Расследование взяточничества
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция на тему: «Расследование взяточничества»
При расследовании взяточничества на первоначальном и последующих этапах следственной деятельности складываются различные типовые следственные ситуации:
Ситуация 1 — наличие аргументированных сведений об уже свершившемся взяточничестве, подкупе должностного лица, поступивших от взяткодателя и из органов дознания;
Ситуация 2 — наличие заявлений конкретных лиц о вымогательстве у них взятки и предполагаемой ее передаче;
Ситуация 3 — сведения о предполагаемом или установленном взяточничестве и иных фактах коррупции стали известными из материалов расследования другого уголовного дела.
На первоначальном этапе расследования следственные версии прежде всего выдвигаются для установления того, действительно ли имело место взяточничество и ивой факт коррупции. Наиболее характерными при этом являются следующие версии:
1) должностное лицо действительно получило взятку, было подкуплено другим способом при обстоятельствах, вытекающих из первичных данных;
2) должностному лицу действительно были вручены тот или иной предмет, деньги, иные ценности, но не как взятка (подкуп), а в связи с другими обстоятельствами и вполне правомерно (возвращение долга, дарение, выплата гонорара и т.п.), заявление же о получении взятки явилось следствием добросовестного заблуждения или оговора;
3) должностное лицо закономерно выполнило служебные действия в пользу определенного лица и не получило взятки;
4) должностное лицо не получало взятки и не выполняло никаких действий в пользу лица, якобы давшего ему взятку.
Эти версии главным образом объясняют возможные варианты прошлых событий. В некоторых же случаях, например по заявлению о вымогательстве взятки, выдвигаемые версии должны не только объяснять уже свершившееся, но и прогнозировать наиболее вероятный исход будущих действий лиц, которые будут участвовать при задержании с поличным, а также возможное место, время и обстановку, в которых будет передана взятка.
Следственные ситуации на последующем этапе расследования обычно складываются с учетом результатов его первоначального этапа, степени продвижения вперед по пути проверки первоначальных следственных версий, а также характера отношения субъектов взяточничества к собранным доказательствам их виновности. При этом тип таких ситуаций в большей степени определяется характером отношения виновного к предъявленному ему обвинению во взяточничестве, а также степенью выяснения механизма взяточничества и коррупции (о приемах, процедурах и средствах передачи взятки, о процедуре выполненных за это действий и т.д.).
Соответственно новые следственные версии, если они появляются на этом этапе, чаще всего носят более частный характер, нежели в начале расследования, и направляются на уяснение отдельных элементов состава взяточничества и некоторых частных обстоятельств. Например, не носят ли средства взяток и подкупа криминальный характер и каков этот характер, его конкретный источник и т.д. Вместе с тем и на втором этапе расследования при установлении дополнительных непроверенных еще обстоятельств может возникнуть необходимость в выдвижении новых версий, касающихся существа преступного деяния.
План расследования по этим делам должен быть четко согласован с планом оперативно-розыскных мероприятий. От подобной согласованности во многом зависит успех расследования таких преступлений, требующих проведения значительного комплекса негласных действий и мероприятий, а также проведения задержания с поличным. При этом в плане большое внимание должно быть уделено установлению места и способа обнаружения вещественных доказательств, документальных и личных свидетельств фактов передачи предметов взятки и последующего поведения взяточников.
Соответственно в плане следует обязательно предусмотреть применение технико-криминалистических средств, необходимых для обнаружения, фиксации и изъятия следов взяточничества, которые по этим делам очень быстро уничтожаются преступниками или деформируются.
Спецификой плана расследования по анализируемым делам является также то, что составной его частью являются различного рода схемы (преступных связей» взаимоотношений различных организаций, их подразделений, отдельных должностных лиц,(порядка движения какого-то дала). Они помогают в одних случаях образно представить себе элементы изучаемых явлений, их взаимосвязь и взаимозависимость и соответственно более четко и конкретно сформулировать задачи*» определить оптимальные средства их решения.
Первоначальные и последующие следственные действия.
Уголовные дела о взяточничестве возбуждаются сразу после ознакомления с первичными данными, содержащими достаточно убедительные сведения о факте взятки или систематическом подкупе должностного лица. Если же первичной информации недостаточно, то возбуждению этих дел предшествует проверка поступивших материалов, осуществляемая лишь с целью установления законных оснований для возбуждения такого уголовного дела (во избежание незаслуженного компрометирования должностных лиц).
Проверка должна проводиться с особой осторожностью и часто скрытно от его участников, ибо виновные, узнав о проверке, могут спрятать или уничтожить предмет взятки, уничтожить компрометирующие документы, договориться с заинтересованными лицами о даче ложных показаний и т.д. В ходе проверки собираются недостающие материалы (запрашиваются данные из криминалистических учетов, изучаются конкретные документы, объясняющие факты, содержащиеся в первичных сведениях, получаются объяснения от должностных лиц и отдельных граждан, осуществляется знакомство со служебной деятельностью должностных Лиц или отдельных подразделений). Если дополнительно полученные данные подтверждают первичную информацию, то следователь возбуждает уголовное дело и начинает расследование.
Комплекс и последовательность первоначальных следственных действий определяется складывающимися в начальный период расследования взяточничества следственными ситуациями.
В первой следственной ситуации обычно проводятся следующие первоначальные следственные действия:
- допрос свидетелей (главным образом из числа заявителей или лиц, чья информация содержится в первичных материалах);
-изъятие и осмотр документов, относящихся к деятельности должностного лица, получившего взятку;
-обыски по месту работы и жительства участников взяточничества; осмотр предмета взятки; допрос подозреваемых;
-предъявление предмета взятки для опознания.
Очередность этих следственных действий чаще всего осуществляется в таком порядке, в каком они перечислены. Однако в зависимости от конкретных обстоятельств он может быть изменен.
Во второй следственной ситуации применяются следующие первоначальные следственные действия:
-допрос заявителя;
-задержание взяточника с поличным;
-обыск у взяткополучателя по месту работы и жительства;
-личный обыск задержанного и, при необходимости, его освидетельствование;
-осмотр предмета взятки и места происшествия;
-допрос подозреваемого- допрос иных свидетелей.
При этом очередность следственных действий в этой ситуации во многом зависит от результатов задержания взяточников с поличным (если оно проводится). Обычно вслед за состоявшимся задержанием осуществляется личный обыск, осмотр места происшествия и предмета взятки, допросы подозреваемых и свидетелей и затем обыски. На первоначальной стадии впервой и второй ситуациях может проводиться и криминалистическая и иные судебные экспертизы.
В третьей следственной ситуации комплекс первоначальных следственных действий обычно выбирается в зависимости от степени достоверности выявленных данных о взяточничестве и коррупции. Поэтому в одних случаях этот комплекс может быть такой, как в первой ситуации, в других— как во второй.
Тактика первоначальных следственных действий определяется с учетом возможности использования эффекта внезапности, отсутствия очевидцев и других обстоятельств, возникшей ситуации, свойственных данному виду преступлений.
Допрос заявителей и иных свидетелей. Заявителями о взяточничестве обычно являются лица, которые уже дали взятку и раскаялись в этом, либо у которых вымогается взятка, лица, которым предлагается взятка и иные граждане, что-либо знающие о взяточничестве. В процессе их допроса прежде всего уточняются и конкретизируются изложенные в их заявлении обстоятельства.
Значительная часть свидетелей по этим делам обычно становится известной из материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела. Другая — в результате оперативно-розыскной деятельности криминальной милиции. Третья — устанавливается первоначальными следственными действиями. Они выявляются главным образом из числа лиц, принимавших участие в служебных операциях, в связи с которыми получена взятка, лиц, осведомленных о служебной деятельности взяткополучателя (сослуживцы, знакомые, родные, клиенты или посетители данного учреждения), а также из круга лиц, тем или иным образом связанных со взяткодателем и посредником.
Допрос свидетелей обычно позволяет получить сведения о тех или иных контактах участников расследуемого взяточничества, о характере поведения должностного лица, направленного на удовлетворение интересов предполагаемого взяткодателя, о факте вымогательства взятки или предполагаемой взятке и т.п. При допросе лиц, у которых вымогается взятка, необходимо выяснить, кто является вымогателем, за что должна быть передана взятка, имеются ли посредники, где, когда и при какой обстановке будет передана взятка, каковы признаки предмета взятки (сумма денег, количество купюр, их достоинство, номер серий, особенности вещи, предмета и т.д.).
Задержание взяточника с поличным. Оно необходимо в случаях проверенных данных о вымогательстве взятки, когда сведения о взяточнике поступают из разных источников и свидетельствуют о системе взяточничества или имеются достоверные оперативно-розыскные данные о взяточничестве и коррупции.
Задержание направлено на фиксацию факта передачи взятки должностному лицу, изобличение взяткополучателя или взяткодателя в момент передачи-получения взятки или сразу после него, а также на быстрое изъятие предмета взятки. Поэтому его успех во многом зависит от правильного учета в ходе подготовки особенностей места и времени дачи взятки, свойств предмета взятки, способов наилучшей фиксации факта взяточничества. При этом необходимо четко определить состав и обязанности всех членов оперативной группы задержания и характер необходимых технических средств. Обычно задержание взяткополучателя и коррумпированного должностного лица осуществляется сразу после получения взятки, а иногда (с учетом возникшей ситуации) в момент ее передачи третьему лицу или во время ее реализации.
При этом очень важно задержание провести таким образом, чтобы взяткополучатель не мог избавиться от предмета взятки до момента задержания и не смог придумать какое-либо подходящее объяснение факту нахождения у него предмета взятки. В то же время моменты задержания и допроса должны быть максимально приближены.
Обыск является важнейшим первоначальным следственным действием по таким делам. Задачи обыска по месту службы и проживания и личного обыска при этом не ограничиваются обнаружением предмета взятки или его упаковки и отысканием данных, свидетельствующих о том, что предмет взятки и упаковочные средства, обнаруженные у взяткополучателя или посредника, ранее принадлежали взяткодателю. Они значительно шире. В частности, при обыске необходимо обращать внимание на различные записи, переписку с другими лицами, номера телефонов, адреса, свидетельствующие о факте знакомства участников взяточничества, об их договоренности о передаче взятки и о суммах переданных взяток.
Надо помнить, что по делам о взяточничестве при наличии квалифицирующих обстоятельств виновным угрожает конфискация имущества. Следовательно, при обыске необходимо выявить такое имущество и наложить арест на него.
В целях точной фиксации обстановки, в которой происходила передача взятки, целесообразен осмотр места происшествия. В ходе осмотра могут быть также выявлены, зафиксированы и изъяты следы получения и передачи взятки и особенно документальные данные, которые должны быть подвергнуты отдельному осмотру.
При осмотре документов по делам о взяточничестве можно обнаружить факты, подтверждающие неправильный или необычный порядок действий в интересах взяткодателя и «особый» порядок прохождения документов через соответствующие отделы, а также данные, указывающие на размеры взятки. Например, отсутствие на документе необходимых регистрационных номеров и штампов, а также отметок тех должностных лиц, которые обязаны были принять этот документ или разрешить содержащийся в нем вопрос, письменные указания руководителей вышестоящей организации о положительном решении просьб без соответствующей проверки и согласования в случаях, когда такой порядок строго оговорен в соответствующих нормативных актах.
Указанные данные свидетельствуют о необычном порядке оформления документа и разрешении этого или иного вопроса. В свою очередь осмотр различного рода счетов за якобы выполненные взяткополучателем работы позволяет установить размер полученной взятки. В тех случаях, когда в первичных материалах не содержится конкретных указаний о лице, получившем взятку, осмотр документов помогает выявить взяткополучателя. С этой целью в учреждении, куда обращался предполагаемый взяткодатель, производится изъятие и осмотр документов для установления круга должностных лиц, которые должны были рассмотреть и разрешить интересующий взяткодателя вопрос. На основе изучения таких документов обычно удается- определить круг лиц, среди которых следует искать взяткополучателя.