения, взаимоотношения
людей. В семье происходит половая идентификация: ребенок соотносит себя с одним из
родителей и присваивает присущие полу формы и способы поведения. Семья играет
кардинальную роль в социализации личности ребенка, удовлетворяя его потребности в
эмоциональной защищенности, доверии, первичной информации.
Расширение и обогащение социального опыта ребенка происходит в процессе его
общения со сверстниками, с другими детьми, при посещении дошкольного учреждения. Все
это и есть микросреда.
Мезофакторы
К мезофакторам относятся этнокультурные условия. Люди, живущие в одной
этнокультуре, как правило, владеют одним и тем же языком. Таким образом, каждый этнос
имеет свои специфические черты, которые и образуют его национальный характер, его
менталитет. Ребенок присваивает именно тот этнический характер, с которым встретился в
своей жизни впервые. Поэтому так отличаются друг от друга дети, растущие в различных
этнических условиях. У каждого народа есть свои представления о воспитании, своя
«имплицитная, несформулированная концепция» воспитания, на которую осознанно или
неосознанно ориентируются представители этноса, тем самым приобщая ребенка к своей
субкультуре.
На характер приобретаемого ребенком социального опыта оказывают влияние климат,
географическое расположение поселения, пища.
Макрофакторы
К этой группе факторов относят космос, планету, общество, государство. Данной
группе факторов принадлежит объединяющее начало. Они определяют то, что показывает
сходство между людьми, как с точки зрения биологического строения, так и с позиции
общечеловеческих ценностей, ведущих линий развития культуры, науки и др.
Социализация поколений осуществляется и под влиянием демографических,
экономических, экологических, политических и других процессов, которые не только
происходят в отдельно взятой точке Земли, но и характеризуют жизнь землян в
определенный исторический отрезок времени.
Таким образом, на превращение человека в существо социальное влияет множество
условий, и педагогу необходимо знать и учитывать их при организации педагогического
процесса.
Средствами ознакомления детей с социальной действительностью являются:
во-первых, сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но
средство, воздействующее на ребенка. Социальная действительность помогает ребенку
накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире;
во-вторых, средством ознакомления детей с социальным миром служат предметы
рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует и видит в своем окружении;
в-третьих, средством ознакомления детей с социальным миром является
художественная литература, изобразительное искусство, музыка.
2
Методы ознакомления детей с социальной действительностью можно выделить в
несколько групп:
1. Методы, повышающие познавательную активность (элементарный и каузальный
анализ, метод моделирования и конструирования, метод вопросов, метод повторения, метод
экспериментирования).
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при
усвоении знаний о социальном мире (игровой метод, метод сюрпризных моментов).
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами
деятельности (перспективное планирование, взаимосвязь деятельностей, опосредованное
переключение детей на другую деятельность).
4. Методы коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире
(повторение, упражнение, наблюдение, экспериментирование, опыты).
Методы ознакомления детей с социальной действительностью используются
воспитателем в разных формах педагогической работы, в разных видах деятельности.
Для эффективности процесса социализации важно, чтобы ребенок научился
осознавать свою принадлежность к человеческому роду, чтобы он не только узнавал о своих
человеческих способностях, но учился управлять своим телом, своими чувствами, своими
поступками.
Прежде всего необходимо уточнить знания детей о названиях и положении разных
органов чувств и частей тела у человека вообще, у самих детей, у животных. Эта работа
проводиться с детьми начиная с раннего возраста. Важно обучить ребенка бережному
отношению к своим органам чувств и частям тела. Заключительным этапом в этой работе
является воспитание сочувственно-доброго отношения к людям-инвалидам.
Следующей задачей познания себя является формирование представления о себе как
мыслящем существе. У ребенка необходимо развивать способности думать самостоятельно,
оригинально, заранее планировать свою деятельность, поступки, высказывания.
Познание ребенком самого себя происходит при осознании им его социальной роли в
семье и понимании своей связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду. Такое
понимание способствует эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в
себе, чувства собственного достоинства, всего того, что делает человека личностью.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ
ОСВОЕНИЯ НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА
Опираясь на преимущества и учитывая недостатки приобретения детьми информации
во взаимном общении, педагог может влиять на данный процесс. Для этого необходимо
внимательно наблюдать за детьми, прислушиваясь к содержанию их разговоров, выделять
тех, кто пользуется среди сверстников наибольшим доверием, слывет «знатоком», хорошим
рассказчиком. Воспитатель опирается на таких детей и через них может направлять
содержание общения. Так, можно предложить ребенку рассказать товарищам по группе об
услышанном от педагогов случае, прочитанной книге и др. В индивидуальной работе с таким
ребенком воспитатель делает его своим помощником, предлагает в определенное время
выступать в роли воспитателя. Обычно дети с удовольствием выполняют такого рода
просьбы и действительно становятся источником информации для других воспитанников.
3
Продумайте методические приемы обогащения содержания общения детей между
собой. Проверьте их на практике.
Исследования (А. Г. Рузская, Д. А. Исмаилова и др.) показывают, что хотя дети и
любят общаться со сверстниками, но содержание общения зачастую очень скудное.
Мальчики чаще всего обсуждают последние боевики, которые видели по телевидению, или
близкие к этой тематике факты из жизни, иногда обсуждают вопросы техники, путешествий
и др. Девочек больше волную бытовые вопросы, взаимоотношения между людьми, наяды.
Конечно, бывает и другое содержание, но данное наиболее типичное для дошкольников
разного пола.
Воспитатель может включаться в разговор детей, уточнять, исправлять их
высказывания, но это нужно всегда делать очень корректно, тактично оставляя за ребенком
право на собственное мнение и личные секреты. Особый такт следует проявлять, когда дети
обсуждают какие-то сугубо личные вопросы. Важно и то, как ребенок слушает, как
воспринимает «острую» информацию. Воспитатель приучает детей быть сдержанным,
объясняет в деликатной форме, что не все, что делается, например, в семье и замечается
ребенком, следует рассказывать всем.
Итак, находясь среди сверстников и других детей, ребенок приобретает
разнообразные знания о фактах, явлениях, событиях социальной жизни, о человеческих
взаимоотношениях. У него формируются представления о том, что хорошо и что плохо. Но
информацию, которой он располагает, может носить субъективный характер и далеко не
всегда соответствовать объективному знанию.
Детское общество является практикой социального поведения.
Дети не только узнаю что-то друг о друге и друг от друга, не только испытывают
различные чувства. Они постоянно взаимодействуют, совершаю поступки, накапливая опыт
поведения в своей среде. И так же, как и в первых двух позициях, детское общество может
быть благоприятным и неблагоприятным с точки зрения его воздействия на
социализирующуюся личность ребенка.
Положительное воздействие состоит в том, что в среде сверстников устанавливаются
благоприятные взаимоотношения, зарождается первая дружба, начальное расположение друг
к другу. Дети учатся дружить и осваивают способы поведения, соответствующие дружеским
взаимоотношениям (взаимопомощь, поддержка, общение, забота и др.). Явление детской
дружбы изучено в педагогических исследованиях (А. В. Булатова, Т. А. Маркова и др.),
показаны этапы становления дружеских взаимоотношений и развития у детей понимания
значение дружбы. Повседневная жизнь в дошкольном учреждении дает ребенку
возможность реально и действенно овладеть практикой поведения.
В детском обществе существуют нравственные нормы, которые регулируют
взаимоотношения между детьми. Дошкольники усваивают эти правила и нормы, принимают
их, а иногда создают сами. И то очень важно, усвоив норму, становятся ее защитниками.
В процессе индивидуальной и коллективной деятельности ребенок накапливает
нравственные привычки поведения, которые входят в его социальный опыт. Детское
общество является своего рода полигоном для проверки и закрепления усваиваемых норм.
Однако нередки случаи, когда дети обучают друг друга нежелательным формам
поведения, провоцируют нарушения норм, с гордостью демонстрируют непослушание и т. п.
4
В таком случае детское общество отрицательно влияет на ребенка, на усвоение им
нравственных ном поведения.
Педагогическая задача заключается в том, чтобы воспитывать у ребенка осознанное
отношение к нормам поведении в обществе сверстников. Важно обращать внимание на
характер складывающихся взаимоотношений между детьми разных национальностей, если
таковые есть в группе, между мальчиками и девочками. Между сильными и слабыми.
Полезно на элементарном уровне ознакомить детей с «Декларацией прав ребенка». А
начинать эту работу целесообразно с создания «Декларация» жизни детей конкретной
группы.
«Декларация» становится ориентиром в разрешении недоразумений и конфликтов.
Воспитатель вместе с детьми, а впоследствии и сами дети анализируют, какое право
человека было нарушено и что потребуется, чтобы оно не нарушалось в дальнейшем. Данная
ситуация дает возможность поговорить с детьми не только об их правах, но и об
обязанностях.
Правило можно дописывать по мере необходимости. Полезно стимулировать детей к
выполнению норм и правил, отмечая в конце дня звездочкой, цветком или др. успехи и
нарушения. При этом следует помнить, что воспитатель должен прежде всего соблюдать
права ребенка.
Таким образом, в социализации личности ребенка детское общество занимает
самостоятельное место. Оно не может быть заменено обществом взрослых.
5