Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психолого-педагогические основы осуществления педагогом психодиагностического сопровождение безопасного личностного развития ребенка

  • 👀 425 просмотров
  • 📌 391 загрузка
  • 🏢️ РГУ имени С.А. Есенина
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психолого-педагогические основы осуществления педагогом психодиагностического сопровождение безопасного личностного развития ребенка» ppt
Лекция 1. Психолого-педагогические основы осуществления педагогом психодиагностического сопровождение безопасного личностного развития ребенка Еремкина Ольга Васильевна доктор педагогических наук, профессор Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина Вопросы : Что такое психодиагностика? Может ли учитель осуществлять психодиагностическое сопровождение личностного развития школьника? Что такое психодиагностическая культура учителя? Технология психодиагностической деятельности учителя Что такое безопасное личностное развитие ребенка? Какие наиболее важны е проблемы развития личности ребенка в начальной школе требую т психодиагностического сопровождения?  готовность ребенка к обучению в школе  учет индивидуальны х особенностей  проблема подготовки ребенка к обучению в средней школе Что такое психодиагностика?  В настоящее время почти в каждой школе имеется психолог, в обязанности которого входит изучение учащихся, детских коллективов, психологических сторон учебно-воспитательного процесса.  Психологическая информация, собираемая и интерпретируемая школьным психологом, должна ложится в основу принятия решений администрацией, но главное – это сведения для учителя, классного руководителя.  Всегда ли учитель понимает эту информацию? Всегда ли может использовать ее для безопасного личностного развития личности ребенка? Психодиагностика  Оценочная практика, направленная на изучение психологических особенностей личности или социальнопсихологических особенностей группы или коллектива.  Осуществляется с помощью диагностического инструментария.  Норма – характерное для большинства Что такое тест?  Большинство тестов – это совокупность стандартизированных заданий, позволяющих количественно оценить изучаемое свойство.  Приведенное определение теста в первую очередь относится к тестам интеллекта и способностей, но и многие тесты, изучающие свойства личности, также предназначены для количественной оценки изучаемых свойств.  Каждый тест должен отвечать критериям валидности, надежности, точности. Валидность (достоверность) теста  Валидность (достоверность) теста – это то, насколько верно данный диагностический метод изучает какое-либо психическое свойство, для измерения которого он предназначен.  Тест обладает свойством валидности если он применяется в отношении той возрастной группы испытуемых, для которых он предназначен (тест для третьеклассников естественно не годится для старшеклассников) и если строго соблюдается процедура его проведения. Надежность теста  Надежность теста проявляется при повторном его проведении через некоторое время и выражается в том, что получается приблизительно та же самая информация об изучаемых свойствах испытуемого.  Валидность и надежность тесно связаны между собой, но если валидность это попадание в «десятку» при стрельбе, то надежность – это «кучность» стрельбы. Другими словами, хороший тест измеряет то, что ему положено измерять (валидность) и делает это всегда (надежность). Может ли учитель осуществлять психодиагностическое сопровождение личностного развития школьника?  Несколько причин по которы м учитель обязан      осуществлять психодиагностическое сопровождение развития личности ребенка: Учитель должен знать ребенка Учитель не всегда только по внешнему поведению может правильно оценить его причины Учитель должен учитывать индивидуальные особенности детей, которые в большинстве случаев необходимо изучать с помощью диагностического инструментария Существуют болевые точки развития ребенка начальной школы, порождающие проблемы, которые не разрешаются без данных психодиагностики Психолог просто не в состоянии «дойти» до решения проблем каждого ребенка и т.п. Может ли учитель осуществлять психодиагностическое сопровождение личностного развития школьника?  При каких условиях учитель может квалифицированно осуществлять психодиагностическое сопровождение безопасного личностного развития ребенка?  Если сформирована готовность к психодиагностическому сопровождению безопасного личностного развития ребенка Что такое готовность?  Понятие «готовность» рассматривается в нескольких ракурсах:  как психическая готовность к различны м видам деятельности (Ф.Н. Гоноболин, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.),  как профессиональная готовность к педагогической деятельности (О.А. Абдуллина, Е.П. Белозерцев, Л.Ф. Губарева, С.Б. Елканов, В.А. КанКалик, Н.В. Кузьмина, Н.Е. Мажар, А.К. Маркова, А.И. Мищенко, В.А. Сластёнин, А.И. Щербаков и др.),  как готовность вы пускников к отдельны м видам педагогической деятельности (К.М. ДурайНовакова, М.И. Дьяченко, Е.А. Леванова, В.Г. Мышкина, Р.И. Пенькова, Н.Л. Плетнева и др). Что такое готовность к психодиагностическому сопровождению безопасного личностного развития ребенка?  Мотивационы й компонент:  убежденность в значимости деятельности по психодиагностическому сопровождению;  признание каждого ребенка субъектом учебной деятельности;  оказание помощи в решении личностных проблем ребенка;  создание для каждого ребенка индивидуальной траектории развития на диагностической основе. Что такое готовность к психодиагностическому сопровождению безопасного личностного развития ребенка?  Когнитивно-деятельностны й компонент:  знание сущности и содержания педагогического сопровождения, владение специальными технологиями (психодиагностические таблицы, проблемные педагогические психодиагностические задачи и др.);  знание основ психодиагностики;  умение формулировать педагогические проблемы, выдвигать гипотезы, создавать индивидуальные программы развития детей;  умение реализовывать индивидуальные программы личностного развития ребенка;  умение анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Психодиагностическая культура учителя  Психодиагностическая культура предполагает психологическую грамотность, знание общей, возрастной и педагогической психологии, понимание тех психологических реалий, которые служат объектом диагностического исследования, а так же объективность педагога при проведении тестирования и сообщении результатов.  Психодиагностическая культура подразумевает ценностное отношение к личности ребенка, компетентность в оказании ему психологической помощи в сложных для него ситуациях, обеспечение безопасного личностного развития. Психодиагностическая культура учителя  Знание учителем диагностического инструментария, понимание принципов его использования.  Педагог должен усвоить такие понятия, как валидность, надежность и точность, относящиеся к основному диагностическому инструменту – тесту. Психодиагностическая культура учителя  Недопустимо оказывать влияние на испытуемого в процессе тестирования, неверно интерпретировать результаты, сообщать информацию, которая может тормозить его развитие или травмировать его психику.  Для педагогов – практических психологов актуальна заповедь врачей – «не навреди». Психодиагностическая культура учителя  Педагог, как и школьный психолог, должен стремиться к созданию так называемой «ситуации клиента» и не допускать проведения диагностического исследования в «ситуации экспертизы» (см.: «Общая психодиагностика» // под редакцией Бодалева А.А, Столина В.В). Психодиагностическая культура учителя  Ситуация экспертизы возникает тогда, когда испытуемые принуждаются к обследованию различными способами. Например, когда учитель или администрация предлагает школьникам пройти обследование, результаты которого каким-то образом повлияют на их жизнь (будут объявлены на родительском собрании, сообщены всему классу, послужат материалом для обсуждения или для перевода в другой класс и т.п.). Психодиагностическая культура учителя  Ситуация клиента характеризуется желанием самих школьников узнать о своих личностных особенностях, склонностях или других качествах личности. Педагог может сам вызвать интерес школьников к самопознанию. При этом получаемая информация должна быть известна только педагогу и испытуемому, родителям ребенка. Психодиагностическая культура учителя  Педагогу должно быть известно то, что тестирование или какой-то другой способ диагностики при всей их валидности и надежности не могут быть панацеей от всех бед.  Это всего лишь способ диагностики, а многое еще зависит от правильной интерпретации результатов, соотнесения с другими жизненными показателями, результатами деятельности школьника. Психодиагностическая культура учителя  Следует отбирать методы диагностики, удовлетворяющие принципам эффективности и коррекционности.  Принцип эффективности подразумевает отбор таких методик, которые при минимуме затрат времени и сил на процедуру обследования и на обработку и интерпретацию результатов дают максимум полезной информации.  Принцип коррекционности – это возможность использования результатов обследования в работе с учащимися в целях оказания им психологической помощи, развития и формирования у них отдельных психических процессов. Психодиагностическая культура учителя  Грамотный педагог должен владеть элементами математической статистики, что стало неотъемлемой составной частью процедуры диагностического исследования (средняя арифметическая величина, медиана, стандартное отклонение).  Любое исследование, проводимое учителем в рамках его творческого роста в настоящее время должно содержать результаты диагностики, их интерпретацию и анализ на предмет достоверности. Технология педагогической диагностики  1. Постановка диагностируемой цели. Так как диагностируемая цель всегда очень конкретна и помогает решать определенные учебно-воспитательные задачи, этот шаг в технологии диагностической деятельности очень ответственен.  Он связан с возникновением в учебновоспитательной практике проблемы или проблемной ситуации, то есть существуют как бы два уровня постановки цели. Технология педагогической диагностики  Педагогическая проблема, лежащая на поверхности, диктует осуществление следующих шагов, то есть постановки цели, реализации запланированных действий и т.д.  Возникшая проблемная ситуация требует предварительного анализа и формулировки педагогической проблемы, а затем уже планирования следующих шагов. Технология педагогической диагностики  Предположим, возникают такие ситуации: ученик постоянно находит причину, чтобы не присутствовать на уроках математики, или постоянно жалуется учителю, «доносит» на сверстников, постоянно не успевает выполнить самостоятельную или контрольную работу и др. Педагогу предстоит осуществить анализ педагогической ситуации, прежде чем будет обозначена педагогическая проблема или несколько проблем.  В учебно-воспитательной практике чаще возникают проблемные ситуации. в этом случае может оказать помощь технология анализа педагогической ситуации (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев и др.). Технология педагогической диагностики  Наличие проблемы побуждает педагога формулировать соответствующую цель.  Например, проблема своевременной помощи старшеклассникам в профессиональном выборе диктует необходимость изучения интересов, склонностей и способностей школьников; это и будет цель. Технология педагогической диагностики  Проблема разрешения конфликта предполагает постановку нескольких целей а) выявление источников конфликта (побудителей и причину), б) изучение уровня конфликтности каждого участника, иногда требуется и в) дополнительное изучение личностных особенностей людей.  Проблема распределения первоклассников по классам разного уровня должна побудить педагога к постановке соответствующей цели – изучение уровня готовности к школьному обучению, уровня развития познавательной сферы будущих школьников. Технология педагогической диагностики  2. Постановка конкретны х задач изучения личности или коллектива на основе диагностируемых целей.  3. Отбор диагностических методов изучения свойств и качеств отдельной личности или социально-психологических особенностей коллектива, позволяющих решать поставленные задачи. Методы изучения должны быть валидны, надежны и точны. Технология педагогической диагностики  4. Осуществление процедуры диагностического изучения с помощью отобранных методик с учетом требований психодиагностической культуры.  Следует стараться создать для учащихся ситуацию клиента, демонстрируя желание оказать помощь. Технология педагогической диагностики  5. Анализ полученных результатов, сопоставление их с уже известными данными о личности или коллективе, сравнение с нормой, под которой подразумеваются характерные для данного возраста показатели психического и интеллектуального развития и, на этой основе, интерпретация полученных результатов в свете данных психологической и педагогической наук, представлений педагога о личности или о коллективе.  Интепретация, к сожалению, иногда вносит субъективную окраску в этот процесс. Технология педагогической диагностики  6. Сообщение результатов диагностического обследования учащимся, родителям или педагогам, работающим в данном классе.  Сообщение полученной информация должна быть, прежде всего, конфиденциально, способствовать позитивному развитию личности.  Педагог вправе не сообщать ребенку и родителям те данные, которые будут тормозить его развитие. Что такое безопасное личностное развитие ребенка?  Безопасность личностного развития ребенка      понимается как оптимальная реализация его потенциальных возможностей в максимально возможных комфортных педагогических условиях без ущерба для психологического здоровья и стоит в ряду таких категорий гуманистической педагогики как: педагогическая поддержка, психолого-педагогическое сопровождение, помогающее поведение учителя, психологическая безопасность субъекта, безопасность образовательной среды  Е.А. Александрова, И.А. Баева, Г. Бардиер, В.Б. Бедерханова, Т.И. Безуглая, М.Р. Битянова, Н.В. Бодягина, О.С. Газман, Я.Л. Горшенина, Н.В. Дашкова, Н.В Жутикова, Л.Е. Ильина, В.П. Каширин, В.Е. Коган, С.В. Кондратьева, В.А. Лазарев, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, И. Ромазан, А.Л. Уманский, Т. Чередникова, Е.Н. Шиянов, Н.Л. Шлыкова, И.М. Яковенко и др. Какие наиболее важны е проблемы развития личности ребенка в начальной школе требую т психодиагностического сопровождения?  Готовность ребенка к обучению в школе - предмет многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Н.И. Гуткина, Г.И. Капчеля, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасек и др.). Какие наиболее важны е проблемы развития личности ребенка в начальной школе требую т психодиагностического сопровождения?  Учет индивидуальны х особенностей в процессе обучения и развития детей, пришедших в школу с разным уровнем школьной зрелости, с разным уровнем физической, интеллектуальной и личностной готовности к обучению. Какие наиболее важны е проблемы развития личности ребенка в начальной школе требую т психодиагностического сопровождения?  Проблема подготовки ребенка к обучению в средней школе как пролонгированная деятельность учителя по формированию психологической готовности детей начальной школы к переходу в среднюю школу: учебная субъектность, мотивационная и интеллектуальная готовность, ориентационные навыки, способности к регуляции своих действий, социальная ориентированность. Спасибо за внимание!
«Психолого-педагогические основы осуществления педагогом психодиагностического сопровождение безопасного личностного развития ребенка» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot