Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Системно-деятельностный подход в образовании
и воспитании в условиях реализации ФГОС
Системно-деятельностный подход в
образовании и воспитании в
условиях реализации ФГОС
Хрестоматия
1
Системно-деятельностный подход в образовании
и воспитании в условиях реализации ФГОС
УДК 37.01+37.02
Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях
реализации ФГОС (для слушателей Pedcampus) / Консалтинговая группа
«Финиум». – Москва, 2014.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования – системно-деятельностный подход, который является
методологической основой ФГОС и нацелен на развитие личности,
формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный
подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в
контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми
должны владеть учащиеся.
Настоящий курс раскрывает особенности системно-деятельностного
подхода, который позволяет на каждом уровне образования:
представить цели образования в виде системы ключевых задач,
отражающих
направления
формирования
качеств
личности;
на основании построенных целей обосновать не только способы действий,
которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и
содержание обучения в их взаимосвязи; выделить основные результаты
обучения и воспитания как достижения личностного, социального,
коммуникативного и познавательного развития учащихся.
Авторская пунктуация и орфография сохранены.
Ответственность за соблюдение авторских прав
третьих лиц принадлежит авторам материалов.
УДК 37.01+37.02
© Коллектив авторов, 2014
© Консалтинговая группа «Финиум», 2014
2
Системно-деятельностный подход в образовании
и воспитании в условиях реализации ФГОС
Часть 2
Системно-деятельностный
подход как основа ФГОС
Системно-деятельностный подход в образовании
и воспитании в условиях реализации ФГОС
Недостаточность любого объема знаний для успешного решения
жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит
личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к
самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к
рефлексивному анализу собственной деятельности. Таким образом, приоритет
в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных
способностей. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе
системно-деятельностный подход, который включает в себя все виды
деятельности (самоопределение, нормотворчество и нормореализация),
рефлексивный анализ собственной деятельности, а также системно тренирует
коммуникативные способности, тем самым обеспечивая формирование у детей
готовности к саморазвитию.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности.
Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего
развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют
учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более
высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего
развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит
поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается
помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны
ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных
сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников,
энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с
учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля,
саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля
и помощи со стороны учителя.
Рисунок 1 – Основные вопросы современной педагогики
4
www.pedcampus.ru
Системно-деятельностный подход в образовании
и воспитании в условиях реализации ФГОС
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со
временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в
образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не
столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить
его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить
таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная
задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать
развивающий потенциал общего среднего образования. Конструктивно
выполнить задачи образования 21 века помогает системнодеятельностный подход.
Сегодня
наибольшее
распространение
получила
«технология
деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора
педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок
не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе
собственной учебно-познавательной деятельности.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от
традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения
является то, что предложенная структура описывает деятельность не
учителя, а учащихся.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом
преподавании обеспечивается следующей системой дидактических
принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая
знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и
формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм,
активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному
успешному формированию его общекультурных и деятельностных
способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с
учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом
себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки
в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна
предложить ученику возможность освоения содержания образования на
максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития
5
www.pedcampus.ru
Системно-деятельностный подход в образовании
и воспитании в условиях реализации ФГОС
возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально
безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие
всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на
уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию
решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на
творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся
собственного опыта творческой деятельности.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно
распределить на четыре группы:
1.
уроки «открытия» нового знания;
2.
уроки рефлексии;
3.
уроки общеметодологической направленности;
4.
уроки развивающего контроля.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю
предполагает:
1.
предъявление контролируемого варианта;
2.
наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной
версии;
3.
сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному
механизму;
4.
оценку результата сопоставления в соответствии с заранее
обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают
организацию деятельности ученика в соответствии со следующей
структурой:
1.
написание учащимися варианта контрольной работы;
2.
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения
этой работы;
3.
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее
установленными критериями.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с
ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит,
необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при
6
www.pedcampus.ru
Системно-деятельностный подход в образовании
и воспитании в условиях реализации ФГОС
построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться
деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система
дидактических принципов как основа для построения структуры и условий
взаимодействия между учителем и учеником.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть
критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии
мы придерживаемся.
1.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к
ученику.
2.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное
действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить
причины затруднений и т.п.)
3.
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения,
повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и
адресовать вопросы.
5.
Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную
формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и
самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной
деятельности у обучающихся).
7.
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми
учащимися, используя для этого специальные приемы.
8.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого
ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником,
собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их
выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу
сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие
«учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
Концепция СДП позволяет сформулировать краткое определение РО:
развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в
зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных
способностей формируется теоретическое мышление и творческие
способности.
7
www.pedcampus.ru
Системно-деятельностный подход в образовании
и воспитании в условиях реализации ФГОС
РО, основанное на СДП, выступает как полноценное инновационное. Оно
действительно преобразует ТО в развивающее, что нетрудно выявить при их
сравнении.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика традиционного и
инновационного развивающего обучения
Инновационное
Традиционное обучение
развивающее обучение
1) базируется на принципе
1) опирается на зону ближайшего развития;
доступности;
2) учащийся выступает в роли
2) учащийся действует как субъект
объекта ПД;
собственной УД;
3) ориентировано на усвоение
3) нацелено на усвоение способов познания
определенной суммы знаний;
как конечной цели учения;
4) развивает обыденное мышление, 4) развивает теоретическое мышление и
эмпириический способ познания теоретический способ познания;
5) решая конкретно-практические 5) на первый план выступают учебные
задачи, учащиеся усваивают
задачи, решая их учащиеся, усваивают
частные способы;
общие способы умственной деятельности
6) в результате формируется
6) формируется личность, способная к
индивид – человек, способный к
самостоятельной творческой деятельности.
исполнительской деятельности.
Технология деятельностного метода – механизм реализации системно –
деятельностного подхода (базовый и технологический уровни).
Базовый уровень технологии деятельностного метода: урок открытия
нового знания (ОНЗ).
Рисунок 2 - Структура урока ОНЗ и распределение времени на уроке
(Продолжительность этапов урока «открытия» нового знания в минутах)
8
www.pedcampus.ru
Системно-деятельностный подход в образовании
и воспитании в условиях реализации ФГОС
Структура уроков открытия нового знания в рамках деятельностного подхода
имеет следующий вид:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение
учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном
этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности
(«надо»);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения
в учебную деятельность («хочу»);
устанавливаются тематические рамки («могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного
самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие
сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный
ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной
деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к
надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его
осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Данный этап предполагает:
актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения
нового знания, их обобщение;
тренировку соответствующих мыслительных операций и познавательных
процессов;
мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и
его самостоятельное осуществление;
фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного
действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного
действия, выявление места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и
знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом,
понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи
причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности,
которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или
типа вообще.
9
www.pedcampus.ru
Системно-деятельностный подход в образовании
и воспитании в условиях реализации ФГОС
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и
тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект
будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение
возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ,
строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и
т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего
диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:
обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается
оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
Построенный способ действий используется для решения исходной задачи,
вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и
фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах,
в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием
алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:
учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их
самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется
исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных
действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по
возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к
включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и
выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как
промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется
использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность
для введения в последующем новых способов действий. Таким образом,
происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным
нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
«… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя
куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты
поистине мудр».
10
www.pedcampus.ru
Системно-деятельностный подход в образовании
и воспитании в условиях реализации ФГОС
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и
организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной
деятельности.
Учащиеся обучаются приёмам действий самоконтроля и самооценки. По
ходу деятельности осуществляются прогнозирующий, пошаговый и итоговый
контроль.
Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного
мышления – важного качества полноценной личности.
Оценка содержания урока:
занимательно
интересно
познавательно
полезно
продуктивно
Оценка деятельности на уроке:
задумался
удивился
загорелся
убедился
принял решение
Оценка внутреннего состояния на уроке:
взволнованное
удовлетворенное
позитивное
отличное
Последовательная реализация деятельностного подхода повышает
эффективность образования, об этом свидетельствует:
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися,
возможность их самостоятельного движения в изучаемой области,
существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых,
возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой
структуры теоретических знаний,
значительно сокращается время обучения,
наблюдается прирост
общекультурного и личностного потенциала
обучающихся
11
www.pedcampus.ru
Системно-деятельностный подход в образовании
и воспитании в условиях реализации ФГОС
Использованная литература:
1. Волкова М.Н. Курс лекций по дисциплине «Деятельностный подход в
психологии»
2. Храпченкова И.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие /
И.В.Храпченкова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011.
3. Цедринский А.Д. Курс лекций курса «Инновационная деятельность в
школе»
4. Цыркун И.И. Педагогическая инноватика. – Минск, 1996.
5. Уман А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы /
МПГУ им. В. И. Ленина, ОГУ. — Москва — Орел, 1997.
12
www.pedcampus.ru
Системно-деятельностный подход в образовании
и воспитании в условиях реализации ФГОС
13
www.pedcampus.ru