Психолого-педагогические основы осуществления педагогом психодиагностического сопровождение безопасного личностного развития ребенка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Психолого-педагогические
основы осуществления педагогом
психодиагностического сопровождение
безопасного личностного развития
ребенка
Еремкина Ольга Васильевна
доктор педагогических наук, профессор
Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина
Вопросы :
Что такое психодиагностика?
Может ли учитель осуществлять
психодиагностическое сопровождение
личностного развития школьника?
Что такое психодиагностическая культура
учителя?
Технология психодиагностической
деятельности учителя
Что такое безопасное личностное развитие
ребенка?
Какие наиболее важны е проблемы
развития личности ребенка в начальной школе
требую т психодиагностического
сопровождения?
готовность ребенка к обучению в школе
учет индивидуальны х особенностей
проблема подготовки ребенка
к обучению в средней школе
Что такое психодиагностика?
В настоящее время почти в каждой школе имеется
психолог, в обязанности которого входит изучение
учащихся, детских коллективов, психологических
сторон учебно-воспитательного процесса.
Психологическая информация, собираемая и
интерпретируемая школьным психологом, должна
ложится в основу принятия решений
администрацией, но главное – это сведения для
учителя, классного руководителя.
Всегда ли учитель понимает эту информацию?
Всегда ли может использовать ее для безопасного
личностного развития личности ребенка?
Психодиагностика
Оценочная практика, направленная на
изучение психологических
особенностей личности или социальнопсихологических особенностей группы
или коллектива.
Осуществляется с помощью
диагностического инструментария.
Норма – характерное для большинства
Что такое тест?
Большинство тестов – это совокупность
стандартизированных заданий,
позволяющих количественно оценить
изучаемое свойство.
Приведенное определение теста в первую
очередь относится к тестам интеллекта и
способностей, но и многие тесты,
изучающие свойства личности, также
предназначены для количественной
оценки изучаемых свойств.
Каждый тест должен отвечать критериям
валидности, надежности, точности.
Валидность
(достоверность) теста
Валидность (достоверность) теста – это
то, насколько верно данный диагностический
метод изучает какое-либо психическое
свойство, для измерения которого он
предназначен.
Тест обладает свойством валидности если
он применяется в отношении той возрастной
группы испытуемых, для которых он
предназначен (тест для третьеклассников
естественно не годится для
старшеклассников) и если строго
соблюдается процедура его проведения.
Надежность теста
Надежность теста проявляется при повторном
его проведении через некоторое время и
выражается в том, что получается
приблизительно та же самая информация об
изучаемых свойствах испытуемого.
Валидность и надежность тесно связаны между
собой, но если валидность это попадание в
«десятку» при стрельбе, то надежность – это
«кучность» стрельбы. Другими словами, хороший
тест измеряет то, что ему положено измерять
(валидность) и делает это всегда (надежность).
Может ли учитель осуществлять
психодиагностическое сопровождение
личностного развития школьника?
Несколько причин по которы м учитель обязан
осуществлять психодиагностическое сопровождение
развития личности ребенка:
Учитель должен знать ребенка
Учитель не всегда только по внешнему поведению может
правильно оценить его причины
Учитель должен учитывать индивидуальные особенности
детей, которые в большинстве случаев необходимо изучать с
помощью диагностического инструментария
Существуют болевые точки развития ребенка начальной
школы, порождающие проблемы, которые не разрешаются без
данных психодиагностики
Психолог просто не в состоянии «дойти» до решения проблем
каждого ребенка и т.п.
Может ли учитель осуществлять
психодиагностическое сопровождение
личностного развития школьника?
При каких условиях учитель может
квалифицированно осуществлять
психодиагностическое сопровождение
безопасного личностного развития
ребенка?
Если сформирована готовность к
психодиагностическому
сопровождению безопасного
личностного развития ребенка
Что такое готовность?
Понятие «готовность» рассматривается в нескольких
ракурсах:
как психическая готовность к различны м видам
деятельности (Ф.Н. Гоноболин, М.И. Дьяченко, Л.А.
Кандыбович, Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев,
С.Л. Рубинштейн и др.),
как профессиональная готовность к
педагогической деятельности (О.А. Абдуллина,
Е.П. Белозерцев, Л.Ф. Губарева, С.Б. Елканов, В.А. КанКалик, Н.В. Кузьмина, Н.Е. Мажар, А.К. Маркова, А.И.
Мищенко, В.А. Сластёнин, А.И. Щербаков и др.),
как готовность вы пускников к отдельны м видам
педагогической деятельности (К.М. ДурайНовакова, М.И. Дьяченко, Е.А. Леванова, В.Г. Мышкина,
Р.И. Пенькова, Н.Л. Плетнева и др).
Что такое готовность к
психодиагностическому
сопровождению безопасного
личностного развития ребенка?
Мотивационы й компонент:
убежденность в значимости деятельности по
психодиагностическому сопровождению;
признание каждого ребенка субъектом учебной
деятельности;
оказание помощи в решении личностных
проблем ребенка;
создание для каждого ребенка индивидуальной
траектории развития на диагностической
основе.
Что такое готовность к
психодиагностическому сопровождению
безопасного личностного развития
ребенка?
Когнитивно-деятельностны й компонент:
знание сущности и содержания педагогического
сопровождения, владение специальными технологиями
(психодиагностические таблицы, проблемные
педагогические психодиагностические задачи и др.);
знание основ психодиагностики;
умение формулировать педагогические проблемы,
выдвигать гипотезы, создавать индивидуальные
программы развития детей;
умение реализовывать индивидуальные программы
личностного развития ребенка;
умение анализировать и оценивать результаты своей
деятельности.
Психодиагностическая
культура учителя
Психодиагностическая культура предполагает
психологическую грамотность, знание общей,
возрастной и педагогической психологии,
понимание тех психологических реалий, которые
служат объектом диагностического исследования,
а так же объективность педагога при проведении
тестирования и сообщении результатов.
Психодиагностическая культура подразумевает
ценностное отношение к личности ребенка,
компетентность в оказании ему психологической
помощи в сложных для него ситуациях,
обеспечение безопасного личностного развития.
Психодиагностическая
культура учителя
Знание учителем диагностического
инструментария, понимание принципов его
использования.
Педагог должен усвоить такие понятия, как
валидность, надежность и точность,
относящиеся к основному
диагностическому инструменту – тесту.
Психодиагностическая
культура учителя
Недопустимо оказывать влияние на
испытуемого в процессе тестирования,
неверно интерпретировать результаты,
сообщать информацию, которая может
тормозить его развитие или травмировать
его психику.
Для педагогов – практических психологов
актуальна заповедь врачей – «не
навреди».
Психодиагностическая
культура учителя
Педагог, как и школьный психолог, должен
стремиться к созданию так называемой
«ситуации клиента» и не допускать
проведения диагностического
исследования в «ситуации экспертизы»
(см.: «Общая психодиагностика» // под
редакцией Бодалева А.А, Столина В.В).
Психодиагностическая
культура учителя
Ситуация экспертизы возникает тогда,
когда испытуемые принуждаются к
обследованию различными способами.
Например, когда учитель или
администрация предлагает школьникам
пройти обследование, результаты
которого каким-то образом повлияют на их
жизнь (будут объявлены на родительском
собрании, сообщены всему классу,
послужат материалом для обсуждения или
для перевода в другой класс и т.п.).
Психодиагностическая
культура учителя
Ситуация клиента характеризуется
желанием самих школьников узнать о
своих личностных особенностях,
склонностях или других качествах
личности. Педагог может сам вызвать
интерес школьников к самопознанию. При
этом получаемая информация должна
быть известна только педагогу и
испытуемому, родителям ребенка.
Психодиагностическая
культура учителя
Педагогу должно быть известно то, что
тестирование или какой-то другой способ
диагностики при всей их валидности и
надежности не могут быть панацеей от
всех бед.
Это всего лишь способ диагностики, а
многое еще зависит от правильной
интерпретации результатов, соотнесения с
другими жизненными показателями,
результатами деятельности школьника.
Психодиагностическая
культура учителя
Следует отбирать методы диагностики,
удовлетворяющие принципам эффективности и
коррекционности.
Принцип эффективности подразумевает отбор
таких методик, которые при минимуме затрат
времени и сил на процедуру обследования и на
обработку и интерпретацию результатов дают
максимум полезной информации.
Принцип коррекционности – это возможность
использования результатов обследования в
работе с учащимися в целях оказания им
психологической помощи, развития и
формирования у них отдельных психических
процессов.
Психодиагностическая
культура учителя
Грамотный педагог должен владеть элементами
математической статистики, что стало
неотъемлемой составной частью процедуры
диагностического исследования (средняя
арифметическая величина, медиана, стандартное
отклонение).
Любое исследование, проводимое учителем в
рамках его творческого роста в настоящее время
должно содержать результаты диагностики, их
интерпретацию и анализ на предмет
достоверности.
Технология педагогической
диагностики
1. Постановка диагностируемой цели.
Так как диагностируемая цель всегда
очень конкретна и помогает решать
определенные учебно-воспитательные
задачи, этот шаг в технологии
диагностической деятельности очень
ответственен.
Он связан с возникновением в учебновоспитательной практике проблемы или
проблемной ситуации, то есть существуют
как бы два уровня постановки цели.
Технология педагогической
диагностики
Педагогическая проблема, лежащая на
поверхности, диктует осуществление
следующих шагов, то есть постановки
цели, реализации запланированных
действий и т.д.
Возникшая проблемная ситуация требует
предварительного анализа и
формулировки педагогической проблемы,
а затем уже планирования следующих
шагов.
Технология педагогической
диагностики
Предположим, возникают такие ситуации: ученик
постоянно находит причину, чтобы не
присутствовать на уроках математики, или
постоянно жалуется учителю, «доносит» на
сверстников, постоянно не успевает выполнить
самостоятельную или контрольную работу и др.
Педагогу предстоит осуществить анализ
педагогической ситуации, прежде чем будет
обозначена педагогическая проблема или
несколько проблем.
В учебно-воспитательной практике чаще
возникают проблемные ситуации. в этом случае
может оказать помощь технология анализа
педагогической ситуации (Н.В. Кузьмина, В.А.
Сластёнин, И.Ф. Исаев и др.).
Технология педагогической
диагностики
Наличие проблемы побуждает педагога
формулировать соответствующую цель.
Например, проблема своевременной
помощи старшеклассникам в
профессиональном выборе диктует
необходимость изучения интересов,
склонностей и способностей школьников;
это и будет цель.
Технология педагогической
диагностики
Проблема разрешения конфликта предполагает
постановку нескольких целей а) выявление
источников конфликта (побудителей и причину),
б) изучение уровня конфликтности каждого
участника, иногда требуется и в) дополнительное
изучение личностных особенностей людей.
Проблема распределения первоклассников по
классам разного уровня должна побудить
педагога к постановке соответствующей цели –
изучение уровня готовности к школьному
обучению, уровня развития познавательной
сферы будущих школьников.
Технология педагогической
диагностики
2. Постановка конкретны х задач
изучения личности или коллектива на
основе диагностируемых целей.
3. Отбор диагностических методов
изучения свойств и качеств отдельной
личности или социально-психологических
особенностей коллектива, позволяющих
решать поставленные задачи. Методы
изучения должны быть валидны, надежны
и точны.
Технология педагогической
диагностики
4. Осуществление процедуры
диагностического изучения с помощью
отобранных методик с учетом требований
психодиагностической культуры.
Следует стараться создать для учащихся
ситуацию клиента, демонстрируя желание
оказать помощь.
Технология педагогической
диагностики
5. Анализ полученных результатов,
сопоставление их с уже известными данными о
личности или коллективе, сравнение с нормой,
под которой подразумеваются характерные для
данного возраста показатели психического и
интеллектуального развития и, на этой основе,
интерпретация полученных результатов в свете
данных психологической и педагогической наук,
представлений педагога о личности или о
коллективе.
Интепретация, к сожалению, иногда вносит
субъективную окраску в этот процесс.
Технология педагогической
диагностики
6. Сообщение результатов
диагностического обследования
учащимся, родителям или педагогам,
работающим в данном классе.
Сообщение полученной информация
должна быть, прежде всего,
конфиденциально, способствовать
позитивному развитию личности.
Педагог вправе не сообщать ребенку и
родителям те данные, которые будут
тормозить его развитие.
Что такое безопасное
личностное развитие
ребенка?
Безопасность личностного развития ребенка
понимается как оптимальная реализация его
потенциальных возможностей в максимально
возможных комфортных педагогических условиях без
ущерба для психологического здоровья и стоит в ряду
таких категорий гуманистической педагогики как:
педагогическая поддержка,
психолого-педагогическое сопровождение,
помогающее поведение учителя,
психологическая безопасность субъекта,
безопасность образовательной среды
Е.А. Александрова, И.А. Баева, Г. Бардиер, В.Б. Бедерханова,
Т.И. Безуглая, М.Р. Битянова, Н.В. Бодягина, О.С. Газман,
Я.Л. Горшенина, Н.В. Дашкова, Н.В Жутикова, Л.Е. Ильина,
В.П. Каширин, В.Е. Коган, С.В. Кондратьева, В.А. Лазарев,
Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, И. Ромазан, А.Л. Уманский,
Т. Чередникова, Е.Н. Шиянов, Н.Л. Шлыкова, И.М. Яковенко и др.
Какие наиболее важны е проблемы развития
личности ребенка в начальной школе требую т
психодиагностического сопровождения?
Готовность ребенка к обучению в школе
- предмет многочисленных исследований
отечественных и зарубежных ученых (Л.С.
Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В.
Давыдов, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, Н.Г. Салмина,
Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Н.И. Гуткина, Г.И.
Капчеля, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасек и др.).
Какие наиболее важны е проблемы развития
личности ребенка в начальной школе требую т
психодиагностического сопровождения?
Учет индивидуальны х особенностей
в процессе обучения и развития детей,
пришедших в школу с разным уровнем школьной
зрелости, с разным уровнем физической,
интеллектуальной и личностной готовности к
обучению.
Какие наиболее важны е проблемы развития
личности ребенка в начальной школе требую т
психодиагностического сопровождения?
Проблема подготовки ребенка к обучению в
средней школе как пролонгированная деятельность
учителя по формированию психологической
готовности детей начальной школы к переходу в
среднюю школу: учебная субъектность,
мотивационная и интеллектуальная готовность,
ориентационные навыки, способности к регуляции
своих действий, социальная ориентированность.
Спасибо за
внимание!