Психология зрелых возрастов: молодость, зрелость, старость
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
РАЗДЕЛ 2.
Психическое развитие и личностное становление на разных этапах онтогенеза
Лекция 4. Психология зрелых возрастов: молодость, зрелость, старость
Психология молодости. Физическое и когнитивное развитие в период молодости. Развитие вербальной кратковременной памяти: наиболее высокие показатели развития приходятся на возраст от 18 до 30 лет и низкие с тенденциями все большего снижения – на возраст 31-40 лет. Образная память подвергается с возрастом наименьшим изменением, долговременная память отличается большим постоянством в возрасте от 18-35 лет и снижением уровня своего развития в период от 36 до 40 лет. У большинства людей при достижении молодости мышление отличается более гибкими переходами во взаимосвязях образных, логических и действенных компонентов. На протяжении периода наблюдается неравномерность в развитии конкретных видов мышления. Пики некоторых функций, например лексических, достигают максимум в 40 лет. В то же время некоторые другие функции снижаются после 30 лет. Такое снижение характерно для интеллектуальных функций, связанных скорее не с речью, а с моторикой. Практическое мышление имеет самые высокие показатели развития в возрасте 31-32 и 34-35 лет. Причину подобного расхождения в существовании различных условий развития мышления человека. Развитие мышления идет параллельно с развитием речи. У человека происходит преобразование самой структуры речи, изменяется ее логический и грамматический состав. Переход от простого предложения к сложно-распространенному с двумя, тремя и четырьмя членами. По мнению Б.Г. Ананьева, речемыслительные функции в целом противостоят общему процессу старения и сами значительно позже всех других психофизиологических функций. Происходят качественные изменения в развитии и других познавательных процессов. В частности особенности развития внимания. Наибольшим возрастным изменениям подвергаются объем, переключаемость и концентрация внимания существенно не изменяются. Показатели развития нарастают постепенно в пределах возраста от 18 до 33 лет. После 34 лет происходит снижение показателей уровня развития свойств внимания. Наиболее высокие показатели уровня развития объема, переключение и избирательности приходятся на возраст от 27-33.
Психосексуальное развитие. Существует мнение, что основа устойчивости семьи - гармония в сексуальных отношениях. Но сексуальная гармония не может быть гарантией стабильности семьи по той причине, что все потребности, подконтрольные принципу удовольствия подвержены пресыщению и привыканию. Н.В. Самоукина отмечает, что при физической близости может возникнуть сексуальная зависимость, которая связывает людей на к акой-то период даже тогда, когда они не подходят друг другу. Но она проходит, и кроме секса людей ничего не связывает. Уровень Развития психики человека определяет доминирование в его жизни психологического, а не физиологического начала. Также определяющая роль в судьбе брака принадлежит не физиологическим, а психологическим факторам. Даже если молодые супруги быстро разводятся по причине сексуальных затруднений, это свидетельствует лишь о том, что ничто существенное их не объединяло.
Создание семьи. Для молодости характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальный и др. факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни созданию семьи. В этот период подавляющее большинство заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Человек реализует очень значимую для себя и другую сторону своего предназначения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своего жизненного устройства. Одновременно он удовлетворяет одну из своих главных потребностей в сфере отношений с другими людьми.
Родительство. В период ожидания ребенка супруги оказывают друг другу эмоциональную поддержку. С рождением ребенка резко возрастают физ. и эмоциональные нагрузки молодых родителей, связанные с нарушением сна и привычного уклада жизни, финансовыми расходами, повышенной напряженностью и конфликтами по поводу распределения обязанностей. Мать утомлена, отец чувствует себя отвергнутым, и оба испытывают ограничения своей свободы.
Профессиональная деятельность в период молодости. При удачном выборе жизненного пути уже в молодости человек достигает в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Те, кто выбрал научную деятельность, как правило, становятся кандидатами наук. Во всех видах искусства признание новых талантов тоже в основном происходит в молодости. Люди, выбравшие инженерно-техническую деятельность, также уже в молодости проявляют себя способными организаторами производства, высококвалифицированными специалистами-технологами, конструкторами. Наиболее талантливые из них в молодые годы становятся руководителями производственных коллективов или главными специалистами предприятий по соответствующим направлениям. Не составляют исключение и те, кто выбрал рабочие профессии. Если выбор сделан не случайно, уже в молодости рабочий становится мастером в своем деле и получает признание в производственном коллективе. Как и при других вариантах удачного проф. самоопределения, вместе с мастерством обретается чувство профессиональной компетентности, очень важное для личностного развития в молодости. Таким образом, в молодости, помимо выбора спутника жизни и создания семьи, человек развивается и реализуется, утверждая себя в выбранном деле, приобретая профессиональное мастерство и компетентность. Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.
Кризис 30 лет. Приблизительно в 30 лет, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности. Кризис 30 лет возникает в последствие нереализованности жизненного замысла. Если при этом же происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной личности», то речь дет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Только в этом случае развитие могут «сковывать» семья, профессия, привычный образ жизни, может сузиться реальное поле «отпущенных человеку возможностей». Если же жизненный путь выбран, верно, то привязанность к «определенной деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его личность. Кризис 30 лет нередко называется кризисом смысла жизни. Действительно, именно с приходом кризиса обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски знаменуют переход от молодости к зрелости.
Психология зрелости. Зрелость и психологический возраст. Развитие человека в зрелости связано с динамикой его психологического возраста. Выделяют три взаимосвязаных, но не совпадающих друг с другом возраста хронологический (паспортный), физический (биологический) и психологический. Физический возраст человека нередко сильно отличается от паспортного. И в сорок лет можно выглядеть и, главное, иметь состояние всех систем организма как у молодого человека, а можно обнаруживать все признаки старения, увядания.
Психологический возраст характеризует то, каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст, хотя тоже далеко не всегда и во всем с ним совпадает. Психологический возраст - это возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности. Человек, относя себя к определенному возрасту (чувствуя или осознавая себя молодым, зрелым или старым), ориентируется не столько на возрастные рамки, сколько на содержание периода - специфическую для него Психофизиологические и морфофункциональные изменения в зрелый период. В настоящее время принято считать, что средний возраст человека хронологически охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60 лет. Именно в это время в организме человека начинают происходить закономерные физиологические изменения, к которым ему также приходится приспосабливаться: ухудшается зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психологически переносят крайне тяжело. Кроме того, в этом возрасте у многих впервые начинают появляться серьезные проблемы со здоровьем. Возрастные изменения, которые можно наблюдать у людей 40-60 лет, выражаются, прежде всего, в снижении физических возможностей. Это отражается на характеристиках психофизических функций человека, затрагивает сенсомоторные моторные процессы, а также деятельность его внутренних органов и систем. Зрение. 50 лет-это тот рубеж, когда острота зрения начинает снижаться более быстро. Однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем в годы молодости. Слух. Слух в целом становится менее острым после 20-летнего возраста, продолжая ухудшаться и далее, что вызывает у человека определенные трудности при восприятии звуков высокой частоты. В целом снижение слуха в среднем возрасте редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять человеку вести обычный разговор. Вкусовая, обонятельная и болевая чувствительность человека также снижается в период средней взрослости, но эти изменения происходят более плавно, чем снижение слуха и зрения. Внимание же в возрасте 41-46 лет достигает наивысшего уровня.
Профессиональная продуктивность в зрелом возрасте. Понятие «акмэ». Люди, достигшие данного возраста, обладают наилучшими возможностями для активного обучения и самообразования. При удачном выборе профессиональной деятельности человек к зрелому возрасту накапливает в своей профессиональной области такой опыт, что объект труда становится для него максимально проницаемым, а свою работу он выполняет играючи. Проблемы профессиональной продуктивности часто связывают с понятием «акме» - вершины, поры расцвета. Достигая в зрелости своего расцвета и, соответственно, пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессиональной мастерства, творческого потенциала. Затем наступает спад, постепенное убывание проф. продуктивности. Одной из серьезных проблем, с которой могут сталкиваться люди в период средней взрослости, является смена места работы или даже профессиональной деятельности. Остаться без работы к концу периода средней взрослости для многих является пугающей перспективой, связанной с утратой жизненных целей, ухудшением материальных условий и ощущением, что жизнь прожита и впереди только старость. Средний возраст - это не только период сохранения достигнутого, но и время серьезной переоценки профессиональной карьеры, когда человек может ощущать разочарование в работе гораздо больше, чем в ранней или поздней взрослости. Между тем, лишь малая часть людей резко изменяют свою профессиональную карьеру в середине жизни. В целом смена профессионального пути затрагивает тех людей, которых к этому вынуждают жизненные обстоятельства. Однако меняют профессию и те, кто чувствует, что их способности не используются в полной мере на той работе, которая у них есть.
Кризис 40 лет жизни. Кризис середины жизни - психологический феномен, переживаемый людьми в возрасте 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. Очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что жизнь прошла бессмысленно. В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем, фоне настроений. Кризис середины жизни чаще всего и в первую очередь грозит тем, кто склонен, избегать самоанализа, и использует защитный механизм отрицания, стараясь не замечать перемен, происходящих в его жизни и в организме. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно, по мере того как на смену юношеским мечтам о славе, богатстве приходят более реалистичные ожидания.
Проблема разводов в среднем возрасте. Если семья имеет главное значение в жизни человека, а отношения внутри семьи не удовлетворяют его потребностей в заботе и безопасности, то выходом из такого положения нередко бывает развод. Мотивы развода супружеских пар в период средней взрослости остаются те же, что и у молодых супругов: они хотят получать от совместной жизни больше, чем имеют в настоящее время. Наиболее частыми мотивами развода являются пьянство, измена или подозрение в измене. Значительное число людей, особенно проживших вместе больше 15 лет, воспринимают развод как поражение. Тот, кто являлся инициатором развода, может ощущать грусть, гнев, вину, но также чувство контроля над ситуацией. Партнер, который не принимал решение о разводе, часто чувствует себя отвергнутым. Если семья представляла для него основную жизненную ценность, то последствия могут быть достаточно тяжелыми от депрессии до потери желания жить. Большая часть супругов справляются со своими проблемами уже через 2-3 года. Те, у кого жизнь складывается вполне благополучно, обычно вступают через 3-4 года в повторный брак.
Отношения между поколениями в зрелости. Важным моментом в жизнедеятельности людей среднего возраста являются отношения с взрослыми детьми. Основные хлопоты родителей связаны с перестройкой отношений со вступившими в брак детьми, оказание им материальной помощи, помощи в обретении ими собственного жилья и с уходом за их маленькими детьми (внуками). Еще одним важным аспектом жизнедеятельности человека в этом возрасте является оказание помощи престарелым родителям и уход за ними. Основная проблема здесь – это здоровье пожилых людей. Забота о престарелых родителях является традиционной для большинства народов, населяющих Россию, поэтому их соматическое неблагополучие – еще одна причина, по которой возрасте в 50 лет в условиях современной России трудно назвать «лучшим». С учетом продолжительности жизни в России подавляющее большинство людей среднего возраста переживают трагедию потерю родителей. Она становится тем более тяжелой, что по статистике большинство людей умирает, находясь еще если не в трудоспособном, то, по крайней мере, активном возрасте. Трагедия потеря родителей влечет за собой и определенные психологические последствия взрослый, во-первых, становится «сиротой», во-вторых, он вынужден на себя принять ответственность за своих родных, в-третьих, у него появляется мысли о том, что следующим умрет он.
Психология старости. Основные линии онтогенеза в старости. Доживание характеризуется полной потерей психологического будущего, жизненных перспектив. Оно может иметь место при различных видах направленности личности. При гедонистической направленности часто просто не доживает до возраста, соответствующего поздней зрелости. Здесь можно считать доживанием тот финальный отрезок существования, на протяжении которого в следствии резкого ухудшения состояния здоровья становится недоступным прежний образ жизни, когда привычными удовольствиями и развлечениями приходится жертвовать ради самосохранения. Доживание, т. о. обусловлено именно резким физическим старением и всегда совпадает с ним по времени. При эгоистической направленности доживание является хотя и не единственным, но наиболее характерным вариантом развития. И связано не с физическим старением, а с психологическим фактором – резкой потерей психологического будущего, человек осознает, что все, чего он для себя добивался в жизни, вдруг обесценилось. При данной направленности одновременно обесценивается и вся предшествующая жизнь, поскольку обесценились все достигнутые ею результаты.
Смена ведущей деятельности при вступлении в возраст поздней зрелости может быть при всех видах направленности, кроме гедонистической. В последнем случае ввиду простоты жизненного мира возможна только одна деятельность – по обеспечению удовольствий и развлечений. При эгоистической направленности смена ведущей деятельности означает достаточно резкое сокращение, но не полную утрату психологического будущего. Человекнаходит себе новое занятие, позволяющее удовлетворить один из его менее значимых мотивов (здесь все же присутствует элемент доживания). При духовно-нравственной и сущностной направленности смена ведущей деятельности при вступлении в возраст поздней зрелости не приводит к принципиальным изменениям жизненного пространства. Этому способствует его высокая насыщенность духовно-нравственными мотивами. Человек находит себе новую работу , отвечающую одному из таких мотивов, либо делает главной какую – либо сущностную сторону жизни, не связанную с ее трудоустройством. Те или иные увлечения довольно часто выдвигаются на первый план, становятся главной стороной в жизни после ухода на пенсию.
Сохранение основного содержания жизни имеет место при духовно-нравственной и сущностной направленности личности. Такая линия развития обычно присуща людям, живущим творчеством. Кроме того, основное содержание жизни поздней зрелости нередко сохраняется, когда главной ее стороной является семья или какое-либо увлечение, любимое занятие не связанное с профессией. Чаще характерно для женщин (в поздней зрелости женщина продолжает жить жизнью выросших детей и внуков)
Физические аспекты старения. У пожилых людей мышечная и нервно-психическая деятельность неуклонно снижается. Основными характеристиками возрастных изменений, происходящих в функциональных системах организма в старости, являются снижение силы и подвижности человека, а т.ж. ослабление общего тонуса. У людей в этом возрасте ухудшаются: зрение – к 60 годам, слух – к 50-55, мышечная сила и эластичность кожи - к 60, вкус – 80 годам. Эти изменения заметны на столько, что они оказывают влияние на поведение. Вследствие уменьшения мышечной массы снижается физическая сила, подвижность и выносливость. Ухудшается тонкая моторика и увеличивается время реакции. Снижение психофизических возможностей в пожилом возрасте бывает обусловлено не только самим по себе процессом старения, но и болезнями и депрессивными переживаниями, связанными с потерей близких людей.
Теории старения. Стохастические теории старения. Согласно им, организм стареет в результате случайных повреждений, вызываемых происходящими в нем процессами, так и наносимых окружающей средой. Эти теории иногда называют теориями изнашивания. Согласно одной из таких теорий, лишние вещества, например липофусцин, накапливаются в клетках, крови и мышцах. Занимая в клетках слишком много места, эти вещества мешают нормальному протеканию внутриклеточных процессов, замедляя их. Более популярная стохастическая теория объясняет старение действием осколков молекул, называемых свободными радикалами. Обычно при использовании клетками кислорода образуются высокоактивные химические агенты, готовые соединяться с чем угодно. Эти свободные радикалы вступают в реакцию с другими внутриклеточными химическими соединениями и могут нарушать нормальное функционирование клетки. Существуют и другие стохастические теории, связывающие процесс старения с повреждением ДНК в генах. Известно, что ультрафиолетовые лучи солнца могут причинять ущерб ДНК в клетках кожи. Обычно, когда в клетке повреждены гены, клетка либо самовосстанавливается, либо погибает. Теории генетически запрограммированного старения. Согласно им, старение определяют запрограммированного действия специфических часов. Считается, что средняя продолжительность жизни человека определяется примерно 200 генами. Запрограммированное старение часто связывают с ходом биологических часов. Эти часы, возможно, содержатся в каждой клетке, а возможно их роль выполняет единый клеточный водитель ритма, находящийся, например, в головном мозге. В другой теории заведенных часов высказывается предположение, что нечто подобное таймеру помещается в гипоталамусе, а также в гипофизе. Вскоре после наступления пубертата гипофиз выделяет гормон, вызывающий начало процесса старения, который будет протекать с запрограммированной скоростью. Возможно, биологические часы также управляют иммунной системой человека, которая до 20 лет набирает силу, а затем постепенно ослабевает. Создатели некоторых теорий считают, что именно со спадом в деятельности иммунной системы связаны многие возрастные явления включая подверженность онкологическим заболеваниям и таким инфекциям, как грипп и пневмония.
Причины изменения познавательных способностей в старости. Снижение познавательной деятельности у людей, достигших такого возраста, может быть обусловлено разными причинами: Прямые причины – снижение интеллектуальных характеристик относятся заболевания мозга (болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга). Косвенные причины – общее ухудшение здоровья , низкий уровень его образования, отсутствие мотивации к познавательной деятельности. Деменция – приобретенное слабоумие. Комплекс нарушений включающий дефекты познания, прогрессирующую амнезию и изменение личности, связанные с наступлением старости. Сенильная деменция поражает только 3-4% людей старше 65 лет. У людей, страдающих старческим слабоумием, ограничена способность к пониманию абстракций. Им не достает воображения. Они могут без конца повторять одно и то же, значительно медленнее соображают, плохо помнят недавние события. Распространенность деменции среди старых людей во многом обусловлено особенностями культуры общества, в том числе особенностями отношения к лицам преклонного возраста. Около 50% людей с диагнозом «старческое слабоумие» страдают болезнью Альцгеймера – связанной с разрушением мозговых клеток коры головного мозга.
Периоды поздней взрослости. Предстарческий. Для человека, перешагнувшего первое десятилетие взрослости, характерно наличие относительно крепкого здоровья и избытка энергии, которую молодой пенсионер направляет на поиск новых разнообразных видов деятельности. Некоторые используют оказавшееся в их распоряжении свободное время для самосовершенствования или для общественной и политической деятельности. Другие продолжают регулярно заниматься спортом и проявляют сексуальную активность. Многие молодые пенсионеры по-прежнему испытывают потребность что-то давать окружающим, что-то делать или кого-то учить. Человек, перешагнувший 60-летний рубеж, движим во многом все еще теми же желаниями и потребностями, которые побуждают к действию более молодых людей. Это потребность в самореализации, созидании и передаче наследства следующему поколения, в активном участии в жизни общества, ощущение полезности и значимости для него.
Старость. После 70 лет большинство пожилых людей сталкиваются с болезнями и потерями. Смерть близких людей среди друзей и родных сужает круг общения, а болезни ограничивают для многих возможности пространственного передвижения. Главная и основная потребность – поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. Очень важно, что бы в таком возрасте эта потребность не осталась единственной, и человек продолжал сохранять интерес к жизни, систему ценностей, установок жил решением реальных насущих вопросов, а не воспоминаниями. У 70-80 летних людей пропадает желание участвовать в общественной жизни, происходит сосредоточение интересов на своем внутреннем мире. В тоже время интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью, то есть к тому, что называют хобби, не ослабевает. Они продолжают принимать участие в ситуациях, в которых можно проявить свои способности и умения. Стараются нести личную ответственность за порученное дело, ставят перед собой реальные цели, адекватно соотнося свои желания и возможности. Продолжают строить планы на будущее. Творчество занимает особое место в жизни пожилых людей. Мотивация творческой деятельности позволяет сохранить высокую работоспособность до глубокой старости. После 70 лет среди выдающихся деятелей науки и искусства редко встречается та или иная форма старческой деменции, слабоумия. Желание творить выступает в качестве одного из ведущих факторов психологического и биологического долголетия.
Позднестарческий период. Возраст, оказывающий разрушающее воздействие на здоровье человека, является только отягчающим фактором, ограничивающим возможность человека поддерживать самостоятельно социальные и культурные контакты. Большинству 80-летних людей становится все труднее, чем раньше, приспосабливаться к окружающему миру и взаимодействовать с ним. Их потребность в уровне бытовых условий становится значительно менее притязательной. Многим людям в этом возрасте требуется покой и возможность уединения с наличием внешних стимулов, в качестве которых могут выступать навещающие родственники, помощь со стороны социальных организаций, телевизор или радио. Особое значение для человека приобретает забота и внимание со стороны других людей. Удовлетворение потребности в позитивном внимании, когда тебя воспринимают как обузу и проблемы, а любят просто за то, что ты есть, позволяет старым людям жить реальными и собственными ценностями. Несмотря на то, что с возрастом проблемы со здоровьем усугубляются, человек и после достижения 90 лет может проявлять интерес к жизни, находить новые, позволяющие использовать свои возможности наилучшим образом.
Смерть как финальная стадия человеческого развития. Стадии приспособления к умиранию. Поздняя зрелость – последний этап жизненного пути человека, в связи, с чем встает ряд вопросов, связанных с концом жизни, с отношениями к смерти. Отношение человека к смерти может зависеть от множеств различных факторов, в том числе от внешних обстоятельств. Но в основном, оно определяется направленностью его личности и, в конечном счете, реальным содержании самой жизни. Если человек тяжело и безнадежно болен, конец жизни представляет собой более или менее длительный процесс умирания. Э. Кюблер-Росс описал его как 5 следующих друг за другом стадий:
1) отрицание (возможность смерти не признается, сохраняется надежда на ошибочность диагноза).
2) гнев (осознание близкой смерти приводит к фрустрации, кружению надежд и планов).
3) торг (поиски возможностей продлить жизнь, диалог с Богом или врачом).
4) депрессия (чувство безнадежности).
5) принятие (смирение и ожидание неизбежного финала). Не существует универсальной последовательности стадий, не все переживания присущи каждому человеку. Нередко процесс умирания вообще может происходить совсем по другому. Многое зависит от условий, в которых находится больной. Американский психолог отмечает позитивную роль хосписов, создаваемых для умирающих от спида и рака. Характер самого процесса умирания, ухода из жизни, определяется главным образом личностью человека. У людей с эгоистической направленностью перед неминуемой смертью часто возникает отчаяние, страх смерти сочетается с нравственными страданиями. По-другому уходят из жизни люди с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности. Даже при наличии тяжелой болезни может до конца продолжаться личностный рост. Духовно-нравственный и сущностной направленности личности человек приходит к «осознанию безусловного значения жизни перед лицом самой смерти».
Добровольный уход из жизни. Имеет ли человек право на добровольный уход из жизни. Одни полагают, что человек волен сам распоряжаться своей жизнью и вправе прекратить ее немучительно, когда возраст и болезни все равно не оставляют никаких перспектив. Другие считают, что умирать надо только естественной смертью, несмотря на все имеющиеся фатальные болезни, ибо со стопроцентной вероятностью никто не скажет, действительно ли в данном конкретном случае болезнь закончится летальным исходом или нет. В последние годы ведется активные дискуссии по поводу возможности оформления правового статуса эвтаназии (это действия врача, целью которых является вызвать смерть безнадежно больных людей). Различают активную и пассивную эвтаназию. При активной эвтаназии врач использует спец. средства, ускоряющие наступление смерти. Это может быть смертельная инъекция какого-либо вещества, передозировка снотворного. Пассивная эвтаназия означает отказ от мер, способствующих поддержанию жизни. Пассивная эвтаназия не предполагает никаких активных действий, непосредственно приводящих к смерти. В данном случае речь идет о прекращении поддерживающих жизнь процедур, в результате чего наступает естественным путем. С юридической точки зрения активная эвтаназия недопустима. В настоящее время она рассматривается как, безусловно противозаконное действие, а врач подлежит наказанию суда. В случае пассивной эвтаназии главной проблемой является вопрос:
когда врачи уже имеют достаточные основания для того, что бы отключить системы, поддерживающие жизнь больного? В качестве таких критериев можно выделить:
1) невосприимчивость и отсутствие реакции.
2) отсутствие движения и самостоятельного дыхания. Отсутствие любой самопроизвольной мышечной активности.
3) отсутствие рефлексов.
4) ровная линия ЭЭГ, свидетельствующая об отсутствие активности мозга.
5) отсутствие притока крови к мозгу и циркуляции внутри него.