Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Проза Приднестровья

  • 👀 494 просмотра
  • 📌 464 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Проза Приднестровья» docx
ПРОЗА ПРИДНЕСТРОВЬЯ Приднестровская литература, точнее, та ее часть, которая представлена произведениями на русском языке, вне всякого сомнения, уходит корнями в русскую литературу, в которой жанр романа разработан и поднят на небывалую высоту. Но в силу исторических, социально-экономических, политических причин развитие словесности в нашем регионе получило свой, особенный путь. Становление Приднестровья как промышленного региона привело к созданию городской словесной культуры, с опорой на творчество таких советских писателей, как Ю. Трифонов, В.Маканин, которые, в свою очередь, использовали достижения Н. Гоголя, создавшего образ Петербурга 19-го века, Ф.Достоевского, выведшего в своих произведениях образ столицы Российской империи как самого «умышленного города на свете», поиски М. Горького, Д. Мережковского. Большим тормозом в изучении начал поэтического творчества являлась безоговорочная вера в самоценность эстетики, поэтики, образности искусства слова. Между тем некоторыми свойствами эстетики, определенными чертами поэтики, яркой и сочной образностью, выразительностью языка обладают не только произведения искусства, но и газетный репортаж, церковная проповедь и даже бытовая, практическая речь, также наделенная особенностями второй действительности. Как непосредственная основа, поэтический язык является непременным атрибутом всякого эстетического произведения. Рассказы, повести, очерки, новеллы не пишутся речью только нормированной, литературной, ибо всякий талантливый сочинитель чурается трафаретности. Оригинальность видения мира, свежесть восприятия и истолкования прототипа непреложно связаны с необходимостью выявления особого, сочного, яркого языка. Феномен «записочной» литературы, исполненной в виде дневников, записок, свидетельств о путешествиях, стал полновесным эстетическим феноменом в творческих поисках Н.Гоголя и его соратников, объединившихся в так называемую «натуральную школу». На страницах книг начинает звучать живая «уличная» речь, появляются самобытные образы. Традиционный статус разговорной, фольклорно-бытовой речи приобретает ярко выраженную художественную функцию. В творчестве Н. Лескова, М.Зощенко на первом месте оказывается осознанный поиск образного слова, особенностей народного его преломления, нравоописательность повествовательной речи, каламбурное обыгрывание строя высказывания и так далее. Необходимо сказать, что становлению самоорганики русского литературного слова во многом способствует «записочный» характер сочинений А..Пушкина («Повести Белкина»), Ф. Достоевского («Записки из мертвого дома», «Записки из подполья»). Можно предположить, что, учитывая преобладание именно вышеназванных жанров в литературе Приднестровья, существует надежда на возникновение интереса, требующего заимствование именно такого опыта романистики - написание романа из разнонаправленных по смыслу и функции отрывков: «путевого» очерка, исповедальных откровений героев, повестей, рассказов, новелл. Возможно, ориентация на такого автора, как М. Лермонтов, покажется несколько завышенной, но необходимо помнить, что, чем ниже планка ориентира, тем ниже качество творчества в целом. Необходимо также учитывать тот факт, что литература Приднестровья находится фактически в стадии формирования, в нее активно вливаются молодые авторы, которым не всегда хватает не только литературного опыта, но и литературного образования, поэтому выбор литературных маяков имеет важное, на данном этапе - решающее, на наш взгляд, значение. Кроме того, нельзя не согласиться с тем, что дар романиста - отдельный дар, с которым нужно родиться, который должен быть подкреплен и развит традициями национальной и мировой литературы. Как раз отсюда, думается, низкая популярность ниши романа у приднестровских литераторов, которые, возможно, просто пока не готовы к ее освоению. Советская литература при всей ее развитости и богатстве в части своей шла более по пути публицистизации отображаемой реальности, склоняясь к очерковому изучению жизни. И в этом смысле, конечно, велико значение и того, какие традиции и как были восприняты приднестровской литературой из национальных форм искусства слова. Отсутствие интереса к истории постепенного становления характера героя свойственно для многих национальных литератур, в том числе и для русской. Н. Гоголь, например, берет художественные характеры уже готовыми. В силу этого творческая задача работы над образом человека для него сводится к поиску черт, распространяющих этот характер. На первый план выходят социально-типологическая определенность характера, черты, квалифицирующие его как определенный социальный тип. Естественно, что ведущее место занимают не индивидуальные черты личности, а то, что создает в человеке облик представителя определенной прослойки, группы, психологического типа. В силу этого писателю становится важно искать характерологические обстоятельства и ситуации, в которых герой может проявить себя как типологизированный персонаж. Безусловно, также, что сами эти ситуации не могут завершить изучаемый характер, они его лишь оттеняют, прорисовывают его контуры, обнаруживают характерологические обстоятельства, в которых он может полно проявиться. Плодотворность развития таких процессов не ограничивается каким-либо единичным фактом мастерского освоения традиций одного писателя писателем другим. Исследуя органичную необходимость заимствований, надо изучать практически причины становления и развития самородных традиций, следовательно, решать проблему самобытности литературы Приднестровья и отдельных ее представителей. Важнейшую тему подвига советского народа в Великой Отечественной войне раскрывают в своих произведениях Борис Челышев и Николай Золотарев-Якутский. Показывая предвоенный Тирасполь, раскрывая психологию солдата-освободителя, с помощью мемуарных и автобиографических элементов авторы воссоздают строгую размеренность гарнизонного быта, тревогу ожидания войны, помогают прочувствовать ожесточенность боев в ходе ясско-кишиневской операции. Хронологически логично обращает на себя внимание творчество В.А. Гурковского , который, являясь «не участником , но Свидетелем той страшной войны» очень подробно создает бытоописание людей проживающих на территории Приднестровья , а именно в Слободзее в период немецко-румынской оккупации, мысленно уводящее читателя в то не простое время. Сборник отдельных произведений (выпущенный в 2015 г) « 70 лет без войны»-не только описание событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, но и беспристрастный и вместе с тем чувственный рассказ свидетельствующий о том как жили наши предки на нашей земле в трудное время. Это нужная молодому поколению «правда жизни», доходящая из уста в уста от старшего к младшему, формирующая «опыт поколений». Совершенно другую линию представляет творчество Виталия Пищенко и Ю.Самуся. Отталкиваясь от реальной действительности, оба создают ее виртуальное отражение. В. Пищенко средствами фантастики раскрывает конфликт между личностью и общественной средой. А. Белозеров в духе сюрреализма показывает внутренний, личностный конфликт, опосредуемый внешними обстоятельствами. В творчестве прозаиков Приднестровья широко представлен жанры малого объема: рассказ, повесть. Как правило, их отличают простая композиция, ненавязчивая философичность, интерес к разработке лексических форм. В рассказах Николая Корытника повествование часто ведется от первого лица, благодаря чему взаимосвязь героя и автора особенно осязаема. В основе его творчества лежит публицистика, поэтому даже полностью вымышленные рассказы, такие как «Святая Мария», «Солдатки», писатель основывает на реальных фактах, произошедших в годы Великой Отечественной войны. Каждое произведение писателя отличается достоверностью, яркостью деталей, сочностью языка, взятого из гущи народной жизни. В этом ему помогает большой журналистский опыт. Н. Корытник на практике доказывает, сколь плодотворным может быть сочетание беллетристики и журналистики. Рассказы и повести В. Кожушняна можно отнести по жанру к социально-бытовых. Нет сомнения, что во многом они автобиографичны, настолько достоверным кажется предмет повествования. Сборник рассказов «Тяжкая ноша» создавался в 70-егоды, но был опубликован только в перестроечный период, из-за жесткого реализма и весьма откровенного языка героев, в котором присутствует и ненормативная лексика. Автор прежде всего волнует тема «маленького человека», столь важная для русской классической литературы, от «Шинели» Н.Гоголя до «Человека из ресторана» И.Шмелева. В одном из лучших рассказов сборника «Магарыч» на это прямо указано в экспозиции. Повествование ведется от «Я» семнадцатилетнего паренька, попавшего во взрослую жизнь на строительство железнодорожной ветке на окраине страны. Среди разношерстной публики ему особенно неприятен пожилой, плюгавый, безобразно одетый человек по фамилии Магарычев и прозвищу «Магарыч». Со свойственным молодостью радикализмом, он строго судит своего нового знакомого. Не понимает, как тот может терпеть издевательства и унижения «блатарей», почему безропотно подчиняется им во всем. И только случайная исповедь Магарыча раскрывает перед ним подлинную суть этого несчастного человека. Вся его вполне благополучная жизнь (работа, семья) рухнула в мгновение, когда он узнает о неверности жены. Покалечив обидчика, отсидев положенный срок, он не может простить жену, забывает о своих трех детях и десять лет скитается по стране. В исповеди раскрывается жизненная философия этого «маленького человека». Он говорит, что спасает его только открытие Жизни, Красоты в ней. Ее он нашел в Третьяковке, в стихотворениях Некрасова и Есенина. Магарыч в очередной раз отправляется в дорогу, оставив на память своему ночному собеседнику книгу стихотворений. Молодой герой очень надеется, что на этот раз дорога этого простого человека приведет его к дому. Интересны размышления В. Кожушняна на страницах произведений, легкая ирония над собой и окружающими. Отличие стиля В.Кожушняна – юмор. Часто юмор в рассказах и повестях В. Кожушняна присутствует в виде метафор, сравнений. Иногда юмор, ирония, сатира у писателя еле уловимы, порой принимают вид откровенного сарказма. Превосходно даны описания городов, пейзажные зарисовки. Речевой портрет у писателя даже более отчетлив, чем внешнее описание. Его стихия - разговорная речь, яркая, насыщенная, с частыми вкраплениями пословиц и поговорок. Необходимо отметить, что М. Бахтин считал речь персонажа важнейшей составляющей художественного пространства прозаического произведения. В предисловии к первому изданию сборника «Тяжкая ноша» (1995г.) известный украинский писатель Борис Олейник отмечает: «Валерий Кожушнян пишет на русском языке, но его герои говорят и на украинском, и на молдавском – на том удивительном смешении языков, что я слышал в Приднестровье. И в этом тоже прелесть представленных здесь произведений. Автору свойственно богатство воображения, изящная словесная лакировка действующих лиц». В живых сценах и эпизодах, на небольшом художественном пространстве В. Кожушнян глубоко и всесторонне рассматривает судьбы людей, различных по характеру, поведению. В повести «Горнюха» читатель сочувствует Николаю Горненко, сопереживает ему, радуется его любви и огорчается его человеческим и предпринимательским неудачам и, вместе с тем, понимает: не только сам Горнюха или Клавдия Матвеевна виноваты в его гибели. Не смог Николай стать «новым русским», он не хищник, он человек - не лучше и не хуже других. За неудачную попытку стать «матерым волком» герой платит своей жизнью, но в часы гибели Николая у него рождается сын. Смерть и рождение, слова «новая весна» - последний аккорд повести. В 2017 году В.Кожушнян публикует свое произведение «Записки прохожего». Несмотря на нероманное название, скорее оно подходит к биографической прозе очеркового характера («Записки охотника» И. Тургенева, «Записки из Мертвого дома» Ф. Достоевского), автор дает ему жанровый подзаголовок «роман». Это объемное и композиционно сложное произведение еще ждет своего внимательного исследователя. Рассказы Романа Кожухарова не содержат излишней описательности, в них нет глянцевого отображения окружающей действительности, автор пытается проникнуть в психологию поступков героев, добраться до уровня подсознания. Удается ли это ему, видимо, судить читателю. Герои писателя требуют сопереживания и душевного понимания. Часто его проза имеет несколько смысловых подтекстов, поэтому заставляет задуматься. Его произведения реалистичны, хоть и написаны в нетрадиционной для реализма форме. Цикл рассказов «Разговоры запросто», повесть «Солнцеворот или Слон под мышкой» можно отнести к стилистически умеренным, повесть «Билет до Нагорной» перекликается с ерофеевской «Москва - Петушки». Талантливая поэтесса О. Сизова, работая в прозе, обращает на себя внимание рассказом «Цыганка» - о детской нетерпимости, отражающей, как в зеркале, стереотипы взрослых. Тема рассказа не перестала быть актуальной и в наше время. Детям запрещается играть с маленькой цыганкой Любкой: от нее можно подцепить заразу, все цыгане - воры. Эти исчерпывающие сведения сообщили нам, чистеньким девочкам, наши хлопотливые мамы. Однажды отличница Женечка не обнаружила счетные палочки в своем желтеньком портфельчике. Воровкой объявила Любку. Та набросилась на нее и исцарапала лицо. Любка была отправлена за родителями, а палочки на следующий день нашлись. Женечка просто забыла их дома. О. Сизова использует выразительные художественные средства, подчеркивающие различия между героями этой коротенькой истории: девочки «чистенькие» - цыганка «грязная», «воровка», «от нее можно подцепить заразу»; отличницу зовут ласково Женечкой, цыганку - только Любкой; за драку Любка наказана, Женечку пожалели; в финале не говорится о последствиях, но читателю и так ясно - извиняться за несправедливые обвинения никто не будет. Среди новеллистов выделяются Григорий Воловой. Лаконизм и продуманная экономия художественных средств позволяют им обеспечить динамизм сюжета. Творчество Г. Волового отличает морально-нравственная проблематика, иногда в неожиданной форме. В новелле «Сейте» рассказывается, как педагоги, продолжающие работать в школе из-за мизерности пенсии, получив, зарплату, решили купить мяса на рынке. Им встретился бывший ученик Миша Кругликов, чье процветание подчеркивали «хорошая импортная дубленка, норковая шапка, пара золотых зубов да хозяйская уверенность человека, твердо стоящего на земле». Миша отвел их к мясному ряду, велел продавщице Дусе отпустить «самые лучшие куски и по самой низкой цене». Счастливые женщины разъехались домой с мыслью о том, что их труд не пропал даром, что все-таки должны прийти хорошие времена. Спустя месяц Марья Ивановна снова подошла к Дусе, надеясь, что та вспомнит ее. «Конечно, - ответила Дуся, - Вы - мафия… Рэкет». Оторопевшая Марья Ивановна «сама не заметила, как вышла с рынка. А в голове постоянно крутились строки из ее любимого стихотворения: «Сейте разумное, доброе, вечное… Сейте разумное, доброе, вечное… Сейте…» . Жанр лирической миниатюры использует для выражения своего внутреннего мира И. Ткаченко (сборник «Холодная ночевка»). Умея видеть в обыденном невероятное, она пытается не только нарисовать картинку, но и раскрыть психологию человеческих чувств. Пишет ли она о молодом воришке, о старом забытом фонаре или о счастливом троллейбусном окне - за всеми иносказаниями чувствуется душа автора. Молодой писательнице свойственно искать и ошибаться, возможно, ей еще многое предстоит переосмыслить и переоценить, испытать конкретные чувства и уже тогда писать о них, а не о чувствах «вообще», но ее сборник «Холодная ночевка», безусловно, обращает на себя внимание. В жанре лирической миниатюры работает также Н. Божко. В отличие от произведений предыдущих авторов, его миниатюры написаны «с натуры», биография у писателя достаточно богатая. В них описывается быт рыбаков, даются пейзажные зарисовки - моря, чаек, облаков. Героями миниатюр стали не только люди, но и романтика дальних плаваний, покой хлебного поля перед жатвой. Весьма распространены в приднестровской литературе публицистические жанры: очерк, эссе. Их преобладание объясняется тем, что многие авторы по профессии и образованию - журналисты, им близки именно эти жанры по природе своего творчества. Пальма первенства в приднестровской публицистике принадлежит, несомненно, Б. Челышеву. О своих поисках редких изданий он рассказывает в книгах «Заманчивые поиски», «Поиски, встречи, находки», «В поисках редких книг», а также в многочисленных газетных публикациях. В книге «Имеют свое лицо» он, кроме разысканий и находок книголюба, рассказывает о встречах и переписке с А. Н. Толстым, К. Паустовским, А. Твардовским, К. Чуковским и другими писателями, публикует материалы о классиках русской и советской литературы. Для литературы ПМР он, безусловно, фигура равнозначная И. Анронникову. Кроме того, на страницах периодических изданий часто можно прочесть его очерки об истории приднестровского края, его пейзажные зарисовки, раскрывающие красоту природы Приднестровья. .На протяжении нескольких десятилетий в области публицистики работает Л. Литвиненко. Часть его произведений была опубликована в 2004 году в книге «Мой русский», где автор делится своими впечатлениями о пребывании за границей, где он работал в качестве преподавателя русского языка и литературы, размышляет о сегодняшнем дне Приднестровья. Рассказы, очерки, зарисовки Юрия Анникова из книг «Стихия», «Перевал», «На дне Сарматского моря» проникнуты любовью к людям, о которых он пишет. Даже тогда, когда пишет критический материал, писатель доброжелательно, с сочувствием относится к своему герою. Условно-фантастическую линию художественной прозы Приднестровья активно разрабатывают В. Пищенко и Ю.Самусь. Эта линия получила свое развитие в силу того, что в 1980 - 90-х годах, когда в Тирасполе проживал один из основателей Союза писателей ПМР В. Пищенко, здесь собирались для проведения своих семинаров молодые писатели-фантасты, члены Всесоюзного творческого объединения при ИПО ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Тем самым был дан толчок к возникновению интереса и развитию именно условно-фантастической линии в ПМР. Когда-то признанные классики отечественной фантастики братья Стругацкие дали следующее определение жанру: «Фантастическое произведение - это всякое художественное произведение, в котором введен элемент чудесного, невозможного или чрезвычайно маловероятного». В повести В. Пищенко «Замок Ужаса» читатель вслед за хронодесантником Андреем Коваленко попадает из XXII в X век, узнает о ведунах - хранителях Знания, о существовании Разных - леших, гномов, русалочек. Путешествие во времени необходимо для того, чтобы понять природу загадочного луча, убившего в XXII веке двоих человек и вызвавшего сбои в работе орбитальной обсерватории. Андрей путешествует с ведуном Славомиром, встречается с оборотнями-волколаками, сражается бок о бок с братьями-ведунами против ведьмы Каргоны и нежити, порожденной Морхольдом, жаждущим власти и перешедшим в услужение к Ужасу. Война в ком-то открывала худшее, выворачивала все плохое, а в ком-то - лучшее». Осознание ошибок прошлого-вот что необходимо человеку, чтобы не совершать подобного рода страшных ошибок в будущем. В соавторстве с Ю.Самусем В.Пищенко созданы фантастические повести «Полынный мед» и «Укус скорпиона». В повести «Укус скорпиона» также в сюжетном основании путешествие во времени. Но, что вполне современно, оно переносится в виртуальное пространство. Частный детектив оказывается в этом пространстве в поисках девушки, которая нарушила правила игры. Далее следует целое нагромождение событий, за которыми не так просто уследить. Оказывается, девушка принадлежит сразу двум мирам, детектив случайно убивает ее, оказывается в тюрьме, откуда вызволен ЦРУ, нанимающим его для важной работы. Этот сюжетный ход выглядит абсолютно кинематографично. Да и речь героя, пересыпанная грубоватым американизированным юмором, явно имеет источником продукцию «фабрики грез». Детектив отправлен в виртуальный мир, где присутствует возможность изменить историю. В этом мире все основательно перемешано: драконы, монстры, люди, клоны. В финале повести нарисована апокалипсическая картина. Чудовища из виртуального мира захватывают мир реальный, что отсылает читателя к заглавию повести. Скорпион, как известно, предчувствуя смерть, жалит сам себя. Гуманистический пафос повести подчеркивает стремление героя помочь окружающим (пытается спасти приютских детей), и его желание уничтожить смертельную угрозу. Ю. Самусь автор сборника рассказов «Игра воображения». В сборник вошли рассказы различной идейно-тематической направленности. Рассказы «Вторжение», «Родина» повествуют о трагических событиях в Бендерах в 1991году, «Охота по-крупному» - детективный рассказ из американской жизни, «Агент 666,13» - иронический рассказ мистического характера. Рассказ, давший название сборнику, кажется наиболее характерным для этого писателя-фантаста. Где-то в далекой Галактике из всего экипажа космического корабля остается в живых лишь один человек. За помощью он обращается к мозгу корабля - Искусственному интеллекту-3 с экзотическим именем Таис. Но и машина такая же жертва времени, как и погибший экипаж, несмотря на многовековой анабеоз. Помощи никакой нет, а есть лишь странные звуковые галлюцинации и страшные визуальные. В результате оказывается, что герой никакой не Сергей, а лишь его ЭОЛ (электронный образ личности). Так, согласно известной уэллсовской традиции, технократизм в очередной раз одерживает верх над человеком. Герой безумно счастлив, что все это оказалось лишь кошмарным сном, что они в штатном режиме летят к Земле. Но не был ли этот сон пророческим? В сборник также входит фантастическая повесть «Обними свою смерть», где автор представляет весьма своеобразную метафизику смерти. Герой повести миллиардер, которому всего-навсего 372 года. Умирать он явно не собирается, чем и вызывает раздражение самой Смерти, которая начинает насылать на него всякого рода напасти: от разорения до необходимости зарабатывать на жизнь в каком-то космическом легионе, ежедневно рискуя жизнью. Смерть, являясь к нему в образе красивой женщины просит, чтобы он согласился оказаться задушенным в ее объятиях. В повести Ю.Самуся – открытый финал. Герою остается только один шаг над пропастью, чтобы любовь и смерть соединились. Такова вольнофантастическая трактовка автора известной теории З.Фрейда о борьбе Эроса и Танатоса, как движущей силе человеческой цивилизации. Ю. Баранов создавал произведения гражданской и военной тематики. Интересна и его сатирическая проза. В цикле «Как разводить лохов (юмористическая инструкция)» писатель иронически рассматривает реалии сегодняшнего дня, поучая мастеров по сбыту залежалой продукции, дополняя список четырехсот относительно честных способов отъема денег у доверчивых граждан, которые знал незабвенный Остап Бендер. Его книга «Жажда денег», посвященная «лихим 90-м» вызывает ассоциации с «Жаждой жизни» Д. Лондона. Но если герои американского писателя бросали сытую обеспеченную жизнь ради молниеносного обогащения на золотых приисках, то героям «Жажды денег» терять практически нечего. Водоворот «перестройки» и «демократии» затянул их на самое дно общества, где вчерашний инженер, учитель, слесарь, не говоря уже о пенсионере, мечтает не о золотых слитках и миллионах, а всего-то о нормальной сытой жизни. Сюжетами многих рассказов послужили истории людей, на своем личном опыте познавших изнанку постсоветского «бизнеса», в них читатель узнает себя, своих родственников, товарищей по работе, соседей по подъезду и просто знакомых. Представляется очень точным подзаголовок сборника – «иронические рассказы». Это совершенно оправданно, так ирония является приемом снижения. Название короткого рассказа «Сеньоры помидоры» из сборника «Жажда денег» наполнено смыслами и коннотациями, которые раскрываются по ходу незамысловатого сюжета. Два молодых интеллигента в перестроечные времена хотят заработать продажей в Москве отборных помидоров, которыми так славится их район. Но оказывается, что оптом проще купить эквадорские бананы, чем местный овощ. В конце концов, поиски и приводят их в село с говорящим названием «Убогое». Такое название – прямая аллюзия на перечень деревень из поэмы Н.Некрасова «Кому на Руси жит хорошо». На обширных колхозных полях над ними насмехается бригадир, так как запросы их скромны, всего один «Камаз», а предлагаемая взятка невелика. Им вызывается помочь рядовой колхозник, и в разговоре с ним выясняются интересные вещи. Оказывается, что помидоры, проданные, но не указанные в отчетах, дают возможность учиться в Англии детям председателя. Помидоры, украденные с полей, - нормально жить простым колхозникам. «Что же остается государству?» – задается вопросом герой рассказа. Ему, родному, остается гниль, которая на заводе перегоняется в томатную пасту, и где работает та же схема: продажа «налево» одних, воровство других. И дети директора завода, вероятно, учатся за границей, семьи рабочих как-то выживают. Вот уж, действительно, помидоры – Сеньеры. И это не сказка Д. Родари, а грустно-ироничная действительность России 90-х годов. России, где государство будет продолжать субсидировать лжеубыточные колхозы и заводы, закрывать глаза на воровство по одной-единственной причине – не усиливать недовольство народа. «До чего дошли? Куда идти дальше?» - спрашивает себя герой. Ответа он не находит, отсюда и открытый финал рассказа. В 12 из 26, размещенных в сборнике рассказов, присутствуют сквозные герои. Это бывшие учителя, по-видимому, неплохие, так как в рассказе «Смертельный бизнес» учительское прошлое спасает им жизнь. Они представили «потерянного поколения 90-х», тех тридцатилетних, которые состоялись в советское время, но никак не могут интегрироваться в новое время, время реставрации капитализма. У героев разнополюсные характеры: один оптимист, другой – скептик. Все их бизнесначинания заканчиваются неудачей, так как они совестливы и наивны. Ю. Баранов не успел завершить работу над произведением «Из пожелтевших тетрадей прапорщика Арабова». Об оригинальности его формы свидетельствует и подзаголовок «военно-сатирический роман». Е.Триморуку немногим за тридцать и после написания трех сборников стихотворений он обращается к прозе. Молодого писателя трудно упрекнуть в выборе легкого пути: он обращается к такой сложной жанровой форме как антиутопия. Первый сборник стихотворений Е.Триморука «Касание языческих богов» был посвящен К.Бальмонту, сборник рассказов «Выбор смерти» вполне мог бы быть посвящен В.Набокову. Но кто из русских постмодернистов этого влияния избежал? Многочисленные аллюзиии и реминисценции, контаминации имен и названий произведений, их рассечение и искажение – всем этим наполнены рассказы-антиутопии Е.Триморука. Есть достаточно прозрачные. Такой герой как Кириллов (рассказ «Выбор смерти») явно отсылает нас к сознательному самоубийце из романа Ф. Достоевского «Бесы», в литературный план рассказа органично вписывается имя героини Гедда Ганская, что дает и пьесу Г. Ибсена, и рассказ И.Бунина. Есть и более сложные – Лени Рифенберг, Ева Ун-Бра (рассказ «Больная речь»). Проявляя милосердие к читателю, автор главную героиню рассказа называет Адельф Тег-Лир, давая тем самым понять, что отсылает нас к истории Третьего рейха. В рассказе, давшем название сборнику, человеку дано выбрать способ неизбежной ранней смерти, никому не дано умереть в своей постели, такова воля тоталитарного государства. Как человек с двумя высшими образованиями (филфак и Литинститут) автор прекрасно знает, что такое прием затруднения чтения. Оправдан ли он в рассказе, самой простой повествовательной форме, судить читателю. Найдет ли автор среди них соучастников или они предпочтут остаться потребителями, как большинство в последнее время? Молодой прозаик рискует, пытаясь обрести собственное дыхание и неповторимый голос. Пусть пока вполне современным штрихкодовым способом, но будем надеяться в дальнейшем на некий полноценный жанровый код рассказа-антиутопии. Романная традиция, что совершенно оправданно, в сборнике на втором плане, хотя главное, то, что присутствует и у Е.Замятина, О.Хаксли, Д.Оруэлла - опрокинутость мира, безусловно, есть и в рассказах-антиутопиях Евгения Триморука. Эту перевернутость Новейшего времени замечательно передает Г.Иванов в строчках: Друг друга отражают зеркала/Взаимно искажая отраженье. Если условность у В.Аксенова и В.Войновича только в основании сюжета их романов «Остров Крым» и «Москва 2042», то у Евгения Триморука она в основании художественного мира. В одном из лучших рассказов сборника «Талейранова клятва» даже существует некий надзорный над обществом орган Служба Бессмысленных Условностей. Сокращение СБУ дает активную и ядовитую актуализацию. В рассказе - предательство морально-этическая норма жизни общества. Это подержанно алфавитом рассказа, где упомянуты такие персонажи, как Сагайпадский и Скородачный. Абсолютно прозрачна этимология фамилии главного героя - Мазепский. Так автор видит историю соседнего нам государства. В финале рассказа главный герой отправляется в затяжной отпуск. Сам автор говорит о том, что эти он как бы оттягивает близость смерти постоянно, словно парашютист навстречу с опасной землей при прыжке. Е. Триморук считает, что «само слово «смерть» слишком деликатно, его стараются обходить стороной; во многих антиутопиях слову смерть находят приемлемые синонимы, например, в фильме «Эквелибриум» слово «смерть» заменяют словом «процедура», «затяжной отпуск» - это и синоним смерти, и уловка для тех, кто боится исчезнуть или умереть». Если набоковский герой «Приглашения на казнь» виновен тем, что он случайно не прозрачен, как все, то герои рассказов Евгения Триморука виновны экзистенциально, самим своим существованием. В рассказах «Молчание Морфа», «Дети зла», чтобы закольцевать картину опрокинутого мира, автор рисует портреты властителей или тех, кто стремится ими стать. Не обходится и без пародийного модуса повествования, в частности, показана победа феминистского начала в будущем государственном устройстве. Устройстве, где нет места любви, или она, в лучшем случае, имеет извращенный характер (рассказ «Молчание Морфа»). В рассказе «Идущие во тьме» любовники и любовницы нумеруются, как одежда в театральном гардеробе. Настолько обезличенный мир, где индивидуация невозможна даже через высокое чувство любви, заслуживает аппокалипсической участи. Это и собирается ему обеспечить, нажав пресловутую кнопку, герой рассказа «Призрак Герострата». Достается от автора и «венскому шарлатану» (так В.Набоков называл З.Фрейда). В рассказе «Гибель учителя» показан мир, основанный на законе сублимации, доведенном до абсурда. Преследуется даже легкий намек на сексуальное желание, не говоря уже о попытке его реализации. Чем не сегодняшний дурной западный культ гендерного равноправия? Рассказ построен несколько проще, чем остальные рассказы сборника. Аллюзия на знаменитое стихотворение А.Рембо «Гласные» (все героини маркированы гласными французского алфавита), имеющем, как эротические, так и колористические трактовки не слишком усложняет его понимание. Основной пафос всего сборника рассказов-антиутопий – обезличивание человека в обществе сохраняется. Как и один из героев Набокова автор сборника прибегает к пародии, как к подкидной доске воображения. Сложно! Но согласно теории систем сложные системы устойчивее простых. Будем надеяться, что из этого Хаоса, придуманного молодым писателем, родиться какой-то новый мир, и если уж не дивный, то, по крайней мере, новый и художественный. С. Ратмиров нашел себя не только в области литературоведения, но и в жанре исповеди. Свою творческую и духовную позицию он высказал в фундаментальном исследовании «Исповедь русского путника», которую назвал опытом историко-философского и богословского исследования. Однако в этом, казалось бы, научном исследовании С. Ратмиров предлагает рассмотреть путь человека творческого от начала Бытия до современного состояния. Данное исследование, состоящая из пяти книг, хоть и названо Исповедью, но совмещает в себе и проповедь, и лирические отступления, и личные переживания автора, в которых проявляется четкая нравственная позиция православного мыслителя. Книга издана в издательстве «Флинта» «Наука» (Россия, Москва). Творчество В. Майдуровой характеризуется хроникальностью повествования («Памятью дотронуться»), воспоминанием о прошедшем («Папа никогда не вернется»), что помогает читателю нравственно самоопределиться. Она является автором романа «Тонкой веточкой рябины», который опубликован в Тирасполе в 2015 году. Семейная хроника — жанр литературы, предметом которого является изображение жизни нескольких (как правило, от двух до четырёх) поколений одного семейства. Классическим примером является роман Т. Манна «Будденброки», имеющий в первом издании прозрачный подзаголовок «история гибели одного семейства». В приднестровской литературе сделана попытка приблизиться к созданию семейной хроники четырех поколений. Роман-хроника « Тонкой веточкой рябины» охватывает период жизни героини романа с пятилетнего возраста и до наших дней. Грозные послевоенные годы Великой Отечественной войны, голодовка 1947-1949 годов, горькое сиротство закалили характер маленькой героини. Забота ближних помогла выжить в труднейшее время послевоенной жизни. Все перипетии ее жизни, поступки, преданность делу актуальны и для нашего поколения и общества. Актуальность романа бесспорна. Каждый читатель невольно сопоставит свою жизнь с поступками и судьбой героев произведения. Безусловно, проза Приднестровья не исчерпывается названными авторами. Продуктивен в жанре мемуаристки И.Ильин (ветеран полка «Номандия-Неман», кавалер ордена Почетного легиона). Война в памяти писателя, и он часто к ней обращается в своем творчестве. Дышит гражданским пафосом проза Н. Бондаренко. В творчестве прозаиков Приднестровья широко представлены жанры малого объема: рассказ, новелла. Их отличают простая композиция, ненавязчивая философичность, интерес к разработке лексических форм. Публицистичность проявляется в них особым образом - даже полностью вымышленные произведения основываются на реальных событиях, произошедших в годы Великой Отечественной войны, в перестроечные времена, в период боевых действий 1992 года, происходящих в наши дни. Яркостью деталей, достоверностью, сочностью языка отличаются повести Н. Корытника. Те же достоинства в сочетании с ироничностью присутствуют в прозе В. Кожушняна, у которого есть еще одна яркая черта - речевые портреты персонажей. В традициях школы потока сознания пытается работать Р. Кожухаров, чьи рассказы не содержат излишней описательности, глянцевого отображения окружающей действительности. Автор пытается проникнуть в психологию поступков героев, добраться до уровня подсознания. Приднестровские новеллисты Г.Воловой, Т.Кушнарева, Е. Обухов выделяются лаконизмом и продуманной экономией используемых средств, обеспечивая динамизм сюжета морально-нравственной, социально-бытовой проблематики. В жанре лирической миниатюры работают И.Ткаченко, Н. Божко. У каждого из этих авторов свое понимание действительности, отражающееся в миниатюрах, важную роль здесь играют и возраст, и житейский и писательский опыт. Л. Литвиненко на протяжении нескольких десятилетий работает в области публицистики, его очерки посвящены впечатлениям о зарубежных командировках, реалиям сегодняшнего дня. Ю. Анников также несколько десятилетий пишет о людях, живущих в Приднестровье, его очерки проникнуты любовью и уважением к своим героям. Произведения приднестровских авторов часто можно увидеть в альманахах «Взаимность», «Литературное Приднестровье», журналах «Днестр» и «Тирасполь - Москва», где они выражают свою художественную и гражданскую позицию. Темы для рефератов Тема 1. Морально-этическое послание в творчестве С. Ратмирова Тема 2. Своеобразие духовной поэзии приднестровских авторов. Тема 3. Основные мотивы в женской лирике поэзии Приднестровья Тема 4. Поэзия поэтов-фронтовиков Приднестровья. Тема 5. Своеобразие творчества О. Юзефовича.
«Проза Приднестровья» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 148 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot