Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Романтизм в американской литературе

  • 👀 708 просмотров
  • 📌 659 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Романтизм в американской литературе» docx
Романтизм в американской литературе План 1. Зарождение американского романтизма. Отражение в литературе мощных преобразований в экономической и социальной структуре США начала XIX века. Два этапа американского романтизма. 2. Вашингтон Ирвинг – яркий представитель раннего этапа романтизма (10-е – 30-е гг.) в литературе США. 3. Сторонник демократии и борец за национальное своеобразие американской литературы Фенимор Купер. 4. Второй (зрелый) этап американского романтизма (конец 30-х – середина 50-х гг.). 5. Натаниэль Готорн и его роман «Алая буква» как образец зрелого американского романтизма. 6. Влияние американского романтизма на дальнейшее развитие литературы США. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые студенты! Сегодня я хочу предложить вам окунуться в мир американского романтизма. Мы проследим, как и когда зарождалось направление романтизма в американской литературе, какие факторы влияли на его развитие, какие периоды выделяются в романтизме Америки. В каждом литературном направлении, безусловно, есть лидеры, те писатели и поэты, чьё творчество можно считать основополагающим в данном периоде развития литературы. Мы познакомимся сегодня с лучшими представителями раннего и зрелого этапов американского романтизма, проследим их творческую биографию, узнаем, каков же он, романтический герой американской литературы. (Слайд 2) На этом слайде вы можете ознакомиться с планом нашей сегодняшней лекции. (Слайд 3) Каковы же были предпосылки возникновения «большой» американской литературы? В конце XV века Англия заявила свои права на территории в Северной Америке, однако первое постоянное поселение в Новом Свете появилось только в начале XVII века. В 1620 году на корабле «Мэйфлауэр» из Англии прибыли и поселились в Виргинии и Плимуте 120 европейцев-пилигримов. Они основали первую колонию, мечтая построить в Новом Свете пуританское государство Новый Иерусалим. Пилигримы принесли с собой художественный опыт Старого Света, и литература начального периода колонизации представлена в основном проповедями и трактатами философского характера. Постепенно в культуру первых поселенцев проникали и элементы культуры коренного населения американского континента, а также индейский эпос, основанный на гармонии с природой и понятиях справедливости и равенства. Формирование светской литературной традиции началось с этнографических очерков об освоении земель и территорий Нового Света. Эпохой Просвещения в американской литературе принято считать период революции и войны за независимость, результатом которых и стало образование США. (Слайд 4) Какой бы значимой не была просветительская публицистика эпохи революции и войны за независимость, в сущности «большая» американская литература начинается с первых десятилетий XIX века, с романтизма. Литературный XIX век в США стал периодом безраздельного господства романтизма. Социально-исторической основой возникновения романтизма явилось стремительное экономическое развитие США в начале XIX века, поднявшее страну до уровня наиболее развитых европейских держав и послужившее стимулом для последующего капиталистического прогресса. Темпы развития были очень высоки: в считанные десятилетия США из нескольких разобщенных колоний превратились в мощную державу. Этим объясняется главная особенность американского романтизма – двойственность. С одной стороны, патриотическая гордость за молодое развивающееся государство, с другой - разочарования, вызванные перерождением демократических идеалов. Что общего было у американского и европейского романтизма и каковы их различия? Американские писатели-романтики в целом сохранили принципы европейского романтизма, однако им не было свойственно настроение разочарования в связи с крушением идеалов и веры в «царства разума», ностальгия по безвозвратно потерянному прошлому, «мировая скорбь», столь характерные для европейского направления. (Слайд 5) Романтизм в истории американской литературы делится на два основных этапа. 1. Ранний этап (10-е - 30-е годы XIX века). Период романтического освоения национальной действительности, природы, истории, попытки художественного исследования американской буржуазной цивилизации, в том числе и ее негативных сторон. 2. Зрелый этап (конец 30-х - середина 50-х гг. XIX века) Наступление этого периода сопряжено с экономическими потрясениями конца 30-х годов, мощным подъемом демократических движений. В творчестве писателей романтиков появились пессимистические и трагические нотки. Причиной этого стало открытие, что социальное зло не только воздействует извне на «идеальную» общественную структуру, но кроется отчасти и в самой американской системе. В середине 50-х - конце 60-х гг. XIX века наступает кризис романтического сознания и романтической эстетики в литературе США. (Слайд 6) Первым американским писателем, которого признали в Европе, был Вашингтон Ирвинг. Именно поэтому его часто называют «отцом американской литературы». Его творчество пришлось на самый ранний этап романтизма в литературе США. Вашингтон Ирвинг родился в Нью-Йорке в 1783 году. Первоначально готовился к адвокатской деятельности, в 1812 году, во время войны с Англией, был адъютантом при генерале Томпкинсе. Началом литературной деятельности Ирвинга послужили его театральные эссе и юмористические очерки о жизни нью-йоркского общества. В. Ирвинг был последователем европейской литературной традиции, однако в отличие от европейского романтизма, его творчество отличалось светлым, оптимистическим взглядом на человеческую природу. Он заложил основы романтической новеллы, которую впоследствии обогатили другие американские писатели. Действие большинства новелл В. Ирвинга отнесено в прошлое. Писателя привлекали предания и легенды, в которых он находил запечатленные нравы, обычаи, верования, предрассудки, вкусы, интересы, образ жизни и образ мыслей людей ушедших времен. В основе сюжетов произведений В. Ирвинга часто лежали традиционные для романтизма необычайные приключения, поиски кладов, истории с привидениями, таинственными совпадениями, любовью с первого взгляда и т. п. Иногда В. Ирвинг использовал американские, английские и немецкие фольклорные сюжеты. Он создавал историческую картину жизни и нравов Америки, в частности Нью-Йорка и его окрестностей, иронически описывая корыстолюбие, эгоизм, ограниченность и консерватизм людей. Ирония смешивалась у него с ностальгическим сожалением о безмятежном спокойствии ушедших времен. В. Ирвинг был выдающимся мастером пейзажа, и его новеллы отличаются живописностью. Какие же произведения этого выдающегося писателя наиболее полюбились читателям? (Слайд 7) Первая книга В. Ирвинга - «История Нью-Йорка, рассказанная Дидрихом Никербокером» (1809) - представляет собой сатирическое обозрение нравов, политики, истории и властей Нью-Йорка. Впоследствии образ Никербокера-рассказчика получил развитие в дальнейшем творчестве писателя. (Слайд 8) Переход его к романтизму стал наиболее заметным в сборнике новелл и очерков «Книга эскизов» (1820). Его открывает новелла «Рип Ван Винкль» - одно из самых знаменитых произведений писателя, в котором он использовал сюжет о волшебном сне и пробуждении спустя много лет, встречающийся во многих фольклорных традициях. Сюжет очень прост. Герой, поссорившись в очередной раз с женой, берёт ружьё и уходит в горы, где с ним происходят странные приключения. Возвратившись в деревню, он её не узнаёт – оказалось, что прошло двадцать лет. Персонаж В. Ирвинга стал символом человека, полностью отставшего от времени и даром пропустившего свою жизнь. Данный рассказ учит тому, что стоит быть осторожней со своими желаниями. Недаром же говорят, что мысли материальны. (Слайд 9) В этот же сборник вошла и знаменитая мистическая новелла «Легенда о сонной лощине», в которой прослеживаются черты готической литературы. Действие происходит около 1790 года в голландском поселении Тарритаун, называемом Сонная Лощина. Икабод Крейн, худой, долговязый и крайне суеверный человек, учитель из Коннектикута соперничает с Авраамом «Бромом Бонсом» ван Брантом за руку 18-летней Катрины ван Тассель, дочери и единственной наследницы богатого фермера. Однажды осенней ночью, когда Икабод возвращался с вечеринки у ван Тасселов, его начал преследовать Всадник без головы, предположительно призрак Гессенского кавалериста, которому оторвало голову шальным пушечным ядром в одной из «безымянных битв» Войны за независимость США и который «ночью скачет на поле боя в поисках своей головы». Икабод таинственным образом исчезает из города. Катрина выходит замуж за Брома, который держится так, будто бы знает, с чем связана история исчезновения Крейна. И хотя вопрос о сущности Всадника без головы остаётся открытым, подразумевается, что им был переодетый Бром. В. Ирвинг также является автором книг исторического характера, жизнеописаний Христофора Колумба и Джорджа Вашингтона, сборника романтических новелл «Альгамбра» (1831) и других произведений. (Слайд 10) В полном смысле слова американским писателем-романтиком является Джеймс Фенимор Купер. Если В. Ирвинг тяготел к европейской традиции, то Ф. Купер во многом создал традицию американскую. Ф. Купер был сторонником демократии, основанной на патриархальных аграрных взглядах. Он двойственно относился к бурному экономическому прогрессу США начала XIX века: с одной стороны он испытывал патриотическую гордость за экономический подъем страны, с другой, издержки этого прогресса наводили его на грустные размышления. Писателем Фенимор Купер, можно сказать, стал случайно. Свой первый роман «Предосторожность» (1820) Ф. Купер написал «для домашнего пользования», но, открыв в себе дар рассказчика, решил всерьез заняться литературной деятельностью. Первым зрелым произведением писателя стал роман «Шпион» (1821), основанный на местных преданиях. Роман получил международное признание, и Ф. Купер перебрался с семьей в Нью-Йорк, где вскоре сделался видной литературной фигурой и лидером писателей, ратовавших за национальное своеобразие американской литературы. (Слайд 11) Ф. Купер считал, что национальная история - достойный предмет художественного внимания, он понимал, что исторический роман жанр, способный удовлетворить интерес читателей к героическому прошлому Америки и одновременно дать выражение патриотическому чувству гордости за молодое государство, которое своим примером, по представлениям современников, открывало новую страницу в истории человечества. И он выбрал для себя именно это направление – исторический роман. Благодаря своим историческим романам, Ф. Купер заслужил признание как «американский Вальтер Скотт». Он удачно соединял историю и вымысел, не жертвуя при этом ни исторической достоверностью, ни воображением. (Слайд 12) Главное произведение Ф. Купера - пенталогия о Кожаном чулке. Пентало́гия —это произведение, состоящее из пяти самостоятельных частей, но объединённых действующими героями, общей идеей и преемственностью сюжета. Пенталогия о кожаном чулке состояла из пяти романов «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840) и «Зверобой» (1841). Они объединены личностью главного героя - белого охотника Натти Бампо, одного из самых масштабных и полных философского смысла характеров в американской литературе. Пентологию нельзя считать чисто историческим произведением, в нём соединены признаки приключенческого и исторического романа, романа о нравах, философской прозы и «романа воспитания». Когда пенталогия была завершена, Ф. Купер выстроил романы по порядку в соответствии с последовательностью событий, которые в них описываются: 1. «Зверобой»: действие происходит в 1740 году в период войны между французами и индейцами. Натти Бампо помогает другу и его дочерям отбиться от нападения племени ирокезов. Вместе с ним действует его друг, вождь племени могикан Чингачгук. 2. В «Последнем из могикан» описываются события 1757 году. Это один из самых удачных и читаемых романов Ф. Купера, представляющий собой серию мелодраматических эпизодов и приключений, среди которых плен, смертельная опасность и, в самый неожиданный момент, спасение. Натти Бампо в романе носит индейское имя Соколиный Глаз. 3. В «Следопыте» действие происходит во время англо-французской войны годов. Натти Бампо здесь около 40 лет. 4. Роман «Пионеры» представляет события 1793 года, спустя почти десять лет после войны за независимость. В этом романе описана смерть Чингачгука. 5. «Прерия»: действие происходит в 1804 году. Натти Бампо уже около 90 лет, но он по-прежнему помогает людям. Эти романы представляют собой историческое исследование важнейших процессов и явлений современной Ф. Куперу действительности, они носили специфически национальный американский характер, автор показал трагическую судьбу коренных обитателей континента индейцев, а также будущее американского народа. Эпопея Ф. Купера охватила целый период из истории Дикого Запада и показала столкновение цивилизации с первозданной природой, ее покорение, конфликты и борьбу белых первопроходцев с коренным населением. Реальные подробности, пейзажи, детали быта сочетаются здесь с романтической идеализацией характеров, мелодрамой, сгущением красок. Ф. Купер является также автором других приключенческих и сатирических романов. В истории американской литературы он стал основоположником романного жанра и таких его разновидностей, как исторический, морской, приключенческий, политический, социальный роман. Именно Ф. Купер открыл европейцам широкие панорамы жизни североамериканского континента и его богатейшей природы. (Слайд 13) Второй (зрелый) этап американского романтизма. В конце 30-х - начале 40-х годов XIX века изменения в художественной жизни США явились следствием перемен в жизни общества: нарастали социальные противоречия, завершалось освоение «свободных земель», наступал кризис рабовладения и назревал конфликт между Севером и Югом. В американской литературе наметились новые тенденции: с большей очевидностью стали проявляться национально-самобытные художественные элементы, слабела зависимость от европейских образцов, появились новаторы мирового масштаба Эдгар По и Уолт Уитмен. В произведениях некоторых писателей и поэтов начали звучать пессимистические, трагические ноты. 50-е годы XIX века стали своеобразным Ренессансом в литературе США. Каждый год, один за другим выходили в свет шедевры американского романтизма: «Алая буква» Н. Готорна, «Моби Дик» Г. Мелвилла, «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Уолден или жизнь в лесу» Г. Торо, «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло, «Листья травы» У. Уитмена, поэмы Р. Эмерсона. На развитие литературы в этот период значительное влияние оказала философия трансцендентализма, которая наиболее полно была сформулирована в трудах Р. Эмерсона и Г. Торо. Эта концепция единства мира и бога, где все сущее разделялось на земную и идеальную ипостаси, где превыше всего ставилась духовность и высокие нравственно-эстетические идеалы, была направлена против узкого практицизма. Оба эти философа одновременно являлись и поэтами и прозаиками, в их произведениях своеобразно переплетались философское и художественное начала. С этой концепцией связано и имя Гарриет Бичер-Стоу. Ее литературная деятельность протекала в разгар движения за отмену рабства, и она внесла значительный вклад в это движение во многом благодаря своему лучшему роману «Хижина дяди Тома» (1852). В нем писательница создала широкую картину рабовладельческого быта в южных штатах Америки: тяжелое положение невольников, потрясающие сцены торговли живым товаром, страдания матерей, отрываемых от своих детей, геройство черных мучеников, нарастающее движение невольников. Роман проникнут христианской моралью - черный невольник Том терпеливо несет бремя рабства и молится за своих врагов. Роман «Хижина дяди Тома» был переведен на множество языков и разошелся миллионами экземпляров. (Слайд 14) Натаниэль Готорн. Одной из самых колоритных фигур американского романтизма является новеллист и романист Натаниэль Готорн (1804 – 1864 гг.). Натаниэль был сыном морского капитана, который погиб от лихорадки, когда мальчишке было четыре года. В двенадцатилетнем возрасте Натаниэль вместе с семьей приехал в штат Мэн, где жил на ферме. Впоследствии он будет часто мыслями возвращаться в те времена, скучая о дремучих лесах и невообразимой тишине тех мест. С ранних лет его тянуло к литературной деятельности, и он даже самостоятельно выпустил газету, наполненную авторскими работами. По настоянию своего дяди Готорн Натаниэль поступил в Боудинский колледж, который окончил в 1825 году. Учеба не имела для него большого смысла, тем более он не собирался становиться юристом, как того хотел его дядя. Натаниэль все больше витал в облаках, мечтая о карьере писателя. Его первый роман "Фэншо" вышел в 1828 году, но потерпел неудачу. Однако Готорн не пришел в отчаяние, он продолжал творить, писал много новелл на мистические и сказочные темы, выпустил несколько сборников детских рассказов (среди которых "Дедушкино кресло", "Книга чудес"). (Слайд 15) Он ощущал себя наследником вековых традиций, преемником поколений пуритан, поселившихся в Новой Англии, с которой связано его творчество. В представлении Н. Готорна, душа человека - это вместилище единой субстанции добра-зла, где оба компонента переплелись и даже слились друг с другом и их трудно различить. Попытка уничтожить один из компонентов ведет к уничтожению жизни. Отсюда возникла мысль о невозможности совершенства, стремление к которому ведет к трагической развязке, что нередко проявляется как сюжетный мотив в произведениях писателя. Как и многие его современники, Н. Готорн испытывал острую неудовлетворенность состоянием общества, и ощущал противоречие между демократическими идеалами и реальной действительностью. Обращаясь к истории Новой Англии, Н. Готорн стремился не столько к точному воспроизведению исторического колорита и передаче реалий эпохи, сколько к воспроизведению духовной сферы, процессов формирования нового сознания, идей государственной независимости. Он ушел от классического типа исторического повествования, его интересовали дух времени, сознание людей, нравственные принципы, которыми они руководствовались в своих деяниях. Писатель был убежден, что современное зло имеет свои корни в прошлом. Писатель всегда был поглощён вопросами добра, зла, совести, морального совершенствования, то есть именно теми вопросами, которые составляли ядро духовного мира новоанглийских пуритан и были предметом постоянного размышления и анализа, хотя рассматривал он их, конечно, на уровне американского нравственного сознания XIX века. Существенное значение имел здесь и эстетический момент. Готорн, неоднократно утверждающий, что романтическое повествование должно развиваться на грани реальности и фантастики, возможного и невероятного, находил в пуританском прошлом «те удивительные времена, когда грёзы мечтателей и видения безумцев переплетались с действительностью и становились явью». Творческое наследие Готорна составляют несколько сборников рассказов: «Дважды рассказанные рассказы», «Легенды старой усадьбы»; книги для детей: «Дедушкино кресло», «Знаменитые старики», «Дерево свободы»; четыре романа: «Алая буква», «Дом о семи фронтонах», «Блитдейл», «Счастливый дол». Совсем кратко о некоторых из них. В романе «Дом о семи фронтонах» рассказывается история вековой вражды двух семейств — разбогатевшего обманом и преступлениями рода Пинченов и бедной семьи Моулов, у которых Пинчены отняли землю для постройки дома о семи фронтонах. Вражда, переходящая от отцов к детям, оканчивается только в младшем поколении, свободном от алчности предков, когда молоденькая Феба Пинчен выходит замуж за последнего из Моулов, фотографа Холгрейва. В другом произведении, «Роман о Блайтдейле», автор знакомит нас с деятельностью фурьеристской общины, в которой живут и действуют передовые люди Америки. Здесь же развивается романтическая история соперничества двух сестер, влюбленных в одного мужчину. Одна из этих сестер — красавица Зенобия, блестяще одаренная журналистка. Ей противостоит кроткая женственная Присцилла, так же как и Зенобия влюбленная в Голлингуорса, сурового мечтателя, целиком увлеченного своей идеей исправления человечества путем перевоспитания преступников. Мучимая ревностью Зенобия, чтобы избавиться от сестры-соперницы, предательски отдает ее в руки преследующего ее шарлатана-фокусника Уэстерфельта. Этот человек пытается подчинить себе волю молодой девушки и сделать из нее медиума в прибыльном аттракционе «Дама под вуалью». Однако Голлингуорс спасает Присциллу и женится на ней. Зенобия, утратив любимого человека, кончает с собой, бросившись в пруд. В этом романе большой интерес представляют страницы, рисующие жизнь фурьеристской общины Блайтдейл, а также многочисленные философские споры, помогающие нам воспроизвести идейную жизнь участников общины. Кроме этих произведений, Готорн написал в 1852 году «предвыборную» биографию будущего президента США Франклина Пирса, который учился вместе с Готорном в Боудойнском колледже. Когда Пирс стал президентом, он не забыл своего старого приятеля. Готорн был вскоре назначен американским консулом в Ливерпуль. Это была доходная должность, не требовавшая особых хлопот. Поездка в Англию и последующее путешествие во Францию и в Италию послужили Готорну для создания романа «Мраморный фавн» (1860); и книги очерков об Англии «Наша старая родина» (1863). В романе «Мраморный фавн» большое место занимают описания итальянской скульптуры и живописи, архитектуры древнего Рима и других достопримечательностей Италии. Сюжет романа строится на частом у Готорна мотиве влияния совершенного преступления на последующую жизнь преступника. Юноша Донателло, похожий на ожившего фавна Праксителя, красивый, но по-животному примитивный, из любви к «роковой» женщине Мириам убивает преследующего ее незнакомца. Связанные с этим преступлением переживания — укоры совести, страх и раскаяние — дают толчок к его духовному развитию. Из полуживотного он становится духовно зрелым мужчиной. Как и в «Романе о Блайтдейле», загадочной волевой Мириам противостоит ангелоподобная Гильда, хотя здесь они не соперничают в любви, а высказывают различные взгляды на жизнь. Безгрешная Гильда своим душевным спокойствием должна оттенить тревожное, мятущееся сознание Мириам, искаженное страданием и раскаянием. Готорна вообще больше интересовали сложные и загадочные натуры грешников, чем уравновешенные души праведников. Он любил изучать внутренний мир потревоженной души человека и пытался в его переживаниях найти решение мучивших его моральных проблем. (Слайд 16) Однако самым известным романом Н. Готорна является роман «Алая буква». Он вышел в свет в 1850 году. Поскольку финансовое положение Н. Готорна было именно в этот период весьма затруднительным, Натаниэль во время работы над романом параллельно работал надсмотрщиком на таможне. Надобность в этом отпала после выхода романа. Произведение вызвало большой резонанс не только в американском обществе, но и в Европе, враз сделав имя Натаниэля Готорна известным. У романа есть предыстория.  Однажды, во время очередного дежурства на таможне, роясь в бумагах, сваленных в кучу в огромной комнате на третьем этаже, Натаниэль Готорн нашёл рукопись некоего Джонатана Пью, скончавшегося восемьдесят лет назад. Это было жизнеописание Эстер Прин, жившей в конце XVII в. Вместе с бумагами хранился красный лоскут, при ближайшем рассмотрении оказавшийся изумительно расшитой буквой «А»; когда автор приложил её к груди, ему показалось, что он почувствовал ожог. Уволенный после победы вигов, автор вернулся к литературным занятиям, для которых ему весьма пригодились плоды трудов мистера Пью. Действие романа «Алая буква» происходит в XVII веке в Бостоне, одном из очагов мрачного и сурового пуританства. В романе раскрывается тема религиозной нетерпимости, подлинного и мнимого благочестия, греха и его искупления. Однако, в отличие от большинства романтиков, Н. Готорн не идеализировал, не приукрашивал прошлое, а видел и его темные стороны. «Алая буква» рассказывает историю Эстер Прин, которая забеременела и родила ребенка в то время, пока муж ее отсутствовал. Никто не знал, жив ли он. Общество было нетерпимо к девушке, осуждало ее и приговорило к гражданской казни. Когда Эстер Прин с младенцем на руках вышла из ворот тюрьмы, её привязали к столбу и вышили на ее одежде красными нитками букву «А», первоначальную букву  слова, обозначающего, что она наказана за прелюбодеяние. Женщина должна была понести строгое наказание, должна была стоять до полудня на площади под неодобрительным взором народа. Вся причина же состояла в том, что она отказалась называть имя мужчины, с которым согрешила вне брака. Как ни пытались святые отцы заставить женщину раскаяться в своем грехе, она не выдает своего соблазнителя. Когда Эстер стояла у столба, ее взгляд остановился на пожилом человеке, который в это время интересовался у всех, кем является наказуемая. Кто-то из толпы рассказал ему, что Эстер - супруга одного ученого из Англии, надумавшего переехать в  эти края. Она отправилась вперед мужа, он же остался в Европе. За все проведенное здесь время, она не получила о нем никаких известий. При возвращении ее в темницу, с визитом приходит незнакомец по имени Роджер Чиллингуорт. Он жалеет ее и ребенка, и дает ему лекарство. Эстер осторожничает с ним, боясь, что он отравит ее и  младенца. Однако  врач не желал ей плохого. Он просто хотел узнать имя мужчины, который доставил ей столько неприятностей, но получает отказ. Тогда он пообещал, что обязательно узнает имя ее обидчика. Выйдя на свободу, Эстер, начинает вести скромную жизнь, зарабатывая рукоделием. Она прекрасно вышивает, и поэтому нее всегда много заказов. Но женщина приобретает  только необходимые  для дома предметы, всю основную часть своего заработка отдаёт малоимущим. Тем не менее, никто не понимает ее поступков, её по-прежнему все оскорбляют. Проходит время, подросшая дочь становится  обворожительной девочкой.  Перл удивляет буква на груди у  матери. Дети не принимают её, поэтому она всегда держалась в стороне отних и даже не пыталась играть с ними. Как- то раз, они пришли к губернатору для того, чтобы отдать ему его заказ. Однако, не застав его дома, они ожидают его в саду. В это время он, возвращаясь из поездки, беседует с церковным лицом Уилсоном и Димсдейлом  по поводу того, чтобы забрать Перл у развратницы и отдать другим людям. Узнав о таком решении, Эстер с ужасом его отвергает.  Однако священники на этом не успокаиваются, и пытаются узнать, правильно ли она воспитывает свою дочь. Мужчины интересуются у девочки, знает ли она, как она родилась, на что они получили невинный ответ простого ребенка о том, что ее нашли около тюремного здания в кустах. Услышав подобный ответ, святые отцы были возмущены и хотели отобрать Перл. Но им это не удалось, так как за них заступился пастор Димсдейл, который,  в  то время сильно болел, и одновременно из-за чего то сильно страдал. Появившийся искусный доктор Чиллингуорт, вошедший в доверие к пастору, пытается узнать причину его переживаний. Однажды ему это удаётся. Доктор Чиллингуорт оказался мужем Эстер. Эстер, рассказывая пастору о том, что врач является ее супругом, уговаривает его бежать.  Но  им это не удалось, ведь накануне побега Димдейсл теряет рассудок  и, умирая,  при всем народе раскрывает свой грех. Эстер долгое время  так и жила со своим знаком греха, а Перл, удачно сочетавшись браком, всегда писала письма матери. После смерти Эстер похоронили рядом со священником. (Слайд 17) Многие современники Н. Готорна высказывались по поводу его произведения. Так, Генри Джеймс писал о романе: «Он проще и завершённее других его романов, с большим совершенством достигает того, что ставит себе целью, и отмечена тем трудно поддающимся определению очарованием, которое мы встречаем в произведении художника, когда он впервые достиг своей вершины, своеобразной прямотой и ответственностью воплощения, забвением читателя и свежестью интереса к теме». Эдгар По оценил роман следующим образом: «Среди современных американских писателей, Натаниель Готорн обладает самым истинным словом, самым тонким вкусом, самой полезной эрудицией, самым тонким юмором, самой большой трогательностью, самым светлым воображением, величайшей изобретательностью». Роман многоплановый, многопроблемный. Но, самое главное, он учит читателей не озлобляться после испытаний жизни, всегда оставаться людьми. Натаниэль Готорн, книги которого всегда отличались серьезностью рассматриваемых социальных и психологических проблем, подвергся после выхода этого романа критике религиозных организаций, в то время как читатели и литературные критики приняли произведение восторженно. (Слайд 18) Романтик Готорн сталкивает пуританский закон, в котором он различает черты лицемерия и мелкой мстительности, со свободным естественным чувством любви, которое взрывает и оковы общественных запретов, и те предрассудки, которые живут в сознании самих героев. Сложный и противоречивый духовный мир Эстер подвергается анализу в тот критический момент, когда она приведена в конфликт со всем городом. Она инстинктивно чувствует свою правоту, свое право на любовь и счастье, которое всем окружающим представляется позорным нарушением нравственности. Гордый и независимый ум молодой женщины не хочет уступить шельмующей ее толпе. Она искусно вышивает алую букву, так что последняя выглядит украшением на богатом платье. Стоя на эшафоте, Гестер пытается выглядеть гордой и несломленной, хотя у нее и бывают минуты слабости и сомнений. Но когда после этого страшного испытания тянутся годы изгнания и презрения, Эстер чувствует, как тяжело быть отщепенцем, удаленным из общества. Готорн вскрывает здесь главный порок теории Эмерсона. Будучи вырванным из общества, человек обрекается на трагическую изоляцию. Одиночество приводит его к невозможности реализовать те преимущества, которые дает ему его прогрессивное мировоззрение. Он выпадает из коллектива и тем самым становится бесполезным для него. Готорн показывает, как страдания и одиночество закаляют ум Эстер, как она приходит к зрелым самостоятельным выводам об угнетенном положении женщины в обществе, об иных нормах справедливости: казалось бы, она должна стать еще дальше от общества. Но нет, именно теперь приходит к ней сознание гибельности отрыва человека от других людей — его обязанностей по отношению к ним, и она становится помощницей всех страждущих, она делает добро тем самым людям, которые так свирепо расправились с ней и которые, даже принимая ее помощь, полны презрения к ней. Готорн как бы поверяет на конкретном случае возможность для человека оборвать связи с обществом и дает резко отрицательный ответ на рекомендации Эмерсона. С большой психологической тонкостью Готорн показывает, как чувство любви по-разному преломляется у различных людей. У Эстер Прин любовь принимает форму жертвенной преданности любимому человеку. Ради этой любви она ломает всю свою жизнь. Стоя на эшафоте перед мучителями судьями, она хранит тайну имени своего соблазнителя, и в дальнейшем, несмотря на позор и унижение, она не в силах покинуть тот город, где живет и страдает Димсдейл. В то же время у ее мужа, Роджера Чиллингуорса, это же чувство любви носит характер ревнивого обладания, и месть ученого доктора Димсдейлу похожа на расправу над вором, укравшим чужую собственность. Еще не зная того, кто отнял у него сердце его жены, он обещает искать его с тою же страстью, с которой он искал истину в книгах или золото в реторте алхимика. «Я почувствую его присутствие, ибо мы с ним связаны. Я увижу, как он затрепещет, и я сам внезапно и невольно содрогнусь. Рано или поздно, но он будет в моих руках!» Готорн рисует его как человека, который, «занимаясь дьявольскими делами, и сам постепенно превращается в дьявола». Там, где ступает его нога, вянут цветы; из глаз его исходит красно-синее пламя, и черный цвет его одежды гармонирует с его черными делами. Обдуманной целеустремленности Чиллингуорса противостоит душевная мягкость и нерешительность Димсдейла. Это фигура, на которой пересекаются любовь Эсстер и ненависть Чиллингуорса. Если Эстер характеризуется мужеством и добротой, если Чиллингуорс — это мужество без доброты, то Димсдейл — это доброта без мужества. В сущности весь роман строится на том, что у Димсдейла не хватает силы «быть правдивым». «Человек должен быть правдивым» — учит Готорн. Он должен показывать людям «худшую сторону своей души», а Димсдейл воровским образом пользуется репутацией святого праведника, на которую он не имеет морального права. Димсдейл живет двойной жизнью, но вместе с тем его по существу правдивая натура безмерно тяготится этой двойственностью. Он презирает себя за то, что ему приходится лгать и притворяться. Таким образом, в романе «Алая буква» Готорн противопоставил современности исторически далекую эпоху пуританства, разоблачая аморализм и беспринципный эгоизм своих современников. Только полное изменение законов жизни общества могло бы внести нравственное начало в ту преступную, неправедную жизнь, которую с такой болью изображал Готорн. (Слайд 19) Длительное господство романтизма в американской литературе имело важные последствия для всего ее дальнейшего развития. Во-первых, из-за того, что в Америке не было значительной временной дистанции между развитием реализма и появлением натурализма, последний создал особую линию американского реализма, включающую натуралистические, а часто и романтические черты. Во-вторых, в поэзии первых десятилетий XX в. на смену сильной романтической традиции в одно и то же время пришли и реализм, и модернизм, заключившие немыслимый в Европе союз для борьбы против «общего врага» — отживших литературных догм и клише. В-третьих, благодаря этому в начале века модернизм в США не имел столь сильного влияния, как в европейской культуре, и большинство крупных писателей работало в реалистической манере. Вследствие того, что американская литература сформировалась и достигла мирового уровня именно в рамках романтизма, его черты стали ее имманентными признаками и определили своеобразие всего национального литературного процесса. Основоположник американского реализма Марк Твен, демонстративно отвергая романтические штампы, при этом безусловно наследовал лучшие обретения своих предшественников — в первую очередь, Ирвинга. Уже в период угасания романтизма в США появились произведения Эмили Дикинсон, давшей высокие образцы романтической поэзии. В творчестве ведущих писателей XX века — У. Фолкнера, Ф. С. Фицджеральда, Т. Вулфа, Э. Хемингуэя, Дж. Стейнбека, Р. П. Уоррена, У. Стайрона и многих других — влияние романтизма прослеживается в трактовке взаимоотношений личности и общества, природы и цивилизации, в понимании этических проблем, в способах обрисовки характеров, в модификациях категорий времени и пространства, трагического и комического, в тяготении к символике и гротеску. Фицджеральд и Уоррен прямо определяли жанр некоторых своих произведений как "ромэнс" (романтический роман). Несомненная преемственность национальной литературной традиции и романтизма ощущается там, где художники обращаются к исследованию проявлений внутреннего мира человека, подсознательного, мрачных сторон души, природы зла и насилия. Даже в постмодернистской литературе, у представителей "черного юмора" продолжаются перекличка и спор с романтизмом, отрицание, пародирование и продолжение его традиций. Элементы романтического мироощущения, закрепившиеся в национальном сознании и характере, остались в американской литературе как один из признаков ее самобытности. Благодарю за внимание!
«Романтизм в американской литературе» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 148 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot