Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психодиагностика агрессивного поведения учащихся младших классов

  • 👀 408 просмотров
  • 📌 358 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Психодиагностика агрессивного поведения учащихся младших классов
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психодиагностика агрессивного поведения учащихся младших классов» docx
Лекция на тему: «Психодиагностика агрессивного поведения учащихся младших классов» План Введение…………………………………………………………………….3 1. Состояние проблемы коррекции агрессивного поведения у младших школьников в современной литературе……………………………….4 2. Сущность коррекционной работы агрессивными учащимися младших классов ………………………………………………………………....9 3. Психолого-педагогические методы коррекции агрессивного поведения младших школьников в деятельности учителя…………………….11 Заключение………………………………………………………………..14 Список использованной литературы………………………………....….15 Введение Проблема агрессивного поведения детей очень актуальна в наши дни. Учителя отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними все труднее работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться агрессивным поведением. Проблема агрессивного поведения детей младшего школьного возраста вызывает острый научно-практический интерес многих исследователей. Младший школьный возраст связан со многими психологическими изменениями. Одно из важнейших изменений - это переход к произвольному и осознанному поведению. В этом возрасте младший школьник учиться ставить цели и добиваться ожидаемого результата. Новые формы поведения напрямую связанны со школьной средой, но сам факт поступления в школу не обеспечивает появление данных качеств. При практической реализации вышеуказанной темы используют: 1. Методы теоретического исследования: анализ научной литературы, изучение состояния проблемы, абстрагирование, классификация, сравнение, обобщение. 2. Эмпирические методы: экспериментальный поиск новых решений проблемы, обработка данных эксперимента, изложение и интерпретация научных результатов, качественный анализ и количественная обработка результатов исследования, тестирование, наблюдение, беседа. 1. Состояние проблемы коррекции агрессивного поведения у младших школьников в современной литературе В психологической литературе понятие «агрессия» определяется как мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.). Известный ученый И.П. Подласый раскрывает понятие «агрессивное поведение» как «действие человека, выражающееся в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т.д.». Отечественный психолог Л.Д. Столяренко, изучив научные труды зарубежных коллег, отмечает, что наряду с понятием «агрессия» параллельно существуют понятия «враждебность», «агрессивность». В своих исследованиях зарубежные авторы по-разному определяют эти термины: Агрессия – это: - врожденная реакция человека «для защиты занимаемой территории» (Лоренд, Андри); - стремление к господству (Моррисон); - реакция личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм); Психолог И. Кухранова различает два вида агрессии: - конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости; - деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба. Отечественный психолог Г.М. Бреслав разводит понятия «агрессия» и «жестокость». По мнению вышеназванного ученого проявление агрессии свойственно любому человеку, а жестокость – это патологическая черта характера. Понятие «жестокость», поясняет Г.М. Бреслав, носит оценочный характер, ориентирует на сравнение, сопоставление с нравственными нормами. Если взрослый оценил поведение ребенка как жестокое, это значит, что он (взрослый) занял определенную моральную позицию по отношению к ребенку. Американский психолог А. Басс считает, что агрессии предшествует появление враждебности. Под этим понятием он подразумевает реакции, которые развивают негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Враждебность проявляется в следующих реакциях: раздражительность, негативизм, общая подозрительность, чувство вины . В работе практических психологов (Прихожан А.М., Толстых Н.Н.) понятия «агрессия» и «агрессивность» рассматриваются как синонимы. В многочисленных исследованиях отечественных психологов (И.Р. Дементьевой, С.Л. Колосовой, Н.Д. Левитова, Л.М. Семенюк и т.д.) существует несколько видов агрессивности: 1. По направленности агрессивность может быть внешней и внутренней. К внешней агрессивности относятся: - прямая агрессия, характеризуется открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц; - смещенная агрессия, характеризуется открытым проявлением агрессии на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение. Внутренняя агрессивность характеризуется выражением обвинений или требований, адресованных самому себе. 2. По способу контроля агрессивность подразделяется на произвольную агрессию и непроизвольную. Произвольная агрессия возникает из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Непроизвольная агрессия представляет собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действие не подконтрольно и протекает по типу аффекта. Отечественные психологи А.А.Аладьин, И.А.Фурманов, Н.В.Фурманова различают три основных вида агрессий: физическая агрессия, словесная агрессия и косвенная агрессия. Вышеназванные ученые поясняют эти понятия следующим образом: 1. Физическая агрессия - (нападение) – это использование физической силы против другого лица. Проявление физической агрессии: агрессивные дети щипают играющих с ними малышей, кусают их. Ребенок может разъяриться, осыпать ударами того, кто находится рядом, нападать на детей младше себя и даже взрослых. 2. Словесная (вербальная) агрессия – это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань). Проявление словесной агрессии: дети говорят нецензурные слова, выкрикивают оскорбления, дразнят других, ругаются. 3. Косвенная агрессия – это агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки), а также агрессия ни на кого не направленная (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п.) Другие проявления косвенной агрессии: косвенная агрессия может принимать форму разрушительного отношения к вещам: дети рвут книги, высыпают продукты из пакетов и т.п. Может доходить и до таких опасных проявлений как поджоги. Бывает совпадение агрессивности и враждебности, когда ребенок швыряет разные предметы в других детей и взрослых. Говоря о видах агрессии, необходимо рассмотреть причины и факторы, влияющие на развитие агрессивности. В исследованиях специалиста Е.М. Волковой данное понятие объясняется как состояние, которое возникает у ребенка в тот момент, когда его желание по каким-то причинам не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничение со стороны взрослого. Отечественные ученые (В.Г. Асеев, Д.И. Фельдштейн и В.А. Ядов), изучающие проблемы развития личности, в своих исследованиях отмечают, что усвоение социальных норм и ценностей формируется поэтапно, и в каждом возрастном периоде действуют свои психологические механизмы и закономерности. Н.Д. Левитов, исследовавший влияние биологических факторов на развитие агрессивности, считает, что задатки к агрессивным проявлениям передаются по наследству. Свойство нервной системы – повышенная и слабоконтролируемая возбудимость при негативных социальных условиях развития ребенка перерастают в агрессивные формы поведения. - психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции детей и подростков; - социально-психологические факторы - они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации. Таким образом, можно говорить о том, что агрессивность – это свойство, присущее любому человеку. Агрессивность имеет различные степени выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. Отсутствие агрессивности делает человека пассивным, ведомым, конформным и т.п. Чрезмерное развитие этого свойства делает личность конфликтной. Сама по себе агрессивность не делает субъекта опасным. Агрессивность проявляется через выплеск агрессии. Акту агрессии способствует накопление враждебных реакций (раздражительность, негативизм, обида, подозрительность, чувство вины). Акт агрессии может не принимать социально опасные и неодобряемые формы. В ходе теоретического изучения проблемы изученной темы можно выделить основные причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте: - агрессия как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей, т.е. ситуация фрустрации; - агрессия как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (поведение родителей, других значимых лиц, кинематографических персонажей); - дезадаптация, возникшая вследствие нарушений ранней социализации; - неустойчивость нравственных установок; - несформированность саморегуляции поведения; - блокирование потребности в общении со сверстниками; - эгоцентризм и социальная незрелость ребенка; - аверсивные случаи; - враждебные мысли и воспоминания; - давление агрессивной группы. Выделяют следующее факторы, которые способствуют развитию агрессивности, это: - биологические факторы; - психологические факторы; - социально-психологические факторы. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что понимание природы детской агрессивности должно основываться на учете онтогенетических особенностей регуляции поведения в целом, половозрастных различий в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, а также влияния специфики семейного воспитания и социальной адаптированности ребенка. 2. Сущность коррекционной работы агрессивными учащимися младших классов Коррекционная работа с агрессивными учащимися, направленная на создание адаптивного поведения в школе имеет следующие направления: развитие произвольности, саморегуляции повышение активности на уроках, обучение способами выражения гнева в приемлемой форме создание эмоционально положительной атмосферы полного принятия1. В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности детей, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия2. В процессе взаимодействия с родителями психолог и педагоги придерживались следующих принципов3: − проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с подчеркивания положительных сторон ребенка; − нужно стараться приглашать родителей в школу в первый раз не для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. − говорить о проблемах, подсказывать пути их решения; − не предъявлять претензий к родителям; − всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника; − советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи; − договариваться о конкретных совместных делах; − не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм. Для коррекции агрессивного поведения младших школьников должно быть организовано активное взаимодействие с родителями. Родители совместно со своими детьми могут принимать участие во внеурочных мероприятиях. Также могут быть использованы следующие формы работы с родителями: родительские собрания (тема «Детская агрессия и ее причины»), конференции (например, «Папа, мама, я – читающая семья»), классные часы (например, «Моя семья»), спортивные эстафеты («Дочки − матери»). В эту работу должны включаться не только родители детей, у которых выявлена высокая агрессивность. Таким образом, при всей важности и необходимости медико-психологической помощи, для коррекции агрессивного поведения решающее значение представляют социально-педагогические программы, направленные на оздоровление условий семейного, школьного, общественного воспитания, ребенка. Эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе педагогической коррекции агрессивного поведения предполагает: создание индивидуальных коррекционных программ, направленных на создание адаптивного поведения в школе, консультирование родителей, педагогов, родительские собрания, конференции родителей и детей, классные часы, спортивные эстафеты. 3.Психолого-педагогические методы коррекции агрессивного поведения младших школьников в деятельности учителя Как показывают современные исследования, учитель, сталкиваясь с нарастающей агрессий младших школьников, начинает сам испытывать негативные эмоции, которые в дальнейшем могут привести к эмоциональному выгоранию. Такое состояние, несомненно, влияет на качество педагогической деятельности, снижая ее эффективность в различных аспектах4. Для того чтобы предупредить нарастание агрессии и не допустить его перехода в девиантное или делинквентное поведение, учителю важно вовремя выявить агрессивное поведение младших школьников и грамотно организовать работу по его нивелированию. Иными словами, важно умело использовать психологическую коррекцию агрессивного поведения младших школьников. Укажем самые распространенные психолого-педагогические методы коррекции, которые могут использоваться и для работы с младшими школьниками, проявляющими агрессивное поведение. Эти методы связаны с методами воспитания. Так, метод переубеждения является естественным продолжением метода убеждения. Также очень распространен метод поощрения и наказания, помимо прочего мотивирует школьников организация деятельности школьников на основе их интересов. Несомненно, учителю важно понимать что психология и педагогика – очень тес-но взаимосвязанные науки. Поэтому и методы их также коррелируют друг с другом. Тем не менее, существуют так называемые психологические или психотерапевтические методы, такие как изотерапия, музыкотерапия, игротерапия, логотерапия и др. Далее рассмотрим некоторые из них подробнее. Логотерапия – это метод разговорной психотерапии, заключающийся в разговоре с ребенком, ориентированный на вербализацию эмоциональных состояний, то есть словесное описание внутренних переживаний. Применяя такой метод, учитель покажет значимость ребенка как личности, готовность к сопереживанию, уважение ценности другого человека. Следующий метод, который может использовать учитель, – музыкотерапия – применение в работе музыкальных инструментов и произведений. Музыка позволяет повысить настроение, снять напряжение. Некоторые музыкальные произведения способствует повышению интеллектуальной активности, коррекции отклонений в личностном развитии, позволяют раскрепоститься, способствуют концентрации внимания и общей гармонизации состояния ребенка. Музыкотерапия относится к такому глубинному направлению как арт-терапия. Часто же выделяют ее в качестве самостоятельного метода. Арт-терапия – с одной стороны, достаточно простой, но очень тонкий способ психологической коррекции эмоциональной и поведенческой сфер личности ребенка. Занятие рисованием, лепкой, аппликацией позволяет увлечь и заинтересовать ребенка, способствует раскрытию внутренних резервов. Такой метод можно использовать не только на уроках рисования или технологии, но включать их в разные уроки: литературы, окружающего мира, русского языка. Самое главное, что этот метод позволяет работать с глубинными психологическими проблемами, не травмируя психику ребенка. Через рисунок или поделку учитель может собрать достаточно много скрытой информации о ребенке, которую он не всегда озвучивает, да и понимает. Также учителю можно использовать такой метод, как психогимнастика. Это не просто физкультминутки, которые использует учитель, чтобы снять физическое напряжение ребенка, это сочетание элементов игры, той же физкультминутки с техниками, направленными на коммуникацию, разрядку напряжения. Здесь взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, пантомиме, мимике5. Такие психогимнастические упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение тревоги и сокращение эмоциональной дистанции у младших школьников, выработку умения выражать свои чувства и желания. Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте ведущий вид детальности учебный, младшие школьники, как и все дети –любят играть. Поэтому такой метод игротерапия будет также полезно использовать учителю на уроках. Игра выполняет множество функций: обучающую, развивающую, воспитательную, диагностическую, терапевтическую. В процессе игры ребенок демонстрирует свои чувства, навыки коммуникации, особенности самооценки и пр. Через игру младший школьник имеет возможность эмоционального и двигательного самовыражения, отреагирования страхов и фантазий, получения опыта преодоления препятствий. При этом для одних детей важна сама игра (процесс), для других – ее результат. Несомненно, что большая роль отводится игре в коррекции агрессивного поведения. Таким образом, применение выше указанных психолого-педагогических методов решают следующее задачи: 1. Знакомят младших школьников с особенностями агрессивного поведения, факторами, влияющими на формирование агрессивного поведения, способами работы с агрессией. 2. Снижают эмоциональное напряжение, развивая при этом навыки саморегуляции. 3. Происходит развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое. Заключение В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие самосознания и критического мышления, что приводит к тому, что ребенок обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и проявляется в резком всплеске недовольства собой, в сочетании таких полярных качеств, как, например, самоуверенность и робость, принципиальная честность и лукавство, черствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость, что в конечном счете приводит к агрессивному поведению. Усугубляется ситуация во многом тем, что современная жизнь насыщенна или даже перенасыщена информационными источниками, негативное воздействие сети интернет и средств массовой информации, а также потока кино- и телефильмов, которые заполнены сценами обмана, насилия, агрессии по отношению к окружающим так же приносят свои результаты, провоцируя агрессивные формы поведения среди детей. Педагог, работая с детьми с агрессивностью, должен быть внимателен, прогнозировать действия ребёнка, а также строить свою работу так, чтобы всячески помогать ребёнку в преодолении трудной для него ситуации. Должен обращать внимание на малейшие изменения в поведении, в настроении детей. Необходимо отметить тот факт, что профилактика и коррекция агрессивного поведения всех субъектов образовательного процесса возможна в ходе целенаправленного формирования толерантного мировоззрения с учетом выявленных индивидуальных психологических условий возникновения агрессии. Список использованной литературы 1. Коповой А.С. Педагогическое взаимодействие как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников: дисс. … канд. пед. наук. Саратов, 2001 2. Красноперова Ю. А. Педагогические условия предупреждения и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей. – Уфа, 2005. – 85 с. 3. Кудинов В. В. Причины, препятствующие становлению инновационной деятельности педагогов / В. В. Кудинов // Научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». ‒ 2013. ‒ № 2 (15). ‒ С. 34–39. 4. Морева Е. Детская агрессивность и способы ее преодоления // Воспитание школьников. 2008. № 5. С. 31–34. 5. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2003.
«Психодиагностика агрессивного поведения учащихся младших классов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot