Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Психология как наука. Введение в дисциплину
1. Психология
Психология - это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т. д.
Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов:« syhe» - «душа» и «logos» - «наука». Таким образом, дословно психология - это наука о душе.
Уже позднее, в XVII—XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название. Рассмотрим подробнее, что же является предметом изучения современной психологии.
Психика включает в себя многие явления. С помощью одних происходит познание окружающей действительности - это познавательные процессы, которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи. Другие психические явления необходимы для того, чтобы управлять поступками и действиями человека, регулировать процесс общения, — это психические состояния (особая характеристика психической деятельности за некоторый отрезок времени) и психические свойства (наиболее устойчивые и значимые психические качества человека, его особенности).
2. Современная психология
Современная психология - это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4 - 5 лет возникает новое направление). Тем не менее можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки и специальные.
Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей.
Специальные (прикладные) отрасли психологических знаний изучают какие-либо узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в какой-либо узкой отрасли деятельности.
Общая психология
1. Психология познавательных процессов и состояний.
2. Психология личности.
3. Психология индивидуальных различий.
4. Возрастная психология.
5. Социальная психология.
6. Зоопсихология.
7. Психофизиология.
Некоторые специальные отрасли психологических исследований
1. Педагогическая психология.
2. Медицинская психология.
3. Военная психология.
4. Юридическая психология.
5. Космическая психология.
6. Инженерная психология.
7. Экономическая психология.
8. Психология управления.
3. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые психологией
Все психологические феномены возможно классифицировать по следующим критериям:
I - Процессы, Состояния, Свойства.
II – Индивидуальные, Групповые.
III – Внутренние (психические), Внешние (поведенческие).
Таким образом, получаем 12 классов явлений, изучаемых психологией:
1.Процессы: индивидуальные, внутренние.
2.Процессы: индивидуальные, внешние.
3.Процессы: групповые, внутренние.
4.Процессы: групповые, внешние.
5.Состояния: индивидуальные, внутренние.
6.Состояния: индивидуальные, внешние.
7.Состояния: групповые, внутренние.
8. Состояния: групповые, внешние.
9. Свойства: индивидуальные, внутренние.
10.Свойства: индивидуальные, внешние.
11.Свойства: групповые, внутренние.
12.Свойства: групповые, внешние.
4. Психология в деятельности музея.
Эффективность деятельности музея зависит от изучения социальных, возрастных и других групп посетителей, с осмыслением их потребностей и интересов, а также от исследований процесса восприятия ими музейной информации. В зависимости от данных особенностей изучения музейной аудитории создается возможность дифференцированного подхода к ним.
Наиболее распространенными являются групповые формы работы с посетителями. Их состав различается по возрасту, социальному, профессиональному и национальному составу, уровню образования, месту жительства. Музейный педагог или экскурсовод должен учитывать особенности психологии взрослого, подростка или ребенка. Определенные требования выдвигают посещающие музей пожилые люди (ветераны и пенсионеры), люди с отклонением в физическом развитии и т.д. Туристы и жители города, ученые и студенты, педагоги и учащиеся, представители разных национальностей, для каждой из этих групп требуется особый подбор материала, особые акценты на те или иные события, особая методика.
Реализация дифференцированного подхода к музейной аудитории, поиск новых форм работы с ней невозможны без постоянного изучения ее особенностей. Также необходимо исследовать изменение интересов, пожеланий и требований тех или иных социальных и возрастных групп. Этим призвана заниматься социально-психологическая служба в музее. Ее роль подчеркнул канадский ученый Д. Камерон. Он утверждал, что в структуре профессиональной музейной деятельности должны появиться новые специалисты - музейные психологи и социологи, благодаря которым бы улучшилась «обратная связь», необходимая для повышения эффективности музейной коммуникации путем коррекции, как процессов создания экспозиций, так и процессов ее восприятия.
Музейная психология призвана изучать проблемы восприятия, особенности процессы мышления в специфических условиях музея, проблемы специфического воздействия его на современного человека и т.д.
Социальная психология дает музею «инструменты» для разрешения социально-психологических проблем в отношении между музеем и посетителем.
Педагогическая психология исследует психологические процессы, имеющие место в образовательно-воспитательной деятельности. Музейной педагогикой используется положение психологии о том, что зрительное восприятие гораздо эффективнее слухового и что уровень восприятия значительно повышается при органическом соединении деятельности оптических и акустических рецепторов с моторным, осязательным и т.д. Необходимо изучение и других психологических аспектов восприятия экспозиции посетителем, в частности, восприятия ее художественного решения, эмоционального воздействия экспозиции в целом и т.д.
Исследования, проводимые на стыке психологии и социологии, призваны установить, в какой мере музей может реально обеспечить высокую степень использования своих фондов и высокую эффективность в передаче научных знаний. Эти исследования, в первую очередь, относятся к изучению социально-демографического состава посетителей, их потребностей, мотивов посещения музеев, поведения.
Получаемые результаты активно используются во всех формах музейной коммуникации, должны учитываться при разработке перспективных планов музеев, при подготовке экспозиций.
Объектом комплексного социально-психологического исследования в музее являются посетители различного возраста, социального положения и образования, объединенные общим интересом к музеям. Предметом исследования является мнения экспертов, точка зрения музейных работников и т.д.
Подобные междисциплинарные исследования ставят перед собой цели, связанные с разработкой рекомендаций для планирования и управления деятельностью музеев, а также для создания методических указаний по совершенствованию музейной деятельности, в том числе, коммуникации с посетителями и ориентации на ее интересы.