Психология безопасности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПСИХОЛОГИЯ В ПРОБЛЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ
План:
1.Психология безопасности и ее место в системе наук
2. Психология безопасности как отрасль психологической науки
3. Психология безопасности труда и эргономика.
1. Психология безопасности - это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности.
Категория «психологическая безопасность» носит интегративный характер, поэтому её можно рассматривать как процесс, то есть психологическая безопасность создается фактически каждый раз заново, когда встречаются участники социальной среды; как состояние, обеспечивающее базовую защищенность личности и общества; как свойство личности, характеризующее ее защищенность от деструктивных воздействий и внутренний ресурс противостояния (сопротивляемости) деструктивным воздействиям. Интегративность состоит в том, что психологическая безопасность может быть представлена на нескольких уровнях.
1. На уровне общества - как характеристика национальной безопасности, в структуре которой присутствует социальная безопасность, обеспечивающая качество жизни и здоровье людей.
2. На уровне локальной среды - это место, где работают, живут человек, его семья, друзья.
3. На уровне личности - это многообразие аспектов сопротивляемости и жизнестойкости, наличие ресурса сопротивляемости внешним и внутренним деструктивным воздействиям, понимание и представление о психологическом насилии и совладание с его психотравмирующими формами, конкретные поведенческие акты, способствующие или препятствующие нарушению безопасности другого, переживания своей защищенности (незащищенности).
В настоящее время существует несколько подходов к построению и объяснению безопасности: философский, социологический, социально-психологический, правовой, математический, кибернетический и другие. Общим является то, что безопасность - это одна из характеристик и критериев функционирования и развития социальных, экономических, технических, экологических и биологических систем. Центральным понятием в теории безопасности является понятие «угроза». Выделяют угрозы природной среды, эпидемиологические, техногенные, социальные, среди которых рассматривают и социально-психологические угрозы, связанные с социальной напряженностью, конфликтностью. Проблема безопасности трактуется по- разному. Это и качество какой-либо системы, которое определяет возможность к самосохранению. Это и система гарантий, обеспечивающая защиту от внутренних и внешних угроз. Проблему психологической безопасности в исследованиях человеческого фактора предусматривают как детальный анализ действий людей, занятых на объектах высокого риска.
Следующее направление представляет собой новую отрасль знаний - науку о риске. Риски могут быть политические, экологические, финансовые, инвестиционные, кредитные и другие. Третье направление представлено еще одной новой дисциплиной - культурой безопасности, которая определяется как свод норм, установок, убеждений, а также достижений социальной и технологической практики, ориентированных на уменьшение частотности попадания людей в опасные условия.
Психология безопасности пересекается со многими областями психологического знания.
С экстремальной психологией, которая изучает особенности протекания жизнедеятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования. Исследования в области экстремальной психологии имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов
С рискологией, которая рассматривает риск как аспект неопределенности и изучает возможность проявления ситуаций, которые не имеют однозначного результата (решения)
С безопасностью жизнедеятельности (БЖД) — наукой, изучающей опасности и способы защиты от негативных опасностей (воздействий) антропогенного и естественного происхождения и достижения комфортных или безопасных условий жизнедеятельности.
С социальной психологией, которая рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой.
Наконец, психология безопасности изучает психологические закономерности жизни и деятельности человека, связанные с обеспечением безопасного существования и развития
2. Объектом исследования психологии безопасности являются различные виды предметной деятельности человека, связанные с опасностью.
Поскольку трудовая деятельность является наиболее распространенным видом деятельности, то далее речь будет вестись главным образом о ней. Предметом исследования данной области деятельности являются:
- психические процессы, порождаемые деятельностью и влияющие на ее безопасность;
- психические состояния человека, сказывающиеся на безопасности его деятельности;
- свойства личности, отражающиеся на безопасности
Практическими задачами психологической безопасности являются следующие:
• разработка основ культуры безопасности в организации;
• профилактика и снижение психологического травматизма, мобилизация ресурса сопротивляемости организма человека угрозе психическому здоровью в социальной среде;
• создание программ подготовки специалистов по вопросам психологической безопасности личности и общества.
Актуальными теоретическими проблемами психологической безопасности являются следующие:
• Разработка диагностического инструментария для определения уровня психологической безопасности среды и личности.
• Определение основных угроз, наносящих ущерб психологической безопасности.
• Выявление основных характеристик, определяющих безопасное психологическое состояние.
Психологическая безопасность может быть разделена:
• на психологическую безопасность личности и общества;
• психологическую безопасность в различных социальных средах;
• на психологическую безопасность в экстремальных ситуациях, где главной целью является формирование психологической сопротивляемости населения, методы реабилитации пострадавших, психологическая подготовка специалистов; психологическая поддержка людей, находившихся в ситуации повышенного риска, - специалистов опасных профессий, людей, проживающих в местах повышенной экологической, техногенной и природной опасности; информационно-психологическая безопасность.
Безопасность как психологический феномен
Определение безопасности с точки зрения удовлетворения потребностей индивида
Этот подход восходит к трудам А. Маслоу, который утверждал, что «психологическая безопасность — чувство доверия, безопасности и свободы из страха и тревоги, особенно ощущение того, что все потребности удовлетворяются в настоящее время (и в будущем)»
Потребность в безопасности имеет объективный характер, поскольку все люди уязвимы, независимо от их физических данных, уровне дохода, наличия/отсутствия властных полномочий и т. д. Потребность в безопасности реализуется как на индивидуальном, так и на коллективном (групповом), общественном уровнях. Следует отметить, что потребность в безопасности невозможно полностью удовлетворить. Она присутствует всегда и требует постоянного к себе внимания, в связи с тем что новая ситуация всегда предполагает возможность возникновения новых видов опасностей.
Определение безопасности как состояния
Безопасность в психологии рассматривают как состояние личности, при котором она способна удовлетворить базовые потребности в самосохранении и восприятии собственной (психологической) защищенности в социуме[1].
Конечная цель безопасности — достижение каждым человеком устойчивого состояния, когда он осознает возможность удовлетворения своих основных потребностей.
Состояние безопасности предполагает наличие базовой защищенности личности, устойчивость личности к внешним и внутренним воздействиям.
Состояние психологической безопасности, в котором находится субъект, зачастую вносит как объективные, так и субъективные изменения в межличностное общение и способствует определенной детерминации изменений личности. Состояние опасности может быть причиной конфликтов, сбоев и трений, а также способствовать формированию субъекта затрудненного общения. Состояние опасности способствует обособлению субъекта и его социально-психологического пространства, в этом проявляется его защитная функция.
Определение безопасности как представления
Представления о безопасности формируются индивидуально, и они представляют собой субъективное отражение реальности. Содержание представлений в отношении безопасности имеет широкий охват. В качестве объекта безопасности может выступать сам человек, его семья, религиозная или этническая группа, нация, государство или даже весь мир. Категория представлений о безопасности также включает в себя огромный спектр факторов, которые относятся к условиям, которые могут либо ослабить, либо усилить безопасность, последствия безопасности или небезопасности.
Безопасность как чувство /эмоция
Безопасность как чувство/эмоция, приобретенное от врожденных и предковых эмоций. По сути, представляет собой умственную разработку, которая выражает первичное экзистенциальное требование позитивной адаптации к жизни, чтобы обеспечить непрерывность и эволюцию человеческого вида.
Большого внимания заслуживает рассмотрение эмоциональной безопасности, которую можно интерпретировать как уверенность человека в обладании внутренними ресурсами для противостояния новым угрозам и опасным ситуациям
На эмоциональную безопасность влияют процессы интернализации и экстернализации
Безопасность связана с положительными эмоциями, причем способность испытывать положительные эмоции остается в значительной степени неиспользованным ресурсом человеческого потенциала. Важной особенностью положительных эмоций является то, что их действие не заканчивается после предотвращения страданий. Последствия от положительных эмоций резонируют и в дальнейшем, служа своеобразным буфером от стрессов. Положительные эмоции не только свидетельствуют о том, что человек чувствует себя в безопасности в настоящем, но и увеличивают вероятность того, что он будет чувствовать таким же образом и в будущем. То есть положительные эмоции способствуют повышению психологической безопасности.
3. В большинстве случаев производственного травматизма основная его причина - человек. Ряд авторов, исследовавших эту проблему, считают, что 70-90% всех травм на производстве связаны с невнимательностью и ошибками рабочих (операторов). Поэтому изучение роли и места в производственном травматизме так называемого "человеческого фактора" становится все более необходимым.
Вместе с тем сама по себе констатация того факта, что в несчастном случае был виноват сам пострадавший, мало что дает для предупреждения подобных случаев. Главным вопросом остается - почему пострадавший это сделал? Почему не сработал свойственный человеку инстинкт самозащиты, самосохранения? Именно этими проблемами и занимается психология безопасности. Это отрасль психологической науки, которая изучает психологические причины несчастных случаев, которые возникают в процессе труда и других видов деятельности, и методы использования психологии для повышения безопасности деятельности.
Объектами исследования психологии безопасности труда являются различные виды предметной деятельности человека, связанные с опасностью, а предметом исследования данной области являются: психические процессы, обуславливающие ее деятельностью и влияют на безопасность; психические состояния человека и свойства его личности, которые отражаются на безопасности деятельности.
Под психологией безопасности труда как части науки "психология безопасности" понимают применение психологических знаний в области охраны труда. Этот взгляд основывается на том, что, изучая безопасность труда, недостаточно ограничиваться рассмотрением психологических причин только несчастных случаев, поскольку ряд современных производств может пролонгирован (длительно) негативно влиять на организм работников и наконец привести к ряду профессиональных заболеваний, профилактика которых заключается в создании безвредных форм и режимов труда с учетом психофизиологических особенностей человека.
Эргономика - это научная дисциплина, которая изучает возможности функционирования человека в трудовых процессах, выявляет возможности и закономерности создания оптимальных условий для высокопроизводительного труда и обеспечение необходимых удобств, которые способствуют развитию способностей работника. Эргономика занимается не только улучшением условий труда, но и разработкой рекомендаций по проектированию новой техники, и современные летательные аппараты и, в частности, кабины пилота, рабочие места водителей и операторов транспорта для обслуживания аэропортов, а также различные системы управления воздушным движением, испытательное и диагностическое оборудование для эксплуатации и ремонта авиационной техники и тому подобное.
На базе этих разработок сформировалась новая наука - авиационная эргономика. Данные эргономики, вытекающие из анализа различных сторон трудовой деятельности, используют также при разработке рекомендаций в системе научной организации труда (НОТ). Однако НОТ решает более широкую задачу, чем эргономика - она оптимизирует работу не только исходя из создания благоприятных условий для деятельности человека, но и с учетом производственных требований технического, экономического и организационного порядка.
Итак, психология безопасности труда непосредственно решает задачи обеспечения трудовой деятельности с точки зрения повышения ее безопасности, используется как отрасль эргономики для разработки более безопасных техники и условий труда, совершенных средств защиты, а также способствует охране труда, то есть психология безопасности труда является отраслью психологических наук и отраслью эргономики, а через нее и научной организации труда.
Авиационная эргономика значительное внимание уделяет совместимости частей эргономичной системы (прибор - машина - среда). Совместимость - это взаимное соответствие однородных качеств частей системы, необходимых для я обеспечения функционирования ее в рассматриваемом режиме.
Если при взаимодействии человека-оператора с системой и средой будут обеспечены все виды совместимости надлежащего уровня, то не только система сможет действовать в оптимальном режиме (по выходным целевой функции), но и оператор будет поставлен в условия, при которых его работа станет безопасной. Это чрезвычайно важно не только для обеспечения безопасности полетов, но и безопасности труда работников ряда наиболее травмоопасных профессий наземных служб аэропорта (техники, механики, водители средств спецавтотранспорта и т.д.).
Машина предоставляет человеку информацию в виде сигналов, например, информацию о работе силовых установок современного воздушного судна или о соответствующих параметры процесса испытания агрегатов гидросистемы самолета после его ремонта и тому подобное. В свою очередь человек передает машине информацию, которая называется "ответные реакции", например, на снижение частоты вращения авиационных двигателей и тому подобное. Несмотря на относительную простоту приведенной модели, она дает общее представление о методах анализа и показывает, что человека и машину следует изучать вместе. Приведенная схема соответствует большинству рабочих мест в учреждениях гражданской авиации.
Существуют два основных направления применения эргономики: приспособление машины к человеку и приспособления человека к машине. Они не исключают друг друга, однако в большинстве случаев один из этих двух направлений преобладает над другим.
Большинство эргономических исследований направлена на приспособление машины к человеку. В результате проведения указанных работ вообще удается существенно улучшить условия труда человека оборудованием рабочего места или предоставлением необходимых качеств системе "человек - машина" в целом. При этом специалист по эргономике не ставит перед собой задачу непосредственной замены человека-оператора.
В процессе приспособления человека к машине эргономист пытается влиять на человека-оператора непосредственно подбором и обучением. Подбор кадров с помощью тестов или любых других систематических проверок является полезным, когда речь идет о делении людей по разным уровням. Такие проверки необходимы в тех случаях, когда предполагаемая подготовка кадров предполагает наличие у них определенного уровня знаний и общей культуры.