Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психология лжи

  • 👀 1100 просмотров
  • 📌 1046 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психология лжи» docx
Лекция «Психология лжи» План лекции 1.Общие сведения психологии лжи 2.Трактовка понятия " психологии лжи" разными авторами 3.Признаки и причины лжи 4.Психолинвистический анализ Цель: раскрыть сущность лжи , ее виды , причины и признаки, способы ее обнаружения. 1.Общие сведения психологии лжи Феномен лжи достаточно давно стал предметом изучения психологической науки, благодаря чему сегодня можно говорить о появлении раздела в психологии, посвященного исследованию этой проблематики. Изучение лжи с позиций психологии проходит по двум основным направлениям, где одно из них концентрирует свое внимание на причинах лжи, а другое — на способах ее распознавания. Стоит обратить внимание, что среди исследовательских работ психологов преобладает второе направление. Вероятно, причиной этому является государственный заказ и соответствующее финансирование таких направлений, как криминалистика и криминальная психология. Далее мы предлагаем ознакомиться с вопросом без подобных перекосов и составить целостное о нем представление. Природа лжи Под ложью принято понимать сознательное представление недостоверной информации в качестве правдивой. Представление может возникать лишь в рамках процесса коммуникации — общения или иного обмена информацией. У лжи всегда есть адресат, и вне коммуникативных процессов рассматривать феномен лжи не имеет смысла. Таким образом, ложь — это механизм межличностной коммуникации, направленный на формирование у адресата искаженных представлений о действительности. Ложь ребенка и ложь взрослого человека зачастую рассматриваются в психологии как отдельные феномены. Ложь ребенка может не являться ложью в общепринятом смысле этого слова, а представлять собой глубокое переживание собственных фантазий. Здесь можно говорить о форме игрового поведения ребенка, активное противодействие которому способно негативно отразиться на его развитии. Подавляя склонности к фантазиям, родители или учителя могут подавить и творческий потенциал ребенка. Взаимосвязь фантазий и продуктивности творческого труда отмечается многими исследователями человеческой психики. Когда реакцией на детские фантазии оказывается недовольство взрослых или их агрессия, тогда присутствуют значительные шансы на формирование моделей поведения, где на фантазиях будет прочно закреплен ярлык неподобающего поведения, что отразится и на отношении ребенка к творчеству. Продуктом такого воспитательного процесса станет исполнитель, не способный к созданию нового. Ложь взрослого в психологии нередко рассматривают как нечто, имеющее причину. Перечень причин, принуждающих взрослого человека солгать, практически идентичен у разных авторов. Так, Фрай Олдерт пишет о пяти основных причинах лжи: защита от неловкости или стыда, стремление к личному преимуществу, избегание наказаний, желание помочь другому и стремление сохранить отношения [1, с. 20-21]. Подобный перечень позволяет говорить о лжи, как о способе удовлетворения нравственных потребностей человека [5]. 2. 2.Трактовка понятия " психологии лжи" разными авторами Психология понимания и распознания лжи для российской науки является относительно новой и малоизученной областью исследований. Об этом свидетельствует ограниченное число публикаций, касающихся важных вопросов о психологических видах, причинах и мотивов лжи. Феномен лжи широко исследуется в психологии и психолингвистике. 1.1.Понятие лжи и ее видов Существует множество авторских определений лжи: Ж. Мазип предлагает сложное интегративное определение феномена. Обман (или ложь) — намеренная попытка (успешная или нет), скрыть и/или сфабриковать (манипулировать) фактическую или/и эмоциональную информацию, устными или/и невербальными средствами, чтобы создать или поддержать в другом или в других веру, которую сам коммуникатор считает ложной О. Фрай: Ложь — это успешная или безуспешная намеренная попытка, совершаемая без предупреждения, сформировать у другого человека убеждение, которое коммуникатор считает неверным[14]. Б. Де Пауло доказала, что ложь очень распространенный в повсеместной жизни коммуникативный феномен, который включает в себя разнообразие ситуаций и тактик лжи. Автор предлагает трехфакторную модель лжи, в которую включены компоненты: содержание, тип и референт. Содержанием лжи может выступать эмоция, действие, оправдание, достижение и факт. По типу ложь бывает: прямая ложь (неправда в чистом виде), преувеличение и тонкая ложь (опускание важных деталей). Референт лжи — это тот о ком (или чем) говорится ложь (самоориентированная и ориентированная на других). Иногда ложью называют непредумышленное создание и удержание мнения, которое передающий может считать истинным, но несоответствие истине которого доказано, подтверждено и известно, но для этого случая чаще применяется термин «заблуждение». П. Экман определяет ложь как «намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это». Ложь- феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; чаще всего выражается в содержании речевых сообщений ,немедленная проверка которых затруднительна или невозможна. Представляет собой осознанный продукт речевой деятельности ,имеющий своей целью ввести слушателей в заблуждение. Суть лжи всегда сводится тому , что человек верит или думает одно , а в общении сознательно выражает другое .Цель лгущего-передать ложное сообщение ,исказить истину. Психологические исследования свидетельствуют, что чаще лгут люди с малой устойчивостью к стрессу ,повышенной тревожностью, а также склонные к совершению антисоциальных поступков. В то же время не отмечено , что уровень интеллекта и образование человека влияют на частоту произносимой им лжи. Интересно, что способность успешно лгать другим совершенно не влияет на умение определять , когда лгут тебе. Известный американский ученый Пол Экман в своей книге “Психологии лжи” пишет :” Ложь настолько естественна , что ее можно отнести почти к всем сферам человеческой деятельности ”. От такого утверждения можно содрогнуться , поскольку считают ложь достойной всяческого осуждения”. Можно выделить две основные формы лжи: умолчание и искажение. Умолчание это одно из основных видов лжи, при которой жертва обмана намеренно вводится в заблуждение путем утаивания, сокрытия нужной ей информации. Всякий раз, когда правильность принятия нашего решения зависит от других людей , мы можем столкнуться именно с таким видом лжи как умолчание. Умолчание является предпочтительным потому , что оно не является таким предосудительным действием как искажение. Оно является исключительно пассивным действием. Кроме того ,ощущение вины , которое испытывает лжец , может навредить жертве , намного меньше. При умолчании лжец скрывает истинную информацию, но не сообщает ложной. При искажении же лжец предпринимает некие дополнительные действия — он не только скрывает правду, но и предоставляет взамен ложную информацию, выдавая ее за истинную. Зачастую только сочетание умолчания и искажения приводит к обману, но в некоторых случаях лжец может достичь успеха и просто не говоря всей правды. Кроме того, умолчание всегда легче оправдать в случае раскрытия правды. Обманщик может сказать, что сам ничего не знал, или забыл, или намеревался отрыться позже и т. д. И если правда вдруг выплывет наружу, лжец всегда сможет заявить, что и не собирался никого обманывать, самого подвела память. По Information Manipulation Theory (McCornack, Burgoon) ложь выступает как манипулирование информацией. Опираясь на Cooperative Principle (Grice), МакКорнак, по его убеждению, выявил общие типы лжи помимо умозаключения и искажения: -Манипулирование качеством информации (Осознанное манипулирование качеством передаваемой информации хорошо объясняет ложь или фальсификацию). -Манипулирование количеством информации (Осознанное манипулирование количеством передаваемой информации хорошо объясняет обман или укрывательство). -Передача двусмысленной, размытой информации. -Неуместная информация (Нарушение этого принципа подходит под термин «диверсионный ответ», при котором собеседник перенаправляет беседу, отклоняя её от опасных для него фактов). 3.Признаки и причины лжи Психологами разработано множество методик по распознаванию лжи, где наибольшее признание получило такое техническое решение, как детектор лжи. Принцип работы полиграфа заключается в аппаратной фиксации изменений ритмов человеческого организма, когда тестируемый отвечает на вопросы оператора. Последние исследования эффективности работы аппарата показали, что полученные с его помощью результаты не отвечают критериям научности [2]. Евгений Спирица представил вниманию читателей несколько книг о психологии лжи. Одна из них — «Как разоблачить лжеца» [3], содержит довольно обширное описание различных проявлений в поведении людей, которые могут оказаться признаками лжи. А могут и не оказаться, сам автор пишет в самом конце книги: «Нет ни одного верного признака лжи. Если бы такие были, то распознавать ложь было бы очень просто. Однако таких признаков нет, их не выявили ни американские полиграфологи, основатели и законодатели инструментальной детекции лжи в мире, ни П. Экман, ни мы, советские и российские верификаторы». Методика определения лжи, предложенная Стеном Уолтерсом, состоит из шести шагов: 1. Выяснение привычных стандартов поведения собеседника. 2. Наблюдение и отслеживание поведенческих отклонений от нормы. 3. Целостное восприятие речи, мимики, жестов и поиск многофакторных отклонений. 4. Выявление особенных реакций на интересующий вопрос, повторяемый в разных формах. 5. Преодоление личных предубеждений и стереотипов относительно оппонента. 6. Минимизация собственного влияния на собеседника [4, с. 60-84]. Этот метод во многом схож со всеми остальными подходами и выглядит достаточно разумно, пока не подходит очередь четвертого этапа. Его реализация является отдельной и весьма масштабной психологической работой над собой. Подобное условие позволяет относить всю методику к неосуществимой, во всяком случае для подавляющего большинства людей, не обладающих специальной подготовкой. С. И. Симоненко в своей диссертации «Психологические основания ложных и правдивых сообщений» приходит к выводам, что ложь проявляется в рассогласовании речевых и мимических проявлений в поведении человека [5, с. 29]. Такой подход также нельзя признать эффективным, т.к. беспокойство человека по какому-либо вопросу еще не означает того, что он лжет. Как, впрочем, и отсутствие таких реакций не гарантирует правдивости слов собеседника. Человека может совершенно не волновать вероятное раскрытие лжи и последствия этого раскрытия. Вышеизложенное позволяет предполагать, что, согласно широко распространенным представлениям психологов, ложь имеет некоторую связь как с беспокойством или тревогой относительно того, что она может быть раскрыта, так и с проявлениями радости, когда она достигает своей цели. Недостаток такой позиции заключается в том, что аналогичные эмоции могут выражаться человеком, который говорит правду, зная, что ему не верят или сомневаются в его словах. Таким образом, можно говорить про отсутствие в психологической науке универсальных методов по выявлению лжи. Даже зная правду, невозможно наверняка утверждать, что человек лжет, ведь он может и сам верить в то, что утверждает, не желая вводить кого-либо в заблуждение. Лучшим способом избежать лжи в отношениях будет не попытка ее распознать, а устранение «причин лжи», подталкивающих к ней человека. Первый признак лжи: страх, колебания, необычные беспорядки или озабоченность, уклончивость, объяснения без причины, защита, необычная агрессивность или подозрительное поведение человека. Это могут быть некоторые из внешних признаков лжи, которые субъект не может скрыть ложью в отношении конкретной ситуации. Ещё одним признаком лжи человека является ситуации с прямыми вопросами. Вы заметите уклончивость к проблеме путем отказа, оправданий и объяснений, о которых вы не спрашивали. Тем не менее, я не хочу создавать параноидальных людей, особенно если на карту поставлена уверенность, поэтому не нужно делать выводы что они лгут нам, если у нас нет ключевых доказательств. Второй признак лжи: несоответствие, изменения личности, настроения (эмоциональная лабильность), такие как гнев без причины, симптомы раскаяния или вины. Тем не менее, многие люди способны подавлять достаточно совесть, поэтому главный признак лжи — несоответствие. Нельзя сказать одно, а делать другое. Если действия в основном не соответствуют их речам или если их объяснения не соответствуют реальности, и начинают возникать подозрения, мы уже можем воспринимать как нечто лживое. Обычно, когда большинство из тех, кто лжет, застревают в отношении. Изменение отношения не так легко контролировать как чувство вины, потому что оно включает отражение мыслей. Если субъект изменил отношение, которое хорошо видно, у нас уже есть ключевой элемент. Третий признак лжи: свидетельство всех несоответствий вместе, создающих карту, которая обнаруживает ложь, просто увидеть признаки лжи нашими собственными глазами. Невербальные признаки лжи Нет невербальных признаков лжи, которые одинаковы для всех людей. Лжец больше думает о том, что он говорит, и меньше о своем невербальном общении. Легче управлять словами, чем выражениями и микровыражениями эмоций. Существуют три основные причины, по которым невербальное поведение может выявить ложь: • Ложь вызывает стресс, страх и усилие, которые переходят на наблюдаемые выражения и жесты. Невербальные сигналы выражают эмоции страха или неготовность лжи. • Чрезмерная попытка контролировать информацию приводит к искусственным действиям с небольшим количеством эмоций, небольшими жестами и движениями, которые выявляют несоответствие между вербальным и невербальным языком. Лицевые микровыражения Лицевые микровыражения очень быстрые движения, которые появляются в разговоре, охватывают все лицо и перемежаются между нормальными выражениями лица. Они неожиданны и появляются в контексте небольшой выразительности во время разговора. Они занимают менее двадцатой секунды, и их очень трудно воспринимать невооруженным глазом. В исследованиях обнаружено, что люди, которые лгут, склонны имитировать своё выражение лица, но не могут избежать появления этих быстрых выражений, которые предают их. Улыбка и смех Один из обычных способов скрыть эмоции. В исследованиях Экмана и О’Салливана улыбка используется для маскировки негативных эмоциональных выражений, таких как беспокойство и страх. Лжец использует улыбку, чтобы скрыть свои истинные эмоции. Мускулы, которые производят улыбку, особенно сокращение скуловой мышцы, оказывают влияние на растяжение углов губ по бокам и вверх. С другой стороны, настоящая улыбка сопровождается сокращением окружности глаз, что поднимает нижнее веко, частично закрывая глаза. Нервный смех — типичный признак лжи. Жесты Люди используют в разговоре одну или обе руки, чтобы украсить общение жестами. Человек, который лжет устраивает жесты, усиливая словесные ответы, и они имеют тенденцию быть искусственными. Используют меньше антигравитационных движений, таких как поднятие бровей, которые демонстрируют убеждение и веру в слова, особенно в конце предложения, чтобы добавить акцент. Неуловимый взгляд указывает на признак лжи. Поэтому участие в активности глаз является наиболее распространенным способом оценки лжи. Многие считают, что это лучший показатель. Однако индивидуальные или культурные факторы могут влиять на установление зрительного контакта. Оглядываясь в сторону — это признак стресса. Вербальные признаки лжи Вербальные признаки — это словесные знаки лжи, такие как тон голоса, рассказы, которые они рассказывают, потому что говорить ложь требует реальных усилий. Хотя нет верного способа узнать ложь на 100 процентов, есть вещи, по которым вы можете приблизительно определить признаки лжи. Голос В ситуациях беспокойства и стресса человеческий голос становится более острым, повышается тон. Человек с трудом моделирует голос и интонацию. Может появиться легкая афония. Необходимо уделить внимание голосовым изменениям по ключевым вопросам. Однако отсутствие изменений не является признаком правдивости. Ритм речи Речь обладает последовательной почти ритмической картиной. Когда кто-то нервничает, этот шаблон становится медленнее, непоследовательнее и с речевыми ошибками из-за нервозности и умственных усилий. Фильтрация слов Поскольку ложь требует усилий, слова не текут так гладко, когда кто-то говорит ложь. Это означает, что кто-то, кто лжет, должен часто делать паузы, чтобы рассмотреть слова, прежде чем они их скажут. Заполняющие слова, такие как ах, мм.. эээм… в моменты колебаний часто выскальзывают, когда кто-то лжет. Эти слова наполнители, называемые словосочетаниями, могут предложить подсказки о намерениях говорящего человека. Они повторяют или перефразируют вопросы Вместо того, чтобы дать вам прямой ответ, вы можете услышать повторный ответ или заметить небольшую паузу между ответами. Человек может также попросить вас повторить вопрос, хотя вы знаете, что слышали вас в первый раз. Это тактика, которую используют лжецы, чтобы выиграть время, прежде чем ответить. Кто-то, кто лжет, может также перефразировать вопрос, давая ответ. Например, разговор может выглядеть примерно так: Вы говорите: я уже говорил вам не быть рядом с Трейси, так почему вы были? Они говорят: вы сказали мне не быть рядом с Трейси, так что я не был. или Вы говорите: я видел вашу машину на первом авеню сегодня утром? Они говорят: Моя машина не была на первым авеню этим утром. Они заикаются Заикание и использование слов наполнителей идут рука об руку, потому что обе являются практически непроизвольными реакциями на то, чтобы говорить ложь. Заикание однако, больше похоже на перерывы и повторения в словах, а не на разрывы в предложениях. Поэтому вы можете услышать, как кто-то сказал: «Я никогда не останавливался в торговом центре», например. Одной из главных причин заикания является тревога, и ложь может определенно заставить человека беспокоиться. Как распознать ложь по телефону Вы не можете видеть человека, с которым говорите. Есть звуковые сигналы, которые могут помочь распознать ложь по телефону.  Вот 6 советов, которые могут оказаться полезными в распознавании лжи от телефонных собеседников. Очистка горла Говорить ложь — тяжелая работа. Это может привести к фактическим физическим изменениям. Напряжение неправдивой реакции может вызвать почти мгновенное перенаправление влаги на нашу кожу. Поэтому влажность, обычно присутствующая в вашем горле, внезапно исчезает по этой причине, если вы не искусный лжец. Сложные ответы На прямые вопросы обычно дают такие же краткие и прямые ответы. У вас может быть законная причина сомневаться, если кто-то, с кем вы разговариваете по телефону, дает ответ, более похожий на попытку убедить вас, чем дать ответ на ваш вопрос. Эта возможность возрастает, если вместо ответа следует защитный язык, например: «Что вы имели в виду, спросив меня об этом?» Или «Я не очень обеспокоен тем, что мой ответ не то, что вы хотели услышать». Информационная перегрузка Люди, которые говорят ложь, часто пытаются сделать её более убедительной, включая ненужную информацию или сложные ответы, которые мало или совсем не связаны с вопросом. Это попытка быть более убедительными — ошибочное убеждение в том, что длинный ответ устраняет подозрения. Неожиданные комплименты Люди, которые избегают правды, обнаруживают, что может помочь неожиданный комплимент, чтобы сорвать разговор. Вам повезло, если кто-то пытается применить эту тактику, потому что это очевидно. Комплимент — вместо ответа — будет казаться неуместным. 4.Психолинвистический анализ Психолингвистический анализ речи предполагает: 1) изучение психологических особенностей личности; 2) изучение психического состояния. Сначала анализируются различные языковые уровни, затем делаются выводы о психологических особенностях личности и ее психическом состоянии. 1. Психологические особенности говорящего включают в себя следующую характеристику. 1.1. Темперамент. Темперамент – это биологическая характеристика человека по соотношению возбуждения и торможения. Типы темпераментов: 1) Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к проявлению невротических срывов и конфликтов с людьми. 2) Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманы, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки. 3) Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. 4) Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать срыв, растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, встревожен, у него могут возникать невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. 1. 2. Характер. Характер есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Это социологическая характеристика человека. В характере различают следующие основные качества: 1) Моральная воспитанность характеризует человека со стороны его отношений, формы поведения как моральную или аморальную личность. 2) Разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью развития. 3) Цельность характеризует внутреннее единство психического склада человека, согласованность его отношений с различными сторонами действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела. На этом основании различаются цельные и противоречивые натуры. 4) По направленности на внешний или внутренний мир различаются экстраверты и интроверты. Экстраверт — открытый, прямой человек, всем понятный, активный и чрезвычайно общительный, имеющий много друзей и знакомых, он не любит одиночества, любит путешествовать, мало интересуется своим здоровьем, старается взять от жизни всё, что только возможно. Он, как правило, становится душой компании, любит рассказывать анекдоты, является инициатором различных вечеринок и встреч, в повседневной жизни ориентируется на обстоятельства, а не на субъективное мнение. Интроверт — внутренне сосредоточенный, замкнутый мыслитель, обращённый внутрь, в себя, отгороженный от окружающего мира человек, тщательно анализирующий события, при этом подозревая в действиях других второй смысл, подтекст. У него мало друзей, т.к. сложно устанавливать новые контакты, одиночество ему ближе, он не привык менять свои привычки. Интроверт — мнительный человек с высокой степенью тревожности, он дорожит своим здоровьем, прислушиваясь к ощущениям в себе. 5) Сила воли. Человек с сильной волей отличается большей самостоятельностью, решительностью и настойчивостью в достижении целей. Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью. 6) Сдержанность. Сдержанный человек, в отличие от несдержанного, умеет управлять своими эмоциями. 7) По акцентуации характера выделяются демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый типы. Акцентуация характера — это проблемные особенности характера, крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены. Демонстративный тип отличается показным, преувеличенным выражением эмоций. У демонстративной личности развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления: она может лгать, не сознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека. Она не притворяется, а действительно в данный момент верит в то, в чем пытается убедить окружающих. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства: горя, восхищения и т. д. Излюбленные образы, в которые перевоплощается демонстративная личность, — невинная жертва, человек, которого не оценили, злоупотребили его доверием, использовали его редкие душевные и интеллектуальные качества и пр., либо благодетель человечества, уникальный специалист, нежное, тонкое существо, нуждающееся в неустанной опеке. Педантичный характер долго колеблется и тщательно обдумывает свои действия. Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия. В то же время, педантичному характеру свойственны пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, рассудительность, забота о собственном здоровье, избежание эксцессов. Застревающий тип характера. Для людей этого типа характерна очень долгая задержка сильных чувств ярости, гнева, страха, особенно когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Эти аффекты могут не затухать и вспыхивать с первоначальной яркостью спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи застревающий человек переживает так же достаточно долго и ярко. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью. Самыми распространенными «идеями», темами застревания являются: ревность, преследование, месть. Эти люди могут сказать о себе: «Я могу простить обиду, но не забыть ее». Возбудимый тип отличается импульсивностью действий и неконтролируемостью побуждений и влечений. То, что подсказывается разумом, зачастую не принимается во внимание, зато всецело довлеют над поведением инстинкты, влечения, побуждения. Реакции возбудимых личностей импульсивны. Если что-нибудь им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. Напротив, и в мимике, и в словах они дают волю раздраженности, открыто заявляют о своих требованиях или же со злостью удаляются. В результате такие личности по самому пустячному поводу вступают в ссору, грубят, агрессивно швыряют что-либо, подают заявление об увольнении, сорят ругательствами. Если им не удается «сильно отреагировать», то они все равно ищут способы «разрядиться»: стучат кулаками по столу, рвут и разбрасывают свои деловые бумаги, выбегают из дому. Любая мелочь способна вызвать у возбудимого типа состояние аффекта. Возбудимый тип осуждает свое недостойное поведение, но не может держать себя в руках. Он прилагает много стараний, чтобы стать сдержанным. Характер взаимосвязан с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. Психолингвистический анализ речи, то есть анализ языковых правил, используемых говорящим при продуцировании грамматически оформленных предложений, представляет особую очевидную прикладную ценность для решения задач выявления лжи. Рассматриваемые в нем процессы и характеристики непосредственно отражают как наличие интеллектуальных и других когнитивных затруднений, так и переживаемые человеком в процессе лжи эмоции. Фактически здесь имеет место отражение в психолингвистических параметрах речи текущего состояния психической напряженности, которая, как известно, складывается из эмоциональной и так называемой операционной напряженности. В большинстве случаев при анализе не возникает необходимости специально различать психолингвистические признаки, появление которых обусловлено интеллектуальными или эмоциональными проблемами, возникающими перед лжецом, так как внешне они выглядят практически одинаково, поскольку отражают единое состояние психоэмоциональной (психической) напряженности. Поэтому ниже они будут рассматриваться как единые психолингвистические (в более широком толковании – невербальные) признаки неискренности. Важнейшей особенностью психолингвистических признаков неискренности является их фундаментальная природа, а поэтому неизбежное присутствие в любой иноязычной речи. Поэтому рассматриваемые ниже критерии неискренности применимы практически к носителю любого языка. Как правило, состояние психоэмоциональной напряженности оказывает дезорганизующее воздействие на любую деятельность человека, в том числе и на речевую. Состояние психоэмоциональной напряженности, как одно из интенсивно выраженных психофизиологических состояний, всегда проявляется в форме многочисленных компонентов, в частности: 1) в субъективных переживаниях (беспокойство, подавленность, страх, отчаяние и т.д.); 2) в изменении характера моторно-поведенческих реакций (появление тремора, мышечного напряжения, изменения в мимике, жестах, речи). Причем сразу надо подчеркнуть, что существует, по крайней мере, два основных типа таких реакций, зависящих от индивидуальных особенностей функционирования нервной системы человека. В частности: – у людей возбудимого типа (холерики и сангвиники) появляется двигательное беспокойство, импульсивность, отвлекаемость внимания; – у представителей тормозного типа (флегматики и меланхолики), напротив, отмечается сужение диапазона движений, неспособность выполнять даже знакомые действия с прежней живостью, напряженное выражение лица, однообразная поза, прикованность внимания к одному предмету. В предельных случаях у людей, относящихся к этой категории, возможны ступороподобные состояния с явлениями угнетения психики; 3) в изменении характера протекания мыслительных процессов, процессов переработки информации мозгом и в организации интеллектуальной деятельности. Отмечается появление отсутствия гибкости, пластичности мышления, затруднение процессов восприятия, дезорганизация деятельности, ухудшение оперативной памяти и увеличение количества ошибок в выполняемых операциях. Причем в первую очередь страдают сложные, высоко скоординированные действия. Наблюдается переход к усвоенным и закрепленным ранее стереотипным действиям, но и они выполняются быстрее, чем в обычном состоянии, появляется тенденция к автоматизму. Все эти явления без исключения проявляются и в речевой деятельности; 4) в изменении состояния практически всех психофизиологических показателей и соответствующих им физиологических систем. Если говорить, например, только об изменениях в интеллектуальной деятельности в состоянии психоэмоционального напряжения, то здесь можно выделить три ведущих момента: 1) упрощение деятельности, которое, в частности, в речи проявляется в упрощении синтаксиса, сужении и стереотипизации словаря и появлении «телеграфного» стиля высказываний; 2) ускорение сенсорных, мыслительных и моторных процессов; 3) изменения в мотивационной сфере, в частности, повышение роли ведущего мотива. В речевой деятельности при лжи это проявляется в стремлении более радикально повлиять на собеседника. Психолингвистические характеристики состояния психоэмоциональной напряженности уже достаточно хорошо изучены. В частности, известно, что чем выраженнее это состояние, тем больше в речевых высказываниях проявляются: 1) не обусловленные смысловым содержанием повторения фраз, слов и слогов; 2) незавершенные слова, часто сопровождающиеся изменениями в структуре предложений; 3) незавершенные (логически и синтаксически) предложения. При этом, отсутствуют попытки говорящего исправить этот недостаток; 4) транспозиция отдельных слов из «грамматически правильных» позиций в предложении в явно неподходящие места; 5) самокоррекции; 6) длительные паузы или паузы «нерешительности», заполненные как невербальными включениями, так и чистые. Кроме того, одновременно: — увеличивается количество интонационно выделяемых слов (количество логических и смысловых ударений); — уменьшается словарное разнообразие речи; — уменьшается длина слов, выбираемых для выражения мысли; — речь становится более стереотипизированной; — усиливается «полярность» суждений. Возрастает частота употребления слов со значением семантической безысключительности – все, ничего, никто, всегда, никогда и т.д.; — возрастает число слов, имеющих четкую позитивную или негативную конотацию; — возрастает число фраз неуверенности, типа «Я не могу сказать…», «Я не знаю…», «Я не уверен…»; — изложение эмоциогенных тем становится короче, чем нейтральных, а количество глаголов в них начинает преобладать над количеством прилагательных. Исследования показывают, что все перечисленные речевые явления характерны и для психоэмоциональной напряженности, возникающей у человека при продуцировании лжи. Говоря об изменениях в психолингвистической структуре речи, обусловленных психоэмоциональным напряжением, можно выделить две противоположные тенденции: 1) ускорение сенсорных, мыслительных (когнитивных) и моторных процессов, участвующих в переработке информации; 2) замедление оперирования в связи с затруднениями в выборе языковых единиц и общее нарушение механизма целенаправленной деятельности. Столкновение этих особенностей иногда приводит к тому, что в состоянии психической напряженности во «внешнюю речь» выносятся те звенья порождения высказывания, которые в обычных условиях недоступны наблюдению (не следует путать их с оговорками). Как известно, начальным этапом порождения речевого высказывания является формирование замысла (программы, плана), а затем осуществляется его поэтапная реализация. При этом пока одна часть мысли планируется, другая реализуется в речи. Этап реализации осуществляется через звено отбора минимальных семантических признаков. Затем в рамках отобранного семантического класса осуществляется выбор более точного слова или сочетания слов, причем имеет значение не столько частотный словарь данного языка, сколько частотный словарь данного индивида. Из всего изложенного выше следует, что метод сопоставительного психолингвистического анализа речи может быть использован для объективной диагностики состояния психоэмоционального напряжения, в том числе связанного с процессом изложения лжи. Неподготовленная речь в состоянии психоэмоционального напряжения по ряду характеристик существенно отличается от речи того же человека в спокойном состоянии. Она так же отличается от его же речи по той же теме, но подготовленной и обдуманной заранее. Поэтому анализ особенностей реализации устных высказываний дает возможность различения истинных сообщений от ложных, а также выяснения того, какой предмет речи вызывает у говорящего наибольшую эмоциональную напряженность. Итак, речь, как наиболее тесно связанная с течением мыслительных процессов деятельность, отражает состояние психоэмоционального напряжения более, чем какая-либо другая интеллектуальная активность. При этом следует еще раз подчеркнуть роль соотношения силы основных нервных процессов (возбуждения и торможения) и их подвижности для проявления тех или иных диагностических признаков. Как правило, при слабом торможении и большой подвижности нервных процессов развивается возбудимый тип эмоционального реагирования, для которого характерны возрастание двигательной активности, ускорение течения сенсорных и мыслительных процессов, отвлекаемость внимания. У противоположного тормозного типа, обладающего сильными тормозными, но слабо подвижными нервными процессами, наблюдается снижение двигательной активности, замедление течения мыслительных процессов, затруднение в переключении внимания. Связь психолингвистических явлений с особенностями организации и функционирования центральной нервной системы вскрывает нейрофизиологические механизмы, которые и создают основу для использования речевых показателей в качестве объективных индикаторов состояния психоэмоционального напряжения. Существо этой связи заключается в явлении так называемой «функциональной декортикации» – избыточном возбуждении коры головного мозга под воздействием импульсов из гипоталамуса, принадлежащего к так называемому «эмоциональному мозгу» и активно вовлеченного в его активность, в результате чего нарушается высоко дифференцированная деятельность коры головного мозга, необходимая для нормального функционирования внимания и обеспечения высших психических процессов, включая мышление. Генерализованное возбуждение коры, особенно ее лобных отделов, которые принимают участие в осознании переживаемых стрессовых состояний, а также чрезмерное возбуждение областей «эмоционального мозга» (лимбической системы, включающей упоминавшийся выше гипоталамус), связанных с корой функционально, и обуславливает особенности поведения человека в состоянии психической напряженности, а также специфические особенности его речи, что подтверждается многочисленными наблюдениями над больными с повреждениями мозга различной локализации. Следует также отметить, что состояние психоэмоциональной напряженности существенно влияет не только на процессы порождения речи, но и на ее восприятие, как в устной, так и в письменной форме. В частности, речевые сообщения начинают восприниматься менее адекватно и полно, что может быть зафиксировано по степени вовлеченности человека в разговор. Рассмотрим более подробно основные психолингвистические признаки неискренности, появляющиеся в результате переживания лжецом состояния психоэмоциональной напряженности, которое , в свою очередь, возникает в результате особенностей процесса порождения лжи, о чем подробно идет речь в самостоятельной нашей работе, посвященной механизмам и психофизиологии лжи. Особенности выбора слов при продуцировании ложных сообщений Состояние психоэмоционального напряжения, если оно сопровождает ложь, вызывает существенные затруднения в оперативном выборе слов для адекватного выражения мыслей: а) возрастает количество и длительность пауз нерешительности (поисковых пауз или хезитаций). В норме такие паузы в речевом потоке закономерны перед словами, обладающими высокой информативностью (то есть низкой предсказуемостью). При лжи эта закономерность заметно нарушается, и паузы появляются перед обычными частотными словами. Список использованных источников: 1. Фрай О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 284, [4] с. 2.The Polygraph and Lie Detection https://www.nap.edu/read/10420/chapter/1#x 3. Спирица Е. Психология лжи и обмана. Как разоблачить лжеца. — СПб.: Питер, 2015. — 300 с., 79 ил. 4. Уолтерс С. Б. Правда про ложь. — М.: Эксмо, 2010. — 272 с. 5. Симоненко С. И. Психологические основания ложных и правдивых сообщений. Диссертация к.п.н. М.: 1998. Источник: https://psychosearch.ru/practice/prakticheskaya-psikhologiya/333-psikhologiya-lzhi
«Психология лжи» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot