Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема: Реформирование государственного устройства современной России
План: 1. Особенности государственного устройства РФ
2. Реформирование федерального уровня современного государства России.
3. Проблемы региональной политики.
Литература
Путин В. В. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета, 30 декабря 1999.
Барсенков А. С. , Вдовин А. И. История России. 1917-2004 гг. – М., 2005.
История России / Под редакцией А. Н. Сахарова: Учебник. – В 2 т. – Т.2. – М., 2015.
Зуев М.Н. История России: Учебное пособие для бакалавров. – М., 2012.
Сахаров А. Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. Новейшая история России: Учебник /под ред. А.Н.Сахарова. – М., 2012.
Чураков Д.О. и др. История России ХХ- начало ХХI вв.: Учебник для вузов. – М., 2015.
Первый вопрос лекции. Государственный устройство России – федерация. В сравнении с классической федеративной моделью Российскую федерацию отличает ряд особенностей. Они сформировались под влиянием определенных исторических обстоятельств.
Основным принципом государственного устройства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики считался национально-территориальный. Однако субъектами РСФСР являлись только автономные республики, автономные области и национальные округа. Края и области республики относились к административно-территориальным единицам. С ними федеральное правительство выстраивало отношения на основе унитарного принципа. Этот симбиоз федеративного и унитарного принципов и составлял специфику государственного устройства советской России.
После развала Советского Союза, в процессе становления современного государства Российская Федерация приблизилась к подлинному федерализму. С подписанием Федеративного договора 1992 г. и принятием новой Конституции России 1993 г. законодательно закреплено, что субъектами РФ являются не только республики и автономные образования, но и края, области, Москва и Санкт-Петербург. Их отношения с федеральной властью строятся на основе федеративных отношений; вырос их статус государственности. Это первое.
Второе. Россия превратилась из договорной федерации в конституционную федерацию. Конституция 1993 г. не предусматривает права выхода из ее состава какого-либо субъекта, что способствует укреплению российского государства.
Задание студентам: вспомнить, что такое федерация, чем отличается федеративное государство от унитарного, указать его признаки.
Важнейший вопрос государства-федерации – распределение компетенций и отношений между федеральным центром и его субъектами. В зависимости от его решения складывается или нет баланс отношений «Центр-регионы». Для федеративного государственного образования характерно сочетание двух противоположных тенденций: центробежной (с которой связана централизация, унификация) и центростремительной (децентрализация, сепаратизм). В поиске баланса этих тенденций – суть федерализма.
Конституция РФ 1993 г. законодательно закрепила:
• Россия – федеративное государство
• Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию
• На всей территории РФ верховенство права – в соответствии с Конституцией 1993 г. и федеральным законодательством
• Конституция 1993 г. не предусматривает право выхода из состава РФ ее субъектов
• Отменены нормы конституций республик – субъектов РФ, предполагавшие право на отделение на основе решения Конституционного Суда).
Значение Конституции РФ 1993 г. заключается в следующем:
1. Все субъектов РФ равны.
2. Усилилась унификация государственно-территориального устройства РФ
3. Достигнут компромисс с национальными элитами субъектов РФ (вопросы национального языка, суверенитета), хотя проблему сепаратизма это полностью не решало.
Особенности современной модели федерализма РФ. Специалисты отмечают конструктивные (положительные) характеристики и деструктивные (отрицательные). К первым относят:
- усиление интеграционных процессов; стабилизация систем государственной власти, права, экономики;
- создание единой (централизованной) модели разграничения полномочий между Центром и регионами;
- введение унифицированной системы органов власти в субъектах РФ;
- развитие системы сдержек и противовесов на уровне федерального Центра и органов власти субъектов РФ и др.
К деструктивным характеристикам относят следующие:
1) сохраняется опасность дестабилизации (по федеральной Конституции субъекты сохраняют исключительное право устанавливать в своем регионе собственные государственные языки; кроме того, республики, в отличие от других субъектов, могут вводить свое гражданство наряду с федеральным.
2) Сохраняется проблема сложносоставных («матрешечных») субъектов РФ:
В составе РФ: 85 субъектов, в том числе: 46 областей, 22 республики, 9 краёв, 3 города федерального значения, 4 автономных округа, 1 автономная область. Одни субъекты входят территориально в состав других; при этом они – самостоятельные субъекты РФ (целое и его часть – равны в правах?!).
Перед уходом из большой политики Президент Б. Н. Ельцин подписал 6 октября 1999 года Федеративный закон о правовых гарантиях единства РФ.:
• В субъектах Федерации законом закреплялся принцип разделения власти.
• Кроме того, в субъектах закреплялось функционирование механизма «сдержек и противовесов».
• Вводился запрет на избрание главы субъекта РФ больше двух сроков подряд
• Закреплялось право Президента РФ приостанавливать действие распоряжений исполнительной власти субъекта.
• Закреплялось право Президента указывать законодательному собранию субъекта Федерации на необходимость приводить в соответствие с Конституцией РФ конституцию (Устав) субъекта.
• Воссоздавалось единство структуры органов власти федерального и регионального уровне и ряд других.
Этот Закон был одним из первых, направленных на совершенствование и стабилизацию государственного устройства России ХХI века. Он, конечно, не решал всей проблемы.
Перед российской государственностью на рубеже третьего тысячелетия встала еще одна проблема – проблема управленческих кадров. Она возникла по причине раскола советской элиты, что показали события перестроечных времён (1985-1991 гг.), и предательства ею интересов своей страны. Об этом свидетельствовал отказ части партийной и хозяйственной номенклатуры, творческой интеллигенции от советского прошлого и настоящего, переориентация на Запад и готовность обменять политический суверенитет страны на право передачи своих активов наследникам – поколению «золотой молодежи».
Проблема управленческих кадров возникла и по причине слияния части властной элиты с новоявленными олигархами (1990-е годы). Первые демонстрировали готовность служить (прислуживать) вторым, а вторые считали, что власть, государство – уже в их руках и можно будет их использовать в своих интересах.
Такая «элита» не в состоянии вывести свою страну из глубокого кризиса по причине отсутствия у нее такого желания.
Вывод: Россия встала на путь кардинальных преобразований государственного устройства. Первые шаги в этом направлении были сделаны.
Второй вопрос лекции. При рассмотрении этого вопроса необходимо прочитать и проанализировать как исторический источник статью Президента РФ В. В. Путина «Россия на рубеже тысячелетий (30.12.1999)».
В. В. Путин был назначен исполняющим обязанности Президента РФ Б. Н. Ельциным накануне своей добровольной отставки. После победы на досрочных президентских выборах 26.03.2000 г. В. В. Путин стал полномочным главой Российской Федерации. Тогда его поддержали 52 % избирателей России. Новый Президент РФ поставил перед собой две главные задачи:
1. Обеспечить укрепление государства.
2. Консолидировать российское общество.
Спустя 20 лет политологи, историки анализируют результаты правления Президента В. В. Путина и указывают на определенную трансформацию не только практики руководства страной, но и самого главы государства. Выделяют такие периоды президентства В. В. Путина:
Первый период (2000-2004 гг.). Фактически Президент выступал в роли кризис-менеджера:
- решал вопросы укрепления государственности
- «отлучал» олигархов от власти
- собирал земли России
- наводил в государстве порядок
- заново налаживал механизм принятия решений исполнительной власти.
Уже на этом этапе проявлялись особенности стиля руководства В. В. Путина:
• Принципиальный разрыв с олигархатом
• Начало решительной борьбы с боевиками (Дагестан)
• Готовность к диалогу
• Поиск путей консолидации российского общества
• Самостоятельность в политике.
Общественность – отечественная и зарубежная – отметила также открытость В. В. Путина, его искренность и высокий дух патриотизма. В противовес некоторым современным политикам Президент России зарекомендовал себя как политик-прагматик, что объясняет многие его взвешенные оценки событий бурного начала ХХI века. Личные качества В. В. Путина оказали значительное влияние на стабилизацию политической ситуации в России.
Первостепенной проблемой для нового Президента Р.Ф. была система государственной власти, которая нуждалась в существенной реорганизации. В январе 2000 г. В. В. Путин приступил к преобразованию нижней палаты Федерального Собрания. Цель реорганизации Государственной Думы заключалась в том, чтобы преодолеть противостояние между Президентом и парламентом, которое преобладало в работе депутатов с 1990-х годов. Для этого нужно было добиться баланса сил в депутатском корпусе – между центристами, правыми и левыми (коммунистами). Поэтому поддерживались позиции «Единства», ЛДПР (центристов) и «Союза правых сил», «Яблока» (правых) в противовес коммунистам. Как только эта задача была решена, перед руководством страны открылись возможности для начала проведения либеральных реформ.
В 2002 г. была проведена реорганизация верхней палаты Федерального собрания, Совета Федерации. Прежде всего, был существенно изменен порядок формирования состава сенаторов. Ранее в него входили (автоматически) губернаторы и спикеры законодательных собраний субъектов Р.Ф. Теперь состав сенаторов стал формироваться только из представителей субъектов. Изменился режим работы Совета Федерации, он стал работать на постоянной основе.
Губернаторы были включены в состав Государственного Совета, который был учрежден при Президенте Р. Ф., он наделялся совещательной функцией.
В декабре 2000 года В. В. Путин утвердил новую государственную символику: герб (двуглавый орел), флаг (триколор) и гимн Российской Федерации. Страна несколько лет была без государственного гимна. В связи с распадом СССР Б. Н. Ельцин отменил советскую государственную символику, как и исполнение советского государственного гимна. Попытка заменить его русской классической музыкой (М. Глинки) оказалась неудачной. Общественность воспринимала сложившуюся ситуацию как унижающую достоинство и гордость русских, все чаще высказывала раздражение и недовольство. В. В. Путин утвердил своим Указом государственный гимн Российской Федерации. По существу, это был обновленный гимн (в текст были внесены некоторые изменения автором – С. Михалковым, а музыка А. А. Александрова сохранилась без корректировки). В таком варианте государственной символики соединились традиции российской государственности разных эпох – царской, Временного правительства и СССР. В условиях переходной эпохи, через которую проходило в начале ХХI в. общество, это решение оказалось важным фактор влияния – оно способствовало единению, а не разобщению всех поколений населения современной России.
В 2000 г. было начата еще одна реформа – Административная. В рамках реформы было создано 7 крупных Федеральных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Они объединили 85 субъектов Р.Ф. Федеральные округа возглавили полномочные представитель Президента – полпреды. Их задачи заключались в координации работы органов государственной власти субъектов на основе общероссийского законодательства, в том, чтобы привести региональные правовые акты в соответствие с федеральным законодательством, и добиться исполнения Конституции Российской Федерации органами власти всех субъектов. Важная деталь: полпреды не были связаны лично с руководством субъекта. Кроме того, был разработан механизм санкций относительно тех субъектов Р.Ф., которые допускают несоблюдение федерального законодательства.
В дополнение Конституционный Суд Р. Ф. принял постановление:
• Привести законодательство субъектов (Алтай, Адыгея, Башкортостан, Ингушетия, Коми, Татарстан и Северная Осетия – Алания - в соответствие с Конституцией Р. Ф.
• Провозглашение субъектом суверенитета не соответствует Конституции Р. Ф., как и присвоение им права регулировать вопросы федерального ведения.
• Присвоенное субъектом право приостанавливать действие актов федеральных органов на своей территории неконституционно.
• Присвоенное субъектом право выступать самостоятельно на международной арене не отвечает Конституции Р.Ф.
Наконец, в соответствие с Федеративным Законом от 29.07.2000 г. Президент Р.Ф. получил право досрочно прекращать полномочия законодательного собрания субъекта, отрешать от должности главу субъекта Р.Ф. при определенных условиях (нарушение конституции /Устава/ субъекта, его законодательства).
Предпринятые Президентом, палатами Федерального Собрания, Конституционным Судом Российской Федерации меры существенно укрепили их правовое положение и одновременно убавили пыл некоторых руководителей субъектов, противопоставлявших себя Центру. В итоги выиграло общее дело – российское государство.
Для контроля за расходованием субъектами средств федерального бюджета в 2000 г. была учреждена Счетная палата Федерального Собрания. По итогам проверок Счетной палаты Генеральная Прокуратура получила право возбуждать уголовные дела.
В течение 2001-2002 гг. руководство Российской Федерации постепенно ликвидировали ранее заключенные договоры между Центром и субъектами о разграничении полномочий. Проблема эта решалась довольно успешно в отношении областей и краев, значительно сложнее – с национально-территориальными республиками. Тем не менее такого рода договоры были расторгнуты с Бурятией, Республикой Коми, Кабардино-Балкарией, Мари Эл и Северной Осетией-Аланией.
С Якутией и Татарстана удалось лишь перезаключить договоры, но с изменениями в пользу укрепления полномочий Центра.
Колоссальная работа по укреплению Российской Федерации и Федерального центра, упрочению единого правового поля и контроля за соблюдением Закона в субъектах Р. Ф. привела к ожидаемому результату. Президент В. В. Путин в своем послании Федеральному Собранию 3.04.2001 г. констатировал: период «расползания государственности» позади.
Предстояла дальнейшая работа по реорганизации других структур Российского государства. В центре внимание Президента были вопросы реформирования правоохранительных и судебных органов. В 2000 г. по его инициативе был принят Государственной думой Федеративный Закон «О милиции». В соответствии с Законом из структуры МВД Р.Ф. были выведены розыскные и следственные подразделения. Ограничено влияние местных властей на работу органов МВД. Финансирование органов криминальной милиции стало осуществляться только из федерального бюджета. Таким образом, возможность руководства субъектов использовать органы МВД в своих целях была ограничена и уменьшена их зависимость от местного руководства.
В 2001 г. проведена реформа МВД. В рамках реформы создана муниципальная милиция – для рассмотрения преступлений на бытовой почве. Также учреждена федеральная полиция, ее функции заключались в проведении уголовного розыска, борьбе с организованными преступными группами, наркотиками, преступлениями на автодорогах (ГАИ).
В 2002 г. проведена модернизация судебно-правовой системы. В 2003 г. внесены изменения в структуру органов госбезопасности: восстановлены Федеральная погранслужба и Федеральное агентство правительственной связи; расформирована федеральная служба налоговой полиции, ее функции переданы МВД.
В 2001 г. началось еще одно реформирование Вооруженных Сил. Ставились задачи увеличения финансирования Вооруженных Сил Р. Ф., сокращения численности военнослужащих и перехода с 2010 г. на контрактную основу комплектования Вооруженных Сил, началом перевооружения.
В начале 2000-х годов армия находилась в трудном положении. Это был переходный этап, остро ощущалась нехватка финансирования, всё еще «процветала» дедовщина, в войсках преобладала устаревшая военная техника. Имидж мощных Вооруженных Сил армия потеряла с распадом СССР. Не способствовали его укреплению и войны в Чечне. Особой притягательностью служба в Вооруженных Силах не обладала в среде молодых людей. В обществе тех лет преобладали пацифистские настроения. Своеобразным ответом на такие настроения стал закон 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе».
К вопросам укрепления центральных органов государственной власти Российской Федерации В. В. Путин вернулся в рамках третьего периода президентства, после нового избрания его Президентом России (4.03.2012 г.). В соответствии с поправками, внесенными в 2008 г. в Конституцию Р.Ф., срок полномочий Президента России увеличивался до 6 лет (вместо 4 лет).
Устройство Федерации. В политической жизни Российской Федерации произошло событие, ставшее поворотным в истории страны. В 2014 г. по результатам проведенного в Крыму референдума в состав Федерации были включены новые субъекты – Крымский полуостров и г. Севастополь. Они вошли в состав Южного федерального округа. Началась работа по формированию региональных подразделений федеральных министерств, ведомств и других структур.
Федеральные органы государственной власти. Центральным событием политической жизни Российской Федерации стало обновление ряда положений Конституции страны 1993 года. К Президенту неоднократно обращались депутаты, представители общественности с предложением принять новую конституцию. Однако В.В. Путин – противник принятия очередной конституции в связи с избранием нового главы государства, показывая, что базовые статьи Конституции Российской Федерации в целом отражают существующий порядок и расклад сил в государстве. При этом он соглашался с необходимостью периодического внесения поправок в текст Основного Закона, которые бы более точно соответствовали запросам общества и новым тенденциям в его развитии. Как это было в 2008, 2009 гг.
В январе 2020 г. Президент В. В. Путин инициировал внесение поправок в Конституцию Российской Федерации 1993 года. После широкого обсуждения общественностью они были поддержаны 22.04.2020 г. на всероссийском референдуме и 1.07.2020 г. утверждены Государственной Думой (всего 206 поправок). 4 июля 2020 г. поправки обрели юридическую силу. Большинство из них имеют принципиальное влияние на существующую политическую систему; некоторые привели к существенным изменениям в системе органов государственной власти федерального уровня (51 поправка).
Особо следует подчеркнуть две поправки:
• Одна касается законодательного закрепления нерушимости территории и границ современной России.
• Другая утвердила приоритет Конституции Российской Федерации над международным правом на территории России в случае если международное право противоречит российскому.
Очевидно, эти поправки существенно укрепили Российскую Федерацию как государство.
В числе других поправок, касающихся органов власти федерального уровня, поправка о новых требованиях к кандидатам в президенты Р. Ф. Среди таковых не может быть представителей с иностранным гражданством или видом на жительство, обладавших ими когда бы то ни было. Кандидат в президенты России должен проживать в Российской Федерации не менее 25 лет (вместо 10-ти). Такие поправки сужали возможность занятия должности главы государства не патриотом или случайным человеком, вынашивающим враждебные России и ее гражданам планы.
Еще одна поправка обусловила изменение правового статуса и роли Государственного Совета в системе органов государственной власти. В соответствии с этой поправкой, в том же 2020 г. Был принят Закон о Государственном Совете. Из совещательного органа он становился в ряд полноценных органов власти Р. Ф. Его состав формировался главой государства, он же являлся председателем Госсовета. В состав входили: первые лица государства, главы регионов, представители политических партий Государственной Думы и местных органов самоуправления.
Новому органу власти не предоставлялись полномочия выступать с законодательными инициативами. Но члены Государственного Совета будут определять основные направления внутренней и внешней политики, предлагать правительству рекомендации относительно стратегического планирования. На Госсовет также возлагается задача синхронизации работы всех ветвей власти. Фактически Государственный Совет превращается в генеральный штаб российской власти (так считает политолог Матвейчев).
По итогам обсуждения поправок в Конституции Р. Ф. закреплялись понятие единой системы публичной власти (федеральная власть, региональная власть и местное самоуправление). Тем самым выстраивалась четкое разделение власти по вертикали и определялось место местного самоуправления в системе власти как его часть. Принятие этой поправки важно еще и потому, что сейчас в Р.Ф. существует разрыв между государственным и муниципальным уровнем власти, который необходимо устранить.
Расширялись полномочия депутатов Государственной Думы. Им не только доверялось согласование, но и утверждение кандидатуры Председателя правительства Р. Ф., и по его представлению – всех вице-премьеров и министров. При этом Президент не вправе отклонить кандидатуру, утвержденную Государственной Думой. Однако за ним оставалось право отстранять от должности премьер-министра, его замов и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия.
Вскоре после утверждения поправок в Конституцию ушло в отставку в полном составе действовавшее правительство Д. Медведева. Началось формирование нового правительства, при этом оно было реформировано. Главой правительства был назначен М. В. Мишустин, вице-премьерами – Ю. Борисов и Белоусов (государственники). Количество госслужащих существенно сокращалась – почти на 10% (в центре и на местах), что стало возможным с внедрением в работу госаппарата цифровых технологий. Улучшилась связь госслужащих с населением через портал «Госуслуги» Интернета. Более компактной стала структура госаппарата: некоторые министерства были ликвидированы как лишние звенья. Создан Координационный центр Правительства для максимально быстрой связи с регионами. Чиновникам запретили иметь вид на жительство х и хранить деньги в других государствах. Эта реформа государственного управления существенно повышает эффективность его функционирования.
Повышалась роль и верхней палаты Федерального Собрания. Так, назначение всех
силовых ведомств и региональных прокуроров Президент может проводить по итогам консультаций с членами Совета Федерации. По представлению Президента Р. Ф. члены Совета Федерации могут отрешать от занимаемой должности судей Конституционного и Верховного судов при определенных условиях.
Ряд поправок содержали положения, направленные на укрепление судебной ветви власти Р. Ф. В 2014 г. Высший арбитражный суд Р. Ф. был исключен из перечня судов федерального уровня. Верховный суд был наделен дополнительными полномочиями и стал единственным высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам.
И уже в развитие утвержденных поправок в Конституцию В. В. Путин подписал Федеративный конституционный закон о Конституционном суде Российской Федерации. Закон определяет количественный состав суда (11 чел.. включая председателя и его заместителя, вместо 19 чел. прежде). Конституционный суд является высшим судебным органом конституционного контроля в Р. Ф. Он осуществляет судебную власть самостоятельно и независимо в целях защиты основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей её территории.
В рамках продолжающегося реформирования судебной ветви власти будут расширены полномочия Президента РФ в сфере судебной власти: ему предоставляется право назначать на должность и освобождать прокуроров субъектов РФ. Назначение будет осуществляться по представлению Генерального прокурора РФ и согласованному с субъектами.
.
Поправки в Основной Закон страны призваны создать более сбалансированной с более дифференцированной системой сдержек и противовесов между ветвями власти.
Юристы подчеркивают, что эти процессы в области государственного строительства сыграли положительную роль в формировании отечественного конституционализма (А. В. Жиляев). (Конституционализм – правление, ограниченное Конституцией, политическая система, опирающаяся на Конституцию и конституционные методы правления).
Продолжение военной реформы. Укрепление Вооруженных Сил страны остается постоянно в центре внимания руководства современной России. В решающую стадию она вошла под началом нового военного министра – С. К. Шойгу (с 2012 г.). В качестве наиболее значимых успехов следует отметить: сокращение численности военнослужащих, завершен переход на профессиональную армию, увеличение финансирования Вооруженных сил, совершенствование их структуры (создание военно-космических сил) и управления (в 2017 г. создан Южный военный округ в составе 8-й общевойсковой армии с центром – г. Новочеркасск, Р.Ф.). Большие достижения достигнуты в процессе перевооружения, создания новых современных видов вооружений. Уже сегодня можно утверждать, что в военном деле Российская Федерация стала обладать самой могущественными армией и флотом. Границы государства – под надежной защитой.
В августе 2021 г. министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил на форуме «Новое знание»: «В настоящее время основные преобразования в армии и флоте в целом завершены». На сегодняшний день российская армия является современной, мобильной, компактной и боеспособной, а по уровню современности превосходит многие зарубежные. «Доля новейших образцов вооружения, военной и специальной техники в войсках доведена до 70,1 %, а в стратегических ядерных силах – до 86 %... Такого уровня не имеет ни одна армия мира современности. Это очень высокие показатели»
Таким образом, в Российской Федерации продолжается сложный процесс государственного строительства. На федеральном уровне постепенно выстраивается четкая конструкция органов государственной власти, формируется система сдержек и противовесов. Президент сохраняет ведущую роль в политической системе государства.
Вторая часть третьего периода правления Президента В. В. Путина - 2018-2024 гг. Уже сейчас ряд политологов, экономистов, аналитиков обратили внимание на ряд особенностей последних лет. В частности:
• Усиление роли широкой общественности в политической жизни страны (создание Народного Фронта, участие его в подготовке проведения Прямых линий Президента, в становлении контроля общественности за представителями исполнительной власти и др.).
• Повышение эффективности работы контрольных и правоохранительных органов с привлечением общественности для борьбы с коррупцией на разных уровнях и др. нарушениями Закона.
• Возвращение к смешанным выборам в Государственную думу.
• Либерализация партийного законодательства
• Усиление роли муниципалитетов и одновременная связка их с уровнем власти губернаторов.
• Курс на повышение уровня конкурентности и открытости выборов.
• Реальная работа с общественностью в период между выборами.
• Первые успехи в решении кадровой проблемы. Курс на национализацию «элиты».
Известный политический обозреватель (П. Акопов) приходит к выводу: можно приступать к выстраиванию власти, сочетающей в себе настоящее народное представительство с ответственной законодательной работой.
Вспомним, какие поправки в действующую Конституцию РФ были утверждены на Всенародном референдуме 2020 года. Какие тенденции в государственном строительстве они раскрывают?
Еще одна важное направление реформирования государственного строительства: реформы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Раскройте основные параметры этих реформ. Укажите результативность каждого этапа.
Третий вопрос лекции. Региональная политика – это система мер по урегулированию отношений регионов и Центра в соответствии с интересами общества и государства.
Региональная политика всегда зависит от многих факторов (объективных и субъективных), от существующих и потенциальных обстоятельств.
Конечной целью региональной политики является решение проблем развития регионов и реализация общегосударственных задач – экономических, политических, социальных. Нужно разработать эффективный механизм
Этапы развития региональной политики в современной России (конец ХХ-начало ХХI вв.):
Этап децентрализации – 1992-1993 гг. (Президент Р.Ф. Б. Н. Ельцин)
Переходный этап – 1993-1999 гг. (Президент Р.Ф. Б. Н. Ельцин; премьер В. С. Черномырдин, премьер Е. М. Примаков)
Этап централизации – с 2000 г. по наст. время. (Президент Р.Ф. В. В. Путин – 2000-2008гг.; с 2012 г. по наст. время; Президент Р.Ф. Д. Медведев – 2008-2012 гг.).
На этапе децентрализации (1992-1993 гг.) субъекты Российской Федерации стремились к установлению конфедеративных отношений с Центром. Руководству Федерального Центра приходилось проявлять усилия для сохранения территориальной целостности государства. Принимая во внимание слабость Центра, искать компромисс с субъектами Федерации. Центральным вопросом взаимоотношений стал вопрос о федеральном бюджете; Татарстан, Башкортостан, Чечня, Саха (Якутия), всего около 30-ти субъектов Р.Ф. отказывались платить налоги в федеральный бюджет.
Именно тогда сложилась своеобразная практика взаимоотношений руководства Центра и субъектов Р.Ф.: Центр предоставлял субъекту финансовую помощь по результатам индивидуальной договоренности. В 1992 г. такая практика была подкреплена Федеративным договором. Он включал:
• положение о разграничении о разграничении полномочий федерального центра и субъектов, в том числе и по бюджетному вопросу;
• сложившаяся практика взаимоотношений Центра и субъектов закреплялась юридически;
• компромисс между Центром и субъектами достигался на двусторонней основе.
Следовательно, неравенство субъектов Федерации не только сохранялось, но и закреплялось Законом. Это создавало опасную основу для коррупции.
Правительство В. С. Черномырдина (1992-1998 гг.) придерживалось «простой» тактики «заигрывания» с регионами особого значения: «Вы нам поддержку на выборах, мы Вам – финансы». Центр был еще достаточно слаб, чтобы противостоять интересам субъектов Федерации.
На переходном этапе (1993-1999 гг.) региональной политики противостояние Центра и субъектов Р.Ф. продолжалось. Однако постепенно интересы Центра стали перевешивать. Руководство Федерации видело свою опору в новой Конституции страны (1993 г.). В Основном Законе провозглашалось равенство всех субъектов. За Центром закреплялось право обеспечивать единство правового поля Р.Ф.: он обладал полным суверенитетом на всей территории страны.
Между тем, политическая ситуация в стране оставалась сложной: субъекты Р.Ф. стремились получить более высокий правовой статус. Некоторым из них это удавалось: Татарстан объявил себя суверенным государством, оставаясь при этом в составе Р. Ф. (1992 г.), Свердловская и Челябинская области объявили об образовании Уральской республики в составе Р.Ф. (1993 г.), в том же году Чечня вышла из состава Чечено-Ингушской республики, а губернатор Кемеровской области инициировал начало борьбы за независимость Сибири.
Во второй половине 1990-х годов субъекты Р.Ф. добились права выбирать глав исполнительной власти. Это способствовало усилению самостоятельности местных «элит» и ускорению процессов децентрализации государства. Сохранение единства экономического пространства – одного из основных принципов единства государственного образования – оказалось под вопросом.
В 1997 г. Центром была введена должность представителя Президента в субъектах федерации для усиления контроля за исполнительными органами власти. Исключение составили: Башкортостан, Татарстан и Саха (Якутия).
На позиции субъектов Р.Ф. существенное влияние оказали события, связанные с мировым финансовым кризисом 1998 г. и дефолтом. Учитывая свои ограниченные финансовые возможности, регионы стали использовать меры экономической самозащиты: ограничивать передвижение товара, строить таможни и возводить дополнительные границы. Некоторые регионы взяли курс на обособление местной финансовой системы. Губернаторы, сумевшие установить выгодные отношения с представителем Президента, сохранили свои преференции.
В этой ситуации руководство Центра использовало рыночные механизмы для оказания давления на губернаторов: в зависимости от лояльности губернатора субъект получал (или не получал) разрешение или запрет на доставку дополнительных объемов топлива, ГСМ и продовольствия. Кроме того, Генеральная Прокуратура Р.Ф. провела проверки законности действий местной власти по уплате налогов в федеральный бюджет. Ряд местных руководителей были привлечены к уголовной ответственности, действия большинства – опротестованы. И региональные власти отступили под давлением федерального центра.
Новое правительство Е. М. Примакова (1998-1999 гг.) решительно потребовало укрепить вертикаль исполнительной власти. Федеральное руководство добивалось:
• усиления влияния Центра
• применения системы санкций в отношении ряда региональных администраций
• усиления контроля за администрациями регионов
Кроме того, правительство Примакова сумело покончить с практикой заключения договоров о разграничении полномочий Центра и субъектов Р.Ф. Был введен новый порядок избрания губернаторов: их стали избирать не на всеобщих выборах, а в законодательных собраниях субъектов по представлению Президента с правом главы государства отзывать их с занимаемой должности.
Не все регионы поддержали эти нововведения. Но ситуация с вертикалью исполнительной власти в некоторых случаях не выдерживала никакой критики. Так, президент Татарстана М. Шаймиев был против пересмотра Федеративного Закона Р.Ф. 1992 г. о разграничении полномочий между субъектами и Центром.
Между тем, в начале 1999 г. 17 соглашений республики и Центра теряли юридическую силу, их нужно было продлевать. И в 1999 г. были приняты законы, направленные на укрепление единого правового поля Р. Ф. К концу ХХ в. в новой России 50 из 85 конституций (Уставов) регионального уровня противоречили Основному Закону Федерации. Были установлены сроки приведения законодательства субъектов в соответствие с Конституцией 1993 г. Р.Ф. и федеральным законодательством. Определены единые принципы организации государственной власти во всех субъектах Р. Ф. в соответствии с федеральной Конституцией и принципом единства государственной власти в России. Правительство Р. Ф., Администрация Президента отказались от практики уступок руководству субъектов Р. Ф.
В результате решительных действий Центра независимое поведение губернаторов было ограничено, укрепилась исполнительская дисциплина субъектов, уменьшилось давление руководства субъектов на политику Центра, усилилась централизация государства.
В мае 1999 г. правительство Е. М. Примакова ушло в отставку. Завершить создание сильной вертикали исполнительной власти в Р. Ф. ему не удалось.
Возникает вопрос: какие противоречия наиболее пагубно сказывались в процессе строительства современной Российской Федерации?
Их несколько:
1. Между стремлением каждого этноса к консолидации – и процессами интеграции общества.
2. Между суверенизацией, ростом самостоятельности субъекта Р.Ф. – и объективной потребностью упрочения общероссийской государственности.
3. Между специфическими интересами этносов – и необходимостью согласования с ними всех действий в ходе реформ.
Эти противоречия объективны. Важно их знать, понимать и учитывать в реальной жизни, чтобы не доводить до обострения.
Какие факторы подпитывали эти противоречия?
• Историческое прошлое (память о массовых депортациях, русификации и проч.).
• Местный национализм.
• Влияние конфессионных проблем (ислам, униаты, раскол РПЦ).
• Незавершенный процесс самоидентификации части общества.
• Влияние извне – информационное, идеологическое - западной цивилизации.
В. В. Путин: государственное устройство современной России должно сочетать органически принцип государственной целостности с учётом интересов и особенностей регионов.
Наиболее сложным и противоречивым к настоящему времени является этап централизации, с которым связаны имя и активная деятельность нового Президента Р. Ф. – В. В. Путина.
Первые годы его пребывания на этом посту были связаны с борьбой с терроризмом как на Северном Кавказе, так и на территории страны. Почти одновременно он приступил к проведению административной реформы. Главный смысл реформы заключался в упрощении (создании менее затратного) управления регионами; для этого пошли по пути сокращения количества существующих структур Р.Ф.
Сложность проведения административной реформы – в существующих особенностях государственного устройства Р.Ф. и разно уровневом развитии субъектов. В процессе проведения реформы необходимо учитывать интересы регионов, руководствуясь при этом принципом укрепления целостности государства.
Административная реформа в современной России не завершена. На сегодня она включает два этапа:
1 этап - 2003-2005 гг.,
2 этап - 2006-2008 гг.
За это время руководством страны проведена большая работа как на центральном уровне, так и на региональном. Укрупнение регионов проводилось по следующей схеме: регион-донор объединялся с дотационным регионом. Была апробирована процедура объединения – оно осуществлялось после консультаций с местным руководством и с учетом результатов местного референдума. В случае положительных результатов создавался макрорегион, в рамках которого постепенно происходило выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов. Это создавало почву для передачи из Центра регионам больших полномочий для самостоятельного решения местных проблем. Одновременно федеральное руководство усиливало контроль за расходованием регионами средств.
Первым таким макрорегионом стал Пермский край, возникший в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (1.12.2005 г.). Кроме того, в 2007-2008 гг. были созданы такие макрорегионы: Красноярский край, Камчатский край, Забайкальский край и Иркутская область. На данном этапе административной реформы специалисты отмечают такие ее положительные моменты: уменьшение громоздкости внутренней структуры государства и рост оперативности управления.
Однако жители более слабых регионов порой выступают против административного слияния с более крупными и мощными субъектами. Местная элита боится потерять свои преференции в новом государственном объединении, подталкивает к протесту местную интеллигенцию, ту часть населения, которая опасается потерять свою самоидентификацию, раствориться в новом большинстве. Так в 2020 г. неудачей завершилась попытка федерального руководства Р.Ф. объединить Архангельскую область и Ненецкий автономный округ в Архангельский край.
В настоящее время в Р. Ф. идет подготовка к старту 3 этапа административной реформы. Предлагается проводить ее в более мягком варианте: путем создания межрегиональных агломераций, которые рассматриваются инициаторами реформы как место сосредоточения «наибольших точек роста». М. Хуснуллин, вице-премьер в кабинете М. Мишустина, заявил, что в Р. Ф. к 2030 г. должно остаться 41 регион из существующих 85. Он назвал приоритетные агломерации первого порядка: Московская, Петербургская, Казанская, Краснодарская; далее – остальные.
Предполагается, что в рамках межрегиональных агломераций будут стираться административные границы вошедших территорий, получит развитие единая транспортная система, сложится общий рынок труда, общая градостроительная политика и социальная инфраструктура.
С этой же реформой связано и интенсивное развитие современной инфраструктуры (железнодорожные мосты, скоростные трассы, автобаны и др.), поиск территорий с новыми полезными ископаемыми (Сибирь, Дальний Восток, Арктика) и государственная поддержка развития туризма внутри России (Дальний Восток, Якутия, Карелия, Юг и др.).
Специалисты утверждают, что дальнейшее проведение административной реформы приведет к сокращению числа бедных регионов и позволит ликвидировать «матрёшечные» регионы в стране.
Правительство Дм. Медведева: утверждение 13.02.2019 г. «Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года» (Самостоятельно проанализировать содержание документа; выявить его сильные и слабые стороны; определить значение в осуществлении реальной политики Центра в регионах).
Ещё одним направлением региональной политики в современной России стала работа по совершенствованию механизма контроля Центра за регионами. В 2000 г., сразу после избрания В. В. Путина Президентом Р. Ф., по его инициативе из всех конституций (Уставов) субъектов Р. Ф. была изъято положение о суверенитете субъекта.
Постепенно под контроль Президента и других центральных государственных структур перешли различные полномочия и направления деятельности. В 2005 г. право выдвигать кандидатур на должность губернатора было закреплено за партией, победившей на выборах в местное законодательное собрание. А контроль за реализацией этого права возлагалось на полпреда Президента в данном субъекте.
К 2007 г. обновился губернаторский корпус; главы субъектов превратились в низовое звено единой федеративной вертикали власти. В том же 2007 г. руководство Татарстана подписало, наконец-то, Федеративный договор 1992 г. При этом из текста конституции республики была изъята статья о верховенстве законодательства Татарстана над федеральным Законом. Изъята также статья об особых правах республики на международной арене. Центр согласился с правом руководства республики выдавать паспорта с вкладышем на государственном (татарском) языке с гербом республики Татарстан. Главой республики оставался Президент Татарстана (М. Шаймиев ушел в отставку; новым Президентом республики был избран Миннихамов). Такая преференция сохранялась только в Татарстане. Тем не менее, все эти факты свидетельствовали об усилении контроля Центра за деятельностью губернаторов.
В 2014 г. был введен порядок отстранения губернаторов от занимаемой должности: в случае особого проступка его увольняли «в связи с утратой доверия». Допускалось назначение Президентом Р. Ф. на должность губернаторов чиновников и хозяйственников, проявивших себя успешными.
В 2017 г. подошло время продления договора федерального Центра с руководством Татарстана о разграничении полномочий. Республика стремилась расширить свои полномочия. Однако Кремль проявил твердость и Татарстан лишился таковых полностью. Это событие имело большое значение: Татарстан вернулся в правовое поле Российской Федерации. Попытки определенной части руководства республики раскачать ситуацию, эксплуатируя вопросы ислама, статуса языка, равно как и попытки татарских националистов добиться пересмотра уголовных дел их сторонников, закончились безрезультатно. Это был урок и некоторым другим регионам.
Президент В. В. Путин настойчиво продолжает работать над совершенствованием механизма контроля над деятельностью губернаторов. Накануне выборов губернаторов (4.02.2021 г.) он утвердил критерии оценки эффективности работы губернаторов. Это, в частности: уровень доверия населения власти, рост зарплат, темпы строительства жилья, уровень бедности, состояние образования и здравоохранения, число занимающихся спортом, поддержка талантливых ребят. В условиях цифровизации управления то нововведение не вызовет волну бюрократизма, но будет больше мотивировать губернаторов и местную элиту на поиск и достижение более комфортных условий жизни на местах.
В июле 2021 г. по инициативе Президента в Р. Ф. учрежден институт кураторов из федерального правительства (вице-премьеры). Они закреплялись за определенным регионом с целью оказания помощи и поддержки руководству на местах. При этом институт полпредов в регионах решено было сохранить, распределив обязанности между кураторами ( ) и полпредами (экономические вопросы).
В рамках судебной реформы, продолжающейся в Р. Ф. в настоящее время, согласно одной из поправок конституционные (уставные) суды субъектов Р.Ф. будут упразднены до 1 января 2023 г., судьям будут сохранены все социальные гарантии. Регионы будут формировать конституционные советы при представительных органах субъектов РФ.
Таким образом, на региональном уровне также идет непростая работа по возведению единой конструкции органов государственной власти. Цель этой работы – в создании единой в масштабе страны политической системы, с разделением ветвей власти и по горизонтали, и по вертикали, а также эффективной системы сдержек и противовесов на общей конституционной основе.
Подумайте над выводами: какие тенденции можно считать определяющими? Какую трансформацию прошло Российское государство за этот период? В чем Вы видите заслугу Президента В. В. Путина?
Выводы:
1. Современное Российское государство – Российская Федерация – сумело выстоять, сохранить свою территориальную целостность, создать единое правовое поле, отстоять свою субъектность и реальный суверенитет.
2. Строительство государства как части политической системы не завершено, оно продолжается. На повестке дня вопросы взаимодействия власти и органов местного самоуправления, поиска механизма совершенствования системы сдержек и противовесов.
3. Особую роль в сохранении, возрождении и совершенствовании этого государства сыграл Президент В. В. Путин.