Психологическое консультирование как процесс
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №2. Психологическое консультирование к ак процесс. Эмпатический контакт – проблема доверия-недоверия. Эффективность консультирования.
Как процесс психологическое консультирование имеет свою структуру. Кочунас (Кочунас, 2003) описывает ее, ссылаясь на Кочунас (Кочунас, 2003) описывает ее, ссылаясь на Gilland, следующим образом:
Формирование запроса
Исследование проблемы, установление рапорта, эмпатического контакта, вхождение в терапевтические отношения, формирование чувства обоюдного доверия
Встречное взаимное уточнение проблемы и запроса
Примерно одинаковое понимание проблемы по Кочунасу.
Введение в мировоззренческую профессиональную позицию консультанта. (Копьев А.Ф.)
Обнаружение предпосылок направления деятельности самими клиентом (выбор дороги)
Идентификация выборов
Понимание содержания разных способов решения проблемы, этап экспериментов и проб, репетиций и пр. (зависит от направления. в котором работает консультант)
Планирование деятельности
Обнаружение реалистичных целей, обсуждение возможных результатов, в том числе неудачных, принятие невозможности изменить ситуацию, принятие утраты, ………
Деятельность
Ответственность клиента
Оценка эффективности деятельности
Обсуждение достигнутого , изменение плана деятельности, обнаружение новых проблем, возврат к предыдущим стадиям.
Феномены доверия и недоверия достаточно слабо изучены в психологии. Купрейченко и Табхарова отмечают, что общими условиями возникновения доверия-недоверия являются неопределенность ситуации, уязвимость личности, отсутствие возможности контроля. Доверие сопровождается переживанием готовности открыться и быть искренним, недоверие – закрытость и нежеление отказываться от выбранной ролевой позиции. Доверие можно определить как «ожидание пользы», недоверие – «ожидание вреда».
Доверие «ожидание пользы», ожидание добра
Недоверие «ожидание вреда», ожидание зла
Принимаем позитивные и негативные оценки, так как изначально верим в нравственность человека и в его желание нам помочь (незаслуженная похвала разрушает доверие, подозрение в манипуляции)
Сомневаемся в нравственности и порядочности человека, соответственно в его желании помочь нам. Подозрения вызывают его позитивные высказывания в наш адрес и сопротивление и желание защищаться - негативные .
Наделение человека только позитивными характеристиками: честный, порядочный, совестливый, дружелюбный и т.д.
Отвергаем возможность существования позитивных качеств в данном респонденте.
Как правило, наши цели и цели респондента, на наш взгляд совпадают
Цели не совпадают. Подозреваем в каких-то скрытых своекорыстных интересах
Связано с внутренней установкой на потребность зависимости (принятие связанности с другими, установка на сближение, аффилиация) (Б.Ф. Поршнев)
Связано с внутренней потребностью независимости, интровертированность, слабая потребность в других
Установка на открытость миру, вера в его безопасность (Эриксон)
Ощущение небезопасности окружающего мира
Установка на дружелюбие, гибкость границ, толерантность и ассертивность
Установка на враждебность, жесткость границ, гневливость как способ защиты границ, агрессивность
Открытость и расслабленность
Настороженность и напряженность
Готовность совершать добрые поступки
Готовность прекратить контакт
Амбивалентность – противоречивое отношение к взаимодействию с данным человеком, связанная с высокой субъективной оценкой возможных рисков, противоречивым отношением к ряду личностных качеств, многоаспектностью и динамичностью отношений.
Доверие подтверждается «приз», не подтверждается – «отсутствие удовлетворения».
Недоверие подтверждается «высокозначимые потери» (смысла жизни, веры в людей и т.д.), не подтверждается - ?
Когда речь идет о доверии-недоверии следует помнить о феномене «негативного самоосуществляющегося прогноза».
Условия эффективного консультирования:
1. Несмотря на предложенную схему, необходимо помнить, что каждое консультирование уникально и неповторимо по качеству обнаруженных феноменов.
2. Меняется не только клиент, но и консультант. Не находится в позиции господа бога или будды.
3. То как видит клиент свои проблемы более важно, нежели то, как видит их консультант. Доверять клиенту, признавать его компетентность.
4. Помнить, что ощущение безопасности клиентом важно, но нельзя игнорировать во имя него противоречия в поведении и словах клиента. Процесс консультирования – это не благостный путь от страдания к счастью. А возможность обнаружения себя в процессе собственной жизни. Иногда нам помогает сделать это только душевная боль. Консультант – это не будда, ведущий в нирвану.
5. Некоторые проблемы – это проблемы бытия и не имеют какого-либо правильного решения, а иногда не имеют решения вообще. Консультант помогает принять клиенту неизбежность ситуации.
6. Консультант обязан помнить, что он всего лишь человек и не способен полностью отвечать за жизнь другого человека (комплекс нарцисса)
7. Процесс самоизменения не имеет линейной динамики улучшения. Это трудный путь, сопровождающийся возрастанием тревоги и иных негативных переживаний. Консультант должен быть к этому готов и не бояться сильных чувств своих собственных и клиента.
8. Консультант должен помнить, что клиент это не симптом и не проблем, он должен стараться понять клиента в его целостности. Накопление большого объема знаний о клиенте может ничего не дать для процесса консультирования, кроме бесплодных дебатов.
9. Консультант должен периодически посещать балинтовы группы и супервизии.
10. Правило Кочунаса. Консультирование – это процесс, который консультант осуществляет вместе с клиентом, а не вместо клиента.
Бюджентал (Бюджентал, 2001) выделяет этапы как основные уровни беседы на основе шкалы «от отчужденного, отстраненного самоотчета – к непосредственному, эмоциональному переживанию собственной жизни (субъективного)».
Три критерия – присутствие, доступность, экспрессивность
Присутствие – участие в событии настолько полно, насколько возможно
Доступность – степень принятия значимости события для себя.
Экспрессивность – степень, в которой человек позволяет другим узнавать, что это событие значимо для него Субъективные переживания без маскировки, отчуждения и обесценивания. Требует готовности приложить усилия выдержать собственную противоречивость.
Основные уровни беседы:
Формальное общение
Поддержание контакта
Стандартные отношения
Коллективное бессознательное
Критические обстоятельства
Интимность
Личное бессознательное
Формальное общение – высокая степень контроля, ролевое общение, имидж как содержание роли, отсутствие спонтанности, ограничение пространства общения как уход от переживаний, вежливость как стержень контакта. Высокая степень тревоги и со стороны консультанта (ожидания клиента) и со стороны клиента (необходимость что-то «исполнять»). В то же время очень важный этап, который позволяет обнаружить границы, степень подготовленности клиента, ценность формальностей как установки клиента.
Поддержание контакта – некоторые клиенты нуждаются в промежуточном шаге. Это необходимое время продления формальных отношений, которое дает дополнительную возможность клиенту почувствовать искренний интерес к себе со стороны консультанта. А настроенный на клиента консультант почувствует когда клиент начнет проявлять большую вовлеченность в беседе и будет двигаться к большей открытости. Внешне этот уровень может иметь вид задавания формальных вопросов биографического или анкетного содержания. Но по эмоционально составляющей этого процесса можно почувствовать, что клиент и терапевт проявляются друг для друга. Этот уровень очень важен при завершении сессии, когда после интенсивного переживания клиенту нужно подготовиться к встрече с внешним миром.
Иногда клиент может удерживаться на этом уровне, чтобы не брать на себя ответственность (пусть вопросы задает консультант).
Стандартные беседы – в том смысле, что ожидаемые или соответствующие ролевым ожиданиям (консультант ведет себя соответственно своим представлениям, клиент своим) Эффективность консультирования мало зависит от стандартного уровня беседы, но он, тем не менее, важен. Консультант собирает фактическую информацию о проблеме клиента и улавливает признаки более глубоких чувств и конфликтов. Когда консультант начинает обострять обнаруженные конфликты и противоречия в словах и переживаниях клиента работа переходит на следующий уровень.
Критические обстоятельства – означает решающие обстоятельства. Консультант обнаруживает некие моменты, которые критически влияют на динамику дальнейшего взаимодействия. Типичным для четвертого уровня чвляются сильные актуальные эмоции, а не отчужденные воспоминания о них. Когда в переживаниях клиента появляется нечто новое, не уже ему известное и объясненное – это обнаруживается в заминках, напряжении, возникшем в беседе. Клиент может определять это такими словами:» не понимаю, что вы хотите», « что-то я сегодня туплю», не слышать вопросов, обращенных к нему со стороны консультанта, пытаться перевести разговор на менее эмоциональную для себя тему т.е. то что в психологическом консультировании обозначено термином «сопротивление». Если клиент начинает справляться со страхом сильных переживаний и позволяет себе проявить глубинные переживания, в его речи появляется больше красок, попыток передать все нюансы переживаний. Речь становиться более спонтанной, вплоть до сленга, ругательств и острых словечек. Поза может стать более расслабленной и естественной. Клиент может заплакать. Хотя все, по-разному выглядят, когда обращаются к своим глубинным переживаниям. Этот уровень узловой в отношении понимании о возможности изменений в жизни клиента, если он хочет дальше исследовать свою проблему. Некоторые из наиболее часто встречающихся признаков критического уровня:
Клиент
• неоднократно возвращается к одному и тому же чувству или ситуации, хотя демонстрирует все явные признаки избежать этого;
• Часто повторяет слово или фразу (неосознанно);
• Кажется неспособным вспомнить нечто, хорошо ему известное;
• Внезапно оставляет тему или чувство, хотя был сильно им захвачен;
• Неожиданно теряет направление мысли;
• Становится беспокойным в движениях или необычно неподвижным:
Интимность - предполагает нечто личное, даже секретное. С точки зрения Бюджентала консультирование или психотерапия, которая не предполагает моментов интимности может быть полезной, но никогда не приводит к серьезным конфронтациям, необходимым для жизненно важных изменений. Характерные признаки – максимальная доступность, и экспрессивность, взаимность которая принимает разные формы. Клиент говорит больше, чем консультант, но консультант позволяет себе быть полностью включенным в жизненную ситуацию клиента (момент глубокого эмпатийного контакта) клиент переживает этап осознования своих противоречий в мыслях, чувствах поведении и становиться более аутентичным, позволяя себе отказаться от прежних мертвых, но устойчивых паттернов и установок за счет расширения восприятия своей жизненной ситуации. Истинным изменение становится тогда, когда после момента интимности клиент продолжает удерживать усилие, чтобы не сбиться на привычные формы поведения. Часто эти изменения возникают в сознании как ощущения, и не укладываются в слова, проявляются как эмоции, иные движения, порозовевшее живое лицо, глубокий и теплый взгляд. На этой стадии много значит как консультант откликается на внутреннюю жизнь клиента, в каком бы виде она не проявилась.
Целью любого психологического консультирования по Бюдженталу является исследование субъективного клиента, но его невозможно исследовать на основе неких теоретических построений. Оно проявляется именно в живом человеческом переживании. Любой контакт с другим (в консультантом) клиент переживает, так как он переживает его в жизни. И те осознавания, которые происходят, они относятся к тому, что происходит в его жизни.
Лекция №3. Проблема этики отношений в работе психолога – психолог как профессионал. Проблема эмоционального выгорания – психолог как личность.
Проблема этики человеческих отношений в профессии психолога сливается с проблемой эмоционального выгорания как непродуктивного выхода в ситуации эмоционального стресса.
Этика возникает тогда, когда появляется Другой, т.е. возникают отношения. Чтобы как-то обеспечить их, существующих в начале в полной неопределенности, становится необходимость неких правил, которые каждый из взаимодействующих субъектов знает и старается придерживаться.
С одной стороны, придерживаясь правил и действуя по существующим схемам, я по- прежнему остаюсь достаточно закрытой для Другого, как и он для меня. Это более узкое содержание понятия этики означает внешнее соответствие определенному образу: воспитанного человека, профессионала, хорошего продавца и т.д. Собственно, образ мы можем себе любой избрать, какой нам больше нравится в разных сторонах собственной жизни: например мама, все знающая наперед или никогда не выходящая из себя жена и так далее. Обращает ли эта «жена», что твориться у нее внутри или ей важно только то, что происходит снаружи. Полностью ли игнорирует она собственное переживание и что она с ним делает, как преодолевает, если очень злится? Где она существует, а где претворяется? Притворяется существующей….? Она сама вряд ли способна самостоятельно в этом разобраться. Она упорно придерживается той идеи, что «она женщина, которая никогда не злится», игнорируя собственное переживание.
Жан- Мари Робин, французский психотерапевт пишет «ключ в руках Другого» ( Ж-М Робин, 2008). Без него ничего не существует: ни отношений, ни эмоций, окрашивающих эти отношения, ни нашего самовыражения, ничего такого, что начинается с приставки само-. Присутствие Другого создает ситуацию, которая проявляет меня в этой ситуации. Здесь работает все – мой опыт, стереотипы, предрассудки, то как я интерпретируют свой собственный опыт (матрица рефлексии).
На мой взгляд, наиболее удобно употреблять понятие «поле», которое ввел в научный обиход К. Левин. В своей книге «Теория поля в социальных науках» он пишет: «…психологическое пространство, жизненное пространство или психологическое поле, в котором происходит психологическое передвижение или структурные изменения, - это нечто отличное от тех графиков, где изменения означают просто градации характеристик.» (К. Левин, 2000, с. 66) Теория поля – это, с позиции К. Левина метод анализирования причинных связей, при этом нет необходимости выделять и определять абсолютно все, влияющее на ситуацию и существующие в поле связи, но лишь самые «центральные», которые более чувствительны к состоянию «целого», т.е. субъекта в поле.
Это небольшое теоретическое отступление помогает нам понять, что есть некие важные моменты в процессе создания отношений, когда изменения в поле, соответственно и в самом субъекте возможны, а когда невозможны.
Помним, что поле это та ситуации, которую создает нам Другой (консультант), а «субъект в поле» – это и есть клиент. Возвращаясь к размышлениям об образе себя как о внешних этических правилах (как об образе правильного или доброго консультанта, или … акцент может быть сделан на разные мифологемы, справедливость, например), если этот образ я не рискую проверять в отношениях, он становится мне дороже самих отношений. Тогда получается, что некая моя правда, воплощенная в мой образ консультанта для меня важнее самих отношений. Тогда клиент, если он чувствителен будет стараться играть роль или придерживаться образа клиента, соответствующего «доброму» консультанту.
Калитиевская пишет, что «деньги более твердая валюта, чем отношения. Риск быть неудобным вполне оправдывается клиентом оплатой деньгами» (Калитиевская , 2008).
Декларируя свой образ, консультант сосредотачивается на нем, а не на реальности ситуации (поля), более того, если я живу в представлениях о реальности, которые придуманы мной изнутри, тогда решение придется мне придумать, а не найти (почувствовать) в поле или самой ситуации. И тогда консультация приобретает следующую форму: много и тяжело думающий консультант и удобный послушный клиент, который может быть доволен или недоволен результатом консультации.
Если клиент доволен, то будет ходить к консультанту как к гуру, цитируя его. Если он не доволен, то уйдет, не попрощавшись. И тот и другой вариант будет условием возможного эмоционального (профессионального) выгорания психолога, не говоря уже о самой ситуации консультирования. Искать ответы за кого-то – неимоверно энергозатратный процесс. Более того, ты его осчастливил, так для него трудился, а он не доволен.
Итак, если консультант определяет этику отношений через свой образу (который воплощает свод правил и управляет поведением), не рискуя проверять его истинность в реальности, то он закрывает такую же возможность для своего клиента, предлагая ему формальные стандартные отношения, от которых «страдает» прежде всего, он сам, платит избыточностью усилий и эмоциональным выгоранием.
Делая ситуацию таким образом закрытой консультант ограничивает свободу, которая означает возможность изменений и для клиента. Ж-М Робин предлагает придерживаться следующих этических принципов:
« Отказ знать
- отказ от власти терапевта, от позиции знания другого и управления другим. Я полагаю, что знание источает высокомерие и усугубляет униженность другого. (Речь не о компетентности, а об использовании знания как орудия власти)…
- отказ от веры в то, что психотерапия (псих. Консультирование) могла бы стать наукой. Это, однако, не означает, что она приобретает статус «искусства»…. Психотерапия (псих. Консультирование) есть некая практика.
- отказ от веры в то, что теория или теории, которые помогают нам мыслить, не мешают видеть то, что находится у нас перед глазами…» (Ж-М. Робин, 2004, с.96)
Поясним, отказ знать – это установка на то, что происходит в самой ситуации, т.е. погружение консультанта в ситуацию насколько возможно и собственное переживание будет в этом случае единственной «путеводной нитью», которая будет связывать консультанта и клиента, при условии, что консультант соединяет свое переживание и «добровольную неуверенность», все время уточняет свои догадки и озарения в отношении клиента.
Многие хорошие консультанты пишут, что профессиональная этика в работе психолога есть личная жизненная этика консультанта, который культивирует в себе определенные качества (поддерживает и приобщает к культуре).
Личные качества консультанта по Ф. Бурнарду:
1. Эмпатия. Легче определить что не является эмпатией, чем что это такое. Мы не эмпатичны, когда сравниваем ситуацию другого с своей собственной, морализируем, даем советы, сильно тревожимся о том, как будем выглядеть, если поддержим человека или наоборот укажем ему на наши разногласия.
2. Эмоциональная теплота (К. Роджерс)– может восприниматься как слабость. Скорее всего связана с отсутствием оборонительных позиций. Разбираться с собственными проблема означает, что вам не страшно столкнуться с некоторыми из них, если они начнут пробуждаться в процессе консультирования. Некая внутренняя уверенность в управляемости и некоторой предсказуемости собственных реакций.
3. Позитивное отношение (К. Роджерс) – преодоление в себе нарцисических тенденций, уверенность в компетентности клиента, в его способности разбираться в собственной жизни, уважение и признание его равноценным себе. Несмотря на все противоречия и несогласия вашего взаимодействия. У многих единственный способ самоутвердиться – это обесценить другого.
4. Конкретность – умение точно в словах, поведении клиента уловить акценты, ничего не добавляя от себя. Уметь уйти от объяснений слов клиента, а слышать и максимально приблизиться к тому, что сказал клиент
5. Владение чувством юмора и умение видеть трагичность бытия - жизнь не предполагает границы между комичным и трагичным. Ее придумали люди. Консультант помогает клиенту увидеть в его установке, которую он почитает как нечто сакральное бесполезность и в то же время принимать и понимать ограниченность человеческих возможностей.
Р. Кочунас говорит о модели эффективного консультанта, которая могла бы быть основой программы по подготовке консультантов:
Аутентичность (Дж. Бюджентал) высшая экзистенциальная ценность, скорее качество бытия определенного типа личности, которое определяется:
Присутствие, осознавание момента, выбор способа жизни в данный момент и принятие ответственности за выбор. Снова речь идет о том, что много сил многие люди затрачивают на проигрывание ролей, вместо того, чтобы тратить их на решение реальных задач. Если консультант будет только с помощью разных техник выстраивать отношения с клиентом, то они будут далеки от реальных жизненных отношений.
Открытость собственному опыту как искренность и честность в восприятии своих чувств. Самопознание увеличивает способность к саморегуляции, расширяет свободу как увеличение возможности выбора. У нас есть практически единственный путь больше узнавать о жизни и о людях, это больше узнавать о себе.
Сила личности и идентичность – способность выдерживать давление со стороны других людей, напряжение несогласия, свою противоречивость и противоречивость природы человека вообще.
Толерантность к неопределенности – та самая неуверенность в будущем и непредсказуемость будущего, которая с одной стороны делает ситуацию открытой, а с другой, сопряжена с растущей тревогой. Способность к риску тоже связана с толерантностью к неопределенности.
Принятие личной ответственности -не подмена ответственности контролем, и не решением проблем за клиента, но совместная работа с клиентом по их разрешению, глубокая включенность и заинтересованность ситуацией клиента.
Постановка реалистических целей – понимание ограниченности своих возможностей, не домысливание ситуации за клиента, отказ от стремления стать совершенным, все знающим, все предугадывающим консультантом.
Система ценностей консультанта или личная философия.