Психолого–коммуникативный потенциал участников УПДК. психолого–эргономическая организация УПДК.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 5. ПСИХОЛОГО–КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАСТНИКОВ УПДК. ПСИХОЛОГО–ЭРГОНОМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПДК.
Краткое содержание. Типологизация участников УПДК: деловые партнеры, клиенты и т.д., «ситуационные переменные» (место – офис, производство и т.д.; участники общения – коллеги, подчиненные, клиенты, заказчики, исполнители, работодатели, работники и т.д.; события – встречи, приемы, выступления, производственные мероприятия и т.д.; действия – управление производством, переговоры, заключение сделки и т.д.) и их проекция на формы и содержание УПДК.
Ролевое поведение личности в общении. Практически любой акт делового общения может быть представлен как ролевое поведение. Роли являются исходными и определяющими элементами социального опыта, поскольку в них наиболее полно программируется тот или иной шаблон социального поведения. Роли – это предписание обществом в целом или специфической социальной организацией прав и обязанностей личности, вытекающих из ее социального положения. Каждая из ролей, вытекающих из определенного статуса человека, в свою очередь, представляет целый набор прав и обязанностей по отношению к окружающим индивида в конкретной ситуации людям. Так, человек, исполняющий роль врача, обязан заботиться о здоровье пациента, своевременно ставить диагноз, применять нужные и эффективные меры лечения, быть внимательным, отзывчивым, гуманным и т.д. Вместе с тем врач имеет целый ряд прав. Роли личности весьма многообразны, человек является, как правило, одновременно и отцом семейства, и членом производственного коллектива, и членом приятельской компании и т.д. В результате складывается некий «узел» прав и обязанностей, которые вытекают из ролей и образуют ее социальное поле деятельности. Социальное поле деятельности – целая система норм – шаблонов поведения, вытекающая из ролевой структуры личности. Роль – способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных: базовых психологических установок нашего «Я» и ожиданий других людей. В течение одного дня деловой человек может «играть» несколько ролей: руководителя, коллеги, подчиненного, партнера по переговорам и т.д. В ситуации делового общения ролевое поведение личности в наибольшей степени обусловливается статусно-ролевыми предписаниями. Социально-ролевой аспект «предъявления» себя собеседнику неотделим от понятия самопрезентации.
Самопрезентация – «управление впечатлением», различные стратегии и тактики, которые использует человек, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих; намеренное и осознаваемое поведение, направленное на создание определенного впечатления о себе у других людей. Очевидно, что самопрезентация напрямую связана с такими понятиями, как манипулятивное общение, демонстративное поведение и т.п. Индивид заинтересован в осуществлении контроля поведения других. Для этого необходимо подать себя таким образом, чтобы окружающие добровольно действовали в соответствии с его собственными планами. Смысл такого ролевого поведения сводится к созданию определенного впечатления о себе у партнера по взаимодействию.
Человек способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого, с тем чтобы создать желаемый образ в глазах другого.
Он осуществляет: контроль окружающей обстановки, в которой живет и действует; контроль «личного фасада», т.е. своей одежды, манеры говорить; придерживается первоначально выбранной тактики, старается вести свою «партию» от начала до конца. Под самопрезентацией понимаются осознанные или неосознанные попытки человека создавать и поддерживать определенный образ носителя той или иной социальной роли, статуса в глазах других. Социальное взаимодействие управляется и делается понятным участникам благодаря их молчаливому соглашению взаимодействовать друг с другом так, как если бы они имели определенную ролевую принадлежность. Такой «контракт» называют «рабочим соглашением». В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
По направленности на нормализацию и улучшение функционирования группы роли могут быть разделены на целевые и поддерживающие. Целевые роли обеспечивают возможность отбора групповых задач и исполнение их. Примерами целевых ролей могут быть роли, связанные с поиском информации, сбором мнений, предоставлением информации, высказыванием мнений, проработкой, координированием, обобщением. Поддерживающие роли активизируются и поддерживают жизнедеятельность группы. В качестве примеров поддерживающих ролей могут выступать роли, связанные с поощрением, похвалой, обеспечением участия, установлением критериев и норм поведения, исполнением, выражением чувства группы и др. С ролями не следует путать маски, под которыми подразумевается набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть свои истинные эмоции и отношение к собеседнику. Чтобы научиться общаться, недостаточно теоретических знаний – надо стремиться к общению на практике.
Социальная роль как идеальная модель поведения. Разнообразие социальных ролей поистине велико. Единственное ограничение – это неспособность признать неограниченность наших возможностей. Вместе с тем, большинство людей проживают жизнь, так и не использовав возможности разных ролей, полного контроля над собственными чувствами. Такое поведение характерно для неуверенных в себе людей, привыкших к созерцательному, а не деятельному образу жизни.
Идеальная модель поведения прямо противоположна: это модель поведения уверенного в себе человека, модель, которая способна сделать успешным исполнение всех социальных ролей. В сущности, модель поведения уверенного в себе человека включает в себя социальную роль под названием «психически уравновешенный человек, занимающий активную жизненную позицию». Это – вершина совершенства, к которой и следует стремиться в процессе самовоспитания. Но в реальной жизни, к сожалению, чаще всего встречаются: неуверенность в себе, робость, зажатость, застенчивость, пассивность.
Главная особенность неуверенной в себе личности в том, что в социальной деятельности неуверенные в себе люди стремятся в максимально возможной степени избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма презентации личных мнений, достижений, желаний и потребностей для них либо крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках существующей системы ценностей и представлений.
Наиболее детально в современной психологии исследована «поведенческая» основа уверенности в себе. На «дефицит поведения» как на одну из причин неуверенности в себе впервые обратил внимание психолог Арнольд Лазарус. Он выделил четыре группы навыков, которых, по его мнению, достаточно для полноценной жизнедеятельности, а следовательно, для уверенности в себе.
По А. Лазарусу, взрослый человек должен обладать способностью: открыто говорить о своих желаниях и требованиях; сказать «нет»; открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор.
Люди – «носители» уверенной модели поведения – ведут себя в общении спокойно, неагрессивно; говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами; всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. В разговоре избегают таких крайностей, как заискивание и фамильярность. Уверенные в себе люди умеют держать паузу в разговоре, очень редко перебивают партнеров, способны четко и ясно выражать свои мысли. На словах (в вербальной плоскости) уверенные в себе люди открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «я», не боятся выражать личное мнение по какому-либо вопросу. Оскорбления, упреки, обвинения редко можно услышать от уверенных в себе людей. Все претензии к окружающим они высказывают от собственного лица. Есть все основания ожидать, что критика, исходящая из уст такого человека, будет обоснованной и, что очень важно, конструктивной.
У каждого индивида, делового человека, свои представления о том, какая модель поведения в деловой сфере, в УПДК оптимальна для наилучшего выполнения. Например, главные требования работодателей к персоналу включают: профессионализм (компетентность); трудоспособность; самоотдачу; коммуникабельность; инициативность; личную заинтересованность в успехе фирмы; соответствие личностных качеств работника занимаемой должности; дисциплинированность; ответственность; исполнительность.
В целенаправленном управлении моделями поведения, в том числе при осуществлении УПДК, можно выделить три уровня в зависимости от жесткости регламентации: традиции, нормы и правила. Самый жесткий вариант регламентации – правила.
Правила – официально зафиксированные в регламентирующих документах модели поведения (стандарты деятельности), соблюдение которых контролируется. Правилами могут регламентироваться модели поведения, содержание выступления, невербальные средства коммуникации, манеры, стиль и форма одежды и т.д.
Нормы – неофициальные и, как правило, не зафиксированные, но четко соблюдаемые стили поведения, выполнение которых контролируется любым членом сообщества и нарушение которых преследуется общественным порицанием.
Традиции – максимально мягкие требования к модели поведения: когда есть некоторая модель, которую одобрило руководство, но нет ни контролирующих ее соблюдение лидеров, ни официальных правил. В данном случае модель выступает в качестве эталона, но соблюдение ее оценивается только самим человеком по принципу «нравится – не нравится». Традиции возникают на основе прецедентов, которые вызвали неудовлетворение членов общества и затем были повторены по собственной инициативе другими. Традиции могут быть зафиксированы в виде корпоративных легенд, мифов, символов и др.
Таким образом, на динамику и интенсивность УПДК влияет, каким является деловой партнер: это позитивный тип (чаще испытывает удовлетворение, даже радость, от общения); это респектабельный тип (знает, что должен предлагать окружающим лучшее, инновационное; воздействие респектабельного партнера базируется на общей эрудиции, соответствующей современному уровню знаний, на чувстве справедливости); это оптимально настроенный тип (эффективен в деятельности, рационален, целеустремлен, систематически анализирует свои жизненные цели, согласовывая их с партнерами).
Условия и ограничения в УПДК. Способность говорящего использовать свои профессионально-коммуникативные умения во многом зависит от совокупности внешних условий, в которых протекает коммуникация и которые накладывают определенные ограничения на продуктивность общения. В их ряду:
физические условия:
а) для устной речи:
– четкость произношения;
– посторонние шумы;
– отвлекающие звуки;
– помехи (шумы при общении по телефону);
– погодные условия;
б) для письменной речи:
– плохое качество печати;
– неразборчивый почерк;
– плохое освещение и др.;
социальные условия:
– количество собеседников;
– статус участников коммуникации по отношению друг к другу (различные должности, взаимоотношения и др.);
– наличие / отсутствие слушателей;
– отношения между участниками коммуникации (например, дружелюбие / враждебность, сотрудничество);
временные ограничения:
– разница в отведенном времени для говорящего / слушающего (в реальном времени) и пишущего / читающего (более гибкие ограничения);
– время для подготовки речей, докладов и др.;
– ограничения по времени для выступлений и общения (из-за правил, затрат, других более важных дел или обязательств и др.);
другие ограничения:
– финансовые, стрессовые ситуации.
Ситуационные переменные при осуществлении УПДК. Ситуации, возникающие в сфере профессионально-делового общения, можно описать в следующих терминах:
– место и время;
– общественные институты и организации, структура и правила функционирования которых определяют в большей степени обычный ход развития событий;
– участники коммуникации и их социальная роль по отношению друг к другу;
– предметы, окружающие говорящего;
– происходящие события;
– действия, выполняемые участниками общения;
– тексты, которые используются в данной ситуации;
– организация пространства, в котором протекает УПДК (см. табл. 5).
Таблица 5
Организация пространственной среды для коллективного обсуждения проблем
коммуникатор коммуникатор
х х х х
х х х х
х х х х
х х х х
ххх ххххххх
Внешние характеристики ситуаций УПДК
Таким образом, деловая коммуникация предполагает реализацию следующих условий:
1) обязательность контактов всех участников общения, независимо от их симпатий и антипатий;
2) предметно-целевое содержание коммуникации;
3) соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия, с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета;
4) взаимозависимость всех участников деловой коммуникации и в достижении конечного результата, и при реализации личных намерений;
5) коммуникативный контроль участников взаимодействия;
6) формальные ограничения: а) конвенциональные ограничения, т.е. соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации (например, действия по инструкциям, протокол, соблюдение правил внутреннего распорядка, следование традициям предприятия и пр.); б) ситуативные умения с учетом ситуации делового общения (например, деловая беседа, совещание, презентация, переговоры и пр.) взаимодействовать целенаправленно, в заданном регламенте, используя адекватные коммуникативные средства, создавая соответствующую пространственную среду и достигая прагматического ожидаемого результата; в) эмоциональные умения, то есть независимо от степени напряженности деловой атмосферы проявлять стрессоустойчивость – управлять собой, демонстрировать эмоциональную культуру; г) насильственные умения, то есть допустимо прерывание контакта любой из сторон в тех случаях, когда содержание информации перестанет носить предметный характер, или когда исчерпано отведенное для коммуникации время, а также когда реакции партнера неадекватны ожиданиям и нормам (например, агрессивное поведение).
Психолого-эргономическая организация УПДК. В процессе УПДК важное место принадлежит эргономике помещения, где происходит общение. Пространство программируется с учетом зоны (личная, социальная, публичная и т.д.), намерений и предпочтений собеседников. От того, как выглядит кабинет или офис, отчасти зависят результаты беседы, переговоров.
Грамотное построение пространства требует соблюдения единого стиля в оформлении помещения. Правильно и со вкусом спланированный кабинет помогает создать благоприятную обстановку для беседы, что способствует установлению плодотворного контакта. Сказанное, конечно, касается не только кабинетов: специальные требования предъявляются к другим помещениям. Удобная и эстетичная планировка должна быть в приемной, в помещениях отделов, в учебных классах, в помещениях для хранения документов. Внешний вид любого помещения должен соответствовать его функциональному назначению, производить впечатление разумно организованной деловой среды. Мебель и ее расположение должны быть удобными для сотрудников и посетителей.
Подавляющее число бесед и переговоров происходит за столом. Специалист по речевой коммуникации должен уметь протестировать, почему партнер занял ту или иную позицию за столом, если у него были следующие варианты: А В3
В1
В2 В4
В1 – позиция дружеского общения. Если партнер (сотрудник, клиент) сел именно в эту позицию и еще закинул ногу на ногу, значит, у него нет дела к вам, он зашел просто поговорить о жизни;
В2 – конкурентно-оборонительная позиция: она характерна для ситуаций, когда партнерам предстоят переговоры, деловая беседа.
В3 – корпоративная позиция. Она удобна для совместной работы над документами;
В4 – независимая позиция. Ваш партнер выберет эту позицию, если: он торопится; ему не нравится тема предстоящей коммуникации; он не испытывает желания общаться.
В процессе общения за столом действует и критерий «территория».
При общении А – В1 условная граница проходит посредине (горизонтали) стола. Считается некорректным располагать на территории партнера свои документы, вещи и др.
При общении А – В2 «граница» проходит до диагонали стола.
При общении А – В3 территория стола «делится» пополам по вертикали. Материалы для работы рекомендуется располагать либо на условной границе, либо на своей территории.
Позицию общения А – В4 не зря называют независимой – она не имеет общей границы, но налицо нейтральная полоса;
Кроме занимаемых позиций за столом, для успеха коммуникации и сама форма стола имеет определенное значение. Так, квадратный стол способствует отношениям конкуренции и соперничества между людьми, равными по положению. Такой стол хорош для проведения короткой деловой беседы или для общения начальника и подчиненного. Сотрудничество, как правило, возникает с тем партнером, который сидит рядом, справа. Максимальное сопротивление оказывает сидящий напротив. За прямоугольным столом на встрече партнеров одинакового социального статуса главенствующим считается то место, на котором сидит человек, обращенный лицом к двери. Круглый стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности, и за ним лучше всего проводить беседы людям, равным по рангу.
Важной информацией является и то, как человек сидит на стуле. Люди нерешительные садятся на краешек стула; тот, кто занимает лишь переднюю часть стула – или не очень уверен в своих намерениях, или не собирается задерживаться, а тот, кто занимает весь стул, демонстрирует, что он в полной мере хочет воспользоваться сделанным ему предложением, что он уверен в себе.
Результаты анализа организации пространственной среды в профессионально-деловой коммуникации (Панфилова, 1999) свидетельствуют, что для достижения эффективного результата бесед, переговоров, собраний, совещаний, презентаций и прочего необходимо продумать не только личное пространство для участников коммуникации, но и организацию пространственной среды, то есть адекватную форме и целям встречи расстановку столов и стульев.
Вариант 1. Для передачи односторонней информации возможны вопросы и ответы (например, лектор и аудитория). Формы делового общения: лекция, доклад, информационное сообщение, собрание, митинг.
Коммуникатор (К), передающий информацию, находится перед слушателями, сидящими рядами друг за другом. В такой пространственной среде можно разместить очень много людей, однако рассчитывать на адекватность восприятия и понимания информации сложно. Налицо физический дискомфорт, вторжение в интимную зону, недостаточная видимость и слышимость коммуникатора – отправителя информации, большие трудности в установлении обратной связи. Кроме того, прячась за спины товарищей, некоторые занимаются своими личными делами (разговаривают, читают, разгадывают кроссворды). Часто такую рассадку используют для передачи распоряжений и указаний.
Вариант 2. Для коллективного обсуждения вопросов, проблем, для группового принятия решений. Формы делового общения: деловое совещание, дискуссия, пресс-конференция, брифинг, семинар, деловая встреча, групповая беседа.
Коммуникатор, ведущий разговор, организатор дискуссии, руководитель совещания сидят в центре перед участниками, которые сидят в один ряд полукругом (полуквадратом). Главное преимущество такой посадки – возможность видеть всех и все слышать. Глядя на партнеров, можно «считывать» не только вербальную, но и невербальную информацию, тем самым лучше понимать собеседников или участников спора. Кроме того, при такой организации пространственной среды положение сидящего в центре (организатора разговора) соответствует положению «лидера»; несомненно, такая посадка позволяет деловым партнерам взаимодействовать более эффективно.
Вариант 3. Для переговоров, заключения договоров, контрактов, сделок, протоколов о намерениях. Формы делового общения: переговоры, «круглые столы». Для такого вида делового взаимодействия очень важно изначально занять равноправную позицию. В случае если цели деловых партнеров совпадают, им удается после длительных переговоров найти взаимоприемлемое решение или пойти на взаимные уступки. Цель такого общения – найти возможные точки соприкосновения, преодолеть расхождения и противоречия (кстати, даже когда стол прямоугольный, но удалось о чем-то договориться, как правило, говорят, что встреча прошла за «круглым столом», то есть используется метафора, позволяющая констатировать конструктивность коммуникации).
Вариант 4. Для демонстрации товаров и услуг. Формы делового общения: презентации, ярмарки, выставки, торги и пр.
Специфика перечисленных форм требует организации разнообразной пространственной среды в зависимости от намерений организаторов мероприятия. Так, например, в ходе презентации для демонстрации истории предприятия, представления участников, рассказа о новых видах услуг можно организовать пространственную среду по первому варианту. Для демонстрации товаров используются залы и павильоны, где располагаются специальные стенды, витрины и т.п. Для организации встреч с деловыми партнерами можно применить вариант 2, а для заключения протокола о намерениях – вариант 3.
Кроме того, целесообразно иметь специальное помещение для проведения мероприятий по закреплению отношений в неформальной обстановке (стол а–ля фуршет, шведский или «бокал шампанского»). В неформальной обстановке лучше чувствуют себя те, кто сидит спиной к стене. Известно, что у человека повышается частота дыхания и сердцебиения, увеличивается напряжение, когда спина повернута к входной двери или к окну (особенно если это окно первого этажа).
Таким образом, важно знать и уметь применять в реальной практике общения тонкости делового взаимодействия, не только демонстрируя посетителю, деловому партнеру свой статус, но и создавая условия для комфортного участия в коммуникации. Это позволит наладить доброжелательные отношения, которые повлияют на конструктивность принимаемых решений.
Имидж как средство эффективной УПДК. Имидж – набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с индивидуальностью. Личность, как сконструированный образ, может обладать практически любыми заданными характеристиками, соответствующими ожиданиям окружающих. Понятие имидж синонимично понятию персонификация, но оно включает не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные. Оно объемлет как внешний облик, так и внутреннее содержание человека, его психологический тип. Кроме того, это понятие отвечает запросам времени и общества.
Когда возник имидж? Существует, по крайней мере, две точки зрения на этот счет. Одни ученые уверены в том, что имидж личности интересовал людей с незапамятных времен, соответствующий имидж еще в давние времена фиксировали прозвища: Ярослав Мудрый, Карл Великий и т.д. Другие полагают, что слово имидж в нынешнем его понимании стали употреблять лишь с развитием телевидения. Действительно, XX в. – это время создания кумиров, сознательного конструирования из людей того, что нужно публике. За каждым громким именем стоит конкретное имя «создателя». Они «организуют» слухи о кумирах, окружают их поклонниками, отбирают нужный тип автомобиля, выпускают статьи о них, даже пишут книги и т.д.
Выделяют три возможных подхода к имиджу:
1) функциональный (имиджи классифицируют по их функционированию);
2) контекстуальный (имиджи подразделяют в зависимости от контекста);
3) сопоставительный (в основу положено сравнение близких имиджей).
При функциональном подходе различают следующие имиджи:
зеркальный – имидж, соответствующий нашему представлению о себе: мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы; при этом мы чаще всего видим в себе, особенно в молодости, больше плюсов, чем минусов;
текущий – имидж на взгляд со стороны: необходимо помнить, что непонимание и предубеждения формируют мнение о людях в неменьшей степени, чем их реальные поступки;
желаемый – имидж, который человек стремится себе создать;
корпоративный – имидж организации в целом, а не ее отдельных подразделений: это и репутация организации, и ее успехи, и степень стабильности;
множественный – имидж, который образуется из ряда имиджей независимых структур. К хорошему имиджу стремятся, например, авиакомпании, использующие собственную символику, униформу и т.д.;
отрицательный – имидж, создаваемый оппонентом, соперником, противником.
При контекстуальном подходе имидж классифицируется по социальному контексту, в который вписана личность (имидж политика, имидж бизнесмена, имидж поп-звезды и т.п.).
Сопоставительный подход заключается в сравнении имиджевых характеристик, например, двух лидеров. Их можно сопоставлять по степени компетентности, интеллигентности, готовности к силовому решению и т.д. Чаще всего выделяют идеальный, первичный и вторичный имиджи. Идеальный имидж – усредненное представление людей о качествах желаемого лидера. Идеальный имидж никогда не может быть создан. Первичный имидж – представление о конкретном человеке, личности, субъекте деятельности, сформированное по результатам первичного знакомства с ним. Вторичный имидж – отражение в сознании электората компромисса между стремлением обрести лидера, образ которого зеркально повторяет идеал и желанием избежать лидера, образ которого в наибольшей степени противоречит идеальному представлению. Вторичный имидж возникает только в процессе конкурентной борьбы. Сохраняя базовые черты первичного имиджа, он получает новые, так называемые «поверхностные» черты, обретенные в изменившейся обстановке.
В основу формирования имиджа могут быть положены следующие приемы, влияющие в том числе на качество УПДК:
– многократное повторение;
– непрерывное усиление воздействия;
– «двойной вызов».
Использование многократного повторения основано на старой, но верной аксиоме: хорошо запоминается то, что часто повторяется. Людям требуется время; чтобы сделать воспринятое своим, а многократное повторение побуждает к действию. Непрерывное усиление воздействия – это накопление логических или эмоциональных аргументов. Постепенное их усиление воспринимается более благоприятно, чем взрывное, так как человеческий сенсорный аппарат противится всплескам информации. Если информация переходит порог возможного, то происходит блокировка каналов восприятия и переработки. Использование «двойного вызова» основано на том, что сообщение воспринимается не только разумом, но и подсознанием.
В.М. Шепель считает, например, что создание имиджа – это последовательное исполнение шести мини-технологий. К ним относятся:
1) подтверждение стартовых условий освоения технологии;
2) «строительство» внешности;
3) «коммуникативная механика»;
4) «флюидное излучение»;
5) отработка риторических приемов;
6) сведение всех мини-технологий в одно целое.
Одежда, мимика, жесты, походка многое передают непосредственно в подсознание собеседника независимо от его желания, т.е. визуальное воздействие имиджа происходит как «двойной вызов» – на уровнях сознания и подсознания.
Наполеон Бонапарт говорил: кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает, поэтому необходим интенсивный коммуникативный тренинг. От выбора правильного слова зависит эффективность его воздействиям Здесь могут оказать помощь следующие рекомендации: 1) выработка правила «Я охотно сделаю это»;
2) употребление преимущественно слов, подчеркивающих надежность и добросовестность человека; 3) включение во фразы активных глаголов.
Необходимо знать и типичные ошибки, допускаемые общающимися. К ним относятся:
– построение слишком длинных фраз;
– использование слишком длинных слов (не следует употреблять, однако, только короткие слова);
– введение в речь безличных предложений (лучше больше использовать определенно-личные местоимения);
– частое использование безличных глаголов (вместо «предлагается занять места» лучше сказать «предлагаю вам занять места»);
– нерешительность выступающего (впечатление нерешительности выступающего создается у слушателей, когда он часто прибегает к сослагательному наклонению);
– чрезмерная вежливость (лучше избегать фраз вроде «позвольте привлечь ваше внимание»);
– злоупотребление модными словечками;
– злоупотребление утверждениями (если часто прибегать к утверждениям, то в выступлении образуется много уязвимых мест – стоит попробовать чаще облекать свои мысли в форму вопросов);
– использование только «закрытых» вопросов (если нужно активизировать внимание слушателей, не нужно задавать им только односложные вопросы);
– слишком быстрая, без паузы, речь (чем больше слушателей, тем медленнее следует говорить);
– отсутствие зрительного контакта (при вопросе не следует отводить глаз, чтобы лучше сосредоточиться).