Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психологические основы периодизации и становления личности

  • 👀 443 просмотра
  • 📌 396 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Психологические основы периодизации и становления личности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психологические основы периодизации и становления личности» docx
Психологические основы периодизации и становления личности Одной из актуальных проблем психологии личности становится создание периодизации ее становления. Классификация возраста имеет важное практическое значение при определении начала школьного образования, времени вступления в брак, установления нижней границы пенсионного возраста. Следует учитывать, что для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Одни процессы отстают от других, возможны варианты преждевременного старения и долголетия. Можно быть «молодым» стариком – и творчески, и физически активным, и «пожилым» молодым. Поэтому все возрастные границы довольно условны. Пифагор продолжительность каждого периода определял ровно в 20 лет: период становления (0-20), молодость (20-40), человек в расцвете сил (40-60), старость и угасание (60-80) Гиппократ считал, что каждые 7 лет происходит коренная перестройка организма, опасная для здоровья. Поэтому он делил жизнь на 10 периодов по семь лет каждый. В 1965 году на Международном симпозиуме в Москве была принята классификация возрастных периодов: 1) Новорожденность – 1-10 дней 2) Грудные дети – 10 дней – 1 год 3) Раннее детство – 1-2 года 4) Первый период детства – 3-7 лет 5) Второй период детства – 8-12 лет (у женщин – 8-11) 6) Подростковый возраст – 13-16 лет (12-15 – у женщин) 7) Юношеский возраст – 17-21 (16-20) 8) Средний возраст – 1 период – 22-35 (21-35) 2 период – 36-60 (36-55) 9) Пожилые люди – 61-74 (56-74) 10) Старческий возраст (75-90) 11) Долгожители Периодизаций множество, и самое главное – это выбрать подходящий критерий для периодизации. Врачи и биологи обращают больше внимания на физический аспект нашего Я, психологи предлагают периодизации развития личности. Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития. Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека, например, периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст». Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии (периодизация Фрейда). Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Элькониным. Зигмунд Фрейд предложил концепцию психосексуального развития и соответствующую ей оригинальную периодизацию детства. Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году. В 1900 г. появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в следующей книге «Психопатология обыденной жизни». Теория психоанализа была подробно раскрыта в книгах «Тотем и табу», «По ту сторону принципа удовольствия», «Психология масс и анализ человеческого я», «Я и Оно», «Будущее одной иллюзии». Термин «психоанализ» имеет 3 значения: это теория личности и психопатологии, метод терапии личностных расстройств и метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивида. Переход физики к неклассической парадигме. Человек – тоже неклассический объект. Внутренний мир человека – нечто реально существующее, но чувственно не обнаруживающееся. Единственный способ познания – модельный. Психоанализ развивался как система моделей. 1. Топографическая модель. В психической жизни можно выделить 3 уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы сознаете в данный момент времени. Только очень незначительная часть психической жизни может входить в сферу сознания. Кроме того, определенное содержание осознается лишь в течение очень короткого промежутка времени, а потом фокус внимания смещается на что-нибудь другое, и содержание перемещается на уровень предсознательного или даже бессознательного. Область предсознательного иногда называют «доступной памятью». Это тот опыт, который не осознается в данный момент, но может быть легко осознан при желании. Вы можете вспомнить, что делали вчера, что ели на завтрак и т.д. Предсознание наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического. Бессознательное – самая глубокая и значимая часть психической жизни. Это хранилище примитивных инстинктов, эмоций и воспоминаний, которые так угрожают целостности нашего «я», что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Работая с пациентами, которым был поставлен диагноз «истерия», Фрейд задавался вопросом, откуда берется забывчивость по отношению к значимым жизненным фактам ? Пациенты не могли припомнить каких-то важных случаев из своего детства, но вспоминали о них под гипнозом. Фрейд решил, что события, вытесняемые из памяти, чаще всего мучительны, больной из-за чувства стыда как бы прячется от них. Но блокированный импульс остается в человеке и влияет на его поведение, проявляясь в истерических симптомах – припадках, параличах. Нужно было найти другие пути выведения опасной энергии, и заодно понять, как взаимодействуют между собой уровни психики. 2. В начале 20 годов Фрейд переходит к структурной модели личности. Она также состояла из трех компонентов. Позднее он начинает говорить о психодинамической модели, описывая отношения между этими 3 структурами. Эго – компонент психики, ответственный за принятие решений. Эго стремится удовлетворить примитивные биологические желания в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Оно обеспечивает безопасность организма. Эго эволюционирует из Ид, получает от него энергию и подчиняется принципу реальности: отсрочка удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки оптимальным образом и будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Эго – «бедный слуга 3 господ». Суперэго – интернализованная система норм и ценностей. Суперэго не является врожденным, оно приобретается в процессе социализации. Дети обретают его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими формирующими фигурами. Приблизительно к 5 годам ребенок начинает различать, что правильно, а что неправильно, у него появляется «внутренний родитель». Суперэго подразделяется на 2 подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. В результате у ребенка возникает чувство вины, если он нарушает запрет. Эго-идеал – это поощрительный аспект суперэго, формируется на основе родительских похвал. Ид – от латинского «оно». Эта структура полностью идентична бессознательному в топографической модели. Оно действует в соответствии с принципом удовольствия: немедленная разрядка импульсов. Ид тесно связано с биологическими побуждениями, которые наполняют наше поведение энергией. Люди являются сложными энергетическими системами, стремящимися к сохранению количества энергии, разрядке излишнего возбуждения. Телесные потребности, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. Фрейд выделял 2 большие группы инстинктов: инстинкты жизни – Эрос и смерти – Танатос. Инстинкты жизни направлены на поддержание жизненно важных процессов, обеспечение выживания вида. Инстинкты смерти направлены на увеличение энтропии, они стремятся вернуть материю в состояние хаоса. Танатос лежит в основе всех проявлений жестокости, насилия, агрессии, самоубийств и убийств. Энергия инстинктов смерти не получила у Фрейда специального наименования (мортидо, деструдо). Энергия сексуальных инстинктов получила название «либидо» (от лат. «хотеть»). Либидо – определенное количество психической энергии, которое находит разрядку исключительно в сексуальном поведении. Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность, развёртывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям независимо от их культурного уровня. Наш социальный опыт привносит на каждую стадию свой вклад в виде установок, черт и ценностей. Переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. К 5 годам, когда появляется суперэго, личность уже практически сформирована. Человек рождается с определенным количеством энергии либидо, которая проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий. На каждой стадии сексуальный инстинкт переходит от одной эрогенной зоны к другой. Эрогенная зона – это область, стимуляция которой приводит к разрядке напряжения, вызванного скоплением энергии либидо. На каждой стадии могут возникнуть нарушения, которые приводят к фиксации. Нарушения могут произойти в случае фрустрации, когда потребности ребенка не удовлетворяются, или, наоборот, в случае сверхзаботливости, когда родители не дают ребенку управлять своими функциями. В дальнейшем в стрессовых ситуациях человек прибегает к регрессии – он как бы возвращается на более раннюю стадию психического развития (плачет, сосет палец и т.д.). 1. Оральная стадия – от рождения до 18 месяцев. Она длится до того момента, пока ребенка не отлучат от груди. Эрогенной зоной является область рта, она связана с приятными ощущениями. Фрейд считал, что зона рта навсегда остается эрогенной зоной, даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, курения, поцелуев. Сексуальность у младенцев проявляется в виде возбуждения, которое они испытывают при кормлении. Сосание и глотание – прототипы сексуального акта. Выживание младенца зависит от того, кто о нем заботится. Если желания младенца не удовлетворяются, может сформироваться аномальный характер: 1) Орально-пассивный тип личности - ожидает от мира «материнского» отношения к себе, ищет одобрения, помощи, инфантилен, пассивен. 2) Фиксация на второй подстадии (когда у младенца появляются зубки) приводит к формированию орально-агрессивного характера: любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему. 2. Анальная стадия – 18 мес. – 3 года. Происходит «туалетный тренинг». Дети обретают контроль над телом, получают удовольствие от выталкивания и задерживания фекалий. Способ, каким родители приучают ребенка к горшку, оказывает влияние на формирование характера. Все формы самоконтроля берут начало на этой стадии. Если родители ведут себя негибко и требовательно, настаивают, чтобы ребенок «сейчас же сходил на горшок», формируется «анально-удерживающий» тип личности – такой взрослый упрям, скуп, пунктуален, методичен, не выносит беспорядка. Может сформироваться «анально-выталкивающий» характер – человек импульсивный, садистически жестокий, склонный к разрушению. В этот период развивается креативность. 3. Фаллическая стадия (3-6 лет) – интересы ребенка сдвигаются в область гениталий. Дети исследуют свое тело, половые органы, мастурбируют. Обычно их представления о взрослой сексуальности ошибочны («первичная сцена»). Доминирующий конфликт – эдипов комплекс (комплекс Электры). Его описание Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип». Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип узнал об этом, он ослепил себя. По мнению Фрейда, этот миф символизирует желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола. С момента рождения мальчик испытывает влечение к матери. Он начинает выражать ей свои эротически окрашенные чувства, может демонстрировать свой член, стремясь заменить отца. Отец выступает нежелательным конкурентом, и ребенок неосознанно желает его смерти. Со стороны отца поведение ребенка вызывает неприятие и агрессивные реакции. Мальчик вынужден разряжать энергию либидо через мастурбацию, но она наказывается. Так у ребенка формируется комплекс кастрации. Пенис является для мальчика символом принадлежности к мужской половине и угроза становится сильной травмой как возможность утратить свою половую идентификацию. Ребенок знает, что у девочек нет пениса, и полагает, что это форма наказания. Нарушения на этой стадии проявляются в расстройствах сексуального поведения (синдром Дон Жуана). У девочек по мере формирования половой идентификации идет осознание себя как уже кастрированной. Появляется «зависть к пенису» и одновременно негативные чувства по отношению к матери. «Зависть к пенису» может привести к созданию семьи, желанию родить первенца-мальчика, но чаще всего приводит к комплексу неполноценности и осознанию личной ущербности (флирт и «кастрирующие» женщины). В возрасте между 5 и 7 годами эдипов комплекс разрешается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (идентификация с агрессором). В результате ребенок приобретает модель полоролевого поведения, интернализует родительские нормы и запреты, образующие структуры суперэго. Девочка избавляется от комплекса Электры, идентифицируясь с матерью и, таким образом, получая доступ к отцу. 4. Латентная стадия – 6-7-подростковый возраст – фаза сексуального затишья. Либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью: спорт, учебу. Латентный период не является стадией психосексуального развития, потому что в этот период сексуальный инстинкт дремлет, и не появляются новые эрогенные зоны. 5. Генитальная стадия – с наступлением половой зрелости восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения. Сначала они направлены на сверстников того же пола – все подростки проходят стадию гомосексуальности – но в дальнейшем объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола и начинается ухаживание и создание семьи. Генитальный характер – это идеальный тип личности – зрелой, способной к установлению близких отношений, ответственной. Но таких личностей крайне мало. Структура личности человека изначально невротична. В зарубежной психологии широкое признание получила эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона. Он родился в 1902 г в Германии, недалеко от Франкфурта. В 1939 г он натурализовался как американский гражданин. Он окончил «гуманистическую гимназию» в Германии, пытался учиться в художественной школе, затем в художественной академии. В 1927 г становится преподавателем в экспериментальной частной школе, основанной Анной Фрейд. Эриксон знакомится с семейством Фрейда, начинает посещать Венский психоаналитический институт. После женитьбы и эмиграции в США Эриксон занимается психоаналитическим лечением детей, изучает особенности детства в разных культурах. Эти наблюдения легли в основу книги «Детство и общество». Хотя Эриксон настаивал, что его теория является развитием концепции Фрейда о психосексуальном развитии, на самом деле его теория далеко отошла от классического психоанализа. 1. В теории Эриксона происходит сдвиг акцента от ид к эго. Именно эго составляет основу поведения человека. Эго – автономная структура личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация. Эго-психология описывает людей, как сознательных, рациональных. У Фрейда эго – «бедный слуга трех господ», основная функция его разрешение конфликта между инстинктами и моральными ограничениями. 2. Фрейд в основном подчеркивал влияние родителей на становление личности ребенка. Эриксон расширяет понятие окружения, его начинает интересовать культурный контекст, влияние социальных норм на развитие эго. 3. В отличие от теории психосексуального развития, охватывающей развитие личности до подросткового возраста (основное развитие происходит до 5 лет), теория Эриксона рассматривает жизненный путь от рождения до смерти. 4. Основное внимание Фрейд уделял природе внутреннего конфликта, рассматривал человека как изначально травмированное существо с нестабильной, невротической организацией. Эриксон считал, что человек с помощью эго способен преодолевать жизненные трудности, личность постоянно развивается в соответствии с требованиями среды. Теория психосоциального развития: В течение жизни человек проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Развертывание этих стадий осуществляется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Термин эпигенез был взят Эриксоном из биологии. Согласно эпигенетическому принципу, все, что растет и развивается, имеет общий план, исходя из которого развиваются отдельные части, причем каждая часть имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. Личность развивается ступенчато, и эта готовность личности развиваться в определенном направлении предзадана генетически. С другой стороны, общество устроено таким образом, что оно способствует прохождению этих стадий в правильном темпе и в нужной последовательности. Таким образом, последовательность стадий – результат биологического созревания, но содержание развития на каждой стадии определяется ожиданиями и требованиями общества. Каждая фаза сопровождается кризисом. Для каждого этапа характерно фазоспецифичная эволюционная задача, при разрешении которой эго приобретает новые качества. Конфликт может разрешиться по позитивному или негативному пути, в зависимости от этого в эго встраиваются разные компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, эго вбирает новый позитивный компонент, и есть вероятность, что и в дальнейшем развитие пойдет по позитивному пути. Если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, в эго встраивается негативный компонент и впоследствии развитие может пойти по негативному пути, хотя и не обязательно. Каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных конфликтов. У человека есть изначальное стремление к идентичности. Эриксон дает понятие групповой идентичности и эго-идентичности. Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у человека чувство непрерывности, устойчивости своего Я, несмотря на возрастные и прочие изменения. Психоаналитическая практика убедила Эриксона в том, что освоение жизненного опыта осуществляется на основе первичных телесных впечатлений ребенка. Он вводит понятия «модус органа» и «модальность поведения». Модус органа – это зона концентрации сексуальной энергии (эрогенная зона у Фрейда). Орган, с которым на данной стадии связана сексуальная энергия, в известной степени определяет поведение и накладывает отпечаток на личность, задает направление развития. Модус органа – это толчок для психического развития. Институты социализации (семья, школа) придают модусам особый смысл, в результате происходит отчуждение значения модуса, его отрыв от конкретного органа и превращение в модальность поведения. Таким образом, через модусы осуществляется связь между психосексуальным и психосоциальным развитием. 1 стадия – младенчество (0-1 год) «Базальное доверие или недоверие». Соответствует оральной стадии по Фрейду. Происходит созревание сенсорных систем, у ребенка огромная жажда во внешних впечатлениях. В акте кормления ребенок получает первый опыт взаимности. Модус органа – получать, постепенно он отрывается от оральной зоны и распространяется на другие сферы психической жизни – получать ощущения, формируется психическая модальность поведения – вбирать. Чувство доверия, внутренней определенности складывается тогда, когда потребности ребенка быстро удовлетворяются, он любим и его принимают. Если с ребенком играют, разговаривают, он начинает считать, что мир – это уютное место, люди достойны любви и доверия. Ребенок может без особой тревоги переносить исчезновение матери из поля зрения. Это ведет к продуктивному пути развития, у человека развивается способность устанавливать теплые, глубокие эмоциональные отношения с другими людьми. Но для ребенка понять, чему не следует доверять, так же важно, как и понять, чему доверять следует. Появляется надежда. Если ребенок не получает должного ухода, не встречает любви и заботы, отвергается матерью, чувствует дискомфорт, родители ощущают себя неуверенно в вопросах воспитания, семейная система ценностей расходится с ценностями, принятыми в обществе, ребенок перестает быть для матерью центром внимания вследствие рождения другого ребенка – тогда у ребенка появляется чувство недоверия, боязливость, подозрительность по отношению к миру и к людям. Ребенок чувствует одиночество. Он решает вопрос, любим он или отвергаем – это проявляется в явлениях госпитализма и материнской депривации: ребенок заболевает, отказывается есть, чтобы привлечь внимание. Формируется первый уровень идентичности, появляются первые механизмы психологической защиты: проекция – вариант приписывания окружающим собственных негативных свойств, интроекция – вбирание внутрь внешних источников положительных состояний. Происходит интроекция образов родителей. 2. 1-3 года. «Автономия-стыд и сомнение». – стадия связана с того момента, когда ребенок начинает ходить. У ребенка развивается нервно-мышечная система. Зона получения удовольствия связана с анусом. Анальная зона создает два противоположных модуса – удержания и расслабления. Общество, придавая особое значение приучению ребенка к опрятности, создает условия для того, чтобы модус трансформировался в такие модальности поведения как сохранение и уничтожение. Борьба за сфинктерный контроль превращается в борьбу за овладение своими двигательными возможностями, за утверждение своей автономии. В процессе обучения туалетному поведению ребенок взаимодействует с родителями и обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: он может проявляться как форма заботы и как деструктивная форма обуздания. При овладении ходьбой и бегом ребенок стремится обрести новый социальный статус. Ребенку приходится решать новые задачи, они разрушают ту идентичность, которой ребенок достиг на первом этапе. Если родители позволяют делать ребенку то, что он может, не торопят, поощряют самостоятельность, то у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, стремлениями и средой. Закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества, любовь к своему телу. Вырабатываются навыки самоконтроля и появляется сила воли. Если родители ограничивают большинство действий ребенка, нетерпеливы, стыдят его за «несчастные случаи», у ребенка закрепляется неуверенность, нерешительность, чувство стыда. Он начинает стыдиться своих желаний, грязных рук, самого себя. Свой гнев ребенок обращает на себя, желая исчезнуть. Закладываются основы малой общительности, постоянной настороженности. 3. «Инициативность – вина» - 3-6 лет – Интенсифицируется познавательная деятельность, ребенок очень любознателен. Появляется дополнительная ответственность за себя, свои игрушки, домашних животных. У ребенка возникают первые представления о том, кем он вырастет. «Я – то, что я буду». Ребенок контактирует со сверстниками и в играх определяет границы дозволенного. Доминирующие модусы – модусы вторжения и включения. Они проявляются в активности, стремлении проникать в неизвестное. Эти модусы преобразуются в модальность делания. У мужчин позже эта модальность проявляет себя в стремлении сделать карьеру. Если взрослые поощряют инициативу ребенка, готовы отвечать на вопросы, не мешают играть, вступают в сотрудничество с ребенком в выполнении посильных для него задач, то у ребенка вырабатывается предприимчивость, чувство товарищества с родителями, способность к самонаблюдению и самоуправлению, способность принимать обязательства. Возникает ощущение равной ценности со взрослым. Появляется цель. Если родители показывают ребенку, что его игры вредны, а вопросы бестолковы, наказывают за незначительные проступки, то ребенок чувствует себя виноватым и проносит чувство вины через многие годы. Он становится безынициативным, возникают страхи, боязнь наказаний, пассивность, мстительность. Во взрослом возрасте это приводит к самоограничению и самоотрицанию. Это возраст игры. В это время происходит развитие интеллекта, появляется способность к более тонким сравнениям. Ребенок идентифицирует себя со взрослым определенного пола. Игра – способ овладения социальной действительностью, овладения правилами и нормами общественной жизни. Игра имеет функцию осознавания своего внутреннего мира – терапевтическая функция. Когда ребенок играет, он пытается воссоздать ситуации, которые вызвали сильные эмоции. Этими эмоциями ребенок стремится овладеть, видоизменяя игровые модели пережитой действительности. В игре он осмысливает свои аффекты и освобождается от их навязчивости. 4. «Трудолюбие-неполноценность» - 6-11 лет. Ребенок вступает в школьную жизнь. Обостряется интерес к тому, как устроены предметы и зачем они нужны. Ребенок идентифицирует себя с представителями определенных профессий: «я – то, чему я научился». Если взрослые поощряют детей мастерить что-то, разрешают доводить дела до конца, хвалят за результаты, то у ребенка развивается умелость и творческое отношение к делу. Появляется чувство компетентности. Развивается трудолюбие и способность к самовыражению в продуктах своего труда. Складывается представление о себе как о способном и компетентном работнике. Если взрослые не поощряют занятий детей, подчеркивают неумелость, если возникает конфликт с учителем, у ребенка может развиться чувство неполноценности. Это приводит к низкому статусу между детьми: ребенок разуверяется в своей способности участвовать в каком-нибудь деле, развивается страх неудачи. 5. «Идентификация личности – смешение ролей» - 12-20 лет. Формируется устойчивое мировоззрение. Подросток осмысливает свое место в жизни и обществе, свои способности. Необходимо объединить все роли, наработанные на прошлых стадиях. Успешность интеграции зависит от успешности прохождения первых стадий. 3 элемента идентичности: 1. Молодые люди должны воспринимать себя внутренне тождественными самим себе. Должен быть образ себя, который смыкался бы с прошлым и будущим. 2. Другие люди тоже должны видеть тождественность и целостность в человеке. Молодые люди должны быть уверены, что их внутренняя целостность будет принята другими людьми. 3. Молодые люди должны достичь уверенности, что их внутренний и внешний планы целостности согласуются между собой. Для этого возраста характерна боязнь утраты идентичности или диффузной идентичности. Стремление к самоопределению выражается в особенностях поведения: нетерпимость и жестокое отвержение норм, вкусов и мнений других групп, склонность к группированию, готовность безоглядно следовать за лидером, если он предлагает четкие и простые доктрины, готовность отождествлять себя с лидером даже ценой потери индивидуальности. Симптомы диффузной идентичности: 1. Внезапно развивающаяся враждебность по отношению к ролям, желательным в семье или близком окружении. 2. Презрение, которое распространяется на все национальное. 3. Ощущение тревоги, опустошенности, изолированности, отгороженности от мира. Неспособность выбрать профессию отражает спутанность ролей. 5. «Интимность-изоляция» - 20-25 лет – ранняя зрелость. Молодые люди ориентируются на получение профессии, устройство в жизни. Только в этом возрасте возможна настоящая интимность как сокровенное чувство, способность слить воедино свою идентичность с идентичностью другого человека без опасения потерять нечто в себе. Это условие для прочного брака. Настоящего чувства интимности человек не может испытать, пока не достигнута собственная идентичность. Подростковая любовь – попытка проверить собственную идентичность через другого человека. Главная опасность – в излишней поглощенности собой и избегании межличностных отношений, что ведет к одиночеству и изоляции. Погруженный в себя человек может проявлять только внешние поверхностные отношения, устанавливает дистанцию. Это может привести к развитию антисоциальных, психопатических типов личности, манипуляторов. Если человек прошел путь нормально, он обретает способность любить, вверять себя другому человеку. 7. «Генеративность – застой» - средние годы жизни – 26-64 года – продуктивность проявляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием следующего поколения, но и состоянием общества, в котором придется жить следующему поколению. Продуктивность присуща не только родителям, но всем, кто вносит вклад в заботу о следующих поколениях. Если человеку не удается стать продуктивным, он переходит в состояние поглощенности собой – кризис старшего возраста. У человека появляется чувство безнадежности, бессмысленности жизни. 8. «Эго-интеграция-отчаяние» - 65-… - поздняя зрелость. Человек оглядывается назад и пересматривает жизненные решения. Он испытывает многочисленные нужды, должен учиться взаимодействовать с людьми своего возраста. Внимание смещается от забот о будущем к прошлому опыту. Происходит интеграция всех предыдущих стадий развития Эго. Если человек оглядывает свою жизнь и не хочет ничего изменить, появляется ощущение цельности жизни, зрелости и мудрости. Если человек относится к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и при этом осознает, что нельзя жить заново, появляется отчаяние и страх смерти. Преобладает 2 типа настроений: сожаление о том, что нельзя прожить жизнь заново, и отрицание собственных недостатков через проецирование их на внешний мир. В случаях тяжелой психопатии чувство горечи и сожаления может привести человека к старческому слабоумию, депрессии, ипохондрии, озлобленности. Общераспространенный страх – страх оказаться в доме престарелых. Пожилые люди должны участвовать в политике, воспитании внуков, оздоровительных программах. В отечественной психологии получила распространение периодизация детства Д. Б. Эльконина. Эльконин Даниил Борисович (29.02.1904-1984) - доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии. Согласно Д.Б. Эльконину, при создании возрастной периодизации целесообразно оперировать системой "ребенок в обществе", внутри которой существуют системы "ребенок - вещь" и "ребенок - отдельный взрослый". Из двух самостоятельных они превращаются в единую, существенно изменяя свое содержание. В системе "ребенок - вещь" вещи, обладающие определенными физическими и пространственными свойствами, начинают открываться ребенку как общественные предметы, главным образом выработанные способами действий с ними. На предмете не указаны его общественное происхождение, способы действий с ним. Поэтому овладение этим предметом невозможно путем простого "уравновешивания" с его физическими свойствами. Внутренне необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с этим предметом (ложкой он ест, лопаткой копает и т.п.). При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами происходит формирование ребенка как члена общества. В системе "ребенок - взрослый" взрослый начинает выступать как носитель определенных видов деятельностей, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми, подчиняющийся определенным нормам. При этом на самой деятельности взрослого внешне не указаны ее мотивы и задачи. Внешне она выступает перед ребенком как производство и преобразование предметов и вещей. Поэтому возникает необходимость процесса усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и норм человеческих взаимоотношений. А взрослый как раз и выступает перед ребенком как носитель сложных способов действий, эталонов и мер, необходимых в свободной ориентировке в мире. Таким образом, по мнению Д.Б. Эльконина, деятельность ребенка внутри систем "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется его личность. В каждый возрастной период эта деятельность специфична. Каждому возрастному этапу соответствует определенный (ведущий) тип деятельности. Предполагается, что именно данный тип деятельности в наибольшей степени формирует психику на данном этапе, остальные выступают как побочные, второстепенные. Признаком ведущего типа деятельности не являются количественные показатели (это не всегда самая частая деятельность). Эльконин выделяет 3 признака ведущей деятельности: 1. Это деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются новые виды деятельности (так, обучение впервые возникает внутри игровой деятельности). 2. Это деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре впервые формируется активное воображение, в обучении – отвлеченное мышление). 3. Это деятельность, от которой ближайшим образом зависят основные наблюдаемые психологические изменения личности ребенка. Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми. Выделяют 6 типов ведущей деятельности, которые соответствуют определенным возрастным периодам: 1. Младенческий возраст (0-1 год) – ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение. Ребенок нуждается в телесном контакте со взрослым человеком, иначе возникает феномен госпитализма. Общение должно носить эмоционально положительный характер. Когда ребенок контактирует со взрослым, внешнее воздействие оказывается в нормальном количестве и создаются все условия для нормального развития мозга. Идет развитие сенсорных систем, возникает акт хватания, затем ребенок садится, а к 9 месяцев становится на ножки. 2. Преддошкольный возраст (1-3 года) – предметно-орудийная (манипулятивная) деятельность. Развивается речь и наглядно-действенное мышление. Ребенок совершает различные манипуляции с предметами, осваивая физические свойства предмета: форму, материал, упругость, жесткость. Осваивает расстояние, скорость и направление движения. С помощью взрослого он осваивает также социальные способы использования предмета, его полезность. 3. Дошкольный возраст (3-7 лет) – сюжетно-ролевая игра, но не игрушковая деятельность. Ребенка нужно вырвать из мира предметов, у него возникает потребность общаться с другими людьми. Ребенок должен научиться учитывать позицию, точку зрения другого человека. Специфика сюжетно-ролевой игры: есть план реальности (игровой коллектив, игрушки, правила) и воображаемый план (план игрового сюжета). Ребенок начинает осваивать роли взрослой жизни. Возникает сильная потребность приобщиться к жизни взрослого. В игре ребенок осваивает нормы общения. Сюжетно-ролевая игра имеет свою динамику: она развивается от 3 до 7 лет. детей в 6-7 лет интересует не только атрибутика, но и содержание. Решающее значение приобретают игры с правилами, где ребенок должен следовать определенным правилам, чтобы получить выигрыш. В игре ребенок учится делать выбор: есть роли предпочитаемые и менее желательные. Формируется саморегуляция, способность организовывать свое поведение. Формируется символическая функция – умение замещать объект его моделью. Развивается воображение, память (игры длятся в течение нескольких дней). 4. Младший школьный возраст (7-11 лет) – учебная деятельность. Формируются произвольные психические процессы: ребенок учится управлять своим вниманием, памятью, воображением, углубляет и приобретает знания, в том числе и о человеческих отношениях. Ребенок должен научиться учиться, освоить механизмы учебной деятельности. 5. Подростковый возраст (11-15 лет) – интимно-личностное общение. Формируется самооценка, критическое отношение к другим людям. Возникает стремление к взрослости и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни. Ребенок отходит от копирования оценок взрослых, он начинает приходить к собственным критериям самооценки. Противоречивость общения со сверстниками: ребенок проявляет коллективизм, но с другой стороны негативизм – противопоставление, есть стремление быть как все, с другой стороны – стремление выделиться. С одной стороны – стремление заслужить авторитет среди товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь друга на всю жизнь и быстрая смена приятелей. В общении со взрослыми сохраняются черты, свойственные младшему возрасту, но уже есть желание, чтобы с подростком обращались как со взрослым. Все это способствует формированию нецелостной самооценки и приводит к нелогичным поступкам. 6. Старший школьный возраст или ранняя юность – учебная деятельность с профессиональным уклоном. В своей учебе ребенок выделяет какие-то предметы, озабочен своим будущим. Формируется мировоззрение, складываются профессиональные интересы, самосознание. Растет мера самостоятельности и ответственности. Происходит оценка своих нравственных возможностей и качеств. Предъявляются претензии к родителям, почему они не развили способности ребенка. Возможен бред физического недостатка – на самом деле внешний недостаток не столь значим, но ребенок об этом не знает. В данной периодизации в качестве основных критериев развития выступают 2 показателя: мотивационно-потребностная сфера и операционно-технические возможности детей. Артур Владимирович Петровский, анализируя эту концепцию, поставил под сомнение утверждение, что развитие личности на каждом этапе определяется лишь одним видом деятельности. По его мнению, стоит говорить о динамической системе деятельностей, каждая из которых решает какую-то задачу. Кроме того, в развитии личности важную роль играет группа. А.В.Петровский рассматривает личность как системное (социальное) качество, приобретённое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Петровский выделяет 3 измерения личности: 1) Личность как индивидуальность – неповторимое сочетание психологических черт и особенностей, составляющих своеобразие человека. 2) Личность в пространстве межиндивидных связей и межличностного общения. В процессе становления личность вбирает в себя психологические особенности группы и её членов, определяет своё место в группе. 3) Развёртывание личности за пределами совместной деятельности и общения: личность как идеальная представленность и продолжение себя в других людях. Мы говорим о развитии и становлении личности. Развитие – это последовательные, прогрессирующие, необратимые количественные и качественные изменения психики. Психическое развитие всегда есть возникновение нового, переход к которому носит скачкообразный характер. Становление личности – это непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самоактуализацию. Рассматривая стадии становления личности, нужно анализировать социальную ситуацию развития, которая характеризуется системой взаимоотношений личности с окружающими. Социальная ситуация развития определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. Социальная ситуация развития ставит перед ребенком на каждом возрастном этапе основную задачу развития, решение которой и определяет динамику психического развития в данном возрасте. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Итак, социальная среда – источник развития личности. Движущие силы психического развития человека сложны и многообразны. Непосредственными движущими силами развития ребенка являются противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения, воспитания и деятельности. Движущие силы развития личности - это противоречия: 1) общие (универсальные) противоречия - между потребностями человека (материальными и духовными) и возможностями их удовлетворения; а также противоречия, которые проявляются в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма; 2) индивидуальные противоречия - противоречия, характерные для отдельно взятого человека; 1) внутренние противоречия возникают на почве ``несогласия с собой'' - расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения (например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их интеллекта, социальной зрелости, то есть типичны противоречия: ``хочу-могу'', ``хочу-надо'', ``знаю-не знаю'' и др.); 2) внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой (например, между возможностями человека и требованиями общества). Важным условием развития является ведущая деятельность. Положение о первичной социальной детерминации не означает полного игнорирования биологической природы человека. На ранних стадиях онтогенеза биологическое выступает в качестве внутренних условий развития. По мере становления личности усиливается влияние внешних (социальных) факторов. Профессиональное становление специалиста в основном обусловлено внешними воздействиями. Но внешнее влияние всегда опосредуется внутренними факторами – индивидуально-психическими особенностями,психическим с кладом, жизненным опытом. В результате профессионал может менять свою биографию, активно преобразовывать себя. Периодизация взрослости. Взрослость – это период определения своего места в мире профессий. Евгений Александрович Климов предлагает свою профессионально-ориентированную периодизацию: 1) Оптация (12-17) – период выбора профессии и учебно-профессионального заведения. 2) Профессиональная подготовка (15-23 года) – овладение профессиональными ЗУНами. 3) Адаптация (16-18) – вхождение в профессию и привыкание к ней. 4) Фаза интернала (18-23) – приобретение профессионального опыта. 5) Мастерство (23-35) – квалифицированное выполнение трудовой деятельности 6) Фаза авторитета (35-55) – достижение высокой квалификации 7) Наставничество (55-60) – передача профессионального опыта Э.Ф. Зеер предложил свою концепцию профессионального становления и его стадий. В качестве критериев выделения стадий он взял социальную ситуацию и уровень реализации ведущей деятельности. На каждой стадии возникает специфическое новообразование. К основным факторам профессионального развития относятся: - природная среда - географическое местоположение, климат - биологический фактор - индивидные особенности - социальный фактор - вхождение в различные социальные среды - собственная активность личности - случайное стечение обстоятельств и событий Индивидуальная траектория профессионального становления личности постоянно меняет своё направление за счёт критических точек (точек бифуркации). Нарушителями эволюционного развития могут служить психологические барьеры - дезадаптация, профессиональные инциденты, профессионально обусловленные акцентуации, случайности. Профессионально обусловленные флуктуации порождают субъективные и объективные трудности. Развертывание этих проблем приводит к кризисам профессионального становления. В отечественной психологии кризисы психического развития - это переход от одной стадии развития к другой, характеризующийся: 1) Изменением социальной ситуации 2) Сменой ведущей деятельности 3) Возникновением психологических новообразований. Все кризисы можно разделить на две большие группы - нормативные и ненормативные. К нормативным относятся кризисы, которые имеют относительно выраженный хронологический, возрастной характер. Все люди их переживают, но в разной степени выраженности. В основном итогом кризиса является конструктивное развитие личности. К ним относятся: 1) Кризисы психического развития. 2) Кризисы профессионального становления. Анализируя возрастные кризисы, Выготский выделил 3 фазы: - предкритическую - обострение противоречия между субъективной и объективной составляющей социальной ситуации развития, - критическую - проявление противоречий в поведении и деятельности (негативизм, дезорганизация) - посткритическую - противоречие разрешается путём образования новой социальной ситуации развития (подросток напрягается, поступает в вуз, начинает подрабатывать и отношения с родителями меняются). В профессиональном становлении можно выделить те же стадии развития кризиса: Предкритическая - обнаруживается неудовлетворенность профессиональным статусом, содержанием деятельности, межличностными отношениями. Она не всегда осознается, но проявляется в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителями. Критическая фаза - осознанная неудовлетворенность. Человек ищет пути изменения (смена отдела, работы, вуза), выстраивает альтернативы будущего. Ядром кризиса является конфликт. Можно выделить типы конфликтов профессионального развития личности: 1) Мотивационный - потеря интереса к учёбе или работе, утрата перспектив, ценностных ориентаций. 2) Когнитивно-деятельностный - человек неудовлетворен содержанием и способами осуществления учебной или профессиональной деятельности. 3) Поведенческий - противоречия в коллективе, енеудовлетворенность статусом, положением в группе, зарплатой. Конфликт всегда сопровождается рефлексией, анализом своих возможностей, ревизией ситуации. Посткритическая фаза - разрешение конфликта, которое может иметь конструктивный, профессионально-нейтральный и деструктивный характер. Ненормативные кризисы - имеют вероятностный характер, не привязаны к возрасту. Участники кризиса случайны. Это событийные кризисы, возникающие под влиянием стечения обстоятельств. Часто их итог деструктивен (суицид, метапатологии, маргинализм). К ненормативным кризисам относятся: 1) Кризисы невротического характера - наличие внутреннего конфликта, инстинктов, иррациональных тенденций 2) Критические кризисы - вызванные ненормативными событиями - потеря трудоспособности, инвалидность, развод, миграция, смерть близкого человека и др. Происходит кардинальная перестройка сознания, пересмотр ценностных ориентаций и смысла жизни. такие кризисы сопровождаются сверхэмоциональными переживаниями. Стадии развития по Зееру: 1. Стадия аморфной оптации (0-12) – зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов. Новообразование – профессиональные интересы и склонности. 2. Стадия оптации (12-14-16) – формирование профессиональных намерений, которое завершается выбором профессии. Особенность социальной ситуации в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства перед началом самостоятельной жизни. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. В ней формируются жизненные планы, складывается представление о себе. Н. – намерения, выбор профиля обучения. Ядром кризиса является необходимость выбора способа получения профессионального образования. В этот момент выбор часто делается не в пользу конкретной профессии, а в пользу "профессионального поля". Кризис обусловлен следующими факторами: - Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация. - Несформированность "Я-концепции" и проблемы с ее коррекцией (особенно неясность со смыслом, противоречия между совестью и стремлением "красиво пожить" и т.п.) - Случайные судьбоносные моменты жизни (подросток очень подвержен дурным влияниям…) Деструктивное разрешение кризиса приводит к ситуативному выбору профессиональной подготовки или профессии, выпадению из нормальной социальной сферы. Девушки и юноши попадают в сообщества с отклоняющимся поведением. Асоциальное поведение часто является формой компенсации внутриличностного конфликта: переживания своей неполноценности, отторгнутости, ненужности. 3. Стадия профессиональной подготовки (учёба в проф. заведении) - соц. ситуация характеризуется новой ролью – учащийся, студент. Новый коллектив, новые отношения. Ведущая деятельность – профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Н. –профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду. На стадии профессиональной подготовки многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Увеличивающаяся год от года профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность. Таким образом, кризис ревизии и коррекции профессионального выбора на данной стадии не доходит до критической фазы, когда неизбежен конфликт. Можно отметить вялотекущий характер этого кризиса. Факторы и основные противоречия: - Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой -· Перестройка ведущей деятельности (испытание студента "свободой" по сравнению со школьными ограничениями). В современных условиях это время часто используется для зарабатывания денег, что фактически позволяет говорить о ведущей деятельности для многих студентов не как об учебно-профессиональной, а как о собственно профессиональной (точнее - о деятельности "подрабатывающей") - Изменение социально-экономических условий жизни. Заметим, что у студента денег "объективно" больше, чем у старшеклассника. Но "субъективно" их постоянно не хватает, т.к. резко возрастают потребности и более отчетливым (менее "маскируемым" как раньше) становится социально-имущественный разрыв между сокурсниками. Это еще больше заставляет многих не столько учиться, сколько "подрабатывать". 4. Стадия профессиональной адаптации (18-25) – новый производственный коллектив, новая социальная роль. Приобретение профессионального опыта, самостоятельное выполнение труда. Н. – профессиональный опыт и ПВК. Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям вызывает кризис профессиональных экспектаций. Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой. Возможны два варианта разрешения кризиса: 1.Конструктивный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы; 2. Деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций. Увольнение, смена специальности и профессии рассматривается Э.Ф.Зеером как нежелательный для данного этапа способ. Нередко работники кадровых служб тех организаций, куда потом устраивается уволившийся молодой специалист, воспринимают его как "слабака", не сумевшего справиться с первыми трудностями. 5. Стадия первичной профессионализации (25-30) – личность погружается в профессиональную среду. Деятельность осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника способами. Н. – профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции – метапрофессиональные качества, ИСД. Следующий нормативный кризис возникает на завершающей стадии первичной профессионализации, после 3 — 5 лет работы. К этому времени специалист освоил и продуктивно (производительно и качественно) выполняет нормативно одобряемую деятельность, определил свой социально-профессиональный статус. В этот момент и начинается кризис профессионального роста. Осознанно или неосознанно личность начинает испытывать потребность в в карьере. Факторы, способствующие кризису: - Сравнением своих "успехов" с реальными успехами своих недавних сокурсников. Как известно, зависть в наибольшей степени проявляется по отношению к близким, особенно по отношению к тем, с кем совсем недавно учился, гулял и развлекался. Быть может, именно по этой причине бывшие сокурсники долгое время не встречаются, хотя где-то через 10-15 лет чувство обиды за успехи своих приятелей проходит и даже сменяется на гордость за них. - Потребность в дальнейшем повышении квалификации - Создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей При отсутствии перспектив личность испытывает дискомфорт, психическую напряженность, появляются мысли о возможном увольнении, смене профессии. Стабилизация же всех сторон профессиональной жизни способствует профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию. Кризис может временно компенсироваться непрофессиональной деятельностью, досугом, бытом, но по мнению Зеера - это непродуктивно. 6. Вторичная профессионализация (30-38) - дальнейшее повышение квалификации, высокое качество труда. Н. – профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, ключевые компетенции (способности мобилизовать ЗУНы в деятельности: социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и пр.), гибкий стиль деятельности. Ведущая деятельность характеризуется ИСД и элементами творчества. Часто личность перерастает свою профессию. Усиливается неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением. Сформировавшееся к этому времени профессиональное самосознание подсказывает альтернативные сценарии дальнейшей карьеры, и не обязательно в рамках данной профессии. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. При этом серьезной ревизии подвергается "Я-концепция", вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения. Можно констатировать: идет перестройка профессиональной ситуации развития. Возможные сценарии выхода из кризиса: - увольнение, переход на новое место работы. - освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность. В этом возрасте лучше не отказываться от заманчивых предложений, ведь даже в случае неудач ничего еще не потеряно. В случае же "осторожных" отказов на работнике вообще могут поставить "крест" как на неперспективном. Заметим, что и здесь в основе успеха в карьере лежит не столько профессионализм и усердие, сколько готовность к риску и смелость изменить свою ситуацию. Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция и т.п., которые часто также являются своеобразной компенсацией неудач на работе и которые Э.Ф.Зеер также считает не самыми лучшими способами преодоления кризисов на данном этапе Особым способом разрешения кризиса является ориентация на эротические приключения. В большинстве случаев и они могут рассматриваться как вариант компенсации профессиональной несостоятельности. Опасность данного способа заключается не только в том, что подобные "приключения" достаточно однообразны и примитивны, но и в том, что часто являются своеобразным "успокоением" для несостоявшегося профессионала, когда он не стремится искать пути более творческой жизненной самореализации. Одним из продуктивных вариантов снятия кризиса является переход на следующую стадию профессионального становления — стадию мастерства. 7.Профессиональное мастерство (38-55) – творческая профессиональная деятельность. Высокая активность. Неудовлетворённость собой, изменение отношений с коллективом, попытка преодолеть традиционно сложившиеся методы управления. Н. – самопроектирование своей деятельности и карьеры. Движущим фактором развития личности становится потребность в самореализации.. Профессиональная самоактуализация личности приводит к неудовлетворенности собой, окружающими людьми. Дополнительные факторы кризиса - ухудшение здоровья и профессиональные днформации. Кризис нереализованных возможностей, или, точнее, кризис социально-профессиональной самоактуализации, — это душевная смута, бунт против себя. Продуктивный выход из него — новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивные варианты разрешения кризиса — увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия. Следующий нормативный кризис профессионального развития обусловлен уходом из профессиональной жизни. По достижении определенной возрастной границы человек уходит на пенсию. Послетрудовая стадия: 8. Предпенсионный период для многих работников приобретает кризисный характер. Кризис утраты профессиональной деятельности. Это связано с необходимостью усвоения новой социальной роли и поведения. Уход на пенсию означает сужение социально-профессионального поля и контактов, снижение финансовых возможностей. Ключевые факторы кризиса: - Ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли (человек не понимает, что будет делать). - Сужение социально-профессионального поля (работнику меньше поручают заданий, связанных с новыми технологиями) - Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Острота протекания кризиса утраты профессиональной деятельности зависит от характера трудовой деятельности (работники физического труда переживают его легче), семейного положения и здоровья. Для снятия кризисных явлений оправданно было бы проводить курсы по подготовке к уходу на пенсию, тренинги социально-экономической взаимопомощи, организовывать клубы досуга пенсионеров. Пенсионные реформы усугубляют кризис. 9. После ухода на пенсию начинается социально-психологическое старение. Оно проявляется в ослаблении интеллектуальных процессов, повышении или снижении эмоциональных переживаний. Снижается темп психической деятельности, появляется настороженность к нововведениям, ко всему новому, наблюдается постоянная погруженность в прошлое и ориентация на прошлый опыт. Отмечается также пристрастие к морализированию и осуждению поведения молодежи, четко прослеживается противопоставление своего поколения поколению, идущему на смену. Неудачно прожитая жизнь завершается страхом смерти, постоянными жалобами на здоровье, близких родственников, упущенные возможности. Эта неудовлетворенность современной жизнью обусловлена укорочением жизненной перспективы, аморфностью профессиональной идентичности, социальной изоляцией и одиночеством. Дополнительные факторы: - Большое количество свободного времени. Особенно сложно это пережить после активной трудовой деятельности в предшествующие периоды. Усугубляется это тем, что пенсионера быстро загружают различными домашними работами (сидение с внуками, хождение по магазинам и т.п.). Получается так, что уважаемый в недавнем прошлом специалист превращается в няньку и домработницу. - Сужение финансовых возможностей. Заметим, что раньше, когда пенсионеры часто еще и работали после выхода на пенсию, их финансовая ситуация даже улучшалась (довольно приличная пенсия - плюс заработок), что позволяло им чувствовать себя вполне достойными, уважаемыми и любимыми внуками членами семьи. - Утрата профессиональной идентификации (в своих рассказах и воспоминаниях старик все больше фантазирует, приукрашивает то, что было) - Общая неудовлетворенность жизнью (отсутствие тепла и внимания со стороны тех, кому недавно верил и сам помогал…) - Чувство своей "ненужности", которое, по мнению многих геронтологов, является особенно тяжелым фактором старости. Ситуация усугубляется тем, что иногда дети и внуки (те, кого пенсионер совсем недавно любил) ждут, когда он уйдет из жизни и освободит приватизированную на их имя квартиру. Назовем это беспокойное и тревожное состояние души кризисом социально-психологической адекватности. Каковы же способы преодоления этого кризиса? Психологические исследования последних лет показывают, что пожилые люди могут активно противостоять наступлению беспомощной старости. Л. И. Анциферова отмечает, что условием преодоления развивающегося кризиса может стать определение областей приложения накопленного опыта, в которых можно получить подтверждение своей полезности, нужности. "Новые старики" могут осваивать и новые профессии, не говоря уже о совершенствовании в привычных сферах профессиональной деятельности Заметим, что многие пенсионеры готовы работать и за чисто символическую зарплату, либо вообще бесплатно. Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров. Пожилые люди могут, наконец, заняться обобщением своего индивидуального опыта в форме книги воспоминаний, любительскими видами декоративно-прикладных ремесел и т. п. Главное — насытить жизнь активной деятельностью. Если человек меняет работу или профессию, последовательность стадий нарушается. Человек вынужден повторять отдельные стадии. Психологические особенности стадий определяются социальной ситуацией развития. Возможны альтернативные траектории профессионального развития: одни люди реализуют себя, другие утрачивают профессионализм. Аэлита Капитоновна Маркова выделяет 5 уровней профессионализма личности: 1) Допрофессионализм – первичное ознакомление с профессией 2) Профессионализм – состоит из 3 этапов: адаптация к профессии, самоактуализация в ней, свободное владение профессией в форме мастерства. 3) Суперпрофессионализм – тоже 3 этапа: свободное владение профессией в форме творчества, овладение рядом смежных профессий, творческое самопроектирование себя как личности. 4) Непрофессионализм – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на форме деформации личности. 5) Послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности. Из отечественных периодизаций весьма продуктивной является периодизация профессионализации Юрия Павловича Поваренкова. В качестве ведущих критериев профессионализации он выделяет: 1) профессиональную продуктивность – оценивается на основе показателей производительности, качества и надежности. 2) профессиональная идентичность – характеризует значимость для индивида профессии. Оценивается на основе удовлетворенности индивида собой, трудом, карьерой. 3) профессиональная зрелость – осознание личностью своих возможностей и потребности, умение их соотносить и выбирать оптимальную стратегию профессионального становления. В качестве хронологического основания периодизации Поваренков рассматривает «профессиональный возраст», который зависит от стажа, длительности профессионализации. Однако возрастные границы профессионализации Поваренков не указывает. За рубежом широкое признание получила периодизация Дональда Сьюпера, выделившего 5 этапов профессиональной зрелости 1) рост или «пробуждение» – развитие интересов, способностей (0-14 лет). Я-концепция развивается благодаря идентификации ребенка со значимыми взрослыми. 2) исследование – апробация своих сил. Индивид пытается попробовать себя в различных ролях при ориентации на свои индивидуальные возможности. 3) утверждение или консолидация – профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года) 4) поддерживание – создание устойчивого профессионального положения (45-64 года). Профессиональное развитие идет уже без выхода за рамки найденного профессионального поля, что возможно на предыдущей стадии. 5) спад (освобождение) – уменьшение профессиональной активности (старше 65 лет). Происходит развитие новых ролей: частичное участие в профессиональной жизни, наблюдение за профессиональной деятельностью других. Наиболее важным достижением представленной концепции является то, что профессиональное развитие понимается как длительный, целостный процесс развития личности. Donald Super (1980) said that career development takes place across one's entire life-span and can be divided into five stages or "maxicycles": Growth (4-to13); Exploration (14-to-24); Establishment (25-to-44); Maintenance (45-65); and Disengagement (65 and over).
«Психологические основы периодизации и становления личности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot