Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психологическая характеристика и анализ управленческой деятельности руководителя.

  • 👀 510 просмотров
  • 📌 448 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психологическая характеристика и анализ управленческой деятельности руководителя.» doc
Лекция: Психологическая характеристика и анализ управленческой деятельности руководителя. Важнейшим условием успешного управления, одним из существенных критериев управленческой эффективности является личность самого руководителя. Личность - это психологическая категория, обозначающая стабильную и интегральную систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека определенной социальной общности. Структура личности включает в себя совокупность устойчивых психологических качеств человека: способности, волю, эмоции, мотивации и социальные установки. Перечисленные компоненты присущи каждому человеку и качественно зависят от социальных отношений и специфики социальной среды. Общепризнано, что личность руководителя, его характерологические особенности играют немаловажную роль в управленческой деятельности. Составляя психологический портрет личности эффективного руководителя, можно выделить основные группы индивидуальных качеств, важных для управленческой деятельности: • Социально-биографические характеристики личности руководителя. • Управленческие способности. • Личностные качества руководителя. Социально-биографические характеристики личности руководителя включают возраст, пол, социальный статус, образование. Управленческие способности, несомненно являются важным фактором, определяющим успешность управленца. Под способностями, в общем смысле этого слова, в психологии понимаются некоторые свойства и качества личности, позволяющие успешно осуществлять определенные виды деятельности. Способности можно подразделить на общие (интеллектуальные) и специфические (профессиональные). Влияние общих способностей на эффективность управленческой деятельности оценивается различными исследователями. Интеллект как способность решать сложные и абстрактные проблемы у руководителя должен быть выше среднего, но необязательно на самом высоком уровне. Каждый успешный руководитель, менеджер обладают определенными личностными свойствами, которые формируют систему профессионально важных качеств личности, обладающую определенной спецификой в каждой конкретной области управления. Поэтому закономерно мнение о том, что настоящий руководитель должен обладать набором определенных личностных качеств, черт личности, для достижения высокой эффективности управления. Черта личности - это описательная переменная, фиксирующая комплексную стратегию поведения человека, которая складывается под действием системы организмического, социального и личностного уровней регуляции. Из множества личностных качеств человека как наиболее существенные для руководителя исследователи выделяют: • доминантность; • уверенность в себе; • эмоциональную уравновешенность; • стрессоустойчивость; креативность; • стремление к достижениям; • предприимчивость; • ответственность; • надежность; • независимость; • общительность. Доминантность (влияние) не опирается только на властные, должностные полномочия, на формальный авторитет. Если подчиненные действуют только под давлением правил и требований руководителя, они используют не более 65% своих возможностей и выполняют свои обязанности чтобы удержаться на работе. Поэтому влияние руководителя, основанное только на средствах формально-организационного характера, должно обязательно подпитываться влиянием неформальным, которое вызывает внутренний отклик подчиненного. Уверенность руководителя в себе означает для подчиненных то, что в трудной ситуации на него можно положиться: он поддержит, защитит, явится той «спиной», которая вас прикроет. Уверенный в себе руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость- родственные, близкие друг другу личностные черты руководителя. Руководителю необходимость контролировать свои эмоции, поскольку неконтролируемые эмоции (даже положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе. Поэтому к руководителю предъявляется обязательное требование: поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий. Стрессоустойчивость руководителя проявляется, прежде всего, в недопущении состояния дистресса, вызываемого профессиональной деятельностью. Креативность - это способность человека к творческому решению задач, очень важная черта личности, особенно существенная для инновационной деятельности. Применительно к управленческой деятельности креативность может рассматриваться с точки зрения способности руководителя видеть элементы новизны, творчества в деятельности подчиненных и поддерживать их. В стремлении человека к достижениям отражается одна из фундаментальных потребностей - потребность в самореализации, в достижении целей. Руководители, обладающие этими чертами, имеют ряд особенностей: -- предпочитают ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблемы; -- не склонны подвергать себя слишком большому риску и ставят перед собой умеренные цели, стараясь, чтобы риск был в значительной степени предсказуем и просчитан. Ответственность и надежность - своеобразная «визитная карточка» и организации, и самого руководителя. Для организации, дорожащей своей репутацией, совершенно очевидно, что обязательства должны быть выполнены, даже если это принесет убытки. Общительность (коммуникабельность) необходима в деятельности руководителя. Руководитель затрачивает на общение более трех четвертей своего рабочего времени. Без общительности, коммуникабельности невозможно такое основополагающее качество, как умение строить отношения с людьми. Коммуникабельность - качество не врожденное, его можно развивать. Развитие коммуникативных навыков - важнейшая часть самосовершенствования и саморазвития менеджера. Успешность предприятия зависит от деятельности руководителя и его личностно-деловых качеств. Вместе с тем деятельность менеджера представляет ряд профессиональных требований к нему. Он должен обладать следующим набором способностей: 1) концептуальность, т.е. представлять деятельность фирмы в целом и адаптировать ее к меняющимся условиям делового мира. Он должен обладать навыками стратегического планирования; 2) оперативность, т.е. обладать квалификацией на уровне принимаемого решения; 3) аналитичность, т.е. уметь эффективно применять научные методы анализа, в первую очередь инструменты количественного анализа. Он должен уметь диагнозировать проблему и определять альтернативное решение; 4) способность к административным решениям, т.е. обладать навыками организационных решений и процедурных вопросов; 5) коммуникационность, т.е. уметь передавать свои идеи и разработки как в устной, так и в письменной форме; 6) коммуникабельность, т.е. уметь строить свои отношения в общении с коллегами как внутри фирмы, так и за ее пределами; 7) обладание определенным уровнем технических знаний, включая специфические знания, необходимые для постановки и решения управленческих задач. Деятельность руководителя должна обеспечивать реализацию поставленных целей и задач, создавать оптимальную структуру управления и формировать высококвалифицированную рабочую группу. Показатели управленческой эффективности. Эффективность деятельности руководителя, прежде всего, отражается на финансовых результатах предприятия. Под эффективностью можно понимать свойство систем управления удовлетворять требования социума к качеству процессов и результатов управления. При этом способность достигать необходимых или желаемых результатов и удовлетворять социальные требования зависит от сочетания возможностей и готовности систем управления. Психологический анализ эффективности управления требует выделения его конкретных показателей. Выделяют два блока показателей эффективности деятельности организации (предприятия, группы и т.п.) В первый блок входят объективные (экономические) показатели: • результативность (позволяет оценить, достигнуты ли организацией поставленные цели); •  производительность (позволяет выявить, достигнута ли цель посредством минимальных затрат); • прибыль и рентабельность (подтверждают результативность и производительность деятельности организации); • экологичность (позволяет определить, насколько экологически чисты применяемые технологии); • энергоемкость (дает возможность оценить соответствие используемых технологий требованиям производительности и экономичности). Во второй блок входят субъективные (психологические, физиологические, социально-психологические) показатели: • трудовая активность членов организации, которая отражается на таких показателях, как производительность труда, качество выпускаемой продукции и т.д.; • удовлетворенность трудовой деятельностью, которая отражает личностное отношение человека к своему труду и другим членам группы; • относительная стабильность организации, она фиксирует существование устойчивого ядра, вокруг которого концентрируются остальные члены группы (этот показатель связан с показателем текучести кадров); • сработанность, которая характеризует психологический климат в группе. Основные направления по повышению эффективности деятельности предприятия: • Повышение квалификации кадров; • Создание и реализация программ профессионального и личностного развития работников коллектива. • Личностно-деловые и профессиональные качества руководителя: Список используемой литературы: 1. Кравченко Л. И., Тюрина И. О. Социология управления. Фундаментальный курс : учеб,пособие для вузов. 2-е изд., испр. и дои. М.: Академ, проект, 2005. С. 221. 2. Иванова Т. Б., Журавлева Е. Л. Корпоративная культура и эффективность предприятия. М.: Изд-во РУДИ, 2011. С. 39-41. 3. [15] См.: Веснин В. Р. Менеджмент : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Велби ; Проспект,2006. С. 12-13.
«Психологическая характеристика и анализ управленческой деятельности руководителя.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot