Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция: Психологическая характеристика и анализ управленческой деятельности руководителя.
Важнейшим условием успешного управления, одним из существенных критериев управленческой эффективности является личность самого руководителя. Личность - это психологическая категория, обозначающая стабильную и интегральную систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека определенной социальной общности. Структура личности включает в себя совокупность устойчивых психологических качеств человека: способности, волю, эмоции, мотивации и социальные установки. Перечисленные компоненты присущи каждому человеку и качественно зависят от социальных отношений и специфики социальной среды. Общепризнано, что личность руководителя, его характерологические особенности играют немаловажную роль в управленческой деятельности.
Составляя психологический портрет личности эффективного руководителя, можно выделить основные группы индивидуальных качеств, важных для управленческой деятельности:
• Социально-биографические характеристики личности руководителя.
• Управленческие способности.
• Личностные качества руководителя.
Социально-биографические характеристики личности руководителя включают возраст, пол, социальный статус, образование.
Управленческие способности, несомненно являются важным фактором, определяющим успешность управленца. Под способностями, в общем смысле этого слова, в психологии понимаются некоторые свойства и качества личности, позволяющие успешно осуществлять определенные виды деятельности. Способности можно подразделить на общие (интеллектуальные) и специфические (профессиональные). Влияние общих способностей на эффективность управленческой деятельности оценивается различными исследователями. Интеллект как способность решать сложные и абстрактные проблемы у руководителя должен быть выше среднего, но необязательно на самом высоком уровне.
Каждый успешный руководитель, менеджер обладают определенными личностными свойствами, которые формируют систему профессионально важных качеств личности, обладающую определенной спецификой в каждой конкретной области управления. Поэтому закономерно мнение о том, что настоящий руководитель должен обладать набором определенных личностных качеств, черт личности, для достижения высокой эффективности управления. Черта личности - это описательная переменная, фиксирующая комплексную стратегию поведения человека, которая складывается под действием системы организмического, социального и личностного уровней регуляции. Из множества личностных качеств человека как наиболее существенные для руководителя исследователи выделяют:
• доминантность;
• уверенность в себе;
• эмоциональную уравновешенность;
• стрессоустойчивость; креативность;
• стремление к достижениям;
• предприимчивость;
• ответственность;
• надежность;
• независимость;
• общительность.
Доминантность (влияние) не опирается только на властные, должностные полномочия, на формальный авторитет. Если подчиненные действуют только под давлением правил и требований руководителя, они используют не более 65% своих возможностей и выполняют свои обязанности чтобы удержаться на работе. Поэтому влияние руководителя, основанное только на средствах формально-организационного характера, должно обязательно подпитываться влиянием неформальным, которое вызывает внутренний отклик подчиненного.
Уверенность руководителя в себе означает для подчиненных то, что в трудной ситуации на него можно положиться: он поддержит, защитит, явится той «спиной», которая вас прикроет. Уверенный в себе руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе.
Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость- родственные, близкие друг другу личностные черты руководителя. Руководителю необходимость контролировать свои эмоции, поскольку неконтролируемые эмоции (даже положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе. Поэтому к руководителю предъявляется обязательное требование: поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий.
Стрессоустойчивость руководителя проявляется, прежде всего, в недопущении состояния дистресса, вызываемого профессиональной деятельностью.
Креативность - это способность человека к творческому решению задач, очень важная черта личности, особенно существенная для инновационной деятельности. Применительно к управленческой деятельности креативность может рассматриваться с точки зрения способности руководителя видеть элементы новизны, творчества в деятельности подчиненных и поддерживать их.
В стремлении человека к достижениям отражается одна из фундаментальных потребностей - потребность в самореализации, в достижении целей. Руководители, обладающие этими чертами, имеют ряд особенностей: -- предпочитают ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблемы; -- не склонны подвергать себя слишком большому риску и ставят перед собой умеренные цели, стараясь, чтобы риск был в значительной степени предсказуем и просчитан.
Ответственность и надежность - своеобразная «визитная карточка» и организации, и самого руководителя. Для организации, дорожащей своей репутацией, совершенно очевидно, что обязательства должны быть выполнены, даже если это принесет убытки.
Общительность (коммуникабельность) необходима в деятельности руководителя. Руководитель затрачивает на общение более трех четвертей своего рабочего времени. Без общительности, коммуникабельности невозможно такое основополагающее качество, как умение строить отношения с людьми. Коммуникабельность - качество не врожденное, его можно развивать. Развитие коммуникативных навыков - важнейшая часть самосовершенствования и саморазвития менеджера.
Успешность предприятия зависит от деятельности руководителя и его личностно-деловых качеств. Вместе с тем деятельность менеджера представляет ряд профессиональных требований к нему. Он должен обладать следующим набором способностей:
1) концептуальность, т.е. представлять деятельность фирмы в целом и адаптировать ее к меняющимся условиям делового мира. Он должен обладать навыками стратегического планирования;
2) оперативность, т.е. обладать квалификацией на уровне принимаемого решения;
3) аналитичность, т.е. уметь эффективно применять научные методы анализа, в первую очередь инструменты количественного анализа. Он должен уметь диагнозировать проблему и определять альтернативное решение;
4) способность к административным решениям, т.е. обладать навыками организационных решений и процедурных вопросов;
5) коммуникационность, т.е. уметь передавать свои идеи и разработки как в устной, так и в письменной форме;
6) коммуникабельность, т.е. уметь строить свои отношения в общении с коллегами как внутри фирмы, так и за ее пределами;
7) обладание определенным уровнем технических знаний, включая специфические знания, необходимые для постановки и решения управленческих задач.
Деятельность руководителя должна обеспечивать реализацию поставленных целей и задач, создавать оптимальную структуру управления и формировать высококвалифицированную рабочую группу.
Показатели управленческой эффективности.
Эффективность деятельности руководителя, прежде всего, отражается на финансовых результатах предприятия.
Под эффективностью можно понимать свойство систем управления удовлетворять требования социума к качеству процессов и результатов управления. При этом способность достигать необходимых или желаемых результатов и удовлетворять социальные требования зависит от сочетания возможностей и готовности систем управления.
Психологический анализ эффективности управления требует выделения его конкретных показателей. Выделяют два блока показателей эффективности деятельности организации (предприятия, группы и т.п.)
В первый блок входят объективные (экономические) показатели:
• результативность (позволяет оценить, достигнуты ли организацией поставленные цели);
• производительность (позволяет выявить, достигнута ли цель посредством минимальных затрат);
• прибыль и рентабельность (подтверждают результативность и производительность деятельности организации);
• экологичность (позволяет определить, насколько экологически чисты применяемые технологии);
• энергоемкость (дает возможность оценить соответствие используемых технологий требованиям производительности и экономичности).
Во второй блок входят субъективные (психологические, физиологические, социально-психологические) показатели:
• трудовая активность членов организации, которая отражается на таких показателях, как производительность труда, качество выпускаемой продукции и т.д.;
• удовлетворенность трудовой деятельностью, которая отражает личностное отношение человека к своему труду и другим членам группы;
• относительная стабильность организации, она фиксирует существование устойчивого ядра, вокруг которого концентрируются остальные члены группы (этот показатель связан с показателем текучести кадров);
• сработанность, которая характеризует психологический климат в группе.
Основные направления по повышению эффективности деятельности предприятия:
• Повышение квалификации кадров;
• Создание и реализация программ профессионального и личностного развития работников коллектива.
• Личностно-деловые и профессиональные качества руководителя:
Список используемой литературы:
1. Кравченко Л. И., Тюрина И. О. Социология управления. Фундаментальный курс : учеб,пособие для вузов. 2-е изд., испр. и дои. М.: Академ, проект, 2005. С. 221.
2. Иванова Т. Б., Журавлева Е. Л. Корпоративная культура и эффективность предприятия. М.: Изд-во РУДИ, 2011. С. 39-41.
3. [15] См.: Веснин В. Р. Менеджмент : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Велби ; Проспект,2006. С. 12-13.