Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Роль науки в современном обществе

  • 👀 1321 просмотр
  • 📌 1283 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Роль науки в современном обществе
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Роль науки в современном обществе» docx
РОЛЬ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Что есть наука? Для чего она человечеству? Каждый хоть раз в жизни задает себе такие вопросы. А. Герцен писал: «Наука – сила, она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия». Что мы сегодня вкладываем в понятие «наука»? Как она влияет на развитие ми- ровой цивилизации? В чем состоит роль науки в современном общест- ве? Что дают современному человеку новые научные открытия? Вопро- сов много, и поиск ответов на них постоянно сопутствовал становлению и развитию современной науки. На современном этапе жизни все эти вопросы приобрели новую остроту и актуальность. Сегодня человечество переживает информа- ционный этап развития. Всеобщая компьютеризация дала возможность использовать новейшие цифровые технологии практически во всех сферах жизни. Соответственно, их применение требует новых знаний, умений и навыков, приобретение которых должна обеспечить совре- менная наука. Веком победившей научной революции стал ХХ век. Научно-техни- ческий прогресс ускорился во всех развитых странах. Постепенно повы- шалась наукоемкость продукции. Различные технологии меняли способы производства. К середине ХХ века фабричный способ производства был доминирующим. Но уже во второй его половине наибольшее распростра- нение получила автоматизация. А к концу ХХ века появились высокие технологии и продолжился переход к информационной экономике. Все эти колоссальные изменения произошли благодаря развитию науки и техники. Вместе с тем эти изменения привели к тому, что, во- первых, от работников потребовались новые знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работ- ников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, научно-техни- ческий прогресс повлек за собой рост благосостояния общества и, как следствие, решение многих насущных проблем. Человечество верит в способность науки решить глобальные про- блемы и, соответственно, повысить и улучшить качество жизни. Эта уверенность нашла свое отражение во многих областях культуры и об- щественной мысли. Такие достижения, как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем, как экологические бедствия, голод, болезни и т.д. Современное развитие науки и техники тесно связано с информати- кой. Эта наука позволяет решать задачи как космического масштаба, так и на уровне клетки. Они остались бы нерешенными без использования со- временных компьютерных технологий по причине огромного объема рас- четов или из-за необходимости выполнять одновременно большое число действий. Сегодня вычислительная техника широко используется при ре- шении многих задач строительства, молекулярной биологии, экологии, экономики. Быстрыми темпами идет уменьшение размеров компьютеров при одновременном увеличении их качественных и количественных показа- телей. Последствия дальнейшей миниатюризации в области информати- ки будут весьма значительными, и компьютеры смогут выполнять все новые и более сложные функции. Информатика со своим искусствен- ным интеллектом, экспертными системами готова внести свой вклад в развитие логики, моделирование процессов. Речь идет о качественном и количественном усилении умственной деятельности человека. Сегодня мы можем сказать, что наука в современном обществе иг- рает важную роль во многих сферах жизни людей. Несомненно то, что уровень развитости науки может служить одним из основных показате- лей развития общества, а также показателем экономического, культур- ного, цивилизованного развития любого государства. 1.1 Социальные функции науки Наука – основная форма человеческого познания. В наши дни она ока- зывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе придётся ориентироваться и действовать. Философское видение мира предполагает определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как развивается, что она может и на что позволяет надеяться, а что ей недоступно. У философов прошлого можно найти много предвидений усили- вающегося значения науки. Однако они не могли представить такого массированного, иногда неожиданного и даже драматического воздей- ствия научно-технических достижений на повседневную жизнь челове- ка, которое приходится осмысливать сегодня. И такое осмысление луч- ше начать с рассмотрения социальных функций науки. Социальные функции науки это не есть что-то раз и навсегда за- данное, они исторически изменяются и развиваются, представляя собой важную сторону развития самой науки. Современная наука во многих отношениях кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия на- зад. Полностью изменился весь ее облик и характер взаимосвязей с об- ществом. Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций: 1) функция культурно-мировоззренческая; 2) функция науки как непосредственной производительной силы; 3) функция науки как социальной силы. Выделение этих функции науки связано с тем, что научные знания и методы все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества. Порядок, в котором перечислены эти группы функций, отражает ис- торический процесс формирования и расширения социальных функций науки, то есть возникновения и упрочения все новых путей её взаимодей- ствия с обществом. 1.2 Наука и нравственность Нравственность регулирует отношения людей в обществе при по- мощи неписаных законов, норм и правил поведения, выработанных в процессе естественного развития общества, и является самостоятельной сферой духовной жизни. Нравственность и мораль являются объектом изучения этики и философии. Они формируют идею о добре и зле, о должном и справедливом. Нравственные принципы обусловливают само функционирование науки как социального института. Древнегреческий философ и ученый Аристотель говорил: «Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нрав- ственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Научные открытия очень серьёзно влияют на общественную жизнь, поэтому ученые несут ответственность за свои открытия. В этом прояв- ляется внешнее воздействие нравственности на науку, так как наука развивается не в этическом вакууме, а в тесной связи с нравственным состоянием общества и во многом определяется его политическими, экономическими задачами и техническими возможностями. Чтобы лучше разобраться в том, как взаимодействуют наука и нравственность, можно выделить три сферы их взаимодействия: 1) соотношение науки, научных открытий с применением их в прак- тической повседневной жизни; 2) внутринаучная этика, то есть нормы, правила и ценности, которые регулируют поведение ученых в рамках их собственного сообщества; 3) сфера среднего между научным и ненаучным в самых разных об- ластях. Само по себе знание не несет никакой нравственной характеристи- ки. Однако это происходит лишь до определенного момента. Пока оно не превращается, например, в атомную бомбу, приборы для тотального воздействия на психику или для вмешательства в генетический аппарат. Именно в этот момент перед ученым встают две серьезные нравст- венные проблемы: • продолжать ли исследования в этой научной области, результаты которых могут нанести вред отдельным людям и человечеству в целом; • брать ли на себя ответственность за использование полученных результатов открытий «во зло», то есть для разрушения, безраздельного господства над сознанием и судьбами других людей. Большинство ученых первый вопрос решают положительно: про- должать. Разум ученого не терпит границ, он стремится преодолеть все препятствия на пути к научной истине, к знанию о том, как устроены мир и человек. Нравственная сторона проблемы состоит в том, что открытые уче- ными законы могут навредить людям. Противники некоторых видов ис- следований считают, что человечество сегодня еще не готово, напри- мер, к информации о глубинных генетических законах, о новых воз- можностях психологии, позволяющих манипулировать другими людь- ми. Они также считают, что открытие новых источников энергии, зна- ние об устройстве нашей планеты могут быть использованы не во благо, а во зло. Дело не в самом знании, а в том как его применять. Это уже другая сфера взаимодействия науки и нравственности – внутринаучная этика. В этой области мнения тоже разделяются, и это разделение инициировано реальным противоречием. Наука, идущая рука об руку с нравственностью, оборачивается ве- ликим благом для всего человечества, в то время как наука, равнодуш- ная к последствиям собственных открытий, однозначно оборачивается злом и разрушением. 1.3 Противоречия в науке и практике Во второй половине ХХ века наметились кардинальные противоре- чия в развитии общества: как в самой науке, так и в общественной прак- тике. Кратко рассмотрим основные противоречия в науке. 1. Противоречия в строении единой картины мира, созданной нау- кой, и внутренние противоречия в самой структуре научного знания, которые породила сама же наука. 2. Стремительный рост научного знания, развитие техники и техно- логий привели к резкому увеличению дробности картины мира и, соо ветственно, разделению профессиональных областей на множество спе- циальностей. 3. Современное общество стало поликультурным. Сегодня каждая культура претендует на собственную форму самоопределения и само- описания в истории. 4. Сегодня роль науки существенно изменилась по отношению к общественной практике. Наука все больше направлена на технологиче- ское совершенствование практики. Понятие «научно-техническая рево- люция» сменилось понятием «технологическая революция», а сейчас появилось понятие «технологическая эпоха», так как основное внима- ние ученых переключилось на развитие технологий. Например, стреми- тельное развитие компьютерной техники и компьютерных технологий. С одной стороны, современный компьютер по сравнению с первыми (40-е годы XX века) принципиально ничего нового не содержит. Но уменьшились его размеры, увеличилось быстродействие, большая па- мять, то есть стремительно развиваются технологии. Таким образом, можно сказать, что наука больше переключилась на непосредственное обслуживание практики. Известны два основных подхода к научным исследованиям. Авто- ром первого является Г. Галилей. Он считал, что цель науки − это уста- новление порядка, лежащего в основе явлений, чтобы представлять возможности объектов и открывать новые явления. Это называют тео- ретическим познанием или «чистой наукой». Автором второго подхода был английский философ Ф. Бэкон. Его точка зрения: «я работаю, чтобы заложить основы будущего процвета- ния и мощи человечества. Для достижения этой цели я предлагаю нау- ку, искусную не в схоластических спорах, а в изобретении новых реме- сел …». Наука сегодня идет именно по этому пути – пути технологиче- ского совершенствования практики. 5. Раньше наука производила «вечное знание», а практика им поль- зовалась. В последнее время наука в значительной мере переключилась, особенно в технологических, гуманитарных и общественных отраслях на знание «ситуативное», то есть разработку оптимальных ситуативных моделей организации производственных, образовательных учреждений, финансовых структур, фирм. Но такие модели оптимальных в опреде- ленное время и в конкретных условиях. Как правило, результаты таких исследований актуальны непродолжительное время, так как изменятся условия, и такие модели никому не будут нужны. Но, и такого рода ис- следования являются в полном смысле научными исследованиями. 6. Раньше под словом «знание» подразумевалось научное знание. Сегодня человеку приходиться пользоваться знаниями совершенно ино- го рода. Например, знание правил пользования текстовым редактором Micrоsоft Оfficе Wоrd – это достаточно сложное знание, но вряд ли на- учное. Появится новый текстовой редактор и прежнее «знание» уйдет в небытие. Или стандарты, статистические показатели, банки и базы дан- ных, огромные информационные массивы в Интернете и т.д., то чему каждому человеку приходится все больше пользоваться в повседневной жизни. Таким образом, сегодня научное знание сосуществует с другими, ненаучными знаниями [1]. За довольно короткое время в мире произошли огромные деформа- ции – экономические, политические, общественные, культурные. В мире все непрерывно и стремительно изменяется. Следовательно, практика тоже должна постоянно перестраиваться применительно к новым условиям. Та- ким образом, инновационность практики становится атрибутом времени. В XX веке наряду с теориями стали появляться различные программы и проекты, а к концу прошлого столетия деятельность по их созданию и их реализация стала массовой. Обеспечиваются такие работы не столько тео- ретическими знаниями, сколько аналитической работой. Наука за счет сво- ей теоретической базы способствовала изготовлению новых баз данных, моделей, алгоритмов и т.п. Это стало материалом для новых технологий. Эти технологии стали ведущей формой организации деятельности. Специфическая черта современных технологий заключается в том, что ни одна профессия не может обеспечить весь технологический цикл того или иного производства. Организация сложных технологий приво- дит к тому, что может обеспечивается одна или две ступени больших технологических циклов. Поэтому, чтобы работа и карьера человеку стала успешной важно быть не только профессионалом, но быть спо- собным грамотно включаться в эти циклы. Для грамотной реализации новых технологий, проектов, инноваци- онных моделей работнику необходим научный стиль мышления и на- выки научной работы. Во-первых – это уметь быстро ориентироваться в потоках информации. Создавать новые инновационные модели – как научные, так и практические, модели новых систем – технологических, образовательных, производственных, экономических. Это общая при- чина стремления практиков к науке, научным исследованиям. В России и во всем мире стремительно растет количество защи- щаемых диссертаций и получаемых ученых степеней. Сегодня основная
«Роль науки в современном обществе» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot