Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психология зрелых возрастов. Критерии взрослости. Виды возрастов

  • 👀 1390 просмотров
  • 📌 1357 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Психология зрелых возрастов. Критерии взрослости. Виды возрастов
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психология зрелых возрастов. Критерии взрослости. Виды возрастов» docx
Конспект лекций Тема. Психология зрелых возрастов 1. Критерии взрослости. Виды возрастов 2. Молодость как начальный этап зрелости 3. Средняя взрослость. Кризис 30 лет 4. Переход к зрелости 1. Критерии взрослости. Виды возрастов Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в периодической печати. Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция - всё это и многое другое присуще людям в любом возрасте. Актуальность данной темы заключается в том, что от знания и понимания причин, закономерностей, возрастных особенностей человека зависит организация системы обучения и воспитания, организации различных общественных институтов, таких как детский сад, школа, профессиональное обучение, отношение к пожилым людям. Целью работы является изучение изменений, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: - рассмотреть особенности каждого этапа взросления; - обозначит критерии «зрелой взрослости»; - соотнести и проанализировать каждую возрастную группу. Давайте поговорим о том, кто взрослый, каковы критерии для определения взрослой жизни. Разделите критерии на объективные и субъективные или наблюдаемые и неочевидные. Наблюдаемые/объективные: - развиваются навыки самообслуживания (одежда, мониторинг личной гигиены, можно приготовить еду); - умение работать (выполнять соглашения, ориентироваться на текущую задачу, определять основную и второстепенную, помнить о цели); - готовность соблюдать правила приличия, культурные и рабочие нормы. В общем, человек способен делать все это в подростковом возрасте, а некоторые даже раньше - при переходе из начальной школы в старшую. То есть критерии хорошие, но о зрелости мало что говорят, особенно ментальные. С точки зрения психологии, зрелость – это способность выдерживать противоречие, не расщепляя себя и окружающий мир. Для этого нужно уметь выдерживать дискомфорт. Это субъективный или неочевидный критерий взрослой жизни. Выдерживать дискомфорт означает: • Обратить внимание на дискомфорт и воспринимайте его как внутреннюю реакцию на внешние процессы; • Отслеживать проявления дискомфорта и меру его тяжести (обратите внимание на наращивание и снижение, какие телесные ощущения, мысли, действия проявляют дискомфорт); • Уметь исследовать природу дискомфорта, находить связь между внутренним процессом и внешними обстоятельствами; • Быть в состоянии регулировать степень дискомфорта, влияющих на ваше поведение или мышление. Хронологический возраст – это возраст человека, от момента зачатия до конца жизни (паспорт). Биологический возраст - определяется состоянием определенных свойств и функций организма по сравнению со средним уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста. Психологический возраст – это уровень развития психических процессов человека. Это определяется путем соотнесения уровня умственного развития человека с соответствующим нормативным средним комплексом симптомов. Психологический возраст - как человек чувствует и реализует. Он имеет большое влияние на физический возраст. Психологический возраст - возрастное оценка, которая может быть разной степени осознанности - является аспектом самосознания, связанным с понятиями времени. Перспектива времени расширяется с возрастом. В зрелости изменения временной перспективы связаны с другим чувством течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сокращаться и растягиваться. С возрастом ценность времени меняется, «личное время» становится все более важным, благодаря развитию самосознания, осознанию конечности его существования и необходимости реализовать свой потенциал для не столь долгой жизни. Психологическое время наполнено событиями, будущими целями и мотивами, развернутыми в этой деятельности. Время, которое включает в себя много впечатлений, достижений, событий и т.д., воспринимается как быстрое течение, и становится психологическим прошлым, кажется долгим. Психологический возраст зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне ее он не существует. Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Следовательно, на переходном этапе между зрелостью и поздней зрелостью мы вновь сталкиваемся с последним кризисным периодом, отмеченным психологами, - кризис ухода на пенсию. Социальный возраст — определяется путем соотнесения уровня социального развития человека со среднестатистической нормой для его сверстников. Социальный возраст связан с социальными изменениями, которые происходят в психике и зависят от возраста. К ним относятся важнейшие жизненные события человека, так называемые социальные часы (время вступления в брак, начало и завершение обучения и т.д.), а также возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Стадии развития разных возрастов имеют свои особенности. Полагая, что эти этапы представляют собой универсальную черту человеческого развития, Эриксон указывает на культурные различия в том, как каждый этап решает проблемы. Он считает, что в каждой культуре существует «решительная координация» между развитием личности и его социальной средой. Это координация называется "зуб колесо жизненного цикла" - закон согласованного развития, который дает поддержку развивающейся личности, когда он особенно нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений взаимосвязаны. 2. Молодость как начальный этап зрелости Период молодости – это период самоопределения. Самоопределение - социальная, личная, профессиональная, духовная и практическая - является главной задачей подросткового возраста. Процесс самоопределения основан на выборе будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение связано с задачами социального и личного самоопределения, поиском ответов на вопросы: кем быть? и что делать?, с определением перспектив жизни, с дизайном будущего. В переходе от подросткового возраста к подростковому возрасту происходит изменение отношения к будущему: если подросток смотрит в будущее с точки зрения настоящего, то молодой человек смотрит на настоящее с точки зрения будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути молодых мужчин и женщин, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Образовательная деятельность становится образовательной и профессиональной, реализуя профессиональные и личные устремления молодых мужчин и женщин. Лидирующие места среди старшеклассников занимают самоопределение и подготовка к самостоятельной жизни с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личный смысл и становятся значимыми. Основные модели развития в подростковом возрасте определяются в конкретном содержании и условиях образования и развития молодого человека. Одним из достижений этого этапа является новый уровень развития самосознания. • открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности. • стремление к самопознанию. • формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. • самоуважение • становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я - лично отвечаю за это!" Исследование, проведенное Л.А. Голови, показало, что профессиональное самоопределение, общее перспективное планирование жизни в значительной степени зависят от гендерных и индивидуально-психологических характеристик. Например, молодые мужчины имеют долгосрочное влияние на профессиональное самоопределение: чем больше планов на будущую жизнь определяется, тем выше уровень профессионального развития и степень уверенности в профессиональном выборе. Девочки имеют жизнь и профессиональное самоопределение, не связанное, они характеризуются большой эмоциональностью и ситуальностью самоопределения, менее целостным мировоззрением. У молодых мужчин профессиональное самоопределение органично включено и формируется в соответствии с общей жизненной перспективой. Ближайшие планы девушек определяются в основном когнитивными интересами, уровнем эмоциональной возбудимости. Молодые люди имеют большое влияние на планирование ближайшего будущего – это интеллектуальные показатели (комбинаторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля. Долгосрочное планирование жизни молодых людей, независимо от пола, в первую очередь зависит от уровня самообеспечения и характеристик социального мужества. Молодые люди также активно участвуют в таком планировании. В годы молодости все имеет характер абсолютного, в то же время характер временного. Это странная и сама по себе противоречивая ситуация, но совсем не тревожная для самих молодых людей. Суды и чувства абсолютны - по крайней мере на данный момент! Каждый выбор является "временно-абсолютным". Таким образом, особенность подросткового возраста заключается в том, что в это время происходит активное вовлечение в общество через развитие и использование способностей в профессиональной деятельности. А это предполагает более высокий уровень образования человека как личности и субъекта образовательной и образовательной деятельности, формирование его основных составляющих - характера, способностей социальной и профессиональной ориентации, ценностной ориентации и самосознания. Молодость - это прежде всего время создания семьи и устройства семейной жизни, время выбранной профессии, определение отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Выбор спутника жизни и создание семьи — одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. Создание семьи чрезвычайно важно для личного развития. От того, как формируется семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека - его духовный рост, развитие способностей и т.д. Неудачные браки могут препятствовать личностному росту человека и его профессиональному прогрессу, негативно влиять на отношения в будущем с представителями другого пола, на целостное отношение к миру. Как отмечает И.И. Кулагина, после 30 лет первые браки довольно редки. Социологические исследования показывают, что люди, не создавшие семьи до 28-30 лет, в будущем, как правило, не в состоянии этого сделать. Они привыкают жить в одиночестве, становятся слишком требовательными к другому человеку, у них есть жесткость привычек, часто затрудняя совместную жизнь. Рождение детей имеет большое значение. Создание семьи является социальной проблемой ("развитие") для молодежи; молодые годы чувствительны к поиску и поиску партнера по жизни. Ведущая деятельность в период молодости — профессиональная. В этот период происходит овладение выбранной профессией. Уже в молодости человек может достигнуть в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Вместе с мастерством обретается чувство профессиональной компетентности, чрезвычайно важное для личностного развития в молодости, особенно когда выбранная профессия соответствует призванию. В молодости обнаруживается стремление к самовыражению (в выборе профессии, в карьере); вырабатывается индивидуальный жизненный стиль, обретение и реализация индивидуальных смыслов жизни; происходит выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей. Центральные возрастные новообразования этого периода — это семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. В период молодости происходит включение во все виды социальной жизни и овладение различными социальными ролями, продолжается профессиональное самоопределение, усложняются критерии оценки себя как профессионала. В молодости продолжается интеллектуальное развитие, проявляется способность к усвоению нового (открытия в науке чаще совершают молодые). Что касается развития мышления, единой точки зрения в психологии нет. Одни исследователи считают, что интеллектуальное развитие заканчивается в детском возрасте, другие — что качественные преобразования происходят и во взрослом периоде жизни. В молодости заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Важной стороной жизни в молодости является также установление и развитие дружеских связей. По мнению многих психологов, дружба в этот период, как и любовь, выходит на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость. Чаще всего друзей объединяют близкий возраст, социальное положение, культурный уровень, ценности и социальные установки. Кроме того, дружба обычно возникает между лицами одного пола. Дружеские отношения складываются в совместной деятельности (в производственных коллективах). Встречаются дружеские отношения молодых людей с людьми старшего возраста. Они складываются, как правило, также в совместной производственной деятельности. 3. Средняя взрослость. Кризис 30 лет К 30 годам человек находится на вершине развития своих интеллектуальных способностей, добивается определенных результатов в профессиональной деятельности, устраивает семейную жизнь. Подведены первые итоги жизни. Кризис 30 лет. Молодой человек вступает в период молодежного кризиса. Кризис 30-х годов находит свое отражение в изменении восприятия своей жизни, иногда потере интереса к тому, что в нем было главным, а в некоторых случаях даже к разрушению прежнего образа жизни. Иногда происходит переосмысление себя, что приводит к переоценке ценностей. Это означает, что идея жизни оказалась неправильной, что может привести к смене профессии, образа жизни, к пересмотру их отношений с другими. При удачном выборе привязанности к определенной деятельности определенный образ жизни, ценности и ориентации не ограничиваются, а наоборот, развивает его личность. Кризис 30 лет часто называют кризисом смысла жизни, в целом он знаменует собой переход от молодости к зрелости. Проблема смысла возникает, когда цель не соответствует мотиву, код не достигает предмета необходимости, т.е. когда цель была поставлена неправильно. Когда дело доходит до смысла жизни, то общая цель жизни, т.е. план жизни, неверна. "Смысл жизни означает внутренне мотивированную, индивидуальную ценность для субъекта его собственных действий, действий, предпринятых в целом и опытных как истинных и ценных". Решение кризиса зависит от индивидуальных особенностей, от специфики ситуации (предыдущая, присутствуют). Исследователи выделили возможные пути решения профессионального кризиса молодежи: 1. Прекращение профессионального роста — стабилизация на достаточном уровне, ограничение профессиональных притязаний и смещение основных мотивов в другие сферы жизни. 2. Упрочение одной из сторон профессиональной деятельности — выбор одного из наиболее успешных профессиональных направлений и повышение квалификации без выхода за его узкие границы. 3. Конструктивное решение — профессионал находит новые пути развития, приводящие к выходу на качественно иной, более высокий профессиональный уровень. 4. Деструктивное разрешение — срыв, выражающийся в конфликтах, смене работы, попытке начать все сначала. Таким образом, в юности человек начинает самоутверждаться в жизни, реализовывать поставленные цели. В молодости большинство людей встречают партнера по жизни и завести семью, приобретают профессиональные навыки. Молодость – это расцвет любовных отношений. Уровень индивидуального таланта является внутренним фактором. Известно, что более одаренные люди имеют долгосрочный интеллектуальный прогресс, инволюция происходит позже и происходит медленнее, чем менее одаренные. Внешний фактор представляет собой набор условий, которые зависят от социально-экономических и культурных условий. Таким внешним фактором в первую очередь является образование, которое, по словам С. Пако, значительно сопротивляется старению, тормозя процесс инволюции. Однако если школьное образование является универсальным и обязательным, то улучшение послешкольного образования является не только объективным - социально-экономическим, но и личным кондиционированием. Тенденция к самореализации и саморазвитию среди многих молодых людей является важным стимулом для улучшения образования и когнитивных интересов. Поэтому развитие когнитивной сферы людей в возрасте 20-40 лет неразрывно связано с развитием и формированием личности. Исследования мышления у взрослых показали, что у большинства людей, достигнув возраста ранней взрослой жизни, мышление отличается более гибкими переходами в отношениях фигуративных, логических и эффективных компонентов. Л.С. Выгоцкий отметил, что в рамках единого мыслящего акта взрослого постоянно происходит переход от образного мышления к логическому и обратному. Таким образом, одной из основных характеристик взрослого мышления в период 20-40 лет является сложный характер мыслимых операций с высоким уровнем интеграции различных видов мышления. Например, результаты теоретического мышления проверяются практикой, под влиянием которой происходит обогащение и теоретическое мышление. В то же время практическое мышление, связанное с непосредственно воспринимаемой ситуацией, основано на концепциях теоретического мышления и т.д. Наиболее полные возрастные характеристики взрослого мышления были получены Д. Векслером, который считает, что интеллектуальное развитие человека охватывает значительный период от 19 до 30 лет. В то же время, некоторые другие функции снижаются после 30 лет. Например, это снижение характерно для интеллектуальных функций, которые связаны не с речью, а с моторико. Совокупное сравнение Д. Векслера данных подросткового возраста (18-19 лет) и первых стадий ранней взрослой жизни (25-34) показало, что более высокие показатели интеллектуальных функций характерны для периода ранней взрослой жизни. Этот вывод расходится с мнением многих исследователей, которые считают, что оптимальное развитие человеческого интеллекта происходит в подростковом возрасте. В возрасте средней взрослости ведущим видом деятельности человека остается труд. К этому возрасту большинство людей накапливает достаточно большой опыт в выбранной профессиональной деятельности, которая позволяет человеку компенсировать наступающие возрастные изменения в его организме. Отношения с супругом к этому возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи: с одной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с другой — пожилым родителям. Характеризуемый как период «акме», возраст 30 лет является пиковым в физической деятельности. Достигнув вершины развития к 30 годам, физические возможности постепенно идут на убыль после этого возраста. Но этот спад (в промежутке от 30 до 40) не так резок. «До 40 лет уровень физических возможностей взрослых продолжает оставаться чрезвычайно высоким». Большую роль в этом возрастном периоде играет тот образ жизни, который велся человеком до достижения 35-40 лет. При ведении здорового образа жизни, регулярных занятий физическими упражнениями, физические навыки поддерживаются на функциональном уровне. Несмотря на низкий уровень смертности в этой возрастной категории, именно в период ранней взрослости начинают развиваться многие наследственные (диабет, сердечные заболевания) или связанные со стрессами болезни (гипертония, язва, депрессии), хотя мы можем и не чувствовать их симптомов. Что касаемо здоровья репродуктивного у женщин, то процесс дегенерации неоплодотворенных яйцеклеток между 28 и 35 годами стабилизируется, а после 38 лет овуляция идет на убыль, что влияет на способность женщины зачать ребенка. Репродуктивная функция у мужчин сохраняется на оптимальном уровне, хотя после 40-45 лет может пойти на убыль, что выражается в появлении импотенции. Таким образом, возраст от 30 до 40 лет характеризуется максимальными физическими возможностями, т.е. примерно в 33-35 лет достигается пик физического развития взрослого человека. 4. Переход к зрелости Зрелость — самый длительный для большинства людей период жизни. Ее верхнюю границу обычно связывают с достижением пенсионного возраста. В 40-60 лет человек оказывается в условиях, психологически отличаются от предыдущих. Сейчас именно его поколение определяет жизнь и развитие общества в целом, выполняя самые ответственные социальные роли. Понимание поры зрелости как достижение процветания (от древних греков. "Аме") отражается в названии той части возрастной психологии, которая изучает зрелость - амеология. К этому времени человек приобретает богатую жизнь и профессиональный опыт; дети становятся взрослыми, и их отношения меняются, начинают быть другого характера; родители становятся старше и нуждаются в помощи. В начале срока погашения происходит так называемый кризис среднего возраста (около 40-45 лет). Человек приходит к пониманию, что он меньше, чем уже жил, пересматривает свои достижения и критически оценивает себя. У многих есть ощущение, что «жизнь прошла бессмысленно, а время уже потеряно». В результате могут развиваться депрессивные состояния. Многие считают, что лучшие годы жизни - период до сорока лет, а период после сорока - гигантская "черная дыра", в которой провести остаток своей жизни, что в этом возрасте перестался моральный рост и развитие человека, что человеку "за сорок" придется отказаться от юношеских мечтаний и планов на профессиональную карьеру, семейная жизнь, личное счастье. Американский психолог Р. Кесслер, утверждая, что это мнение неверно, пишет, что все говорит о том, что средний возраст – лучшее время жизни, когда человека еще не беспокоит болезнь и недомогание пожилых людей и его больше не мучает тревога молодых людей, связанная с успехами в любви и карьере. Исследователи поддерживают точку зрения Кесслера и считают кризис среднего возраста скорее исключением, чем правилом. Для многих людей переход к среднему возрасту является спокойным, они считают это период, связанный с переопределением целей. Эта переориентация включает в себя сравнение себя с другими людьми, которые поставили аналогичные цели в той же профессиональной деятельности. Американский ученый К. Рифф сказал, что чем лучше психическое здоровье человека, тем меньше он сравнивает себя с людьми, которые заставляют его чувствовать себя неполноценным. Этот возраст для многих становится кризисом и потому, что происходит увеличение противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития, в результате чего человек может потерять смысл жизни. Если есть кризис, то единственный выход из ситуации – обрести новый смысл: в универсальных ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если человек становится «одержимым» собой, то со временем его преодолеют болезни и разовьется новый кризис. Было отмечено, что кризис среднего возраста подвергается люди, которые, как правило, избегают самоанализа, не замечают изменений в жизни и организме, используя механизм отрицания. Американские ученые отметили, что кризис среднего возраста среди состоятельных людей встречается чаще, чем у бедных и рабочего класса. Эриксон считал главной проблемой зрелости выбирать между производительностью и инерцией. Его концепция производительности включает в себя не только творческую и профессиональную производительность, но и вклад в образование, и утверждение следующего поколения. Производительность связана с заботой о людях, с результатами и идеями, которыми интересен человек. Важнейшей чертой зрелости является осознание ответственности за поддержание своей жизни, за сохранение и улучшение жизни всего общества. В организме человека начинают происходить естественные для этого возраста физиологические изменения, к которым он должен адаптироваться. Общее самочувствие, зрение, замедление реакций, ослабление сексуальной потенции у мужчин, женщины переживают период менопаузы, а некоторые несут его очень трудно как физически, так и психологически. Наблюдается снижение характеристик психофизических функций, но это не влияет на функционирование когнитивной сферы человека. Производительность остается на том же уровне и позволяет поддерживать работу и творчество. В этом возрасте продолжает развиваться развитие способностей, связанных с профессиональной и повседневной деятельностью. В среднем возрасте интенсивность развития человека или инволюции зависит от общего таланта, уровня образования, но прежде всего от собственных усилий человека в их интеллектуальном развитии, систематике и интенсивности интеллектуальной деятельности. Важным достижением этого возраста является приобретение состояния мудрости: человек способен оценивать события и информацию в более широком контексте, чем раньше, в состоянии справиться с неопределенностью. Эмоциональная сфера в это время развивается неравномерно. Средний возраст – это расцвет семейной жизни, карьеры и творчества. Труд занимает главную позицию и становится важнейшим источником человеческих чувств. Эмоциональное состояние начинает зависеть от успеха работы. В этом возрасте люди более склонны к стрессу, чем в молодости, часто страдают от депрессии, чувствуют себя одинокими. Кроме того, человек начинает думать о том, что смертельно и его время уходит. Структура мотивации меняется, так как у человека есть желание действовать без промедления и сразу получить результат, т.е. он стремится немедленно удовлетворить свои потребности. Основными потребностями являются реализация их творческого потенциала, необходимость передать свой опыт другому поколению, корректировка деятельности, забота о поддержании близких отношений с семьей и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости. В результате происходит отражение и переоценка жизни в целом, корректировка существующей системы ценностей в трех областях: личной, семейной и профессиональной. "Я-концепция" обогащается новыми "Я-образами" с учетом постоянно меняющихся ситуационных отношений и вариации самооценки. Суть "Я-концепции" — самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных самооценок. Для самооценки характерна тенденция усиления когнитивного (познавательного) компонента. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся к собственному "Я". Самооценки приобретают обобщенный характер. "Я-образ" развивающейся личности превращается в "Я-образ", связанный с развитием зависящих от человека людей (детей, учеников, подчиненных). Ведущей деятельностью является работа, успешная профессиональная деятельность, которая обеспечивает самореализацию личности. Проблемы помощи детям выходят на первый уровень, отношения в семье, с супругом, стабилизируются. В заключение можно сказать, что сложный и богатый, полный поисков и сомнений процесс развития человека – продукт совокупного действия многих сил: смешения биологического и культурного начал, переплетения мыслей и чувств, синтеза внутренних побуждений и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента зачатия и длится всю жизнь. Характер его протекания во многом определяется окружающей средой, но вместе с тем, он неповторим, как человеческая личность. Возрастная психология рассматривает тенденции, закономерности и процессы развития на протяжении всей человеческой жизни, используя для этого опыт нескольких отраслей знаний. Предполагается, что изменения, которые переживает человек в течение жизни, являются результатом совокупного влияния биологических, психологических, социальных, исторических и эволюционных факторов, а также зависят от времени их воздействия. Можно сделать выводы: - человек психологически развивается под влиянием стихийных и организованных воздействий среды, но какое из них сильнее и оказывает большее воздействие на его поведение, до сих пор остаётся проблематичным; - своеобразие юношеского возраста заключается в том, что в это время происходит активное включение в жизнь общества через развитие и использование способностей в профессиональной деятельности. - зрелость - не только самый длительный, но и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость - цель развития, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие. Список используемой литературы 1. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста. Учебник / С.В. Молчанов. - М.: Юрайт, 2016. - 352 c. 2. Обухова, Л.Ф. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2016. - 460 c. 3. Хилько, М. Е. Возрастная психология. Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 208 c 4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с 5. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум). 6. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 704 с. 7. Электрорнные библиотеки https://bookap.info/ http://www.psychology-online.net/310/ http://magazine.mospsy.ru/links/index.shtml
«Психология зрелых возрастов. Критерии взрослости. Виды возрастов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot