Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3.
анкет ы
Разработ ка вопросов
1. Виды вопросов.
2. Основны е правила ф ормулировки
вопросов.
3. Сензит ивны е вопросы .
4. Внешнее оф ормление анкет ы .
• В линейны х вопросах варианты ответов
располагаются последовательно и респондент
может выбрать один из них или несколько.
Все варианты относятся только к предмету,
сформулированному в вопросе.
• Пример: «Какие последствия вы ожидаете от
деноминации рубля?»:
• 1 – рост цен;
• 2 – снижение цен;
• 3 – укрепление рубля;
• 4 – ослабление рубля;
• 5 – никаких серьезных последствий.
• Перечневы е вопросы предполагают различные варианты предмета
анализа, подлежащего оценке, и могут быть как закрытыми (с полным
набором ответов), так и открытыми. Они выявляют:
- от ношение респондент а к персоналиям (политикам, артистам,
спортсменам и т.д.), т.е. измеряют рейтинг;
- предпочтение видов деятельност и (например, досуга);
- пот ребительские предпочтения ( товаров, услуг);
- инф ормированност ь о собы т иях, видах товара и др.
•
•
•
•
•
Пример: «Как вы считаете, кто из перечисленных ниже лиц будет
претендовать в нынешнем году на пост губернатора вашей области?»
1 – Иванов А.
2 – Петров Б.
3 – Сидоров В.
и т.д.
Выбор респондентом вариантов ответа может быть неограниченным или
предусматривать ограничение типа: выбрать не более 3 или не более 5
вариантов ответа. Такое ограничение вводится для более точной оценки
устойчивости установок.
Табличны е вопросы используются в двух случаях:
1) когда по структуре объединяется несколько вопросов,
различающихся по предмету, но имеющих одинаковую шкалу
оценки,
2) когда перечневый вопрос строится на базе некоторой шкалы
измерения, используемой для каждого предмета выбора, оценки.
Как вы оцениваете свои ж изненны е условия сегодня?
Жизненные
условия
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Затрудняюсь
ответить
Материально
обеспечены
1
2
3
4
Питаетесь
1
2
3
4
Одеваетесь
1
2
3
4
и т.д.
Что характерно, по вашему мнению , для разны х периодов истории
России?
Явления и
процессы
До 1917 г.
В период
Сталина
В период
Хрущева
В период
Брежнева
В наст.
период
Подъем
экономики
1
1
1
1
1
Кризис
экономики
2
2
2
2
2
Рост
благосостояния
населения
3
3
3
3
3
Обнищание
населения
4
4
4
4
4
Развитие
демократии
5
5
5
5
5
Ущемление прав
граждан
6
6
6
6
6
И т.д.
Шкальны е вопросы предполагают:
- пост роение ранговы х (балльны х) или интервальны х
шкал, которые измеряют величину (возраст, заработная плата, число
выписываемых газет и т.д.),
- частот у (посещения мероприятий, приобретения чего-то,
обращения к телеканалу, радиостанции и т.п.),
- интервалы времени (сезонность потребления, просмотра
телепередач и др.),
- отношение (к полит. партиям, видам товаров и проч.).
В подобных измерениях могут использоваться различные шкалы:
с числовыми значениями (баллы, проценты, градусы), с условной
градацией.
Например: « К каким ст ранам ближ е Россия по уровню
экономического развит ия? Пост авьте “ крест ик” в клет ку
ближ е к одной из ст ран или посередине, если близость к
эт им странам отсутствует » :
• Тестовы е вопросы имеют линейную, перечневую или
комбинированную конструкцию.
• Пример комбинированного вопроса-теста:
Вы берите, пож алуйст а, в каж дой паре суж дений то, с
которы м вы согласны в большей степени, и отметьте его:
А) 1 – В своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него
были спокойная совесть и душевная гармония
2 – В своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него
были доступ к власти, возможность оказывать влияние на других
Б) 1 – В жизни главное – хорошие отношения в семье и с друзьями
2 – В жизни главное – общественное признание и успех и т.д.
• Cемант ические вопросы
Сильный
-2 -1 0 +1 +2
Добрый
-2 -1 0 +1 +2
Темный
-2 -1 0 +1 +2
Слабый
Злой
Светлый
Образны е вопросы основаны на иллюстрациях или
эскизах, отображающих ситуативные композиции, мимики,
жесты.
Например: « Как вы оцениваете свое материальное
полож ение?»
2. Основны е правила ф ормулировки вопросов
• Специальные
методические
исследования
показывают,
что
формулировка вопроса имеет решающее значение для качества
данных.
• Каким бы ни был формат вопроса — открытым, полузакрытым или
закрытым, — его словесная форма должна гарантировать возможность
двусторонней коммуникации между исследователем и респондентом.
• Де Вос
свел те требования, которые обычно предъявляют к
словесной формулировке вопроса, в удобный контрольный
список, которым можно руководствоваться в практической работе.
Основны е правила ф ормулировки вопросов
1. Вопросы и предлагаемы е альтернат ивы от ветов долж ны
бы т ь ясны ми, недвусмы сленны ми и удобочит аемы ми.
Стремитесь к коротким формулировкам. Чем меньше слов в вопросе и
предложенных альтернативах ответа, тем меньше шансов, что вас
неправильно поймут. Разумеется, и эту рекомендацию не стоит
доводить до абсурда: вопросы не должны превращаться в намеки.
• 2. В словесной ф ормулировке вопроса следует избегать
использования специальны х терминов или сленга. Чаще всего
специальные термины в вопросах — результат того, что социолог не смог
достаточно отчетливо операционализировать исходное понятие, найти его
эмпирические эквиваленты в повседневном поведении или высказываниях
людей. Например:
« Является ли ваша семья нуклеарной?» или « Поддерж иваете
ли вы либералистскую концепцию роли государства в
экономике?» « Доводилось ли тебе баловаться "травкой" ?» .
Использование специальны х терминов допустимо лишь в
опросе экспертов, когда целью как раз и является расширение
компетентности исследователя путем учета мнений
высококвалифицированных специалистов.
• 3. Проверьте, не является ли вопрос многозначны м, т.е. не
содерж ит ли он в себе двух или более различны х по смы слу
вопросов, на каж ды й из которы х мож но получить независимы й
от вет.
• Вопрос « Как часто вы и ваша ж ена (ваш муж ) посещаете
парф юмерны й магазин?» следует разделить по крайней мере
на два вопроса, относящиеся к самому респондент у и его
супруге (супругу).
• 4. Избегайте « подталкивающих» (или наводящих) вопросов,
неявно указы вающих респондент у, какой ответ ж елателен.
«Подталкивающий»
вопрос
заставляет
респондента
выбирать
«правильный» или социально-желательный ответ, например,
• «Примете ли вы участие в выборах, если отказ людей участвовать в
голосовании приведет к установлению диктатуры?»
• «Поддержите ли вы движение за равные права для сексуальных
меньшинств даже в том случае, если будете опасаться, что кто-нибудь
сможет развратить вашего ребенка?».
• В менее очевидны х случаях к « подт алкиванию» могут вести
прямы е ссы лки на мнение авторитетны х или влиятельны х
людей (скажем, «согласны ли вы с мнением президента П.?»),
использование слов, имеющих явную эмоционально-оценочную нагрузку
(например, «безответственные политики» или «рискованные средства»).
Еще один способ навязать респондентам собственное мнение
— это ограничение числа альтернатив от вета в закры том
вопросе
или
исключение
позиций
« другой
ответ» ,
« зат рудняюсь ответить» , « не знаю» . Конечно, это значительно
облегчает анализ данных, но исследование в этом случае становится
просто дорогостоящим средством демонстрации вашей собственной точки
зрения.
5. Без крайней необходимост и не используйте вы раж ения,
содерж ащие в себе от рицание. Например, спрашивая респондент а о
согласии
или
несогласии
с
утверж дением
« нельзя
делат ь
проф илакт ические прививки взрослы м без их добровольного согласия» ,
мы не смож ем уверенно утверж дат ь, что означает ответ « нет» —
несогласие с суж дением или подтверж дение согласия.
• Подобной
пут аницы
не возникнет, если использоват ь
ут вердительную ф ормулировку (« согласны ли вы с тем, что нуж но
делать прививки взрослы м даж е в принудительном порядке?» ).
Если по каким-то причинам нужно все же сохранить форму отрицания, то
лучше использовать развернутые ответы (например, «нет, принудительные
прививки делать нельзя» и т. п.).
6.
Вопросы ,
т ребующие
особой
компетенции
или
осведомленност и о чем-то, нуж но задават ь лишь тем, кто мож ет
на них от вет ит ь. Если есть основания считать, что не все респонденты
могут ответить на вопрос из-за отсутствия каких-то знаний или опыта,
нуж но использоват ь предварительны й вопрос-ф ильт р, чтобы
отсеят ь
тех
респондентов,
которы е
могут
имет ь
квалиф ицированное мнение. Бессмы сленно спрашивать о святом
причастии у мусульманина или о маж оритарной системе голосования —
у человека, которой не интересуется полит икой и не участвует в
вы борах .
7. Избегайте любы х многозначны х или двусмы сленны х слов и
ф раз. Нужно пытаться находить замену для каждого слова, которое поразному понимается в разных суб-культурных группах.
Например, вы раж ения « бы т ь безразличны м к чему-то» , « от носит ься к
чему-то
безразлично»
могут
воспринимат ься
как
абсолют но
нейт ральны е рабочими и как слегка негат ивны е оценки — школьны ми
учителями.
8. Учиты вайте возмож ное влияние фактора социальной
ж елательност и. Фактор социальной ж елательности — одна из
основны х угроз валидност и измерения: стремление людей к
социальному одобрению, к «престижному» поведению и образу жизни
(вопросы о предпочитаемой марке автомобиля, о сексуальной активности,
даже о доходе или образовании). Поскольку фактор социальной
желательности начинает влиять на ответы, то наше измерение становится
невалидным, возникает системат ическое смещение, которое в
общем случае обозначается как « установка на ответ» (англ.
response set). Бороться с этим видом смещения очень сложно.
Важ но осознават ь возмож ность таких смещений, избегать
« подт алкивающих» вопросов и провоцирующих « социальное
т щеславие» ф ормулировок , а также уделять особое внимание этой
проблеме на стадии анализа и интерпретации.
9. В вопросах, касающихся фактического положения дел или
поведения
людей,
следует
дост аточно
конкрет но
определят ь
временны е
и
прост ранст венны е
координат ы интересующих вас собы т ий.
Типичная ошибка – Вопрос « Как часто вы работ аете в
Интернете?» и от вет ы : « часто, средне, редко, никогда» .
Следует спросить о количестве часов или днях недели:
« Сколько часов в день Вы обычно «сидите» в Интернете?»
____________
« Сколько дней в неделю Вы обычно «сидите» в
Интернете?» ____________
10. Не ст ремитесь к излишней дет ализации вопросов.
Респонденту в большинстве случаев легче указать некоторый
числовой интервал (от 0 до 10), чем оценить точное значение
признака. Даже такой явно «числовой» признак, как доход,
может оцениваться по-разному, в зависимости от того, какие
источники или временные рамки принимаются в расчет.
3. Сензит ивны е вопросы
• Сензит ивны ми
счит аются любы е вопросы , направленны е
на
получение
сведений,
которы е
люди
обы чно
предпочит ают ут аиват ь. Ответы на личностные или деликатные
вопросы чаще бывают неискренними и соответственно ведут к не
связанным с выборкой систематическим ошибкам в данных (смещение).
• Влияние «установки на ответ» на качество таких данных изучалось в
целом ряде специальных методических исследований. В результате
удалось показать, что помимо собст венно содерж ания вопроса
на величину смещения влияет его ф орма. Задавая вопросы ,
от носящиеся к « сензит ивны м» сф ерам поведения людей,
лучше всего избегат ь прямы х ф ормулировок, подобны х
вопросу: « Случалось ли вам попадат ь в вы т резвитель?» .
Лучше использоват ь косвенны е ф ормулировки 2-х
видов:
1) прием проекции нест андарт ного поведения — на «других
людей», «всех людей»,
2) прием рут инизации, то есть подчеркивания обыденности
нестандартного поведения.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Примерами косвенны х ф ормулировок могут служ ит ь вопросы :
Известно, что каждый взрослый мужчина хотя бы раз в жизни может "упиться в
стельку" и попасть в медвытрезвитель. Случалось ли что-нибудь подобное с вами?
В некоторых — скорее редких — случаях уместно применение приема,
позаимствованного из психологического тестирования — метода « вы нуж денного
вы бора» . Опрашиваемый должен выбрать одно из 4-5 суждений, каждое из
которых имеет одинаковую негативную «нагрузку» по факторам моральной оценки
или социальной желательности. Его заранее предупреждают о необходимости
делать выбор быстро и о невозможности другого ответа («не знаю», «другое» и т.
п.). Задачей является выбор суждения, «наиболее близкого» к точке зрения или
«лучше характеризующего» респондента. Разумеется, использование этого приема
требует специального обучения интервьюеров и очень высокой мотивации к
сотрудничеству со стороны опрашиваемых. Оба эти условия довольно трудно
реализовать в практике массовых опросов.
«Выберите один из ответов, в наибольшей мере соответствующий вашему
поведению:
А. Из наркотических средств я предпочитаю:
[ ] кокаин;
[ ] гашиш;
[ ] морфий;
[ ] героин;
[ ] ЛСД;
[ ] другое.
•
•
•
•
Определенное значение для решения проблемы
« сензит ивност и» имеет и избранная исследователем
процедура сбора данны х :
анкеты, заполняемые самим респондентом, несколько лучше, чем личные
или телефонные интервью в тех случаях, когда необходимо
предотвратить завышение частоты социально-одобряемого поведения.
Для « сензит ивны х» вопросов, требующих достаточно детального
ответа, предпочт ительно использоват ь дост аточно длинны е
ф ормулировки, состоящие из привы чны х респондент у слов, а
т ак ж е от кры т ы й или полузак ры т ы й ф ормат вопросов.
Важно также спокойное, нейт ральное поведение интервьюера (в
случае личного или телефонного интервью) и заверения в
конф иденциальност и, данные в начале беседы.
Полезным приемом является использование вопросов о друзьях
или знакомы х (реального окруж ения респондент а). Конечно,
полученные таким способом данные не могут быть «приписаны» к
конкретным
выборочным
единицам,
но
они
дают
довольно
правдоподобные оценки для некоторых типов поведения.
• Например: « Предст авьте себе т роих своих ближ айших друзей. Как
много, по вашему мнению, они упот ребляют (упот ребляли)
наркот ики?»
4. Внешнее оф ормление анкет ы
• Внешнее оформление опросника имеет важное значение.
Плохое оф ормление или неясны е инст рукции часто ведут к
невосполнимы м пропускам в данны х.
Общие т ребования
1) Вопросы лучше вы делит ь шрифтом, чтобы отделить их от
вариантов ответа. Вопросы целесообразно печатать полужирным, а
варианты ответов – обычным шрифтом.
2) Интервалы меж ду вопросами (или блоками вопросов) долж ны
бы т ь достаточны ми с позиций зрительного восприятия.
Стремление «ужать» вопросник, сделать его объем небольшим, на
практике приводит к появлению «слепого», путаного и визуально
непривлекательного инструмента сбора данных.
3) Альтернат ивы от вет а лучше располагат ь верт икально, а не
горизонт ально. Когда они перечисляются в одной строке,
респондент чаще пропускает средние позиции.
4) При откры том вопросе обязательно наличие нескольких
незаполненны х ст рок для от вет а. Одна строчка может не дать
эффекта.
5) Бумага для массового опросника долж на бы т ь не
самого вы сокого качест ва, чтобы он не бы л похож на
оф ициальны й документ, но и не самая плохая. Иначе у
респондента создастся впечатление, что к нему относятся
неуважительно. Бумага для эксперт ного опросника,
напрот ив, долж на бы т ь самого вы сокого качест ва, что
подчеркивает важность оценки эксперта.
6) Печат ь долж на бы т ь чет кая, шрифт не долж ен бы т ь
смазанны м, бледным, должен соответствовать шрифту
массовых изданий – он привычно воспринимается и легко
читается.
7)
В
анкете следует использоват ь замечания,
уточнения, пояснения, указатели перехода к более
«удаленным» вопросам, выполненные специальными шрифтами,
рамки, ст релки, значки и граф ические символы .
Подобное оф ормление ож ивит анкет у, исключит ее
монотонност ь,
предот врат ит
бы ст рое
уст авание
респондент а.
Спасибо за внимание!
Вопросы?