Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Самоорганизация - основа профессионально-личностного развития

  • 👀 700 просмотров
  • 📌 651 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Самоорганизация - основа профессионально-личностного развития» ppt
Тема 1. Самоорганизация - основа профессионально-личностного развития План лекции 1. Самоорганизация: сущность и содержание (теоретический аспект). 2. Самоорганизация в образовательной деятельности. 3. Формирование навыков самоорганизации (практический аспект). 4. Рекомендуемая литература по самоорганизации личности. Проблематика самоорганизации • «В последнее время в науке востребованным становится не получение знаний, а формирование способности к самоорганизации в учебной, профессиональной деятельности, способности к самоизменению и саморазвитию». (Анисимов Олег Сергеевич) 4 Самоорганизация (психологический аспект) Самоорганизация – это волевое качество и особенность активной духовно ориентированной личности, способной выстраивать собственные мотивы, цели, целенаправленно и целесообразно их соподчинять в соответствии с внутренними ориентирами и установками. Психическая самоорганизация - способность человека организовать собственную дея­тельность. (умение) Таким образом, самоорганизация – это предрасположенность и процесс формирования личности. 5 Группы психологической самоорганизации Личностный подход. Самоорганизация представляется как лич­ностное образование. Исследователи изучают различные личностные ка­чества человека, которые образуют некий интегральный показатель лич­ности — ее способность к самоорганизации (личностная самоорганиза­ция). Деятельностный подход. Самоорганизация рассматривается как процесс, состоящий из этапов, отдельных операций и функций, требую­щий определенных умений и навыков. Этот подход делает акцент на изу­чение структуры самого процесса самоорганизации, установление свя­зей между структурными и функциональными компонентами. Интегральный подход (объединяет личност­ный и деятельностный подходы). Представители интегрального подхода изучают элементы процесса самоорганизации одновременно с такими личностными характеристиками человека, которые способны повлиять на результаты деятельности. Технический подход (реализуется в рамках прак­тической психологии). Его представители разрабатывают приемы и тех­ники, которые повышают эффективность самоорганизации, методы научной организации умственного труда, самоменеджмента и тайм-ме­неджмента (управления временем). Группы психологической самоорганизации Модели самопроцессов 1. модель осознанной саморегуляции произвольной деятельности (О.А. Конопкина); 2. целостная система самоуправления (Н.М. Пейсахова); 3. функциональная структура учебной самоорганизации (Я.О. Усти­новой); 4. голографическая модель процесса самоорганизации (А. Д. Ишкова). Голографическая модель процесса самоорганизации включает в себя пять функциональных компонентов: - целеполагание, - анализ ситуа­ции, -планирование, -самоконтроль, -коррекция; - волевые усилия Голографическая модель Особенности компонентов голографической модели самоорганизации • 1. Целеполагание — поиск и принятие цели, конкретизация и удер­ жание предполагаемого результата деятельности. • 2. Анализ ситуации — выявление и рассмотрение тех обстоятель­ств, которые могут оказаться значимыми для достижения поставленной цели. • 3. Планирование — представляет собой описание состава (сред­ства) и последовательность действий. • 4. Самоконтроль — важная стадия контроля и оценки человеком собственных действий, своего состояния и уровня психических процес­ сов. • 5. Коррекция —пересмотр всего процесса и принятие решения, что конкретно требует коррекции. • 6. Волевые усилия —уровень развития у человека умения регулировать собственные действия, психические процессы и состояния. Виды самоорганизаций • • • • техническая, биологическая, личностная (психическая) саморегуляция соци­альная Виды самоорганизаций • Техническая самоорганизация программа автома­тической смены алгоритма действия в случае изменения условий (так, например, работает система самонаведения ракет и торпед, автопилоты транспортных средств и пр.). • Биологическая самоорганизация генетическая про­грамма сохранения вида, основанная на знаменитой триаде Чарльза Дарвина «из­менчивость — наследственность — естественный отбор», отражающей механизм эволюции живой природы. • Личностная (психическая) самоорганизация пси­хологическая программа самореализации (самосохранения и развития). • Социальная самоорганизация В последние десятилетия произо­шли серьезные сдвиги в изучении социальной самоорганизации. Самоорганизация (Социальный аспект) • Социальная самоорганизация - источник пробуждения инициативы людей, поиска новых идей и методов, средств и способов деятельности. Методом проб и ошибок она помогает выявить новые формы взаимодействия, способы решения жизненных проблем, которые адекватны изменившимся условиям существования и жизнедеятельности. • Сущностными признаками социальной самоорганизации являются непосредственная включенность личности в социальную практику, самодеятельное участие, инициативность (способность личности к актуализации самодеятельности, к ломке сложившихся стереотипов). • Самоорганизация (социальная) - это: - возможность добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии, времени, материалов; - правильное использование времени с наибольшим результатом; - ясное представление цели, смысла, порядка выполнения, приоритетов работы. Аспекты самоорганизации (Психологический аспект) •Самоорганизация - обеспечивает самостоятельное принятие конструктивных решений вопросов личной позиции, личного «Я» образа. •Самоорганизация - основной механизм человеческой рефлексивной психики, обеспечивающему высшие результаты в деятельности. (Социальный аспект) •Самоорганизация - серьезный шаг человека к свободе, к самостоятельному управлению своей жизнью. •Самоорганизованный человек, как вообще любая самоорганизованная система, более автономен. Целеполагание - базовый элемент самоорганизации 2 части процесса самоорганизации: •целеполага­ние и •целедостижение. Причины их отсутствия: 1. Первая причина - люди не хотят самостоятельно принимать решения, которые существенным образом повлияют на их жизнь. 2. Вторая причина — низкая самооценка, которая мешает человеку ставить достойные цели. 3. Третья причина - люди не осознают важности целеполагания. 4. Четвертая причина - человек осознает значимость цели, но не знает, как это делается. 5. Пятая причина - люди не ставят цели, — это страх неудачи, включая в том числе страх полу­чить отказ и страх быть раскритикованным. Целеполагание Проблемы целеполагания: •не понимание своей роли в достижении успеха; •отделение собственных целей от неосо­знанно заимствованных или навязанных окружающими. Многофункциональность цели 1. Позволяет сосредотачивать активность на выбранном направле­ нии, определяет в различных жизненных условиях факторы, которые способствуют достижению цели. 2. Способствует формированию системы оценивания действий. 3. Является важ­ным положительным стимулом в деятельности человека и составляет основу модели позитивного поведения. Личные права, без которых невозможна самоорганизация деятельности человека 1. Право отказывать и не чувствовать себя при этом эгоистом. 2. Право не оправдываться перед другими за свое поведение. 3. Право на то, чтобы не нравиться кому-то. 4. Право самостоятельно оценивать свои действия, эмоции и мысли. 5. Право на изменение своего мнения. 6. Право на ошибки и ответственность за них. 7. Право решать, принимать ли на себя чужие проблемы и от­ ветственность за них. 8. Право на нелогичное решение. 9. Право на незнание. 10. Право на непонимание. 11. Право быть независимым от чужой жалости и снисхождения. Ипостаси самоорганизации • как потенциальная «дремлющая» способность способность в определенные моменты актуализироваться и реализовываться; • как целенаправленная практическая деятельность – совокупность действий самоукрепления, духовнонравственного самособирания, возможности переключения в деятельность, знаемую для личности как обладающую возможностью ее эмоционального собирания; • как рефлексию – способность духовно-нравственных усилий для самовыстраивания. Принципы самоорганизации • • • • • креативность толерантность самоотдача открытость постоянное развитие. Самоорганизация в образовательной деятельности • В образовании (профессиональной подготовке) самоорганизация (саморегуляция) сознательная работа обучаемого над собой в целях совершенствования познавательных, практических, эмоциональных, нравственных и волевых способностей и черт характера, а не только средство достижения частных целей обучения. Для студента самоорганизация означает самоорганизацию его главного труда - учения, которая является основой построения собственной траектории образования студента. Самоорганизация в учении 1. сформировать и поддерживать в себе настрой на самоорганизацию учения, 2. научиться понимать и принимать сформулированную преподавателем задачу, выражать к ней свое отношение, 3. научится систематизировать получаемые знания, 4. уметь преобразовывать учебный материал, 5. видеть альтернативу решения, 6. ориентироваться на поиск общих способов действий, 7. самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию. 8. видеть проблемы в знакомой, привычной ситуации, 9. видеть новую функцию объекта, 10. владеть специальными методами и приемами (теория решения изобретательских задач - ТРИЗ), 11. владеть методами развития, самоанализа и самооценки. Умение ставить перед собой задачи • Учебная задача решается на личностном уровне, если она сопоставлена с личной системой ценностей, переживается как своя, жизненная проблема. !!!!! Пока нет своего вопроса, «точки удивления» - нет и своего ответа, своего отношения к вопросу. Ответы на чужие вопросы воспитывают исполнителей (человека «становят»), творцы же отвечают на свои вопросы (человек «становится»). Только те мысли, которые не приняты в готовом виде, а освоены самим (продуманы), которые являются результатом его собственной деятельности (пережиты), становятся своими, личностно созидающими, побуждающими переосмыслить свою деятельность. Формирование навыков самоорганизации. Практические советы Самоорганизация личности включает в себя: •развитие воли, •развитие интеллекта с помощью самодисциплины, •самообразование, •приобретения навыков и выработки устоявшихся привычек для выполнения поставленных задач. Это умение нести ответственность за свои действия, критически их оценивать, ограничивать себя в желаниях ради достижения цели. Характеристика (не)самоорганизованных людей • Самоорганизованные люди умеют ставить задачи, планировать каждый день, преодолевать трудности, встречающиеся на пути, не сворачивать с выбранной дороги. Они стремятся к личностному, карьерному росту, умеют мотивировать себя, отличать главное от второстепенного. • Несамоорганизованные люди самоорганизации не поддаются люди инфантильные, бесхарактерные, не осознающие себя как отдельную личность, с отсутствующим чувством ответственности и долга. Правила самоорганизации 1. Научитесь отделять желания и цель: если желание и цель совпадают, это хорошо, но недостаточно. Желание может быстро измениться, все усилия пропадут даром. Только поставленная цель самоорганизованной личностью приводит к результату. 2. Научитесь преодолевать лень, неуверенность: после принятия решения для сомнений места нет. Если на начальном этапе приходится себя преодолевать, то впоследствии ежедневные действия входят в привычку. 3. Научитесь управлять собой: это позволит впоследствии руководить другими. Комплекс действий, который включает в себя самоорганизация Для воспитания самоорганизованной личности нужно работать в трёх направлениях: •вырабатывать необходимые качества, свойства, которые отсутствуют; •развивать полезные для дела навыки, черты характера; •избавляться от недостатков, мешающих управлять своей жизнью. Упорядочение жизнедеятельности Упорядочение своей жизнедеятельности: выражается •в самодисциплине, •в самоограничении, •в критической самооценке, •в умении жить и мыслить рационально. Планировать не только работу, но и отдых, экономно тратить временные и финансовые ресурсы, принимать продуманные решения, стремиться к их реализации. Самосовершенствование культурного уровня неотъемлемая часть самоорганизации Кроме рациональности самоорганизация включает развитие духовной культуры: • желания, потребности, мечты; •образование; •религиозные убеждения; •развитие способностей. (изучение гуманитарных наук, развитие интеллекта, видение прекрасного в природе, изучение произведениях классиков) Используя это можно найти себя или что-то новое для своей жизни. Уровни самоорганизации • Низкий у человека с низким уровнем самоорганизации отсутствует мотивация, он не склонен к планированию и рациональному использованию времени. • Средний человек осознаёт себя как личность, обладает характером, понимает ценность времени, планирования. Но у него слабая мотивация, рефлексивные умения, поэтому он не способен на самоконтроль, неактивен, склонен к промедлению. • Высокий человек с высоким уровнем организации своей жизнедеятельности чётко осознаёт свои потребности, умеет ломать стереотипы, использует тайм-менеджмент. Комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации К комплексу свойств личности, обеспечивающему высокий уровень самоорганизации относится: •высокое чувство долга; •чувство собственного достоинства; •духовное развитие; •активная жизненная позиция; • умение творить, созидать; •способность к постоянному обучению и изменению себя; •высокоразвитый интеллект. Высокоорганизованная личность является носителем культурных, духовных, нравственных ценностей. Качества личности, способствующие владению навыками самоорганизации • Быть целеустремлённым Целеустремлённость - направление деятельности на достижение цели несмотря на препятствия. • Иметь уверенность и решительность Уверенность - отсутствие тревожности за репутацию, престиж. Решительность – выполнение поставленных задач без раскачек и проволочек; без сомнений, копаний в себе. • Проявлять инициативу Инициативность - основана на идеях, планах, воображении. • Быть настойчивым и энергичным Настойчивость - не сбавление активности при внутренних препятствиях, внешних противодействиях. • Уметь планировать Планирование - умение составлять план действий, заранее рассчитывать шаги, правильно распределять нагрузку. • Контролировать эмоции Умение отделять эмоции от дела, концентрировать внимание на выполняемом действии. • Нести ответственность за свои поступки Не искать виновных в своих неудачах, находить пути преодоления трудностей, не перекладывать ответственность на других. • Не лгать окружающим и себе Ложь - порождение страхов. Страх и управление своей жизнью несовместимы. Развитие навыков самоорганизации (1) Самоорганизация личности подразумевает действия, направленные на выработку, приобретение знаний, умений, привычек: •Самообразовывайтесь Обучайтесь в образовательных учреждениях и самостоятельно. Чем больше знаний, тем точнее и рациональнее постановка цели, выбор способов её достижения. •Познавайте себя Имейте убеждения, постигните смысл жизни, определитесь со своими потребностями, желаниями. Осознайте себя как личность. •Ставьте конкретные цели Только ясное представление о том, чего хотите достигнуть, придаст сил в ежедневной работе, сделает вас преуспевающей личностью. •Учитесь подстраиваться под ситуацию Будьте гибкими, умейте подстраиваться под сложившиеся обстоятельства. •Избавляйтесь от беспокойства Учитесь на прошлых ошибках. Анализируйте беспокоящие мысли. Принимайте неизбежное, уйдите полностью в дела, чтобы для ненужных мыслей не оставалось времени. Развитие навыков самоорганизации (2) • Вовремя расслабляйтесь Если сделаете передышку в работе до того, как поймёте, что очень устали, вам понадобится меньше времени на отдых. • Разделяйте дела по степени важности Научитесь планировать. Определите ближайшие и долговременные задачи. Обязательно указывайте временные рамки, планируйте рабочее и личное время. • Учитесь правильно общаться Перед тем как донести идею окружающим, тщательно её обдумайте, проанализируйте. Не превращайте диалог в монолог. Избегайте двусмысленных слов, жестов, следите за артикуляцией, культурой речи. • Организовывайте рабочее место и жизненное пространство Чтобы не тратить время на поиски предметов, нужных для выполнения действия, подготовьте всё необходимое заранее. • Развивайте самодисциплину Идите к ней независимо от психоэмоционального состояния, желаний, других субъективных отвлекающих факторов. Навыки самоорганизации Как рационально распределить силы во время занятий Если: •замечаешь, что работа лучше дается только вначале; •чувствуешь, что первый порыв облегчает усвоение и восприятие; •знаешь, что подъем работоспособности длится недолго и наступает быстрая утомляемость. То: •наиболее трудную работу делай вначале; •не теряй вначале ни минуты на то, что можешь легко сделать и после; •все необходимое для работы приготовь заранее; •посторонние, но значимые мысли, приходящие в процессе работы, просто фиксируй, возвращайся к ним после; •постепенно переходи от трудного, непонятного, неинтересного к легкому, понятному, интересному. Навыки самоорганизации Как рационально распределить силы во время занятий Если: •замечаешь, что вначале работа как-то не клеится; •чувствуешь вначале сонливость, даже если хорошо выспался; •наиболее интенсивно выполняешь вторую половину работы; •лучше всего работается в конце. То: •вначале делай легкую работу; •вначале сделай всю подготовительную работу; •вначале делай более «двигательную» работу (записывай, черти, подсчитывай); •постепенно переходи от легкого, интересного к трудному, неинтересному. Как повысить свою работоспособность 1. Определите тип своего естественного ритма (пик работоспособности), 2. Не работайте вопреки своему естественному дневному ритму, 3. Откажитесь навсегда от употребления чая, кофе, никотина, медикаментов и т. п. в качестве стимулятора, 4. Определите свой индивидуальный дневной ритм, постройте свою «кривую работоспособности», 5. Чередуйте тяжелую и легкую, важную и несущественную работу, 6. Делайте что-нибудь ежедневно для поддержания работоспособности. 7. Помните, что качество выполнения работы зависит от работоспособности. Книги по самоорганизации личности «Сила воли. Как развить и укрепить» автор: Келли Макгонитал • Практический психолог доктор философских наук даёт рекомендации по развитию силы воли, поясняет какое отношение к этому качеству имеют сон и отдых. Советует не бросать начатое дело, а доводить его до конца несмотря на внешние и внутренние препятствия, уметь устоять перед соблазном и влечением. • Писатель доносит мысль о том, что самоорганизация построена не только на психологических аспектах, но и на физиологических ограничениях. Книги по самоорганизации личности «Самоорганизация «изнутри наружу» автор: Джулия Моргенстерн • Чтобы не дезориентироваться в потоке событий и добиться успеха в жизни, нужно уметь организовывать своё жизненное пространство. • Автор перечисляет важнейшие основы самоорганизации личности: - эффективное планирование; - правильный выбор средств для успешного выполнения поставленных задач; - обустройство личного пространства под конкретные цели; приобретение навыков работы с большим объёмом информации, организация хранения документов. • Джулия Моргенстерн предлагает воспользоваться её советами, создать свою методику самоорганизации с учетом целей, потребностей, индивидуальных особенностей. Книги по самоорганизации личности «Визуальные заметки на практике» автор: Майк Роуди • Книга учит читателя создавать, пользоваться ситуационными визуальными заметками или скетчами, с их помощью фиксировать идеи, мысли, эмоции от увиденного. • Заметки представляют собой графики, рисунки, тексты, схемы. Ими отображается любая полезная информация, удобная для использования, запоминания. • Скетчи помогают планированию, мозговым штурмам, управлению делами, временем. С ними проще изучать языки, конспектировать лекции. Книги по самоорганизации личности «Безумно занят. Как выбраться из водоворота бесконечных дел» автор: Тони Крэбб • Жизнь современника проходит в условиях многозадачности, когда все дни похожи друг на друга и человек живёт от отпуска до отпуска. Считается, что карьерный рост, новые проекты, контракты превыше семьи, здоровья, отдыха. • Книга побуждает читателя взглянуть на жизнь по-другому. Вырваться из круговорота дел, прислушаться к своим желаниям. Понять, что ежедневная многочасовая работа ведёт к нервозности, преждевременному старению мозга, тела. Книги по самоорганизации личности «Не отвлекайте меня. Как сохранить высокую концентрацию несмотря ни на что» автор: Эдвард Хэлловэлл • Быстрый темп жизни, ежедневно меняющиеся события не должны мешать максимальной концентрации, выполнению первостепенных пунктов плана. Автор учит приёмам продуктивной работы, предлагает брать ситуацию под контроль. • Первая половина издания посвящена выявлению причин неумения сфокусироваться на главном. Во второй части автор предлагает методы тренировки концентрации для повышения профессионализма, личностного роста. Книги по самоорганизации личности «Стрессоустойчивость» автор: Шэрон Мельник • Психолог с практическим стажем описала в книги методы противостояния стрессовым ситуациям. Шерон советует научиться управлять чувствами и эмоциями, не забывать про полноценный отдых. • Главное, — душевное равновесие независимо от того, что происходит вокруг. Автор призывает не пытаться контролировать те аспекты, которые вам неподвластны, определить границы своей ответственности.
«Самоорганизация - основа профессионально-личностного развития» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot